Критика нечистого разума

3 часть

0
1308
Время на чтение 11 минут

1 часть

2 часть

Предисловие

Прошлая часть этой статьи была опубликована на РНЛ давным-давно, еще в январе сего года. Но я долго не возвращался к данной теме по двум причинам. Во-первых, много времени и сил отнимали статьи на тему злободневных украинских событий. И, во-вторых, что главное, в своих рассуждениях я пришел к результату, который долго не мог понять и оценить, отсюда и главная причина задержки.

Поэтому вкратце подытожу прошлую дискуссию о Канте и его «Критике чистого разума». Сделаю это несколько необычным образом. Заменю понятие «разум» словом «вино». Тогда моя позиция выглядит приблизительно так: я признаю, что «вино веселит сердце человека» (Пс.103,15). Но в то же время придерживаюсь и апостольской заповеди: «Не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф.5,18). А позиция моих оппонентов, особенно А.Карпова, сводится к тому, что они, образно говоря, не обращая внимания на эти места Св.Писания, упорно утверждают: «Тем не менее, могучая и великая ликеро-водочная промышленность имеет право на существование». Имеет ли? И если имеет, то в каком формате?

Естественная критика нечистого разума

Теперь, после этого небольшого предисловия, вернусь к теме, означенной в заголовке сей статьи. Итак, что я понимаю под естественной критикой нечистого разума? Думаю, это обычная на первый взгляд его деятельность, когда ум что-то полагает (аксиомы, постулаты, догматы), считая это несомненным, а что-то подвергает сомнению. Другими словами говоря, под естественной критикой нечистого разума я понимаю веру (во что-то) и сомнение (в чем-то).

Но почему это критика разума? Потому что вера и сомнение отнюдь не являются плодом только его деятельности. По учению Православия душа человека имеет три силы: раздражительную (воля), умную (ум) и вожделевательную (чувство или сердце). И все три эти силы естественно участвуют в определении предметов веры и сомнения. Особенно участвует в этом, наряду с умом, и воля человека, таким образом, критикуя разум.

Ведь всем прекрасно известно, как из личного опыта, так и из множества других примеров, что человек, не смотря на самые очевидные и, казалось бы, несомненные доводы ума, способен по своей воле поступать противно этим доводам. Следовательно, человек, обладая свободой воли, может на основании ее подвергать сомнению нечто абсолютно несомненное для падшего ума, избирая противоположное ему; а может усилием воли верить в то, что для этого же ума кажется полным безумием. Очевидно, что таковое действование человеческой души (т.е. ее воли) есть ни что иное как естественная критика нечистого разума.

Впрочем, сразу же замечу, что сама по себе воля человека такая же падшая, как и ум. Поэтому критика нечистого разума с ее стороны может быть двоякой. Если воля просвещена благодатью Божией, то эта критика основательна и полезна. Если же нет, то она, как обычно говорят, противоречит здравому смыслу.

Приведу примеры того и другого. Любому человеку совершенно очевидно уже на уровне инстинктов (инстинкт самосохранения), что лучше жить и наслаждаться жизнью, чем умереть в страданиях. Эта очевидная истина естественно отражается и в человеческом уме, порождая ряд сентенций типа «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».

Однако, казалась бы, совершенно основательная (с точки зрения падшего ума) попытка гонителей внушить эту «очевидную истину» мученикам Христовым всегда заканчивалась полным провалом. Святые люди почитали мученичество своим драгоценным венцом и небесной славой, а саму смерть за Христа - бессмертием, побеждая таким образом своей богопросвещенной и утвержденной во Христе волей плотское мудрование лжеименного (т.е. нечистого) разума, лживые вещания которого пытались внушить им мучители и собственный падший ум. Это основательная критика облагодатствованной волей нечистого разума.

А теперь представим себе такую же ситуацию, но уже со стороны каких-нибудь фанатиков, коих сейчас достаточно много. И кои, своевольно идя вслед за своими лжеучителями, пренебрегают всеми доводами здравого рассудка, зачастую неосновательно подвергая риску свое здоровье и даже жизнь. Это уже своевольная, вредная критика нечистой волей нечистого же разума, который, впрочем, по сравнению с ней выглядит довольно здравым.

Главное же здесь то, что в отношении веры мы, православные христиане, совершенно основательно можем и должны сказать: единственно истинной и правой верой является Православие. Поэтому любое сомнение в нем или любая критика его со стороны нечистой воли и разума являются ошибочными, вредными и недопустимыми.

Это понятно, а как же быть с сомнением? Какое сомнение, как действие не только ума, но и воли, действительно полезно, основательно и правильно, а какое нет?

