, Хоспис... Последнее пристанище тех, у кого остался шаг до перехода - пожалуй самого главного момента в жизни каждого человека - перехода от земной жизни в жизнь иную. Вечную.
Какой тяжелый и в то же время благодатный труд ухаживать за умирающими, безнадежными больными. Как для верующего человека, по велению сердца посвятившего себя служению больным, должны быть отрадны слова Спасителя: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». И что может быть значительней, чем проводить с человеком его последние дни, скрашивать их надеждой, упованием на Божие милосердие, а может быть даже стать для неверующего совсем человека тоненькой ниточкой, проводником к Богу. Ведь на смертном одре, как и в окопах, неверующих практически не бывает. И познакомить умирающего человека с основами веры, пригласить к нему священника - дело самое что ни на есть христианское.
Эта тема обсуждалась и на Рождественских Чтениях 2015 года на секции «Психологическая помощь православной семье». В рамках секции был представлен мастер-класс «Арт-терапия как помощь семье с больными в терминальной стадии».
Проводил семинар Андрей Владимирович Гнездилов - врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор НИПНИ им. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетный доктор Эссекского университета в Англии, первый врач первого хосписа в Санкт-Петербурге и в России, вместе с английским журналистом Виктором Зорза основатель хосписного движения в России. Рассказали мне об этом круглом столе участники, и их рассказ к моему изумлению, оказался далек от моего представления о помощи умирающим. Но мои представления - это всего лишь мои представления, которые тысячу раз могут оказаться неправильными. Менее всего, поэтому, хотелось бы делать выводы самой, т.к. есть специалисты в этой области: священники, психологи, которые, безусловно, дадут верную оценку услышанному и изученному мною. Я же со своей стороны, могу лишь ознакомить читателя со своеобразной практикой Андрея Владимировича и поставить те вопросы, которые возникли у участников Чтений и у меня, а после прочтения, возможно, возникнут и у кого-то еще.
Итак, Андрей Владимирович Гнездилов. Человек, известный своими терапевтическими сказками, использованием в лечении колокольного звона, имидж-терапии и куклотерапии. Вот такое богатое многообразие. И вроде бы ничего в этом особенно пугающего и настораживающего нет.
Многие, наверное, сталкивались с методом психологической коррекции личности путем арт-терапии с использованием кукольного театра. Колокольный звон в православной среде, по народному присловию, и вовсе «бесов разгоняет», т.е. помимо призыва к молитве и выражения праздничной радости, он еще и благотворно влияет на душу, отгоняет от нее темные духовные сущности. Ну, а про сказки и вовсе говорить нечего: «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Смущает, правда заграничное словечко «имидж-терапия», но если перевести, то получится «лечение образом» - туманно несколько, но не страшно. Не скрою, меня заинтересовала и личность психиатра, и его методы, тем более, что происходило все на Рождественский Чтениях. Кто хоть раз бывал на этом мероприятии, знает: площадка для передачи опыта более чем известная. На заявленной секции, которую представляли православные психологи и психотерапевты, было много интересного и...настораживающего. Интересного, потому, что психология сама по себе интересна, а насторожило участников секции следующее.
«...Особенно меня поразило выступление некоего Гнездилова Андрея Владимировича.
Андрей Владимирович делился с присутствующими своей методикой, рассказывал, как они помогают больным пережить боль с помощь кукол и сказок. Куклы у Андрея Владимировича снимают боль, служат последним утешением в жизни умирающих взрослых людей, они их даже кладут в гроб к умершим. Еще Андрей Владимирович продемонстрировал перед присутствующими методику переодевания в различные в образы, снятие боли колокольным звоном...», - из рассказа участницы Чтений.
Все рассказанное еще больше побуждало ознакомиться с вышеперечисленными методами православной психотерапевтической помощи.
Семь чакр доктора Гнездилова
Остановилась я на его собственном описании методик, т.е. информации, как говорится, из первых рук.
