Каждый рыцарь желает знать, где сидят драконы
Дракон давно уже перекочевал в детскую литературу и фантастику, став в наше время маленьким и нестрашным. По словам Хорхе Луиса Борхеса, «дракон, вероятно, самое известное, но также самое незадачливое из фантастических животных. Он кажется нам чем-то ребяческим и нередко портит истории, в которых появляется. Стоит, однако, вспомнить, что тут мы имеем дело с современным предрассудком, возникшим, вероятно, из-за избытка драконов в сказках». На самом деле образ «крылатого змея» в истории чрезвычайно сложен - здесь метафоры перемешиваются с реальными наблюдениями, великое оборачивается смешным, а маленькая искра пламени сказочного дракона вдруг достает до самых небес... Итак, представляем вашему вниманию короткий очерк «драконоведения», повествующий о двух основных типах этих существ - восточном и западном, а также расскажем об их основных местах обитания.
Пора превращений
На Востоке (особенно в Китае, Корее и Японии) издревле было развито почитание драконов. К ним относились с осторожностью и уважением, как к могучим существам, выполняющим важную роль в поддержании миропорядка. Словарь Шоу Вена (составленный в 200-ом году нашей эры) утверждает, что среди 369 видов чешуйчатых рептилий, таких как рыбы, змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение; он обладает способностью в зависимости от своего желания становится видимым или невидимым, а также способен превращаться в людей, других животных, может оборачиваться неодушевленными предметами. Облик восточного дракона очень своеобразен - он весь как бы вытянут по горизонтали и напоминает змею. У него короткие лапы (обычно их четыре), длинная шея, зачастую украшенная гривой, и хвост. Число пальцев на лапах зависит от родины дракона: у китайских - их пять, у корейских - четыре, у японских - всего три. А вот крыльями обладали немногие драконы, и то, видимо, в эстетических целях - даже бескрылые особи легко перемещались по воздуху, летая «просто так». Еще одна характерная особенность - рога (которыми драконы могли слушать) и усы, длинные как у сома.
Согласно сведениям Шоу Вена, какого-то постоянного логова у дракона не существует - весной он поднимается в небо и живет среди облаков (в очертаниях которых китайцы видели изогнутые, причудливо меняющие форму тела «змеев»), а в конце лета погружается в воду, пережидая зиму в глубине. В этой «сезонности» дракона можно увидеть аналогии с древнегреческим мифом о Персефоне (которая каждую зиму удаляется в подземное царство, и на земле начинаются холода). Дракону отводилась схожая роль. Он представлялся символом или даже «причиной» смены времен года, его движения, как часовая пружина, задавали ритм природных циклов. Эти метаморфозы удивительно красиво описаны в книге Ло Гуан-Чжуна «Троецарствие»: «Увеличиваясь, дракон раздвигает облака и изрыгает туман, уменьшаясь - теряет форму и становится невидимым. Поднимаясь, он носится по вселенной, опускаясь - прячется в глубинах вод. Сейчас весна в разгаре, и дракон в поре превращений. Подобно человеку, стремящемуся к цели, он пересекает Поднебесную вдоль и поперек. В мире животных дракона можно сравнить с героем в мире людей».