Об одной общечеловеческой хитрой глупости

Для начала выясним, что такое сомнение? Само это слово «со-мнение» говорит, что оно наряду с (или со) одним мнением предполагает еще и другое или другие мнения. Иными словами, если я сомневаюсь в чем-то, то, следовательно, не знаю, так это обстоит, как мне мнится, или не так. Ибо наряду с моим мнением могут существовать еще и другие мнения, и я не знаю, какое из этих мнений правильное.

Например, возьмем простое алгебраическое соотношение двух величин: А и В, причем нам неизвестно равны эти величины или нет. Поэтому можно в равной степени полагать и то, и другое, т.е. что А равно В - одно мнение; или что А не равно В - другое мнение, которые равновероятны. Тогда положительное утверждение, что А равно В является сомнительным, поскольку возможно и соотношение А не равно В. Но, вот тут внимание (!), и отрицание данного утверждения, т.е. мнение, что А не равно В, также является сомнительным, поскольку эти величины, возможно, равны.

В чем же состоит обозначенная в названии «общечеловеческая хитрая глупость»? А в том, чтобы неосновательно и незаконно (т.е. вопреки законам мышления) так сказать конвертировать свое сомнение в отрицание, намеренно или ненамеренно смешивая и путая то и другое.

В чем здесь хитрость? Дело в том, что сомнение, как выше было сказано, - это, по преимуществу, свойство человеческой воли. И поскольку человек обладает свободой воли, он, как также было выше сказано, свободно может сомневаться даже в самых очевидных вещах. Но это совершенно не означает, что он также свободно может эти вещи и отрицать. Для их отрицания мало одного сомнения, как действия воли, для этого необходимо еще и действия ума, т.е. умные доказательства или свидетельства данного отрицания. Что в выше обозначенной общечеловеческой хитрой глупости игнорируется, но сомнение так или иначе выдается за отрицание. Поскольку же в силу свободы воли можно сомневаться в чем угодно, то, следовательно, таким лукавым способом можно также и мнимо «отрицать» что угодно.

И надо сказать, что данный прием неосновательной и незаконной конвертации сомнения в отрицание достаточно широко использовался и используется во множестве софистических приемов и споров. И не только в них, ибо, как я уже сказал, является общечеловеческой глупостью, поэтому служит и неосновательным «основанием» куда более широких явлений. На нем, к примеру, в основном и базируется атеизм в главном своем отрицании: «Бога нет». Посему если мы обратимся как к софистическим спорам с атеистами на эту тему, так и к их сомнительной философии, то заметим, что они именно требуют от нас доказательств бытия Божия и в противовес нам пытаются эти доказательства опровергнуть. Но при этом сами не утруждаются поиском доказательств того, что Бога, якобы, нет. Таким образом, неосновательно считая на ложном основании вышеупомянутой общечеловеческой глупости, что одно их сомнение в бытии Божием уже является основанием отрицать это бытие.

Что уже само по себе является признаком глупости или, как говорит Св.Писание (Пс.13,1), безумия атеистов. Вскользь замечу, что, правда, это не самая их кардинальная дурость в данном вопросе. Главное их безумие в том, что отрицание бытия Божия отнюдь не отрицает Самого Бога, Который, в отличие от всего творения, по Своей Сущности выше всякого бытия. Поэтому отрицание бытия Божия отнюдь не отрицает Его Сущность, т.е. не отрицает Бога Самого в Себе. А это значит, что логическим путем отрицание Всевышнего (уж Сам Господь так устроил) произведено быть не может! Поэтому атеист, пытающийся отрицать Бога таким сомнительным и ложным путем, отрицает не Его, а собственные умственные способности, выставляя себя безумцем. Что и констатирует Библия, замечая: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1). Видите, что говорит Св.Писание?! Не сказано «нечестивец» или «грешник», но сказано - безумный, т.е. лишившийся ума или неспособный мыслить здраво и логично - в силу вышесказанного.

Между прочим, на эту тему у меня еще лет 20 назад была опубликована в церковной прессе статья, которая называлась «О доказательствах бытия Божия». Где богословские положения, содержащиеся в предыдущем абзаце, были представлены в развернутом виде. Все собирался опубликовать эту статью на РНЛ, да так руки и не дошли; к сожалению.

Но идем дальше по заявленной теме. Какие еще значительные достижения плотского человечества попались на удочку вышеозначенной общечеловеческой хитрой глупости? К ним, вне всякого сомнения, можно отнести итог античной философии, которая, как известно, закончилась скептицизмом. Скепсис - это сомнение. Но у скептиков заката античной эпохи это сомнение, по преимуществу, незаконно конвертировалось в отрицание - в рамках все той же общечеловеческой хитрой глупости. Когда же им задавали вопрос: а где же основания самого их сомнения (читай: отрицания)? Они вместо логических оснований приводили в пример огонь (являющийся, по их мнению, образом их сомнения-отрицания), который все сжигает, а потом, когда заканчивается топливо, и сам гаснет. Красиво, но философски неосновательно. Ибо если уж во всем сомневаться, то тогда надо сомневаться и в том, что есть огонь; что он горит и что-то сжигает, что он гаснет и т.д., а не приводить такие неосновательные примеры.

