Современное евразийство - политическая демагогия

Беседа с председателем Президиума международного геополитического общества

Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
1340
Время на чтение 9 минут

От редакции. Мы продолжаем публиковать труды недавно ушедшего выдающегося русского мыслителя и общественного деятеля Сергея Антоновича Шатохина (1939-2014).

Сегодня мы предлагаем вниманию беседу с С.А. Шатохиным, опубликованную на сайте «Столетие» 10 июня 2010 года. Размышления Сергея Антоновича об идеологии евразийства весьма актуальны в настоящее время для осмысления Национальной идеи России. Беседа состоялась в мае 2010 года.

***

- Сергей Антонович, сегодняшнюю беседу я предлагаю посвятить проблемам евразийства, как идеологии. Этот термин нередко используют политики и политологи. Какова же предыстория вопроса?

- В русской эмигрантской среде 20-х годов прошлого века появилось «Евро-азиатское движение». Целая группа русских эмигрантов собралась в Болгарии в 1921 году и приняла манифест «Исход к Востоку». Имена яркие: географ Петр Николаевич Савицкий, филолог князь Николай Сергеевич Трубецкой, правовед и историк Николай Николаевич Алексеев, философ Георгий Васильевич Флоровский, историк и юрист Мстислав Вячеславович Шахматов.

В то время стало очевидно, что большевики утвердились в России. Участники евро-азиатского движения понимали, что лобовым ударом эту наднациональную власть сокрушить не удастся. В своих манифестах они обозначали задачи преобразования власти ВКП(б) включением в нее русского фактора. В чистом виде конечной целью движения русских евразийцев того времени была Святая Русь...

Классики евразийства видели причины крушения России начала XX века в западничестве российских правящих кругов и интеллигенции, подражании устройства русского государства европейским властным институтам. Они призывали к формированию русской национальной элиты.

Это было национальное движение. Евразийцы определяли приоритет развития русской культуры над политикой. Они совершенно верно обращали внимание на разложение и опасность романо-германской, европейской цивилизации. Хотя уже у них, классиков евразийства, в некоторых трудах прослеживался восточный, как тогда говорили, туранский, акцент. Но этот акцент не являлся определяющим в их идеологии и был включен скорее в качестве тактического шага для переговоров с большевиками.

- И с ними реально большевики вели переговоры?

- Да, с ними коммунисты вели диалог. В Болгарию из Москвы приезжали представители. Но движение, имеющее конечной целью Святую Русь, никак не могло устраивать большевиков...

- Кто из большевиков вел переговоры?

- Весьма интересовался этой темой Луначарский. К переговорному процессу подключался Радек. Но в Болгарию посылали функционеров из идеологического отдела ВКП(б). Переговоры были точечными и редкими, системного ряда выстроить не удалось. Таким образом, евро-азиатскому движению реального влияния на идеологию коммунистической партии осуществить не удалось.

Внутри эмиграции была острая полемика по евро-азиатскому движению. В этой полемике участвовал и Иван Александрович Ильин, который критиковал евразийцев того периода как раз за их туранский акцент. Он говорил, что такие взгляды не отражают русскую самобытность, а противопоставляют одно заимствование, западное, другому - восточному.

С 1925 года в движении начались расколы, в 1929 году оно фактически распалось.

Сами работы евразийцев того времени исключительно интересны. Они отмечали как положительный факт то, что большевики собрали Россию. Они располагали материалами Антанты, по которым Россия должна была быть поделена на десятки государств. Они были в ужасе от такого проекта западных государств. Поэтому они приветствовали территориальное единство страны.

- Значит, планы Бжезинского и прочих по расчленению России имеют свою предысторию в качестве планов Антанты?

- А планы Антанты имеют свою предысторию. Это отдельная тема: Запад с незапамятных времен стремился к устранению России.

Так вот, участники евро-азиатского движения утверждали, что причудливая картина новой государственности поражает воображение: при чуждой России идеологии создано государство, территория сохранена. Они выступали за дальнейший эволюционный путь возврата России к традиционным ценностям.

- А как ими рассматривалась потеря для России Польши и Финляндии?

- Они понимали, что это неизбежный процесс, тем более, что потеря этих территорий прогнозировалась ранее. В 1916 году Николай II подписал Указ о предоставлении независимости Финляндии. Закономерный выход Польши из состава Империи ускорила Первая мировая война. Это естественные процессы. Но главный территориальный массив был сохранен, в особенности это касалось Дальнего Востока и Сибири, по поводу которых тогда была наибольшая тревога в русском эмигрантском движении. Считалось, что Япония чуть ли не до Урала способна захватить наши территории. Так что в этом смысле, евро-азиатское движение испытывало чуть ли не восторг от того, что Россия сохранилась. Оставалось ей, по их мысли, придать подобающий русскому взгляду вид государственности.

Но интернационализм большевистской партии был агрессивным, не принимал никаких вариантов русской модели. Поэтому объективно движение было обречено на неудачу. Однако сама попытка, интеллектуальный уровень, масштаб мышления и варианты, предлагаемые для государственного устройства, - все это исключительно полезный опыт классиков евразийства.

И я хочу подчеркнуть, что конечной целью движения была Святая Русь, православная Россия. В известной степени они последователи славянофильской идеи. Они считали, что идеолог панславизма второй половины девятнадцатого века Николай Яковлевич Данилевский дает колоссальный позитивный вклад в идеи славянского единства, но больше склонялись к скептицизму Константина Николаевича Леонтьева. Леонтьев к западным славянам относился настороженно и на этом основании не верил в построение славянского единства, делал упор исключительно на русский фактор и все нерусские элементы в идеологии России предлагал «подморозить». Известен его знаменитый тезис: «Россию нужно немного подморозить».

Нынешние евразийцы имеют мало общего с евро-азиатским движением.

- Как в дальнейшем развивалось эта идеология?

- Что произошло в наши времена? Лев Гумилев, сын великого русского поэта Николая Гумилева, занялся историко-исследовательской работой на эту тему и упростил «евро-азиатский» подход до нового понятия «евразийство». Лев Николаевич придал этому термину наднациональный смысл. Он был убежден, что если нация теряет пассионарность, то к этому нужно относиться спокойно, не драматизировать, а принять как историческую закономерность. Он говорил, что мы должны смотреть на этот процесс подобно врачу, обнаружившему у себя смертельную болезнь. Врач должен рассматривать свой недуг с чисто научной точки зрения. Многие народы исчезали, и судьба русского народа не является в этом смысле уникальной.

Безусловно, упрощать пассионарную теорию этногенеза Л.Н. Гумилева до одного этого тезиса не стоит. Но его видение судьбы русского народа от этого более утешительным не становится.

Я встречался со Львом Николаевичем и говорил ему, что такая жесткая детерминация угасания русской нации неправомерна. Это не столько научный, сколько мировоззренческий взгляд. Мне пришлось обвинить его в следовании марксистской апологетике, акцентирующей внимание на объективных факторах, кстати, не доказанных. Но подобные взгляды парализуют волю к жизни, борьбе, сопротивлению. Поэтому неизвестно, что первично: сам тезис об угасании русской нации или негативное воздействие этого тезиса на состояние нации, причина или следствие. В ответ Лев Николаевич апеллировал примерами из истории, статистикой.

В итоге каждый остался при своем мнении.

Да, отдельные факты, используемые Гумилевым, правомерны, но подобраны тенденциозно.

Из исторических фактов, кстати, уместнее сделать диаметрально противоположные мыслям Гумилева выводы. Сама история России, в том числе и советского периода, отвергает правильность такого подхода.

Пассионаризм русского народа скрыт до поры и носит несколько отличный от других народов характер. Но в самые критичные моменты своей истории сила, мощь и воля русского народа предстают на неизменно беспрецедентном уровне.

В среде русских патриотов он не нашел поддержки, но приобрел колоссальное понимание в Татарстане. Там он был желанным гостем. Его концепция некритически была принята интеллектуальной элитой Татарии. По инициативе Шаймиева в Казани ему поставили прижизненный памятник. Идеи Льва Николаевича Гумилева фактически были приняты в качестве официальной идеологии татарского народа.

В это время у Гумилева появилось немало поклонников. Одним из влиятельных сторонников был советник по политическим вопросам у Ельцина, небезызвестный Станкевич.

Второй поклонник, более яркий и влиятельный, - президент Казахстана Назарбаев.

- В настоящее время Назарбаев пытается создать «казахстанскую нацию».

- Евразийство - наднациональная идея. Назарбаев заимствует здесь именно наднациональность. Он в этой модели пытается дать новую редакцию «исторической общности советского народа», считает, что по этой схеме можно выстроить новую историческую общность - «казахстанский народ», в котором в ассимилированном виде сольются остатки местной этнической культуры русских, новой модели национального самосознания казахов, других народов, в частности, немцев. Эта модель обречена на неудачу.

Но вершина концепции современного евразийства, искажения истоков русского евро-азиатского движения 20-х годов - это, конечно, подход известного политолога Александра Гельевича Дугина, который вообще считает, что на смену коммунизму приходит теория евразийства. В его понимании евразийство - модель наднационального идеологического движения с учетом интересов всех народов.

- Каково же влияние Дугина на современную политическую ситуацию?

- То, что предлагается Дугиным, практического применения не имеет. Долгое время он был советником у председателя Государственной Думы России Г.Н. Селезнева, который внутренне принял подход Дугина к анализу ситуации в стране и мире через призму евразийства. Кстати, думаю, что этот факт послужил одной из причин разрыва Селезнева с КПРФ. Но, вот что любопытно - в выступлениях Селезнева, в документах Государственной Думы того периода идеи советника нигде не обнаружены. Говорю об этом уверенно, потому что анализировал материалы Государственной Думы второго и третьего созывов.

