Природа нации

0
520
Время на чтение 8 минут

Английский писатель Ричард Олдингтон, в романе «Все люди-враги», утверждал, что «...если жить всеми чувствами, непосредственными живыми восприятиями, вместо выдуманных, отвлечённых, тогда и впрямь все люди оказываются врагами». Сразу подумалось, ну, разве что -всеми без исключения чувствами, тогда конечно... Ведь каких только опасных для окружающих людей чувств и отрицательных «непосредственных восприятий» - не рождает непростая человеческая жизнь! И если не обуздать их разумом - такое начнётся!!

К счастью, самые опасные чувства человека всё-таки удаётся обуздать - не только разумом, но другими сдерживающими чувствами, чаще всего -страхом, а еще инстинктом самосохранения. Но есть такое универсальное определение - любовь, которая тоже относится к области чувств, причём очень сильных, живых и непосредственных! Так что, если попытаться жить всеми чувствами, то самое сильное из них - любовь - может и победить! Это может быть сильная любовь к родине, к родительскому дому, к определённому человеку. В любом случае от любви - теория английского писателя моментально рушится! Если тебе посчастливиться ощутить чувство любви к родине, например, ты уже перестаёшь отчуждённо смотреть на незнакомых тебе соотечественников. Ты начинаешь понимать, что связан с ними какими-то высшими узами ответственности и долга. Это метафизическая близость! Она заставляет людей действовать согласованно, не жалеть своих жизней для общего дела. Во время военного конфликта - чужие, а то и враждующие между собой люди, бросали вражду и спасали друг друга! Всё это приходит к нам через генную память, и храниться там, готовое в любую стать «непосредственным восприятием» в понимании Олдингтона. Человек тогда забывает инстинкт самосохранения, страх и доводы разума!

При этом, невозможно убедить сограждан, которые не имеют такой памяти, (или она умерла в них), что душевный порыв защитника родины - честно, искренне переживается человеком.

В январе этого года на сайте «Известий» в Интернете были опубликованы заметки Сергея Роганова. Вот что он пишет о Высоцком. «Его исступленный патриотизм был нелеп, так же как многие военные песни походили на лубочные картинки». Эту чудовищно искажённое представление могло быть только у человека, не воспринимающего идеалы страны проживания. Что делать? Он другой, но чрезвычайно самоуверенный. Он надеется, что эта оценка самая интеллектуально-правильная! Его невозможно убедить в том, что многие фронтовики любили песни Владимира Высоцкого о войне. Еще мало зная его биографию, некоторые из ветеранов были уверены, что наш бард сам воевал в Великую Отечественную войну - насколько точно Высоцкий прочувствовал душу нашего бойца в этой смертельной схватке.

Не ребёнком же он всё это усвоил в период с трёхлетнего до восьмилетнего возраста, родившись в 1938 году? Значит, это было в нём изначально как матрица! И надо было только прочесть воспоминания фронтовиков, как всё в душе «выстроилось», превратилось в живое, непосредственное переживание. Поражает позиция автора заметки в «Известиях». Он осуждает «исступленный пафос» песен, а ведь это тем самым осуждает и сам пафос борьбы советских солдат с фашистским нашествиям. Задумывался ли автор над тем, что перед опасностью смерти солдат чувствует и действует так, как это свойственно только его ментальности. Именно с таким «пафосным» настроением наши воины и смогли победить! Такой у них национальный характер. Как бы там не изощрялся политрук в своих призывах «за Родину», «за Сталина», он ничего бы не достиг, если бы высокие понятия и чувства не существовали изначально в солдатской душе! И если бы он не мог выразить их с присущей советскому солдату прямотой и открытостью! Более того, когда после боя особо отличившихся спрашивали: почему они так безрассудно бросились в самое пекло, бойцы не могли ответить, потому- что ни разум, ни расчёт не руководили ими! Их направляло безотчетное чувство, исходящее от самой природы и её Создателя.

Какое счастье, что не было тогда среди военных корреспондентов газеты «Известия» таких публицистов, как Роганов, и солдатам не надо было прятать свои чувства перед атакой, стесняясь замечаний журналиста. Только представьте себе на миг (в порядке эксперимента) таких журналистов на передовой 1943 года. И чтобы они учили солдат громко не выражать свои патриотические чувства, не размахивать красными флагами. Какой бы катастрофой закончилось всё это!

Кстати что-то похожее у нас уже было. В интернете приводились такие факты: после февральской революции 1917 года Временное правительство России издало приказ № 1 по всем армейским частям - не подчиняться командирам! Вся власть в армии переходит к солдатским комитетам. И это в самый разгар войны. Русская Армия перестала быть боеспособной в несколько дней!

В наше время снова у нас «маячат» призраки тех же «демократов» -временщиков. Их невозможно убедить в полезности «пафоса», потому - что у таких «соотечественников» отсутствует уважение к глубинным славянским духовным ценностям. Они совершенно не могут или не хотят понять, что эти ценности могут быть усвоены национальной душой только в определённой форме - чаще всего в эпической. Поэтому война 1812 года нашла отражение в величественном романе «Война и мир», а не в форме приключений, подобных похождениям солдата Швейка. И эпопея Льва Толстого вдохновляла людей именно своим высоким «пафосным» настроем. Это подтверждает и недавно опубликованный в пятом номере «Нового мира» за 2013 год материал Кирилла Кобрина о Лидии Гинсбург и её «Записках блокадного человека»:

«В годы войны люди жадно читали „Войну и мир", - чтобы проверить себя (не Толстого, в чьей адекватности жизни никто не сомневался). И читающий говорил себе: так, значит, это я чувствую правильно. Значит, так оно и есть. Кто был в силах читать, жадно читал „Войну и мир" в блокадном Ленинграде». У Толстого «народная война», «патриотический подъем» редуцируются к огромному количеству отдельных поведенческих феноменов, так или иначе вписанных в разного рода сословные, профессиональные, гендерные модели, представляющие собой налаженную систему социальных ритуалов»

Так или иначе, а этот спасительный «пафосный» патриотический подъём существует и показал себя как спаситель огромного числа людей в самые тяжкие дни ленинградской блокады. «Чувствовать правильно»- значит не отчаиваться и не трусить, забыть про своё нездоровье, голод и холод. Есть что-то более великое и значительное, чему ты должен следовать, чтобы вместе со всеми выжить! «Чувствовать правильно» - это значить - не кривляться и не ёрничать, а научиться смотреть на мир серьёзно и с трепетным уважением к там понятиям как война, родина, долг и смерть!

Это уже не просто непосредственное чувство в понимании писателя Ричарда Олдингтона, а скорее могучий инстинкт. Читая многочисленные статьи «борцов» с этим природным инстинктом, невольно спрашиваешь себя, есть ли у них вообще что-то святое? Человек не может жить, не уважая своё отечество, свой род! Ведь есть же и у Роганова и его сторонников свои духовные приоритеты. Почему они не рассказывают нам о них, не стараются увлечь нас своим, более «правильным» пониманием жизни, а с иронией и сарказмом «развенчивают» - высокие чувства чужих им соотечественников, как мифы и нелепости? Пытаются спорить с природой? Может быть, потому- что людей, разочарованных в высоких идеалах, легче покорять? Легче внушить им, что существует только «здравый смысл» и демократические свободы. Надо, чтобы все поверили: весь пафос патриотизма, в основе которого лежит бесценное чувство ответственности за родину- это чувство не природное, врождённое, а социально-приобретённое. В годину тяжких испытаний оно помогает выжить, а в мирное время о нём лучше не вспоминать. Оно только мешает строить государство на основе общедемократических духовных ценностей! В общем - победили и забыли!

Очень характерны в этом плане всё те же «Записки блокадного человека» Лидии Гинсбург. Полемизируя с Львом Толстым: «она тоже редуцирует «народную войну», «подвиг блокадников» к совокупности поступков отдельных людей, занятых выживанием. Привод, который заставляет эти колесики вертеться так, как надо для функционирования военно-государственной машины, - «социальный ритуал». Создавая (порой, воссоздавая в измененном виде довоенный) этот и другие ритуалы, выполняя их, доводя свое участие в них до автоматизма - вытесняя тем самым «биологическое», - блокадники побеждают Гитлера!»

Определённой части нашей интеллигенции очень бы хотелось, чтобы чувство ответственности за родину так и оставалось «социальным ритуалом» -палочкой - выручалочкой в военное время. Без всякой там биологии, генной памяти и прочих премудростей.

А вот в мирное время все должны слушаться умного дядю или тётю, которые внушат, что вы часть мирового рыночного сообщества и должны работать под руководством опытных менеджеров, учиться у либеральных филологов и историков. И чтоб про духовную родину, про какие-то там особенности национального развития- ни слова!

Жаль, что ветераны войны не смогли ответить С. Роганову на его заметку о «нелепом патриотизме» песен Высоцкого о войне. А уж тем более жаль, что сам Владимир Семёнович не смог возразить и по-мужски отреагировать на нелепые обвинения автора.

Как-то в записной книжке я нашёл выражение поэтессы Беллы Ахмадулиной: Великий поэт не может быть патриотом одной страны! Это так она писала об Иосифе Бродском в «Известях» в 2003 году. Может быть, Бродский и не может быть патриотом. Говорят, он сам себя ощущал поэтом всемирным. Прекрасная, чудная поэтесса писала это искренне, в порыве высоких чувств. Но тут же я вспомнил, что за восемьдесят лет до этой публикации, революционер Лев Троцкий в своей книге «Моя жизнь» утверждал, что Пушкин не национален. Это был уже умысел: не делайте из Пушкина русского символа! Он - поэт всех народов, проживающих на данной территории. Да никто и не спорит! В Эфиопии Александра Сергеевича тоже чтят поэта как своего - эфиопского гения! И это естественно, потому - что в его творчестве есть всемирные идеи и образы для всех. Весь вопрос в том, что сделало из сына внучки эфиопского пленника - великого национального поэта! В данном случае, обращаясь к Пушкину, как национальному гению, русский человек хочет лучше познать самого себя! Он действует согласно своей природе, не пытаясь никого осудить или принизить!

Но каких только несправедливых обвинений и обидных фантазий не приходится слышать ему! Кажется, это так просто: уважай и цени всех сограждан, обогащайся их лучшими духовными национальными качествами и культурным наследием. Но попробуй, воспитай в себе эту объективность и уважительность! Попробуй, победи в себе национальную «ревность» и нетерпимость! А ведь другого пути к созданию сплочённой многонациональной державы нет!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Природа нации

Уважаемый Валерий, хотелось бы поблагодарить вас за такие точные слова о патриотизме, трусости, долге. Русский человек не может быть счастлив без чувства гордости за Родину. Какое бы "качество" жизни ему не сулили, качество жизни это честь, совесть, исполнение долга.
Анна Кривцова / 12.02.2014, 08:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Последние комментарии
Трамп должен вернуть доверие белых избирателей
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.05.2024 19:18
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от Русский Иван
21.05.2024 19:07
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Русский Иван
21.05.2024 18:52
Симптоматично: таджик и азербайджанец сотворили трагедию
Новый комментарий от Русский Иван
21.05.2024 18:49
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
21.05.2024 18:39
К проблеме детей мигрантов в российских школах
Новый комментарий от Могилев на Днепре
21.05.2024 17:47
Остановить «дистант»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
21.05.2024 17:41