itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Важнейшие события в жизни Русской Православной Церкви

К 70-летию архиерейского собора РПЦ (8 сентября 1943 г.)

Новости Москвы 
0
586
Время на чтение 14 минут

Хорошо известны гонения советской власти на Русскую Православную Церковь. Достаточно напомнить, что к началу Великой Отечественной войны находящийся на свободе епископат РПЦ насчитывал всего 4 архиереев, ещё 10 уцелевших епископов находились на покое или служили настоятелями храмов. Из 25 тысяч церквей (1935) в СССР осталось 1277 действующих. В 25 областях Российской Федерации не было ни одного храма, а в 20 - не более, чем по 5 церквей. В канун войны численность духовенства и церквей не превышала 5% от уровня конца 1920-х годов.[1] Как отмечает митрополит Иоанн, по разным данным, к началу войны оставалось от 150 до 400 действующих приходов.[2]

Следует отметить, что начиная с первой половины 30-х годов ситуация стала несколько меняться.

12 сентября 1933 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в котором отмечалось, что в 20-30-е годы в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов, а 300 переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорных. Планы архитектурных застроек предусматривают снос еще более 500 оставшихся храмов и церквей... «ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, которые являются памятниками архитектуры древнерусского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».

Позже, 11 ноября 1939 года Политбюро ЦК приняло еще одно постановление об отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви, преследования верующих. В нем указано: «1. Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованные председателю ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно-верующих отменить.

3. НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанные с лишением свободы, осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.»[3]

Однако, это, естественно не меняло принципиального отношения власти к религии, к Русской православной церкви в целом, о чем свидетельствуют приведенные выше данные. В отношениях между церковью и государством мало что изменилось в лучшую сторону.

Отечественная война создала условия для кардинального пересмотра государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви. С первых же дней войны РПЦ, продолжая вековую традицию, посветила себя защите Отечества. 22 июня 1941 года - по церковному календарю День Всех Святых в Земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В этот же день местоблюстителем патриаршего престола митрополит Сергей обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви». В нем в частности, говорилось: «... Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Божией помощью и на сей раз он развеет фашистскую вражескую силу... Нам пастырям церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле божией... Православная наша церковь всегда делила судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь»[4] Патриарх благословил верующих на борьбу за оборону Отечества. Это послание зачитывалось в храмах и многие уходили на фронт, на смертный бой с врагом, благословленные церковью. Всего за годы войны митрополит Сергей обращался к верующим с патриаршими посланиями 23 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны.

Незабываемо яркое слово было сказано митрополитом Алексием за литургией в кафедральном соборе в Москве 10 июля 1941 года. «Патриотизм русского человека - сказал он,- ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к своей родине... Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь... Не только как долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать... И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества. Борьба это не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но можно сказать за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения».

Обратим внимание, иерархи Русской Православной Церкви видели, что Советская Россия, Советский Союз спасет мир и человеческую цивилизацию, а сегодня, увы не мало в нашей стране тех, кто стремится облить грязью Россию, её прошлое, приравнивают в войне фашистскую Германию и СССР с одной целью: оправдать разрушение и уничтожение великой страны.[5]

В храмах служили молитвы о дарованиях победы. За богослужением возносилась молитва «О еже подати илу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же мужеству с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов»[6] Многие священники помогали партизанам, несли слово правды верующим, попавшим под фашистскую оккупацию.

14 октября 1941 года митрополит Сергей призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». И этот призыв патриаршего местоблюстителя оказал моментальное действие: приходские общину стали вносить в фонд обороны крупные денежные пожертвования.

Например, общая сумма денежных средств собранная верующими и духовенством городской епархии в Фонд обороны за годы войны, превысил 6 млн. рублей.[7] Собранные церковью средства шли также и на содержание раненых, в помощь детям сиротам, потерявшим на войне родителей, на подарки бойцам Красной армии, шефство над госпиталями и т.д. При храмах создавались санитарные пункты и убежища для престарелых и беспризорных детей.

30 декабря 1942 года Патриаршии престолоблюститель митрополит Сергей обратился к верующим с призывом: «Соорудим на наши церковные пожертвования прихожанами колонну танков имени Дмитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение православной нашей церкви и ее неумолкаемую молитву об успехах русского оружия...» И не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины во всей стране, которые были бы в стороне от этого священного долга, кто уклонился бы от этого участия в деле спасения Родины. Уже через четыре месяца было собрано свыше8 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей. В том числе, духовенство и верующие города Москвы и Московской области внесли в это дело свыше 2 миллионов рублей,[8] 1 миллион составила сумма пожертвования прихожанами блокированного Ленинграда.[9]

Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Так, духовенство и верующие Горьковской области собрали на эскадрилью самолётов имени Александра Невского 1 миллион 40 тысяч рублей, в том числе протоиерей города Горького А.А. Архангельский пожертвовал из своих средств 200 тысяч. Это был далеко не единственный единичный взнос церковнослужителям. Настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области протоиерей А. Михайлов внёс на постройку боевой авиаэскадрильи 110 тысяч. Священник Успенской церкви города Ижевска Владимир Стефанов пожертвовал 273 тысячи рублей.[10] Можно привести ещё множество примеров личного пожертвования духовенства на строительство танковой колонны Дмитрий Донской и авиаэскадрилью Александр Невский.

Любопытно слово, сказанное при передаче танковой колонны частям Красной армии, и их ответ. Митрополит Николай так обратился к красноармейцам: «Гоните ненавистно врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрий Донской ведёт вас на битву за священную Русскую землю! Вперёд, к победе, братья-воины!»

Через несколько месяцев командования танковой части написали ответ митрополиту: «Выполняя Ваш наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на вручённых Вами танках, полные любви к своей матери-родине и вождю народов великому Сталину успешно громят заклятого врага, изгоняя его с нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев на первом Белорусском фронте и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю...»[11]

Активная патриотическая деятельность духовенства и верующих Русской Православной Церкви возвращали её былой авторитет, поднимая престиж церковного руководства в глазах верующих, обуславливая сдвиги в государственно-церковных отношениях. Советская власть постепенно смягчает антицерковный режим, не только разрешив, но и создав благоприятные условия для восстановления разрушенной в предшествующий период церковной иерархии.[12] Это происходило на фоне обращения к русской традиции. Русская история и национальная культура из объектов нападок превратились в объект почитания. «Учёные, - как отмечает митрополит Иоанн, - вдруг заговорили о том, что обличения русского могут быть «по вкусу» лишь тем историкам, которые не сумели понять глубоких дарований, великой умственной, социальной и технической энергии, заложенных в русском народе».[13] Были учреждены ордена и медали имени выдающихся русских полководцев: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Александра Невского, ордена и медали П.С. Нахимова и Ф.М. Ушакова, возвращаются дореволюционные погоны, офицерские звания. Прекратилась антирелигиозная пропаганда, по существу прекратил свою деятельность Союз воинствующих безбожников. В кинохронике начали показывать кадры, явно недоступные ранее: «...В освобождённых городах жители с иконами встречают советских солдат, и некоторые из бойцов, осеняя себя крестным знаменем, прикладываются к иконам...»[14] У митрополита Сергия появилась возможность хотя и на короткий срок, официально рукополагать во епископы лиц, которых он лично выбирал, а не тех, на кого указывала власть. В 1942 году, несмотря на военное положение и комендантский час, в Москве было разрешено празднование Пасхи, на которое в Богоявленский собор стянулись тысячи людей.

В феврале 1942 года РПЦ было разрешено возобновить издательскую деятельность. В городах открываются новые храмы. Власти открыли верующим доступ к Иверской иконе в церкви Воскресенье в Сокольниках. Это были важные, но всё же частные меры по смягчению церковно-религиозной политики власти. Коренные перемены в ней связаны с приемом Сталиным виднейших православных иерархов: патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского), ленинградского архиерея митрополита Алексия (Симанского) и экзарха Украины митрополита Николая (Ярушевского) 4 сентября 1943 года.

