Кризис Европы

1 часть

Бывший СССР 
0
687
Время на чтение 28 минут

О КРИЗИСЕ ЕВРОПЫ, И НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКОМ

 

«Европа пропагандирует культуру, которая,

как никогда раньше, исключает Господа

из общественного сознания, либо отрицая,

либо оспаривая его существование,

предоставляя каждому выносить собственное

суждение, не имеющее отношение к жизни

общества»

Папа Бенедикт XVI

 

            В 90-е годы прошлого века вышла в свет книга Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», в которой говорится о конце истории Европы и западного мира. В начале 200-х годов известный американский политик П.Бьюкенен так высказался на эту тему: «Смерть запада - не предсказание, не описание того, что может произойти в некотором будущем; это диагноз, констатация происходящего в данный момент». При этом его вывод основан отнюдь не на философских рассуждениях и моралях, как у Фукуямы, на которые можно было бы попросту плюнуть в наше прагматичное время, а на конкретных демографических данных. В настоящее время население процветающих западных стран, включая США и Японию, составляет одну шестую часть мирового населения, а к 2050 году, при сохранении существующих тенденций, будет составлять одну десятую. - «Запад умирает, народы запада перестали воспроизводить себя, население западных стран стремительно сокращается». Причиной этому является слишком хорошая и беззаботная жизнь Европы и всего запада. «Нас задушило процветание, - заявляет профессор социологии Болонского университета, доктор Пьерпаоло Донатти. (Бьюкенен, 2004) - Комфорт - вот единственная вера нынешних поколений». Выходит что мы, сами того не замечая, присутствием на собственных похоронах - похоронах Западной Христианской цивилизации, которая возникла приблизительно 1,5 тысячи лет тому назад и доминировала во всем мире последние 500 лет.

В чем же причины данной ситуации, кто бы об этом мог подумать? «Истинная причина великих потрясений, которые предшествуют смене цивилизаций - например, падению Римской империи и возвышению арабов, - есть кардинальное обновление образа мыслей... Все сколько-нибудь значительные исторические события - видимые результаты невидимых сдвигов в человеческом мышлении....» - отмечает западный мыслитель Г. Лебон (1960). Тот же П.Бьюкенен так характеризует наше время: «Цивилизация, основанная на вере, а с нею и культура и мораль отходят в прошлое и повсеместно заменяются новой верой, новой моралью, новой культурой и новой цивилизацией». Нынешний Папа Бенедикт XVI в книге «Европа Бенедикта: кризис культур» увидевшей свет в 2005 г., пишет о новой философии жизни западного общества, его моральном падении, нарушении абсолютных библейских запретов. По сути, антихристианский характер европейского общества и политики лидеров крупнейших европейских стран приводит к политическому поражению и вытеснению христианской церкви другими конфессиями, прежде всего исламом, а также к потере европейской идентичности. Самое яркое подтверждение тому - отказ от упоминания в Европейской конституции христианских корней Европы, что является фактическим приговором нынешней Европе. Может быть, понтифик резко сгущает краски относительно нынешних западных перспектив? - Ведь там все хорошо, экономика на высоком уровне, демократия и свобода личности процветают, а то, что это не устраивает церковь, так это и понятно, - времена средневекового мракобесия и абсолютной власти Папы прошли, - их не вернешь. Однако, вот точка зрения современного философа - марксиста, которого в любви к религии и церкви никак не обвинишь: «Наша эпоха - это эпоха глубокого духовного и экономического кризиса, охватившего, собственно говоря, все области обществознания, культуру и искусство, литературу, философию и т.д. Это эпоха деинтеллектуализации общества, эпоха шоу, стандартизации и унификации» (Гобзов, 2005). Можно, конечно и это назвать марксистскими бреднями, но тогда получается, что на сегодняшний день «марксистские бредни» и «церковное мракобесие» смыкаются. Когда это было? - Не так часто, например, в вопросах, касающихся Гитлера и нацизма в 30-е годы. Примеров того, как разлагались, затухали и гибли под напором внешних и внутренних врагов древние царства с высоким валовым доходом на душу населения в Библии достаточно. В чем же дело? Оказывается, экономика в жизни общества занимает не самое главное место, есть вещи и более важные. Ими являются великие извечные истины, данные людям свыше и записаные в святых книгах, которые и определяют жизнь и будущее отдельных людей и целых народов. Вспомним известную притчу о праве на первородство и о чечевичной похлебке (Бытие. 25.34). Испанский философ-католик и дипломат Доносо Кортес в 1852 г. так писал по поводу этого в своем эссе о католицизме, либерализме и социализме: «Когда устраняется все сверхъестественное, человек обращает взор свой к земле и, в конце концов, предается культу материальных интересов. Это эпоха утилитарных систем, невиданного развития торговли, лихорадочного развития индустрии, заносчивости богатых и раздражения бедных. За этим состоянием материального богатства и религиозной скудностью всегда следует одна из тех мощнейших катастроф, которые преданием и историей навеки запечатляются в памяти человечества.» (Шубарт, 1999). Опять повтор старых религиозных бредней времен испанской инквизиции?

