Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

10 июня 1990 года

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, други наши, сегод­ня день памяти Всех святых, от века Богу благоугодивших. И этот день для всех нас памятен и праздничен, ведь наши небесные покро­вители все-все сегодня в торжественной славе у Престола Божия возносят молит­вы - о народах, с кем жили; о царствах, где они совершали свои земные подвиги и которые ради них освятились небесной милостью; о людях, кои вверены их по­печению при Таинстве Святого Креще­ния. Каждому верующему сердцу особен­но дорог этот день, ибо он стал для каждого днем тезоименитства.

Но в нынешнем году день памяти Всех святых является особенным. Под их мо­литвенным покровительством и особым попечением ныне у нас на Руси в кафед­ральном патриаршем соборе в Москве совершается возведение на патриарший престол нового Ангела Русской Право­славной Церкви, ее первоиерарха, отца-Патриарха. И впервые земная Церковь Российская вознесла молитву о Великом Господине и отце нашем Святейшем Пат­риархе Московском и всея Руси Алек­сии II. И молитву нашу сегодня подхва­тили сонмы святых, и Церковь Небесная и земная возжгли новое имя на свещнице Российской Церкви, имя пятнадцатого Российского Патриарха Алексия II.

Видимое избрание его проходило на Архиерейском Соборе всей полнотой Рос­сийской Церкви при участии святителей, клириков, мирян. Невидимое же соверша­лось давно, когда Промыслом Божиим в недрах Церкви созревал духовно преемник Патриарха Пимена, который поддержи­вал патриарший жезл в руке ослабленного болезнью старца, готовый принять его из охладевшей руки.

И вот Церковь сегодня празднует день интронизации нового Патриарха. Церковь празднует, но тень сомнения нет-нет да и омрачает ныне души и умы некоторых: почему так мало вдовствовал патриарший престол? почему жребий пал на это лицо, а не на иное? Почему?.. Почему?..

И то, что в Церкви звучит шепотком и смущенно, вне ее обсуждается всеми доступными средствами информации. И ве­рующий человек зачастую забывая, что его путь познания жизни совсем иной, чем неверующего, присоединяет свой голос к пытливому, но не облагодатствованному уму, который способен познать только кое-что, да и то отчасти.

А миром правит Господь. И воля Божия царит над вселенной, и Бог ни с кем не советуется и никому отчета не дает. И Господь постоянно напоминает правите­лям и народам, напоминает нам: «это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщв­ляю и оживляю; Я поражаю и Я исце­ляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39).

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33).

Не забудем о Промысле Божием и се­годня, в наши дни, дорогие мои, не отой­дем от единственно правильной настроен­ности восприятия жизни, и тогда вселится в сердца наши покой, и внутренний наш человек всегда и во всем станет покорен воле Божией. Помните, что «сердце чело­века обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9).

Я же сегодня, болезнуя о тех, чье серд­це поражено смущением, приоткрою для вас, дорогие мои, некую тайну, данную свя­тым людям давно, которую знаете и вы, но о которой ныне забыли. Исходить в ос­мыслении происходящих в мире событий надо только из постижения Божественного Промысла и сакраментальных дат, извест­ных одному Богу, но со временем приотк­рывающему Свои тайны и людям.

В жизни нет ничего случайного. Сму­щаясь ныне скоротечностью избрания но­вого Патриарха, люди вспоминают прошлое, начиная от кончины ныне святого Патри­арха Тихона и его последователей. Чинно, спокойно, во времени. Но кто из смутившихся вспомнил и весь строй той жизни, того времени, когда это происходило. А вот мы, люди более старшего поколения, должны об этом напомнить и засвидетель­ствовать, что с тех пор изменился и строй жизни и ее ритм. Мы, очень многие, по­мним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, пол­день, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну - и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить.

Кто в этом виноват, кому предъявить счет? Себе? Но мы трудимся, не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут?

А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избран­ных будут сокращены дни земного стран­ствования живущих. И год тогда будет, как месяц, месяц - как неделя, неделя - как день, день - как час и час - как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (см.: Мф. 24, 22). Не убедились ли мы в ис­тинности каждого слова Священного Пи­сания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью.

После кончины Патриарха Алексия I до избрания Патриарха Пимена прошел год. Вот и сорокоуст кончины Святейше­го Патриарха Пимена в новом времени стал годом.

Не ищите виновников того, что происхо­дит ныне все не так, как мнится вам, но бойтесь стать судьями над Промыслом Божиим. Смиритесь в том, что не знаем мы сокровенных таин, даже и тех, что уже оче­видны, не знаем сокрытых важнейших при­чин, которые ныне побудили ускорить дело. Один Бог знает, и тако Бог благословил.

