К возрождению России

Сегодня сороковины Алексея Сенина

0
630
Время на чтение 30 минут

Передача национальной духовной эстафеты - ключевое звено

 

От автора. 14 ноября с.г. исполняется сорок дней по упокоении основателя и главного редактора газеты «Русский Вестник» Алексея Алексеевича Сенина. С конца 90-го по середину 94-го года мне посчастливилось работать под его руководством в редакции газеты.

В самом начале 90-х один из сотрудников редакции по просьбе Министерства печати подготовил предложения по изданию книг для подрастающего поколения - на основе идей, которые вошли в программу «Русского Вестника». Рукопись была передана представителю Министерства, и мы не имеем сведений, была ли она опубликована.

В память о соратнике, светлом человеке, воине и великом труженике, о выдающемся нашем современнике А.А. Сенине и подготовлена нынешняя публикация этой рукописи.

О чем думали русские патриоты двадцать лет назад, обретая православную веру, как мыслили, чувствовали они, чем горели их сердца, к чему стремились они сами и к чему пытались устремить ход событий. Об этом представленная статья. По сути, речь в ней идет о передаче национальной духовной эстафеты юному поколению России, заветов отцов - православной веры, народных истоков культуры.

В статье сделаны небольшие сокращения и внесена незначительная правка. Ей даны современный заголовок и названия главок.

 

От отца к сыну

Детское чтение - это передача слова от отца к сыну, от поколения родителей к поколению детей. Здесь совершается важнейший духовный акт человеческой истории, потому нет важнее для нас, живущих на этой земле, а тем более для причастных к печатному слову, задачи, как передать в родниковой чистоте заветы наших отцов нашим детям, передать душевную теплоту, веру, знания и опыт поведения в этом мире. «Народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом», заметил Есенин, отсюда исключительная роль слова для русского по сравнению с изображением и жестом. Детское чтение, про себя ли, вслух, с родителями, со старшими - главный способ передачи национальной духовной эстафеты.

Дети подвергаются ныне невиданным психическим перегрузкам. Всеобщее падение нравов, неверие, развязывание через масс- и рок-»культуру» гигантской разрушительной энергии, неблагополучные экология, демография и алкогольное вырождение, рост преступности, проституции, неприкрытая пропаганда порока, дичайших форм половых извращений, конфликт поколений, наркомания, резкое увеличение молодежных драм и трагедий, выдвинули перед детской литературой исключительно ответственные задачи. Она больна и сама. Снижение нравственных и эстетических критериев или их полное отсутствие, незнание психологии воздействия слова, звука, зрительного образа, линии; путаница в основополагающих понятиях сознания, мышления, восприятия, национального бытия; равнодушие, а то и нелюбовь к детям, нравственные недуги, охватившие почти все взрослое поколение, приводят авторов детских книг, их редакторов, иллюстраторов и художников-оформителей к тяжелым, непростительным ошибкам, изъянам, присущим значительной части детских изданий.

И первейшая задача детской литературы - оборвать на нашем поколении цепь нравственных пороков, прогрессирующего накопления отрицательных последствий неверной стратегии жизни и передать новому поколению идеи лишь высшей нравственной чистоты, а старшим детям - и итоги нашего отрицательного опыта, дабы не повторять его. Задача литературы - каждой своей книгой возвращать к простым и ясным началам жизни.

 

Все великие достижения человечества строились на поднятии национального духа

Руководящими началами жизни могут быть только простые и ясные истины. Десятилетиями стирались они в нашем сознании. Нет дерева вообще. Дерево, чтобы быть таковым, должно являться либо дубом, либо сосной, елью, липой, кленом и т.д. Так и нет человека вообще. Он должен быть либо русским, либо японцем, немцем и т.д. В межнациональном браке родители решают добровольно и свободно, культуру и дух какого народа, будут прививать они своему малышу в качестве базовых. Вспомним родословную Пушкина, а ведь он стал великим русским поэтом и, по Достоевскому, эталоном будущего поколения русских людей. Все национальности неповторимы и единственны, каждая и них уникальная этническая единица вселенной. Как сосна не отменит клена, так ни одна национальность не отменит и не заменит другую. На поле жизни должны быть все цветы. Безнациональность, отсутствие национальной жизни - это такое же неблагополучие, как и отсутствие у человека жизни семейной, отсутствие семьи.

Безнациональность - это неудовлетворенность жизнью, неуравновешенность психики, это болезни, несчастья, неудачно складывающаяся жизнь, судьба. Полнота семейной и обязательно национальной жизни - это здоровье, долголетие, радостное восприятие бытия. Наблюдения и опыт показывают, что только своя родная, национальная среда - природно-климатическая, ландшафтная, религиозная, звуковая, архитектурная, орнаментальная, среда, включающая народные кухню, медицину, интерьер, знаки и обряды, а из всего этого, в первую очередь, врачующее чистое национальное слово, и песню, и молитву - дает здоровье, (телесное и душевное), спокойствие, уравновешенность, радость. Все великие достижения человечества строились на поднятии национального духа, имели национальную форму.

Национальные черты имеет даже такое явление, казалось бы, предельно удаленное от сферы духа и особенностей культуры, как рынок. По утверждению специалистов, своеобразием и самобытными чертами обладают рынки: японский, французский, американский, немецкий.

Национально окрашены научные и технические достижения. В диапазоне правомерности единых законов аэродинамики и механики полета космические вершины русских и американцев имеют видимые отличия. Так, очертания американских космических ракет - повторение очертаний католических храмов. Облик же русского богатыря ракеты-носителя «Энергия», как и предшественников ее, - это плавные линии величественных православных храмов Руси. Не только художественное, но и научно-техническое творчество вырастает из национального духа и питается им. Об этом должна помнить в воспитании научной смены русская педагогика.