Это говорит об оторванности идей евразийства от реалий. Современное евразийство - политическая демагогия.

Но демагогия не такая уж безобидная. Ее ложные постулаты отвлекают общество на пустые дискуссии, способны ввести в заблуждение российские политические круги при принятии соответствующих решений. Евразийство снижает значение государствообразующего русского народа, косвенно стимулирует часть национальных элит на ложный путь суверенизации.

- Кроме общих концепций, у современных евразийцев есть и геополитический взгляд. На мой взгляд, Дугиным осознанно или ошибочно снижается степень влияния США на Центральную Азию. Он считает, что среди целей США сегодня превалирует не включение Центральной Азии в сферу своего влияния и вытеснение оттуда России, а снабжение натовского контингента в Афганистане. Влияние же Китая на этот регион им, наоборот, преувеличивается.

- Я знаком с этим подходом и считаю, что акценты здесь расставлены неверно. Недооценивать присутствие и влияние американцев на страны Средней Азии весьма опасно.

Киргизия получила от России мощный кредит за вывод американской авиабазы «Манас». И что? База осталась. Это и явилось одной из причин того, что высшее политическим руководство нашей страны не поддержало Бакиева в недавнем его противостоянии с оппозицией. Вот и ответ тем, в том числе и нынешним евразийцам, кто считал, что Бакиев согласовал с Россией продолжение базирования «Манас».

Фактом является и мощное присутствие американцев в Узбекистане. Узбекистан вышел из единого экономического пространства, практически отказался от российских моделей среднеазиатского сближения, проводит русофобскую внутреннюю политику.

В Казахстане также не снижается заметное американское присутствие.

Что касается Китая. Его роль в этом регионе очевидна. Китай непосредственно граничит со странами Центральной Азии. Экономические и политические усилия КНР по взаимодействию с этими странами выглядят вполне логично. Но, на мой взгляд, никаких неоглобалистских устремлений по отношению к России Китай не испытывает, в отличие от США.

Китай сейчас «занят» не Средней Азией, а внутренними политическими и экономическими проблемами, Тибетом, Тайванем.

- Такие геополитические взгляды нынешних евразийцев являются продолжением их общей линии?

- Это прямое следствие абсолютной неразработанности, схематичности и непоследовательности этой доктрины. Ведь Китай - часть Азии. По логике своего названия, «евразийцы» должны были бы стать полюсом взаимодействия России и Китая. А звучат заявления на грани конфронтации между нашими странами.

- Может быть, с их точки зрения, китайцы - конкуренты той «нарождающейся новой нации» на территории России и Казахстана.

- Китай, опираясь на идею «желтого дракона», исповедует межконтинентальный китайский национализм. Межконтинентальный, потому что КНР серьезно представлен на всех континентах. Китайская диаспора во всем мире исключительно сильна. По данным института Гэллапа, ведущего мирового центра социологических исследований, за рубежом Китая проживает 65-70 миллионов китайцев. Основной людской поток китайцев направлен в Юго-Восточную Азию и США. Доля китайцев в России весьма скромная, несмотря на огромную общую границу. Сравните: около 400 тысяч китайцев в России и 70 миллионов по всему миру.

- В какой-либо степени современное евразийство отражает национальные интересы России?

- Для этого необходимо национальные интересы нашей страны приложить к этой доктрине. Совпадает ли хоть один тезис? Нет.

Например, демография. Конкретная задача и государственной власти, и общественных организаций должна быть направлена на восстановление потенциала своей нации. Модель евразийцев - реанимация обезличенного проекта «советский народ», только еще в худшем воплощении, условно говоря, создание «евразийского народа». Условно говоря, потому что трудно предположить, как такая нация с их точки зрения должна называться. А цель-то беспредметная!

Кто сказал, что русская нация истощена? Она в кризисе, но зачем искать альтернативу? У русских все есть: история, наука, богатейшая культура, язык. Под русскими я здесь имею в виду не этническое понятие, а триединство великой нации: великороссов, малороссов и белорусов, всех народов, тяготеющих к русскому миру. Русский мир - это целостная система взглядов, система координат, если угодно, целая цивилизация!

На фоне этого богатства «евразийство» и прочие изыски выглядят неким идеологическим хламом. «Евразийцы» демонстрируют подход, который может быть полезным разве только в качестве предостережения - чтобы не повторять подобных утопий.

Беседу вел Виталий Филяев

Столетие.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 20., Брат-3:

и стал величайший российский этнолог. Вы абсолютно правы!Но, предлагаю дальше здесь не отвечать Владимиру Ивановичу. Сами понимаете, с кем имеете дело.

