Три письма по восточному вопросу

10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской Народной линии

Новости Москвы 
0
2249
Время на чтение 13 минут

 

Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем его «Три письма по восточному вопросу».

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Три письма преосвящ. Феофана по восточному вопросу // Православное обозрение. - 1877. - Т. 1. - N3.- С. 602-609. Отд. оттиск: Три письма преосвящ. Феофана по восточному вопросу. - [М.]: Унив. тип. (М. Катков), 1877. - 8 с.) подготовил проф. А. Д. Каплин.

Название и предисловие - составителя. Постраничные ссылки (журнала «Православное обозрение») по техническим причинам заменены концевыми.

+ + +

Письма по восточному вопросу (1876-1877) занимают особое место в духовном наследии святителя Феофана. Написаны они к А.В. Рачинскому.

Александр Викторович Рачинский (1826-1877) - дипломат, писатель, историк.

Во время Крымской войны вступил в ополчение. С 25 июня 1855 года по 13 апреля 1856 года находился в гарнизоне крепости Измаил, где успел изучить сербский и болгарский языки.

В октябре 1859 г. назначен управляющим вице-консульством в Варне. Эту должность он занимал до 1 мая 1862 г. Вернувшись в Россию, поселился в своем имении, селе Минине, виделся со своими друзьями М.П. Погодиным, М.О. Бодянским и др., занимался небольшими литературными работами и основательно изучил польский язык.

В 1867 г. вышел в отставку, поселился в Ниловой пустыни (Тверской губ. Осташковского уезда), где занялся изучением монастырского архива, результатом чего явился его исторический очерк: "Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования" (М., 1876).

В январе 1875 г. он опять поступил на службу - в Московский Главный архив Министерства иностранных дел, делопроизводителем VIII класса, и эту должность занимал до самой смерти, последовавшей 9-го апреля 1877 года. Перед смертью он занимался разбором бумаг, оставленных князем Александром Михайловичем Голицыным и переданных его племянником князем Сергием Михайловичем Московскому архиву Министерства иностранных дел. Из этих бумаг он напечатал несколько важных исторических документов.

+ + +

 

Три письма Преосвящ. Феофана по восточному вопросу[i]

1 ноября 1876 г.

Милость Божия буди с Ваши, Александр Викторович!

Спешу ответить Вам, да и ход дел спешит. Поверни, Господи, все на добро.

Видите ли, великий богатырь народился. Прежде славянофилы действовали отдельно, кто как, и кто где мог. Ныне общее движение охватило всех зараз... Это живое чувство братства с сознанием обязанности ко взаимной помощи и заступничеству я называю нарождением богатыря. Его убить теперь уж никто не может. Началось движение; будет рости, рости, - пока...                                            

Спрашиваете о письме моем, можно ли его пустить в ход. Ничего не имею сказать против. Посмотрите только, нет ли резких суждений о греках. Эти строки или опустите, или выправьте, смягчая резкость[ii].

Я был той мысли, что отособление иерархии болгарской даст центр раздробленным болгарам, а потом и далее... само собою видно чтό... Стряхнули бы сидящих на хребте. Но вот поворот сделался. Что выйдет, не видно, но, полагаю, не выйдет ничего вредного для болгар. Высвобождение их будет в ходу, и успособится.

Война! Конечно, лучше бы без войны все уладить. Но если нет; то лучше война. Благослови Господи!

Надо бы черногорцам и сербам что-нибудь прибавить; а болгарам, боснякам и герцеговинцам дать самоуправление, полное, -только с платежем дани... Это бы и туркам легче. Гонор только страдает. Но что делать, когда они стали без головы?

И со всем бы порешить турок-то не худо бы. Не знаю, от чего это говорят: - время не пришло. Пакостники англичане так говорят, потому что выжидают минуты, когда им можно будет одним завладеть всем. А мы думаем, что политическая некая есть неготовность. Пустое!

Можно устроить независимые королевства или княжества славянские... Можно состряпать из них федерацию... Константинополь-Франкфурт... Малая Азия - особо. Там армянское царство... и позабыли... А турки - убирайся, откуда пришли.

Нынче-завтра, - будет сие. Егда и Саул во пророцех? Но подобные мечты давно ходят по моей голове.