Отсутствие, в лучшем случае, приглушенность национальных начал - одна из главных бед детской литературы. Прятать сегодня от детей эти начала, когда очевидны стали разрушительные последствия денационализации нашей жизни, длительной и глубокой, становится преступлением против детей. Будем помнить об этом.

 

Государственное управление детским книгоизданием

Речь идет о воспитании поколения, которое откроет новое - третье тысячелетие мировой истории, встретится со сплетением тяжелых экологических, демографических, медицинских, психологических, правоохранительных, наркологических, производственно-технических и иных проблем. Поколения, которое в условиях свободного, но чрезвычайно ответственного религиозного, политического, художественного и хозяйственного творчества, выведет сбившуюся с пути Русь, Россию на столбовую историческую дорогу. А потому только государственное управление детским книгоизданием способно решить столь грандиозную задачу. В любых биениях стихии становящегося рынка надо сохранить, развить детские издательства как важнейшие государственные институты.

С этим связана и экономика детского книгоиздания. Цены детских книг должны быть умерены, что в традициях русского книгоиздательства, начиная со времен «живописного Карамзина», этого замечательного иллюстрированного пособия по истории, и ранее. Любая семья даже при всеобщем и глубоком имущественном расслоении должна иметь возможность покупать издания для своих малышей. И прибыль здесь надо считать не по суммарной стоимости тиражей за вычетом всех статей расходов, а по тому, какой нравственный и интеллектуальный капитал вложен в юное поколение, ибо сторицей вернет оно эти вложения - и духовными, и материальными благами. Мировой опыт гласит: нет более выгодных вложений, чем вложения в образование и воспитание.

 

Первый шаг

Чистоту порождает только чистота. Вспомним, сколь совершенны и чисты иконы и как готовились к работе иконописцы, прежде чем взять в руки кисть. Должны быть чисты краски, чиста и кисть, но ведь главный инструмент художника, как и всякого творца - душа. А чиста ли она? Как душу приготовить к работе? Иконописцы, другие творцы готовились многодневными усердными и искренними молитвами, постом, воздержанием, очищением. Вот, да простится это слово, технология приготовления души к работе. И если здесь, в этом исходном пункте порядка не наведем, все остальное - при лучшей бумаге и полиграфии, добрых родителях и воспитателях - пойдет насмарку. В противном случае воображение и талант художника будут обслуживать равно и чистые, и непросветленные стороны его души, простирая шлейф нравственной загрязненности и на детей. Как ни крути, от этого не уйдешь. Будем честны перед светлыми ликами детей. Всякий труд, связанный с воспитанием, с воздействие на души людей, а детей особенно, и вообще всякий труд, если мы действительно хотим уйти от духовной и экологической катастрофы, требует высочайшей нравственности. Работники телевидения, радио, журналисты, писатели, композиторы, исполнители, художники, как вы прожили день, неделю, прежде чем подойти к телекамере, микрофону, взяться за перо, музыкальный инструмент, кисть, не затемнили ли свою душу нравственной небрежностью, грязью? Как бы ни прятали вы самообладанием, упражнениями изъяны своего внутреннего мира, прольются они на нас в выражении лица, во взгляде, в спектре излучения ваших глаз, в мимике, позе и жестах, в интонациях и тембре голоса, в связи слов и фраз, в окрашенности звука, в линиях. Прольются на мир и детей, произведя не лучшие в них изменения, усугубляя далее кризисное состояние мира.

Как быть? Организаторы детского книгоиздания проведут для начала в детских издательствах встречи детских авторов, писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и оформителей, редакторов, с известными православными священниками. Сделают эти встречи постоянными, что вернет нас в лоно отработанной тысячелетним опытом религиозной методики оздоровления и очищения внутреннего духовного мира, активизации творческих сил духа. И это будет исходным пунктом нашей заботы о состоянии детской литературы и ее будущем. Ибо это первый шаг в расчищении истока детской литературы - души ее создателей. Это первый экологический императив.

 

Православная одухотворенность, народность

и соединенность с делом

Вернемся к фундаментальным представлениям о структуре личного и национального знания. Что наиздавали мы за последние десятилетия, что в программах школ, что вкладывает в память молодого человека вся система средств массовой информации и мода молодежной среды. Большая часть этого информационного потока не нужна или вредна, обременяет и перегружает память, часы учебы, теле- и радиовещания, детского чтения. Не нужно в пути, в жизни - личной, семейной, национальной. Все равно, что путник в дорогу не взял главную карту, компас, а взял третьестепенное, лишнее, вредное. В такое положение поставлены наши дети. Утратить свое наследие - православную духовность, сказки и песни - это не просто незнание, за которое в худшем случае будет стыдно, это не просто отсутствие эстетического комфорта, это - утрата главного: карты, маршрута. Это - сбиться с пути.

Человек с детства пребывает в совершенно перепутанном информационном поле. Попытаемся его выстроить. Что должно быть главным в литературе сознательного детского чтения, вокруг чего должна строиться она, и от чего должны ответвляться его направления? Крещение Руси, величайшее событие нашей истории, ярким светом своим делит ось русского исторического времени надвое: доправославие и православие, образующее мощный духовный ствол, давший в свою очередь пышную крону русской мирской деловой, научной, художественной, хозяйственной и прочей активности.

Православие - Библия, Новый Завет, в изложении для детей и в каноническом виде, крещение Руси, образ Святой Руси, история русской Церкви, русского подвижничества, жития русских святых - Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, духовная поэзия, согласие данных науки с библейским учением о сотворении мира и событиями священной истории.

Классика религиозного детского чтения вырабатывалась в совершенно другой обстановке... Когда кругом порно, наркотики, рок и они окружают чуть ли не всех подростков, надо помимо классики в обобщенной форме переложить на бумагу и пастырский опыт современных православных священников, ибо они, как никто другой соприкасаются с сокровеннейшими глубинами страдающей современной русской души, им ведомо, как лучше донести Слово Божие до современного человека, подростка.

Нужны книги о том, как подготовиться современному юноше к обряду крещения, как вырваться из реалий атеизированного, разлагающегося мира в Мир Божий. Разъясним детям, подросткам основные понятия православия - Бог, крест, церковь, душа, причастие, молитва и т.д. - с учетом их душевного и познавательного опыта, отличного от времен классической религиозной педагогики, передадим им опыт их сверстников, обратившихся к Богу уже в сознательном возрасте.

Народность. Впервые в истории мира православие входит в жизнь поколения тотально денационализированного. Чтобы рождались русские дети, и желательно здоровые, которых родители затем окрестят и приобщат к миру высшего нравственного совершенства, нужно возрождение русского рода, тревожные признаки угасания которого налицо. Так накрепко связаны в земной жизни народность и православие, а потому и наша организационная энергия должна быть направлена на соединение идущих сверху от горящего верой православного священства и снизу от последних очажков чистой русской народной культуры движений, на совместное создание Церковью и фольклорными центрами русских школ, где православное просвещение детей закономерно соединится с изучением начал славянского песенно-поэтического и сказового творчества, православная чистота - с земным смехом и телесным здоровьем детей.

Русская деловая, военная, научная, историческая и художественная проза в их лучших образцах и авторская поэзия, как одна из ветвей русской мирской активности. Вспомним, что слог Суворова достигает вершин художественности, вспомним, что целые поколения не знают «К познанию России» Менделеева, большинство не знакомо с увлекательнейшей и непревзойденной «Жизнью растений» Климента Аркадьевича Тимирязева. Русская созидательная документалистика, деловая переписка нравственно чистых, образованнейших людей, для которых служение России было священным долгом земной жизни, научные статьи, отчеты в их наиболее обобщающих частях, философская проза и т.д., и т.п., все, что строило и укрепляло Россию, изложено чистым русским слогом, должно войти в круг чтения детей, молодого поколения России.

Не за горами время, когда откроются школы юных русских предпринимателей. Учебники, пособия, книги для чтения по истории русской предприимчивости и ее сегодняшнем дне станут новым свежим тематическим направлением детского книгоиздания. Закон Божий войдет в них в качестве главного предмета, он выше закона коммерческого, а точнее является высшей частью предпринимательского кодекса, ибо только на этой наикрепчайшей основе можно построить новый русский деловой мир и войти с ним в круг деловых миров планеты.

Русская интеллигенция с ее особым кругом чтения несет перед русским народом ответственность за трагедию семнадцатого года. Круг этот состоял либо из критических сочинений, подтачивающих православные и государственные устои России, либо из мира отвлеченного художественного вымысла, над которым «слезами обливалось» читающее общество, забывая Бога, земную народную почву, унося национальную энергию в мечтания, в грезы, в пустоту. Последнее достигло грозной степени общенационального соблазна, где заблудился и обессилел русский дух. Наиболее энергичная часть нации - офицеры, научно-техническая интеллигенция, нарождающиеся предприниматели, купцы, фермеры, люди дела самостоятельно начинают свой путь, по сути, с национального духовного нуля. Проявляя милосердие к слабым, общество должно опираться на наиболее энергичную свою часть и воспроизводить ее. Отсюда острейшая необходимость книг для детей по русскому делу, предпринимательству, великим традициям российских купцов, промышленников, богатых образованных крестьян и новейший мировой опыт. Соединенная с энергией рвущихся к самостоятельному делу молодых людей национальная идея вновь обретет крылья.

Фундаментальная структура личного и национального знания - это что жизненно необходимо человеку, семье, нации. Православное воспитание, колыбельные, сказки, песни, история, уход за малышом, гигиена, здоровый образ жизни - народная медицина и кухня, лечение болезней, домоводство, ведение домашнего хозяйства и домашняя экономика, школа выживания (для мальчиков и юношей обогащенная самообороной - самбо или школой рукопашного боя «русский стиль»), основ растениеводства и животноводства, обращение с бытовой техникой и т.д. Отсюда главные тематические ряды детских изданий.

Итак, православная одухотворенность, народность и соединенность с делом - начала русской детской литературы. И начала эти взаимосвязаны и неразъединимы. Так без православной нравственности молодежное фольклорное движение дает серьезные сбои в воспитании. Без православия - крепчайшего духовного стержня - деловая активность ведет к разрушению человеческой души, соборности, национальной почвы, природы.

 

Первые понятийные системы,

воспринимаемые детьми

Малыш только родился, он еще не умеет ни вставать, ни ходить или говорить, а для него, точнее для его мамы надо уже издавать первую на свете книжку колыбельных песен и детских молитв. Колыбельной, как и молитвой, встречает кроху в этом мире мама, бабушка и няня. Колыбельные и молитвы - это первые связные тексты, первые понятийные системы мира, воспринимаемые малышом, первые звуки национального языка, на котором он будет говорить всю жизнь, мыслить, воспламенять людей, в горячей молитвой устремлять свою душу к Богу. Колыбельные песни и детские молитвы - это тепло материнского сердца, это духовное молоко матери. Лишенные его вырастают целые поколения «духовных искусственников» и все здания последующего воспитания оказываются без надежного фундамента, основы, проверенной не годом лабораторных исследований, а веками и тысячелетиями народного опыта. Колыбельные и детские молитвы - в каждый дом, как в каждый дом детское питание. Без этого книгоиздание не имеет права существовать. Белое пятно в тематике детского книгоиздания надо заполнять немедленно и в надлежащем объеме.