Вы абсолютно правы, Брат-3! Читаю "стал величайшим российским этнологом" - чувствую что-то не так, иду к зеркалу... ёлки-палки! бронзовею на глазах... Да-да, не общайтесь, не отвечайте, не приведи и на вас эта зараза перекинется. Всё-таки интернет как среда обитания не исследован.

20. Ответ на 18., Коротков А. В.:

Почему мы готовы обсуждать высказывания многих покойных, а Шатохин табу? Хватит придуриваться.Речь не о высказываниях.Не надо переходить на личности и пытаться пнуть людей, которые не могут ответить.Тем более что кроме ничем не обоснованного повышенного самомнения - нет ничего. Прочитал пару книжек - и стал величайший российский этнолог.

Вы абсолютно правы! Но, предлагаю дальше здесь не отвечать Владимиру Ивановичу. Сами понимаете, с кем имеете дело.
Брат-3 / 19.04.2015, 20:57

19. Ответ на 18., Коротков А. В.:

Хватит придуриваться.

"придуриваться" - Это Ваше состояние или автопортрет?

18. Ответ на 17., Владимир Иванович:

Почему мы готовы обсуждать высказывания многих покойных, а Шатохин табу?

Хватит придуриваться. Речь не о высказываниях. Не надо переходить на личности и пытаться пнуть людей, которые не могут ответить. Тем более что кроме ничем не обоснованного повышенного самомнения - нет ничего. Прочитал пару книжек - и стал величайший российский этнолог.
Коротков А. В. / 19.04.2015, 17:18

17. Ответ на 16., Коротков А. В.:

Коротков А. В.: Это Вы начали разговор про сапожников, ещё раз напоминаю про это. И перешли на личности.Причём сделали это в отношении покойного (!) автора, который ответить-то теперь не может.Выпускник МГУ, видите ли, не имеет права писать на тему этнологии. А мужик вообще без образования - вполне.Сделали гнусность, а теперь ещё и харкаетесь словесами про "образованцев", "бесконечное и назойливое любопытство" и прочее. Какая мерзость. Не только образования (это-то как раз было бы простительно, правда, в тех случаях, когда тот, у кого его нет, не пытается укорить других его - истинным или мнимым - отсутствием, так что не Ваш случай), но и достоинства не имеете.

Если образованным недосуг, почему бы не обратить внимание на то, что происходит в реалиях? Вы добровольно записались в "высокие образованцы", Вас за язык никто не тянул. И оставьте Ваш том, господин хороший. Покойный он или нынешний, какая разница? Он влез в область для него не познанную. Почему мы готовы обсуждать высказывания многих покойных, а Шатохин табу? В конце концов пословица не оскорбительна, она указывает лишь на факт, не зацикливаясь на личности. Поэтому остыньте. Не превращайте обсуждение в очередную свару. Нечего сказать по теме, гуляйте улицей. Всего доброго.

16. Ответ на 12., Владимир Иванович:

Коротков А. В., если Шатохин для Вас свет в окошке, а его формулировки и рассуждения непререкаемый авторитет, не имею ничего против.

Я ничего не писал по поводу статьи и тем более автора. И не буду. И удовлетворяя Ваше бесконечное и назойливое любопытство: я простой русский мужик, пенсионер, мои университеты - жизнь. Не удивлюсь, что мои слова будут использоваться некоторыми "высокими образованцами" для того, чтобы как-то меня унизить или просто уколоть.

Это Вы начали разговор про сапожников, ещё раз напоминаю про это. И перешли на личности. Причём сделали это в отношении покойного (!) автора, который ответить-то теперь не может. Выпускник МГУ, видите ли, не имеет права писать на тему этнологии. А мужик вообще без образования - вполне. Сделали гнусность, а теперь ещё и харкаетесь словесами про "образованцев", "бесконечное и назойливое любопытство" и прочее. Какая мерзость. Не только образования (это-то как раз было бы простительно, правда, в тех случаях, когда тот, у кого его нет, не пытается укорить других его - истинным или мнимым - отсутствием, так что не Ваш случай), но и достоинства не имеете.
Коротков А. В. / 19.04.2015, 15:01

15. Ответ на 14., Потомок подданных Императора Николая II:

Это Вы не один раз заявляли, что у Вас было "голодное советское прошлое"

Насколько помню, я писал о трудном детстве. Голодное было у моих родителей и 140 млн. граждан Советской страны, начиная с 1928 г. и кончая 1950-м. Вот ссылк на одно из свидетельств той поры: http://www.proza.ru/2007/09/24/67 Только вряд ли это поможет пробуждению Ваших человечьих чувств. Желаете вразумить по поводу энтропии? Неужели насмелились? А не боитесь унизиться до общения с каким-то дилетантом?

