Нацизм и язычество

1 Александр Федоров 
3493
Время на чтение 12 минут

В 1935 году вышла в свет замечательная работа выдающегося английского философа ХХ века Бертрана Рассела «Происхождение фашизма». В ней учёный убедительно представил фашизм как результат отступления человека от рационализма (от разумности), как некую форму сумасшествия масс, увлечённых иррациональными представлениями. Работа Рассела продолжает быть актуальной и в наши дни, раскрывая тему происхождения фашизма гораздо глубже, чем наивные коммунистические обвинения капитализма в его неизменном стремлении к фашизму, или примитивные либеральные обвинения коммунизма в его принадлежности к тоталитаризму.

Либеральная пропаганда (как левая - коммунистическая, так и правая -капиталистическая), сваливая в одну кучу фашизм и нацизм, практически не отличает их друг от друга. По существу, эти термины превращены в ругательства, которые используют все, кому не лень, в споре друг с другом, желая хоть как-то уколоть противника.

Либерализм и не стремится раскрыть отличие фашизма от нацизма именно потому, что полное понимание сути этих явлений приводит и к пониманию ответственности либерализма за их появление. Либерализм не хочет, да и не может увидеть, что фашизм и нацизм есть результат естественного пятисотлетнего раскрытия потенциала либерализма, зародившегося в эпоху Возрождения с отказа человека от Бога и Его нравственности.

Смешивая нацизм с фашизмом, либерализм не знает и способов борьбы с этими явлениями. Более того, либерализм сейчас, из-за своего нежелания признать свою ответственность за появление этих идеологий, прямо потворствует превращению западных демократий в фашистские государства, с дальнейшим превращением фашизма в нацизм. Так либерализм приводит либеральную цивилизацию к самоуничтожению.

Но цель данной статьи состоит не в том, чтобы хотя бы чуть обелить фашизм, а в том, чтобы показать принципиальное отличие фашизма от нацизма. Фашизм выступает в истории как необходимая ступень на пути народа к нацизму, а нацизм представляет собой логическое завершение процесса фашизации страны.

Из понимания принципиального различия фашизма и нацизма следует и различие форм борьбы с этими извращениями человеческого сознания. Фашизм и нацизм - это существенно разные степени падения человека, общества и государства в иррациональное (по Расселу). Следовательно, необходимы и разные способы борьбы с этими извращениями разума.

 

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ НАЦИОНАЛИЗМА.

С высоты XXI века многим людям кажется, что те общественные явления, с которыми сегодня сталкивается человечество, появились только сейчас. Есть мнение, что,  только достигнув соответствующего уровня научно-технического развития, человек встречается с явлениями, с которыми он ранее никогда не встречался в истории. Фашизм и нацизм, например, объявляются исключительно порождением ХХ века. Однако, это совершенно не так. Человеческие представления, когда-либо возникнув, уже навсегда остаются с человеком, меняя лишь степень своего участия в его жизни. И те общественные явления, с которыми человек сталкивался когда-либо, остались к сегодняшнему дню теми же самыми по своей природе, «покрывшись лишь патиной прошедших веков», часто затеняющей от нас их смысл.

 

Национализм, лежащий в основе фашизма и нацизма, - естественный атрибут язычества, поскольку любая языческая религия - сугубо национальная религия.

Язычество как раз и появляется в древнем мире как разумное объяснение национальных различий: разные люди (народы) имеют разное происхождение - каждый народ рождается от своих собственных, только ему принадлежащих, богов. Язычество постулирует принципиальное непреодолимое отличие одного народа от другого: люди в мире делятся на «детей богов» и на «детей животных на двух ногах». «Дети богов» призваны повелевать «детьми животных» - всеми остальными народами, кои из-за «неправильного» происхождения суть их рабы.

Язычество - это многобожие, национализм и рабство. Язычество определяет непримиримое разделение народов по их происхождению от разных богов и устанавливает национализм, как единственный способ отношений между народами, обрекая их на вечную войну. Язычество оправдывает рабство как естественное выражение национальных различий. Рабство есть порождение языческих представлений и его невозможно отменить, не изменив представления человека о своём существовании в мире.