За все в ответе
Видов драконов насчитывалось великое множество, и функции их были чрезвычайно многообразны (и в разные исторические эпохи представлялись по-разному). Так, согласно наиболее известной классификации, небесные драконы защищали богов и императоров (последние, кстати, считали дракона своим родоначальником). Китайская мифология поселяла их на вершинах гор. Они были желтого цвета и обладали огромной золотистой гривой и крыльями, а их изображение на одежде приносило счастье. Первого из небесных драконов представляли как своеобразную опору небосвода: он держал на своем хребте дворцы богов и не давал им упасть на землю. Драконы подземного мира собирали и охраняли ценные ископаемые. У каждого такого дракона имелась волшебная жемчужина, способная преумножить все, к чему она прикоснется. Голубые божественные драконы, подобно облакам, носились в небе и управляли ветром, тучами и дождем. Земные драконы властвовали над реками и источниками. Кроме вышеперечисленных драконов, занимающихся поддержанием миропорядка, были и другие. Борхес в книге «История вымышленных существ» пишет, что «буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во вселенной есть священное число, точно определяющее их количество». Там же он излагает легенду о морских драконах, указывая любопытные детали их быта: «Цари морских драконов обитают в сверкающих подводных дворцах и питаются опалом и жемчугом. Таких царей пять: главный живет в середине, остальные - в четырех сторонах света. Каждый имеет в длину три-четыре мили; стоит им пошевелиться, начинают колебаться горы. От их дыхания поджариваются целые косяки рыб. Когда морские драконы поднимаются на поверхность океана, они порождают водовороты и тайфуны; когда взлетают в воздух, причиняют бури, которые срывают крыши с домов в городах и вызывают наводнения. Цари драконов бессмертны и способны общаться между собой на любом расстоянии, не нуждаясь в словах. Каждый третий месяц года они представляют отчет верховным небесам».
Лун-Ван и железные дороги
Наибольшим почетом и преклонением в Китае пользовался Царь драконов (Лун-Ван), проживавший во дворце на дне Восточного моря. Дворец его описывался детально и представлял собой весьма любопытное зрелище: «Это огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, - всюду соединение блеска, красоты и достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых - неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин». Сам Лун-Ван мог превращаться в разных существ. Китайские художники нередко изображали его старцем с посохом, набалдашник которого выполнен в виде головы дракона. Культ Лун-Вана, распоряжавшегося всеми морями, реками и источниками, был чрезвычайно распространен - его храмы возвышались практически в каждом городе и деревне Китая. При этом люди относились к своему божеству довольно строго. Если просьбы не помогали, его ругали, могли символически «отправить в ссылку» (именно так поступил с Лун-Ваном император Цзя-Цин) и даже «пригрозить смертью». Например, во время наводнения в Харбине в 1932 году горожане вытащили статуи Лун-Вана из храма и зарыли на полузатопленном островке так, что голова немного возвышалась над поверхностью воды. Стоило уровню воды слегка повыситься, и дракон бы неминуемо «утонул». По словам очевидцев, угроза возымела свое действие - наводнение прекратилось...
Конечно, на Востоке водились и очень неприятные, и даже откровенно злые драконы.
Однако, по преимуществу дракон воспринимался как символ доброты и силы. Японский писатель Окакура так поэтично описывал его: «Дракон - это дух изменения, а потому - дух самой жизни... Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний; его чешуя начинает искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу, побуждая его к новой весне». Дракон был важнейшей частью традиционного восточного представления о мире. И совсем не зря в 1900 году члены китайского общества «Кулак во имя справедливости и согласия» писали в антиколониальной листовке, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят Дракона Земли и сводят на нет его благое воздействие на почву...»
Принцип «географической широты»
При сравнении восточных и западных драконов бросается в глаза их основное отличие - если первые являются «двигателями мира» и способствуют его динамичному развитию, то вторые - по существу враждебны мирозданию и представляют собой враждебные ему демонические силы. В отличие от известного высказывания Паскаля, что Добро и Зло - вопрос географической широты (в том смысле, что один и тот же поступок в одном месте земного шара считается преступным, а в другом - обыденным и даже похвальным), здесь «географическая широта» сказалась в создании абсолютно разных «мифологий» дракона. Несмотря на внешнее сходство самих существ, они являются полярными по своей сути, своего рода отражением друг друга в кривом зеркале из андерсеновской сказки. Поэтому разделу, посвященному европейским драконам, уместнее всего предпослать цитату из произведения Джона Рональда Руэла Толкиена: «Все шло прекрасно, пока не появился дракон...»
История европейских драконов и близких к ним рептилий Ближнего Востока издревле окрашена мрачными тонами. Так, в древневавилонской мифологии силы Хаоса (состоящие в основном из драконов) во главе с богиней Тиамат «штурмуют небеса», и оказываются разгромленными Мардуком и другими «молодыми богами», представляющими силы Порядка. В древнегреческих мифах Геракл расправляется с Лернейской гидрой, сильно напоминающей дракона. Древние скандинавы поместили дракона Нидхегга под корень прекрасного Мирового древа - ясеня Иггдрасиль, который он отчаянно пытается перегрызть. Наиболее отрицательное толкование дракона содержится в Библии, где он предстает в качестве метафоры врага Бога. Согласно Библейской энциклопедии, в Апокалипсисе под словом большой дракон, изображаемый красным, с 7 головами и 10 рогами, с чрезвычайно большим хвостом, разумеется сатана, змий древний, диавол. При этом христианскими писателями отнюдь не отрицалось и более «земное» воплощение дракона как реального существа, однако изначально находящегося «на темной стороне», вероломного, жадного зверя, обладающего разумом, направленным исключительно на злые дела.
Обитатели Вавилонской башни
Внешне европейский дракон несколько отличается от восточного, но, также как он, имеет множество разнообразных обличий. В западных источниках в основном фигурирует одноглавый дракон (тогда как в русских былинах и сказках они часто наделены тремя и более головами). Он обладает большим и мощным телом, хвостом, удар которого вполне может убить человека, часто (но необязательно) крыльями - в отличие от Востока, летать умеют только крылатые драконы. Число лап варьируется: от четырех и двух, до их полного отсутствия. Подавляющее большинство умеет извергать пламя, иногда дым и яд. Древние авторы отмечают такие его черты: «Дракон, самый большой из всех змеев и всех земных животных. Выйдя из пещер, он часто летает по воздуху, и содрогается из-за него воздух. Имеет гребешок, пасть небольшую и узкое горло, которым дышит и из которого высовывает язык. Силу же имеет не в зубах, но в хвосте, и причиняет вред скорее ударами хвоста, чем пастью. И слон должен опасаться его по причине огромной длины драконова тела. Ибо укрывшись близ троп, по которым обычно ходят слоны, оплетается узлами вокруг их голеней и так их, сдавленных, умерщвляет» (Храбан Мавр). Другой средневековый автор, проводя сравнение между львом и драконом, упирает на его ядовитость: «если лев нападает на нас в открытом бою, чтобы разорвать, то дракон подстерегает в засаде, губя своим отравленным дыханием». Выводились драконы в основном из яиц (иногда очень долгое время - до тысячи лет). А в русских народных преданиях существовала версия, что «змеем» становится змея, семь лет не слышавшая человеческого голоса, или рыба, когда ей исполнится сорок лет.
Основные места обитания драконов - пещеры в горах. Туда они складывают награбленное ими золото и драгоценности, до которых драконы большие охотники (причем для них важно само обладание, ничего другого они с ценностями делать не могут). Пещер драконы не роют - находят подходящие по размеру. Кроме того, драконы могут поселиться в разрушенных городах, замках или в пустыне, иногда живут в водоемах. Согласно Плинию «драконы обитают в пещерах среди скал. Чаще всего их можно встретить в самых жарких местностях (дракон - существо с холодной кровью, и жар необходим ему, чтобы поддерживать температуру тела). Говорят, что вокруг Вавилонской башни, в самой Вавилонской башне, в Вавилонской пустыне и на развалинах города обитают огромные драконы, чей взор наводит на людей ужас. Взгляд дракона непереносим для людей, поэтому некоторые умирают, встретившись с ним глазами». В русской мифологии «Чудо-Юдо, трехглавый змей» вполне может обладать роскошным дворцом, слугами и разнообразными богатствами, которые разрушаются или расколдовываются после его смерти.
В принципе, все драконы были не чужды колдовства и в этом смысле напрямую смыкаются с другими демоническими силами. В первую очередь, это искусство перевоплощения. К примеру, им вполне владели речные драконы, о которых рассказывает Толкиен. В приведенной им легенде сообщается, что они, приняв человеческий облик, расхаживали по рынкам, не будучи узнанными. Эти драконы обитали в подводных пещерах, расположенных на реках, и в образе золотого колечка или золотой чаши, плывущей по воде, привлекали купающихся женщин или детей, которые, желая схватить предмет, устремлялись вслед за ним. Драконы внезапно набрасывались на них и тащили под воду... На Руси в перевоплощениях подозревали Огненных змеев, соблазнявших и губивших женщин: «Всякий видит, как змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты».