Главный же отрицательный итог античной философии состоял в том, что человеческое мышление, не сумев с помощью ее познать истину, стало сначала сомневаться, а затем уже и прямо отрицать как возможность познания истины, так и само ее существование. Что опять же является незаконной конвертацией сомнения в отрицание. Ибо из того, что человечество не смогло путем языческой античной культуры найти истину, совсем не следует, что ее нет, или что она непознаваема. Но лишь следует то, что ее нельзя познать в крайне узких рамках язычества.

Все это, в том числе незаконная и пагубная конвертация античностью сомнения в отрицание, наглядно показана святым апостолом Иоанном Богословом, у которого обычно: несколько предложений или даже слов и - целая система богословия или философии. Что я имею виду конкретно?

Когда Господь сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям» (Ин.18,37,38).

Когда Пилат говорит: «Что есть истина?», - он выражает основной итог античной философии, с которой, как игемон, т.е. хорошо образованный в рамках античности человек, был хорошо знаком. Выражает ее итог, состоящий в том, что эта философия истину не познала, поэтому сомневается в возможности ее познания и даже в ее существовании. Такое сомнение, являясь действием свободной воли человека, как выше уже говорилось, вполне законно и основательно. Но сомнение, как также говорилось выше, не является отрицанием, полагая, что возможно и другое мнение, т.е., что истина есть и познать ее можно.

Следовательно, Понтий Пилат, если бы он руководствовался таким здравым сомнением, должен был бы расспросить Христа: о какой истине Он говорит, кто эти «от истины, слушающие глас Его», и, возможно, попытаться стать одним из них. Но Пилат вместо этого «опять вышел к Иудеям», таким образом самим сим действием неосновательно конвертировав свое сомнение в отрицание существования истины и возможности ее познания. Хотя Сама воплощенная Истина (ср.Ин.14,6) была пред ним!

Еще один широкий пример общечеловеческой глупости, о которой идет речь, пример на этот раз не философский, а религиозный - это европейская Реформация. Как известно, протестантизм начав с сомнения в ценностях католической религии, закончил почти полным их отрицанием. И на этом фоне агностицизм Канта, который также начал с сомнения, а закончил отрицанием возможностей познания, выглядит довольно мелким явлением.

И эти религиозно-философские потуги немцев все бы ничего для нас, русских православных, но... со времен Петра I в Россию в большом количестве понаехали эти самые «умные» немцы, которые начали учить своему уму-разуму «глупых» русских. И вся суть этого сомнительного немецкого «ума-разума» как раз и состояла в том, чтобы неосновательно и незаконно конвертировать свое сомнение в ценностях Православия в отрицание этих ценностей.

Так, в частности, под их влиянием в церковной историографии возникла скептическая школа, наиболее известным деятелем которой является профессор Е.Е.Голубинский. Под влиянием протестантизма представители данной школы подвергли сомнению всю историю Русской Православной Церкви (начиная от благовестнического путешествия святого апостола Андрея Первозванного), отрицая при этом ряд значительных и знаковых событий этой истории.

Как видим, не очень умные русские решили позаимствовать «ума-разума» у умненьких немцев, да забыли при этом русскую народную пословицу: «Немец умный, умный - да дурак!». Ведь немецкий протестанты, мнящиеся умными, и их русские эпигоны в данном случае делают по крайней мере две гносеологические ошибки, таким образом выставляя себя глупцами.

Ибо, во-первых, любая вера, в том числе и православная, - это, как было выше сказано, по преимуществу, действие воли, а не ума. Поэтому вера, как действие воли, не может быть опровергнута лишь умственными аргументами, но для этого необходимо и действие воли. Во-вторых, сомнение, как уже было много раз сказано, не есть отрицание, поскольку для последнего необходимы куда более основательные умственные аргументы.

Покажем это на примере отрицания скептической школой благовестнического путешествия св.ап.Андрея Первозванного по Северному Причерноморью и далее на север вдоль Днепра до Киевских гор и Новгорода. Рассказ об этом путешествии имеется в житии ап.Андрея Первозванного, т.е. является частью Св.Предания Церкви. Поэтому сомнение в этом путешествии и, тем более, отрицание его является отрицанием Св.Предания. Посему для православного верующего сомнительная умственная аргументация скептиками данного отрицания не имеет никакого значения, он все равно будет верить Преданию Церкви, поскольку вера это преимущественно плод воли человека, а не его ума.

А для сомневающегося в этом, т.е. не верующего в это церковное предание, такое отрицание является дефектом воли и служит прилогом к общему неверию в истины Православия, т.е. послужит прологом атеизма. Что в действительности и произошло, когда от таких «умных» профессоров и активных скептиков и пошел гулять атеизм по Руси! Это во-первых.

А во-вторых, рассмотрим аргументацию скептиков в данном конкретном случае рассказа о путешествии ап.Андрея уже не в позиций веры и воли, но с позиций ума-разума. Как известно, они приводят следующую сомнительную аргументацию того, что этого путешествия не было. «Мол, эти будущие русские земли не сообщались с Римской Империей; оттуда в наши земли не было налаженных путей; туда и обратно не существовали хорошие дороги и т.д.», поэтому, якобы, «ап.Андрей и не мог посетить сии земли».

Надо сказать, что все эти аргументы впоследствии были опровергнуты историками (особенно рядом современных археологических открытий): и сообщались наши земли с Римом, и пути-дороги оттуда и туда были, и т.д. Но дело даже не в этом.

Очевидна гносеологическая несостоятельность таких выкладок церковных скептиков. Даже если забыть про свою веру, и даже если бы эти выкладки были верны, то они лишь свидетельствовали бы о том, что рассказ о путешествии ап.Андрея Первозванного - сомнителен, т.е. скептики не знают, правда это или нет?! Для отрицания же этого путешествия нужны не сомнения, а серьезные аргументы, точнее лишь один аргумент - положительное утверждение Св.Предания (из которого, собственно, мы единственно и узнаем житие ап.Андрея), что такого путешествия не было. Но Предание Русской Православной Церкви как раз утверждает совершенно противоположное, и противоречить само себе оно не может. Поэтому и гносеологически аргументация церковных скептиков оказывается несостоятельной.

Зато мы наглядно видим торчащие из нее рожки вышеупомянутой общечеловеческой глупости, которая состоит в неосновательной и незаконной конвертации собственного сомнения в отрицание. Что весьма широко проявляется не только в этом конкретном вопросе, но и во всей деятельности скептической школы церковной истории. Представители которой, таким образом, наряду с общечеловеческой демонстрируют и собственную глупость. А все почему?! А потому, что поверили на слово «умным» немцам, забыв, что «немец умный, умный - а дурак»! Вот и сами эти попки* Запада такими же дурачками стали!!!

Об этом все. В следующей же части сей публикации я хотел бы ответить на вопрос: а может ли сомнение само по себе быть источником знания?

*Слово «попка» в данном контексте означает и попугай, повторяющей чужие заезженные мысли, и одновременно недалекий русский, постоянно повторяющий зады западной идеология. Таких сейчас довольно много.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

27. Re: Критика нечистого разума

"Прежде всего знайте,что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою.А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков." 2 Петр,3. Огонь - Дух Святой. В основании мира после Потопа лежит Дух и в основании первого мира лежит Дух. Но,тот мир был потоплен водою,а этот - сберегается суду огнем. И там и там - Дух,но с разным содержанием.В первом - вода Духа,во втором - огонь Духа. Как добывается духом человека Дух огня Божия?Усилием. Дух сходит на человека. Но,когда видит усилие. Идея Материи,или Закон Жизни духа в Духе - не Богом выдуман,а выстрадан людьми,отцами от Адама до Ноя.Ибо они страдали в условиях развращения мира как природного,животного,так и человеческого общения,и передавали дух(идею) этого страдания(апологию) о правильном Мире Бога ,- по наследству в родословии духа.А Богом это стало закреплено в Завете Радуги ,Идеей Материи(апология правильного мира сохраненную в духе родословия отцов от Адама и до Ноя). И это - наш,второй мир,материальный. А первый мир - тоже Духовный,но не материальный(тварный,водный). Нас не должно пугать слово материальный,ибо это суть опыт. Наш мир - опыт отцов,данный нам в материи. О,если бы так учили материалисты ,говоря,что материя - это реальность данная нам в ощущениях... О,если бы так они учили,говоря при этом,что сей опыт - идея отцов(которую сделал общую всем ,в том числе духу человека и законам мира,Бог!):материя - опыт духа,восприятие которого как опыт и есть чувство материального (которое дается нам в форме духа как должно быть правильно,то есть должное,то есть - есть.) Что же мешает им так сказать? А то,что наша идеология и философия - продолжение немецкой.А в немецкой философии об этом говорят Фихте и Шеллинг. Но они говорят об этом гадательно,нащупывая,противоречия друг другу,как дух и опыт.А надо говорить открыто,точно и ясно,от начала до конца,в науке кантовской. И это надо делать нам - продолжателям и наследникам советской,то бишь немецкой(классической) философии и идеологии марксизма-ленинизма. Надо внести поправку в вопросе о появлении материи в Завете Радуги(Идея Материи). И тогда наша идеология (прошлая марксистско-ленинская) и немецкая (классическая,в упадке - нацизм) соединятся в одну идеологию и философию под главою науки и Православия.
Бондарев Игорь / 03.08.2014, 06:21

26. Re: Критика нечистого разума

Позитивизм и материализм(по поводу данному Гегелем,в Абсолютном духе познавшем самого себя материалистически) сделали из н.к.ф. идеологию нацизма и коммунизма. И наоборот. Научное обоснование первенства Духа и вторичности материи дает нечто совершенно другое,чем немецкий нацизм и русский коммунизм. И,если немецкий нацизм и русский коммунизм столкнули в войне,то,следуя принципу наоборот (т.е. при первичности духа и вторичности материи,что наоборот к материалистическому принципу) новая немецкая идеология и русская идеология - станут сотрудничать и в этом единстве втянут в себя весь мир (тот,который столкнул Германию и СССР в войну).
Бондарев Игорь / 02.08.2014, 17:51

25. Re: Критика нечистого разума

Кант не только отец н.к.ф.,но и в некотором смысле - начальник современной науки. Поэтому,если Кант говорит,что Идея первичная а опыт вторичен,значит так тому должно быть и в Науке. А уж за наполнение кантовского научного содержания истинным смыслом - роль Православия,которое сохранено в чистоте. Вот и все,что надо сделать,чтобы материализм отступил. Только в масштабе науки и религии (православной). А то,что при этом увяжутся вместе две ветви одной идеологии (н.к.ф.) немецкой и русской,то это - фон,не смотря на огромное мировое значение этого соединения.
Бондарев Игорь / 01.08.2014, 16:38

24. Re: Критика нечистого разума

И Кант говорит : опыт. Опыт,или эмпирика,или пространство и время,или рассудок - все это и есть МАТЕРИЯ. То же самое говорит и марксистско-ленинская философия. Но Кант не говорит что материя первична,ибо первичнее материи - трансцендентальная идея.Уберите ее и тогда не будет и опыта,ибо как тогда узнать,что опыт - опыт, должно что-то отличать опыт от не опыта. А марксистско-ленинская философия так не говорит. Она тотально зациклена на идее первичности материи,из которой вытекает сознание... исторический материализм. Кант не просто дает шанс православному догмату,а материализм - не дает. Кант говорит,что само наше мышление определяет реальность,и здесь материалисты-марксисты останавливаются.Но Кант продолжает,что без трансцендентальной идее невозможно быть мышлению. И здесь Кант говорит,как-бы: Бога никто никогда не видел,а только является Бог в Идее (Духе Святом). Разве что Кант не говорит о Христе. Но для свержения первенства материализма это и не требуется.Речь идет о Духе и материи и их первенстве и вторичности. Материалисты марксисты нагло обокрали Канта,а православные молча это приняли,мол,раз Православие чисто,то этого достаточно,чтобы общество было то же чисто. Не достаточно. Гражданскому обществу необходимо быть вместе с Православием. Иначе - какая такая Империя Духа? А если так,тогда необходимо гражданскому обществу избавляться от материализма. А это можно только если украденное будет возвращено.
Бондарев Игорь / 01.08.2014, 16:19

23. Re: Критика нечистого разума

Кант и н.к.ф. в православных руках - это оружие против материализма,которым надо сегодня пользоваться. Клин клином вышибают.
Бондарев Игорь / 01.08.2014, 06:11