            Нынешняя современная западная цивилизация представляет из себя постиндустриальное либеральное, мультикультурное, многоконфессиональное общество единственной целью и идеологией которого является максимально комфортный образ жизни. В таком обществе уже все есть, и создавать более ничего не надо, т.к. все уже там создано и называется оно уже не индустриальным, а постиндустриальным, так как период строительства всяких «измов» уже миновал (Гобозов, 2005). Это в XX веке все активно что-то строили: они - капитализм, мы - социализм, теперь же, по признанию современных философов, все уже построено, потребительский рай уже создан. Казалось бы - ну какие же проблемы, кроме денег, могут быть у такого общества? - Машины, рестораны, квартиры, курорты, любовь (дорогая и подешевле) - все продается и даже в кредит. На этом фоне не понятным остается вопрос смысла жизни и идеологии такого общества, он как-то затуманился за мудреными словами и рассуждениями о взаимном уважении отдельных личностей и целых культур друг к другу. По своей сути и задачам оно является обществом потребления, а человек в нем - экономическим животным (Бьюкенен, 2004), его смысл можно было бы выразить единой фразой: «Не тормози - сникерсни», но это как-то уж слишком откровенно. Куда же оно идет, каковы его цели и перспектива - будь оно американское, европейское или российское? По сути, современное западное общество является концом, заключительным этапом той западной цивилизации, каким она развивалась, начиная с XVIII века. Означает ли это конец той Европы, которая возникла во времена Карла Великого? Постигнет ли ее судьба Римской империи?

Первым кто поставил эти вопросы был наш русский философ ХIХ века Н.Я.Данилевский. В своей книге «Россия и Европа» он еще в 1871 г. отметил, что солнце западной цивилизации перевалило через зенит и идет к закату. (Хотя до него еще в 1862 г. Ф.М. Достоевский, собираясь в путешествие по Европе, писал, что собирается посетить страну надгробий, поставленных на могилы великих предков.) Западных передовых мыслителей этот вопрос начал волновать приблизительно сто лет тому назад. В 1917 г. вышла в свет знаменитая книга Отто Шпенглера «Закат Европы». В ней подробнейшим образом доказывалось, что дух Европы, являющийся движителем всей европейской культуры, иссякает, подъема в культуре, науке, искусстве здесь ждать не приходится, идет регресс, восходящая ветвь уже пройдена, градус всего пошел на понижение. Так называемая, «фаустовская душа» Европы начала спускаться с вершин благородного рыцарства и философского романтизма Гете к прагматизму марксистских товарно-денежных отношений и фрейдистскому ощущению жизни. Год от года эти книги становятся все более и более актуальными, и не только для Европы: сейчас уже написаны «Закаты Америки» (Джекобс, 2007; Капхен, 2004), очередь за «Закатом России».

 

ЗАКАТ ХРИСТИАНСТВА НА ЗАПАДЕ

Западная цивилизация изначально была построена на фундаменте христианской религии и истоки ее «души» следует искать именно здесь. Но в конце XVIII века произошли кардинальные перемены: лучшие европейские мыслители из просветителей провозгласили свободу, равенство, братство и безусловный отход от религиозного мракобесия ради благополучия всего человечества. Следующее поколение, уже менее философов, но более писателей и трибунов во времена Великой Французской революции принялось подравнивать человечество при помощи таких подручных средств как гильотина, пока само же там и не подравнялось. Идеологией такого общества стало основанное на рационалистическом мышлении материалистическое просвещение (хотя само это слово заимствовано из «религиозного мракобесия») и всеобщий прогресс (т.е. создание все больших и лучших материальных благ) для всего человечества часто в ущерб его духовным ценностям. «Какова была сущность революции 1789 года? - задается вопросом наш современник, французский теософ и епископ Марсель Лефевр, - Она заключалась в предписании обществу, которое еще было католическим, протестантских натурализма и субъективизма, выраженных в форме юридических норм. Отсюда провозглашение прав человека без Бога, отсюда прославление субъективности каждого в ущерб объективной истине, отсюда постановка на одну правовую ступень всех религиозных «вер», отсюда, наконец, - устроение общества без Бога». Вопрос о взаимоотношении человека с Богом и о душе в этом обществе не стоял, даже в таком философско-романтическом понимании как у Гете. Это и понятно, ведь все эти вопросы относятся к области теологии, т.е. к области мракобесия, а человек был признан венцом и царем природы (или лучше сказать царем зверей) и сам как бы Богом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

            Что же было духовными ценностями Европы до просветительских времен, и как они менялись? Еще 500 лет тому назад понятия Европы не существовало - со времен священной империи Карла Великого было понятие христианского мира, в основу которого была положена христианская религия, и который существовал, не смотря на многочисленные распри и раздоры. Европа - более позднее понятие. Со временем единая христианская церковь сначала разделилась в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную), затем из католической церкви в XVI веке выделилось протестантство. Уже в наше время - в 1965 г. в Риме состоялся II Ватиканский Вселенский Собор, который реформировал и обновил католичество по совам того же М.Лефевра (2007) в «христианский модерн», более ориентированный и адоптированный на состояние и запросы современного человека.

            Естественно, что эти церковные события являлись результатами изменения мировоззренческих доктрин в западном мире. В начале средних веков на развалинах великой Римской империи шел процесс создания новых государств, в основу которых закладывался фундамент христианской религии. Главным в духовной сфере была борьба христианства с язычеством, опиравшимся на местных природных богов и считающего человека (как его тело, так и душу) продуктом данного замкнутого «натуралистического» мира, которым могли являться дубовая роща, долина реки и т.д. Христианская доктрина считает человека творением единого (в современном понимании космического) Бога, который создал человека по своему подобию, вложив в него бессмертную душу. Т.е. христианство ставило человека выше окружающего его «натурализма», в котором он родился. Только на основании такой религии можно было построить новое государство, включающее в себя различные племена и «языцы». Для человека христианской веры, в отличие от язычника, границы мира были беспредельными, космическими. Это проявилось в христианской науке и культуре: именно здесь возникло понятие бесконечности. Благодаря этому состоялась эпоха великих географических открытий, человек достиг небывалых достижений в науке, уже далее, следуя этому импульсу, он проник и в космические сферы. Стоит напомнить, что современный цивилизованный мир, со всеми его основными научно-техническими достижениями, возник именно на фундаменте христианского, а не многоконфессионального, мультикультурного общества. По сути, это соответствует положению «Нового Завета», согласно которому Иисус Христос есть центр истории, и она имеет единственный закон: «Ему надлежит царствовать» (1 Кор. 15, 25). Однако, по мере развития западного мира, языческие элементы стали в него возвращаться. Это проявилось в эпоху ренессанса, когда вместе с возрождением греческого и римского искусства в него стали возвращаться и языческие идеалы. Так на примере церковных фресок в итальянских соборах хорошо видно, как на место канонической иконе XI-XII веков приходит более «жанровая» живопись из жизни святых. В ней уже вполне проглядываются именно человеческие страсти и переживания, а не сверхестественная (или как бы сейчас сказали фанатическая) духовность христианских мучеников, с радостью идущих на смерть ради своей возвышенной, именно, надчеловеческой веры. Здесь уместно вспомнить фразу Шубарта (1997) о том, что «Человечество или живет надчеловеческими ценностями, или прекращает существование» В искусстве и в самой западной жизни возникает течение гуманизма, хотя и в достаточно узких слоях общества. Сейчас на этом понятии построена вся наша жизнь, но с христианской точки зрения, это являлось духовным понижением от божественных идеалов до проблем и страстей обычного человека, лучше всего которые отражала эллинская религия (с точки зрения христианства, ислама и иудаизма - языческая). Кстати, подумайте, кто пойдет на костер или добровольно встанет в ледяную воду, чтобы умереть вместе со своими братьями по вере, имея в качестве идеала любвеобильных нимф и амуров, с которыми в основном и ассоциируются греческие божества в сознании современного европейца? Вместе со страстями человеческими в духовное сознание Европы стало возвращаться и поклонение всему естественному и натуралистическому. Итогом этому явился протестантизм, возникший в XVI веке и разваливший западную церковь на две составляющие. Как это не парадоксально, но, отрицая языческие привычки к роскоши и удовольствиям католического Рима, он дальше отошел от сверхъестественного христианского духа в область материализма и, в итоге, стал фундаментом для западного капитализма и либерализма (Лефевр, 2007). Следующий шаг в этом направлении сделал Декарт, осуществив в своей философии раскол между божественным и естественным человеческим правом. Далее, Кант, следуя его идеям, окончательно систематизировал субъективизм: разум (оторванный от Бога) замыкается в самом себе и знает лишь свое собственное мышление. Здесь уже нет вдохновения, идущего свыше! Следовательно, истина, которая в христианстве (как и в других монотеистских религиях) идет от Бога и к ней надо стремиться, работая над собой, рождается в голове отдельного индивидуума (например, за бутылкой хорошего вина). Но индивидуумов много, - значит и истин много, индивидуум меняется (растет, взрослеет), а вместе с ним меняется и истина. Где тут Бог с его раз и навсегда установленными законами? - Да он нам и не нужен, - нам нужна эволюция! Однако, теперь, согласитесь, слишком много истин получается, а нельзя ли что-то среднее? - Можно! - И появляются идеи Руссо (предтечи Великой Французской Революции): человек, рожденный абсолютно свободным и независимым, вынужден соглашаться, как на меньшее зло, на общественный договор (вместо договора с Богом). Отодвинуть Бога, и строить жизнь по общественному мнению - это уже либерализм. А общественное мнение, как мы уже убедились, управляется различными «политтехнологиями» через средства массовой информации и деньгами, находящимися в руках «сильных мира сего». Однако, к чему все эти полумеры? - прогоним Бога вообще, а на на место Бога поставим общественное мнение (идущее, ну скажем, от рабочего класса), оставив ему полномочия Бога. - Вот мы и очутились в тоталитарном коммунистическом обществе, где рабочий класс исполняет роль «общественно избранного». Так что любой либерализм «беременен» тоталитаризмом, или, говоря словами писателя Оруэлла «Революции устраивют для того... чтобы установить диктатуру» (как известно из истории, большивистская диктатура пришла после либеральной Февральской революции).

Несомненно, поворотным моментом в развитии западного общества и в переоценке его ценностей явилась революция 1789 г. С этого момента и начинается новая история - история устроения мира по «уму» - без Бога и религии. Все последующие философские и околофилософские мировоззрения XIX и XX веков, (немецкая материалистическая философия, марксизм, фрейдизм, модернизм и т.д.) по сути, являются попытками (каждая в свое время) замены Бога. Но в обществе без высших идеалов все равно не обойтись! Кто же в итоге занял его место - место «Бога живаго»?- Сам человек, который в итоге, был признан богом или «царем природы», следуя логике победившего натурализма. На кого-же теперь следует равняться? - Естественно на самого себя. Поэтому - даешь кумиров (языческих человеко-богов) из современников, как в древней Греции, Египте и Риме! И на место отвергнутого Бога истинного, человек начал ставить себе подобных. В древнем Риме эту роль исполняли императоры. И первый из кумиров в Европе, сразу вслед за просветителями был тоже император - Наполеон. Он возложил сам на себя корону императора, вырвав ее из руки наместника Божьего на земле, тем самым, показав, что он сам и есть Бог на земле. Уже Гегель намекал о его божественности, видя в нем воплощение истинны. (Вспомним слова Иисуса: «Аз есмь истина»). Кумиров в XX веке было достаточно - Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Мао, Перрон - лишь наиболее известные из них. В наше время кумиры сильно помельчали, как в прочем и многое другое,- от диктаторов и тиранов до звезд шоу и порнобизнеса. Так сказать от Зевса-громовержзца до сатира из соседней рощи.

            В целом, за прошедшие 200 лет, западное общество (и не только оно) сделало большие шаги по пути, описанному в апокалипсисе. Оно постепенно переходило от поклонения Христу к маммоне и неоязычеству, проявляя при этом удивительную толерантность к другим религиям ранее чуждым Европе. Такая религиозная толерантность не соответствует христианской религии, (впрочем, равно как исламу и иудаизму), зато полностью соответствует языческому мировоззрению. К концу XIX века для Европейских и Российских элит христианство стало чем-то вроде народного фольклора, наряду с красивыми сказками о гномах и феях обитающих в тирольских горах. Сейчас это не более, чем красивый миф уже для большинства коренных европейцев. Все стало напоминать древний Рим, где патриции меняли религию как одежду - по моде и по сезону. Что же это дало самой Европе, скинувшей цепи мракобесия и уверенно шагающей к светлому будущему? Новый духовный взлет и перспективу создания государства светлого разума, города солнца, где все народы будут счастливо жить тысячи лет? Сейчас современные европейские философы признали крах этого проекта: «...просветительский проект создания единой цивилизации завершился провалом, - пишет Дж. Грей, - наше время, - время, ознаменованное крахом проекта Просвещения.... сейчас мы переживаем закат Современности". Вслед за Шпенглером, обреченность Европы понимали многие, так В.Шубарт (1999) сравнивает Европу 30-х годов XX века с пустой чашей, формой без сущности, которая ждет нового наполнения. С разрушением христианства, заложенным в своем основании, Европа теряет свою идентичность, отличающую европейца от араба, индийца или китайца. Они же от своих корней и религий отказываться не собираются. Сейчас действительно возможно преобразование собора Парижской богоматери в мечеть, как это описано в политическо-социальном романе-фэнтази Е.Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». Современной Европе уже все равно, ведь для нее соборы это не место общения с Богом, а всего лишь музеи народного творчества или истории развития живописи и религии.

 

НЕОЯЗЫЧЕСТВО - НОВАЯ РЕЛИГИЯ ЗАПАДА

Сейчас Европа вступила в постхристианские языческие времена, где человека приучают жить в экономическом пространстве, повинуясь только собственным страстям, без оглядки на Бога. Что же такое современное западное неоязычество? - Сутью и основой такого либерального неоязычества является понимание человека не с религиозной точки зрения, как создания с бессмертной душой по образу Божию, отсутствующей у остальных живых тварей, а его рассмотрение прежде всего с натуралистической точки зрения, как существа из животного мира, живущего по биологического законам и повинующегося только зовам инстинктов. Естественно, что к чисто биологическим инкстинтам у такого «экономического» животного прибавляется ряд новых, соответствующих той среде, где это «животное» обитает. Первоначальное язычество проистекает из глубин первобытной природы, в которой человек живет и борется за биологическое выживание себя самого и своего рода с каменным копьем в руке. Он добывает необходимое для жизни, опираясь на свой опыт, инстинкт и интуицию. Такой человек чист душой (ведь он как по молитве христовой добывает себе хлеб насущный), и, по сути, является частью природного ландшафта, понимает природу и созвучен с нею. Мораль такого язычества основана на следовании объективным вещам, необходимым для выживания в пределах данного ландшафта. Его душа - это восприятие загадочных шорохов леса (сказки венского леса), величие закатов, бескрайных степей, просторов рек и озер. Формирующей духовной атмосферой «неоязычества» является среда больших городов, ослепляющая неоновыми рекламами, зовущая к себе всевозможными увеселительными заведениями, ресторанами, магазинами, казино и ночными клубами. В отличии от первоначального, неоязычник из «каменных джунглей» живет в среде построенной на попирании девственной природы, она-то его как раз и пугает. Главным на сегодняшний день в современном глобалистическом и одновременно толерантном обществе является (или должен являться) инстинкт потребления, ради него все и существует. Сегодня психологами уже наряду с наркоманией, алкоголизмом, пристрастием к компьютерам и интернету рассматривается и «шопомания». Это страсть к самому процессу покупок, когда человек приобретает то, что ему не нужно. Новый тип просвещенного «человека из каменных джунглей», - это тот тип, который живет, руководствуясь принципами рационализма (точнее сказать экономизма), собственной выгоды и максимального комфорта, соответствующих научно-материалистическим воззрениям. Понятие морали и духовности для него являются религиозными предрассудками (вполне достаточно, если он соблюдает законы). К собственно изначальному язычеству его не отнесешь, т.к. истинный дикарь из джунглей имел свою мораль и уважал духов, неоязычник из «каменных джунглей» отрицая это, является, по сути, еще большим дикарем. Смыслом его жизни является отнюдь не выживание, которое уже обеспечено существующей цивилизацией, а удовлетворение всевозможных похотей и гордыни. Все это, как учит христианство, и как показал древний Рим, не возможно в принципе, а в итоге ведет к биологическому вырождению. При этом в руке нового варвара мы уже можем увидеть не копье, а «гиперболоид инженера Гарина». Собственно язычество стоит в начале развития человечества и ознаменовывает начало восходящей ветви его духовного развития, второе соответствует нисходящей ветви. По ней человек спускается в ад собственных пороков и страстей, истребляя в себе духовный потенциал, наработанный предыдущими поколениями.

            Либеральное язычество как форма идеологии и образа жизни западного мира появилось в постхристианское время, в котором мы все с Вами и живем, в результате окончательной победы либерализма над христианством, хотя его корни и истоки появились значительно раньше. Как это не парадоксально звучит, но к одному из создателей современного неоязыческого духа Европы можно отнести и Адольфа Гитлера. Будучи человеком просвещенным, в том смысле как это понимали просветители XVIII века (ведь он разбирался в искусствах, театре, науке, искренне ненавидел церковь), он по новаторски углубил и расширил проект просвещения. Следуя Дарвину, он распространил и внедрил в человеческое общество законы животного мира, внеся в него большую натуралистичность и «научность». Современные западные философы отмечают, что, по сути, он являлся великим революционером «...пророком нового, героического, языческого и научного мира» (Лукач, 2003). В итоге же, он активно готовил победу того неоязычества, которое фактически пришло в Европу на смену христианству в наше время - в конце XX века. За дату его окончательной победы над западным христианством можно принять II-ой Ватиканский собор, состоявшийся в 1965 г., и фактически заменивший католицизм на своеобразный «христианский модерн». На этом экуменическом соборе произошло обмирщение католической церкви, ее отказ от внеземных, надчеловеческих идеалов. Это выразилось в сочувствии современному мирскому человеку и его потребностями (где Бог попросту отсутствует), вхождением в ее лоно идей либерализма, и признании изменчивых гуманистических мирских идеалов взамен вечных христианских доктрин, а в итоге низведением Господа нашего Иисуса Христа с уровня Бога до уровня земного человека. Церковь отказалась от участия в формировании официальной государственной морали в бывших католических странах и ущла из сферы общеобразовательной системы, в результате чего европейские школы окончательно стали «марксистско-фрейдистскими» (Лефевр, 2007). Практически сразу же после этого в Европе начались массовые молодежные движения, выразившиеся в повальном увлечении поп-музыкой, появлением хиппи, детей-цветов и сексуальной революции. (Как известно, мир не терпит пустоты, а тем более в его духовной области.) На эти перемены быстро отреагировали исламские страны, начавшие поддерживать фундаменталистские течения. Именно отсюда идут истоки современного исламского терроризма, направленного против нынешнего образа жизни Западного мира, откровенно попирающего религиозные нормы ислама, и не только его. Образно говоря, исламский Восток ответил иранской революцией на сексуальную революцию Запада.

Спустя некоторое время, многие из бунтующей молодежи, подустав и повзрослев, решили оформить свое мировоззрение в качестве новой философии и религии. Но ничего нового они не придумали, - в итоге их взоры как-то непроизвольно обратились в сторону Индии и Тибета, - туда же, куда до этого бросал свои взгляды предвестник и один из основоположников неоязычества и великий культурный революционер ХХ века - Адольф Гитлер. Почти никто из сих «заблудших овец» не вернулся в лоно ново-католической церкви, т.к. возвращаться было некуда - «дом сей стал пуст». Прийти к вечным христианским истинам и смыслу человеческой жизни во Христе через секуляризированный пост-католицизм весьма сложно. Разница между ранним христианством и современным «христианским модерном» примерно такая же, как между живописью времен Рембранта и современным постмодернизмом (по картинам последнего не сразу представишь истинную форму объекта). Точно также, как прослушав рок-оперу «Иисус Христос» весьма трудно сказать, что было в Нагорной Проповеди. Современный церковный модерн в своих проповедях не дает ответа почему надо верить именно во Христа, а скажем не в Будду или Магомета, он достаточно толерантен к другим религиям, а это и есть одно из основных свойств любого язычества. Стоит вспомнить, как апостол Павел, придя в Грецию, обнаружил среди сонма статуй малых и больших божеств пустой пьедестал с надписью «для бога неведомого». (Вот, оказывается, откуда идут истоки толерантности!) С этого пьедестала он и начал проповедовать истинное учение. Папа Павел Иоан II, очутившись на Ватиканском пьедестале, который по определению должен являться опорой единственной для него истины - христианства, начал проповедовать толерантность во взглядах на многие стороны духовной и светской жизни. В итоге его приемнику - нынешнему папе Бенедикту XVI пришлось на некоторое время бежать из Рима и скрываться за пределами Ватикана из-за «конкретно-нетолерантных» угроз правоверных, которые не проявили должной толерантности по отношению к некоторым из его суждений (так сказать наша вам толерантность). Современный глобалистический мир в лице руководителей практически всех могущественных держав, а так же представителей ислама, иудаизма и буддизма признал его (Павла Иоана II) высочайшую заслугу в деле обустройства современного демократического общества, по кончине провозгласив его, чуть ли не величайшим Папой «всех времен и народов». (Следует напомнить, что апостолу Петру, явившемуся «камнем» на котором была воздвигнута Святая Апостольская Церковь Христова, современный ему языческий римский мир отплатил за его нетолерантное проповедование христианства как единственной истины великой для него честью: распятием, почти таким же, как и для его учителя - Иисуса Христа.) В результате действий польского Папы и его предшественника Павла VI количество пьедесталов истины в западном мире резко увеличилось, неоязычество под флагом либерализма и создания новых человеческих ценностей существенно расширило и упрочило свои позиции. Не надо обманываться тем большим количеством церквей и соборов, имеющихся сейчас в Европе - это всего лишь рудиментарные остатки христианского прошлого, в лучшем случае играющие роль памятников старины. Многие из них, особенно в Голандии и Германии, сдаются под спортзалы, рестораны, увеселительные заведения и рок-клубы, даже в действующую церковь вполне можно войти с собачкой на поводке. Свято место пусто не бывает и неоязычество заполняет ниши, где ранее жило христианство, происходит своего рода псевдоморфоза, когда новая сущность заполняет старую форму. (Такое явление встречается в мире минералов, когда один замещает собой другой, сохраняя форму предыдущего.) Точно также христианские храмы возникали на местах древних языческих капищ 15 веков тому назад, когда Европа переживала восходящую ветвь христианства, теперь же мы имеем нисходящую.

Всякая религия имеет своих Богов, есть они и у неоязычества. Кто же они? - Как отмечает С.Джорж (2005) настоящими соборами нашего цивилизованного времени являются торговые центры и пассажи, и число претендующих быть их прихожанами растет с каждым днем. В этих соборах ежедневно приносятся жертвы реальному, вездесущему и главному Богу неоязычества - Деньгам. Не надо их путать с обычными монетами или купюрами различного достоинства. В современном глобалистическом мире они приобрели некое абстрактное философское понятие. Еще Шпенглер отмечал, что «Полной абстрактности достигает тем самым и понятие денег. Они более не служат пониманию экономического обращения, они подчиняют товарооборот собственному развитию. Они больше не служат мерой взаимной оценки вещей, но оценивают их по отношению к себе» Нынешние Деньги, на которые работает вся мировая экономика, - это не сундук скупого рыцаря, а результат постоянного материального прогресса, который с одной стороны перерабатывает окружающую среду, а с другой - использует научные достижения, постоянно расширяя производственные мощности. Современный прогресс это «Концепция природного мира как объекта эксплуатации человека человеком и человечества как хозяина природы» (Грей, 2003). Это другой, более ранний и ныне уступивший пальму первенства Деньгам Бог неоязычества. Прогрессу как идеологической концепция развития, ставящей экономику на первое место, открыли путь просветители XVIII века. Это неизбежно выдвигало Деньги на первое место в обществе, вступая в закономерный конфликт с церковью, которая стала основным препятствием на их пути. Следующим Богом неоязычества является наука. В XX веке впервые в истории человечества, научное знание возведено в область абсолютной истины, при этом сама наука поменяла свою ориентацию, став прикладной и перейдя из области человеческого познания природы на обслуживание мирового прогресса, который служит великому господину - Мировым Деньгам. «Одним из центральных элементов...модернистского мировоззрения является концепция науки как абсолютно привелигированной формы знания, такой формы понимания природного мира, которая обеспечивает контроль и господство над ним» - пишет современный западный философ Дж.Грей (2003). Чем же занимается сегодня современная наука? - Техникой, совершенствованием технических разработок и их внедрением в экономику. К собственно фундаментальной науке этот процесс никакого отношения не имеет: «..экономика и наука враждебно противостоят друг другу и повторяют в борьбе между прибылью и познанием... старинное великое противоборство действия и созерцания» (Шпенглер, 2004). Эдиссон был великим изобретателем, но к ученым себя не причислял. Отсюда следует, что собственно фундаментальные научные открытия науке сегодняшнего дня уже не нужны. - Парадокс? - Давайте вспомним о безработном ученом Перельмане, который по версии газеты «Дейли Телеграф» за 2007 г. занимает 9-ое место среди 100 современных гениев, проживающих сейчас на планете. Ему, чтобы довершить свое научное открытие в области математики, пришлось уйти из института математики. Процесс этот идет уже давно, вспомним атомный и космический проекты, на которых и взросла советская наука. Какой самый престижный проект сейчас в мире и в России - это нанотехнологии. Все это технический прогресс, и он находится несколько в стороне от основной задачи науки - открытия законов природы. Отрасли науки, не вовлеченные в обслуживание прогресса, влачат жалкое существование, занимаясь по выражению того же Шпенглера «научной», а лучше сказать «псевдонаучной» деятельностью, попросту говоря, написанием всевозможных отчетов, проектов и статей, в большинстве которых доказывается, что дважды два не равно пяти. Вот и образовалась «святая троица» современности: - Бог отец - Деньги, Бог сын - прогресс, Бог дух святой - наука. Абсолютная истина - трехглавый золотой телец, чем не языческое божество?

В начале XX века деньги уже серьезно обосновались в Европе, последовательно распространяя наиболее приемлемую для них политическую форму власти - демократию. Ш.Моррас (2003) 100 лет тому назад отмечал, что, в мире реальны две противостоящие друг другу силы - это Деньги (как наднациональные финансовые капиталы) и Кровь (под ней он понимал национальные традиции, обычаи, устои и все, то, что собственно и отличает один народ от другого., короче весь тот старый мир от которого так яростно призывали отречься интернационалисты и революционеры). Для Денег на повестку дня встал вопрос о свержении существующих европейских монархий, как форм власти Крови, опирающихся на церковь и религиозное самосознание, главными из которых являлись Российская, Австро-Венгерская и Германская Особенно это относилось к России (как отмечал немецкий поэт XIX века Рильке, Россия - страна между землей и Богом). Англия, естественно в этот список не попадала, являясь чисто бутафорской монархией, она и была в тот момент сосредоточением мировых денег. Наиболее в этом была заинтересована бурно развивающаяся уже на новых основах Америка, являющаяся на сегодняшний день страной Мировых Денег. Этот проект был осуществлен в результате I-ой мировой войны. В стане победителей оказались демократические Англия, Франция и Америка, а в стане побежденных - все вышеупомянутые монархии, не смотря на то, что они боролись между собой. Однако на этом борьба не закончилась. Менее чем через 20 лет на месте этих монархий образовались антидемократические, социалистические режимы, которые отнюдь не собирались подчиняться мировому господству Денег. Одной из основных задач Гитлера была борьба против распространения влияния Мировых Денег. Однако, являясь язычником, в церкви он изначально видел не союзника, а наоборот противника. С другой стороны ему противостоял Сталин, который со временем собирался вообще упразднить деньги, тоже большой враг демократии и поначалу противник церкви. Наиболее оптимальным для Денег было столкнуть два этих режима, что они и сделали, сначала вооружив Гитлера, а затем, начав помогать Сталину. Итогом этого явилась II-ая мировая война. Однако ее итоги не могли устраивать мировую демократию, т.к. ведущей политической силой в мире стала не одна из ее стран, а тоталитарная Россия. В отличие от Гитлера (с той фигурой, с которой его теперь так часто сравнивают), Сталин в начале войны воссоздал церковь, исходя из чисто циничных прагматических задач (правда, в итоге, Бог судит по наши делам, куда ведут благие намерения - известно). Это, в итоге, и решило исход войны, т.к. возродило народное самосознание, с которым до того боролись большевики. Сразу же после второй мировой войны он начал оказывать противодействие Мировым Деньгам, поэтому его так страстно и ненавидят нынешние демократы (ведь он же не Троцкий, который, по сути, являлся ставленником американского мирового капитала). Поэтому началась война следующая - холодная, война за мировое господство. Существенные успехи в ней Запад получил уже после пришествия к власти Хрущева, даже Черчилль произнес тост за его здоровье, отметив, что все собравшиеся вместе с ним не могли сделать того, что сделал один Никита Сергеевич. - Вот Вам и роль личности в истории! Однако, и без Хрущева этот процесс шел в том же направлении уже и при Сталине.

 

СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПА

После Второй Мировой войны наряду с духовным, начался и физический (т.е. политический) закат Европы, когда ощутимое лишь для интеллектуалов увядание духа переросло в очевидное для всех увядание тела. Всю первую половину XX века народы Европы, отринув Бога, боролись друг с другом, за место под солнцем, исходя из просветительских теорий: борьбы видов за выживание (по Дарвину) и классовой борьбы (по Марксу и Ленину). В итоге, к настоящему времени их претензии стали более скромны - это борьба с кариесом и простатитом. Все идет, как сказано в писании: «Ибо народ и царства, которые не захотят служить Тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60, 12). Европа перестала играть ведущую роль в мире, лишилась своих колоний (сейчас они же ее активно и заселяют, а в недалеком будущем могут и колонизировать (Бьюкенен, 2004)) и, в конечном итоге, потеряла свою европейскую самоидентичность и самосознание, заменив их, на так называемые, общечеловеческие ценности. Ими сейчас во всю пользуются исламисты и разного рода экстремисты и террористы. В итоге, ее коренное население уже не способно нести то бремя великой культуры и задач, созданных ее великими предками. Она уже вынуждена пользоваться «донорской кровью» эмигрантов и гастарбайтеров всех национальностей для поддержания «европейского» уровня жизни, не испытывая при этом к ним особой любви. Вполне серьезно стоит вопрос о биологическом выживании коренного населения, которое в основном проживает в городах, окончательно утратило связь с землей и является менее приспособленным к жизни, чем пришельцы. По сути, Европа вступает в стадию обезлюдения: ее коренное население сокращается и замещается приезжими мигрантами, идет та же псевдоморфоза, когда под старой формой появляется новая сущность. По Шпенглеру, ее нынешнее состояние можно отнести к «феллахской» стадии развития народа - фазе его распада, когда народ из состояния духовного бодрствования и борьбы за отстаивание своих идеалов и духовных ценностей переходит в состояние абсолютной инерции и духовного вырождения. При этом, сама материальная жизнь может быть весьма благополучной и сытой. Но такому народу уже не под силу героические сверхусилия, для него уже главное - это борьба с лишним весом. Он уже является не более чем органической субстанцией, хорошо удобренным и упитанным гумусом для будущих народов и цивилизаций. В древности экономически развитый Египет явился материальным фундаментом для осуществления имперских амбиций императорского Рима (Шпенглер, 2004). Несколько веков спустя, зажиревший и разложившийся Рим сам стал добычей варваров, построивших в итоге на его останках новую христианскую цивилизацию. (Здесь опять стоит вспомнить слова Шубарта (1997) о том, что «Человечество или живет надчеловеческими ценностями, или прекращает существование.») Характерной чертой для такого периода является ориентация жизни на чисто биологические факторы: «...эпический пафос с которым люди обращаются теперь к философии пищеварения, питания, гигиены» (Шпенглер, 2004). Шарль Моррас еще в 1905 г. в своей книге «Будущее интеллигенции» отмечал, что по мнению мыслителей середины XIX века главенствуюшая функция головы в организме западного общпества все более и более утрачивалась, и что оно все более и более начинало управляться ногам и живитом. По мнению Морраса в начале XX века общество уже точно направляется ими. Относительно же нашего времени уже с уверенностью можно сказать, что общество направляется лишь одним животом, так как вместо ног все уже используют авто. По меткому замечанию В.Рекшана (2004) мы уже живем в «желудочно-кишечной цивилизации». Что же она производит и оставляет потомкам? - в-основном мусор во всех областях человеческой деятельности.

