«О, Росс! о добльственный народ,
Единственный, великодушный,
Великий, сильный, славой звучный.
Изящностью своих доброт!
По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастьи тих, в несчастьи бодр...»
Г.Р.Державин.
Последнее произведение знаменитого русского поэта Г.Р.Державина, написанное за 3 дня до кончины:
«Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.»
Это стихотворение исполнено глубиной обобщения о бренности человеческой жизни и даже всей истории. Здесь, тем не менее, присутствует, сохраняясь до конца, энергическая тональность, явно говорящая о недосказанности. Множатся попытки это произведение продолжить.
Через полтора столетия после написания обнаружилось, что начальные буквы строк стихотворения образуют слитно написанную, таинственную фразу «РУИНАЧТИ». Это обстоятельство вызвало поток догадок и споров. Высказывалось мнение о случайности данного факта. А уж по смыслу этой акрофразы чего только не говорилось: об этих самых «руинах-развалинах», о едва вяжущемся с ними словом «чти»!..
Для взгляда, слуха, сердца же русского человека здесь ничего таинственного нет. Легко распознаётся в винительном падеже слово «руин», т.е. человек, принадлежащий к «руям» - вроде «болгарин», «угрин», «русин», «грузин»...
Кто же такие руи? Да это те, что получили название, общее с островом Рюген (Руен), откуда по преданиям вышел ставший нашим первым князем Рюрик. Их ещё называли идущим из древности именем «руги». Потому некоторые западные источники называли Рюрика «королём ругов». Он и есть первый, призванный - легитимный князь, то есть «король Руси». Жители же этой державы, русские - иначе: россы, руи, руги. Так что в скрытой форме Державин призывает чтить руина, т.е. русского человека от времён, когда его ещё звали архаичным именем.
Прошедшие с тех пор два века, исполненные противостоянием русского патриотизма и русофобии, ярко развенчивают представление о «случайности» образования акрофразы в данном стихотворении. Державин во многих произведениях воздавал русским людям, воинам, доблестным храбрецам и государственным мужам. Рюрика при этом он ставил на самое высшее место, ближе всех к которому был непобедимый Суворов.
Первые наши князья были мудрыми, доблестными людьми с государственным мышлением и делами. Они, создав наше государство, сделали огромнейшее, спасительное для нас дело. Этим они обеспечили единство, развитие, умудрение и возвышение нашего народа, создав благоприятную почву для утверждения Веры.
Державин глубоко интересовался историей первых русских князей: Рюрика, Олега, Ольги, выделяя и вознося в них высокие качества русских людей и русского духа. Так что в акрофразе знаменитого прощального стихотворения Державин завещает читателю чтить русского человека начиная с Рюрика - мудрого основателя нашего государства.
Много хорошего, славного знает и современный мир о русском человеке, о его качествах и достижениях. Века истории показали, что у наших предков достойные преемники - отважные, непобедимые воины, мореходы, первопроходцы, мастеровые, государственные деятели, зоркие, толковые, напористые люди, помнящие и равняющиеся на славу и стремления своих предшественников. Есть за что относиться к такому народу уважительно.
Насчёт верности мысли о почитании русского человека нелишне вспомнить многие высказывания западных политиков, да и сталинский тост на банкете по случаю окончания Великой Отечественной войны: «За великий русский народ!». Неспроста был он произнесён, к тому же человеком, не очень-то щедрым на похвалы...
Почему же в таком важном, казалось бы, ясном деле Державин не выразился прямо, а прибегнул к акростиху? Проживший сложную жизнь, хорошо зная людей, видя разгул удручающего измельчания интересов и даже отторжения от исконных корней, видя насаждаемое «западниками» историческое беспамятство, поэт не случайно во многих произведениях напоминал о великих именах и делах русского человека и нашего государства. При этом ему приходилось встречать и открытое сопротивление. Русофобские силы имели немалое влияние, и что им стоило уничтожить это, последнее произведение. Зашифрованная же акростихом мысль, содержащая призыв, ими не была распознана...
Итак, осмыслим переданное нам последним творением Державина в целом. Все имена и дела - не только малые, но и великие, ожидает гибель и беспамятство. Однако покуда мы всё же существуем, у нас есть долг и обязанность перед окружающими нас и ушедшими людьми, многое положившими на алтарь достоинства и служения.
Каждый человек и даже целые народы могут увлечься благополучием, позабыв о наличии такого долга и обязанности. За полным господством насущного теряется из виду всё внешнее, отдалённое, и, прежде всего - ушедшее. И как только это происходит, люди быстро-быстро бесследно поглощаются этим самым потоком времени - их самих и их маленькие дела забывают, умножая тем торжество этой оскорбительной, гибельной бессмысленности земной жизни.
Для поддержания человеческого достоинства, даже просто во избежание этой постыдной гибели и забвения, человек должен оказывать сопротивление уничтожающему потоку беспамятства. Лучший, наиболее надёжный и достойный способ такого сопротивления это не просто память - если человек не будет чтить, то он и помнить долго не будет - но искреннее, действенное почитание великих национальных имён и свершений. Оно, входя в жизнь человека и народа, мобилизует, наполняя её смыслом и направленностью. И в нём лишь - спасение от утопления в «пропасти забвенья».
Мы ни в коем случае не должны выбрасывать из своей истории какие-либо части, считая их «заблуждениями», ведь и в них всегда проявлялось и тяжкие уроки, и достоинство, и величие народа. Это ВСЁ - жизненный путь его, жизненный путь наш, наша опора и наше обязательство.
Содержание стихотворения говорит нам о подстерегающей погибели, а заключённый в нём акростих призывает к спасающему от неё почитанию величия нашего народа, его славных имён и деяний. Пока мы искренне почитаем историю нашего народа, мы все и каждый из нас действительно живы, бодры и спасены от утопления в «пропасти забвенья». Это произведение - стих борьбы с Роком. И Дух - на нашей стороне!