Дом - хранитель православных ценностей

Семья 
0
1132
Время на чтение 5 минут

Как поется в одной бардовской песне под названием «Дом»: «Дом, как известно всем давно, это не стены и окно, даже не стулья за столом, это не дом». Понятие «дом» включает в себя сложный мир человеческих отношений, которые находятся в состоянии равновесия. Дому грозит запустение, если это равновесие нарушается. Согласно тексту упомянутой песни, дом - это удивительное место на земле, «куда готов ты возвращаться вновь и вновь... дом - это там, где нас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой дом». Попытаемся описать психологическую конструкцию этих отношений, объединенных в понятии «дом». Известный памятник древнерусской письменности «Домострой» описывает подобную модель отношений людей, объединенных родственными отношениями и живущих под одной крышей. В более узком смысле под словом дом обычно подразумевается домохозяйство или семья, включающая в себя главу семьи (мужа), жену, домочадцев (детей и близких родственников) и слуг (обслуживающий персонал). Такой тип семьи называется патриархальным.

Патриархальное устройство не является узко православным, а имеет общекультурное, онтологическое значение для современной цивилизации. Оно имело место ещё до возникновения христианства. Образ моногамной семьи мы видим в истории первых людей - Адама и Евы: на их примере происходит объяснение патриархального устройства мира. Адам, согласно Библии, был создан «из персти земной», то есть, из минералов, составляющих всю периодическую систему химических элементов Менделеева. Недаром в чине церковного погребения говорится о усопшем человеке: «Земля еси, и в землю отыдеши» (ты есть земля и уйдешь в землю). Кстати, с древнееврейского имя Адам переводится как «земля». Ева же была создана из ребра Адама, от плоти его, а не от земли. Под этим подразумевается, что Адам исторически старше жены, Ева младше и создана как помощница ему. Бог так поясняет цель создания Евы: «Нехорошо человеку быть одному, создадим ему помощника, во всём подобного ему». Неправильно думать, что слово «помощник» здесь имеет уничижительное значение. Например, в Великом покаянном каноне Андрея Критского даже Господь называется «Помощником и Покровителем». Таким образом, в патриархальной модели семьи особая роль есть у мужчины, и особая - у женщины, они взаимно дополняют друг друга и не могут поменяться местами.

В истории жизни ветхозаветного патриарха Авраама эта модель повторяется. А так как Авраам является отцом трёх религий, то эта семейная иерархия копируется и в иудаизме, и в христианстве, и в мусульманстве. И во всех этих религиях (которые, кстати, называются авраамическими) Авраам почитается как великий праведник. Таким образом, мы видим, что патриархальная система ценностей возникла задолго до христианской эры. То есть православие не открывает ничего нового и следует в русле общемировой традиции. Но в православном понимании роль мужа - это не роль господина, который помыкает своей женой как рабой. Согласно апостолу Павлу, который в своих посланиях христианским общинам описывает модель семьи, отношения мужа и жены подобны отношению Христа и Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» (на Распятие). Иными словами, роль мужа в православной модели отношений не просто управленческая, но и жертвенная. А жены, по слову апостола Павла, должны повиноваться мужьям, как Господу. В Притчах Царя Соломона сказано о добродетельной жене, что «цена её выше жемчугов».

Таким образом, семья в системе православных ценностей - это не союз равноправных партнёров, а иерархическая структура. «А как же равноправие?» - спросят носители современных ценностей. Никак! Никакого равноправия: ни биологического, ни духовного - не существует. Образно говоря, все мужчины родом с Марса, а все женщины с Венеры: они имеют совершенно разную миссию. Муж - это защитник и добытчик, женщина - хранительница семейного очага и продолжательница рода. Слово «пол» в русском языке этимологически означает «половина», то есть муж и жена - две половины одного целого, они дополняют друг друга, но ни в коем случае не заменяют и не могут меняться ролями. Как говорит русская пословица: «муж да жена - одна сатана». Даже в римском праве имущественные интересы мужа и жены рассматриваются как неразрывное целое.

Но в эпоху революций патриархальные отношения подверглись острой критике и пересмотру. Как заявил В.И.Ленин: «Революция не может произойти без активного участия в ней женщин». Под лозунгом эмансипации женщинам была предоставлена гражданская автономия. Если в патриархальном обществе женщина посвящала себя общественному служению, т.е. становилась учителем, врачом, ученым, то, как правило, она не выходила замуж, оставаясь старой девой. Считалось невозможным совмещать работу на благо общества и заботу о семье. Работающие женщины назывались публичными (в хорошем смысле слова). После революции, когда произошла замена патриархальной модели семьи на партнёрскую, женщина была вынуждена совмещать работу с заботой о воспитании детей. Получилось, что она взяла на себя двойную нагрузку. Любопытно, что в семье Ульяновых отец В.И.Ленина Илья Николаевич, занимая невысокую должность, мог один содержать жену и шестерых детей. В современном же обществе это невозможно. Работающие муж и жена могут позволить себе родить одного - двух детей.

Сегодня часто мы видим, что жена бывает успешнее мужа. В таком случае социальный статус сильного пола снижается, мужчина начинает деградировать. Эта деградация приводит к массовому пьянству среди мужчин, социальной безответственности. Многие женщины становятся экономически самостоятельными и решаются жить в одиночку. Таким образом, равноправие полов приводит к кризису семейных ценностей и развалу института семьи.

В связи со всеми этими, увы, не радостными выводами, в 2004 году активизировалась общенациональная программа «В кругу семьи». По замыслу её создателей, в российских городах устанавливаются скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские». Цель памятников, по словам президента программы, - «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Даже юридически закреплено, что установлены эти монументы «с целью формирования светских традиций, направленных на укрепление института семьи и брака».

Древнерусская повесть о Петре и Февронии действительно очень поучительна для нашего поколения. Феврония была дочерью древолаза, собирателя мёда диких пчёл. Она вылечила молодого муромского князя Петра от тяжелого кожного заболевания с условием, что князь возьмёт её замуж. Став здоровым, князь пренебрег своим обещанием и вскоре заболел вновь. Пришлось ему повторно обратиться за помощью к Февронии, но на этот раз он сдержал слово и женился на простой девушке. Однако такая выбор князя не понравился местной элите, и княжеская чета с позором была изгнана из Мурома. Претерпев лишения в изгнании вместе, Петр и Феврония, в конце концов, были призваны обратно на княжеский престол в Муроме и мудро правили этим городом долгие годы. В старости князь и княгиня по обычаю того времени приняли монашеский постриг и проживали раздельно в монастырях. Они умерли в один день, и тела их, согласно тексту повести, оказались чудесным образом в одном гробе.

Приходя к памятнику Петре и Февронии, молодожены могут поучаться удивительным примером любви и верности древнерусских святых, дом которых был образцом гармонии и жертвенной любви друг к другу.

Четверикова Мария, учащаяся Кировского экономико-правового лицея

г. Вятка (Киров)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Теряем здравый смысл...
Скульптурные игрушки в центре Кириллова
17.04.2024
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31