Предлагаем вниманию читателей текст из сборника, подготовленного к печати нашим постоянным автором профессором Зораном Милошевичем (Институт Политических Исследований, Белград, Сербия)
Два года после Майдана 2013-2014 гг. Украина неуклонно идет по пути разрыва остатков экономических связей с РФ. В результате она утрачивает рынки сбыта своей промышленной и сельскохозяйственной продукции в России, теряет торгово-экономические преференции в двусторонних отношениях. Серьезнейшим образом страдает украинский рынок труда - отчасти из-за сокращения производства (опять же вследствие утраты позиций на российском рынке), отчасти из-за ужесточения миграционного законодательства (как России, так и Украины). Если раньше украинцам не составляло никакого труда поехать на заработки в Подмосковье, то теперь пересекать российско-украинскую границу становится все трудней и трудней.
Ситуацию могла бы исправить интенсификация процессов евроинтеграции Украины. Однако и здесь, мягко говоря, не все хорошо. Пока что Евросоюз в основном только берет, давать же не спешит. Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина вынуждена исполнять ряд требований не только экономического, но и политического характера в части проведения внутренних реформ.
Неоднозначность процесса евроинтеграции Украины для самой Украины признают даже западные аналитики.
Например, обозреватель и колумнист британской газеты The Times Роджер Бойз высказал мнение, что ЕС цинично обманывает Украину и лишь притворяется, что хочет видеть её в своих рядах. Обозреватель полагает, что Украина никогда не станет членом ЕС. Среди причин он выделяет большое количество безработных украинцев, готовых ехать на заработки, а также общий кризис Евросоюза. (1)
Профессор Норвежского института стратегических исследований Эрик Райнерт еще в октябре 2015 года указывал, что в соглашении об ассоциации отсутствует равенство партнёров - в частности, оно «содержит положения, согласно которым, если украинская промышленность будет мешать европейской, то будут установлены ограничения на экспорт». (2)
Многие украинские эксперты так же не разделяют еврооптимизма украинского президента и правительства, считая, что подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли и даже теоретическое членство Украины в ЕС крайне невыгодны самой Украине. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся снижение пошлин практически на все товары, и увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны. (3)
Только снижение доходов бюджета, по некоторым оценкам, ежегодно может достигать 10-15%. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами и европейскими стандартами, которые сегодня на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база, которой на Украине нет даже в проекте. (4)
18 января 2016 года уже после вступления в действие соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС, агропромышленник, миллиардер и внештатный советник президента Украины Ю.А. Косюк заявил в интервью «Голосу Америки», что ЗСТ - «это обман Украины», и на самом деле «никакого открытия рынков не произошло... Европа говорит о ЗСТ с Украиной, и одновременно подписана куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров». Косюк, в частности, указывает, что «для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования». (5)
По данным Информационной компании «ПроАгро», по состоянию на 08 января 2016 г. были открыты квоты на беспошлинную поставку в ЕС 295,440 тыс. т. украинской пшеницы, и 3,790 тыс. т. украинского ячменя, что составило, соответственно, 31,10 % и 1,52 % от годовой квоты. Квота на импорт кукурузы в размере 400 тыс. т. была выбрана импортёрами полностью (6).
Таким образом, к началу февраля основные квоты Украиной были исчерпаны. В середине марта были практически полностью исчерпаны и оставшиеся квоты на менее значимые товары.
Наиболее прибыльные и наукоемкие производства внутри ЕС размещаются в Германии и Франции. Украина же в рамках интеграции с Европой переживает деиндустриализацию, утрату экономической самостоятельности, уничтожение производственных цепочек.
Следует отметить, что при этом сама Европа не проявляет единодушия в вопросе Украины, что наглядно продемонстрировал отказ Нидерландов от ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Отчасти это объясняется нарастающими центробежными тенденциями в Евросоюзе. Если раньше эти тенденции были в значительной степени скрыты от глаз «стороннего наблюдателя», то пресловутый Brexit оставил никаких сомнений в их существовании и реальных последствиях.
Переживающий глубокий кризис Евросоюз стремится решить хотя бы часть своих проблем за счет младоевропейских государств, в том числе Украины. Среди недавних примеров - ситуация с мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока, которых страны европейского «ядра» упорно пытаются «перенаправить» в Восточную Европу.
Какова же должна быть политика украинского руководства в сложившейся ситуации?
Идеальный вариант таков: оно должно заручиться поддержкой собственного населения, получить от него мандат доверия на дальнейшие шаги. Сделать это можно посредством проведения общеукраинского референдума о моратории на выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС. Если украинский народ на таком референдуме поддержит евроинтеграционные интенции правительства, ну что ж, так тому и быть. Если нет - тогда у Украины появится шанс все еще раз спокойно обдумать, и, возможно - чем Бог не шутит - остановится на краю обрыва.
Однако, как было сказано, проведение такого референдума - это идеальный вариант. Надеяться, что группировка, стоящая ныне у руля страны, обладает достаточным здравомыслием и чувством долга, для того чтобы на него решиться, к сожалению, не приходится. Поэтому вся надежда - на элиты наиболее экономически развитых регионов Украины, то есть элиты, больше всего (после, разумеется, народа) страдающие от, мягко говоря, не слишком продуманной стратегии евроинтеграции и темпов ее реализации.
Именно элиты Одессы, Харькова, Запорожья могут сегодня попытаться инициировать в своих регионах местные референдумы, на которых население получит, наконец, возможность четко сказать, так хочет все-таки оно в Европу или нет.
Александр Мельничук, Харьков
(1) http://www.thetimes.co.uk/tto/opinion/columnists/article3932912.ece
(2) http://minfin.com.ua/2015/10/09/9985592/
(3) http://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/ekspertiza/sojuz-ili-zona_arhiv_art.htm