У «пропасти забвенья»

Росса, Руина - чтим!

0
705
Время на чтение 6 минут

                                                                                                                                                  «О, Росс! о добльственный народ,

Единственный, великодушный,

Великий, сильный, славой звучный.

Изящностью своих доброт!

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастьи тих, в несчастьи бодр...»

                           Г.Р.Державин.

                                   

Последнее произведение знаменитого русского поэта Г.Р.Державина, написанное за  3 дня до кончины:

«Река времён в своём стремленьи

 Уносит все дела людей

 И топит в пропасти забвенья

 Народы, царства и царей.

 А если что и остаётся

 Чрез звуки лиры и трубы,

 То вечности жерлом пожрётся

 И общей не уйдёт судьбы.»

Это стихотворение исполнено глубиной обобщения о бренности человеческой жизни и даже всей истории. Здесь, тем не менее, присутствует, сохраняясь до конца, энергическая тональность, явно говорящая о недосказанности. Множатся попытки это произведение продолжить.

 Через полтора столетия после написания обнаружилось, что начальные буквы строк стихотворения образуют слитно написанную, таинственную фразу «РУИНАЧТИ». Это обстоятельство вызвало поток догадок и споров. Высказывалось мнение о случайности данного факта. А уж по смыслу этой акрофразы чего только не говорилось: об этих самых «руинах-развалинах», о едва вяжущемся с ними словом «чти»!..

Для взгляда, слуха, сердца же русского человека здесь ничего таинственного нет. Легко распознаётся в винительном падеже слово «руин», т.е. человек, принадлежащий к «руям» - вроде «болгарин», «угрин», «русин», «грузин»...

Кто же такие руи? Да это те, что получили название, общее с островом Рюген (Руен), откуда по преданиям вышел ставший нашим первым князем Рюрик. Их ещё называли идущим из древности именем «руги». Потому некоторые западные источники называли Рюрика «королём ругов». Он и есть первый, призванный - легитимный князь, то есть «король Руси». Жители же этой державы, русские -  иначе: россы, руи, руги. Так что в скрытой форме Державин призывает чтить руина, т.е. русского человека от времён, когда его ещё звали архаичным именем.

Прошедшие с тех пор два века, исполненные противостоянием русского патриотизма и русофобии, ярко развенчивают представление о «случайности» образования акрофразы в данном стихотворении. Державин во многих произведениях воздавал русским людям, воинам, доблестным храбрецам и государственным мужам. Рюрика при этом он ставил на самое высшее место, ближе всех к которому был непобедимый Суворов.

Первые наши князья были мудрыми, доблестными людьми с государственным мышлением и делами. Они, создав наше государство, сделали огромнейшее, спасительное для нас дело. Этим они обеспечили единство, развитие, умудрение и возвышение нашего народа, создав благоприятную почву для утверждения Веры.

Державин глубоко интересовался историей первых русских князей: Рюрика, Олега, Ольги, выделяя и вознося в них высокие качества русских людей и русского духа. Так что в акрофразе знаменитого прощального стихотворения Державин завещает читателю чтить русского человека начиная  с Рюрика - мудрого основателя нашего государства.

Много хорошего, славного знает и современный мир о русском человеке, о его качествах и достижениях. Века истории показали, что у наших предков достойные преемники - отважные, непобедимые воины, мореходы, первопроходцы, мастеровые, государственные деятели, зоркие, толковые, напористые люди, помнящие и равняющиеся на славу и стремления своих предшественников. Есть за что относиться к такому народу уважительно.

Насчёт верности мысли о почитании русского  человека нелишне вспомнить многие высказывания западных политиков, да и сталинский тост на банкете по случаю окончания Великой Отечественной войны: «За великий русский народ!». Неспроста был он произнесён, к тому же человеком, не очень-то щедрым на похвалы...

Почему же в таком важном, казалось бы, ясном деле Державин не выразился прямо, а прибегнул к акростиху? Проживший сложную жизнь, хорошо зная людей, видя разгул удручающего измельчания интересов и даже отторжения от исконных корней, видя насаждаемое «западниками» историческое беспамятство, поэт не случайно во многих произведениях  напоминал о великих именах и делах русского человека и нашего государства. При этом ему приходилось встречать и открытое сопротивление. Русофобские силы имели немалое влияние, и что им стоило уничтожить это, последнее произведение. Зашифрованная же акростихом мысль, содержащая призыв, ими не была распознана...

Итак, осмыслим переданное нам последним творением Державина в целом. Все имена и дела - не только малые, но и великие, ожидает гибель и беспамятство. Однако покуда мы всё же существуем, у нас есть долг и обязанность перед окружающими нас и ушедшими людьми, многое положившими на алтарь достоинства и служения.

Каждый человек и даже целые народы могут увлечься благополучием, позабыв о наличии такого долга и обязанности. За полным господством насущного теряется из виду всё внешнее, отдалённое, и, прежде всего - ушедшее. И как только это происходит, люди быстро-быстро бесследно поглощаются этим самым потоком времени - их самих и их маленькие дела забывают, умножая тем торжество этой оскорбительной, гибельной бессмысленности земной жизни.

Для поддержания человеческого достоинства, даже просто во избежание этой постыдной гибели и забвения, человек должен оказывать сопротивление уничтожающему потоку беспамятства. Лучший, наиболее надёжный и достойный способ такого сопротивления это не просто память - если человек не будет чтить, то он и помнить долго не будет - но искреннее, действенное почитание великих национальных имён и свершений. Оно, входя в жизнь человека и народа, мобилизует, наполняя её смыслом и направленностью. И в нём лишь - спасение от утопления в «пропасти забвенья».

Мы ни в коем случае не должны выбрасывать из своей истории какие-либо части, считая их «заблуждениями», ведь и в них всегда проявлялось и тяжкие уроки, и достоинство, и величие народа. Это ВСЁ - жизненный путь его, жизненный путь наш, наша опора и наше обязательство.

Содержание стихотворения говорит нам о подстерегающей погибели, а заключённый в нём акростих призывает к спасающему от неё почитанию величия нашего народа, его славных имён и деяний. Пока мы искренне почитаем историю нашего народа, мы все и каждый из нас действительно живы, бодры и спасены от утопления в «пропасти забвенья». Это произведение - стих борьбы с Роком. И Дух - на нашей стороне!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Константинович Мусин
Скандинавы и Русь
Лингвистический очерк
04.06.2016
Пророк Илия - небесный защитник
Героические страницы блокадных будней
25.01.2016
70 Хиросим на голову русских!
К 70-летию принятия американского плана атомных бомбардировок Советского Союза
02.12.2015
Все статьи Владимир Константинович Мусин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 14:50
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 14:24
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56