И как все сакраментально в жизни Церкви, так и в жизни ее Первосвятителей - Патриархов - от рождения до кон­чины, ибо они - избранники Божии.

А вот теперь, дорогие мои, я хочу от­крыть вам мою внутреннюю тайну, кото­рая многое осветит в сознании вашем. Да изгладятся смущения, и волнения явятся пустыми, и вы осознаете, что не вопрошать и не роптать надо, а молиться усердно и живо, и сердечно за нового Патриарха, потому что жезл патриарший, сорок дней стоявший одиноким, стал в новом времени тяжел непомерно. И только общий труд, согласная любовь и верность святителей, клира и паствы помогут новому Патриар­ху нести его.

В день избрания на Архиерейском Со­боре нового Первосвятителя Церкви в ке­лье моей явился святитель Патриарх Все­российский Тихон. Он стоял безмолвно, но рядом с ним никем не поддерживаемый упирался в потолок дорожный чугунный посох Патриарха, и чувствовалось, что сдвинуть его с места человеческими сила­ми просто невозможно. Патриарший по­сох! Он был неподъемным, и он был раз­винчивающимся. Вот что вручается в этот день интронизации пятнадцатому Святей­шему Патриарху Российскому!

И дай ему Бог сил и мудрости, да со­путствуют ему молитвы и помощь Всех святых, кои ныне явились восприемника­ми его венчания на торжестве Российской Церкви. И патриарший крест, теперь пред­шествующий новому Патриарху, с сего дня не символ только, но живое олицетворе­ние того внутреннего креста, воспринятого избранником.

И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предше­ственников и заветы, хранящиеся Церко­вью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу выс­казать эти заветы не из книг, но слышан­ные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значи­тельно, так категорично и со властью.

Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по кото­рому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призва­на хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковно-сла­вянский язык - святой язык молитвенно­го обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Гря­дущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веру­ем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

И поэтому, други наши, да не смущает вас ничто: ни скоротечность времени, ни смятения, смущения и неразбериха совре­менного нам Вавилона в жизни стран и народов, уже захлестнувшие мир. Ибо все это обобщается одним понятием - мы живем во времена апокалипсические. Труд­но будет всем: и мирянам, истинно веру­ющим, и священнослужителям, верой и правдой служащим Богу. Но несравненно труднее тому, кто стоит ныне у кормила церковного корабля и несет на себе всю ответственность пред Богом за настоящее и будущее Церкви и народа Божия.

Вот о чем надо нам думать сейчас, дру­га наши, чтобы своими молитвами, не только положенными по форме, но сердечны­ми, молить Господа, чтобы в настоящие сложные и многосложные дни хранил Сам Господь нашу веру, нашу Матерь-Церковь, наше Отечество и Первосвятителя с сон­мом архиереев и клиром в спасительном послушании Богу и Церкви.

И любовь Христова, нашим послушанием Богу рожденная, наполнит наши души и сердца крепостью и разумением, чтобы до проследнего удара сердца, до последнего дыхания исповедовать, что мы русские, крещенные, верно идущие по пути, указанному Господом и нашей чадолюбивой Матерью-Церковью. И пусть теперь набатом звучат для вас слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).

Молитвенно пожелаем же сегодня, дорогие наши, кормчему церковного Российского корабля, вновь избранному и интронизированному Патриарху Алексию многих и долгих лет жизни. И помня, что первая плеяда десяти патриархов Патриархов Российских началась со святого Патриарха Иова, вторая после двухсотлетнего перерыва началась тоже святым Патриархом Тихоном, пожелаем и Святейшему Патриарху Алексию твердо и верно идти намеченной его предшествненниками стезей к святости.

Буди, Господи! Буди! Аминь.

28 мая (10 июня) 1990 года

 

 

Публикуется по:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Изд-во «Правило веры», 1995, с. 325-334;

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Псков, 2001, с. 409.

Благодатный Огонь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иоанн (Крестьянкин):
Послание к духовным чадам
К 110-летию со дня рождения Преосвященнейшего владыки
10.04.2020
«Господь говорит: прощай!..»
Поучение в Прощеное воскресенье
29.02.2020
Слово в Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки?
По рассказу Н.А.Мотовилова из книги «Всемирный Светильник Преподобный Серафим», составленной митрополитом Вениамином (Федченковым), Париж, 1932 г.
22.02.2020
Все статьи автора
"Патриарх Алексий II"
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию у гробницы своего приснопамятного предшественника Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2019
«Путем Христовым»
Вышла в свет книга, посвященная светлой памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
14.10.2019
Улыбка, снисхождение и простота как орудия любви
Памяти Патриарха Алексия II
22.02.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-02 18:59
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:27
Кто и как должен любить Христа
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:05
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 17:43