Начну с того, что в православной среде мне почти ничего не удалось найти про лечение колокольными звонами, разве только вот это:
«В 2003 г. впервые в России уникальный лечебный сеанс с использованием церковных колоколов был проведен в онкологической клинике г. Архангельска. Новый метод лечения назвали КОЛОКОЛОТЕРАПИЕЙ. Выступление мастера колокольного звона благословил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. По словам известного мастера колокольного звона - архангельского звонаря Владимира Петровского (именно он с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и проводил этот сеанс), еще в нач. ХХ в. целительному действию колокольного звона нашли следующее научное объяснение. В результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. /Музыкальная программа данного «опытного» сеанса колоколотерапии составлялась особенно тщательно (ее основу составили канонические церковные звоны) /1/
А вот как это выглядит у Гнездилова:
«... Мы хотели бы обратить внимание и на психотерапию посредством колокольного звона... Мы пришли к нему, исследуя старые русские традиции помощи больным и умирающим, пытаясь осуществить, ввести в практику новые невербальные формы контакта с пациентами.
Если попытаться обосновать воздействие звука на человека, то можно сослаться на авторитет Библии, утверждающей, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1).
«Слово» мы понимаем как сочетание звуков, и организованный звук лежит в основе сущего мира. Во многих религиях имеются так называемые священные слова. В христианской традиции - «аминь», «амен», в индуизме «ом», «аум». Не есть ли это словесный эквивалент колокольного звона?
Мы применили бронзовые пластины, имитирующие колокольный звон. Больным предлагалось найти тот тон, который им наиболее приятен, затем подсказать или найти ритм ударов и, наконец, определить силу удара в пластину. Впечатляющим для нас явилось облегчение некоторых болевых симптомов у наших пациентов.
Любопытно, что обезболивающий эффект достигался не прямым воздействием на больное место, но косвенно, через вегетативный центр, соответствующий этому месту. Мы могли констатировать, что эти центры совпадают с семью чакрами, выделяемыми ведической медициной. Облегчение боли наступало через 5-10 минут после начала воздействия и соответствовало фазе затухания звука. Больные оценивали это воздействие как звуковой массаж, который вначале как будто усиливал боль, а затем рассеивал ее в пространстве. Многие подчеркивали релаксирующий эффект колоколотерапии. Замечателен факт, что и те пациенты, которые отрицали облегчение болей, засыпали под воздействием звона, что само по себе уже являлось свидетельством испытываемого ими седативного эффекта.
Нежданным для нас был также эффект воздействия колокольного звона на чувство предсмертной тоски. Больные погружались в состояние релаксации и в то же время испытывали сложные переживания во время сеанса. Они рассказывали о расширении пространства, удлинении чувства времени, ощущении психологического стержня внутри себя, часть из них свидетельствовала об особом экстатическом переживании, близком к религиозному откровению. Они видели свое тело со стороны, ощущали, как вместе со звуком растворяются в пространстве, поднимаются в иные сферы. Верующие пациенты говорили о видениях святых. Почти все говорили о том, что звук помогал им преодолеть больничные стены и слиться с природой....Интересно, что это переживание «выхода из тела», особого состояния сознания, совпадали с теми ощущениями больных, о которых говорил Станислав Гроф.» /2/
Для справки: Станислав Гроф - американский психолог и психиатр, специализирующийся на изучении измененного сознания человека с использованием ЛСД. Один из основателей трансперсональной психологии и техники холотропного дыхания, вызывающего изменение сознания (начал практиковать эту технику после запрета ЛСД).Измененные состояния, которые вызывает Гроф получили название особых, холотропных, трансперсональных. Во время сеансов Грофа человек выходит за границы физической оболочки и получает опыт единения с животными, сверхразумными космическими существами, вселенским разумом.
«Куколка, покушай, да моего горя послушай!»
«Прежде, чем заговорить о методах куклотерапии, следует сказать несколько слов о самой кукле. Хотелось бы подчеркнуть, что куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человечества. Первые куклы явились прообразами богов и выполняли роль охранителей домашнего очага, служили защитой и привлечением благополучия и счастья в племя, род, были покровителями той или иной деятельности. Обожествляемые духи стихий пришли в мир людей, чтобы помочь им. Они стали хранителями, искупителями, носителями семейной культуры, традиций и верований. Ярило и Купава, Лада и Посвист внесли в быт людей не только уверенность в завтрашнем и сегодняшнем дне, они стали и драгоценным даром сердца, они открыли пути к искусству.
