По старой Кирилловской

Путевые очерки

0
590
Время на чтение 10 минут

Дорога вечно волнует, зовет. Видно, это свойство души человеческой: ждать, что вот-вот, прямо за тем поворотом,  явится счастье - рай ли земной, Беловодье ли...

Первыми большими дорогами человечества были реки - по ним всё дальше и дальше, в глубь неизведанных земель пробирался человек. Так мы, русские люди, когда-то перевалили Урал-Камень, дошли до Сибири, до Великого Тихого океана, до берегов Америки...

Вдоль водных путей торились пути земные.

 

Начало пути

 

Дороги...

 

Как ручьи вливаются в реки, так тропки вливаются в лесные и полевые дороги. А те, в свою очередь, в большаки - асфальтовые шоссе (когда-то были дороги, мощенные булыжником), соединяющие города, стягивающие в единое целое страну.

Лесная дорога - стоялая, подернутая ряской вода в старых тракторных колеях; ствол павшего дерева лёг на пути, заставляя перелезать через него или же обойти лесом; деревья смыкаются над такой дорогой кронами; лес подступает - то темный еловый, то бликующий осиновый; а то - пронзительно стройная, трепещущая даже в безветрии березка вымахнет у самой дороги. В урожайный год можно на такой дороге и грибов набрать. На такой дороге в топких местах - четкие рубчатые следы резиновых сапог, то прошли люди на клюквенное или брусничное болото...

Полевая дорога... Раскисшая от дождя, а в вёдро -  в белых пролысинах, твердо укатана и утоптана, по краям - круглые листья подорожника, по сторонам - поле ячменя или ржи, или зелено-пестрое разнотравье...

Большаки, тракты, шоссе - кровеносные сосуды, питающие страну...

Мы пойдем-поедем по старому Кирилловскому тракту. Это всего лишь отрезок, небольшой участок дороги, берущей свое начало у стен Московского Кремля и через Ярославские и Вологодские пределы уводящей на самый северный край Русской земли...

Но тот отрезок, что предстоит пройти нам - может быть, самый таинственный, увлекательный и прекрасный на этой дороге - ведь это еще и путь через загадочный, священный, сакральный  край - Кубеноозерье.

Мы пойдем именно по старой дороге (кое-где она совпадает с новым асфальтовым шоссе), потому что именно по этой дороге, где местами еще сохранилась булыжная кладка, проезжали в Кирилло-Белозерский монастырь Великие Князья и Цари; по ней прошла в Кириллов и Ферапонтово артель Дионисия, подрядившаяся расписать собор Рождества Богородицы; по этой дороге шли, ехали, брели - калики перехожие, странники, богомольцы, богатые купцы и вечные труженики крестьяне; по этой дороге шли под охраной от одной пересылки, устроенной в разоренном храме, до другой тысячи и тысячи русских и украинских «раскулаченных» к местам своей новой жизни, а для многих и многих - смерти; по этой дороге, провожаемые молчаливыми матерями, голосящими женами, хватающими за штаны ребятишками уходили мужчины на Великую войну, по ней возвращались оставшиеся в живых; вдоль этой дороги - деревеньки, которым, может, тысяча лет, в которых рождались поколение за поколением, упорные немногословные труженики и среди них те, кто прославил в веках имя русского человека, - писатели, композиторы, летчики, авиаконструкторы; на этой дороге - монастыри и храмы...

 

Но начну я этот путь с поклона родному городу...

 

ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ ВОЛОГДЫ

Поклон родному городу

 

- Вологда? А это где? - нет-нет, да и услышишь вдали от родной стороны...

И хочется тогда рассказать о своей родине, о лесном и озёрном крае, о светлом, древнем и молодом городе над тихой водой, отражающей древние храмы, зелень прибрежных деревьев, дуги мостов... Хочется рассказать о тихих улочках с деревянными двухэтажными домами и заросшими белоголовой кашкой двориками, где полощется на ветру свежевыстиранное пахнущее чистотой бельё... Хочется рассказать и о широких проспектах и площадях, о музеях и театрах, о заводах и фабриках. Хочется рассказать о людях живших и ныне живущих в Вологде. О тех людях, что прославили свою малую и большую Родину - вологодским маслом и вологодским кружевом, живописными полотнами и берущими за душу стихами...

