Есть в творческой жизни настоящего артиста время, когда он не принадлежит самому себе. Это время - его выступление на сцене перед переполненным зрительным залом. Здесь, где люди, оставив дела и заботы, неурядицы и переживания, на несколько часов оказываются во власти доброты и красоты, чувствительной энергетики того, кто творит искусство и наполняет человеческую действительность верой, надеждой, любовью.
Такой оказалась новая программа московской группы «САДко», что колесит сейчас по центральным регионам России. Как пишет на своей электронной странице солист группы Александр Лихацкий, «приходите на наш концерт, и будет вам счастье».
Новая программа молодых певцов, а их трое - Александр Бардин, Александр Лихацкий и Владимир Макаров, называется «Мы не птицы». Она получила свое название по только что выпущенному очередному, третьему по счету, диску, и, повторюсь, получила признательность на Алтае, в северных российских областях. Теперь вот ее слушают в Поволжье - Мордовии, Ульяновске, Йошкар-Оле.
Я нисколько не оговорился, назвав певцов молодыми. Имел в виду возраст - всем троим чуть-чуть за тридцать каждому, а вот творчеством они занимаются уже довольно долго: и во время учебы в Гнесинке, и сразу же по ее окончании. Хотя, если быть точным, песня сопровождала ребят и до этого - все они выходцы из разных мест и все из села, с молоком матери впитывали в себя мелодичные народные песни. Получили профессии руководителей народных хоров, но решили создать коллектив и принести на современную российскую эстраду свой песенный запас и свою манеру исполнения, близкую к современным мелодиям и сохраненным народным.
Такими их увидели и услышали почти десять лет назад зрители и запомнили: группа «САДко» может пролить на сердца тепло и радость. Одна программа, вторая, третья... и вот теперь новая сольная программа «Мы не птицы». Она получила название по одноименной песне, что родилась в соавторстве композитора Александра Бардина и поэта Владимира Макарова, да и все произведения, что звучат сейчас со сцены, созданы этими авторами. Но это не значит, что Александр Лихацкий только поет и танцует на сцене. Нет, он из программы в программу представляет свои песни, в большинстве написанные в лиричной, душевной манере. Вот как и в этот вечер: публика восторженно принимала его песню о матери, песню о любви.
Доброты ребятам не занимать - она с рождения воспитывалась у каждого. Уважения к зрителям изображать не стоит - оно у каждого из певцов в крови, потому как деревенская действительность сама по себе воспитывает это чувство к человеку истинного, подчас тяжелого труда. Не надо им представлять красоту и бедственность своей Родины - среди них певцы выросли. Выросли, окрепли и напитались благодарностью к людям. Именно последнее и вызывает ответное чувство зрителей: каждая исполняемая группой песня тут же становится понятной, близкой и родной.
У Александра Бардина сложился свой почерк в музыке, в которой главное место отдается баяну или обыкновенной гармошке. Казалось бы, большинство написанные им песен эстрадные, подвижные, а послушаешь одну, другую и начинаешь понимать, да нет, чувствовать, что не столько эстрадность, сколько народность главенствует в каждом произведении. Композитор мастерски пользуется тем, что когда-то буквально от земли получил в наследство такое тонкое понимание человеческой души, а без русского голоса какая песня отзовется.
Вот многие говорят: русский звук, русский голос - и начинают говорить, искать определение этим понятиям. А все просто: русский звук - это когда среди веселья звучит грустная нотка, и среди грусти просвечивается радость. Именно такими «выходят» на люди песни Бардина, на какие бы стихи он не накладывал мелодию. Будь это Володя Макаров, или другие поэты. Особенно запоминающими становятся песни, написанные на стихи Сергея Есенина. В новой программе звучат есенинские «Капли», песня не новая, написанная композитором несколько лет назад, но так сложилось, что зрители просят исполнить ее снова и снова.
Чем же запомнилась она? Конечно, музыкой и стихами.
...Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжелого.
Тихо скользите по стеклам и бродите,
Точно как ищете что-то веселого.
Люди несчастные, жизнью убитые,
С болью в душе вы свой век доживаете.
Милое прошлое, вам не забытое,
Часто назад вы его призываете.
Это ведь в какое время написал Сергей Есенин! 1912 год - годы распутья и лихолетья, а поди ж ты: сегодня для народа русского стихи поэта оказались пророческими и злободневными. Потому, когда певцы исполняют песню без музыкального сопровождения, в зале воцаряется священная тишина - дыхание замирает. Это не просто успех Александра Бардина, это его первая, думаю, совершенно не последняя музыкальная победа.
Именно к победным можно отнести другие, только что созданные песни Александра на стихи Есенина: «Иволга» и «В том краю, где желтая крапива»...
...И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога, В зелени озер, Пролегла песчаная дорога До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди, Нипочем ей страх...
Не побоялся Бардин обратиться к этим стихам, по которым уже созданы песни маститами композиторами, и, «приручив» стихи к своим мелодиям, вывел в люди совершенно новые произведения, с современным смыслом и современным дыханием.
