О приходской жизни

Интервью «Русской народной линии» с епископом Тихорецким и Кореновским

Новости Москвы 
0
779
Время на чтение 8 минут

«Русская народная линия» в рамках цикла «Слово архипастыря» готовит интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. На наши вопросы уже ответили Предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион, митрополит Минский Филарет, митрополит Владивостокский Вениамин, архиепископ Южно-Сахалинский Тихон, епископ Кронштадтский Назарий и другие. Сегодня представляем вниманию читателей беседу с епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном (Кавтарашвили). Интервью взял специально для «Русской народной линии» священник Антоний Скрынников.

***

Владыка, благословите! В последнее время в церковных средствах массовой информации, в лекциях и проповедях духовенства мы слышим о приходской миссии. Как бы Вы охарактеризовали это явление, в чем должна заключаться приходская миссия?

Это значит, что жизнь каждого члена прихода должна быть заметна за оградой храма. В свою очередь, это предполагает активную христианскую позицию духовенства и прихожан в социальной, культурной, семейной и общественной жизни. Мы не имеем права скрывать свои убеждения и ценности внутри себя и тем более стыдиться их.

Один из известных православных священников начала ХХ века протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Православие» писал: «Православие не доказывается, оно показывается». Значит, и нам надлежит показывать красоту православного образа жизни, а это, в свою очередь, предполагает, что сначала нужно научиться самим жить по-христиански. Именно самим жить, а не требовать этого от других. Господь говорит нам в Священном Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Приходская миссия начинается с открытия прихода. Прежде чем поднимать вопрос о регистрации прихода и строительстве нового храма, необходимо проводить работу с населением, организовывать пастырские встречи и катехизические беседы, которые помогут людям подготовиться к изменению образа жизни и мышления. Большого труда требует объяснение людям того, что принятие крещения предполагает не получение земных благ и не решение личных проблем, как многие думают, а бескорыстное следование за Христом. Двигателем этого следования является наша ответная любовь и благодарность Богу за Его любовь к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Ношение креста, устройство домашнего иконостаса, посещение храма, соблюдение постов, паломнические поездки, наличие Библии - это еще не христианство. Это только средства, с помощью которых человек может стать христианином, а может так и не стать. Образно говоря, наличие дома самой современной аптечки и регулярное посещение поликлиники никогда не дадут должного эффекта, если не беречь свое здоровье, игнорировать рекомендации врача и отказываться от принятия необходимых лекарств.

Если поступить иначе - открыть сначала храм, то люди придут на одну-две службы, поймут, что им ничего не понятно в богослужении, и - разойдутся. А потом их вовлечь в приходскую жизнь будет очень затруднительно.

Когда на меня было возложено послушание благочинного Тихорецкого округа, то мне приходилось открывать приходы на периферии, и мы начинали именно с организации воскресной школы для взрослых. Людям нравилось, что можно пообщаться со священнослужителем, задать свои вопросы. И они приходили. Темы бесед были самые разные: о церковных таинствах, о христианской жизни, о взаимоотношениях друг с другом. Так, в одном из приходов мы объявили, что будем изучать Библию. Всем эта идея понравилась, особенно интеллигенции. Были сформированы две группы по 15 человек. Прошло три года, группы разрослись: женская насчитывает около 40 человек, мужская - 30.

Пользу от такой формы работы получают не только прихожане, но и сами священники, которым приходится должным образом готовиться к беседам, регулярно перечитывать Священное Писание, его толкования, знакомиться с последними научными открытиями в области библеистики, церковной археологии и других наук. Многие слушатели потом признавались мне, что несколько раз в своей жизни пытались читать Священное Писание, но быстро откладывали его в сторону, так как им были непонятны какие-то моменты, связанные с архаичностью терминов, национально-бытовыми особенностями Израиля того периода.

Такая практика работы с людьми требует много личного времени, но она дает свои плоды. Те приходы, которые начинались с общения, оказались крепкими. Там есть сплоченные общины верующих, люди ведут осознанный церковный образ жизни и понимают, зачем им нужен храм.

Владыка, Вы говорили о беседах, которые в том числе проводите лично, посещая приходы. Изменился ли характер вопросов прихожан, если сравнивать с девяностыми годами, когда после десятилетий господствующего атеизма людей интересовали самые простые церковно-бытовые вопросы: как правильно креститься и куда поставить свечечку?

Позвольте напомнить известную народную мудрость: «Каков поп, таков и приход». Это касается и духовного состояния, и дисциплины, и материального достатка, и интересов, а соответственно и вопросов. Есть общины, где благочестивые священники служат по церковному уставу, совершают все требы, но при этом не обращают никакого внимания на духовное просвещение своей паствы. Там и вопросы больше касаются внешней обрядовости, а не церковного учения, догматов или Священного Писания.

В прошлом году в Москве прошел V Общецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. На нем в том числе обсуждали вопросы общих принципов приходской миссии. На Ваш взгляд, возможны ли и есть ли такие универсальные принципы, учитывая, что зачастую специфика приходов может сильно разниться от региона к региону? Допустим, на Дальнем Востоке - одна ситуация, в Астрахани - совсем иная...

Различаться могут экономические, национальные, образовательные и другие показатели. Базовые понятия христианства - такие как «возлюби ближнего своего, как самого себя» или: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», и принцип их донесения до людей есть только один - жить по этим заповедям, а не только говорить об этом.

Несомненно, что проповедь слова Божия является основной заботой пастыря, но, тем не менее, сегодня есть очень большая опасность увлечься богомудрием и риторикой и при этом потерять дух и вкус православного образа жизни.

Есть еще одно современное искушение для пастырей - попытка употребления в проповеди различных форм давления. Но нам нельзя забывать о том, что нельзя заставить любить. Любовь можно только заслужить!

Общие же принципы и виды проповеди, конечно, существуют. К примеру, нам нужно усерднее работать с молодежью на ее площадках - в социальных сетях, актуализировать наше учение, доносить его простым, понятным языком и способом.

Так, например, мы уже в течение нескольких лет практикуем встречи духовенства с трудовыми коллективами, с молодоженами в загсе и посылаем на них наиболее подготовленных пастырей. К сожалению таковых не так много, как этого требует время.

В преамбуле итогового документа съезда сказано, что «развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире». Не противопоставляется ли таким образом задача миссии внутри прихода - миссии вне его рамок? Ведь если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что большую часть сил апостолы отдавали проповеди среди язычников, внешних людей, хотя, безусловно, периодически навещали и ранее созданные общины, наставляли и укрепляли их в вере.

Здесь нет никакого противопоставления. Работа внутри прихода - это тоже миссионерство, а каждый прихожанин должен быть миссионером. В храмах в течение года, особенно по большим праздникам, появляется много так называемых «захожан», и наша задача - воспользоваться этим, может быть единственным, шансом, чтобы обратиться к людям, показать им красоту и жизненную силу православия.

Владыка, по Вашему мнению, насколько востребованным сегодня может быть опыт приходской миссии в дореволюционной России? Можно ли в XXI веке применять те наработки, которые использовались, к примеру, в XVIII-XIX веках?

Всякий опыт хорош и может быть использован, если его применять с учетом существующей исторической и иной реальности. Даже отрицательный опыт приносит плоды - он позволяет в будущем избежать ошибок. Безусловно, ценный опыт миссионерской работы был наработан до революции. Мы можем использовать, например, опыт святителя Николая (Касаткина), обратившего в православие многих японцев. Он смог найти ту форму миссии, те слова, которые тронули сердца представителей этого народа. Можно вспомнить обращение в православие алеутов и других народов. Это потрясающий опыт, когда люди совсем другой культуры, мировоззрения, уклада жизни принимали христианство. А разве можно без внимания отнестись к трудам митрополита Сурожского Антония (Блюма), митрополита Киевского Владимира (Сабодана)? А труды нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, которые начались еще задолго до политики перестройки в весьма сложных реалиях советской жизни и явили собой пример усердного несения миссионерского подвига и служения?..