Кукла отнюдь не изжила себя и в настоящее время. Психология современной игрушки основана на древнем механизме переноса или идентификации.
... кукла- это вполне живое существо, с которым приятно гулять, играть с ним во взрослый мир, ложиться в постель, не боясь ночной тьмы, делить одиночество, подставлять для наказания в случае собственных шалостей и т. д.
... кукла - один из проводников сказки. Вместе с ней приходят в дом добрые домовые. Кукла из детства порой становится опорой, талисманом на всю жизнь. Персонаж, одухотворенный воображением, - она только снаружи «мертвая», на самом деле она живая и заряжена любовью тех, кто дарил ее.
Мы часто приносили куклы пожилым людям и оставляли у постели. Через пару дней, когда мы приходили снова, чтобы взять игрушки, зачастую встречали сопротивление: «Это мое!» Первое впечатление, что старики не обратили внимания на куклу, оказалось ошибочным, а дальнейшее взаимодействие с ней подтвердило пользу куклотерапии.
Молодая женщина 25 лет попросила врача-онколога сказать правду о ее перспективах. Врач развел руками, сообщил, что случай запущенный, лечение неэффективно и ожидать чего-либо не имеет смысла. Больная вернулась домой, легла в постель и стала ждать смерти, отказываясь от еды и общения. Родители вызвали психотерапевта. Он не знал, чем сможет утешить пациентку, что ей сказать. К счастью, у него в портфеле оказалась красивая кукла в старинном наряде. Он молча подошел и протянул больной куклу.
«Кто это?» - спросила она, пораженная. «Это принц Щелкунчик, который услышал о ваших несчастьях и пришел, чтобы помогать вам». Они почти не говорили о болезни, беседа шла на языке сказки. Когда он ушел, принц остался.
Она прикладывала его к больным местам, и ей это помогало. Потом она умерла и родители пришли просить оставить куклу у дочери. Куклу положили вместе с ней в гроб, согласно ее последнему желанию.
Итак, мы видим, что утешить обреченную можно было только одним способом - разделить с ней ее судьбу, не оставляя ее наедине со смертью. Врач не мог этого сделать, но он осуществил это через перенос своей личности на куклу. Явление переноса на игрушку чувств, которые могли быть вызваны в больном его близкими или друзьями, лежит в основе этого не вполне традиционного метода психотерапии. Добавим, что здесь необходим не ширпотреб, коим завалены наши ларьки и магазины, а куклы, исполненные пусть не столь мастерски, профессионально, сколь «с душой», как говорят обычно о штучном товаре, имеющем свою неповторимую прелесть и несущем в себе тот заряд добра и милосердия, что так необходим нашим пациентам...» /2/
Для справки: понятие переноса на куклу боли или болезни является распространенным в оккультизме практическим пособием.
Несколько штрихов к вышеописанным методам:
«... ориентировка на Николая Рериха, на высокую духовность картин этого мастера, думаем, не станет лишней при выборе средств психотерапевтического воздействия на больного.
Хотелось бы упомянуть еще об одном наблюдении, которое закреплено в традиционных пословицах и поговорках, типа: «Рад бы в рай, да грехи не пускают», «Муки совести - это то, что невозможно исправить и от чего невозможно избавиться», «Спокойная совесть дает умиротворенную смерть» и т. п.
Опираясь на народную мудрость, неминуемо приходишь к мысли о важнейшей необходимости умирающего - исповедаться. Психотерапевтическая поддержка в лице священника является тем самым оптимальным шансом, который дает возможность умереть легко (легче).
Хочется горько посетовать об утраченных нами традициях - причитаниях, песнях, молитвах, колокольном звоне, которые так смягчали тяжесть последней минуты умирающего. В не меньшей мере были целительны и для его близких. Связь с природой, отождествление с ней позволяли перенести свои представления о смерти и память об умершем на окружающее. Достаточно вспомнить народные причитания, где, например, поется: «Ключевая вода - это кровь моя, крутой бережок - это грудь моя, белы камешки - это глазки мои». Не в этих ли народных поверьях берет начало традиция сажать на могиле цветы и деревья?..»/2/
Кто вы, Доктор Балу?