 

Единобожие Иисуса Христа исключает рабство сразу и навсегда. Когда Павел передавал слова Иисуса «нет ни Эллина, ни Иудея» (Послание к Колоссянам, 3, 10-11), он имел в виду равенство всех людей перед Единым Богом. Господу совершенно не важна национальность человека! Здесь национализм полностью отвергается, так как для Бога все люди равны. Принявшие учение Христа теряют претензии на исключительность своего народа. Подлинное христианство, основанное на не искажённом учении Христа, отвергает рабство, угнетение и насилие между людьми.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА

Эпоха Возрождения вошла в историю человечества как эпоха возрождения веры человека в самого себя, в свои способности преодолевать трудности жизни. Эпоха Возрождения провозглашала возможность человека строить свою успешную жизнь на земле без опоры на Бога, без религии. Освобождённый от католических религиозно-нравственных пут европеец призван обеспечить прогрессивное развитие человечества, опираясь на принципы гуманизма - внерелигиозной общечеловеческой нравственности.

Художественными образцами человека Нового времени стали служить античные произведения искусства, полные свободы жизненных страстей, что резко контрастировало с католическим самоуничижением средневекового европейца. А вместе с художественными образами античности в Европе были посеяны и семена язычества. 

 

Европейская цивилизация в Новое время шла по пути постепенного освобождения европейцев от регламентирующих поведение человека норм христианской нравственности. На первых порах это достигалось путём всяческих извращений христианского вероучения католичеством и только что родившимся протестантизмом. А затем рационализм стал вообще исключать Бога из жизни людей, «больше не нуждаясь в данной гипотезе» (Лаплас). И в середине XIX века рационализм и атеизм стали господствовать в европейском общественном сознании.

Но отказ человека от религии в Новое время не приводит автоматически к изменению природы человеческого сознания, оставаясь лишь формальной мерой. И на каком-то этапе дальнейшего познания мира, иррационализм разума вновь пробивается через примитивные попытки атеизма объяснить мир чисто рационалистически. Так в европейской философии от Юма  до Ницше иррационализм оживляет веру в Бога (богов).

Атеизм Нового времени, на фоне религиозных извращений, неизбежно возрождает языческие представления, а вместе с ними возрождает языческий национализм, и обостряет тем самым проблему взаимоотношений между народами. А языческая религия уже просто отказывается от общечеловеческой нравственности, устанавливая свою - языческую (античеловеческую) нравственность, которая непримиримо разделяет народы на «избранные» и «рабские», создавая все условия для истребительных жестоких войн. В этом и заключается весь ужасный смысл преступления атеизма перед человечеством - он открывает дорогу к возрождению язычества.

Язычество Нового времени есть естественное завершение процесса атеистического развращения сознания людей в либеральном обществе. Религиозные извращения учения Иисуса Христа, атеизм и возродившееся язычество ответственны за все бедствия человечества в Новое время, за чудовищные войны и разрушения, и за, наконец, появление фашизма и нацизма в ХХ веке.

 

ФАШИЗМ И НАЦИЗМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Для появления итальянского фашизма нужна была патриотичная итальянская интеллигенция, воспитанная на уважении общечеловеческих ценностей христианской нравственности, но отрицающая Бога и католическую церковь. Итальянские атеисты, опираясь в душе на христианскую (католическую) нравственность, стремились к возрождению Италии через попытку вдохновить итальянской народ примерами из героического языческого прошлого своей страны. Однако, возврат в той или иной форме к язычеству, неизбежно приводит к дальнейшему росту национализма - так возникает в итальянском обществе фашизм.

Двойственность итальянского фашизма в национальном вопросе вытекает из того, что, возрождая языческий национализм и разделяя народы, он в то же время формально не отказывается от общечеловеческой христианской (католической) нравственности. Но так как действительное соблюдение нравственных норм общечеловеческой (христианской) нравственности невозможно без веры в Единого Бога, то атеисты постоянно нарушают все нормы поведения, которые сами же себе устанавливают, по своему произволу.

