«Брасовское и Дерюгинское имение Его Императорского высочества Великого Князя Михаила Александровича широко раскинулось на пространстве четырех уездов Орловской и одного уезда Курской губерний, занимаемая площадь свыше ста тысяч десятин, разбросанных на территории слишком в 3500 кв.верст. Это такой размер, который по своей величине близко граничит с представлением о некоторых самостоятельных среднеевропейских государств...»
(«Известия Главной Конторы Брасовского и Дерюгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича» N1, 1 января 1915 года)
Перелистывая страницы журнала "Известия главной конторы Брасовского и Дерюгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича имения" изданного 100 лет назад запомнилась фамилия Пагануцци. Была она упомянута в контексте рассказа о лицах, призванных в войска в годы Первой Мировой войны служащих по администрации имения.
«...управляющий хуторами: Александровским - Н.А.Пагануцци (в австрийском плену 2 года)...».
Действительно среди служащих имения был Николай Александрович Пагануцци, инженер агрономии, его отец также был заведующим удельными имениями.
Фамилия «Пагануцци» итальянская, в переводе означает «сельский, деревенский». Это так близко к нашей земле сельских тружеников.
Интересно как сложилась жизнь его потомков? Помнят ли они о своей исторической Родине? Что было с ними после «майдана» 1917 года?
Да помнят.
Самые яркие впечатления детства - это лето. Мое детство связано с совхозом «Брасовским» в с.Красное, где жили мои дедушка Иван Дмитриевич и бабушка Прасковья Сергеевна Чернышевы. Свидетели прошлого ушли, а мы мало расспросили, многое не узнали. Да и говорить о прошлом старались тихо.
Красное, хутор Александровский, откуда такие названия? Почему Александровское?
При Советской власти здесь был совхоз «Брасовский», до 1852 года находилось село Петрилово, а после перенесения Петрилова на нынешнее его место - Александровский хутор, владение Апраксиных (с 1880-х гг. - великих князей Романовых) с винокуренным заводом (хутор состоял в приходе села Литовня). (Историко-географический справочник "Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 годы", С.П. Кизимова, 1972 год).
Совхоз «Брасовский», был крепким предприятием и не случайно. Многие сейчас начинают понимать, что Советский союз строился не на пустом месте, а был правопреемником Великой Российской Империи, которая занимала по многим вопросам передовые позиции на мировом рынке, особенно в сельском хозяйстве. Такая Россия наших соседей никогда не устраивала.
Наши предки трудились на земле, и тот, кто действительно работал от зари до зари, имея большую семью, были зажиточными людьми, строящими планы на будущее.
Ставку на таких сильных крестьян делал реформатор премьер-министр царской России П.А.Столыпин, умерший в 1911 году после нанесенной смертельной раны евреем анархистом, в ныне страдающим амнезией древне-русском городе Киеве (похоронен в Киевско-Печерской Лавре).
Широкие просторы интернета позволили расширить информацию о фамилии Пагануцци и узнать не только людей, знавших его потомков, но и познакомиться с внуком Николая Александровича, ныне проживающим в Канаде.
Гражданская война надолго разделила Россию на две части - красную и белую, советскую и зарубежную.
Восстановить связь времен после революции не просто, но можно постараться.
После известных событий 1917 года служащие имения, высококвалифицированные специалисты своего дела, приглашенные Романовыми, покинули поселок Локоть.
В их числе была и семья Николая Александровича Пагануцци, у которого было четверо детей Петр, Павел, Иван и Анна.
Анна Николаевна Пагануцци (ныне Лисуненко), с отцом и матерью жили в Венесуэле, в Каракасе, где ныне и покоятся останки инженера агрономии Брасовского имения Николая Александровича Пагануцци и его супруги Евгении Ивановны, урожденной Клинген, а много позже - в США.
Отец Евгении Ивановны Иван Николаевич Клинген был известный ученый агроном, который издал свои труды в России, и сейчас в России пользуются его книгами.
С 1887 по 1906 год, почти 20 лет имением управлял Лавриновский Николай Павлович, после 1906 года до 1913 года Клинген Иван Николаевич. Каждый из них заслуживает отдельной публикации о личном вкладе в развитие имения.
Один из сыновей управляющего хутором Александровский Н.А.Пагануцци Иван жил и скончался в Бельгии, к сожалению, во время Великой Отечественной войны он выступал на стороне Третьего Рейха и его союзников (Иван Николаевич Пагануцци, бывший кадет Крымского кадетского корпуса, как и его брат Павел Николаевич у которого была другая судьба и о котором эта статья).
Имя профессора Павла Николаевича Пагануцци (1910-1991 гг.), старшего сына управляющего хутором Александровский было хорошо известно не только в русском зарубежье, но и в России, хотя здесь в нашей стране оно произносилось очень тихо и не при всех. О нем и его исторических исследованиях говорили только с доверенными людьми.
