Русская Радуга Вятской земли

Великорецкий Крестный ход

0
474
Время на чтение 7 минут

 

 

Из светлого рая, да на трудную землю

В.И. Даль

 

 

Третье утро лета

(3 июня, ограда Серафимовского храма,

ныне - ограда Свято-Успенского Трифонова монастыря, -

сбор и выход Великорецкого Крестного хода)

 

Год будешь жить, беспокоясь.

Вдруг, перед зорями рано.

Память заноет как совесть

Вечной Христовою раною.

 

Третье июня. И снова,

Ты, возвращаясь в строку,

Буквой становишься Слова

О неизбывном полку.

2003 г.


 

На Великую вслед за Николою

 

Нет, не перехожим, не каликой, -

агнцем, не достойным ласки Светлых Рук,

Крестным ходом до Воды Великой

Ежегодный замыкаю круг.

 

Зыбкость троп, протяжных как страданье...

И - росой звенящие поля,

Блеск Светила, - Се: юдоль изгнанья,

Но превыше милости Твоя.

 

Шаг за шагом, крепкий и недужный -

Воинство Твое, Твоя семья -

Крестный ход грядет Церковной службой

В Храме, именуемом - Земля.

 

Дай мне голос, славить это время!

Ибо, души избывают плен.

В труднике[†], склоняющем колени, -

Родина, встающая с колен.

1998 г.

Великорецкий Крестный ход

                                          В. Крупину

За крестом по горестной Отчизне...

Краткий отдых. Тихо и светло.

Здесь, когда-то радовалось жизни

Русское исконное село.

 

Здесь, где в травах не найти дорогу,

Жили, и умели, и могли.

И седьмой день посвящали Богу,

И святой источник берегли.

 

Тихо и светло. Утихла драма -

Боль России и судьба ее, -

Нет следа? Но помнит остов Храма,

Помнит время прежнее свое.

 

И его трепали те же грозы.

Тракторок усиленно пыхтел.

Тщетно, - мочевиной и навозом

Завалили Радости Придел.

 

Как они глумились над великим!

Словно из утробы Светлый Плод,

Все скребли, все выскребали Лики,

Оборвать, пытаясь, Русский род.

 

Пыжились, но удержал Спаситель,

Урезонил хамские дела.

Выстояла Радости обитель -

До сих пор жива душа села.

 

Здесь услышу между вещих строчек,

Тающих в Божественной тиши, -

Сердце ли? - Святой воды источник -

Бьется. Не сумели заглушить!

 

Здесь узнаю, словно бы впервые,

Не простор, что полонен травой, -

Первообраз, Свет моей России,

Православной веры Свет живой.

 

Значит, рано нам сдаваться ночи.

Да и дел-то, соберешь в горсти -

Возродить Живой Воды источник,

Храм расчистить, Родину спасти.

1996 г.

 

Село Горохово

(5 июня)

 

Русь - незрима.

В чине страстотерпцев

Наши села скрыты от врага.

Прохожу и задеваю сердцем

Камень стен. Тесны Твои врата...

 

Нет села? Но как тогда, упрямо

Умудрилась быть, и не пропасть,

Между колокольницей и храмом

К роднику ведущая тропа?

 

Лествицей акафистною внидешь

В мир, где паче светлого светло,

И из трав проступит Вятский Китеж

До поры незримое село.

 

Скрытое от взора, словно в схиме,

В подвиге смирения высокого.

И живет, и помнит свое имя -

Русью нареченное - Горохово.

2004 г.

 

 

 

Селение  жизни

(Великорецкое, 6 июня,

ранняя Литургия, Берег)

 

Село высоко село

Божьего Трона в подножье.

Здесь от Любови светло

И непреложно.

 

Выйди на берег Реки.

Жизни течение быстро.

Сосны зачем высоки?

Травы зачем шелковисты?

 

Ищет творенье Творца,

Сердцем неопытным ходит.

Веет туман у лица.

И от воды - холод.

 

Предощущеньем Любви

Шесть сотен лет не напрасны.

Во-н-ме-м! - прольется. Гряди -

Великорецкая Пасха. -

 

Алые крылья - заря.

Белые - ангелов крылия.

Из глубины Алтаря -

Свет Литургии.

 

Жизни, дарованной мне,

Свет лишь имеет значенье.

Что же творил я в себе

В ночь отреченья?

 

Думал, иду под Крестом.

Болью захлебывал горло.

А надрывался грехом

И нелюбовью.

 

Господи! Тело и Кровь.

Вниду, гордец прокаженный?

Хочешь? Верни мне Любовь

Неосужденно.

 

...С Красной Пасхальной строки.

Берег Реки и Отчизны.

«Великорецкое» - рцы, -

Это село моей жизни.

2008 г.

