Опасный герой

21 мая - День памяти Кузьмы Минина

20.05.2016 707

 

 

Мне стыдно... За Россию, за всех нас... А уж за нынешних правителей «расейских» и вовсе устал стыдиться... В данном случае стыдно, до боли в сердце за то, что сегодня, 21 мая 2016 года, не воздадим должное памяти о моем земляке нижегородском земском старосте Кузьме Минине, в полном смысле народном герое, спасителе Отечества, чья душа упокоилась ровно 400 лет назад!

Откуда это знаю - заранее? Ну, то, что «не воздадим», «должное»? Статья, представленная вниманию читателя, выходит на РНЛ именно 21 мая (с редакцией согласовано), а за этот день мало ли что может произойти!

Знаю! Произойдет. Дежурное возложение цветов, венков к некоторым «памятным местам» (акцентирую - К НЕКОТОРЫМ), не менее дежурные речи представителей власти, общественности, священнослужителей (регламент «возложений» не позволит, чтобы не дежурно)... В некоторых же храмах пройдет лития...

Знаю потому, что с 1998 г., то есть почти два десятка лет, когда был создан в Н.Новгороде Фонд Минина и Пожарского, занимаюсь проблемой увековечивания памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг. Как публицист, общественный деятель, если хотите, просветитель. Лично знаком с учеными, краеведами, кои так или иначе работают в этой тематике (их, на самом деле, немного), на чьи труды в своих публикациях и ссылаюсь... Сделано за эти годы многое.

Например, России возвращено ее исконное всенародное празднество 4 ноября - День Казанской иконы Божией Матери (новое и светское название - День народного единства), что подтолкнуло к восстановлению множества исторических памятников, храмов, из небытия возвращено немало героических имен Смутной поры.

 

* * *

 

А ТЕПЕРЬ СРАВНИТЕ.

Ровно сто лет назад, 8 мая (21 мая по н.ст.) 1916 г., на День памяти Кузьмы Минина, в разгар Первой Мировой войны, Российская империя с имперским же размахом поминала своего героя. Поминала во всех городах и весях, но особые торжества пришлись на Москву, которую Народное ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы, князя из Рюриковичей Дмитрия Пожарского эту саму Москву освободило. А также - на мой родной Нижний Новгород. Молодцы тогда были нижегородцы! Но - и власти!

В тот день в Н.Новгороде многотысячный Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича прошел по пути, по которому Минин, как сообщали тогдашние СМИ, «вел нижегородское ополчение на спасение Москвы». Крестный ход вышел на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского), где раздалось опять-таки многотысячное православное пение «вечной памяти» Кузьме Минину. Еще на площади прозвучала «слава» Минину, патриотические гимны в исполнении тысячного почти что профессионального сводного хора, о котором современный Нижний может только мечтать, - петь нижегородцы, и взрослые, и дети, в наши времена в большинстве своем разучились. Затем состоялся парад местных войск и воспитанников учебных заведений. А затем - торжественное заседание городской Думы и ученой архивной комиссии (НГУАК) с приглашением гостей из многих регионов страны. Благо, что горДума с площадью и народом была рядом...

По поводу НГУАК - Нижегородской губернской ученой архивной комиссии под председательством замечательного ученого А.Я. Садовского. Эта комиссия на протяжении многих лет вела упорное «следствие», касаемое родословной Кузьмы Минина. Об итогах «следствия» А.Я. Садовский на торжественном заседании городской Думы и доложил тогдашним депутатам, всем нижегородцам, а, в общем-то, всей России. Из его доклада следовало, что мы, граждане России, мало что знаем из биографии Кузьмы Минина, сведения о нем и его семье противоречивы, а нередко и лживы, более того - неправильно мы, его потомки, Кузьму Минина именуем!

А.Я. Садовский проанализировал купчую начала 17-го века, по которой, как ранее, в середине 19-го века в журналах публиковалось, было установлено «истинное имя» Кузьмы Минина. Публиковалось ранее следующее: «А в межах тот мои двор подле Кузьмы Захарьева сына Минина Сухорука, а по другую сторону Почаинскои враг...». А.Я. Садовский обнаружил оригинал той купчей, он гласил - «в межах тот мой двор подле Кузьмы Захарьева сына Сухорука». Недобросовестная рука приписала - «Минина», так и опубликовали. Подлог! И... пошло, как мы, русские, говорим, и поехало!

Драматург А. Островский пишет пьесу «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». У титулованного историка Н. Костомарова имеем «Козьма Захарыч Минин-Сухорук». М. Булгаков в 1936 г. пишет либретто на музыку Б. Асафьева к опере «Минин и Пожарский», где некий Кузьма Захарыч - главное действующее лицо. В 1938 г. журнал «Новый мир» публикует роман В. Костылева «Козьма Минин», где - «Козьма Захарович». На фронтах Великой Отечественной войны сражается бронепоезд «Козьма Минин». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «полное имя - Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий». «Советская историческая энциклопедия», 1966 г.: «Минин, Захарьев Сухорук, Кузьма Минич»...