Результаты беседы И.В. Сталина с иерархами РПЦ превзошло все ожидания. Все до единого вопроса, поставленные иерархами были решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР.[15] Был решен самый главный вопрос - принято решение о созыве архиерейского собора и выборы патриарха, престол которого 18 лет пустовал. Возобновил свою деятельность Священный Синод. Для подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения - академии и семинарии. Церковь получила право печати и издания литературы. В ответ на поднятые митрополитом Сергием вопросы - о преследовании духовенства, необходимости увеличения числа приходов, освобождения архиерев и священников из ссылок, тюрем и лагерей, свободы совершения богослужения. Сталин тут же дал поручение «изучить вопрос».[16] Сталин, в свою очередь, предложил Сергию подготовить список священников, находившихся в заточении - и тут же получил его, так как такой список, заранее подготовленный, был митрополитом предусмотрительно захвачен с собой.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовало 19 архиереев, избравший Патриархом всея Руси митрополита Московского Сергия Старогородского.

В докладе на заседании собора «Долг христиан перед церковью и родиной в эпоху Отечественной войны» митрополит Алексий, подчеркнул, что победа выковывается на поле брани трудом, подвигом, воодушевлением воинов, искусством военноначальников; победа, далее, зависит и от усовершенствования орудий борьбы...» но «есть нравственные условия победы,- констатировал он,- гораздо более широкие, гораздо более возвышенные, могу сказать, даже более действенные, чем численность и сила оружия современного боя. Они, эти нравственные условия, владеют и победоносным воинством, которому нужно воодушевление, которому нужна готовность перенести все и всякие жертвы, лишения, раны и самую смерть; они, эти нравственные условия нужны и для народа, оставшегося внутри страны, который и до войны породил и воспитал армию, и во время войны питает её духовно. Такими нравственными условиями успеха воинского оружия являются: религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга пред Богом и родиной... Он и производит и в народе, и в войске то истинное воодушевление, которое является залогом веры победы, ибо при таком настроении народ побежден быть не может».

Народ чувствует свой долг перед родиной; в нем живет сознание правды нашей брани, а в среде верующих наблюдается особый религиозный подъем, который показывает воочию, как неизживаема силы веры, сила православия, как велика связь верующего народа с народной своею Православной Церковью. Сила православия осеняла всю нашу историю, делала народ единым, объединенным в своих вековых великих святынях...».

Так, на архиерейском Соборе прозвучала великая значимость веры православной, Русской Православной Церкви в сплочении народа во время тяжелейшей борьбы со смертельным врагом.

Собор принял постановление, в котором осудил изменников вере и Отечеству: «Среди духовенства и мирян,- говорится в нем, - находятся такие, которые позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить своё благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например партизан, других жертвующих собою за Родину... Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Кресла Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенный сана»[17]. Это соборный голос Церкви.

Для управления делами при Патриархе был образован Священный Синод, состоящий из трех постоянных и трех временных членов. Постоянными членами Синода были назначены митрополиты Алексий, Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин).

8 октября 1943 года был образован овеет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР во главе с Г.Г. Карповым, которому отводилась роль посредника между правительством и церковью. О значении, которое предавалось Совету, говорит тот факт, что со стороны правительства курировал его заместитель Председателя Совета Министров В.М. Молотов. Созданием Совета, как отмечает Б.А. Филиппов, не только подчеркивалась особая роль Русской Православной Церкви в стране, но определялось ее институциональное место в политической системе.[1][18]

Итоги встречи, итоги перемен, отмечал митрополит Иоанн, «стали поистине ошеломляющими». В несколько ближайших лет на территории СССР были открыты тысячи храмов и количество православных общин доведено до 22 тысяч. Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на свободу. Прекратили прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников».[19] Религиозным общинам (включая монастыри) предоставлялось право юридического лица в части аренды, строительств и покупки в собственность для церковных нужд домов, строений, транспорта и утвари; снимались ограничения на колокольный звон; местным органам рекомендовалось не чинить препятствий деятельности монастырей.[20]

Заслуги Русской Православной Церкви перед народом и страной в годы Великой Отечественной войны были высоко отмечены Советским правительством. Многие церковнослужители были награждены правительственными наградами. Так, 17 пастырей Ленинграда были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».[21]

В октябре 1944 года в Москве в торжественной обстановке в Совете по делам Русской Православной Церкви были вручены медали «За оборону Москвы» митрополиту Николаю и двенадцати протоиреям за ту лепту, которую они внесли на алтарь Отечества. За все дела и средства помощи святому делу борьбы с фашизмом медалью «За оборону Москвы» были награждены также архиепископ Палцын и епископ Ларин, отсутствующие в это время в Москве. Выступая на вручении медали, председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов дал высокую и точную оценку деятельности духовенства в годы Великой Отечественной войны. Он сказал: «В своих речах, проповедях и обращениях к верующей части населения епископат и духовенство Патриаршей Православной Русской Церкви укрепляли веру в победу, вселяли дух мужества, призывали к патриотическим подвигам в труде, в деле укрепления обороны страны и, в частности, в деле защиты Москвы - славной столицы нашей Родины...» А, выступая после вручения медалей, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отметил, что эти награды побудил духовенство «... с еще большим рвением отдаться делу возбуждения в Ваших пасомых духа любви к Родине и готовности отдать ей свои силы...»[22] Свидетельством признания заслуг РПЦ в годы войны и изменения положения Патриарха и членов Синода стало их присутствие на Параде Победы.

Тема духовного, молитвенного подвига нашего народа, патриотического служения Родине Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, несмотря на издания солидных трудов на эту тему, еще ждет своего дальнейшего исследования.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук

Михаил Иванович Фролов, доктор исторических наук, профессор


[1] См.: Филиппов Б.А. Очерки по истории России. ХХ век. Учебное пособие. 2-е изд., исп. М.,2012. С246-247.

[2] Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. С.320.

[3] Зыков Владимир. Сталин и религия. // Завтра. Сентябрь 2012 г., № 38(973)

[4] Журнал Московской Патриархии. 1994 № 5. С. 122-129

[5] См.: Ганичев Валерий. Православие - это победа // Русь державная. 2001, № 5(84)

[6] Протоирей Владислав Цыпин. Патриотическое служение русской православной церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая история. 1995, № 2, С.43

[7] Фролов М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев.1941-1945 гг. СПб., 2003. С. 139

[8] Митрополит Николай. Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Дмитрия Донского. С.30.

[9] Шкаровский М.В. Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны// Ленинградская эпопея - феномен мировой истории СПб, 1998. С.273. Есть данные о том, что верующие Ленинграда пожертвовали на танковую колонну около 2 млн. рублей. СПб., IV Царскосельские чтения. Т.1 СПб., 2000. С.74

[10] Митрополит Николай. Указ.соч. С.31

[11] Ганичев Валерий. Указ.соч. С.3

[12] Филиппов Б.А. Указ.соч.

[13] Митрополит Иоанн. Указ.соч. .318

[14] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С.123

[15] Митрополит Иоанн.С.320

[16] Новейшая история Отечества. ХХ век. Том 2. М., 1998. С.179-180

[17] Правда о генерале Власове. СПб., 2009. С.6, 23

[18] Филиппов Б.А. Указ. соч. С.414-415

[19] Митрополит Иоанн. С.320

[20] Новейшая история Отечества. ХХ век. Том 2. С. 181

[21] Фролов М.И. Указ.соч. С.140

[22] Шаповалова Антонина. Родина оценила их заслуги. С.20-21.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 8., Андрей Карпов:

опять мы сталкиваемся с тем, что нет указаний на архивный источник

Вы совершенно правы. Это тоже сказочный документ. Наподобие басенок про исповедь Сталина. Придет время и будут распространятся сказки про "глубоко-верующего" Антихриста. Про его добродетели. И технология отработана.

10. Re: Важнейшие события в жизни Русской Православной Церкви

Однако, интересно. Игорь Курляндский - главный критик подлинности постановления 39 г. - в своей статье на Правмире http://www.pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stalina-k-pravoslavnoj-cerkvi/ даёт целую историю этого документа, возводя её к маршалу Язову. И тут получается, что источников документа два - один Язов (публикатор - журналист Марков), другой - публикатор д-р философ.н. В. Алексеев. У Алексеева документ называется Протокол, у Маркова (потом марковские документы воспроизвел В. Карпов) - выписка из Протокола. Текст их различен. В.К. Криворученко приводит расхождения данных документов. При этом Выписка идет в приложении с ответом Берии об исполнении, т.е. восходит к архиву именно Берии... Т.е. получается всё же 2 независимых источника. А это уже серьёзно. Т.о., вариант, что документ подлинный есть. Просто до сих пор открыты не все архивы...
Андрей Карпов / 30.09.2013 11:24

9. Ответ на 6., Андрей Карпов:

Дорогой о Господе Андрей! Вопрос с этим сказочным документом можно благополучно закрыть. Человек отказался назвать где он видел этот документ, в каком архиве. Ни в одном архиве его нет. Этот вопрос отсутствует в протоколе того дня заседания Политбюро. Его номер абсолютно "ни к селу, ни к городу". Так какие могут быть сомнения в подложности этого документа? А по поводу подготовки Собора 1943 года мы все не рассмотрели еще в подробности внешнеполитических причин. Я готовлю работу в духовных школах СПб на эту тему. Вот первая часть http://www.beloedelo.ru/researches/article/?151 По поводу медкарты Аллилуевой с 10-ю абортами дело обстоит гораздо яснее, чем с этим сказочным постановлением Политбюро. Дело в том, что медкарта Аллилуевой В АРХИВЕ ЕСТЬ. Легко могу даже привести ее архивный номер. Просто она теперь засекречена. Поэтому сейчас ни я, ни мои оппоненты не можем проверить. Лица, которые брали эту медкарту раньше, утверждают, что там 10 абортов. А сказочного постановления Политбюро нет нигде. Это фантик.

8. Ответ на 7., Метафора:

Если было такое интересное постановление , то почему же не было выполнено вот это "НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанные с лишением свободы, осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти."?

Ну такие данные приводятся, например, В. Карповым в книге "Генералиссимус" 22 декабря 1939 г. № 1227"Б» г. МОСКВА С П Р А В К А Во исполнение решения ПБ ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года за №1697/13 из лагерей ГУЛАГ НКВД СССР освобождено 12 860 человек, осужденных по приговорам судов в разное время. Из-под стражи осво- бождено 11 223 человека. Уголовные дела в отношении их прекращены. Продолжают отбывать наказание более 50 000 человек, деятельность кото- рых принесла существенный вред советской власти. Личные дела этих граждан будут пересматриваться. Предполагается освободить еще около 15 000 человек. НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ^СОЮЗА СССР (Подпись – В.К.) (Л. БЕРИЯ) Другое дело, что опять мы сталкиваемся с тем, что нет указаний на архивный источник.
Андрей Карпов / 30.09.2013 11:04

7. Re: Важнейшие события в жизни Русской Православной Церкви

Если было такое интересное постановление , то почему же не было выполнено вот это "НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанные с лишением свободы, осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти."? Вот хотя бы по архиереям Варлаам (Ряшенцев) – 11.11.1940 года арестован, приговорён к расстрелу, расстрел заменён на 10 лет ИТЛ Александр (Петровский) – умер в заключении 24.05.1940 Вассиан (Пятницкий) – умер в ссылке 27.12.1940 Ювеналий (Машковский) – умер в заключении 12.04.1941 г. Афанасий Сахаров - Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 1937—1938 годах. В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, прошёл пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем. С января по ноябрь 1943 года проживал в городе Ишим. Новый арест и очередной приговор[править | править исходный текст] 7 ноября 1943 года в ссылке в очередной раз арестован и перевезён в Москву. На допросе 10 апреля 1944 заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии (так в тексте!). Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти». В 1944 году приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. Этот список можно продолжать до бесконечности. Так в чем тут дело - эти архиереи были врагами народа? И потому их не коснулось милостивое решений ЦК? Хочу напомнить, что и Лука Войно-Ясенецкий отнюдь не был освобожден. Все любят говорить о его добрых словах в адрес сталина, сейчас речь не об этом, так что не будем. Факт остсется фактом. И уж если архиереи оставались врагами народа, то что говорить о прочем духовенстве?
Lucia / 30.09.2013 09:36