Так и итальянский фашизм постоянно колебался между нормами христианской общечеловеческой нравственности, не позволявшей человеку допускать бесчеловечность в отношении других людей, и языческим разделением людей на рабов и господ. Только приверженность итальянцев общечеловеческой нравственности христианства (католицизма) не допустила окончательное скатывание Италии в пропасть нацизма.

 

Германский нацизм отличается от итальянского фашизма крайне бесчеловечным отношением человека к человеку. Нацистские лагеря смерти практически невозможно представить в фашистской Италии. И вряд ли можно представить итальянских фашистов в качестве беспощадных карателей мирного европейского населения. Сколь бы ни был жесток итальянский фашизм (например, в Африке), ему никак не сравняться с немецким нацизмом по массовому избиению людей. Да и боевые качества солдат фашистской итальянской армии были гораздо ниже, чем фанатичных нацистских солдат вермахта.

Германский нацизм возникает не просто как атеизм, отрицающий христианскую церковь и Единого Бога. Нацизм возникает на базе возрождения языческих духовных ценностей, языческой морали и нравственности в государственном строительстве.

В Германии после поражения в Первой мировой войне господство атеизма и религиозных извращений в общественном сознании привело к появлению массы суеверий, погрузив немецкое мышление в иррационализм и мистику. Куча шарлатанов от политики и религии в 20-е годы затуманивала сознание немецкого народа, испытывающего большие экономические и социальные трудности. В этом ворохе оккультных представлений естественно возникали лишь чисто языческие идеи национального превосходства немецкой расы над всеми другими народами.

И в 1933 году, когда к власти в Германии пришли язычники-нацисты, германское общество, соответствующе подготовленное атеизмом и религиозными извращениями, благосклонно восприняло языческую веру, возрождающую боевой дух немецкого народа. С этого момента, когда язычество стало основой государственной политики, германский нацизм стал готовить войну против всего человечества.

На пряжке ремня солдата вермахта красовалась надпись «Gott mit uns» - «Бог с нами». Однако, это, к сожалению, был не Иисус Христос. Это был языческий бог «арийской расы господ», призывавший «сверхчеловеков» кровавым террором устанавливать свою власть над «недочеловеками». Вот почему немецкие нацисты-язычники были такими непобедимыми фанатиками в бою - их вёл в сражение их языческий бог, покровительствующий на поле боя только своему «избранному народу».

 

Главное отличие язычества германского от язычества японского в том, что в Германии язычество утвердилось в государстве с приходом к власти Гитлера и его национал-социалистов. А в Японии языческая вера - синтоизм - уже существовала в ХХ веке как государственная религия.

Синтоизм - древняя языческая религия народов Японии. Но по мере знакомства японцев с буддизмом в Средние века, синтоизм наполнялся общечеловеческими нравственными ценностями буддизма, не разделяющего людей по какому-либо основанию. Если бы синтоизм пошёл по этому пути дальше, он влился бы в единый поток буддизма, и тогда Япония никогда бы не допустила бесчеловечного отношения к людям иной расы, веры, национальности.

Но, к сожалению, японские власти отказались от буддизма в XIX веке, и в стране стал возрождаться национализм. После Реставрации Мэйдзи синтоизм полностью порывает с буддизмом и превращается в языческую религию исключительно японцев. Император становится божеством и главным жрецом, а японцы превращаются в избранный богом народ, предназначенный господствовать над другими людьми. По мере избавления синтоизма от буддийских ценностей, Япония всё более становилась нацистским государством, железом и кровью устанавливающим своё господство над народами и странами. И именно с конца XIX века Япония становится агрессивным милитаристским государством, нацеленным на порабощение и истребление народов.

Язычество во главе государства и общества - вот что роднит ничего не значащее словосочетание «японский милитаризм» с немецким нацизмом.

 

Фашизм - это национализм возрождающегося язычества в атеистическом обществе, которое ещё пытается сохранить в себе остатки извращённой безверием и религиозными спекуляциями общечеловеческой нравственности.

Нацизм - это национализм язычества, захватившего всё общество и государство, опирающийся на языческую нравственность, непримиримо разделяющую людей на «избранных богами» и «недостойных называться людьми».

 

ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ И НАЦИЗМОМ

Не удивительно, что фашизм присутствует сейчас во многих странах мира - для его появления необходим только достаточно распространённый в обществе атеизм и либеральные свободы.