Турки - не туземцы. И не след им вечно сидеть на чужих хребтах. И гадкий народ! Ну - послал их Бог в наказание, как на нас монголов. Гнев Божий не вечен... Смилуется над нашими... и сдует их, как мякину с тока.

Благослови Вас Господи!

Ваш богомолец

Еп. Феофан.

+ + +

 

15 декабря 1876 г.

Милость Божия буди с Вами!

Александр Викторович!

Вы так пишете, что будто воодушевление какое нашли в словах моих. Будто для него нужна подобная опора. Вон опора! Слышыте, гул несется по всей России и отзывается во всем славянском мире. Слышат его и другие народности, - и не морщатся,- слышат с удовольствием, исключая пакостницы Англии и гадкой Венгрии. Надо полагать, что глас о войне на турков есть глас всего христианского мира. И если одного народа голос есть голос Божий, - не тем ли паче многих народов?

Одному Богу ведомо, что будет в итоге - победа или поражение; но по всему ходу дела и по духу, с каким оно ведется, и на мысль никому не может придти, чтобы Господь воззрел на войну нашу не благоволительно. Напротив, так и навязывается сердцу убеждение, что верно пришло время вздохнуть свободно братиям нашим. О когда бы! Какое это будет светлое воскресенье!

Войны для войны нечего желать; но если без неё нельзя поставить на ноги наших, - а только кое-что им доставить, то лучше уж война. Теперь, без войны, на конференции идет от лица Государя одна речь, а после войны будет другая. Мне думается, что тогда можно будет потребовать полного самоуправления, так чтобы турецкий дух совсем не пах в землях тех... Тогда духом воспрянут братья наши... сформируются и станут народом сильным. Что потом, само собою видно. Полное самоуправление я разумею, как теперь у сербов.

Вы хотите завести речь о вере. Добре; но не крепко напрягайтесь, чтоб не надокучить, а только напоминайте, чтоб не выпустили сего предмета из внимания. Ибо когда выпустят, то подкрадутся чуждоверцы, и восхитят себе какие-либо привилегии, а их не следует давать наперед никаких, говоря: народ сам решит. В народе вера в силе: простора только недостает. Простор дастся новым положением дел. Нечего много потому и напрягаться. Когда Бог благословит наше дело, и будет полный успех, тогда останется относительно веры одно - испросить у святейшего Патриарха с синодом его - отменения определений нетолкового их соборища. И это будет. Начали опомниваться греки... И Иерусалимского патриарха уже разрешили. Когда сделано будет это и для славян, благословенная иерархия произведет свое дело в народе. Но народ и теперь ни во что ставит каприз греков...

Война! - Благослови Господи! - Зачем это наши, переходя за Дунай, всегда возятся с крепостями?! Мне думается, что, перешедши за Дунай, надобно около крепостей устроить только сильную блокаду, чтобы турки не могли оттуда носа показать; действующею же армиею идти далее без остановки, - чрез Балканы - к Константинополю. Пусть около крепостей останется тысяч сто, и столько же идет далее. Первая будет покоюшаяся армия и стерегущая, а вторая - действующая. Дело первой будет иметь в своих руках все дороги чрез Дунай и не выпускать турецкого войска из крепостей; а дело второй - бить или добивать остальную армию турецкую. Конечно, при таком порядке потребуется более войска; но за то оно будет сохраннее. Войско около крепостей все будет цело: ибо турки побоятся делать нападения. Надо только устроить, чтоб оно в здоровых местах расположено было, и продовольствие получало достаточное. А через взятие-то крепостей сколько народа гибнет! Между тем взятие их нужно только для того, чтобы в тылу не было врага. Но если загнать в крепости турок и окружить их достаточными корпусами, - то это будет тоже, что в тылу никого нет - для той армии, которая пойдет далее. Эта же не встретит больших затруднений, когда главные силы запертыми останутся в крепостях, а пред ними будет только кое-кто. Так они без больших сопротивлений дойдут до Цареграда. И делу конец. Царьград не может быть защищаем. И турки должны или терять его, а с ним и все, или, сохраняя его, уступить нам по всем пунктам... Вот и военное занятие, - вот и сохранение населения от неистовства турок! И еще что? Думается, флот при этом должен будет оставить Черное море и упрятаться в Босфор и Мраморное море из опасения быть тут заперту без пищи и пития... ибо крепостцы те, что стерегут выход из Черного моря к Царюграду, очень не дюжи. Войска побольше пустить в дело,- и оно будет целее, и дело сделается и скорее и успешнее.