«Захарычи», «Козьмы», «Сухорукие»... Бедный Кузьма Минин!

В то же время, если верить летописям, Кузьма Минин - «Сухорук». Может, изъян какой имел, болезнь или травму руки? Ну, правильно - только увечный, урод на спасение Руси и сподобен! Отсюда он - «Сухорук»... Да, в общем-то, ниоткуда.

Русские летописные своды, где упомянут Кузьма Минин, составлены гораздо позже.

В Никоновской летописи, например, читаем: «Нижегородец имяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук». В «Новом летописце» тоже: «Един же от них нижегородец имеяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук...»... Для честного историка проблема в том, что эти летописные своды были составлены через десятилетия после деяний и кончины героя. В прижизненных же документах Кузьма Минин, где фигурирует его имя, неизменно «Кузьма», неизменно - «Минин», но никакой не «Сухорук»! Возьмем хотя бы царскую грамоту «О пожаловании... Кузьму Минина в... думные дворяне»...

Но и Козмой, Козьмой героя при жизни никто не величал!

При крещении, скорее всего, нарекли будущего героя «Косма́», по имени одного из православных святых (греч. Κοσμᾶς (Cosmas), серб. Козма, в русской традиции Кузьма). Однако первых из Романовых тянуло на «греческий (или - «византийский») лад» - отсюда и пошла Никоновская реформа. И стало модным - более «высокого штиля», то есть «Козьма»... Напомним также, что при первых «Романовых» активно и повсеместно жгли летописи. И переписывали заново!

Так что прав был А.Я. Садовский, председатель упомянутой выше НГУАК (см. Садовский А.Я. Одно ли лицо Кузьма Минин и Кузьма Захарьев Минин Сухорук. - Н.Новгород, 1916). Александр Яковлевич на торжественном заседании горДумы не только предъявил подлинник злосчастной купчей - он поднял другие документы, касающиеся указанного в ней Захара, его детей Кузьмы и Игната, иных нижегородцев, именуемых в нижегородских документах начала XVII в. Сухорукими, Безрукими, Сухоруковыми и Безруковыми. И предложил называть героя так, как тот сам себя и окружающие его называли, - Кузьма Минин!

 

* * *

 

С ИМЕНЕМ ГЕРОЯ, вроде, разобрались?

Отнюдь! «Оченно» это сложный вопрос! Есть еще одна ипостась, и чрезвычайно позиционируемая, - это «малая родина» Кузьмы Минина. Я по поводу Балахны...

Считается, и большинством в России, что Кузьма Минин родом из городка Балахны под Нижним Новгородом. Там, как уверяют, он в семье солепромышленника родился, потом переехал в Нижний.

А было так. В середине 60-х годов прошлого века один молодой талантливый ученый-историк из г. Горького, активный, готовый к «бою», эту версию озвучил. Другой ученый, мэтр, авторитет из Москвы, его поддержал. Поддержали молодого и в Балахне, И стал он доктором исторических наук. А потом умер. Но версия пустила крепкие корни!

Между тем, еще в середине 19 в. П.И. Мельников-Печерский писал: «В городе Балахне есть купеческая фамилия Мининых; ГОВОРЯТ, она происходит от одного из братьев Козьмы». Но... мало ли кто и что ГОВОРИТ! «...утвердительно сказать этого нельзя, потому что у нас, на Руси, всякий имевший отца Мина назывался и называется МИНИНЫМ» - об этих и других однофамильцах иронизирует писатель.

К версии о балахнинских корнях Кузьмы Минина в 80-х годах прошлого века с превеликим сомнением отнесся известнейший советский историк В.И. Буганов (см.: Буганов В.И. «Выборный человек всею землею» Кузьма Минин// Вопросы истории. - М., 1980. N 9. С. 102)]. И уже в «нулевых» годах текущего века решительной критике ее подверг нижегородский архивист Б.М. Пудалов, (см. Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195, или мою работу «Кузьма Минин - родом из Нижнего!«). И окончательный крест на балахнинской версии поставило исследование С.В. Сироткина, сотрудника РГАДА - Российского государственного архива древних актов «Братья» и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд« (Труды участников международной научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). - Нижний Новгород: Редакционно-издательский отдел Центрального архива Нижегородской области, 2010. - 552 с., ил.).