14. Ответ на 12., Владимир Иванович:

Так и не объяснив мне глупому, к тому же по Вашим словам не доедавшему в детстве, в чём по Вашему суть энтропии и в чём различие в понимании для неживого мира и живого.

Вы, пожалуйста, не приписывайте свои слова мне. Это Вы не один раз заявляли, что у Вас было "голодное советское прошлое". Ну, а мозг человека формируется в детстве. Если ребёнок недоедает, из него получается человек со сниженными умственными способностями. Ваши интеллектуальные претензии автоматически исключают катастрофическое недоедание в детстве. Зато выявляется, что Вы говорили неправду о своём "голодном детстве" - ну, чтобы побольнее пнуть советскую власть, Вы давили на слезу, плакали о своём несчастном детстве, раздавленном жестоким и бездушным советизмом. Об "энтропии", конечно, нужен отдельный, обстоятельный разговор - чтобы пояснить интересующимся Ваши фантазии на тему "энтропия". Может быть, людям и так ясно, что курс "Теоретической физики" Ландау и Лившица поавторитетнее мнений "этнологов", услышавших где-то маловразумительный "термин" пассионарность и объявивших себя экспетами в этнологии.

13. Re: Современное евразийство - политическая демагогия

Уважаемые участники обсуждения. Возможно не совсем " в тему", но все-таки, хочу предложить Вашему вниманию авторитетное мнение известного ученого о современном положении России и угрозах нашему государству в самом ближайшем будущем. Возможно, этот материал поможет определиться с главным направлением патриотических движений, поскольку опасность готовящейся для нас геополитической (и просто физической) катастрофы очень велика. Психоисторическая война. Андрей Фурсов. https://youtu.be/A3lRIq0P2ZI
зиф / 19.04.2015, 12:50