Исповедую грех свой, что взялся не за свое дело, излагая все сие. Но меня сильно занимают эти мысли вот уже сколько времени.

Если бы турки одни оставались, то с ними не мудрено сладить; но у них много будет пакостников. Как бы в самом деле индийцев не привезли? Но все это только затруднит несколько дело, но не сделает его непреодолимым. Но всяко, участь войны в руках Божиих. Будем молиться Ему, исповедуя грехи свои, чтоб помог хоть не нас ради, а ради страждущих братий наших.

Слышно, что и в Питере и у вас в Москве не мало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с высшими взглядами; но и это все грошевый народ. Их прозвать надобно башибузуками за то, что, не желая войны, желают братьям нашим оставаться в statu guo, а это - то же, что оставлять их под тиранством башибузуков.

Я ничего почти не сказал относительно церковных дел. И ничего. Пока только напомнить об них достаточно. А что именно сделать, об этом после. Ничего еще нет у нас в руках... Дайте прежде поймать... тогда и щипать.

Всех вам благ от Господа желаю. Благослови вас Господи всяким благословением.

                                                                     Ваш богомолец

                                                                                         Еп. Феофан.

 

+ + +

 

                                                                               8 января 1877 г.

Милость Божия буди с Вами!

Александр Викторович!

С прошедшими праздниками и с новым годом поздравляю. Что-то даст этот новый год? Конференция что-то не ладно ведет дело. Уступка за уступкой... Но это, на кого ни доведись, воодушевляет к сопротивлению. Но это может быть и приведет к войне.

Война - дело сомнительное, не знать, куда повернет: ибо планы её настоящие пишутся на небе, и прочитывать их приходится уже по исполнении дела. Война многотрудна, много денег и жертв возмет. Потому нельзя не отчураться от нее, если окажется возможность. Но судя по тому, что войною можно взять побольше, чем предначертывается без войны,- и столько больше, что можно в силу ее целый народ поставить на ноги; судя по тому, что ныне есть много благоприятствующих успеху моментов в течении дел, именно, очень вероятное, - один на один, - с подспорьем от греков, Румынии, и славян; судя по общему нашему воодушевлению, которое, кто знает, охватит ли нас с такою силою после когда-нибудь; - судя по всему этому я никак не удерживаюсь от желания войны, хоть и от войны мороз по коже подирает. Мне думается, что нынешние облегчительные обстоятельства не повторятся уже после никогда, затруднительные же увеличатся: так что после не возможем уже мы ничего сделать в пользу наших братий. Придется оставить их собственным своим средствам. Каким? - на волю Божию.

Но как только дойдешь до этого термина, покойным остаться не можешь. Я думаю, и у всякого кровь закипит. Божий покров сильнее всех человеческих средств. Но и Бог чрез людей же действует. Если в Божиих есть намерениях теперь же дать льготу братьям нашим, то конечно Он не оставляет дать о том свидетельство среди людей же. Охватившее нас воодушевление не есть ли Божие в нас действие? И сознавая это, не должны ли вместе сознать, что этим движением Бог говорит нам: вам поручаю освободить этих страждущих? Можем отказаться? Бог никого не нудит. Но будем ли мы безвинны, не вняв Божиим мановениям? Бог найдет и без нас исполнителей Его воли. А нам стыд, если еще не более что. Оставляющий брата сам будет оставлен в час нужный. Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь, не хочешь,- а ступай воевать мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы..., что сделали свое дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям, и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею..., и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падет Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны.

Но ведь народа у нас достанет, и деньжонок пособерем по грошику, и генералы найдутся. Чего же тут трусить? у турок конечно будет множество англичан, венгерцев, поляков и других уродов. Но все же это не армия какая, а подспорье. Неужто Англия открыто станет за турок? И неужто Австрия к ней пристанет? Ничего. Поколотим и их. У Австрии возмем Галицию, восстановим Чешское королевство, отделим прочих славян от венгров, с особым управлением; частичку возмем для Румынин. Австрия дорого поплатится за свое лукавство. Англию теперь только на турецкой территории поколотим; но после неизбежна с нею война, чтобы смирить ее и отбить у ней охоту и возможность вмешиваться всюду, и липнуть как банный лист.

