О подготовке ко Святому Причащению

Некоторые недоумения по поводу проекта комиссии Межсоборного присутствия

Проблемы церковной жизни  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
2001
Время на чтение 3 минуты

С большим интересом прочитал опубликованный на РНЛ проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Весьма порадовало стремление членов комиссии Межсоборного присутствия, разрабатывавших проект, не налагать на готовящихся ко Святому Причащению христиан «бремена неудобоносимые» (Лук. 11,46). Однако по некоторым вопросам испытываю недоумение и хочу его высказать.

Говоря о практике говения, авторы проекта приводят в пример Предание Церкви и пишут: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц - одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, - вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии».

То, что в наши дни сложилась таковая практика, сомнению не подлежит. Но согласна ли она с церковным преданием? Например, тем христианам, которые причащаются «чаще одного раза в месяц», советуется говеть один день «при условии соблюдения однодневных и многодневных постов». Разумеется, причащаясь чаще одного раза в месяц, христианин будет приступать к Святым Христовым Таинам, по преимуществу, в дни воскресные. Следовательно, говение его падает на субботу накануне Воскресения. Тут-то и кроется обозначенное мною выше недоумение.

Шестьдесят четвертое правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя токмо великия субботы, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Далее комментарий: «Степень разрешения поста во дни воскресный и субботный определяется в церковном уставе и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по Литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня».

Согласно Преданию Святых Апостолов суббота, по степени поста или его разрешения (ослабления или отмены), равна следующему за нею дню Господню - Воскресению. Исключение составляет Суббота Великая по причине смерти Спасителя и нахождения Его Пречистого Тела во гробе. Вот что говорит один из толкователей Правил Святых Апостолов Вальсамон: «В субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими. День Господень празднуем ради всемирной радости и воскресения Господа нашего Иисуса Христа; потому что суббота есть воспоминание творения, а день Господень - Воскресения, а лучше возсоздания. А в одну великую субботу, в которую Господне тело лежало бездыханное во гробе, нам заповедано поститься по гласу Господа, который говорит: «Егда отъимется от них жених, тогда постятся» (Марк. 2, 20)...»

Справедливости ради приведем слова другого толкователя Правил Святых Апостолов Зонары: «Итак, когда правило постановляет не поститься в субботу и в день Господень, а клирик постится, то он подлежит извержению, а мирянин отлучению. Но если постится в определенные дни, может быть в продолжении десяти или осмии дней ради подвига воздержания, в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней». Как видим, и у данного толкователя мера поста и его разрешения в субботу и Воскресение остается неизменной.

Этому же правилу вторят святые отцы Шестого Вселенского Собора в своем пятьдесят пятом правиле: «Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во Святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то Святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: Аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен».

Дабы оказаться нам не нарушителями Преданий Церкви, но исполнителями их, думаю, более правильно и целесообразно будет требовать от готовящихся к Причащению Святых Христовых Таин причастников - особенно исправно постящихся в среду, пятницу и многодневными постами - не поста в субботу, но умеренности в пище, душевного трезвения, молитвенной подготовки и испытания собственной совести.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 20., иеромонах Арсений:

Я не испрашивал Вашего духовного окормления, отче, так что уж это Вы простите. Я буду делать, что считаю нужным, хорошо?
М.Яблоков / 18.10.2013, 13:22

20. Ответ на 19., М.Яблоков:

Это не так. Просто последующие седмицы не оговариваются (это обычное умолчание Типикона), а совершаются так как указано на первой. Это если по Типикону. У Вас какой-то странно избирательный подход к этой книге... 32-ю главу Вы почему-то явно игнорируете.

