С большим интересом прочитал опубликованный на РНЛ проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Весьма порадовало стремление членов комиссии Межсоборного присутствия, разрабатывавших проект, не налагать на готовящихся ко Святому Причащению христиан «бремена неудобоносимые» (Лук. 11,46). Однако по некоторым вопросам испытываю недоумение и хочу его высказать.
Говоря о практике говения, авторы проекта приводят в пример Предание Церкви и пишут: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц - одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, - вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии».
То, что в наши дни сложилась таковая практика, сомнению не подлежит. Но согласна ли она с церковным преданием? Например, тем христианам, которые причащаются «чаще одного раза в месяц», советуется говеть один день «при условии соблюдения однодневных и многодневных постов». Разумеется, причащаясь чаще одного раза в месяц, христианин будет приступать к Святым Христовым Таинам, по преимуществу, в дни воскресные. Следовательно, говение его падает на субботу накануне Воскресения. Тут-то и кроется обозначенное мною выше недоумение.
Шестьдесят четвертое правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя токмо великия субботы, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Далее комментарий: «Степень разрешения поста во дни воскресный и субботный определяется в церковном уставе и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по Литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня».
Согласно Преданию Святых Апостолов суббота, по степени поста или его разрешения (ослабления или отмены), равна следующему за нею дню Господню - Воскресению. Исключение составляет Суббота Великая по причине смерти Спасителя и нахождения Его Пречистого Тела во гробе. Вот что говорит один из толкователей Правил Святых Апостолов Вальсамон: «В субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими. День Господень празднуем ради всемирной радости и воскресения Господа нашего Иисуса Христа; потому что суббота есть воспоминание творения, а день Господень - Воскресения, а лучше возсоздания. А в одну великую субботу, в которую Господне тело лежало бездыханное во гробе, нам заповедано поститься по гласу Господа, который говорит: «Егда отъимется от них жених, тогда постятся» (Марк. 2, 20)...»
Справедливости ради приведем слова другого толкователя Правил Святых Апостолов Зонары: «Итак, когда правило постановляет не поститься в субботу и в день Господень, а клирик постится, то он подлежит извержению, а мирянин отлучению. Но если постится в определенные дни, может быть в продолжении десяти или осмии дней ради подвига воздержания, в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней». Как видим, и у данного толкователя мера поста и его разрешения в субботу и Воскресение остается неизменной.
Этому же правилу вторят святые отцы Шестого Вселенского Собора в своем пятьдесят пятом правиле: «Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во Святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то Святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: Аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен».
Дабы оказаться нам не нарушителями Преданий Церкви, но исполнителями их, думаю, более правильно и целесообразно будет требовать от готовящихся к Причащению Святых Христовых Таин причастников - особенно исправно постящихся в среду, пятницу и многодневными постами - не поста в субботу, но умеренности в пище, душевного трезвения, молитвенной подготовки и испытания собственной совести.
21. Ответ на 20., иеромонах Арсений:
20. Ответ на 19., М.Яблоков:
19. Ответ на 9., иеромонах Арсений:
18. Ответ на 12., иеромонах Арсений:
17. Ответ на 8., Ксения Балакина:
16. Ответ на 13., иеромонах Арсений:
15. Ответ на 13., иеромонах Арсений:
14. Ответ на 12., иеромонах Арсений:
13. Re: О подготовке ко Святому Причащению
12. Ответ на 6., М.Яблоков: