В ожидании нового расцвета «культуры любви»

Отклик на повесть Алексея Федотова «Семирамида»

Семья 
0
327
Время на чтение 9 минут
Россия переживает сегодня странное состояние общественного духа, ситуацию резких перемен. Еще вчера целями очень многих сторонников «либеральных ценностей», считавших себя победившими «хозяевами жизни», были погоня за деньгами, властью и короткими радостями бытия. Массовая культура соответствовала таким настроениям ума. Порой, в качестве «глубочайшей» аргументации их позиции, использовались принципы западной философии индивидуализма, меркантилизма, иррационализма и постмодернизма. Утверждалось, что в реальной жизни ничего стоящего более того, к чему они стремятся, нет и, по сути, быть не может. Но уже сегодня, как объявил президент страны, Россия - совсем не Европа и не Америка, а нечто гораздо более счастливое, возвышенное и правильное. Да ладно бы только президент... С того момента его рейтинг поднялся необычайно, явным стало то, что абсолютное большинство граждан России того же мнения. Страна ждала подобной перемены.

В годы безнадежных попыток навсегда лишить Россию основ ее блистательной духовной, социальной, интеллектуальной и художественной культуры, читать подобное этой работе Алексея Федотова нам приходилось не часто. Небольшая повесть «Семирамида» мне, представителю гуманитарной науки и практикующему более тридцати лет психологу, видится такой новой художественной прозой, где речь идет о глубочайшей психологии смыслов жизни, отражении древнейших пластов культуры народов в жизни наших современников, и даже об архетипах восходящих ко времени создания Мира и человека.

Символично не только имя главной героини повести Семирамида, что в переводе с шумерского означает «рожденная голубкой», но и ее сводной сестры - Лилита. Предания многих народов, как и ранние христианские апокрифы, говорят о Лилит, как о первой жене Адама, темная суть которой отвергала гармонию их дополнения, рождала требование равенства с мужчиной. Взбунтовавшись, она стала женой дьявола и матерью демонов. Дочь богини Деркето и смертного мужчины, Семирамида, в младенчестве была брошена матерью в пустыне на верную смерть, но была спасена голубями. Бессмертная мать убила отца девочки, ставшего ей не нужным. Повзрослевшая красавица Семирамида, ставшая «темной царицей» Ассирии, тоже легко шла на уничтожение своих мужей. Ее душа была холодна к мужчинам, которых она воспринимала лишь как средство. Чужие для нее мужчины также воспринимались лишь как средство достижения собственных целей. Легенда гласит, что слабых и внешне непривлекательных мужчин она превращала в евнухов.

По законам современной психологической теории оптимума развития, такая женщина не могла иметь простой судьбы, гармоничных отношений с мужчинами. Так и произошло, - и с легендарной Семирамидой, и с героиней повести, отец которой умер очень рано. Предание говорит о том, что страсть матери ассирийской царицы к ее отцу была очень короткой, ибо это было лишь наваждение, насланное богиней любви. Многолетняя психологическая практика подтверждает шутливую формулировку важного постулата теории оптимума развития: «от счастья - не умирают»; вторая сторона этой истины - «несчастья сокращают жизнь, большие - обрывают ее».

В основе сюжета лежат реальные события современной жизни. Он дает основание полагать, что мать российской Семирамиды, понявшая с возрастом, что, по сути, она - «черная вдова» (очередная «темная» женская сущность в повести), тоже не знала настоящей любви к мужчинам. Оба отца дочерей, как и последующие мужья, рано умерли, не завоевав любви супруги. Обе дочери выросли, не зная любви отца, не понимая, как и мать, что мужчина кроме детей («наполнения» женского тела), может дать женщине еще и наполненную душу, ибо это его природное право. «Душа моя» - слова, которые вправе произнести любимой женщине тот мужчина, который знает о духовной жизни не понаслышке. Не случайно слова «мать» и «материя» - однокоренные. Не случайно и то, что духовные лица в мировых религиях - мужчины, которых именуют «отцами». Женщина, не наполненная духовностью мужчины, рискует стать очередной Лилит, темной женской сущностью, или тяжко страдать душевными и телесными болезнями. Во многом, первая любовь героини - попытка вернуть отсутствующего отца, найти его в любимом мужчине, который намного старше ее. Он же, как и отец, «предательски» исчезает из ее повседневности, не объяснив необходимого, оставив наедине с жестокостью жизни, неизбежной для всякого не знающего законов счастливой любви. Обе Семирамиды, и древняя, и современная из повести, не понимая законов гармонии, пытаются всю данную им любовь в избытке подарить сыновьям. У древней ассирийской царицы нет дочерей. У российской Семирамиды дочери не получают от нее советов и поддержки. Обе матери интуитивно чувствуют, что на новом витке жизни рода их дочери, не получив знания о гармонии любви, почти наверняка повторят несчастливую судьбу матери. В стремлении любить обе матери терпят фиаско. Сын, знавший позор отца, не завоевавшего любви матери, уничтоженного (или переведенного в ничтожное состояние) женщиной, превосходящей мужчину в волевых качествах, отвергает такую демоническую любовь. Он не сможет любить ни матери, ни своей жены (может быть и дочери), т.к. будет видеть в них источник витальной опасности.