Крещен Павел Николаевич был в Брасовском имении Великого князя Михаила Александровича, посаженными родителями были хозяева имения.
Свою преданность семье проявила неизвестная няня имения, которая вырастила и отца семейства Николая Александровича, и его сына Павла Николаевича, оставаясь в семье до старости, пользовалась уважением, к ее мнению прислушивались. Но няня отказалась в то тяжелое и не простое время эмигрировать из Севастополя в 1920 году с семьей Пагануцци... Она умерла в захваченном большевиками Крыму от голода...
Благодаря нашему бывшему соотечественнику Евгению Соколову, работавшему на радио Канады на его блоге, все могут услышать голос Павла Николаевича, записанный в 80-е годы, где он повествует о своей жизни, белом движении и миграции из Крыма (esokoloff.wordpress.com).
П.Н.Пагануцци в детстве, фото предоставлено сыном - П.П.Пагануцци,
Брасово 1911 год
Потомок преданных подданных Российской империи и участников Белого движения до конца своих дней Павел Николаевич оставался православным патриотом утраченной России и любовь к ней смог сохранить и привить своему единственному сыну Петру, который родился в 1942 году в Сербии, в Белой Церкви, где семья долгое время находилась в эмиграции.
Будущее России он не видел без монархии, на события в России всегда активно реагировал, много писал о ее истории.
Ничего в мире нет случайного, крестный сын «де-юре» последнего русского царя Михаила Александровича, будучи членом Зарубежной экспертной комиссии по идентификации останков царской семьи, в своей книге «Правда об убийстве Царской Семьи» пролил свет на события 1918 года.
В газете «Русская Жизнь» (30 авг. 1991 г., Сан-Франциско), журнале «Кадетская перекличка» (Нью-Йорк) и журнале «Русский Пастырь» (Сан-Франциско) был опубликован некролог написанный Ольгой Д. Мирошниченко (урожденной Шуневич) следующего содержания:
«Во Флориде 19-го апреля, 5:56 вечера, в 1991 году Павел Николаевич Пагануцци отошел в иной мир. Мы русские люди в лице Павла Николаевича Пагануцци потеряли верующего православного христианина, большего патриота своей Родины. Человека высокой культуры, который написал несколько книг и много статей в защиту русского имени и чести. Написаны им книги: о М. Ю. Лермонтове, о лже Анастасии и историческая книга о Царской Семье «Правда об убийстве Царской Семьи». Большое и доброе дело совершил Павел Николаевич, что на бумаге запечатлел о Царской Семье и что собрал относящиеся к Ее жизни материалы. Очень ценны все его благоговейные размышления о страшной трагедии. Эта книга нашла положительный отзыв среди читателей и была переведена на японский язык. Эта книга тоже известна и в России. Им же написано о главнокомандующем Русской Добровольческой Армии, о Генерале Бароне Петре Николаевиче Врангеле.
Павел Николаевич Пагануцци родился 31 июля 1910 году в имении Великого Князя Михаила Александровича, брата Государя в Брасово. Его дед Клинген Иван Николаевич был заведующим удельными имениями. Он был известный ученый агроном, который издал свои труды в России, и сейчас в России пользуются его книгами. Его дочь Евгения Ивановна была матерью Павла Николаевича, а отец Николай Александрович был инженером агрономии.
В 1920 году вся семья Пагануцци покинула пределы своей Родины и приехала в Югославию, вместе с другими русскими беженцами.
Учился Павел Николаевич в Крымском кадетском корпусе в городе Белая Церковь. Высшее образование закончил в Югославии, в Загребе и получил диплом инженера агрономии. Служил по специальности в Югославии до своего отъезда.
В Канаде, в Монреале, Павел Николаевич закончил на мастера русского языка, а позже получил докторскую степень в Монреальском университете. Вскоре получил приглашение читать лекции в Вермонтском университете, где назначен был профессором кафедры русского и сербского языка, одновременно читая лекции по русской истории, литературе и культуре. В Вермонтском университете профессор Пагануцци проработал 20 лет до выхода на пенсию со званием профессора emeritus. Каждое лето супруги Пагануцци жили у себя на даче в Роудоне вблизи Монреаля, где живет их сын инженер со своей семьей и они могли часто там видеть своих любимых внуков.
Когда Павел Николаевич вышел на пенсию он со своей супругой Надеждой Михайловной переехал жить во Флориду. Неутомимый он все свое время уделял писанию. Его статьи в журналах, в газете и в других изданиях всегда вызывали большой интерес читателей не только здесь, но и в большой мере в России. Будучи верным сыном Православной Церкви он сотрудничал с церковными деятелями. Его доклад прочитанный на торжествах 1000-летия Крещения Руси в Нью-Йорке привлек всеобщее внимание. Павел Николаевич был членом Американского Философского общества и сотрудничал с многими высшими учебными заведениями.
Когда Павел Николаевич заболел, то был окружен заботой супруги Надежды Михайловны, сына Петра Павловича и невесткой Валентины Петровны. У Павла Николаевича было большое желание причаститься на первый день Пасхи в церкви. Не смотря на его тяжелое болезненное состояние супруга и сын повезли его в церковь на Божественную литургию после Заутрени. В конце службы сын помог Павлу Николаевичу причаститься Св. Таинств. Все последние недели жизни Павла Николаевича не покидали его супруга и сын, и он отошел в иной мир тихо и спокойно у себя на квартире.
Похороны состоялись в Канаде, 24 апреля. Отпевание было совершено Митрополитом Виталием в Соборе Св. Николая, в Монтреале, а погребение было на русском кладбище в Роудоне.
После покойного осталась вдова Надежда Михайловна и сын Петр Павлович с семьей.
Вечная память дорогому русскому патриоту».
Сын пишет о своих потерях с глубокой скорбью «В 1991 году 19 апреля скончался отец, а 19 сентября 1997 года в Монреале скончалась мать. Похоронены родители на Русском кладбище в Ровдене, Канада. Гроб матери несли сын, внук и трехлетний правнук.
Старая Россия уходит и уносит с собой былые традиции и воспоминания о любимой родине. Сколько любви, сколько веры в свой народ хранили мои родители, знает только Господь. Старый уклад, семья, любовь к сыну и его семье, к внукам и правнукам, неисчислимые милые друзья и однокашники - все это было так нормально. Хранили и лелеяли веру в Бога, любовь и долг к родине. Жили своим островком в мире. Отец писал статьи и читал доклады о достоинстве родины, мать молилась, зажигала лампадки, украшала и создавала домашний уют. Где бы мы ни были, всюду хранили родное слово, родную веру. К сожалению, мое поколение не сумело оценить, перенять и продолжить путь, начатый моими прадедом, дедом, отцом. Окружение и малочисленность единомышленников притупили те глубокие корни, которые питали отца и мать».
Сын остается преданным делу отца русским православным христианином, является видным деятелем Русской Зарубежной Церкви. Иподиакон Петр Павлович Пагануцци проживает в Канаде, инженер, председатель строительного комитета (с 2007 г. - также генеральный подрядчик) Свято-Николаевского кафедрального собора в Монреале. Делегат IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (май 2006 г.) от Канадской епархии РПЦЗ.
Хутор «Александрийский» до настоящего времени остается «Красным». Такое название село получило 1920-е годы, когда на его базе образовался совхоз «Красный Гигант» (отсюда современное название). Гигантом он так и не стал...
Но почему «Александровский хутор», «Александринский хутор Брасовского имения» как его называют исторических источниках? Кстати, в ведомостях упоминаются хутора Владимирский, Ивановский..., их названия связаны с чьими то именами.
До сих пор неизвестен архитектор имения, нет проектов дворцовых построек, каким было имение, так не хватает этих важных проектов. В списке призванных на фронт Первой мировой войны по Главному управлению архитектора был назван И.Н. Якименко-Камышант.
Этой статьей, подготовленной по благословению отца Глеба (Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска), мы открываем новые страницы истории людей рожденных в Брасове, навсегда оставшихся в памяти России.
Приезжайте в следующем году на крестный ход в Брасово в память Великого князя Михаила Александровича, объединившего замечательных людей в своем имении.
Кто не может, просто напишите о том, что помните и знаете об имении (spasenie1960@list.ru).
Откликнитесь потомки белой эмиграции - Лавриновские, Клинген, Шацкие, Розенбах, Фомины, Шлейферы, Котон, Кадниковы, Матвеевы, Евдокимовы, Фесай, Пушкарь, Шевочкины, Кириенко, Вдовенко, Никитенковы, Паршины, Якименко-Камышант, Любимовы, Зайцевы, Быковские, Балашовы, Ефременко, Журавлевы, Князевы, Форсблом, Ляховы, Поповы, Смидович и все кто помнит и любит Россию.
А кто хочет - приезжайте навсегда.
И как было написано неравнодушными гражданами Отечества нашего в 1915 году «...Такая программа даст нам возможность соединить разобщенные части нашего организма в одно целое и создать действительное объединение, при котором каждый из нас будет сознавать, что он есть часть того целого, что составляет все.
И так, да поможет нам Бог! Редакция журнала «Известия Главной Конторы Брасовского и Дерюгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича» N1, 1 января 1915 года».
Дореволюционная постройка в с.Красном (хутор «Александровский») Дубровского сельского поселения Брасовского района Брянской области
Фото †Евсюнина В.И. 2007 год