12. Re: Современное евразийство - политическая демагогия

Уважаемые собеседники! За то время, что общаюсь на форумах РНЛ, уяснил для себя: для многих из вас недостаток воспитания (казалось бы вам) восполняется избытком образования. Для вас не столько важна тема статьи или мнение другого, сколько устроить свару. Вот в очередной раз пытаетесь вместо обсуждения перейти на личности. Потомок, Вы так и замолчали мой вопрос в прошлый раз об энтропии. Когда Вы выложили взятые, видимо, из названного 10-томника, выдержки, я привёл другие. Они о том, как энтропия понимается для живых систем. В ответ Вы промолчали. Спустя какое-то время снова пытались уколоть меня по тому же поводу. Так и не объяснив мне глупому, к тому же по Вашим словам не доедавшему в детстве, в чём по Вашему суть энтропии и в чём различие в понимании для неживого мира и живого. Коротков А. В., если Шатохин для Вас свет в окошке, а его формулировки и рассуждения непререкаемый авторитет, не имею ничего против. Для меня это просто рассуждения отвлечённые, некое мнение человека и философа. Не более. Чтобы понять значение ПТЭ Гумилёва Л.Н., мало иметь высшее гуманитарное образование. Философия и этнология не одно и то же. Современная этнология только-только вырывается из тисков историософского воспитания, чтобы заняться своим делом - изучением этногенеза. С помощью естественнонаучного подхода. И удовлетворяя Ваше бесконечное и назойливое любопытство: я простой русский мужик, пенсионер, мои университеты - жизнь. Не удивлюсь, что мои слова будут использоваться некоторыми "высокими образованцами" для того, чтобы как-то меня унизить или просто уколоть. Прошу не стараться, у меня хорошая рабоче-крестьянская закалка. К тому же знаю два языка - русский устный (в рабочем, крестьянском, военно-морском варианте) и русский письменный. С чем и откланиваюсь. И возвращаясь к теме обсуждения. По тексту: "- В русской эмигрантской среде 20-х годов прошлого века появилось «Евро-азиатское движение». Русский этнос в период своей зрелости в 17-19 вв. расширил территорию обитания до максимально возможного, вобрав в себя свои древние этногенетические родники - восточные индоевропейские (северокавказский и среднеазиатский), уральский, палеоазиатский и алтайский или тюркский. К началу 20 века сложилась основа суперэтнической системы, которую я называю "русско-евразийской". А также создано мощное геополитическое образование - Российская Империя, на внешнем историческом плане утверждавшая евразийскую сущность новой системы. Русская элита в 13-15 вв. была в составе Золотой Орды не на последнем месте, училась имперскости из первых уст. Но после распада монгольской державы случился резкий поворот на запад. Европа стала для наших политических верхов пределом мечтаний. Мы и воевали с ней, и заискивали перед ней, но оторваться и пуститься в самостоятельное плавание не решались. В 19 в. дошло до абсурда, детки дворянские сначала учились иноземному какому-нибудь языку, а уж после русскому. В обществе назревает раскол на западников и славянофилов. О евразийстве ещё ни слова, хотя идея уже бродит в умах, но уже Данилевский выражает общее мнение: Россия не задворки Европы. Энергетическое напряжение русского этногенеза выходит на свои пиковые нагрузки. Да-да, уважаемый Потомок, это та самая пассионарность. Термин введён Львом Николаевичем. Именно страсть на её самом пике вгоняет человека и этнос в бредовое революционное состояние. Иллюзорная идея, ложная и желаемая, в русском случае "свобода, равенство, братство" транслируемая более доходчиво как "заводы и фабрики - рабочим, земля - крестьянам", захватывает сознание и ведёт к гибели. Революции и гражданская война в России не что иное, как пик пассионарности. Во всей её неприглядности. Оказавшись за границей Трубецкой, Сувчинский, Савицкий, Флоровский и другие начинают осмысление происшедшего. Так появляются первые подходы к пониманию евразийской сущности русского этногенеза и истории. Обращаю внимание: ПЕРВЫЕ ПОДХОДЫ. Об этногенезе пока ни слова, но он уже маячит за этими размышлениями. Обстоятельства помешали первым евразийцам продолжить исследования дальше. Лев Николаевич Гумилёв начинал обдумывать русский этногенез и историю в сталинских лагерях. В результате многолетних размышлений и поисков проступили контуры ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА. Гумилёву ещё мешают историософские путы, но он уже достаточно чётко артикулирует естественную природу этногенеза. Пытается пояснить его развитие на исторических примерах. Он не "упростил «евро-азиатский» подход до нового понятия «евразийство», но попытался объяснить глубинные причины происходящего на принципиально ином уровне, другой терминологией, новым пониманием. Подробнее об этом можно почитать здесь: http://evrazia.org/article/2116 Снижение энергетического напряжения этногенеза естественный процесс. И повод для того, чтобы задуматься. Это можно назвать и медленным "угасанием нации". Если обратимся к истории народов, то найдём массу таких примеров. Поэтому назвать выводы Гумилёва "мировоззренческим взглядом" никак нельзя. Потому, что он говорил о естественных процессах. Страшится этого не следует, не мы первые. Этнические генерации или то, что мы называем этносом или народом, возникают и развиваются в течение 1500 лет, потом регенерируются на основе древних этногенетических матриц с участием новых этнических элементов. И жизнь продолжается в старо-новом качестве. У Гумилёва есть некоторые ошибки и не совсем верные исторические интерпретации, что не отменяет положительного значения ПТЭ. "сила, мощь и воля" народа зависят от степени пассионарности, но в силу развития этногенеза любой этнос в периоде старения переживает разрушительные тенденции. Русский не исключение. Первым признаком является его разделение, распад общего этногенетического поля. Если мы вернёмся в историческое прошлое, то найдём подобный пример в конце 12 - начале 13 вв. - феодальная раздробленность. Отличие в том, что тогда это был момент бифуркации в этногенезе, надлома, за которым должна последовать неизбежная консолидация