Слушайте же...

Вологда - один из древнейших городов России, расположенный на восемьсот верст к северу от Москвы и на семьсот к востоку от Санкт-Петербурга. Первое летописное упоминание о ней уносит нас почти в девятисотлетнюю историческую даль - 1147 год, когда появился в глухих северных краях киевский монах Герасим, почитаемый ныне, как один из небесных покровителей города. "Лета 6655 (1147) августа в 19 день, на память святого мученика Андрея Стратилата, прииде Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града Киева к Вологде реке, на средний посад Воскресения Христова Ленивыя площадки малаго Торжку, и создал пречестень монастырь во славу Пресвятыя Троицы, от реки Вологды растоянием на полпоприща", - сообщает нам древний летописец. Ныне на «ленивой площадке» установлен памятник 800-летия основания города.

К тому же достопамятному 1147 году относятся первые упоминания ещё о двух городах, сыгравших выдающуюся роль в истории нашей Родины - Великом Устюге и Москве... Так, ещё в самом своём начале, оказались, наверное Высшею волей, тесно связаны судьбы этих городов. Именно Вологда стала главным оплотом великих московских князей и царей на Русском Севере, маяком православия для финно-угорских народов, издревле населявших эти края.

Кстати, сам топоним «Вологда» скорее всего финно-угорского происхождения и переводится, как белая или чистая вода. Хотя существует и другая, менее достоверная, но не менее поэтическая версия, происхождения названия «Вологда» от слова «волок», обозначающего узкое место между реками, где когда-то «переволакивались» речные суда или просто расстояние от одного населенного пункта до другого. Помните потрясающую лиризмом и жизненной правдой повесть вологжанина Василия Белова «За тремя волоками»? Или звукописные строчки выдающегося русского поэта, вологжанина Николая Рубцова:

Я долго ехал волоком.

И долго лес ночной

Всё слушал медный колокол,

Звеневший под дугой...

Хоть волки есть на волоке

И волок тот полог,

Едва он сани к Вологде

По волоку волок...

И вдруг заржал он молодо,

Гордясь без похвалы,

Когда увидел Вологду

Сквозь заволоку мглы...

 

Вот это и есть знаменитый «вологодский говорок».

Слышите - как перекатывается округлое «о» из строки в строку, и вдруг - подкатывается к самому сердцу и отзывается благодарной памятью и к поэту и к далеким предкам, давшим нашему городу такое красивое, милосердное имя...

Уже в 13 - 14 веках - Вологда становится важнейшим стратегический пунктом русской колонизации на Севере, воротами, открывающими путь к Великому Устюгу и далее в Пермские земли и за Урал-камень.

Вологда - город, в котором были построены и действовали к началу революционных преобразований 52 православных храма. Многие из них не дожили до наших дней, но многие и сохранились и ныне реставрируются. Выйдите на недавно вновь облагороженную набережную реки Вологды, посмотрите - на каждой излуке реки золотится крестами церковь... И сегодня главным зданием Вологды является величественный Софийский собор, золотой купол колокольни которого виден из любой точки города.

Построен Софийский собор был в 1568 - 1570 годах по личному приказанию и под постоянным присмотром Грозного государя Ивана Васильевича. Закладка собора происходила 28 апреля, в день святых Иасона и Сосипатра. Именно это событие, окрашенное впоследствии народной фантазией, дало другое название Вологде - Насон-город, известное по песням и преданиям.  В качестве архитектурного образца для вологодского храма был избран Успенский собор в Москве. Существует легенда о том, как после завершения строительства Иван Грозный посетил собор, и «нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу, и того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но затем преклонися на милость».

Народная молва, а вслед за ней многие письменные источники, сообщают о том, что хотел Иван Грозный сделать Вологду столицей всех опричных земель, а то и всего Русского государства. Помешало ли этому «нечто отторгшееся от свода» или что-то другое, нам не ведомо. Но исторический факт, что в общей сложности, за все свои приезды, прожил Иван Васильевич в Вологде около трех лет, по его приказанию было начато строительство каменного кремля, а неподалеку от строящегося Софийского собора, был расположен деревянный дворец царя... А в недрах Соборной горки, места на берегу реки вблизи Софийского собора, неоднократно пытались найти, а кто-то, наверное, и сегодня об этом мечтает, знаменитую библиотеку Ивана Грозного...

И еще исторический факт - именно вологжанин Осип Григорьевич Непея стал первый русским послом в Англии. Ещё в июле 1556 года он, был направлен Иваном Грозным в Англию в целях установления торговых отношений. Английский корабль, на котором плыл Непея, затонул у берегов Шотландии, большая часть экипажа погибла. Непее удалось спастись. Пробыв в Англии до мая 1557 года, он успешно завершил переговоры, получив ответное послание королевы царю Ивану IV.

С тех пор и установилось регулярная дипломатическая и торговая связь Западной Европы с Москвой через крупнейший в то время порт страны Архангельск. Именно в Вологде заканчивался речной путь от Архангельска до Москвы и начинался сухопутный. Поэтому иностранцы стремились обосноваться в Вологде, обзавестись  домами и дворами. Так в Вологде на Нижнем посаде возникла своя "немецкая слобода".

Среди хорошо известных иноземцев, имевших дворы в Вологде на протяжении многих десятилетий, в первую очередь следует отметить голландских купцов Гутманов. Именно в доме купца Ивана Гутмана во время своих поездок на Север (в Вологду и дальше - в Архангельск) неоднократно останавливался Петр I. Дом этот сохранился, известен всем вологжанам и гостям города как «Петровский домик», сейчас в нём находится филиал областного краеведческого музея.

Как всякий старинный город, Вологда овеяна легендами, одна из них - «легенда о белоризцах», она связана с разорением Вологды и Спасо-Прилуцкого монастыря в Смутное время польско-литовскими захватчиками (другой вариант легенды связан с еще более давним 15 веком, временем противостояния князей Дмитрия Шемяки и Василия Тёмного). По этой легенде: «при виде подступающих к городу врагов несчастные жители Вологды вышли на поле, на берегу реки Вологды и,  сразились с ними. Победа же начала преклоняться на сторону врагов, превосходивших вологжан числом и силою; но вдруг являются два неизвестные витязя, в белые доспехи облеченные и железными палицами вооруженные, останавливают побеждаемых, начинающих спасаться бегством, и бросаются с ними на неприятелей, поражают их палицами и вырывают победу из рук их с потерею своей жизни. Часть неприятелей положена на месте сражения, а прочие бегством сохранили жизнь свою. Обрадованные сею победою и вместе опечаленные смертию неизвестных своих избавителей вологжане трупы их положили в один гроб и воздвигли над оным простой каменный памятник, а чтобы память их пребывала вечною, учредили каждый год отправлять при гробе панихиду по ним». «Часовня белоризцев» и ныне находится неподалеку от Вологды. Обычай их поминовения сохранялся до начала двадцатого века и вновь возрождается в последние годы.

Спасо-Прилуцкий монастырь, о котором упоминается в легенде, расположен в нескольких километрах северо-восточнее города, в излучине или в «луке» реки Вологды. Это один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси. Опоясанный могучими крепостными стенами с высокими мощными башнями, монастырь особенно живописен со стороны пологого берега Вологды. Основан он в 1392 году одним из ближайших учеников, сомолитвенников Сергия Радонежского, святым Димитрием Прилуцким.

Первоначально все постройки обители и ограда были деревянными. Со второй четверти XVI в. в нем начинают возводить каменные здания. Начало новому архитектурному ансамблю положило сооружение большого соборного храма Всемилостивого Спаса. До конца XVI в. создаются и другие крупные каменные здания - трапезная палата с храмом и главные северные ворота с надвратной церковью.

В 1812 г., во время Отечественной войны, в стенах этого монастыря хранилась драгоценная утварь кремлевских соборов и сокровища патриаршей ризницы.

В начале 90-х годов 20 века в монастыре возродилась монашеская жизнь...

На территории Спасо-Прилуцкого монастыря нашел последнее упокоение выдающийся русский поэт Константин Николаевич Батюшков. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», - воскликнул когда-то Батюшков. Именно память сердца благодарных вологжан запечатлелась в бронзовом памятнике Батюшкову работы знаменитого скульптора Вячеслава Клыкова, установленного на Соборной горке близ Софийского собора и Вологодского кремля, где ныне находится областной краеведческий музей. Неподалеку и музей-квартира Батюшкова...

Литературные традиции в Вологде, заложенные народным фольклором, церковной литературой, творчеством Батюшкова и других дворянских писателей 19 века, блестяще продолжились в веке 20 - весь мир узнал о «вологодской литературной школе». Имена Василия Белова, Николая Рубцова, Александра Романова, Виктора Коротаева, Ольги Фокиной, Сергея Чухина, Нины Груздевой хорошо известны всем любителям русской литературы... У истоков создания Вологодского отделения Союза писателей РСФСР стояли Александр Яшин, Сергей Орлов, Сергей Викулов... Имена многих писателей-вологжан запечатлены в названиях улиц города.

Сегодня в музее «Литература, искусство. Век 20» можно узнать о творческом и жизненном пути Николая Рубцова, других писателей-вологжан. Здесь же расположена экспозиция, посвященная выдающемуся русскому композитору Валерию Гаврилину, детство которого прошло в деревне Перхурьево Вологодского района и в одном из детских домов Вологды, именно там получил первые уроки музыки будущий автор «Русских тетрадей»...

Кстати, расположен музей в доме типичной для Вологды 19 века архитектуры: двухэтажном, с угловым балконом, именно такие дома создавали своеобразное лицо Вологды вплоть до середины 20 века, когда началось масштабное новое строительство, но и сегодня такие дома сохранились и в центре, и на тихих окраинных улицах города, большинство из них находится под охраной государства. Немало в Вологде и домов «дворянско-усадебного» типа, с мезонинами, деревянными колоннами по фасаду...  

Говоря о культурных и литературных традициях Вологды нельзя не вспомнить хорошо известное всем вологжанам местечко Кирики-Улиты, неподалеку от города, связанное с именами великого русского поэта Сергея Есенина и его друга, уроженца Сокольского района замечательного поэта Алексея Ганина. Когда-то там стоял храм, посвященный святым мученикам Кирику и Иулите, в котором летом 1917 года Есенин венчался с Зинаидой Райх. Еще в семидесятых годах прошлого века старожилы вспоминали, как катила лёгкая коляска от города в Кирики, и выпрыгивал из нее голубоглазый светловолосый юноша, рвал полевые цветы для своей невесты... Сейчас на месте храма стоит памятный знак-камень.

Но не только культурой славна Вологда. Это издревле крупный торговый и промышленный центр.

Одним из крупнейших в России 19 века промышленников и благотворителей был вологжанин Христофор Леденцов, сегодня его имя носит премия учрежденная для поддержки творческих начинаний молодых ученых и предпринимателей.

Всемирную известность Вологде принесли предприятия молочной промышленности. Вологодское масло. Его традиционные рецепты сохраняют опытные мастера-технологи. Специалистов для предприятий отрасли готовят в молочно-хозяйственной академии. Она носит имя нашего земляка Николая Васильевича Верещагина, создателя промышленной молокопереработки, ставшей благодаря ему, в конце 19 века, самостоятельной отраслью хозяйствования в России. Сегодня молочные продукты из Вологды можно увидеть на прилавках магазинов Москвы и Петербурга, многих других регионов России.

Известна Вологда удивительным кружевом. Традиции и секреты вологодских кружевниц спустя века остались неизменными. Каждый год лучшие образцы выставляются на конкурс «Серебряная коклюшка». В руках вологодских мастериц обычная одежда становится произведением искусства.

В архитектурно-этнографическом музее под Вологдой уже создан музей масла. Создан в Вологде и музей кружева...

Впрочем, чтобы узнать, где она Вологда, да что она такое - надо в ней побывать, надо подышать ее воздухом, пообщаться с ее радушными жителями... Золотое сердце Вологды - купол колокольни Софийского собора светит для всех - через века и расстояния...

 

(Продолжение пути по старой Кирилловской дороге следует).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Анатольевич Ермаков
К Батюшкову
К 230-летию со дня рождения поэта
05.06.2017
Время Батюшкова
К 230-летию русского поэта
19.05.2017
От Устья к Устью
Очерк
04.05.2017
По старой Кирилловской, часть 21. Окончание
Историю делают люди. Нефёдово - Сеничев и другие
26.04.2017
Все статьи Дмитрий Анатольевич Ермаков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06