Вскоре мать Семирамиды помогает дочери провести преждевременные роды на четвертом месяце беременности сыном - убить очередного в роду мужчину. Так сложился основной сюжет жизни юной ассирийки «любовь-месть» к встреченным ею слабыми духом мужчинам. Такие не умеют реализовать мечту всякой женщины - быть любящими, мудрыми и благородными, взять лидерство на себя, а потому делают женскую судьбу душевно пустой и несчастной.

Для женщины отсутствие защищающего ее душу благородного мужчины, своей природной половины, - это разорванная гармония всей жизни. Поэтому героиня не находит душевного взаимопонимания и с женщинами, которых любила - матерью, сестрой, подругой. Гармонии души не было и с сыном. Любовь - признак гармонии. Сыну Семирамиды легко было стать наркоманом, как и многим современным мальчикам, не знавшим истинной любви матери, возможной лишь при душевной любви к их отцам.

Когда реальная жизнь душевно и духовно становится невыносимой, человек часто ищет крайние выходы. Ими могут стать агрессия, переключение с истинных смыслов на пустое хобби, самообезболивание алкоголем или наркотиком, уход в невроз или психосоматическое расстройство (с передачей ответственности за себя другим людям и врачам), сумасшествие, суицид. Семирамида испытала многое из этого перечня. Суть подобного поиска проста - или отказ от реальности, или отказ от жизни.

Финал повести описывает найденный героиней источник духовной, не предающей любви. Им становится образ Святителя Николая, сурового и деятельного в своей защите. Психологическая наука полагает, что выбор человеком небесного покровителя не случаен. Этот образ отражает качества, которые не были найдены в жизни повседневной. Человек, не нашедший душевности, гармонии в семье и обществе, среднесрочных смыслах бытия, не обретший долгих смыслов своего пребывания в мире, не нашедший пути к реализации своего таланта, данного ему свыше для укрепления связи времен прошлых, будущих и нынешнего, неизбежно теряет гармонию с вечностью, с Богом, «темнеет». Не случайно Гамлет (его мать тоже «темная царица», подобие Лилит), обещая тени своего убитого отца отомстить за него, восклицает: «Распалась связь времен. Зачем же я связать ее рожден!».

Маленькая повесть «Семирамида» поражает своей психологической достоверностью. Только такая литература художественна. Ей противостояла и до сих пор противостоит бойкая литературная ложь, «чтиво», оправдывающее бессмысленность существования и вытекающий из этого аморализм. Короткие смыслы - лишь влечения и инстинкты. И коль нет смыслов высоких, то нет и суда за любые преступления (преодоления) запретов социально-культурных (морали) и духовного закона. К тому же, и суд, и власть людей, зачастую, продажны. Если приять идею «пустоты» смыслов жизни, если признать себя «пустым» человеком - именно так и обстоит дело. Размышляющему же всерьез человеку стоит вспомнить слова М.Ю. Лермонтова написанные на раннюю смерть гениального поэта, также не знавшего истинной любви матери: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет...». Не верите в это? Тогда позвольте не поверить вам. В глубине вашей души непременно живет совесть, независимо от того объявляете ли вы себя верующим, атеистом, агностиком или кем-либо еще. Та совесть, которую св. Игнатий Брянчанинов определял, как способность человеческого духа различать добро и зло. Со-весть - это весть, со-вместно принятая людьми от Бога, она позволяет различать «темный» и «светлый» путь во всех временах бытия данного человечеству. Героиня повести - не святая, но она, несомненно, светлее своей тезки, легендарной «темной царицы». У современной Семирамиды нет духовного знания, но есть совесть. В подобном положении она не одна в современности, потерявшей смыслы и ориентиры. Сколько обеспеченных и успешных мужчин и женщин страдают сегодня в своей несчастливости от мук совести? Если коротко, то все, кого Бог не покинул. Из бесконечной вереницы примеров достаточно взять один, достаточно яркий для современной России - Борис Березовский... Поразительно, сколь очевидна для простых граждан нашей страны безумная несчастливость звезд эстрады, нуворишей, аморальных политиков. Все они - подобие бедной Семирамиды и ее близких, так точно описанных автором повести в их душевых страданиях.

Повесть печальна, но прочтение вызывает не уныние. Выросшая в российской культуре любви, ассирийка Семирамида не становится Лилит, она остается «рожденной голубкой». Ввергнутая тяжкой «кармой» поколений рода в «темное» душевное состояние, она готова пожертвовать очень многим, чтобы стать той, кем была наречена. Печаль ситуации преодолима, а потому светла, оптимистична, она именно «просветляет» настроение читателя, который осознает, что в одиночку проблем бездушевности и бездуховности не решить. Корень этих проблем - в обществе. Личное бытие неразрывно связано в жизни с бытием общественным. Сегодня мировое и российское сообщество больно.

