Вот ведь весна! Есть некое знамение в том, что большинство светлых, важных праздников - мирских, православных и иных приходится именно на весеннее время. Вместе с пробуждением, с расцветом природы и жизни у человека естественным образом расцветают и укрепляются душевные силы. Оттого множество поступков и событий, важных и хороших, происходит именно весной. И помня о них, прошедших, люди отмечают их, радуются им, и настроение поэтому праздничное.
Первое мая. Этот государственный праздник в нашей стране сейчас называется «Праздник весны и труда». В других странах встречаются названия: «День труда», «День весны» и иные.
Почему же именно на 1 мая приходится это празднование, да ещё и в государственных масштабах? Если говорить о весне, так она-то давно уж идёт, и были праздники, связанные с её явлением... Дело здесь во входящем в название слове «труд». Даже и привязка именно к 1 мая исторически тоже связана с трудом, точнее, с положением трудящегося человека.
Труд очень важен в жизни человека, им обеспечено всё наше бытие: и пища, и комфорт, и транспорт, и энергоснабжение, и всё иное. Труд - наш кормилец, защитник и воспитатель, он - наша обязанность. И раз уж мы ему, такому важному, посвящаем праздник, то надо как следует разобраться в его происхождении.
До недавнего времени этот праздник назывался «День международной солидарности трудящихся». Так назывался он целое столетие, и в мировом масштабе. Был он нерабочим днём и всюду отмечался массовыми шествиями и праздничными мероприятиями. В нашей стране в советский период, в знак готовности постоять за завоевания Октябрьской революции и интересы трудящегося человека, в этот день проводились не только шествия, демонстрации, но даже военные парады.
Почему же важна для трудящихся эта самая солидарность, да так повсеместно? Потому что, к сожалению, человеческие пороки алчности, жестокости, властолюбия и гордыни проявляют себя в труде, в трудовых отношениях самым жестоким образом. И владельцы, руководители хозяйств, будучи обычными людьми, не стеснённые ни совестью, ни внешним контролем, ни законом, не останавливаются перед необузданным проявлением этих своих пороков и готовы безудержно угнетать тех, кто у них трудится.
С самого зарождения крупного промышленного производства, ещё с ХVII века масштабы притеснения, бесправие и эксплуатация рабочих со стороны владельцев предприятий порождали сопротивление и протесты. Частый характер таких выступлений выработал организованные формы в виде забастовок и демонстраций. Хозяева предприятий всячески препятствовали выступлениям, подкупали, компрометировали и наказывали их участников. Власти же, стоя на стороне богатых и влиятельных владельцев, оказывали им в этом содействие.
К середине ХIХ века сложилась практика организованных, демонстративных выступлений рабочих с требованиями достойных условий и продолжительности труда, его оплаты и социальных гарантий. Возможности для таких выступлений повсеместно чрезвычайно ограничивалась, и единственной подходящей датой для рабочих сходок оказывался этот самый, всеми порицаемый первомайский «ведьмин день».
С требованием 8-часового рабочего дня ещё в 1856 году твёрдо выступили рабочие Австралии. С тех пор в этой стране первомайский праздник рабочих стал ежегодным. По этому же образцу 1 мая 1886 года рабочими был устроен ряд митингов и демонстраций в США и Канаде. При разгоне такой демонстрации в Чикаго погибли люди. В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции было убито восемь полицейских и ранено не менее 50 человек. В последовавшей перестрелке было ранено ещё множество народа. Десятки человек было арестовано и вскоре казнено. Сходные события происходили практически во всех странах, включая Россию.
В 1889 году именно в память о погибших и казнённых Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и других социальных гарантий.
В ХХ веке этот праздник стал поистине международным. К концу века его праздновали почти в 150 странах - и не только рабочие, потому что условия и оплата труда, достойная жизнь и социальные гарантии нужны всем трудящимся, на любом поприще. И везде с этим большие проблемы. Хозяева, руководители предприятий и власти без организованных выступлений трудящихся на уступки не идут. Созданные для защиты интересов трудящихся профсоюзы, увы, тоже, помогают очень слабо.
Вот и оказывается, что в реальности именно солидарностью, организованностью и сознательностью трудящиеся могут добиться и действительно подчас добиваются достойного социального порядка и условий труда и жизни для себя, своих семей и своих детей. И потому стоит посвящать праздник методам и успехам в этом направлении. Тем более что такой праздник, будучи массовым, сам создаёт дружескую атмосферу единения.
Стоит немного остановиться на происхождении именно первомайской даты праздника. По идущим издревле языческим обычаям, нередко заигрывающим с тёмными силами, 1 мая считался праздничным днём. У славянских народов, например, этот день связан с шествием божества Ярилы. По европейским языческим поверьям ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) - это праздник ведьм, когда они со всего света собираются вокруг своего верховного повелителя. Западная церковь активно боролась с этой языческой традицией. Поэтому действия и собрания в первомайскую ночь и день приобрели дурную репутацию, считаясь направленными против веры и установленного общественного порядка. Именно поэтому публичные выражения протеста возможными, хоть как-то замеченными и результативными оказывались именно 1 мая.
Вот каковы на деле смысл и драматическая история празднования Первомая. Они очень поучительны и значительны повсюду, и в наше время.
Не без связи с этим праздником православному человеку следует также избавляться от недоумения по поводу того, как вообще относиться к труду: как к наказанию и проклятию, или как к Божественному благу? Нередко ведь вспоминаются и приводятся как суровое осуждение слова Творца Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят» (Бытие 3:19).
Но последующие отношения Господа с человеком показывают нам, что все Божьи дары человеку - его физические и интеллектуальные возможности изначала даны ему не для простого праздного существования и проедания своих ресурсов, а для решения непростых задач, требующих усилий, воли и разума. Эти задачи, в сущности, и являются по Замыслу обязанностями человека. В «акте приговора», в сущности, и сказано, что пора задействовать свою мощь для него настала. А то, что эта, назначенная Богом, а, стало быть, почётная участь сопряжена с потом, т.е. с немалыми, постоянными усилиями, говорит о том, что эта участь человека - непроста.
Враждебные христианству учения обвиняют его в пренебрежительном отношении к труду, в отречении от трудовой жизни. В подтверждение обычно приводится то место Евангелия, в котором заповедуется не заботиться о завтрашнем дне «подобно птицам небесным, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Мф. 6:34, 26). Этот тезис, говорящий лишь о том, что человек должен делать всё с лёгким сердцем, не отягощая заботами своего духа, который в своей свободе должен быть со Господом, искусственно вводится в противоречие со всем Писанием. Уже ведь в самом начале Библии первому человеку заповедуется возделывать и хранить землю: «И взял Господь Бог человека... и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15)
О высоком нравственном значении и месте труда во взаимоотношениях людей говорят и многие другие тексты Евангелия, например, «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10) или «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7).. Необходимость труда соотносится с исполнением своего дела на земле, с обязанностью перед Богом и своим высшим призванием, с любовью и обязанностью в отношении к ближним. «Каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:8-9).
Ещё полезно вспомнить и то, с каким воодушевлением каждый человек трудится ради того, что желанно ему. Какие невзгоды и тяготы он при этом совершенно без ропота переносит, каких результатов добивается, совершая, казалось бы, невозможное! Отчего, когда такое происходит? Тогда, когда в труде, в трудовых отношениях присутствует Любовь. При этом всё и радостно, и легко, и продуктивно. Вот уж, поистине «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не ревнует, не кичится, не надмевает, не поступает бесчинно, любовь не ищет своего...».
При таком, назначенном Творцом, неотъемлемом и высоком значении труда в жизни человека, вовсе неудивительно, что массовые нарушения Божественного Замысла в трудовых отношениях - отношениях между хозяевами и трудящимися - неизбежно породили повсеместные, тяжкие конфликты. И среди прочих, заданных Господом обязанностей труда, приходится ещё и жёстко заботиться об обеспечении своих прав на достойную человеческую жизнь. Эта забота - вынуждена. И она, как и всякая забота, не должна затмевать ни великого, благого значения самого труда, ни общего отношения к человеку.
Верующие живут среди народа, в своём государстве, и общие праздники должны искренне разделять с ними. В этом отношении праздник 1 мая по своей сути им очень близок. Порадуемся же и проникнемся единением со своими братьями по труду!