Не обидится на меня Саша, если расскажу, как прошлым августом ехали мы в Дивеево, знаменитое православное место. Ребятам хотелось побывать на источнике Серафима Саровского. Около часа провели мы в машине, и в течение этого времени Бардин исполнял свои новые песни, написанные на стихи белорусской поэтессы Нины Федорович. Поверьте, это совершенно новый Бардин - лиричный, трепетный и открытый. Такого вы, уважаемые зрители и слушатели, еще не слышали.
- Почему не выносишь их на эстраду? - спросил я тогда Сашу Бардина, и получил шокирующий ответ:
- Не знаю, как к моему сольному исполнению отнесутся люди.
Да прекрасно отнесутся! Ведь каждая его песня почерпнута из человеческих душ, она такая же чистая, прозрачная и вкусная, как вода из глубокого колодца.
Поди же ты вот - волнуется. Как волнуется, выходя на сцену, Владимир Макаров. За столько лет можно уже попривыкнуть к эстраде, к яркому свету, к затаенному дыханию зрительного зала и внимательным зрительским глазам. Но нет, к этому нельзя привыкнуть, потому как артист не себя «выносит» на сцену - душу свою, труд неимоверный, энергетику и любовь. Именно любовью к людям пронизаны все его стихи, на которые Александр Бардин написал музыку.
А как по-другому? И новый диск, и новую программу певцы начинают с песни Бардина и Макарова «Цветет сирень»:
Зацвела опять под окнами сирень,
Мне запомнился надолго этот день...
Не знаю, как другим, а меня песня с первых слов и с первых тактов унесла в детство, на нашу деревенскую околицу, к которой примкнули избы с крохотными палисадниками и ароматными кистями бледно-розовой сирени. И не только это вспомнилось - ясно увидел, как парни и девки становились парами в круг, гармонист начинал мелодию, и все пускались в краковяк - с переходами, с кружениями, с подмигиванием и лукавством. Именно эта неказистая мелодия послужила Бардину музыкальной основой песни, и он правильно сделал: этот танец и по сегодняшний день нет-нет, да и вспыхнет на редкой сельской гулянке. Володя же Макаров, владимирский молодец, наверняка тоже знает этот танец, может, и кружился с подружкой какой. Если нет, то откуда же у него родились нехитрые, идущие из сердечной глубины стихи, так подходящие под размер «сельского танцевального хита»?
Не дали певцы остыть аплодисментам, как в зал полетела другая, сочиненная этими же авторами песня - «Вишневый сад»:
Вот и зацвели сады вишневые,
Вот и возвратилась к нам весна...
Совершенно другой музыкальный размер, а тема знакомая до боли: весна - любовь. И зритель буйствует: аплодирует, шумит, пытается подпеть, а потом и вовсе встает с мест и начинает танцевать. Ему сейчас не столь важно, кто сочинил песню, кто ее поет. Важно другое - сцена и зрительный зал соединились вместе в одной радости, от которой и дальше хочется жить.
А Володя выходит на авансцену и начинает рассказывать, как появилась на свет «Отцовская любовь»:
-У этой песни не было названия, я ее репетировал в музыкальной школе, где преподаю, в перерывах между уроками. Пробую Сашину мелодию, примеряю на голос и музыку свои стихи и совсем не замечаю: мои ученики внимательно подслушивают, сначала из-за приоткрытой двери, а потом все входят в класс. И день так, и другой, а потом ребята пришли и спрашивают: «А вы будете петь «Отцовскую любовь»? Так и родилось название, у ней теперь три автора - музыка Бардина, стихи Макарова, название московских мальчишек и девчонок.
Я уложу тебя на теплую кроватку,
Уберегу тебя от жизненных тревог...
Согласитесь: что-то из детского, из колыбельного, из уютного, потому и в зале не скрываются слезы. Их сдерживают люди, а они сами льются себе и льются. Видят ли певцы их в такие моменты? Наверное, не столько видят, сколько чувствуют и прикладывают неимоверные усилия, чтобы не поддаться порыву. Как тут не вспомнить Русланову! «Не я должна плакать на сцене, а зрители. Если такое происходит, значит, я хорошая певица», - говорила она одной знаменитой исполнительнице.
И у Саши Лихацкого «получились» такие же песни - он их поет в новой программе «САДко». Они выстраданы певцом - стихи и мелодия. Тихие, спокойные, щемящие. Откуда такие? Откуда этот сдержанный голос? Если у Саши Бардина голос переливающийся на звуках, просторный, если у Володи Макарова голос наполнен волнением и какими-то особыми подголосками, то у Лихацкого он с оттенками грусти. Наверное, на это сказалось время, когда Саша рано остался без матери, но выстоял и вырастил в себе крепкого человека. И эту крепость несет со сцены, а еще добрую улыбку и приятную интеллигентность.
Последнее качество вообще присуще всей группе «САДко», а еще собранность, а еще открытость, а еще доброе отношение к своему творчеству и своему зрителю. Скажу: как заметен профессиональный рост певцов - их голоса становятся ровными, сильными и милыми.
Завидую тем, кто пока не видел и не слышал новую программу «САДко»: их ждет удивительная радость встречи с хорошей песней и прекрасными артистами. Приходите, и будет вам счастье.