Текст повести рождает в памяти слова великого русского экономиста, философа, богослова и священника Сергея Николаевича Булгакова «Без возрождения духовного, возрождение социальное и хозяйственное не возможно». Он подчеркивал, что религия и наука - дополняющие стороны познания бытия. Если религия дает духовный закон, то социальная наука обязана сделать свой вклад в выработку нравственного ответа на вызовы времени. Так длится гармония, вечно скользящая навстречу окликающему человека Логосу. Бог есть любовь. Главный смысл жизни - любовь, непременно включающая душевную и духовную составляющие. Деньги и власть - лишь средства достижения личной и общей цели, любви. Без нее - они угроза смыслам жизни, подобная растущей раковой опухоли, ножу гильотины, поднятому над головой исследующего надежность старого орудия циника-фаталиста.

Николай Александрович Бердяев, друг и соратник С.Н. Булгакова, в своей работе «Судьба России» объяснял наш особый путь в будущее уникальными особенностями российской культуры, тем, что «в русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства.... В России нет дара создания средней культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада по духу своему. Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем, к абсолютной свободе и к абсолютной любви. Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всем среднем и относительном».

Возможность воспринять идеал, выраженный в идее Бога, дана всякому человеку. Последовательное стремление к идеальному, в совокупности с современными достижениями благородного разума, науки и искусства дает каждому право выбрать путь гармонии, любви, счастья. Попытка неинтеллигентных российских интеллектуалов подражать экзистенциальным стенаниям западных мыслителей о том, что человек оставлен Богом, одинок и способен ощущать лишь ужас бытия, наивна по-детски. Так не думает даже героиня повести. Кстати, последние психолого-биографические исследования показали, что в абсолютном большинстве известные философы-пессимисты, как и экономисты, проповедовавшие дух эгоизма, не имели семьи и детей... Несчастные. Они не нашли другой части себя в любви, чтобы создать гармоничное целое. Вот в чем упрекает их щедрая, молодая, оптимистическая, соборная русская культура. Ее дух всегда выражался идеей «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!». Разве не таковы были русские космисты? Разве не наивным стремлением народа к построению в этом мире «царствия небесного», царства правды, была осуществлена первая социалистическая революция на Земле? В работе 1918г. «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.А. Бердяев утверждал эти мысли.

И сегодня Россия продолжает искать путь к построению общества гармонии. Западное общество не может быть примером для России, оно комфортно, но не счастливо. Это общество не нашло истины, которую сугубо индивидуально пытается искать каждый принадлежащий ее культуре мыслитель, каждый обыватель в этом обществе без высоких смыслов. Но человек необыкновенно слаб, когда одинок. Запад, по сути, боится любви, отвергающую иллюзию свободы индивида. В России существует множество людей, которые отчетливо понимают, что любовь - это «сладкая несвобода», добровольная несвобода от любимых людей, созидающая в результате настоящую свободу для социального творчества, воздающая человеку-творцу ответной любовью, гармонией семейной, социальной и духовной жизни. Западная «свобода» - лишь гарантированное одиночество и порожденный им ужас отсутствия глубоких смыслов бытия. Такая «свобода» никогда не позволит наступить с-частью, соединению с другими людьми, созданию гармоничного целого. Остракизм, кара одиночеством, во все времена был одним из тягчайших наказаний для человека. Между тем, Запад программирует одиночество индивида на уровне мировоззрения, культуры, идеологии, искусства. Кто всерьез захочет им подражать? Большинство людей современного мира хотят не только материального комфорта, но и душевной, и духовной радости. Как достичь этого Запад не знает. В России ситуация иная.

Одинокому человеку не дано увидеть истину. Способность к социальной интеграции составляет основу могущества человечества. Со-знание человека коллективно и исторично, это познание совершенное вместе с «другими». Алексей Степанович Хомяков, один из ярких русских мыслителей нового времени писал: «Истина, недоступная для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью. Творцом и источником мира является разумная воля, или, иначе, волющий разум».

Полагаю, что большинство читателей «Семирамиды» будут испытывать благодарность автору повести, знающему и чувствующему великую российскую культуру, «культуру любви», они, скорее всего, будут выражать признательность человеку, который раньше других предчувствует ее новый расцвет в гармонии духа, души и дела, на благо своих граждан и на благо мира.

Евгений Валентинович Шелкопляс, директор Института развития человека, действительный член Академии философии хозяйства, кандидат медицинских наук, доктор философских наук Международной Лиги развития образования и науки

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Шелкопляс
Все статьи Евгений Шелкопляс
Семья
О новых майских указах Президента
Владимир Путин дал около сотни поручений по развитию России
08.05.2024
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
07.05.2024
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
«Все задачи, которые ставите Вы, выполняются»
Губернатор Тульской области А.Дюмин доложил Президенту о поддержке СВО в регионе
03.05.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Человек
08.05.2024 00:22
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55