6. Ответ на 5., Опричник:

Вопрос с этим документом, дейстивтельно, неясный. Рекомедую почитать эту стенограмму: http://goo.gl/fpQslI Публикатор документа: а) незыблимо уверен в его существовании б) но упорно не даёт указаний, откуда он взял этот документ; в) никак не отвечает на аргументы оппонентов. Позиция странная... Она, возможно, имеет какое-то объяснение, но я его реконструировать не могу...
Андрей Карпов / 30.09.2013 07:54

5. Ответ на 3., о. Николай Савченко:

Насколько нам, фальсификаторам, известно, отдельного документа по этому вопросу, действительно, нет. Это постановление проходит в повестке дня среди прочих. Во - вторых, в патриотических СМИ ничего об этом, как о фальшивке, не встречал. А я, уж простите, своим верю!!! Причём, несмотря на мой временами резкий тон, для меня свои и национал - патриоты. и царисты. Хотелось бы, безо всяких умыслов и подколок, узнать имена сих историков. Но, отче, если это люди, подобные Борису Илизарову и иже с ним. не взыщите...
Опричник / 30.09.2013 07:02

4. Ответ на 3., о. Николай Савченко:

Несколько историков уже комментировали эту фальшивку.

Это говорит идеологический коммивояжер, пытающийся сбыть нам "медкарту Аллилуевой".

3. Ответ на 2., Опричник:

Дорогой Опричник! В журнале "Современник" этот лжедокумент был опубликован темже автором-сказочником, что и в газете "Завтра". Историки давно исследовали эту фальшивку. Такого документа в делах Политбюро НЕТ. В этот день было само заседание Политбюро, но не было рассмотрения ни одного религиозного вопроса. Несколько историков уже комментировали эту фальшивку.

2. Ответ на 1., о. Николай Савченко:

Ну, хватит напрасно обличать газету "Завтра". Впервые документы о этом решении Политбюро (а не интерпретация их!!!) были напечатаны как минимум в 1999г. в журнале "Наш Современник". В последующем ссылку на них приводили самые разные авторы. Хочется всем тем, кто считает всё это сказками, кто считает работы о духовенсте периода февраля 1917г. Михаила Бабкина "бабкиными сказками" - ну идиде сами в АРХИВЫ И ПОРОЙТЕСЬ. И перестаньте смешить людей своим НЕВЕЖЕСТВОМ!!!
Опричник / 29.09.2013 09:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протодиакон Владимир Василик
Как винные производители торгуют святыней
Корысть наших виноделов («свиноделов») вносит свою весомую лепту в антицерковную кампанию
24.06.2022
День 22 июня должен стать днём покаяния всей Европы
Если мы окажемся недостойными памяти героев Войны, то кровь их будет на нас и на чадах наших
22.06.2022
«Это значит, что народа уже нет или почти нет»
Испанские католики предлагают Ватикану начать дискуссию о введении женского священства
14.06.2022
Глубоко верующий православный христианин и православный государь
О Петре Великом, 350-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни
11.06.2022
Вор должен сидеть в тюрьме, а предателю – не место во власти
Поддерживаю законодательную инициативу сенатора П.Тараканова по запрету деятелям культуры, выступившим против спецоперации, занимать госдолжности
30.05.2022
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Михаил Фролов
О подлинной дате начала блокады
«96-й день Великой Отечественной. Ленинград выстоял
25.09.2021
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Город Святого Петра оказался той скалой, о которой разбилась лавина немецкого нашествия
25.09.2021
«Ленинградцы оставили нам великое духовное наследие!»
Размышления ветерана Великой Отечественной войны Михаила Ивановича Фролова к 75-летию начала блокады Ленинграда
08.09.2016
Все статьи Михаил Фролов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
06.07.2022 13:13
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2022 13:07
Так победим!
Новый комментарий от Марфа Зотова
06.07.2022 12:29
«Не умеем мы жить для себя»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2022 12:07
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
06.07.2022 11:12
Кого американцы называют «полезными
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:59
Зачем покинули остров Змеиный?
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:36