«Дерзай, Георгий!»
Порой дракон поселялся непосредственно вблизи людей, устраивая планомерное разорение городов и деревень (иногда это происходило из-за крайне отвратительного поведения населения данной местности и воспринималось как наказание свыше). От напасти жителей спасали драконоборцы - святые и воины, убивающие дракона или выпроваживающие его вон из этих мест. К примеру, приведем описание деяния святой Марфы, приведенного в «Золотой легенде» Якова Ворагинского: «На реке Рона, в лесной чаще обитал некий дракон. Он прятался в реке, и убивал всех проходящих мимо, а корабли топил. Марфа по просьбе людей отправилась к нему и обнаружила дракона в лесной чаще. Она окропила его святой водой, осенила крестным знамением и показала ему распятие. Побежденный, он сделался кротким, словно овца, а святая Марфа связала его своим поясом, после чего люди забили его копьями и камнями. Жители называли дракона Тараскон, отсюда и место это стало прозываться Тараскона, а прежде оно называлось Нерлук, то есть Черное Озеро, потому что чаща там была темная и тенистая». И конечно, наиболее важным «рассказом о драконе» (или, как назывался этот сюжет в русской иконописи, «Чудо Георгия о Змие»), вдохновлявшем рыцарей и витязей на подвиги, было житие святого Георгия Победоносца: «Узнав о том, что царевну собираются предать в жертву дракону, Георгий спросил, какому богу поклоняются жители города, и выяснил, что они служат языческим богам, а царь преследует христиан. Сама же царевна верует в Христа. Тогда Георгий воздел руки к небу и вознес молитву Триединому Богу с просьбой показать свою милость и покорить лютого зверя. И услышал он глас с неба: «Дерзай, Георгий». Воин вскочил на коня, осенил себя крестным знаменьем, смело бросился навстречу дракону, взмахнул с силой своим копьем и, посвятив себя Господу, проткнул дракона и поверг его наземь».
Важно отметить, что бытовало поверье, согласно которому любой человек из-за негативных черт характера и отвратительных поступков сам мог стать драконом и творить драконовы дела. Мощь злого дракона (пусть и в метафорическом смысле) была привлекательна, поэтому на некоторых западноевропейских флагах и гербах, на доспехах воинов (и гораздо позднее - например, на фюзеляжах самолетов люфтваффе) появляются длинные тела крылатых змеев, несущих врагу разорение и смерть. Но конец дракона всегда примерно одинаков: «Отрубил Иван Быкович Чуду-Юду последние головы, взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил...»
...В заключение этой статьи (чрезвычайно конспективно изложившей «драконью тему») хочется привести две цитаты о людях и драконах. Первая принадлежит перу Ямамото Цунетомо, автору знаменитой «Книги самурая»: «В Китае жил человек, любивший драконов и поэтому украсивший свою одежду и мебель изображениями этих существ. Это привлекло вниманье драконьего бога, и вот однажды перед окном этого человека появился настоящий дракон. Говорят, человек тут же умер со страха. Он был одним из тех, кто смел не на деле, а на словах».
Вторая принадлежит писателю Кену Кизи, предпославшему это посвящение своей книге «Над кукушкиным гнездом»: «Вику Ловеллу, который сказал мне, что драконов не бывает, а потом привел в их логово». Так существуют или нет драконы? Ответ на этот вопрос каждый находит сам.
54. Re: Раз дракон, два дракон
53. Ответ на 52., Сергей Владимирович:
52. Ответ на 49., М.Яблоков:
51. Ответ на 50., Silvio63:
50. Ответ на 48., М.Яблоков:
49. Ответ на 44., Сергей Владимирович:
48. Ответ на 44., Silvio63:
47. Ответ на 42., М.Яблоков:
46. Ответ на 43., вода:
45. Ответ на 43., вода: