itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Традиционным религиям нечего делить»

О Православии на Северном Кавказе, взаимодействии с исламом и противостоянии сектантам

0
501
Время на чтение 9 минут
Антоний Скрынников. Фото: pravoslavie.ru


Священник Антоний Скрынников. Фото: pravoslavie.ru

Священник Антоний Скрынников - главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического института.

- В массовом сознании Кавказ представляется преимущественно мусульманским регионом. Ислам сейчас переживает возрождение, принимающее иногда слишком резкие, даже радикальные формы. Как уживаются ислам и православие на Северном Кавказе? Возможно ли соработничество двух мировых религий в решении вопросов, волнующих не только верующих, например совместного противостояния распространению чуждых ценностей, социального служения и так далее?

- Массовое сознание - штука довольно опосредованная, с которой нужно постоянно работать, чтобы развенчивать мифы. На Кавказе живет большое количество христиан. Как минимум два региона - Ставропольский край и Республика Северная Осетия - населены людьми, преимущественно идентифицирующими себя с православием.

Традиционным религиям нечего делить, у каждой - своя паства, свои задачи. Никто не занимается искусственным, целенаправленным прозелитизмом. Хотя есть и паразитирующие группы: в исламе - ваххабизм, в христианстве - многочисленные секты типа «Свидетелей Иеговы», которые не гнушаются никакими средствами, включая откровенный обман, чтобы привлечь человека на свою сторону.

У нас с мусульманами есть совместные проекты, например ежегодный лагерь православной и мусульманской молодежи, будущих лидеров, которые общаются, завязывают дружеские отношения, узнают культуру соседа. Я надеюсь, что это именно та молодежь, которая сможет обуздать радикалов как с одной, так и с другой стороны.

У нас очень здравое духовенство. На одной из конференций, где было большое количество диаспор, один из имамов, с которым я давно дружу, прямо заявил, что наш дом - Россия, и если завтра на нас нападет мусульманская Турция, то долг каждого мусульманина - встать на защиту именно России. Помню, как перекорежило от его слов некоторых участников конференции.

- В последнее время резко активизировались разнообразные нетрадиционные религиозные объединения. «Свидетели Иеговы» вновь, как в начале девяностых, появились на улицах. Некоторые эксперты полагают, что это связано с новым витком попыток разрушения российской государственности через внедрение чуждых религиозных традиций. Насколько актуальна для Кавказа эта проблема?

- Вряд ли закономерно утверждать, что сектанты активизировались, ведь они никогда и не прекращали свою работу. Бывает, что какое-то время они не попадаются нам на глаза, и кажется, что их стало меньше или они свернули свою деятельность. На самом деле они постоянно меняют формы работы, ищут более продуктивные методы проповеди.

Фото: ТАСС/Интерпресс

Фото: ТАСС/Интерпресс

Те же «Свидетели Иеговы» действительно стали меньше ходить по улицам. Но причина лишь в том, что они поняли: гораздо эффективнее стоять со своими переносными стендиками на оживленных перекрестках. И сил меньше расходуется, и КПД выше. Причем этот вид проповеди спущен им сверху. В прошлом году я видел такие стенды и в Тбилиси, и в Ирландии. Иеговисты пытаются соответствовать современному миру. Долгое время они довольно прохладно относились к интернету, а в прошлом году до них дошло, что это мощнейший инструмент, идеальные сети для молодежи. Они модернизировали свой сайт, добавили информацию, в том числе на русском языке, и заказали в Ставрополе более десяти баннеров с приглашением посетить их сайт.

Если говорить в целом, то проблема актуальна как для Кавказа, так и для любого региона России. В том же Ставрополе, если посчитать все секты и культы, включая маргинальные группки вроде почитателей святости Михаила Горбачева, наберется свыше ста организаций. Это очень много для такого небольшого города, как Ставрополь.

- Чем привлекательна сектантская проповедь? Что православные могут и должны противопоставить сектантам?

- Чтобы решить вопрос сектантства, надо перестать уповать лишь на силовой блок - мол, придут сотрудники ЦПЭ, ФСБ, прокуратуры и решат вопрос за нас. Это невозможно. Как показывает опыт советской России и Римской империи первых веков, гонения не страшны для верующих людей. А сектантов целенаправленно учат тому, чтобы они готовились к гонениям, что это «живое свидетельство» правильного выбора пути.

Я не против законодательных ограничительных мер, вмешательства органов правопорядка тогда, когда есть признаки совершения преступления. Но самое сложное должны сделать мы - православные христиане. Мы допустили большую ошибку - отдали наше Священное Писание, нашу Библию сектантам. Человек с Библией на улице или в автобусе в 99% случаев окажется сектантом. Нам нужно исправить это - начать читать Священное Писание, знать основы своей веры, чтобы в разговоре с сектантами четко и твердо уметь отстаивать позицию Церкви.

Писатель Владимир Марцинковский, эмигрировавший после революции на Запад, в своих воспоминаниях пишет об очень характерном моменте, подтверждающем мою озабоченность:

«Вернувшись однажды вечером домой, я нашел у себя на столе письмо, спешно вызывающее меня в Тулу для чтения лекции. Нужно было ехать в тот же вечер, так как зал был снят на завтра.

Я поспешил на Курский вокзал. У кассы стояла длинная очередь. Ко мне подошел какой-то господин, предлагая перекупить у него билет (оказавшийся ему ненужным). Я отнесся к нему с недоверием, опасаясь за действительность билета, но все же взял его - и хорошо сделал, ибо, как потом выяснилось, в тот день на Тулу больше билетов не продавали.

Ехать было очень неудобно. Пришлось стоять на площадке с выбитым окном. Был мороз, дул резкий ветер. Предстояло часов семь пути, и притом ночью. От усталости и желая укрыться от ветра, я опустился на пол (место мое было как раз у открытого окна) и сел между солдатских сапог, так как вся площадка была забита красногвардейцами.

Каждый из них по очереди придерживал у разбитого окна большой грубый мешок для защиты от холодного ветра.

Один из солдат похвалялся грабежами и убийствами, в которых он участвовал в дни революции.

Я не выдержал, встал из своего уголка и спросил рассказчика: «Разве Христос в Евангелии учил так делать?»

- А нешто мы его читали? Мы только крышку Евангелия целовали... А что в ем писано, того не знаем.

Поистине «гибель народу без слова Божия».

Прошло много десятилетий с той поры, как были написаны эти слова, а такое ощущение, что мало что изменилось в знании Писания верующими людьми. Самое главное, что православные могут противопоставить сектантам, - это крепкая вера, высоконравственный образ жизни. Нужно любить свою веру, Церковь - только эта любовь способна обратить сердце человека. Святейший патриарх Кирилл мудро заметил в одной из своих проповедей: «Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией - это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть. А ведь через все это мы уже проходили в кровавом XX веке».

- Казалось бы, советские времена ушли в далекое прошлое, однако воинствующий атеизм нет-нет, да и дает о себе знать. Призывы «убрать религию» из школ, СМИ, а то и из общественной жизни и жизни в целом слышны порой не только от маргиналов. Что стоит за этими нападками на Церковь и православие? Неверие и непонимание или идеологическая диверсия?

- Призывы были всегда, иногда на них стоит обращать внимание, иногда лучшая реакция - игнорирование. Нет смысла бросаться в бой после каждого чиха в сторону Церкви со стороны Собчак, Невзорова, Лебедева. Об этом в свое время очень верно заметила Ахматова: «Когда на улице кричат: "Дурак", не обязательно оборачиваться».

Что касается религии в школе... Основы православной культуры - это именно преподавание основ культуры светским педагогом. Как бы ни хотелось некоторым нашим маргинальным либералам, но культура нашей страны основана на христианских ценностях. Живопись, архитектура, скульптура, литература вышли из стен монастырей. Почему современный школьник должен знать советскую подделку сказки Андерсена «Снежная королева», а не ее оригинал? В оригинале сказки причиной, повлекшей разбивание зеркала тролля, стала не неловкость учеников, а их стремление посмеяться над горним миром. Когда Герда борется со стражниками, она читает молитву «Отче наш»:

«...Было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался; но вот в нем стали возникать маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали и превращались в больших ангелов... Их становилось все больше и больше, и когда Герда дочитала молитву, ее окружал уж целый легион ангелов. Они пронзали снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок».

Знание своей традиционной культуры - главный и первый шаг в борьбе с терроризмом. В 2005 году, после нападения боевиков на Нальчик, в городе собрали круглый стол, чтобы поговорить о проблеме терроризма. Там присутствовали директора школ, учителя, православное и мусульманское духовенство, журналисты. Было сказано много нужных слов, сошлись во мнении, что террористы не имеют национальности. Но суть не в этом. Самое главное произошло в конце заседания, когда поднялась заслуженный учитель математики и сказала: «Хочу попросить у всех вас прощения. В том, что произошло, виновата и лично я». Ее слова вызвали недоумение, но она продолжила: «Среди бандитов был мой ученик. Да, он знал математику, я научила его считать и вычислять, у него была твердая пятерка по предмету. Но эти знания не помешали ему взять в руки снайперскую винтовку и пойти убивать ни в чем не повинных людей». Очень хорошие и правильные слова. Мы можем научить детей каким угодно наукам, но это будет бесполезно, если они не будут знать свою исконную культуру, если с детства не будут знать, что их предки гордились смелостью и жертвенностью, а не убийством беззащитных людей.

- Верующему человеку непросто в современном мире. Число соблазнов, а главное - назойливость, с которой они пропагандируются по всем доступным каналам коммуникации, превышает возможности человеческой психики. Что, на Ваш взгляд, представляет особую опасность? На что православному стоит обращать особенное внимание?

- Сильно сомневаюсь, что современным христианам сложнее, чем христианам других веков. Человеку всегда свойственно жалеть себя, искать причину своего падения или нерадения в окружающих факторах. Дескать, вот я готов, но нет условий. Иногда говорят, что первые века были «золотым временем» христианства. Но так ли это на самом деле? Если мы посмотрим на эпоху святителя Иоанна Златоуста, то увидим его огорчение по поводу того, что прихожане покидают храм на время театральных постановок. Люди меняли службу Святителя и его великолепные проповеди на зрелища. Никакая эпоха не называла сама себя «золотой». Это происходило гораздо позже, когда большинству интересующихся становились не видны все проблемы эпохи.

Христианину стоит прежде всего обращать внимание на себя, на свою духовную жизнь. Ведь именно по поведению одного христианина внешние люди зачастую судят обо всей Церкви. И не дай бог, если мы смутим сердце человека, идущего к Богу. Священное Писание говорит об этом прямо и категорично: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17, 1-2).

- Церковь и мир - в чем основной вызов?

- Никакого особенного вызова нет. Задача христиан - преобразовать мир, основываясь на евангельской правде.

- Запутаться можно не только в плохом, но и в очень хорошем. Обилие издаваемой сейчас православной литературы сбивает с толку, тем более новоначальных. Что Вы посоветовали бы в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожан» прихожанином? А также тем, кто уже освоил «православную азбуку»?

- Сейчас с православным книгопечатанием дела обстоят гораздо лучше, чем, скажем, 10 лет назад. По благословению святейшего патриарха Кирилла вся издаваемая православная литература должна иметь специальный гриф: «Одобрено к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви». Без этого ни одна книга не может появиться в церковной лавке.

Я думаю, что в первую очередь христианин должен изучать Писание, хотя бы Новый Завет. Из современной литературы я бы посоветовал прочитать православный бестселлер - книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Простым и доступным языком автор поделился тем, что дорого ему самому. Из современных авторов, которые пишут легко и доступно, - труды святейшего патриарха Кирилла и митрополита Илариона (Алфеева).

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

http://rusplt.ru/society/traditsionnyim-religiyam-nechego-delit-17385.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Антоний Скрынников
О приходской жизни
Интервью «Русской народной линии» с епископом Тихорецким и Кореновским
01.05.2015
«Он опровергает миф о том, что развитие науки сделает мир безрелигиозным»
Социолог священник Антоний Скрынников анализирует опрос, согласно которому 2/3 населения мира считают себя религиозными людьми
20.04.2015
Церкви нужна поддержка государства в идеологическом, политическом и финансовом аспектах
Священник Антоний Скрынников о проблемах православной миссии на Кавказе
30.03.2015
«Социология уже давно перестала быть беспристрастной наукой»
Социолог священник Антоний Скрынников об опросе ФОМ, согласно которому 65% москвичей против строительства храмов в Москве
23.03.2015
Все статьи Священник Антоний Скрынников
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09