22. Re: Критика нечистого разума

А зачем,вообще,Кант,немецкая классическая философия православным? Не нужен. Но это при условии,что православные и Православие - тождественны в том смысле,что равны так сказать в месте и времени. Ведь совершенно очевидно,что современные православные отстали от Православия. Иначе,если бы православные и Православие были бы вместе и во времени единым,то Россия бы процветала мощным Духом и государством:мощной империей Духа. Но такого нет. И вот ТОЛЬКО поэтому нам нужен Кант и немецкая классическая философия. Потому,что в ней отделен,но не сформулирован вопрос о субстанции Материи,которая показывается нам и как идея,и как опыт (ибо,по Канту трансцендентальное и эмпирическое(опыт) не могут быть трансцендентными ,хотя и являются таковыми - вопрос в том,где эта черта,когда дух и материя суть одна субстанция). У немцев явлен прорыв именно в вопросе о том,что материя суть дух. Но,никто из них открыто и прямо так не сказал.В этом и проблема. Почему же немцам удался этот прорыв,и почему они ,тогда не сформулировали цель,которую почти достигли? Потому,что они не ставили такой цели.Им,можно сказать,просто "повезло".Они это отгадали "случайно". Вообще - в чем причина немецкой классической философии? В том,что Германия к моменту творчества Канта была раздираемая религиозно-политическими войнами и противоречиями (тридцатилетняя война,семилетняя война). А вокруг развивалась Европа. И надо было догнать Европу ,но и не завязнуть в религиозно-политических противоречиях. И появился Кант. В его философии ну нет никаких религиозных зацепок. Именно потому,что накануне слишком много из-за этих религиозных противоречий было погублено.Кант избегает этого,успешно: он опирается только на то,что есть у человека каждого,на его познавательные способности и природу мира,пространство и время.Никакая религия не будет это никак оспаривать по крайней мере не поведет из-за этого войн,как и политика. Тем не менее Канту удается рассмотреть все религиозные темы,если понадобиться. Достаточно того,что для всех религий Кант вводит единое - трансцендентальная идея. Сиречь - Дух Святой.Разумеется,Кант не говорит,что трансцендентальная идея суть Дух.Разумеется.Потому,что недавно только пять миллионов немцев было уничтожено по этим поводам религии и политики.Разумеется Кант избегает упоминания подобных слов. Так,иногда. Однако, н.к.ф. удается достигнуть самих высот Идеи (Духа) . Посредством так сказать языка онтологики. Логики бытия. Именно этот язык и необходим сегодня православным,чтобы догнать свое Православие. Потому,что православные допустили то,что при сохранении чистоты Православия,в общество проникло его чудовищное искажение коммунистической идеей материализма. Было взято достижение немцев в их онтологике и чудовищно искажено материалистами. Именно то,в чем немцы преуспели и было чудовищно искажено. Немцам удалось почти что сформулировать,что материя и дух - одна субстанция,которая двойственная и единая одновременно и при определенных обстоятельствах. Диалектика перехода духа и материи друг в друга на основании увиденных немцами закономерностей логики бытия. И вот эту немецкую машину онтологики и надо взять на вооружение современным православным,чтобы разобраться с материализмом и навязанным им чудовищным искажением относительно первенства Духа перед материей. А споры о том,насколько Кант православный или кто как извратил немецкую машину отнологики - дело не нужное в вопросе о сведении материализма во вторичный статус.
Бондарев Игорь / 31.07.2014, 16:08

21. Ответ на 15., Андрей Карпов:

Уважаемый Андрей! На мой взгляд, недоумение (негодование) в Вашем вопросе связано с принятием аксиом, которые для православных не являются такими уж безспорными. Первая – о существовании субъективных терминологий, которые неправомерно смешивать друг с другом. Вторая – о том, что ложная онтология не влечет за собой последствий в рассмотрении частных вопросов. Известно, что в современной философии (условно «постмодернизме» с ее принципом плюрализма) принято представление о языковых играх. Дескать, все смыслы субъективны, а отсюда – и значения выражающих их слов. Посему нельзя пытаться согласовать слова и смыслы из разных языковых игр (разных отраслей знания, разных языков, разных культур и даже разных персон) и их нужно рассматривать и, естественно, характеризовать только самореферентно, безотносительно друг к другу и, конечно, безоценочно. Иное, как Вы говорите, парафраз и снобизм. Или гомофобия. Но, конечно, мы нигде не найдем такого подхода в православном богословии, которая никак не может признать личные смыслы и термины вещами в себе, существующие в действительности и притом только в уме одного человека (или даже народа). Признаются лишь герменевтические проблемы, связанные с выявлением всеобщих смыслов из различных языковых кругов. Субъективные термины западных схоластических мыслителей, согласно Отцам, являются лишь результатом затемнения и непроясненности ими истинных смыслов, более ли менее произвольно-ассоциативное смешение понятий. Святитель Игнатий про западную философию выразился гораздо жестче: «велеречивый бред». В действительности язык Канта должен переводиться и переводится на язык православного богословия, в частности, учения о душе. Более того, труд Канта – это не методическое пособие по НИОКР, а метафизический труд. Это – исследование человеческой души, даже если исследуется только одна ее часть – точнее как бы 2, потому что Кант исследует и «практический разум» (то есть, волю, которую он как рационалист смешивает с разумом, придумывая существование 2 разумов – горизонтальных, не считая 3-го вертикального, которому он отказывает в способности к истине). Уже отсюда видно, что ложная онтология ведет к нарушению и в частных научных вопросах. Здесь Кант исповедует чисто аналитический (в полном согласии с рационализмом) подход к исследованию души – он не видит ее целостности, в которой все силы души действуют существенно по-иному, чем представляется атомизирующему рассудку – в частности, в познавательной деятельности как реализации познавательной деятельности всей души, а не одной ее части (пусть и ведущей). А целостность эту без веры и разума как раз и невозможно ни получить, ни удержать. Дело не в том, что, как Вы пишете, отец Георгий или я как бы гнобим или бьем Канта за его неведение чистого разума. Дело как раз в том, что этот нечистый разум Кант в своем учении выдает за чистый – и, так сказать, метя в первый, поражает второй (как в случае с протестантизмом и католической «иконописью» или Россией и СССР). То, что «чистый (нечистый) разум» Канта сводит разумное к рациональному – это Ваше или наше заключение. В учении же самого Канта этот разум как раз пытается выйти за пределы рационального к разумному, что, по протестантскому скептицизму-стоицизму Канта, является эдаким Сизифовым трудом, бесплодным усилием, самообманом буддизма. И это, допустим, для Вас является нехитрым делом понять такое сведение как нечистоту разума. А для западной интеллектуальной элиты и следующего за ней большинства отечественной – это, как говорится, скандал и антигуманизм, а в лучшем случае – откровение. И, наконец, где это Вы у Канта нашли трансцендентное? У него трансцендентным является только вещь-в-себе – по сути, Материя или «Мать-Природа». Ничего высшего трансцендентного Кант и действительно опирающаяся на него современная наука (только, повторюсь, не как на методолога (будто это, например, он опередил Аристотеля и ввел категории субстанции и акциденции), а как на идеолога и даже теолога, как минимум, деистического). Потому и учение о нравственности у него также основано не на вере, а на воле (точнее «практическом (прагматическом?) разуме») – не трансцендентное, а имманентное: на попытке вывести нравственные законы из самого человека, притом даже из его рационального ума. И вот здесь – к вопросу о язычестве. Вы его определяете почти по школьным учебникам – как антикреационизм (там он еще уже – политеизм). Но есть основание более глубокого и широкого его определения – как результат безоткровенной религии, замены Богочеловечества Человекобожием, по сути, – как суеверие (пусть даже с признанием Творца). И для этого есть все основания в самом понятии язычества: языцы – возникнувшие в результате столпотворения народы, которые вне Церкви и пребывают язычниками с изобретенными религиями, выдуманными представлениями и даже терминологией для их (начиная с бога и богов) определения. Думаю, не только Кант, а вся католическая схоластика подходит под это определение. Недаром католицизм проявляет такое рвение к «христианскому осмыслению» даже официального язычества и даже присоединения его. Должен высказать свои суждения и по другим Вашим вопросам. 1. По поводу познания ума (и в целом души) неверующего человека – следует из вышесказанного. Конечно, такое познание необходимо. Вопрос – может ли такое познание осуществить человек без веры, из самого себя? Может ли, вспоминая апостола, душевный здраво судить не только о духовном, но и собственном душевном? Подобном тому, как можно ли учение Фрейда о душе признать достоверным учением хотя бы о больной (даже его собственной) душе? Ведь познавательная способность – это не часть души, а совместная деятельность 3 частей души под водительством высшей части человека – духа при посредстве веры – т.е., того, что Кант отрицает или хотя бы выносит за скобки. 2. По вере. Логически следует из первого: можно ли отделить веру от ума в познании? Вы утверждаете, что да. По моему убеждению (думаю, и из слов «без Мене (т.е., и без Моего откровения) не можете творить ничесоже»), нет. Можно и нужно различать их – ибо это не одно и то же. Но нельзя разделять, т.к. в этом разделении (свойства рационалистического анализа) теряется истинное видение и понимание познавательной деятельности ума – вплоть до понимания значения и характера природных явлений. Почему нынче идет не использование природного мира по его законам, а разрушение и перестройка его через ложное употребление (и ложное аналитизированное понимание) этих законов. Кстати, именно в учении Канта (и, думается, именно этим разрывом) системно обосновывается удаление из познания (деятельности и предмета) целевой (а с ней – и ценностной) составляющей, которое в пику именно христианству осуществил основоположник революций «Нового Времени» и материализма Ф.Бэкон. Саму же веру, на мой взгляд, Вы сильно сужаете. Сводя ее к отдельной от умственной небольшой (хотя и главной) сфере знания, притом заключенному только в Символе Веры (если не исходить из мысли, что в Символе Веры заключено все богатство высшего знания). Но именно такой взгляд на веру сформулировали католические схоласты в заимствованной у исламских аристотелистов известной концепции «двух истин»: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F7%E5%ED%E8%E5_%EE_%E4%E2%EE%E9%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E9_%E8%F1%F2%E8%ED%E5 Нельзя согласиться, что суть веры – знание, полученное без осмысления. Вера рождает и сопровождает знание (любое, не только его часть, пусть и высшую), но не сама по себе (это дело ума) и не сводится к нему. Одновременно и само знание без осмысления было бы просто слепым зомбированием и такая вера не могла бы различить Христа и Велиара. Возникновение самой веры возможно только в условиях осмысленности. К слову, и отождествление Вами осмысления и рациональных (рассудочных, душевно-умственных) процедур вызывает вопросы. Смыслы рождает или воспринимает как раз духовный разум в сердце человека (а не рацио) – придавая целостность и наполняя смыслом и рассудочные данные (притом одновременно, а не аналитически последовательно). Суть веры – именно в признании, принятии (не только волей с рассудком (хотя и это уже вера), но и сердцем) какого-то знания – это духовно-волевое состояние и действие, а не само знание. Заметим, что уже и чувственное познание требует, как минимум, веру в истинность своих чувственных способностей – которая, опять же, исходя из умного характера (содержания) веры, может быть языческой (сенсуализм, позитивизм), а может быть и христианской (отвергающей агностицизм и манихейскую «ложность материального и чувственного восприятия»). Отсюда – и об отношении веры к уверенности (принятию) чувственно недоступного (по апостолу). Да! Но речь же здесь не только о сверхчувственных предметах, но и сверхчувственной основе чувственных предметов (например, как можно было бы понять слова Христа «Веруешь ли в Мя?») и, более того, даже сверхчувственной основе самих чувств, которые являются частью как раз недоступной чувственному восприятию души. Здесь уместны и слова апостола «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу».
Дмитрий Белорус / 31.07.2014, 09:47