 

 

Прощание с Великой Рекой

(ночь с 6 на 7 июня, Молебен)

            

Снова гласом победным

Лунный выбелен зрак.

Тихим светом молебна

Преисполнился мрак.

 

И восходит Икона

Над фундаментом плеч.

Нам доверил Никола

Возвращения честь.

 

Погуляли с толпою,

Но труды есть труды.

Вновь в молитвенном строе

Каменеют ряды.

 

Над Христовою ратью

Образ светел и строг.

Дарит нас благодатью

Неготовых дорог.

 

Зуд комарьего жора.

Солнца жгучий язык.

И Медянского бора

Бесконечный тупик.

 

Так и нудится Царство -

Тесной тропкой скорбей.

Не последнего часа

Трудник, - пажити всей.

2003 г.

 

 

На Троицу

(7 июня 1998г., раннее утро,

 берег р. Грядовица, привал перед Медянским бором,

Молебен Святой Троице)

 

Шел Спаситель в фимиаме Сладости

Юной мироколицей Руси.

И лучились светом горней радости

Травы, в окроплении росы,

 

И смиряли удалую стремень

Реки, отражая небеса,

И склоняли истовую зелень

Под благословение леса...

 

Дым кадила,

Сладость,

Даль окрестная, -

Благодатью Троицы чиста,

Дышит -

Дочь, Невеста Неневестная

И Сестра Воскресшего Христа.

2005 г.

 

Возвращение с Великой

(8 июня, последний переход до моста через р. Вятку)

 

И беззвучьем огненного крика

Плавится разверстый солнца рот...

Это снова, Николай - с Великой

Воинство усталое ведет.

 

Огнь мозолей пожирает пятки,

Ноша за плечами давит вниз.

Вытрудили, вымолили Вятке -

Лето, осень, урожай и жизнь.

 

Новому не поклонившись веку,

Мудрости заемной вопреки,

Вновь - вошли в одну и ту же Реку,

С той же возвращаются Реки.

 

И подав пометочки о близких,

До земного окончанья дней

Будут помнить - грязь под Монастырским

И двойную радугу над ней.

 

Радуйся, Николае, - пропето.

По миру опять рассеет Бог.

Через год, на третье утро лета

Соберет Никола свой горох.

2002 г.

 

 

Русская Радуга

(8 июня, вторая половина дня)

 

                             Храм Новомучеников и Исповедников  Российских - первым из городских храмов Вятки  встречает трудников Великорецкого Крестного хода на обратном пути - в некоторые годы во время отдыха трудников над главным куполом деревянного храма сияет необычная, горизонтальная в форме ниба, радуга

 

Вновь воскреснем. Лягут зерна в пашню

И взойдут, верша судеб труды,

Будет так. Доколе Землю нашу

Освящают Крестные ходы.

 

По трудам молящийся обрящет.

Собирайся, Русь, уже пора.

В радуге над куполом горящей

Сила паче блеска топора.

2000 г.

 

 

 

Прощанье вятчанки

 

сестрам Великорецкого Крестного хода

 

Бьет пасхальный над Вяткою колокол,

Рать Христова мостом потекла -

На Великую вслед за Николою -

Я прощаюсь с тобой как сестра.

 

Пр.

Господь Саваоф,

Храни отчий край,

Христову любовь

Всем верным подай.

 

Летели века.

Трудилась река.

И шел крестный ход.

И ныне - идет.

 

Божья Матерь ведет нас на битву, -   

До крови изъязвленных ступней -

Материнскую держим молитву

За мужей и за наших детей.

 

Грязь и холод. Леса и долины.

Жжет звезда, на рассвете остра.

Встала я за тебя мой родимый

Как свеча пред очами Христа

 

Пр.

 

Хлынет благовест - встречному строю

Помогая Акафист допеть.

Я к тебе возвратилась женою,

Со Христом победившая смерть.

2008 г.



[†] Трудник - человек, исполняющий труд Великорецкого Крестного хода.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Автору - многая лета!

Льётся песнь православного сердца. Слышу - Божья свирель Алексий! Это родину славит Смоленцев, Очарованный странник Руси.
Вятчанин / 26.05.2014, 05:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Иванович Смоленцев
«Веру декабрьским успеньем нам возвращал Патриарх...»
Светлой Памяти пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
07.12.2015
Образ истории души русского поэта
Из кандидатской диссертации* "Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов"
18.11.2015
Опыт русской жизни
Размышления над страницами «Жизнеописания игумении Анастасии (Шестун)»
16.11.2015
Иван Бунин. Гармония страдания
К 145-летию писателя. Публикация литературно-художественного исследования. Часть 3
22.10.2015
Все статьи Алексей Иванович Смоленцев
Последние комментарии
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от JG
20.11.2024 12:49
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 12:26
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 12:19
Многая и благая лета, Ваше Святейшество!
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.11.2024 12:06