Чакры, медитации, слияние с природой и «выходы из тела», религиозные откровения и видения святых, «высокодуховные» картины Рериха, куклы-талисманы, которые прикладываются к больным местам, с которыми приходят добрые домовые и перенос личности врача на куклу....Как же относится к господину Гнездилову- доктору Балу, как его называют в кругах посвященных? Как к православному психотерапевту, который передает свой опыт работы с умирающими на Рождественских Чтениях? Который учит как надо подготовить душу к встрече с Богом, очистив ее покаянием, открывая умирающему человеку новые горизонты, которые он обязательно обретет, приняв Христа как личного Спасителя? Но то, что мы видим в его практике, где таинство исповеди - всего лишь «психотерапевтическая поддержка в лице священника, помогающее легче умереть», и, мягко выражаясь, своеобразный набор практик, красноречиво говорит никак не о православной, а совсем о противоположной традиции. Древнейшей традиции, имя которой - оккультизм.
Но для того, чтобы делать подобные заявления, нужно обладать, говоря юридическим языком, приличной доказательной базой. Как это не парадоксально, но материал для подготовки такой базы щедро предоставил сам Андрей Владимирович, ничего особенно не скрывая.
Перед нами доклад 1991 года «Судьбы русских теософов», который сделал г-н Гнездилов - представитель Центрального совета русского теософского общества на Европейском теософском конгрессе:
«Этим воспоминанием мне хотелось бы отдать честь тем малоизвестным людям, чья жизнь была посвящена теософии.
Жизнь сталкивала меня с теософами в разное время и при разных обстоятельствах....
Мне повезло с момента моего рождения, так как моя бабушка, Слободинская София Александровна, 1870 г.р., жила в Киеве и была теософом. Она вела кружок, изучавший труды Е. П. Блаватской, А. Безант, Ч. Ледбитера и других в начале 1900-х годов. По воспоминаниям моей матери, Слободинской Нины Конрадовны, это была очень одаренная, увлеченная женщина, которая притягивала к теософическому движению всех своих близких и знакомых. Конечно же, разделял интересы Софии Александровны и её муж, мой дед Конрад Владимирович Слободинский. Поначалу он увлекался спиритическими сеансами, затем серьезно занялся теософией. Пытался изучать санскрит, помогал переводить Бхагавад-Гиту, стихи Рабиндраната Тагора, собирался в Адьяр, но обстоятельства ему помешали. После революции как чуждый элемент, имевший несовм естимые взгляды, он был арестован и погиб в Ташкенте, в тюрьме в 20-х годах. Жена его, София Александровна, умерла на Кавказе в 1927 г. Похоронена, по ее просьбе, на вершине горы, на месте, где была маленькая колония теософов.
Усов Александр Александрович, родной брат Софии Александровны... В 1914-1915 годах вместе с единомышленниками основал на Кавказе маленький теософический ашрам в Лазаревской, близ города Сочи. Пытался построить в местечке Гуарек храм Солнца в виде звезды, где через систему зеркал солнечный свет был целый день в каждом помещении.
... Дмитрий Жуковский, также имел отношение к духовному движению в России конца XIX - начала XX века. Его дядя, Жуковский, был дружен с поэтом Андреем Белым, известным русским антропософом. Они вместе принимали участие в создании усадьбы в Крыму, которая и сейчас называется его именем - Жуковка, и в растениях парка пытались заложить оккультную символику.
... Сын Софии Александровны Слободинской, Леонид Конрадович, 1900 г. рождения. Принимал участие в «Ордене Звезды на Востоке», «детской ложе» - движении духовных рыцарей и «пажей». Если не ошибаюсь, название этого рыцарского общества было «Золотая цепь» или «Звено золотой цепи».
.... чета Обнорских: Алексей Николаевич, 1898 года рождения, и его жена, Ольга Борисовна. Алексей Николаевич принадлежал к старинному русскому дворянскому роду, был исключительно высокообразованным человеком, знал около 6 языков, очень глубоко интересовался философией и исповедовал теософические идеи. Обаятельный, всегда подтянутый, он всегда был окружен молодежью, которую и снабжал тогда запрещенными книгами по теософии. Сам переводил работы Джидду Кришнамурти, поддерживал связи между оставшимися в живых теософами Москвы, Ленинграда и других мест.