Фашизм и нацизм есть результат возрождения язычества в атеистическом либеральном обществе - им болеют все либеральные (атеистические) страны, но нельзя допускать перерастания языческих представлений в языческую религию, захватывающую массы и государственную власть, открывающую дорогу нацизму, поскольку нацизм - это постоянная война до полного покорения или истребления противника. Нацистское государство мирным быть не может в принципе.

Современное либеральное общество кишит разного рода шарлатанами, пророками, предсказателями, астрологами, целителями, мистиками... Совсем как в предвоенной Германии! И если на каком-то этапе политической борьбы к власти в какой-либо либеральной стране придёт некая партия, и установит язычество в качестве государственной религии - тогда возродится нацизм, тогда будет новая война.

 

Сейчас в России много спорят по поводу совращения молодых людей радикальной мусульманской пропагандой, вербующей сторонников ИГИЛ. Что нужно сделать, чтобы удержать молодых людей от преступного выбора?

К сожалению, все рецепты будут бесполезны, если российское общество не начёт движение к воскресению веры в Единого Бога. Сколько бы ни стараться сейчас ограничить молодых людей от тлетворного влияния язычества ИГИЛ, это влияние будет продолжаться, поскольку атеизм никогда не сможет до конца честно ответить на вопросы, мучающие молодых людей. Защита человеческого сознания от язычества ИГИЛ состоит в том, чтобы дать человеку понимание честности и справедливости на основе общечеловеческой, а не языческой нравственности.

Понятно, почему сторонниками ИГИЛ становятся люди интеллектуально недалёкие. Они легко управляемы из-за своей некомпетентности и наивности. Когда общество религиозно - они «верят в Бога» и с удовольствием подкладывают поленья в костёр инквизиции. Когда общество больно атеизмом - они «атеисты», совершенно не стесняющиеся демонстрировать своё животное естество.

Но почему молодые люди - интеллигентные, с университетским образованием, становятся жертвами ИГИЛ? Чем их привлекает это религиозное извращение?

Много ума не надо, чтобы сказать «Бога нет». Человек высокого интеллектуального развития, ищущий правду жизни, если будет до конца последователен и честен в своих размышлениях, неизбежно приходит к религиозным представлениям. И вот здесь, если ему вовремя подсунуть какое-либо религиозное извращение, типа «мусульманства» ИГИЛ, такой человек - натура творческая, увлечённая - может также стать добычей религиозных спекулянтов.

Легко управлять тупыми людьми: им сказать «Бога нет», и они с обезьяньей радостью поскакали от восторга. Что же касается интеллектуалов, то они всегда будут встречаться в своих честных поисках с верой, а вот с какой - это зависит от нравственного развития общества и государства. Если атеистическое государство пускает дело религиозного образования на самотёк, тогда нечему удивляться, что его молодые люди будут продолжать пополнять тоталитарные секты. И нужно сильно сомневаться в историческом благополучии такого государства.

Только возвращение к религиозному образованию в духе подлинного христианства позволит не только уберечь русских детей от тлетворного влияния религиозного тоталитаризма и язычества, но и создаст все условия для успешного развития страны.

 

Победить нацизм невозможно, уничтожая лишь его носителей в человечьем обличье, поскольку он всегда будет возрождаться в либеральном государстве. Победить фашизм можно лишь укреплением общечеловеческой нравственности посредством приобщения людей к мировым религиям - христианство, мусульманство, буддизм. Если этого не делать, рано или поздно фашизм, наполняясь всё больше язычеством, будет перерастать в нацизм, обрекая человечество вновь на кровавую борьбу с терроризмом.

Бертран Рассел в своей статье пророчески писал, что «нацизм и христианство вряд ли будут друзьями, и вполне вероятно, что их антагонизм может привести к падению нацизма». Очень верная мысль! Но для того, чтобы это произошло, либеральному обществу необходимо только одно - повернуться к Единому Богу. Остановить нацизм в зародыше - это значит отбросить прочь безбожный либерализм, и вернуть в повседневную жизнь подлинного Иисуса Христа. Иного не дано!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26. Ответ на 23., bryzgalov-kv:

В чем проявляется любовь к народу? Например, в особенном о нем попечении, в расставлении приоритетов - о ком ты обязан позаботиться прежде чем спасать всех.