 

А теперь внимание, читатель! Открываем вездесущую интернет-Википедию в разделе «Кузьма Минин», читаем: «Кузьма́ Анкудинович Ми́нин (полное имя Козьма́ Ми́нин Заха́рьев Сухору́кий». Ясно? По современной пропагандируемой версии Кузьма Минин не только Козьма́, не только Заха́рьев, да еще и Сухору́кий - он Анкудинович! Дело в том, что Анкундином был некий солепромышленник из Балахны, которого приписали в родню (в отцы, в деды?) народному герою! И вся эта абракадабра - россыпью по интернету, по электронным и печатным СМИ!

 

И представьте. Старшеклассник, студент пишет реферат по Смутному времени, учитель средней школы готовится к тематическому уроку... Как назовут они народного героя? А вот как захотят, или как написано, так и назовут! Потому что времени на «изыскания» в наш «скорострельный» век ни у кого нет!

 

Беда еще и в том, что в школьных учебниках про героев Нижегородского ополчения всего пара абзацев. И учебники разные. И «буровит» молодое поколение про Кузьму Минина, кому что не лень. Он, де, «Сухорук-Захарыч-Анкундинов» из Балахны и «лавочник» из Нижнего! Или - «мясник», или - «говядарь». Неужто, в Нижнем начала 17-го века, в котором населения-то насчитывалось до 5,5 тыс. человек, на нынешний райцентр, кто-то из торговцев имел столь узкую специализацию, как «говядарь», «мясник»!

 

Нет бы сказать уважительно - русский купец!

 

Но ведь нигде «не прописано»! А Мельникова-Печерского и Садовского вкупе с Бугановыми-Пудаловыми-Сироткиными кто же нынче читает?

 

Да и вообще - мало сейчас читают... Зато - Минин спас Россию! Как спас? А кто ж его знает... Спас - и все тут! А «Крым - наш!». Я не шучу - постоянно опрашиваю молодежь по этому поводу, ответы именно такие. Не верите? Опросите сами...

 

Так как же звали народного героя? Звали его - без затей!

 

Отчество и фамилию (получив думное дворянство) он имел по отцу Мине - «Минич», «Минин». Следовательно - Кузьма Минич Минин.

* * *

 

 

 

ПОМИНАЯ КУЗЬМУ МИНИНА, мы должны знать и обстоятельства смерти героя.

 

Что следует из архивных источников?

 

Следует, что в июне 1613 г., жалуя Минина «думным дворянином», царь повелел ему «быти всегда в Москве при нем, государе, без отступно и заседать в палате»... Минин не только «заседал», но неоднократно выполнял личные распоряжения царя. И в начале февраля 1616 г. с боярином Ромодановским прибыл в Казань, где «черемиса заворовала». По дороге обратно занедужил Кузьма Минин.

 

И пишет хронограф: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало». Предположительная дата кончины героя - 21 мая по н. ст., отмечалась всею Россией вплоть до 1916 г. как День памяти Кузьмы Минина... Отчего же и где - «не стало»? Нам важны все обстоятельства, связанные с биографией народного героя, тем более обстоятельства его кончины! А кончина тоже была неординарная - на государевом посту, при службе Отечеству!

 

Обстоятельства, мало кому известные, таковы:

«На речке Унге, что течет в Чебоксарском районе Чувашии, злой холодный ветер рвет кусты, свистит в травах и метет по дороге колючую пыль. Из набегающих темных туч летит снег, роится у земли, подчиняясь ветру - где положит. А то вдруг все стихнет, и можно спокойно постоять на берегу Унги, рассмотреть ее зеленоватые воды и представить, какой она могла быть, когда к ней подошло войско Кузьмы Минина и князя Буртаса. Если она была полноводной, то глубокой - оба берега высокие. Через нее и дер-нулось войско по ненадежному весеннему льду.

Как же оказался Кузьма Минин у этой реки?

После освобождения Москвы от иноземцев и иноверцев Кузьма Минин перешел на царскую службу. Надо было выправлять дела в «расхристанном» государстве, укрепляя его основы.

Четвертый год не покидал Минин конского седла. Неспокойно было в Поволжье. Развелись лихие люди, что «многие места повоевали и села и деревни жгут, и многих людей в полон емлют и побивают».

В декабре 1615 года в Казань для следствия выехал по царскому указу отряд, в котором был и думный дворянин Кузьма Минин. К этому времени он уже имел этот почетный титул. Сделав свое дело, отряд возвращался в Москву...

От реки Унги до крепости Буртаса один дневной переход - совсем недалеко. Может быть, и вел Буртас в свою крепость Минина и войско, чтоб сделали они передышку после трудного многомесячного похода. К тому же Кузьму Минина одолела простудная хворь.

Внезапно лед под конницей провалился, и Буртас с Мининым оказались в холодной воде.

До крепости отряд дошел, но Кузьма Минин совсем разболелся, и выходить его не удалось. Он умер в крепости Буртаса под дубом, куда его выносили греться на весеннем солнышке».