Неправда. Вот из главы 32: "Во святую и великую четыредесятницу, 1-я недели первый день, сиесть в понедельник, отнюд ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник.." далее: "В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель.." Здесь ясно, что устав о неядении в понедельник и вторник касается только первой седмицы. Вообще, Михаил, советую, - ибо имею такое послушание, простите - более обращать внимание на то, как "у Вас". Замечаю, что часто в комментариях Вы, одетый в доспехи из "акривила", желаемое выдаете за действительное, а это грех. Замечаю и молчу, в отличии от...ну Вы сами знаете кого. Отвыкайте от роли местного оракула. Не полезно. С уважением.

19. Ответ на 9., иеромонах Арсений:

У нас есть устав называемый Типикон и в нем полный отказ от пищи, кроме понедельника и вторника первой седмицы Великого Поста не предусмотрен.

Это не так. Просто последующие седмицы не оговариваются (это обычное умолчание Типикона), а совершаются так как указано на первой. Это если по Типикону. У Вас какой-то странно избирательный подход к этой книге... 32-ю главу Вы почему-то явно игнорируете.
М.Яблоков / 05.10.2013, 10:03

18. Ответ на 12., иеромонах Арсений:

Вот именно - мера! Помните определение царского пути: не уклоняться "ни на десно, ни на шуе". Мы имеем посты в среду и пятницу (и понедельник для монашествующих), четыре многодневных и однодневные посты в праздники в честь Животоворящего Креста Господня и Святого Пророка и Предтечи Иоанна.

И что? Это не касается причащения. Для причащающихся же установлен недельный пост - (Типикон 32 гл.) - это Предание Церкви.
М.Яблоков / 05.10.2013, 09:56

17. Ответ на 8., Ксения Балакина:

...Михаил,подскажите, пожалуйста, какие правила у первых христиан существовали в отношении поста перед Причастием, в т.ч. продолжительность (мне нужны ссылки на канонич. правила). Спасибо.

Точно неизвестно. Можно сказать только, что в самые первые времена исповедь перед причащением уже была (Дидахе,14 гл.) и пост (невкушение пищи) с полуночи. Важно знать, что нравственность первых христиан была совершенно другой по сравнению с последующими. И чтобы, например, причащаться как они, надо и жить как они. Обратное - просто самообман и лукавство. Как Дух Святой через свв.отцов Церкви установил в данный исторический момент Церкви, так и нужно делать. Так и правильно.
М.Яблоков / 05.10.2013, 09:54

16. Ответ на 13., иеромонах Арсений:

А как-же испытание совести, мирное состояние духа, молитва, воздержание в пище, пусть и скоромной? Или всё-же "человек для субботы"?

И это правильно, если в субботу наворачиваешь три отбивные, перед причастием можно скоромно воздержаться до одной отбивной и учитывая рекомендации одного маститого игумена правило ко святому причащению "можно сократить, ограничившись несколькими молитвами. Смысл ведь заключается не в том, чтобы вычитать определенное число молитв, а в том, чтобы соответствующим образом себя настроить"(http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1331/) А после понимаешь как устарели Святитель Филарет Московский со своим Катихизисом и Святитель Дмитрий Ростовский со своим Алфавитом Духовнным на фоне откровений современных священомонахов
федя / 04.10.2013, 19:29

15. Ответ на 13., иеромонах Арсений:

Всё дело в том, что, говоря о причащении Святых Христовых Таин, считать нормальным - причащение, по возможности, как можно чаще, или... как-то по-другому? Авторы проекта документа считают, что - по возможности чаще, святой Никодим Святогорец и Макарий Коринфский тоже (книга "О непрестанном причащении Святых Христовых Таин"), преподобный Серафим Саровский - тоже ("причащайся как можно чаще и не смущайся своим "недостоинством") и многие другие святые подвижники. И еще: почему-то во всех постах говение, подготовка к Святому Причастию сводится к "финикам". А как-же испытание совести, мирное состояние духа, молитва, воздержание в пище, пусть и скоромной? Или всё-же "человек для субботы"?