Владыка, Вы много лет были приходским священником, благочинным. Возглавив епархию, транслировали ли Вы свой личный опыт приходского священника на приходы епархии? Если да, то в чем он заключается и насколько сложно распространять опыт одного прихода на несколько?

Своим опытом делюсь. Заключается он в доступности священника, когда батюшка не только совершает богослужения, но и активно занимается внебогослужебной деятельностью, то есть общается с людьми и отвечает на их вопросы.

Бывает, священник мне говорит, что сделать то или иное невозможно, но мне как бывшему приходскому настоятелю вполне очевидно, что батюшка просто не хочет тратить время и силы. Приходится по-отечески вразумлять. При этом стараюсь не забывать о том, что епископское служение предполагает уважительное отношение к духовенству, понимание того, что у каждого священнослужителя есть и свои немощи, и свои дарования.

Владыка, не кажется ли Вам, что на многих приходах сложилась странная практика, когда большая часть верующих людей, посещающих тот или иной храм, не ассоциируют себя с его жизнью? Они регулярно приходят на службы, участвуют в таинствах, но при этом им совершенно безразлично, чем и как живет храм, какие у общины проблемы, нужды и так далее...

К сожалению, такое явление имеет место. Опять возвращаюсь к ранее сказанному: нужно работать с людьми, чтобы, придя в храм, они остались в нем навсегда и влились в общину. Они должны начать чувствовать себя частью Церкви. Стараюсь напоминать людям, что Церковь - это не кто-то и где-то, а все мы и здесь.

В 2010 году Архиерейское совещание постановило, что на каждом приходе, где есть такая возможность, настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора. Есть ли какой-то результат от принятого решения, если оценивать в рамках вашей епархии?

На мой взгляд, для разговора о результатах нужно еще какое-то время, более продолжительное, чтобы можно было проанализировать ситуацию до и после. Однако это, несомненно, очень важный и своевременный посыл Святейшего Патриарха Кирилла - дать возможность мирянам реализовать себя внутри храма. Приходы, где есть финансовая возможность, должны иметь таких работников в храме. Плоды все равно будут, люди трудятся, и их слово и послушание не останутся напрасными. Это большая помощь священнику, позволяющая ему перераспределять свои силы и экономить время.

Каким должен быть социальный, интеллектуальный и образовательный уровень приходского миссионера и каковы его функции?

Приходской миссионер или катехизатор - это не функционер и не аппаратный работник. Самыми лучшими миссионерами в истории Церкви были те люди, которые являлись христианами не по названию, а по своей жизни. Они могли быть и безмолвными проповедниками, являя собой добрый образ Христа.

Можно вспомнить выдающегося миссионера - святителя Иннокентия (Вениаминова), чьи проповеди захватывали дух. Но люди тянулись к нему не только из-за его грамотности, но прежде всего видя его безукоризненное житие.

Приходской миссионер должен иметь не только соответствующее образование, но и личный опыт церковной жизни, опыт молитвы, которым он может поделиться с пришедшими в храм людьми. Если же в человеке нет внутреннего стержня благочестия, горения, то даже если он будет говорить красивые, умные и правильные слова, люди его послушают, но после лекции пойдут своим путем.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Антоний Скрынников
«Традиционным религиям нечего делить»
О Православии на Северном Кавказе, взаимодействии с исламом и противостоянии сектантам
14.06.2015
«Он опровергает миф о том, что развитие науки сделает мир безрелигиозным»
Социолог священник Антоний Скрынников анализирует опрос, согласно которому 2/3 населения мира считают себя религиозными людьми
20.04.2015
Церкви нужна поддержка государства в идеологическом, политическом и финансовом аспектах
Священник Антоний Скрынников о проблемах православной миссии на Кавказе
30.03.2015
«Социология уже давно перестала быть беспристрастной наукой»
Социолог священник Антоний Скрынников об опросе ФОМ, согласно которому 65% москвичей против строительства храмов в Москве
23.03.2015
Все статьи Священник Антоний Скрынников
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08