Ольга Борисовна Обнорская - человек исключительных духовных качеств, писала стихи, рисовала, была необычайно сильным медиумом. Получала информацию путем телепатической связи с Учителями Востока, оформленную в поэтической рукописи «Сад Учителя». Скончалась в 1957 году. Интересно, что она предсказала с точностью дату своей смерти за несколько лет до того, как она случилась. Любопытно также, что ее дар предсказаний сбывался в отношении близких людей с изумительной точностью.
Вокруг семейства Обнорских, живших в Ленинграде, всегда собирались бывшие теософы. Среди них следует назвать Ольгу Владимировну Енько. Удивительно светлый человек, всегда радостный, легкий и счастливый... Не расставалась с крестом из слоновой кости, увитым розами. С глубоким почтением упоминала о розенкрейцерском движении. Была близким другом Унковской, чье творение «Цвет - Звук - Число» было опубликовано Теософическим издательством в Петербурге.
В этом же кружке находилась Софья Факионовна Лесман. Вместе с мужем, скрипачом из камерного оркестра Ауэра, Иосифом Антоновичем Лесманом, состояла в Теософическом обществе. Всегда спокойная, в скромных одеждах, она не расставалась с аметистовыми бусами, подаренными ей Софьей Герье, также известным русским теософом. Она придавала большое значение сиреневому цвету этих камней, говорила, что они помогают ей ощутить связь с Великими Учителями, вдохновившими теософическое движение. В комнате ее на видном месте висели портреты Блаватской, Безант, Джинараджадасы, Ледбитера, Арунделя, Кришнамурти. Свою нелегкую судьбу Софья Лесман переносила с удивительной стойкостью, видя в ней проявление Кармы....
Катерина Павловна Тимофеевская - художник и поэт.... Героический пафос и удивительная искренность этих стихов говорят сами за себя. Основная идея их - преодоление себя и доверие к водительству Высших Сил....Она скончалась в 1987 году. Ее нашли у постели стоящей на коленях. Голова лежала на стопке старых журналов «Вестник Теософии». На столике перед ней стоял портрет Учителя М.
Перехожу к Московской группе теософов, с которыми мне довелось сталкиваться, которых довелось видеть и слышать.
Ариадна Александровна Арендт - скульптор-анималист... Она была дружна с Максом Волошиным, прониклась идеями и учением Живой Этики Рерихов.
В теософских кругах было известно имя Коры Евгеньевны Антаровой. Будучи талантливой певицей, она имела какие-то удивительные видения, позволившие создать труд «Две жизни», где литературными средствами раскрывалась оккультная сторона работы Учителей; среди других персонажей присутствовал и образ Льва Толстого. Художественное произведение заключало в себе множество оккультных откровений, теософских идей.
...Можно вспомнить еще...Татьяну Букрееву, написавшую труд «Восемь встреч с Учителем» и многих других, о которых я только слышал, но не имел счастья видеть.
Всех этих людей невозможно было не любить, нельзя было не восхищаться ими. Это были как бы искорки целой эпохи, учения, которое пришло одновременно из прошлого и из будущего, и, как семена, упавшие в землю, они способствуют великим всходам идеи единения людей, религий и философий» /3/.
В старой питерской квартире
Итак, откровения г-на Гнездилова не требуют комментариев. Для любого верующего и думающего человека понятно, что выделенные в тексте оккультные теософские практики даже близко не имеют ничего общего с Православной верой и Евангельскими истинами.
Впрочем, предполагаю справедливое замечание о том, что дело прошлое, человек давно уже мог измениться, оставить свои заблуждения, принести покаяние и стать православным христианином - таких примеров тернистых путей к вере известно много!
Мог....но, к сожалению, этого не произошло.
Андрей Владимирович, не только не перестал быть приверженцем теософского движения, но и продолжает быть его ярким искренним представителем:
Гнездилов на конференции «От смерти к бессмертию» (выступление с докладом и участие в круглом столе) октябрь 2013 года. http://www.youtube.com/watch?v=nBdTCM2anvY&feature=share
Мероприятие, собравшее рерихианцев, теософов и прочих оккультистов всех мастей, проходило в конце 2013 года, а в начале 2015-го г-н Гнездилов ничтоже сумняшеся впервые появился на Рождественских Чтениях...
Вообще, глядя на тот антураж, который окружает Гнездилова, на его оккультные методики, не имеющие ничего общего с Православной верой, начинаешь понимать, что ты... ровным счетом ничего не понимаешь. Не понимаешь, как это возможно?! Соединение двух противоположных духов... Ведь сказано же нам: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
Старая питерская квартира, насквозь пропитанная теософскими сказками, кукольным присутствием, смешением стилей, с башенкой наверху. В башенке под крышей стоит кровать, на которой расположился...женский манекен. Женская фигурка, прикрытая легкой полупрозрачной пеньюарной тканью, застыла в позе ожидания... Кого она ждет, кто сюда приходит? Но, стоп! память услужливо подсказывает эпизод...
В фильм «Стена ювенальной юстиции», сделанный по заказу родительской общественности, включены кадры интервью с Е.В. Самохваловым - психологом, работающим с подростками, а попутно просвещающим их по всем вопросам половой жизни. Сотрудником известного на весь Питер детского абортария, а говоря официальным языком - подросткового центра, дружественного к молодежи «Ювента». Той самой «Ювенты» в которой раздают ребятам и девчонкам презервативы, где можно запросто сделать аборт без ведома родителей, научиться быть раскованным и свободным, получая удовольствие от многообразных форм сексуальных отношений.
...Самохвалов, вальяжно развалившись в кресле, с блестящими от самолюбования и осознания собственной значимости глазами, дает интервью. Голос журналистки за кадром спрашивает о назначении башенки в старой питерской квартире.
С придыханием Самохвалов, наряженный в костюм средневекового маркиза, отвечает:
-... когда создаются определенные ситуации...здесь можно медитировать, и чувствовать себя в очень многих ипостасях, здесь и колокольные звоны, и разные образы...и можно формировать себя в особых ощущениях...тут все очень необычно и интересно
- а что означает эта башня?
- Наверное некое фантасмагорическое чувствование образа, может быть и сексуальный аспект...
Мне было противно вспоминать этот эпизод: ощущение от ряженного Самохвалова и его жизненное кредо «приучать детей с раннего возраста к здоровой эротике», и впрямь дают сходство с развращенным похотливым маркизом Де Садом, например.
И все же снова посмотреть эти кадры пришлось. Не давало покоя ощущение, что где-то я эту квартиру видела....
Пазл в моей голове сошелся сразу, как только мне попалась статья Л.Виноградова из «Нескучного сада» о замечательном, добром докторе-кукольнике, врачующем и взрослые, и детские души. С фотографии на меня смотрел хозяин старой питерской квартиры с башенкой - А.В. Гнездилов...Он восседал в том же кресле, что и Самоховалов, а башенка, как следовало из интервью, именовалась замком Синей Бороды...
Далее статья Виноградова рассказывала о детстве Андрюши Гнездилова, его глубоко верующей маме, и прочая, прочая, прочая...
Учитывая, что к тому моменту я уже прочитала о наследственных теософских корнях Андрея Владимировича, дифирамбы «православному» доктору не впечатлили.
Беспокоил по-настоящему только один вопрос: чем же занимаются на семинарах по профессиональному выгоранию два хороших знакомых сексолог Самохвалов и теософ Гнездилов? Чему учат они взрослых и детей?
Нет ответа на эти вопросы...
А вот на вопрос, как подобные практики могут проникать и закрепляться в православной среде, ответ очевиден:
определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовано, что «...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, "«чение живой этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие из распространению, отлучили себя от Православной Церкви» /6/
______________________________________________________________________________________
/1/ http://www.liveinternet.ru/users/lyudmila2807/post253842283/ целебный колокольный звон.
/2/ http://www.myword.ru Гнездилов А. В. «Психология и психотерапия потерь». Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся ( проблемой. - СПб.: Издательство «Речь», 2004 - 162 стр.
/3/ http://www.theosophy.ru/gnezdilo.htm
/4/ Документальный фильм «Стена ювенальной юстиции» (часть 1)
/5/ http://www.nsad.ru/articles/doktor-skazochnik Нескучный сад
/6/ http://ansobor.ru/articles.php?id=79
2. Re: Сказ о том, как теософ православным мастер-класс давал
1. Re: Сказ о том, как теософ православным мастер-класс давал