1919 год...
...Прикамье опустело. В некоторых деревнях не осталось и десятка жителей...
Над опустевшими деревнями и селами сильнее и сильнее затягивалась удушливая атмосфера страха. Ужас мог внезапно ворваться в каждый дом вместе с обезумевшими от крови «борцами за светлое будущее». Захватившие власть большевики, выгнав из Прикамья колчаковцев, постепенно раскручивали маховик массового террора. Ибо только с помощью террора кучка партийных чиновников и им сочувствующих, могла сохранять свою власть и привилегии. И этому способствовало и то, что вожди большевиков постоянно требовали ужесточать требования по подавлению непокорных.
«Надо поощрять энергию и массовидность террора», - призывал лидер молодого государства В.И.Ленин.
Кровавая волна террора захлестнула все Прикамье. Правда, до лета 1918 г. казни еще были довольно редким явлением. ЧК ограничивалась пока массовыми арестами и обысками. Летние месяцы принесли ужесточение. «...Все, кто будет вести агитацию против советской власти и распространять ложные и нелепые слухи, в случае поимки на месте преступления будут беспощадно расстреливаться,» - подчеркивалось тогда в документе Пермской ЧК.
Все эти документы принятые как центральным правительством, так и местными советами оставались в силе и даже после освобождения Прикамья от колчаковских войск.
Красный террор продолжался и в 1919 и в 1920 годах...
Но 1919 год, был для еловцев годом не только выживания, но и выжидания. Уходили белые, приходили красные. Уходили красные, приходили белые...
Выжидала и братия Фаворского монастыря...
А казалось, что совсем недавно у Фаворской Спасо-Преображенской пустыни была совсем другая, размеренная, спокойная жизнь...
...Июль 1916 год. Девяносто паломников в сопровождении ректора Пермской Духовной семинарии на пароходе «Матрона» прибыли на пристань Елово. Июньские закаты на Урале в эти месяцы бывают прохладными, но, не смотря на это все пассажиры парохода в тот вечер слушали заупокойное всенощное бдение, совершавшееся русобородым голубоглазым архимандритом в золотой митре, и его слова о безусловной необходимости поминовения усопших. Этот голос потерялся над густыми лесами и ушел в камские глубины, но кажется, что Господь и задумал природные предметы, всю эту твердь земную и водную, чтобы вбирала она в себя проявления человеческого духа. Если так, то доныне хранят камские просторы звуки этой всенощной. Наутро длинной серой лентой паломники двинулись к пристани. Пение не прерывалось ни на минуту, и витал дух высокой праздничной радости». Паломников встретил монастырский крестный ход, и все вместе они торжественно подошли к пустыни. Затем поднялись на вершину Фаворской горы, для освящения установленного здесь восьмисаженного поклонного креста - в память о православных воинах, убиенных на поле брани. «Страдания и скорби очищают и приносят пользу только тогда, когда соединяются с верою в распятого Спасителя», - так начал свою проповедь у подножия креста отец Пимен. Утром в монастырском Преображенском соборе он произнес слово о том, что истинный христианин, даже несмотря на свою бедность, имеет дерзновение перед Богом...
И разве кто тогда мог предвидеть, что буквально три года спустя, перевернется вся Россия сверху донизу. В разгар гражданской войны, 6 марта 1919 года Еловский совет рабочих и крестьянских депутатов, накануне занятия белыми войсками волости, возлагает ответственность за сохранность монастырского имущества на местных крестьян, передав им «в бессрочное бесплатное пользование» монастырь. А уже 9 июня 1919 года, после прихода белых, состоялось повторное освящение храмов обители. Оба храма были приписаны к церкви села Елово...
История Фаворской пустыни была совсем не такой простой...
Еще до сооружения креста и часовни, 16 июля 1913 года Священный Синод обратил пустынь в самостоятельный монастырь и возвел его строителя иеромонаха Ювеналия, в настоятеля.
Монастырь был известен строгостью своего устава и внутренней жизни, истовым богослужением, трогательным древним пением, постоянной общедоступной проповедью и непрестанным трудом монахов. В течение года монастырь посещали до 20 тысяч паломников. Здесь были приобщены к официальному православию десятки старообрядцев и несколько мусульман. Монастырь издавал книги духовного содержания. Имелся и собственный фотограф. Пустынь славилась своей благотворительностью: для раненых воинов здесь был устроен лазарет.
Название Фаворская пустынь дано по местной горе Фавор, нареченной священнослужителями в честь библейской горы Фавор, находящейся в Палестине. Название Фавор получили и монастырь, и Главный храмовый праздник обители - Преображение Господне и гора, на которой он воздвигнут, отмечался 6 августа. Монахи отмечали также четыре особых праздника и четыре крестных хода.
К концу 1919 года в монастыре насчитывалось около 40 объектов, которые в целом имели форму креста. И во всех постройках был виден глаз хозяина (игумена Ювеналия), - все было продумано и предусмотрено до мелочей.
Взять хотя бы расположение монастыря. С севера и запада пустынь защищали от ветров горы и лес. Сама обитель находилась в коридоре между горой Фавор и группой холмов, на южном склоне которых она и разместилась. Основу монастыря составляли два деревянных храма - Спасо-Преображенский и Богородицкий.
Спасо-Преображенская шестиглавая церковь была заложена 24 июня 1909 года и освящена епископом Палладием при стечении 15 тысяч верующих. Она была одноэтажной с трехъярусным иконостасом в золоченых киотах. На колокольне было семь колоколов, общим весом 130 пудов. Второй храм «в честь Казанской иконы Божьей матери и святителя Гермогена» считался домовой церковью. Она была заложена в 1913 году. Перед Спасо-Преображенским храмом находилась деревянная часовня с целебным источником, вода из которого стекала в чугунную чашу...
Деревянная часовня с целебным источником
И вот снова в Прикамье красные...
29 октября 1919 года, военному комиссару Еловской волости Никанору Старикову от председателя Осинской уездной комиссии по борьбе с дезертирством Попова, нарочным было направлено предписание, немедленно отправиться во главе отряда милиции в Фаворскую пустынь, изъять все ценности, а всю монастырскую братию, являющуюся заклятыми врагами советской власти, расстрелять. Все обнаруженные ценности, доставить в уезд, председателю укомдез Попову.
Отряд Старикова, по истечении некоторого времени прибыл в Фаворский монастырь. Но никаких ценностей, за исключением некоторых покрытых позолотой икон, ни монастырской братии, в монастыре обнаружено не было.
Допрошенные работные люди монастыря, как один показали, что вся братия до прихода отряда скрылась в главном храме обители - Спасо-Преображенском, и оттуда никуда не выходила.
Взломав дверь, милиционеры, тщательно обыскали, сначала одну, а потом и другую церковь, но ни одного монаха так и не обнаружили. Поиски тайного подземного хода, тоже ничего не дали. Обыскав все подворье монастыря, его округу, не найдя никого, и даже следов игумена Ювеналия и его братии, отряд милиционеров, забрав несколько ценных икон, убыл назад в Елово... Старикову было понятно, что кто-то предупредил монахов. Но кто? Или осинцы, или еловцы... Но этот вопрос так и остался без ответа...
***
В березовой рощице, что стояла на склоне горы в пяти верстах от Фаворской пустыни, словно из под земли появились двенадцать монахов. За оврагом, около одинокой березы стояла запряженная старою кобылой кобыла. Рядом стоял бородатый, лет сорока мужик. Один из монахов, подошел, поздоровался кивком головы, и, оглянувшись на ожидавших неподалеку своих спутников, приглашающе махнул им рукой. Взяв с телеги довольно объемную котомку с лямками, кивнул на телегу, - переодевайтесь, в котомках для каждого приготовлена мирская одежда. Через некоторое время все вновь собрались у телеги. - Ну, вот и пришло время нам расстаться, - обратился к окружившим его, нежданно превратившимся в мастеровых людей монахам их предводитель, коим и был игумен Ювеналий. - Только Господь Бог, знает, когда мы свидимся. Ювеналий строго посмотрел каждому в глаза, и, перекрестив их, словно растворившихся между берез, подошел к ожидавшим около телеги его верным братьям по Фаворской пустыни игумену Петру и иеромонаху Иосифу...
- Прости, батюшка, отец Ювеналий, - прогудел басом мужик, - што лошадка-то больно стара. Мог бы запрячь и молодого жеребчика, так ведь отберут красные - то.... А так, кому беззубая-то старуха нужна... А как доставлю вас, продам ее вместе с телегою, а обратно вернусь пароходом.
- Ничего, ничего, все будет по божески, Евлампий - перекрестился Ювеналий, - дай-то Бог, довезешь нас до места без происшествий.
Переночевали в сосновом лесу, рядом с деревней Бояново, что около двадцати верст от Перми. Поутру проснувшись, увидели, что Евлампий уже запряг кобылу, и на костре приготовил свежий со смородинного листа чай.
Только проехали версты две от места ночлега, увидели скакавший навстречу конный отряд.
- Тпру! Приехали! - с горечью вздохнул Евлампий, с ужасом смотря на приближающихся к ним всадников.
- Успокойся, Евлампий, - тихо сказал Ювеналий, - это свои, у них на плечах погоны.
- Кто такие?! - осаживая жеребца, прокричал старший урядник. Но отец Ювеналий на него не обратил внимания. Он смотрел на приближающегося всадника с погонами штабс-капитана.
- Вы Ваше преосвященство? Почему в таком одеянии? - остановил своего жеребца штабс-капитан.
- Потом, капитан, потом. Помогите нам быстрее добраться до Перми...
***
Игумен Ювеналий (Килин)
В этот же год архимандрит Ювеналий покидает родную Пермь. Вместе с сестрами Марковыми, верными его последователями и друзьями игуменом Петром и иеромонахом Иосифом он эмигрирует в Китай, в г. Харбин, где в то время находился центр русской эмиграции... христианский. Затем...возвращение на родину.
За полтора года до смерти, 7 мая 1957 года, владыка находит силы приехать в Пермь, чтобы сказать речь у гроба почившего архиепископа Товии, попрощаться с другом 1940-х годов.
Проходят долгие 30 лет, и вот снова Архимандрит Ювеналий на Родине. Уходят еще годы. Владыка уже замечает признаки близкого перехода в вечность: «Немного страдаю, болезную раком желудка и сердцем». Еще раньше он писал матушке Евсевии, что его правый глаз не видит, и собирался на лечение в Одессу к Филатову. И все же владыка продолжает молиться, как все схимники, за весь мир.
Архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий отошел к Господу 28 декабря 1958 года. Недавно мощи архиепископа Ювеналия были открыты там, где его отпевали: в Троицком соборе Ижевска. Здесь он покоится и по сей день. Грядет его прославление в лике святых.
Станислав Олейник, участник боевых действий в Афганистане, член СП России, полковник в отставке