и продолжение интеграции. В 20 веке русские прошли пик пассионарного напряжения, выше уже некуда и вошли в долгую полосу дезинтеграции. А здесь уже акматическая фаза или перелома, за которой необратимые процессы. Хотим мы того или нет, но с ними приходится мириться. Как и всякому человеку с фактом его старения. Что происходит в наши дни на русско-евразийском пространстве, которое назвали "постсоветским"? Во-первых, эпицентр русского этногенеза на Русских равнинах угасает. Он разделился на русский, украинский и белорусский потоки. В регионы массового проживание русских усиливается миграция с окраин русско-евразийского пространства. Русское самосознание испытало в 20 веке мощный прессенг большевистской идеологии, интернационализации внутри. Сегодня он сменился давлением извне, название ему "европеизация". На западных окраинах Русского Мира она проявляется украинизацией и белоруссизацией. Нарастает субэтническое осознание у казаков, сибиряков, новороссов. Если наша наука не сможет объяснить происходящие процессы, то спустя недолгое время эти субэтносы пойдут в отрыв по примеру украинцев и белорусов. Одновременно с угасание древнерусского эпицентра происходит перемещение русско-евразийского на Южный Урал. Так как здесь складываются в первую очередь этногенетические условия: полоса Евразийских степей занята смешанным русско-тюркским населением с перобладанием русского этноэлемента; по вертикали между Волгой и Обью и в Средней Азии сильны татары и казахи. И русские, и казахи, и татары названных регионов испытывают повышение энергетического напряжения или пассионарности. Дальнейшая судьба русско-евразийского или постсоветского пространства будет зависеть от силы и скорости консолидации народов в этом своеобразном географическом русско-евразийском кресте. Не знаю насколько Назарбаев понимает всю сложность и глубину этногенетических процессов, но в плане историческом он действует оправданно. Консолидация населения Казахстана, с учётом преобладания тюркского фактора и русско-евразийской целостности просто необходима. В том числе: и в преддверии сложных моментов в борьбе за лидерство в Средней Азии (с узбеками); нарастающего китайского давления и влияния; неизбежной трансформации русско-евразийского эпицентра на Южный Урал; возможных мощных потоков переселенцев из Афганистана и Ирана при китайском продвижении на запад. Поскольку русско-евразийское наше обоснование заложено как в нашем общем этногенетическом, так и историческом, то логично наднациональное состояние и положение евразийства. Как философского осмысления, идеологии исторического момента, обоснования нашего теперешнего положения. Положенное в его основу этногенетическое обоснование позволит сократить риски и негативы будущего развития. Сегодня правители сильные и умудрённые, завтра могут прийти слабые и неразумные. А сворачивать с пути, которым наши народы идут уже 1100 лет, не след. Иначе войны, цветастые революции и приход чужаков завоевателей. Тем более, что давление извне нарастает по трём наиважнейшим направлениям: с запада - грёбаные европеоиды, с юго-востока - китайцы, с юго-запада - арабо-исламский мир. В свете происходящей реструктуризации русско-евразийского пространства внешние риски очень велики. Евразийство, как система взглядов, развивается от Данилевского через первых евразийцев в Европе и Гумилёва Л.Н. до, в том числе и Дугина. Каждый имеет что сказать, что не отменяет последовательности процесса осмысления. Кто и насколько прав, покажет время. Чьи идеи возьмут на вооружение потомки, нам ли знать? Однако русско-евразийское сообщество после эйфории от гумилёвских идей перешло в фазу вдумчивого размышления и поиска пути дальнейшего следования. И "политические круги" нисколько не заблуждаются, когда бьются за создание Евразийского Союза. Вопреки всем сложностям этногенетического и социально-экономического характера. Значит, здесь пока всё в порядке. Если в будущем не появятся политические жуки древоточцы. Евразийство как раз обращает наше внимание на глубинную суть происходящего. Заостряя его на том, что есть в реалиях. Понимание этногенетических процессов на русско-евразийском пространстве только объясняет положение русского народа как ведущего и титульного в более сложной суперэтнической структуре русско-евразийского характера. Усиливая его значение и роль как государство образующего объяснением естественно научным, уходя от пустопорожних философствований. Мы боимся усиления и стимуляции национальных элит? Если они будут понимать всю сложность развития в двуединстве этногенеза и истории; неизбежность русско-евразийской интеграции и дальше; знать почему оно происходит; учитывать на основании знания внешние опасности и внутренние риски - разве захотят они сменить русское верховенство на европейское, арабское или китайское? Сегодня устоявшийся мир, взаимопонимание, общая историческая судьба. С приходом иноземцев всё изменится до неузнаваемости. Им это надо? Что касается США и Китая. Американцы - этногенетическое европейское продолжение. Но сегодня у них сложное время этногенетической бифуркации. Надлом этот трансформируется в нарастающую социально-экономическую катастрофу. По человечески их жаль, но и хочется, чтобы она случилась у них и они отстали от нас. Но это вряд ли. Американское желание быть лидером (доктрина Монро от начала 19 в.) в западном полушарии плавно перетекло в мировую гегемонию после Первой Мировой войны. И заканчивается паранойей мирового господства. Желание трансформировалось в болезненное навязчивое идею-состояние. Тут только смирительная рубашка провального экономического кризиса поможет. Что неизбежно вызовет катастрофические социальные потрясения и распад общеамериканского этногенетического поля и государства. Когда? Скорее всего к середине 21 века. Легче ли нам от этого? Как посмотреть. Но в евроатлантических провокациях против России есть свой плюс: мы выходим из студенистого подвешенного состояния, собираемся, перестраиваемся. Начинаем активно думать и работать. Китай. Здесь гораздо сложнее. Китайский этногенез длится около 7 