20. Re: Критика нечистого разума

Что такое немецкая верность опыту - доказывает немецкая техника.А что такое верность воли Вере - доказывает русское Православие. Остается соединить немецкую верность опыту с русской верностью Вере и получим Ум,о котором ,вероятно , и говорит Апостол Иоанн Богослов,необходимый для сочитания человеческого числа зверя,посредством мудрости противостояния ему.
Бондарев Игорь / 31.07.2014, 05:39

19. Re: Критика нечистого разума

На языке Канта вера (православная) это верность ума трансцендентальной идеи в условиях верного отражения опыта. Опыт и вера должны быть верны друг другу,посредством ума. И здесь неминуемо искажение то идеи,то чувств. Но для этого ум задействует силу воли,подчиненную уму. Верность Вере.Правильность.Правильная вера,православие - идеал не только для Канта,но и для Прогресса. В этом должна быть суть немецкой классической философии открывшей миру учение о диалектике. А у Гегеля получилось то,что главным законом диалектике стал закон о единстве и борьбе противоположностей. Этот закон все мы проходили в школе. Видим разницу : по Гегелю - борьба. А по Канту - верность Вере. У Гегеля - единство противоположностей,которое неминуемо переходит снова в борьбу противоположностей,а по Канту(и православию) - верность Вере приносит плод чудесного решения в пользу добра. Прогресс на Западе - диалектика Гегеля.А тот же Прогресс на Западе,но уже по Канту (православию) - плод вечного мира. И никакая это не утопия.А - усилие веры в опыте проявленная до конца и являющая чудо победы добра над злом. И это - не сказка,а самая настоящая,реальная кантовская философия и православная вера.
Бондарев Игорь / 31.07.2014, 05:35

18. Re: Критика нечистого разума

Главная особенность Завета Радуги - это то,что каждый предмет и всякая вещь стали по Закону Природы кругом антиномии себя самой(вещи,предмета,процесса).А в Шестодневе ТАКОГО антиномичного зацикливании каждой вещи в природе на самой себе - не было. А было то,что все вещи и предметы,оставаясь собой именно,оставались и связанными друг с другом в целом. Не было дня и ночи, лета и зимы,сеяния и жатвы... А то,что Шестоднев содержит в себе процесс дня и ночи и другие,то это - то самое условие,которое и надо исключить в общем смысле Шестоднева так,чтобы оно не потеряло своей именности, но проявилась во всем остальном в том числе и именно собой. То есть каждый день в Шестодневе - все Творение,которое одно и тоже в целом в каждом дне,но день от дня отличается своей неповторимостью. Тот же мир,что в дне первом - весь целый и без остатка находится как в дне последующем,в дне четвертом,так и во всех днях Творения. Это значит,что если мы полагаем,что трава в дне третьем не связана одной субстанцией со светом светил,то - ошибаемся,если считаем,что трава росла сама по себе,а свет был сам по себе,то есть,что у них одна субстанция.Но,чтобы утверждать подобное,надо рассмотреть субстанцию каждого дня и приравнять ее к субстанции последующего дня,и так - все дни: сочетать субстанции дней как одного Творения,и тогда обнаружится смысл,содержание текста о том,что есть Дух Сада Едема, Дух Творения. И мы увидим целокупную субстанцию Мира сотворенного Богом в Духе Слова. Субстанцию духовную. Не материальную. А материальное,материя - это уже потом,после Потопа, когда каждая вещь,предмет (имя) станет антиномичной,и все процессы - антиномичными,противоречивыми,суть терния и волчцы.
Бондарев Игорь / 30.07.2014, 20:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18