Я процитировал выдержку из статьи «Третий человек в ополчении« моего давнего друга и коллеги известного и особо почитаемого в Нижнем журналиста Вячеслава Федорова. Слава - это нечто! Слава - это эпоха! Работал я с ним еще в начале 80-х годов в областной популярной газете «Ленинская смена» (наш тираж был около 180 тыс. экз.). Слава был гораздо старше, а умен - «как поп Семен»! Я всегда брал со Славы пример, беру и сейчас (Вячеслав Вениаминович, ты меня слышишь?!). И вот этот журналист-»волчара» случайно оказывается в Чувашии, «цепляет», «раскручивает», прославляет и местного знатного воеводу-ополченца Буртаса, и Нижегородское ополчение в целом, и Минина, и речку Унгу, и дуб... Тут тебе и не абстрактная, а реальная дружба народов, и просто дружба, и преданность Родине... Высший журналистский пилотаж!

 

Подчеркиваю - Кузьма Минич Минин погиб на боевом посту!

 

 

 

* * *

 

 

 

ПРО ЦЕРКОВНОЕ ПОЧИТАНИЕ Кузьмы Минина, особенно в день его кончины, - разговор особый.

 

Если кратко, то на протяжении последних двух десятилетий были неоднократные обращения рядовых православных верующих в Патриархию, лично Патриархам, иерархам Русской Православной Церкви по поводу канонизации, церковного прославления Кузьмы Минина и его боевого соратника князя Дмитрия Пожарского. По мнению верующих, военный и духовный подвиг этих истинно народных героев равноценен деяниям святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, навечно золотыми аршинными буквами вписан в историю России и Русской Православной Церкви.

 

В принципе, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, чьи имена невозможно разделить (как имена русских святых Бориса и Глеба, Петра и Февронии...) уже местно чтимые святые. О чем свидетельствуют их лики, запечатленные на иконах, исполненных известными иконописцами и хранящихся в храмах Нижегородской и Ивановской областей (см. мою статью на РНЛ «Первый образ«). Также существуют подробнейшие исследования, обоснования, касаемые величайшего православного подвига Кузьмы Минин и Дмитрия Пожарского (см. в интернет-сети).

 

Однако Патриархия, ее ответственная комиссия годами молчат...

 

* * *

В РОССИИ ДО СИХ ПОР нет ни одного музея народного героя Кузьмы Минина (если не считать небольшой экспозиции-новодела в Балахне). А нет музея, нет и системной научной работы, не знает Россия доподлинно даже то, как же его, героя, звали.

 

Нет и ни одного музея Народного ополчения 1611-1612 гг. Ни одного! Словно бы и не было ополчения!

 

Не снято современных фильмов, сериалов, в которых бы толково, зримо народу объяснили, что же это такое особенное 400 лет назад в России случилось!

 

Не издаются по нашей тематике книги (впрочем, их, книги, все равно мало кто читает). Нет телепередач. Местные «патриотические» гранты выписываются на малозначимые, но дорогостоящие мероприятия, например, на ежегодный велопробег в мае, в канун Дня памяти Кузьмы Минина, от Н.Новгорода до Балахны. Называется этот велопробег «Дорога Минина».

 

Какое отношение велосипеды и велосипедисты имеют отношение к подвигу Кузьмы Минина и его кончине, трудно объяснить. Да и выходило Ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, из Нижнего зимой (какие тут, елы-палы, велосипеды!). Однако организаторам мероприятия из года в год от областной казны «капает» и «капает», и говорят, что неплохо организаторы живут!

 

Такое ощущение, что кое-кто, в особенности из властных структур, боится, и очень, земского старосту Кузьму Минина! А вдруг герой возьмет да и вернется, «воспротивится» и всенародно спросит - как говорят, по полной!.. Кузьма Минин - он может! Опасный, понимаешь ли, герой!

 

Что будет ответить? Вот и мутят ребята...

 

И что же нам, православным, в этих условиях остается?

 

А давайте элементарно - поставим в этот день свечку! За упокой души раба Божиего Кузьмы Минина!

 

И вечная ему память!

 

Сергей Скатов, координатор движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание»

 

Нижний Новгород

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Скатов:
Монастырская или… лядова?
О III Общественных слушаниях «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода»
06.02.2020
Образ раздора… Или недоразумение?
Вернуть казачеству православную святыню!
14.10.2019
Вместе навсегда!
С открытия Московского культурно-просветительского центра «Дзалиса»
01.10.2019
Ситуация в Отечестве тревожна!
К неутешительному выводу пришли участники заседания Нижегородского отделения МОО «Русское Собрание»…
06.09.2019
Даешь вкладыш в паспорт!
В поддержку акции Движения «Народный Собор»
18.07.2019
Все статьи автора