Cовременное неоязычество возродило культ тела, почти как в древней Греции. Сначала это были олимпийские игры, затем физкультурные парады на Красной площади и в Берлине. Сейчас тело и все что с ним связано, занимает центральное место в пропагандируемом образе жизни на Западе и у нас, для духа места остается все меньше и меньше, он отступает под натиском «Орбита», гигиенических прокладок, кремов для загара и йогуртов. «Древний триумвират «мир, плоть, дьявол» усиленно пропагандируется лучшими рекламными агенствами» - констатирует Бьюкенен (2004). Все это точно соответствует стадии упадка цивилизации по Шпенглеру. Кстати о спорте, парадокс, но при такой заботе о теле почему-то средне статистическая американская фигура по формам и содержанию стала ближе к гамбургеру, нежели к эллинским стандартам. Судя по спортивным достижениям, европейцы сильнее и спортивнее не стали - как раз наоборот - все меньше и меньше этнических европейцев выходят на спортивные арены отстаивать честь своих стран. Посмотрите на национальные составы американских и европейских сборных по футболу, легкой атлетике, баскетболу, не говоря уже о боксе. Кто в итоге выиграл последнюю Олимпиаду? Связано это с тем, что изменилась сама психология европейцев: зачем излишне напрягаться, работать над собой, прыгать выше головы - а как же тогда комфорт и блага цивилизации? Само спортивное движение и Олимпийские игры давно утратили чисто спортивный дух, заложенный Пьером Де Кубертеном. Через прошедшие 100 лет это уже гладиаторское шоу эпохи древнего Рима. Сейчас на спортивных аренах люди сражаются не за какие-то абстрактные идеалы, а за весьма конкретные ценности, и это с удовольствием освещается мировой прессой. Таким образом, Мировые Деньги показывают свою абсолютную власть - то, что им подвластны все стороны жизни.

Сейчас произошло создание новой объединенной Европы от Суоми до Гибралтара, на территории столь ранее разной по своим культурным особенностям, обычаям, этническому составу и языкам. Что же изменилось? Главным аспектом теперь везде является экономика, все остальное - культура, национальные особенности, да и сам язык - вещи вторичные. Главным объединяющим началом являются Деньги и потребительский образ жизни. Такому «слиянию» предшествовал послевоенный период, когда Европа подверглась культурной нивелировке, особенно в связи с приходом в нее американцев, принесших с собой более рационалистический и потребительский взгляд на жизнь. Под влиянием постхристианской неокультуры (англоязычной поп-музыки, джинсов и пр.) и потребленческой философии внешний и внутренний облик Европейцев стал более однородным, ее население от состояния «народа», приходящему в движение самостоятельно, приблизилось к состоянию инертных и движимых извне «масс». Такая ситуация внешне весьма напоминает бывший СССР, где при всем языковом разнообразии были общими экономика и деньги (правда мы-то знаем, что не они одни являлись братскими узами, скрепляющими «дружную» семью народов, о других узах много и подробно написал Солженицын и Шаламов). Однако, не смотря на все это, Советский Союз рухнул в связи с обветшанием в нем коммунистической идеи и с падением цен на нефтедоллары. Что же ждет объединенную Европу, в ближайшем будущем, если экономические проблемы, связанные с нынешним кризисом продолжатся? - Распад. Вполне серьезно такую перспективу предрекают и США известные американские политики (Бьюкенен, 2004), при этом экономические причины здесь не являются главными. Главное здесь - это наличие «двух Америк» внутри США, различных по взглядам, духу, морали и исповедующих различные жизненные ценности. Эту же мысль высказывает и М.Веллер (2005), сравнивая современную Европу с Титаником, который в блеске огней, с полным комфортом и на полных парах плывет на встречу с айсбергом.

Сергей Кириллович Симаков, доктор геолого-минералогических наук

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Кириллович Симаков
Куда мы идём?
Вспомним опыт Золотой Орды: без православия русские просто не выживут
19.07.2024
Русская революция 1917 года как начало конца мирового «европоцентризма»
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
09.05.2017
Кризис Европы
2 часть
17.06.2014
Все статьи Сергей Кириллович Симаков
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46