Каждый из нас вспомнит, что детское чтение начиналось чаще всего со сказки, в начале взрослые читали вслух, а затем и сами дети, выучившись читать, брали книгу сказок, как правило хорошо иллюстрированную, в руки. Иллюстрации эти, кстати, привлекали добрыми красивыми лицами положительных героев и не пугали детскую душу образами злодеев. Сказка - это связь приходящих с «уходящими» (Пришвин), сына с отцом, это многотысячелетний опыт народа, историческая эстафета поколений, способ передачи нам из исторических глубин некоторой информации, предостережения о бедах и способов выйти из них. Сказка - тоже генетический код, шифр национальной судьбы и поведения; завещание отца сыну: в дороге, своей личной и национальной судьбе встретишься с тем-то, остерегайся того-то, выходи из положения так-то; это способы избавления от злых чар, от врагов. Смерть злого змия находится вне его: отрубил голову змия - вместо нее три вырастают, лобовая атака врага лишь усиливает его; а нужно иглу, находящуюся вне змия, переломить (иглу личной гордыни, скажем мы ныне). Это передаваемое нам из глубины веков в сказочной форме сведение указывает общие пути борьбы со злом. Итак, сказки - это не баловство, не забавное времяпрепровождение, это серьезно, а потому сказки подлежат охране авторского права - ибо это авторское право народа, высшее из прав - от своевольного вторжения в ткань сказок современных перелицевателей, пародистов, которые стали бичом национальных культур.

Что уж говорить о чудовищном обращении со сказкой в кино, на телевидении, мультипликации, в современной детской литературе, когда сказочные герои, сюжеты, сцены используются в непозволительных комбинациях. Разрушение сказки - это разрушение детского мира, души ребенка и стоять на защите его здоровья должны мы со всей решительностью. «Добрая баба-яга», «очень добрый змей», «симпатичный маленький змей горыныч» - это кощунственное перевертывание нравственных и эстетических полюсов оборачивается тяжелыми психическими сдвигами и нравственным нездоровьем детей, ибо в этом трудном и непонятном, порой пугающем мире взрослых хотят крошечные создания обрести островки твердости и незыблемости, на чем будут строить они этажи своего внутреннего мира. «Добро - есть добро, оно не злое и оно прекрасное», «зло - есть зло, оно недоброе и оно безобразное». Нерушимость этих первых детских умозаключений - залог спокойствия, душевного, а с ним и телесного здоровья наших детей.

 

История, одухотворенная верой отцов - это свет и школа жизни

История - это свет. Знание истории Руси, рода русского, великих битв, святых, героев истории, устроения национальной жизни - это свет рода. Перед взором юного читателя проходят картины жизни предшествующих поколений, в его сознании оживают голоса предков, это его духовное богатство, мощь. История - это примеры поведения героев - созидателей, защитников в известных обстоятельствах, примеры, которым можно подражать. История, одухотворенная верой отцов - это свет и школа жизни. Среди многообразия исторических изданий можно бы выделить такие.

- «Утро славянства» - ряд книг, увлекательно и доступно изложенных, о новейших разысканиях в области археологии, языкознания, филологии, топонимики, этнографии, фольклора, религиоведения и т.д. в соединении с уже известными науке, но неизвестными читателям сведениями, показывающими глубину славянской истории, величие ее культуры, восстанавливающей историческую память, национальное самоуважение, веру в возможность грядущего возрождения.

- Высшие исторические взлеты славянского духа - книги о Киевской Руси, Ольге, Святославе, Владимире, о том как одолели Золотую Орду, о собирании русского государства, русских землепроходцах, о величии и просторах России, ликах русских городов, неповторимых мировых шедеврах градостроительства, о глубокой богословской градостроительной символике Москвы (архитектор М. Кудрявцев) и т.д.

- Детская ЖЗЛ - яркие образы деятелей отечественной истории и культуры, небольшие по объему, иллюстрированные книжки с тщательным подбором имен, не допускающим проникновения возвеличивавшихся в прошлом интернационалистов-разрушителей. Наряду с книгами о героях русской истории - Святославе, Александре Невском, Евпатии Коловрате, Дмитрии Донском, Пересвете, Ермаке, Минине и Пожарском, Ушакове, Корнилове, Нахимове, Румянцеве, Багратионе, Суворове, Денисе Давыдове, адмирале Макарове, Скобелеве, Матвее Платове, Нестерове, Чкалове, Покрышкине, Кожедубе, Жукове, Рокоссовском, и других - появятся книги о Петре Дмитриевиче Барановском, уральском подвижнике Иване Даниловиче Самойлове, книги о выдающихся государственных деятелях России - Уварове, Победоносцеве, Столыпине, и так далее. Книги о русских деловых людях - о Демидовых, Строгановых, Третьякове и многих других.

Надо найти форму, в какой поведать детям о трагических страницах русской истории - убийстве царской семьи, гражданской войне, уничтожении офицеров, дворянства, священников, разрушении монастырей и церквей, уничтожении крепкого крестьянства, расказачивании.

Книги по истории Руси, России хорошо бы дополнить книгами по истории края и вопросами-заданиями юному читателю по изучению истории своего рода, которую подросток может художественно изложить в виде рукописной книги и украсить фотографиями, рисунками, буквицами. Эта семейная рукописная книга помогла бы уловить, как история рода врастает в историю края, Отечества. Тогда и история народа и устремленность нации в будущее воспримутся юным созданием как его родное и кровное дело, вызовут подъем созидательных сил, придадут историческую перспективу его личным планом, согласованность с движением национального целого. Здесь познание Родины, истории своего родного края, истории своего рода соединятся с возрождением замечательного искусства рукописной книги, где сольются в одно целое труд познания, искусство художественного слова, рисунка и живописи (пусть любительской), фотографии и много еще чего. В ней, в этой рукописной книге, сосредоточится дух рода, тепло домашнего очага и красота.