тыс. лет. Китайский суперэтнос с ведущим этносом хань (по типу русского) охватил за это время свои этногенетические истоки - тибетские, алтайские, аустроазиатские. И вышел к границам местообитания. Что в этом такого? Просто китайцы в очередном периоде зрелости и высокой степени пассионарности. Что предполагает расширение территорий до максимально возможного, расселение, включение в общий этногенез других народов и создание государства имперского типа. Куда пойдут китайцы? Согласно общим физическим законам жидкости и люди перетекают туда, где пусто. Юго-Восточная Азия заселена довольно плотно. Остаётся российский Дальний Восток (уже началось) и Сибирь; Средняя Азия (тоже началось экономическим проникновением), Иранское нагорье. Экспасия китайская началась культурным и экономическим проникновением в другие народы. В том числе и на русско-евразийское пространство. Что оправдано с точки зрения евразийского этногенеза. Нам не нравится? А нравилась ли русская экспансия народам Поволжья, Сибири, Кавказа, Средней Азии? Нравится не нравится, танцуй, моя красавица. И ещё раз, евразийство в стадии философского осмысления происходящего. Оно только обретает контуры, которые исходят от глубины этногенетического, помноженного на социально-экономическое. Принятие этнологически обоснованной русско-евразийской концепции; понимание суперэтнизации как неотъемлемой части общих интеграционных процессов в этносфере людей; что русский народ в симбиозе с народами Северной Евразии сформировал русско-евразийский суперэтнос который по идеологическим основаниям называли ещё недавно "советский народ"; признание факта социально-экономической глобализации вслед за суперэтнизацией и т.д. - позволят выработать ЕВРАЗИЙСКУЮ ДОКТРИНУ. Которая будет отражать не только сегодняшнее состояние русско- евразийского пространства, но и взаимопроникновения европейского в русского и китайского в русско-евразийское в будущем. Хотим мы того, или упираемся, но наши потомки будут принуждены к соучастию в общем евразийском проекте. Который, увы, возглавят китайцы. По поводу этногенетического истощения русского народа уже писал ранее. И повторюсь: глупо не замечать этого. Понимание и признание свершившегося факта не означает сдачи позиций. Оно подвигает нас к поиску путей выхода из кризиса без ущерба для русского народа, без потерь моральных, культурных, этногенетических. "Русский мир" давно уже в русско-евразийском состоянии. Пора очнуться от забытья непонимания, вытащить голову из песка мифологии, осознать глубинные его основания в этногенетических родниках Северной Евразии. Чтобы наше состоявшееся русско- евразийское транслировалось через "Русский Мир" во всей полноте социльно - экономического, культурного и духовного. Чтобы "Русский Мир" состоявшейся Русско- Евразийской по сути цивилизации имел в этносфере людей чёткие координаты, ясные цели и задачи, целостную систему взглядов на внутреннее развитие и геополитическое положение. Из чего проистекает цельное русско-евразийское мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Где русская составляющая не может быть урезана по каким-то причинам. Где русское самоутверждение не в позиции большого и сильного, а в русском сознании расширенном до русско-евразийского. Но и ещё дальше, до многополярного мира. Поэтому вынужден огорчить непонятливых, евразийство как идея русско-евразийского мира вовсе не пустышка, коль имеет под собой такие твёрдые этногенетические и исторические основания. А вот идея "Русского Мира" в виде непродуманных подходов, типа "Русский мир - это целостная система взглядов, система координат, если угодно, целая цивилизация!" и ничего кроме высоких душевных порывов, без должной расшифровки пока буксует. Радетели идеи даже не могут определиться с русскостью. Записывая в русские всех под руку попавшихся. Нимало не смущаясь, будет ли это приятно иным народам. Концепция сложилась не из этногенетического или исторического обоснования, а скорее из страха: "всё разваливается, надо что-то делать!" Покажите мне эту "целостную систему взглядов", обоснуйте "систему координат", убедите в конце концов, что Русский Мир - это не очередное мифотворчество на ближайшее время, (а там посмотрим что делать дальше). Не убеждает ни меня - русского человека, ни миллионы потомков от смешанных браков, тем более другие народы. Стоит только почитать, что городят русские Украины и Беларуси в отношении идеи "Русского Мира". Они называют себя "украинцами", "белорусами" и не желают понимать нашего русского общего этногенеза и истории, не говоря уже о русско-евразийском. И это около 40 млн. ещё не так давно русских по своему происхождению, менталитету людей.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шатохин
«История трагических событий 93 года ещё не написана»
Исполняется 30 лет кровавым событиям 1993 года
03.10.2023
Мы всегда будем помнить о Сергее Шатохине!
Пять лет († 19 ноября 2014 года), как нет с нами Сергея Антоновича Шатохина
19.11.2019
Всем миром увековечить имя замечательного человека!
Благодаря помощи общественности на могиле замечательного русского патриота и мыслителя Сергея Антоновича Шатохина установлен памятник
10.07.2019
Таких людей мы не имеем права забывать!
13 марта Сергею Антоновичу Шатохину исполнилось бы 80 лет
13.03.2019
«Постоянная твердость» русиста Шатохина
Три года († 19 ноября 2014 года), как нет с нами Сергея Антоновича Шатохина
18.11.2017
Все статьи Сергей Шатохин
Калязинские Чтения Русского Собрания
Резолюция конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
XI выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Калязин, 20 февраля 2024 года
11.03.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
Тайна крови
Впечатления от Калязинских чтений Русского собрания в Калязине в свете празднования Дня защитника Отечества
26.02.2024
«Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
В Калязине прошли ХI Калязинские чтения Русского Собрания
23.02.2024
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Доклад на XI Калязинских Чтениях
22.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59