В зеркалах

Жизнь без Бога напоминает игру иллюзий в детском калейдоскопе

0
405
Время на чтение 4 минуты
Фото: из открытых источников

Всем известна детская игрушка - калейдоскоп. Несколько осколков цветного стекла, помещенные в трубку, внутри которой три и более зеркальных плоскости. Бесформенные и невзрачные стекляшки при повороте трубки отражаются в зеркалах, и возникают завораживающие и бесконечные в своем разнообразии симметричные узоры. Хитрая штучка из горстки осколков создает иллюзию красоты и гармонии.

 

Мается человек, ушедший на страну далече, отрекшийся от своего Отца. Болеет и распадается его тело, лишенное животворящей силы благодати, страдает душа, не находящая смысла в мире без Бога. Ведь смысл в мир и человека вложил Бог, это Его смысл и замысел, и другого нет и быть не может.

«Жизнь души, созданной по образу Божию, состоит в созерцании Бога; ее действительная жизнь заключается.в общении с Божественным Добром; как только перестанет душа общаться с Богом, прекращается ее действительная жизнь» (Св. Григорий Нисский).

Грехопадение началось с того, что человек весь мир - вне и внутри себя - стал рассматривать в отношении к себе, к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению. Все - для меня. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно (Бытие 3:6). Нет для гордеца всеобщей истины и полноты, он образовал для них ложное средоточие в своей самости. Отвернулся от Бога и поставил перед собой зеркало. И тотчас умер, по слову Господню. А дальше: «От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». (Свт.И. Брянчанинов «Слово о человеке»).

Не имея веры в Бога, человек современной постхристианской цивилизации перестал видеть смерть своей души - он окружил ее, болящую, зеркалами рефлексии. Взаимное отражение стадий этого распада и стало предметом психологии, атеистической философии, искусства; множатся узоры из без-образных осколков некогда совершенного и цельного Божьего создания. Все захвачены этой игрой. Каждый иллюзорно-гармонический рисунок - как очередной укол шприца с дозой наркотика, уводящий в лабиринт мнимостей. Отвратительные язвы, многократно отражаясь, принимают вид пышных роз. В бесчисленных театрах тьмы актеров представляют странные, мертвенные спектакли; те, кто по традиции именуют себя писателями и поэтами - ссыпают внутрь калейдоскопа, называемого современной литературой, осколки страстей, похотей, сновидений и так встряхивают их, и этак...

Далеко увели эти игры. Чем больше забывает человек о Боге, тем теснее смыкаются зеркала дьявольской игрушки. Не только утеряна земля райская, но для затянутых в этот калейдоскоп исчезает уже и пространство реальной жизни. Технологии сжали мир, любую точку на земном шаре можно увидеть мгновенно, услышать человека из любого уголка планеты, пространство реальной жизни схлопывается до размеров планшетника, и в конце концов человек покидает землю-мать, как покинул Бога Отца - ее все больше заменяют виртуальные миры, они втягивают, как воронки.

И когда зеркала совсем сомкнутся, отделив человека от Бога - игра отражений перестанет обманывать блестками искусственной красивости. В пространстве нежити восторжествуют уродство, морок, инфернальный ужас.

 

Какие злые зеркала

Здесь сторожа кругом,

Их отражений кабала

Не кончится добром.

Их неотступен тесный круг,

Во все глаза глядят,

И увлекает вихорь рук

В стремнину анфилад.

Здесь навсегда запутан след

И замкнут на себя,

Смыкает волны тусклый свет,

Добычу хороня...

 

Мы, впитавшие в себя рефлексирующую культуру, в которой от времен Ренессанса человек - высшая ценность для себя, с трудом, часто со страхом выходим из этого замкнутого зеркального пространства в иную - библейскую и евангельскую вселенную. Тяжело понимать и принимать истину простых, неизощренных повествований. Нет столь привычных нам утонченных или поражающих воображение описаний душевных движений и порывов, нет исследований душевной жизни - в сущности, единственного предмета светской европейской культуры. Так человеку, привыкшему к отравленному городскому воздуху, бывает трудно дышать чистым воздухом леса или поля. В Священном Писании Бог не учит нас исследовать изгибы психологии падшей души, Он говорит прямо противоположное: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Иоан.12:25). И в другом месте: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).

Нужно вырваться из зеркального круга самости на простор Божьего мира, поднять голову к духовному небу, увидеть Солнце Правды, подставить душу Его свету, чтобы Он исцелил и воскресил ее.

«Важнейшее предназначение человека - исполнить предвечный завет Творца - соединить с Богом, привести к обожению все мироздание. Преодолев разделения в человеке, вся совокупность тварного мира должна соединиться в совершенном синтезе и достичь обожения, ради которого и был создан мир» (преп. Максим Исповедник).

Скучно в зеркалах, господа! И гибельно.

2013 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: В зеркалах

В целом, это французcкая болезнь гипер-рефлексии Бодрияра, Фуко, Ссосюра и иже с ними - но, конечно же. не только их. (Особо в этом плане отличились в своё время наши "щедровицкие" методологи). Это (гипер) гностицизм (супер-гнозис), который от-граничивает познающий разум самим собою - дурно понятой "самостью" - и пытается отгородить/замкнуть разум в границах эго-души, отгородить разум от Духа стенками зеркал "от(об-)ражений".
Лебядкин / 03.11.2013, 12:19

1. Re: В зеркалах

Должно ли это так понимать, как призыв отказаться от самопознания и познания души вообще? Как же тогда быть с психологией вообще, и с православной психологией в чаcтности - и Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова - побоку? Или же - как?
Лебядкин / 03.11.2013, 09:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:06
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.11.2024 08:56
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 08:35