«Люди сильны боязнью
В чем-то друзей подвести»
Е.Евтушенко
В сложившейся широкой практике определение патриотизма связывается со словом «любовь». В таком виде это определение встречается и в терминологических разделах ряда государственных документов. Слово «любовь» фигурирует в определении понятия «патриотизм» и почти во всех словарях. В некоторых случаях употребляются также слова «преданность» и «верность».
К сожалению, самое первое из этих слов - «любовь» мало что определяет - хотя бы потому, что в русском языке (да и во многих других тоже) этим словом обозначаются исключительно разные вещи. Скажем, одно дело любовь к рыбалке, другое - к своим детям, третье - к какой-либо мелодии... К тому же со словом «любовь» в широком сознании связаны сентиментальность и неустойчивость.
Патриотизм же в общественном сознании связывается со служением и даже с самоотверженностью. Ключевыми словами поэтому в определении патриотизма являются именно преданность и верность, которые как раз и связываются со стойкостью привязанности человека к предмету своей любви.
Стойкость привязанности проявляется и проверяется только в делах, в их неизменной направленности - даже в условиях препятствий, невзгод и наличия соблазнов занять позицию, избавляющую от этих тягот. При этом присутствует необходимость осознанных, волевых усилий. Поэтому наличие патриотизма может проявляться лишь в практической жизни человека.
Так что патриотизм есть устойчивая жизненная позиция, система взглядов, установок и поступков человека, а не просто его чувство, которое может быть и поверхностным и нестабильным.
В жизни каждый исполняет множество социальных ролей, выступая в одних условиях как работник, в других - как супруг или сын (или дочь), в третьих - как родитель. Со временем спектр выполняемых социальных ролей меняется, например, из рядового человек переходит в руководители.
Таким образом, под условиями реальной жизни суть патриотизма получает очертания, позволяющие дать ему более чёткое определение:
Патриотизм - это ПРАКТИЧЕСКАЯ жизненная позиция человека, стойко проявляющаяся в ответственном, добросовестном исполнении своих функций во всём спектре социальных ролей: гражданина, воина, работника, товарища, супруга, родителя, чада... Приоритетный ориентир при этом - служение государству.
Это определение патриотизма оказывается близким к таким понятиям как порядочность и благочестие. Полезно внести ясность в связь патриотизма с вероисповеданием.
Поскольку патриотами могут быть люди любой конфессии, в определение патриотизма позиция «верующий» или «православный» не включается. Тем не менее, наличие у человека действенного исповедания - это фактор, лежащий в основе всей платформы служения - во всём спектре социальных ролей. -Но в него при этом не входящий. В самом деле, как бы себе Бога человек ни представлял (для атеиста это просто совесть), только честь пред Ним и боязнь нарушить Долг пред Ним - только при этом человек способен быть на деле и ретивым, и стойким, и ответственным, и добросовестным одновременно. То есть настоящими патриотами могут быть только люди верующие и совестливые.
Отсюда ясно прорисовывается задача патриотического воспитания:
она не должна сводиться к культивированию чего-то дополнительного, сиюминутного, чувственного, сентиментального. Эпизодические посещения выставок военной техники, участия в военных реконструкциях, в фольклорных мероприятиях и прочие дела, к которым привлекают школьников в порядке ведения воспитательной работы - рождается ли при этом та сама «любовь» из определений патриотизма? В какой мере она на самом деле определяет жизненные позиции человека и его социальное поведение?..
Нет, воспитательная работа должна направляться на формирование целостного, устойчивого мировоззрения, установок, взглядов и целей человека, основывающихся на преданности государству, на морали, ответственности, долге и чести. Сюда включается также становление у молодого человека волевых качеств. Эта, очень важная для народа, государства, да и для самого человека задача должна решаться повсеместно, системно, на фоне государственных мер по минимизации воздействия факторов, идущих вразрез с данным направлением.
Владимир Мусин, военно-патриотическое объединение «Отчий край»