 

Герои нашего времени

Какой привлекательный образ русского мужчины могли бы мы предложить подросткам, как общенациональный эталон? Наверняка это сильный, красивый, умеющий постоять за себя человек, успешно ведущий дело со знанием своих древних славянских истоков и православною верою. Но не противоречив ли этот образ, может возникнуть вопрос? Нет. Напротив, вспомним хотя бы казаков, это удивительное в русской и мировой истории сословие. Казак соответствует одновременно всем этим требованием.

В героях детских книг воплотятся высшие русские национальные типы - святой, инок, ученый-подвижник, офицер, воин, крепкий крестьянин, казак, мастеровой человек, инженер, купец, предприниматель, государственный муж.

Детская литература будущего - это и новизна толкования казалось бы уже известных, освоенных писателями образов. Вспомним Суворова, его представляли только как полководца и он шел по одному - военному ведомству, пусть и как гениальнейший военачальник. Однако Суворов еще более величествен - это победоносный тип русской нации вообще, национальный учитель, а мы терпим поражения, нам как воздух нужны победоносность, тип Суворова и, в современности, Жукова.

И возникает вечно юная, нестареющая тема героев нашего времени. Вот уральский подвижник Иван Данилович Самойлов, богатырь, все свои силы, здоровье, время и сбережения, отпуска, выходные, ночи и праздники положивший на восстановление красавца-храма, собирание народных культурных сил. Оказывается, один человек может невероятно много, больше, чем целые коллективы исследователей и реставраторов. О таких, как Самойлов, нужны детские книги.

Еще пример: Евгения Костина, руководитель молодежного фольклорного коллектива. Это современная Авдотья Рязаночка, удивительной внутренней силы хрупкая молодая женщина, исходившая зараженную Чернобылем землю в поисках родников чистой русской народной песенной культуры. Сознательно, в радиацию, лишь бы спасти, записать и вывезти песни. Дай Бог тебе сил и здоровья в твоем подвиге, Женя! И этот подвиг достоин талантливого пера.

Надо привлечь внимание авторов - историков, филологов, журналистов и писателей - не только к полям военных действий, но и к полю неспешного, ежедневного народного созидания, общим тысячелетним итогом чего явилась обильная духом и плотью, цветущая силой и красотой страна - святая Русь. Это потребует от авторов обширных и глубоких познаний, образности мышления и слога, художественности языка, но и окупится сполна, ибо дети получат столь нужные и долгожданные книги.

Замечательная русская писательница XIX века Александра Ишимова переложила для детей «Историю государства Российского» Карамзина. Чудесный слог, ласковое обращение к детям, читателям и слушателям книги, удачно найденный тон разговора, взволнованность сделали ее незаменимым чтением многих поколений русских детей. Книга неоднократно переиздавалась. Здесь видится удачный опыт и методика детского книгоиздания - выполнение талантливыми исполнителями переложений для детей лучших уже написанных взрослых познавательных книг. Обозначим возможный ряд таких книг хотя бы пунктиром. Это, конечно же, «Лад (крестьянская вселенная)» Василия Белова, - обстоятельный писательский труд о мировоззрении, эстетике и умениях русского народа, полный поэзии и красоты. В изложении для детей «Лад» мог бы стать в наших семьях одной из настольных книг. Можно вспомнить роман-размышление Владимира Чивилихина «Память», «Связь времен» Нестерова. Почему бы не подумать об исследованиях по языкознанию выдающегося нашего ученого с мировым именем Олега Николаевича Трубачева и других. Переложения для детей требует большой культуры, вкуса, такта, и к этой работе надо пригласить лучшие силы и достойно отметить их труд. Детская библиотека будет обогащена изданиями первой величины.

 

Выдающиеся русские достижения

К ряду первейших изданий отнесем книги, возвышающие Россию, дабы в разноголосице идей и мнений, заразе нигилизма и чужебесия, в повальном поклонении чужеродным идолам русское юношество не потеряло почву под ногами. «Дерзайте, россы!» - так можно назвать ряд книжек о выдающихся русских достижениях в различных областях, нечто вроде русской книги рекордов Гиннеса, но начисто лишенной дешевого западного налета, курьезов и нелепостей. Речь пойдет о высоких духовных достижениях и успехах материальной культуры, о восстановлении главных ячеек национальной памяти, том необходимом минимальном наборе сведений о взлетах славянского духа, что не грех затвердить в памяти юношества, как таблицу умножения, чтобы никелированные «чудеса» западных и восточных технологий никогда не затмевали сознание русских мальчиков.

Мы обязаны вспомнить и передать детям, что:

- Россия была великой православной державой мира, раскинувшейся на необозримых земных пространствах. Такого высочайшего уровня нравственного совершенства многих не знала история. Нигде и никогда в мире не было столько святых, как в земле российской просиявших. В роду Александра Невского - одиннадцать святых! Поистине святая Русь!

- Россия была центром славянского мира;

- Россия была главной земледельческой державой. Владея лучшими мировыми черноземами, талантливое и песенное русское крестьянство, достигшее в XVII высокого жизненного уровня, изумлявшего иностранцев, кормила полсвета;

- Россия была великой песенной державой. Устремленная к небу ясноокая Русь создала песни, которые даже западные исследователи признавали высшими музыкально-поэтическими достижениями мира. Русские духовные хоры и исполнители вызывали восторг и невиданные отзывы западной печати, перед которыми меркла слава величайших иностранных знаменитостей. И поныне, несмотря на трагические утраты, мы еще являемся обладателями таких сокровищ, что именует нас «великой фольклорной державой»;

- «Гардарикой», страной городов, называли Древнюю Русь, столь была развита ее культура;

- в крестьянских избах в средневековой Руси встречали сочинения величайших мыслителей древности, столь велика была образованность в ту пору;

- крупнейшей в Европе была библиотека Соловецкого монастыря;

- архитектурное совершенство русской крестьянской избы столь велико, что ее сравнивают с величайшими мировыми эталонами в архитектуре - древне-греческими ордерами;

- русские инженеры и литейных дел мастера создавали непревзойденные марки стали;

- отечественные конструкторы и мастера создали лучший в мире танк «Т-34», лучший в мире перехватчик СУ-27 и т.д. и т.п.

Этот ряд могли бы продолжить книжки «Россия глазами иностранцев» - подборки наиболее примечательных, восторженных отзывов иностранцев о России, Московии, для преодоления комплекса национальной неполноценности, навязанного продажной журналистикой, возвращения национального самоуважения. От XVI-XVII вв. и до наших дней, до новейших признаний России рядом зарубежных деятелей культуры как оплота духовности в мире. Вспомним хотя бы: «Русские более, чем другие нации приближаются к совершенству формы. Заставьте русского состязаться с иностранцем, и можно биться об заклад, что русский будет работать с меньшим числом инструментов так же хорошо и выработает те же предметы менее сложными машинами. Русские настолько даровиты, что они сравняются или превзойдут в смысле индустрии другие народы». (Левек. История России, Париж, 1792).

 

Основополагающие понятия

Детские энциклопедические издания отражают все многообразие разветвленного знания и представляют собой издания высшей степени сложности:

- Детский православный энциклопедический словарь;

- Русская детская энциклопедия в нескольких томах;

- Русский детский энциклопедический словарь в одном томе;

- Детская историческая энциклопедия;

- Энциклопедия юного предпринимателя;

- Энциклопедия юного эколога и т.д. и т.п.

Представляя, сколь грандиозна эта задача, ибо даже во взрослой русской энциклопедии мы продвинулись незначительно, все же следует поставить задачу и приступить, по мере сил к ее решению. В энциклопедию вошли бы статьи о ключевых русских словах, понятиях, категориях русского сознания и бытия, с доступным детскому восприятию раскрытием их глубинного смысла, связью с исторической судьбой и устремлениями национальной жизни, со снятием идеологических искажений ХХ века. Это слова:

Бог, святость, православие, Троица, Русь, Россия, славяне, русские, род, Отечество, Родина, отечестволюбие, дух, душа, добро, зло, правда, отец, мать, семья, земля, дом, слово, дело и т.д.

Любое дело - духовное ли строительство, семейное, державное - непредставимо без глубокого уяснения этих понятий, иначе путаница в головах и действиях, очередное блуждание, ложные пути и невозможно расчищение вековых завалов русского сознания и русского дела, невозможно никакое истинное движение ни в воспитании детей, ни в законотворчестве, ни в национальной политике, ни в литературном и журналистском труде, ни в научных исследованиях. Натомившись в потемках денационализированного сознания поколение наше обязано передать детям русский понятийный аппарат в его первозданной чистоте.

Взрослая и детская русские энциклопедии подскажут и порядок построения Букваря, великой книги детского мироздания. Не «свинья» на букву «с» и не «змея» на букву «з», как иллюстрации букв, а «Солнце», «Земля», наиболее светлые, чистые понятия, явления и предметы и наиболее близкие русским малышам, строю их души, их природному поясу - ко всем без исключения буквам алфавита. Нечистоплотности, некомпетентности и нелюбви - не место в святая святых национального книгоиздания.

 

Своеобразие русского творчества в облагораживании земного пространства

Русский человек отыскал совершенное согласие творящих зеленых сил природы и рукотворных созданий. Это красота природного цветения, облагороженная небесными линиями храмового зодчества, совершенством усадебной застройки, венчающими создания деревянной архитектуры. Идея Карема Раша об усадебности русской культуры в отличие от полисной античной точно схватывает национальное своеобразие русского творчества в облагораживании земного пространства.

Богатырская мощь царя древнерусских лесов - дуба, яркая сочная весенняя зелень темноствольных лип - царицы лесов, коренные породы - клен, ясень, вяз, сосна, кедр, и совершенные, небесной чистоты формы белокаменных храмов, монастырей и усадеб. Через бури политических страстей, потрясения и чужебесие, тупики технической цивилизации пронесем мы этот идеал земной нетленной русской красоты, идеал земли как сада и завещаем его детям.

Отсюда целый букет тем детских книг. Книги по русской храмовой архитектуре, белокаменному строительству, истории монастырей, церквей и знаменитых усадеб, деревянной русской архитектуре (вспомним, что классическая завершенность деревянной русской рубленой избы - в ряду высших достижений мировой архитектуры, таких как архитектурные ордера античности). Люди вновь устремились к земле, к лесу и кирпичу, к строительным материалам, огородам, садам, домашним животным, пчеловодству и цветоводству. Это мощный зов земли, усиленный неблагополучной экологией, дороговизной и химической загрязненностью продуктов питания, велением рынка, снятием старых юридических преград. А потому, наконец-то все многообразие крестьянских умений из просто красивого, но отвлеченного для большинства юных читателей знания превращается в наполненные красотой увлекательные практические пособия. Надо массовыми тиражами переиздать замечательные книги Анатолия Онегова «Школа юннатов», книги по лесу, лесоразведение и лесоразработкам, коневодству и собаководству, знаменитым русским породам лошадей и собак, по разведению пчел, уходу за домашними животными - в расчете на детей.

Многовековая мудрость православного русского крестьянства, дополненная подвижническими трудами выдающихся русских научных школ подытожилась замечательным по глубине и обстоятельности трудом, изданном в начале ХХ века - одиннадцатитомной «Энциклопедией русского сельского хозяйства» - великолепным сводом знаний, умений, приемов, навыков экологически чистого обхождения с природой, изложенным вдохновенно, захватывающе, увлеченно, прекрасным языком. Здесь мы имеем дело с обстоятельнейшим и глубоким, во многом утраченным, но актуальным знанием. Даже статьи, касающиеся, казалось бы, устаревшей сельскохозяйственной техники, инвентаря и ряда производств, читаются с неослабевающим интересом. Возвращение детям этого богатства при всех издательских издержках необходимо. Часть тиража этой энциклопедии по пониженной цене пусть поступит в школы, хотя бы сельские.

Охрана главных стратегических запасов державы - черноземов, лучших в мире, чистой пресной воды, родников, коренных пород русского леса, лучших пород животных, экологически чистая энергетика - все это главнейшие темы детских книг. Дети усвоят, что лес - это не только легкие планеты и не сырье в первую очередь, а важнейшая природная составляющая национального духа.

 

Православная русская семья

В центре нашего внимания - православная русская семья с опорой на хозяина, мужчину. Семья, которую создадут дети, когда вырастут. Надо показать русского мужчину в трех его ипостасях: как хранителя нравственного завета, сеятеля-созидателя, защитника. Показать его как созидателя державы - семьи, дома, собственного дела, соучастника какого-либо объединения русских хозяев.

Глубокий изъян нашего воспитания:

- в семье женщина вкладывает свою душу в воспитании детей; мужчина, пьющий или лишенный ореола главы и отца - нет;

- в яслях, в детских садах воспитатели - женщины, они участвуют в воспитании; мужчины - нет;

- в школах преподают женщины, мужчин почти нет;

- в библиотеках советуют почитать книги, в выставочных залах рассказывают о картинных и экспонатах, концерты ведут женщины, мужчины отсутствуют;

- посещают церкви в основном женщины-верующие, православный дух передает в основном женщинами, мужчины самоустранились.

В итоге стратегический перекос в русском детском сознании.

С ослаблением мужского начала в культуре ослабевают защитные его свойства, культура угасает, трагические результаты чего наблюдает наше поколение. Поэтому заслуживают переиздания такие книги как повести Карема Раша «Приглашение к бою», «Лето на перешейке», очерка «Кто сеет хлеб, тот сеет правду», книги по русским боевым искусствам, школам выживания, военно-патриотическому воспитанию.

 

Забота о чистоте языка

Чистота языка - это здоровье, радость, укорененность и ясность национального мышления, залог устойчивости движения по выбранному пути, порядок в жизни и взаимоотношениях людей. Корни слов уходят в седую древность русской истории, малыш испытывает ни с чем не сравнимую радость познания, произнося первые слова и восстанавливая через их звучание первые связи между явлениями мира. Как врач следит за чистотой веществ, поступающих в детский организм в виде лекарств, как мать следит за чистотой продуктов, так нам надлежит установить службу чистоты языка детских книг, проникающего в нежную душу ребенка. Язык колыбельных песен, сказок, былин, летописей, житий святых, русских православных книг и классической литературы, лучших образцов деловой и научной прозы - вот наша языковая основа.

Язык молодежной среды, бытовой, газетный, деловой и политический язык - в тяжелом состоянии, в крайней степени засоренности. Заменяются на иностранные даже ключевые русские слова:

душа - психика

песня - фольклор

народ - этнос

особняк, дом - коттедж

правительство - администрация

согласие - консенсус и т.д.

Но восстановительные способности языка не угасли, на наших глазах «шофер» превращается в русского «водителя», «альпинист» в «горновосходителя», даже при скромной поддержке «фотография» заменится на исконно русскую «светопись». Неотложные аварийно-восстановительные работы по языку, получив государственное одобрение и питаемые энергией подвижников, не замедлят сказаться.

 

Славянский кириллический дух

Сбитые с толку, лишенные азов неискаженного знания, мы уже совершенно не обращаем внимания на такие, казалось бы, мелочи, как гарнитуры шрифтов книжного набора.

Линии, очертания определенным образом воздействуют на сознание и подсознание. Плавные, закругленные (вспомним виды, ландшафты, силуэты русской природы, силуэты православных храмов) с множеством деталей убранства и национального орнамента создают спокойствие, уравновешенность, углубленность, доброту. Резкие, изломанные, прямоугольные, прерывистые, заостренные - другой настрой, сдвигая сознание в сторону агрессивности, взвинченности. Нагромождение резких, агрессивных архитектурных форм в соединении с другими подобными факторами становится причинами подавления и даже разрушения души, специалисты это подтвердят, а ведь особенно ранима детская душа.

Графический лик кириллицы, лучших традиционных печатных шрифтов несет в себе определенную национально-генетическую информацию, определенный код поведения и самочувствия, всякий раз сообщаемый читателю, как только он соприкоснется с текстом. Современные шрифты все более уродуют славянский кириллический дух, разрушая стереотипы славянского зрительного восприятия, внося дополнительный разлад в русское сознание.

Какие же перегрузки испытывают наши дети - через разрушительные слово, звук, образ, очертания, обезображенные лики сверхгородов.

Доброе дело сделают работники детского книгоиздания, если объявят всерусский конкурс на современные славянские печатные шрифты, возвращая национальную книжную графику на столбовую дорогу и закладывая одну из важных основ здоровья детей.

 

Зрительный образ России

Детское сознание не должно страдать, гоняясь за сменой взрослых художественных мод, пристрастий, увлечений и заблуждений художественной среды, «неповторимостью» и «самовыражением» художников-иллюстраторов. «Художников» вроде Пикассо, Леже с их разрушающей энергетикой близко нельзя подпускать к детским изданиям. Будем всегда помнить, что в зрительном образе в предельно плотном виде упакована национальная информация и энергетика, которую мы обязаны передать детям.

Детская литература должна быть не только собирающим и организующим центром будущей русской жизни, но мощным усилителем национального энергетического поля. Два предлагаемых зрительных ряда вполне отвечают этому условию:

Во-первых, это национальная галерея русских портретов. Здесь строгий отбор наиболее сильного русского мужского генотипа - созидатели Российской Державы - святые, иноки, военные, моряки, строители, инженеры, крестьяне, мастеровые люди, купцы, ученые (В.В. Докучаев), государственные деятели (П.А. Столыпин), в которых уравновешенный, просветленный богатырский русский православный лик наиболее мощно излучает национальную энергетику, чтобы русский мальчик, глядя на эти образы рос, тянулся к ним и здоровел.

Женские портреты воссоздадут образы прекрасных целомудренных славянок, святые лица далеких послевоенных российских деревень.

Во-вторых, это образы русских городов и городков, монастырей, церквей, крепких крестьянских селений и дворянских усадеб (из изданий XVIII - нач. XX вв. и новые), изображения коренных русских пород деревьев, русских лесов, из которых складывается лик неизъяснимо и пронзительно прекрасной России!

Изображения высшей нравственной чистоты и силы - православные иконы. Бесспорная вершина мирового иконописания - «Троица» Андрея Рублева. В кабинеты редакторов детских издательств следовало бы пригласить нынешних иконописцев и всех православных художников для работы над детскими книгами.

Сильные излучатели - картины Константина Василева. Народ это чувствует, велик поток зрителей на его выставки.

Шире переиздавать изобразительную классику - В. Васнецова, М. Нестерова и других, картины Константина Васильева с его художественным манифестом «северного стального романтизма, с реализмом неразрывно связанного», где глубина славянского духа неожиданно мощно раскрылась в трагическом и переломном ХХ веке в канун третьего тысячелетия от Рождества Христова.

К иллюстрированию детских книг пригласим влюбленных в свое дело и не испорченных модерном и утонченным нездоровьем современных художников.

Надо отбросить утвердившееся было представление, что всякое новое издание детской книжки - это обязательно новый художник-иллюстратор и непременно новый зрительный ряд, в чем проявляется болезненное беспокойство современных денационализированных «творцов», их страсть к непрерывному переделыванию даже удачно найденных до них решений. Лучше лишний раз повторить чудесные работы Виктора Васнецова. На очереди - качественное репринтное воспроизведение старых книг, таких как «Живописная Россия», «Живописный Кремль» и т.д. и т.п. Надо вернуть детям эти великие национальные богатства, десятки лет лежавшие без движения.

Продолжим набросок списка зрительных рядов, которые принесут детям познание России, радость, здоровье, силу, которые согласуются с романтическим строем детской души:

- белоснежные парусники, знаменитых корабли российского флота,

- военно-исторические клубы (фото), красивые ребята в исторической русской форме, фехтование на мечах, стрельба из лука (реконструкция русского боевого лука и современный спортивный),

- суворовцы и нахимовцы,

- русские единоборства, эффектные приемы «русского стиля»,

- знаменитые породы русских лошадей,

- знаменитые породы русских собак,

Можно переиздать старинные открытки, из современных хороши наборы открыток по форме русской армии 1812 года.

Насытить этим, экологически чистым, неразрушающим души детей зрительным рядом детские книги, передать русским детям через печатные издания, через слово, зрительный образ, начертания шрифта информацию и дух славянства - вот великая и благородная задача нашей культуры.

Разработка общегосударственной системы связей детского книгоиздания со всеми средствами передачи звука, изображения - следующая ступень его развития. Любимую малышом, подростком книгу можно сопроводить аудиозаписью на современном носителе. Маме она напомнила бы колыбельные песни, лирику народного музыкального творчества, малышу - донесла звуки леса, плеск волн, голоса героев его первых книжек. Небесную красоту духовного песнопения, неизъяснимую и не поддающуюся описанию, послушать с малышом лучше в храме, но и аудиозапись - отсвет той красоты, обогатит детскую душу.

+ + +

Мощная переполняющая подъемная сила вливается в душу и тело, мысль ясна, сияет лицо, глаза излучают силу и доброту, тело напружинено и ноги едва касаются земли. Это устремленность к небу и высшее земное переживание радости бытия, дарованное молодости. Кто не хотел бы видеть такими своих детей? И этот праздник бытия, а не жалкие «самовыражение», «развлечься», «расслабиться», алкогольный дурман, наркотики или конвульсии рока хотим мы видеть в молодежной среде.

И лучшие книги помогут им в этом!

Эти идеи, предложенные для патриотического книгоиздания, есть та основа, на которой нам надо развивать также и кинематограф, телевидение (в тесном взаимодействии с книгоизданием) и вообще строить все воспитание подрастающего поколения, то есть строить будущее нашего Отечества.

Мы видим, как государственный корабль России начинает разворачиваться в сторону патриотизма. Значит, не напрасны были многолетние подвижнические труды поминаемого нами Алексея Алексеевича Сенина, тысяч и тысяч неравнодушных русских людей во всех уголках нашей страны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Танаков
Крестный ход всея Руси
К итогам двухлетнего молитвенно-покаянного шествия "Под звездой Богородицы"
22.09.2008
Все статьи Владимир Танаков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
07.11.2024 23:36
Искушение Императора
Новый комментарий от Noitizm
07.11.2024 21:58
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Наталья Сидорина
07.11.2024 21:57
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Рабочий
07.11.2024 21:41
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 21:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Туляк
07.11.2024 21:28
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
07.11.2024 20:39