Если загадки конференции будут приняты, конечно, все же нельзя говорить, что ничего для наших не сделано. Нет, и этим сделано будет не малое, хоть не в меру желания. Главное будет: они получат возможность развиваться и рости самостоятельно. И Бог благословит. Лучшее желаемое при этом далеко еще впереди; но и в этом можно видеть хорошие стороны. И первая - постепенность народного роста. Может быть, если теперь дать народу полную независимость (мне этого желательно), он не в силах будет справиться с нею, а постепенно подросши к ней, он вступит в нее незаметно, как иной одевается в новую одежду. Вот и вторая: народ тогда не всем будет обязан стороннему заступничеству, а и сам потрудится над собою, и будто заработает себе полную свободу. Сознание этого в народе будет всегдашним горном, разжигающим народное самоуважение: что много значит. Прибавьте к этому, что подросши, они наконец сами сопхнут турок, - какое геройское воодушевление всегда потом будет царствовать в нем! Мы до сих пор с восхищением воспоминаем Куликовскую битву, хоть собственно не она дала нам свободу. Подумаешь так-то, подумаешь - и соглашаешься на минутку, что может быть и лучше, если исподоволь освободятся.

А для этого достаточно и конференционных требований, если их еще не окургузили.

Опасения относительно веры нельзя не разделять с вами; но что для этого теперь можно сделать, решительно не видно. Дай Господи православных заправляющих. Но можно ли их ожидать? Губернаторы христиане: а если они неправославные?!.. Католик католикам будет благоприятствовать, а протестант протестантам. С этой стороны, не лучше ли губернаторов больших и маленьких оставить турок, с условием, чтобы все другие правительственные лица и советы состояли из православных до последних разветвлений, - до сел и деревень; также, чтобы полиция тоже всюду была из православных, а регулярным войскам не позволять входить в дела..., и их разместить по крепостям и казармам. Вера при этом удобнее сохранится... Приложить только надо право для общин - требовать, чтобы не было иностранного клира,- ни больших лиц, ни маленьких, между инославными... Эта мера даст надежду обратному движению в православие и всяко пресечет пропаганду.

Но буди воля Божия. Что Господу угодно, то и да будет.

Если ничего из всего начатого не выйдет?!! Похорохорились, и то дай сюда. Будет точь в точь, как около Иерусалима часто возстает деревня на деревню, внимания не обращая на сидящего в Иерусалиме губернатора. Шум, гам, ружья заряжены... хорохорятся, а по сторонам посматривают, не окажется ли кто с какой-либо стороны, в качестве примирителя. Является; а бывает, что сама же какая-либо деревня смастерит его. Начинаются мировые предложения... деревни слушать не хотят. Проходит так день, другой.... слышно: поладили. Похоже? - Мне думается точь в точь.

Благослови вас Господи. Будьте здоровы и благодушны.

                                                           Ваш богомолец

                                                                               Еп. Феофан.

 

 



[i] Эти письма принадлежат одному из образованнейших, ученейших и талантливых русских епископов, который после управления С.-Петерб. Д. Академией и затем преемственно епархиями Тамбовской и Владимирской, иаходится в настоящее время на покое в Вышинской пустыне (Тамб. губ.), и тем более заслуживают внимания, что преосв. Феофан, будучи иеромонахом и архимандритом с 1847 г. более 10 лет состоял при русской миссии на Востоке сперва в Иерусалиме, потом в Константинополе. Они писаны к А. В. Рачинскому, второму после В. И. Григоровича путешественнику по славянской Македонии, а потом бывшему нашим вице-консулом в Варне.

[ii] Речь идет о письме автора в 1857 году, когда он еще состоял архимандритом при Русской миссии в Константинополе, к покойн. Иннокентию архиеп. Херсонскому; письме, в котором автор знакомил Владыку с начальными элементами того, что впоследствии назвалось болгаро-греческою распрею.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святитель Феофан Затворник
Латинский тариф на индульгенции
16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002)
29.06.2022
Об Апостольском предании
10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии
22.01.2022
«Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
28.08.2020
Все статьи Святитель Феофан Затворник
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 21:24
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.11.2024 21:16
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12