Все сводится "к финикам", потому что Вы, батюшка, написали статью именно о финиках. Мой духовник не возражает против частого, еженедельного причащения. Но на вопросы типа "Что ж теперь, все время поститься и иметь только два непостных дня в неделю?" отвечает: "Конечно! И никак иначе!" А о. Артемий Владимиров сказал как-то: "Милый, дорогой, да если для тебя все еще имеет значение, есть у тебя на столе жареная курочка или нет ее, то ты, радость моя, совсем еще младенчик))) Помолись, помолчи побольше, в храм походи почаще, почитай, что я скажу, и когда тебе захочется молиться больше, чем откушать курочки - вот тогда приходи и причащайся". Существует обновленческое выражение, надоевшее хуже горькой редьки - про исповедь как "билет на причастие". А для тех, кто проталкивает мысль про отмену евхаристического поста, что же получается? Причастие как билет к немедленной курочке?
Ирина Фр. / 04.10.2013, 18:36

14. Ответ на 12., иеромонах Арсений:

Вот именно - мера! Помните определение царского пути: не уклоняться "ни на десно, ни на шуе". Мы имеем посты в среду и пятницу (и понедельник для монашествующих), четыре многодневных и однодневные посты в праздники в честь Животоворящего Креста Господня и Святого Пророка и Предтечи Иоанна.

Да, мы имеем, слава Богу, эти посты. Только почему их наличие исключает, по-Вашему, евхаристический пост? Для говеющего день Причастия - воскресение - малая Пасха, а значит, и суббота - прообраз Великой Субботы. Помню рассказ Паисия Святогорца о его русском духовнике Тихоне, который отмечал всякую субботу тем, что мешал кипяток в кружечке стародавним рыбьим хребтом))) Частичное послабление поста в субботу перед Причастием, никак не нарушающее евхаристический пост - что Вы имеете против этого?
Ирина Фр. / 04.10.2013, 18:14

13. Re: О подготовке ко Святому Причащению

Всё дело в том, что, говоря о причащении Святых Христовых Таин, считать нормальным - причащение, по возможности, как можно чаще, или... как-то по-другому? Авторы проекта документа считают, что - по возможности чаще, святой Никодим Святогорец и Макарий Коринфский тоже (книга "О непрестанном причащении Святых Христовых Таин"), преподобный Серафим Саровский - тоже ("причащайся как можно чаще и не смущайся своим "недостоинством" "Серафимо-Дивееская летопись" арх. Серафим Чичагов, и многие, многие другие святые подвижники. И если свт. Василий Великий упоминает, что его современники причащались 5 раз в седмицу, то сколько дней в седмицу они говели? Ответьте на этот вопрос сами для себя. И еще: почему-то во всех постах говение, подготовка к Святому Причастию сводится к "финикам". А как-же испытание совести, мирное состояние духа, молитва, воздержание в пище, пусть и скоромной? Или всё-же "человек для субботы"?

12. Ответ на 6., М.Яблоков:

..Чем чаще христианин хочет причащаться, тем он бОльше должен говеть и поститься, и готовиться, а не меньше, как снова лукавят неообновленцы. Это же ясно. 3. Во всем есть мера...

Вот именно - мера! Помните определение царского пути: не уклоняться "ни на десно, ни на шуе". Мы имеем посты в среду и пятницу (и понедельник для монашествующих), четыре многодневных и однодневные посты в праздники в честь Животоворящего Креста Господня и Святого Пророка и Предтечи Иоанна.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Арсений (Железнов)
Участие монашеских общин в механизме управления РПЦ через возрождение самостоятельности и самоуправления монастырей
Доклад на круглом столе «Особенности современной жизни приходов Русской Православной Церкви», 5 апреля 2017 года
09.04.2017
«Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно...»
Размышления о церковном пении
22.03.2013
Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»
Критический отклик иеромонаха Арсения (Железнова) на комментарий протоиерея Андрея Ткачева
17.10.2012
Поможем всем миром!
Богородице-Рождественское Подворье Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря просит помощи и молитвенной поддержки
26.02.2010
Все статьи Иеромонах Арсений (Железнов)
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14