Замечательно. Теперь следующий вопрос: как будете отличать одних от других - тех, кто народ (кто в приоритете), от тех, кто не в приоритете? словосочетание "любовь к народу" не имеет смысла

Для меня словосочетание "любовь к народу" имеет смысл. Но я бы просил Вас пока не настаивать на требовании раскрыть этот смысл, это размоет то, ради чего я задал Вам первый вопрос... (потом обязательно отвечу) Если Вы имеете в виду, что любовь к народу обязательно должна иметь какие-то проявления, то я с этим, конечно, согласен. Поэтому и спросил Вас - какие... Будем продолжать дальше? Ответите ли мне на вопрос?
Андрей Карпов / 31.07.2015, 09:34

25. Ответ на 16., Русский Сталинист:

Нацизм и нацисты не имеют ничего общего с патриотизмом и патриотами. Более того- они глубоко враждебны им.

Кремляди это знают, и усиленно называют патриотов нацистами.
Лебядкин / 31.07.2015, 08:36

24. Re: Нацизм и язычество

Мы живем в классовом обществе и "атеизм" безусловный атрибут буржуазии как класса,причем понимаемый исключительно в антихристианском смысле. Историческая задача буржуазии уничтожение Христианства,а вне Православия,христианства нет,там мы имеет дело, в лучшем случае, с христианской идеологией. Однако,всякий православный человек,как это дико не звучит,решительный и категорический "атеист" или точнее-"нетеист",т.е.отвергающий "теизм" как направление в философии,как учение человеческое,а с ним и всю философию,поелику Источник Православного Христианства,не человек,но Бог. Исторический материализм,верно описывающий деятельность человека по мiроустройству,несет в себе порок,который и является причиной появления на Свет Божий, такого явления как фашизм,что будучи безусловно язычеством,явил Миру, черты, классическому язычеству неизвестные. Порок исторического материализма состоит в том,что мышление человека,его законы,оставляет на ОТКУП ИДЕАЛИЗМУ,т.е."теизму",отдающему духовный мир человека,ЕГО МЫСЛИ,во власть духовом злобы поднебесным. Исторический материализм верно описывает и законы мышления человека и законы движения человеческого общества в истории. Если изобразить графически,предметно,то это законы и движение пьяного на дороге. Явная патология,но исторический материализм выдает их за НОРМУ,поелику для исторического материализма, человек,- продукт эволюции "животного царства". Впрочем, пытается спрямить мышление человека и его движение,но не годными методами, с помощью компъютера и плановой экономики. Вот причина,которая привела к появлению фашизма и нынешним трагическим событиями,что только начинаются. Вопросы мышления ЧЕЛОВЕКА,это вопросы ДУХОВНЫЕ и верую глубоко, что в недалеком будущем,люди изгонят из этой области "философию" и призовут в нее Ту, кто имеет опыт,кто может и должен этими вопросами заниматься-Православную Церковь,а Григория Паламу будут преподавать в Университете,вместо Платона. И думать Человек,опять, начнет учиться у Бога,у Того,Кто человека Сотворил,если не хочет спьяну,окончательно свернуть себе шею. У Бога,но не у Платона,хотя бы потому, что Платон тоже человек,а в людях, как известно, Истины нет и всяк человек-ложь.
Писарь / 30.07.2015, 19:19

23. Ответ на 22., Андрей Карпов:

человек исходящий в своей общественной, политической и личной жизнедеятельности из любви к собственному народу Хорошо. Давайте продолжим.Любовь эта должна ли проявляться? В чем?

Андрей, ведите диалог по русски. Либо прямо скажите, что для Вас словосочетание "любовь к народу" не имеет смысла - и это будет ответом, и мы разойдемся. Либо же отвечайте на вопрос. Формулировка вашего вопроса-на-вопрос наводит на мысль о первом варианте. Отвечу на вопрос "В чем?". В чем проявляется любовь к народу? Например, в особенном о нем попечении, в расставлении приоритетов - о ком ты обязан позаботиться прежде чем спасать всех. Чтобы не стать хуже язычников по словам апостола.
bryzgalov-kv / 16.07.2015, 15:06

22. Ответ на 21., bryzgalov-kv:

человек исходящий в своей общественной, политической и личной жизнедеятельности из любви к собственному народу

Хорошо. Давайте продолжим. Любовь эта должна ли проявляться? В чем?
Андрей Карпов / 14.07.2015, 08:21

21. Ответ на 19., Андрей Карпов:

Националист - тот, кто ищет "примазавшихся", "вкравшихся", инородцев, чужую кровь. Причем тут любовь - это так, красивая поза...

Андрей, это же очевидно, что мы о разное подразумеваем произнося одно слово "национализм". Так может у Вас имеются в наличии другие определения - предлагайте, вдруг какое то из них больше подходит и не так режет слух. Итак, человек исходящий в своей общественной, политической и личной жизнедеятельности из любви к собственному народу - как его назовем? Я надеюсь, что Вы всех кто произносит слово любовь априорно не подозреваете в красивом позировании.
bryzgalov-kv / 14.07.2015, 06:21

20. Ответ на 16., Русский Сталинист:

Зачем выдумывать это искусственное противопоставление двух патриотизмов- имперского и националистического?

Это - не искусственное противопоставление. Можно подумать, Вы не видели здесь, на форуме РНЛ, ожесточенных дискуссий, в который националисты утверждали, что имперский принцип - это способ эксплуатации русского народа? Государь мог называть себя националистом, это было нужно, чтобы преодолеть формулу -"два класса - два народа", до гитлеризма никто в этом слове ничего плохого не видел.
Андрей Карпов / 13.07.2015, 18:00

19. Ответ на 12., Русский Сталинист:

Между тем национализм- это любовь к своей нации, а нацизм- ненависть к другим нациям.

Это всё лирика. Весь национализм крутится вокруг вопроса, что есть нация. Вернее, что есть МОЯ нация, спрашивает националист... Вопрос националиста не в любви, не в объединении, а в отъединении - в опознании чужого. И именно по этому признаку и распознается националист. Националист - тот, кто ищет "примазавшихся", "вкравшихся", инородцев, чужую кровь. Причем тут любовь - это так, красивая поза...
Андрей Карпов / 13.07.2015, 17:55

18. Ответ на 11., Андрей Карпов:

Уранополитизм в статье и в Вашем комментарии прослеживается, - правильно отмечено в начале дискуссии. Не смешивайте.Уранополитизм - это отказ от земного патриотизма. Патриотизм может строиться на националистическом основании. А может и на другом. В России, например, на имперском. Поэтому критика национализма исходит лишь из неприятия националистического патриотизма, а не патриотизма вообще и не имеет ничего общего с уранополитизмом.

Ну что-ж, тогда и Вы не усложняйте, вводя по ходу разговора новые сущности и понятия. И в предложенной Вами терминологии мое утверждение верно. Уранополитизм, как отрицание патриотизма, основанного на национализме, и в статье и в Ваших рассуждениях прослеживается. Оговорю то, что я имею ввиду под словом Национализм - любовь к своему народу.
bryzgalov-kv / 13.07.2015, 17:15

17. Ответ на 14., Лебядкин:

Андрей просто стыдливо прикидывается.

Он ответил, что вопрос слишком широкий. Значит понял мой вопрос.
Иванович Михаил / 13.07.2015, 15:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Николаевич Кубасов
Постижение коммунизма
Марксизм умер. Да здравствует коммунизм!
02.04.2019
Зачем нужна идеология
Ни пушки, ни танки, ни ракеты не смогли защитить Советский Союз потому, что народ не захотел защищать советскую власть
10.04.2018
Дебильный (псевдо)патриотизм
Патриотизм, сформированный на неверной идейной основе, никогда не защитит страну от информационной агрессии
05.03.2018
Неизбежность либерализма
В 1917-м была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой Россия должна раствориться без остатка
06.02.2018
Либеральная революция в России
Что же случилось в Российской империи в 1917 году?
03.01.2018
Все статьи Юрий Николаевич Кубасов
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03