«О, как бы жили мы без Даля?»

0
1006
Время на чтение 8 минут
Фото: Памятник В.Далю в Луганске

Прекрасный русский поэт Алексей Решетов очень хорошо написал о Владимире Дале:

Владимир Даль, Казак Луганский,

В отставку выйдя, пишет сказки.

И даже сам Виссарион

Белинский

Ими восхищён.

Но в Академии имперской

Его пословицам и песням

Свободный вход не разрешен,

Зане (потому что) народу служит он.

Увы, вошло в слепую моду

Натурой называть природу

И двести тысяч слов родных

Менять на насколько ввозных

Слов, супротивных, чужедальних.

О, как бы жили мы без Даля?

Кого бы Пушкин попросил

Поднять его, лишаясь сил?

 

Да, именно Пушкин благословил Даля на создание Словаря русского языка, и именно Даль был около поэта в его последние земные часы.

Однажды, заполняя анкету и отвечая на вопрос: «Какими языками владеете?», я ответил: «Русским со словарём Даля». Сочли за шутку. Но ведь это и в самом деле так. Считать, что ты владеешь русским, и не знать Даля - это значит - говорить неправду. Словарь Даля - это не собрание слов по алфавиту, это самая национальная книга русских. Гнездовое размещение слов в его словаре, к которому всегда придирались, оказывается очень полезным для расширения не только знания слов, но и для постижения русской жизни.

Интересно, что о Дале я впервые узнал из статьи Крупской, жены вождя всемирного пролетариата, статьи обязательной к чтению: Статья, конечно, о Ленине. Крупская пишет: «Когда Ильич расстраивался, то брал словарь Даля и листал его. И вообще говорил, что кабинет интеллигента, это: стол, стул, Даль». Как было мне, комсомольцу пятидесятых, не учиться у вождя? Но ещё интереснее то, что сам-то Ленин читал Даля, а издавать его не давал, обзывал областническим, устаревшим. Так и не издавали. И нигде его было не достать. Хотя до революции словарь выходил трижды.

Еле-еле в 1957-м Михаил Шолохов своим авторитетом добился его издания, но вначале не словаря, а книги «Пословицы русского народа». О, это было событие! Тираж в 75 тысяч исчез из магазинов за день - два. И стоил немало, 25 рублей. Но это была такая драгоценность, что не один я был готов лишить себя чего-то необходимого, лишь бы взять в руки этот желто-золотой 990-страничный том и потом многие дни и годы утешаться душеполезным его чтением. В нём была такая магнитность, что рука сама тянулась к книжной полке, а чаще всего книга и до полки не добиралась, жила на столе и часто согревалась теплом моих ладоней.

Ложка дёгтя, увы, имела место быть в словаре. Не в самом тексте, а в предисловии. Уж так не хотелось атеистам давать дорогу, как они говорили, «пропаганде религии», что до смешного скрупулёзно выискивали примеры, по их мнению, безбожия русского народа. А Белинский, похвалив Казака Луганского (литературный псевдоним Даля) за сказки, тут же написал своё, полное мракобесия письмо Гоголю, где безобразно говорил о вере православной. Утверждает: «В русском народе ещё много суеверия, но нет и следа религиозности...», это как понимать? И не говорили в народе, «почёсываясь», про иконы: «Годится - молится, не годится - горшки покрывать».

Русь от того и непобедима, что выращена Православием. «Постоим за Русь, за веру Православную!» - это главный возглас наших предков во всех испытаниях.

Предисловие относит пословицы «На Бога надейся, и сам не плошай», «Бог-то Бог, да и сам не будь плох» к разряду неверия в Бога. Но они же очень православны. Да, на Бога надейся, но и сам спасайся. И Богу молись, и к берегу гребись. Из одного дерева и икона и лопата. Так и что из того? Лопатой работай, на иконы молись. Не дереву же молишься, а образу святого, на нём написанному. Икона - окно в Божий мир.

Свой труд Даль не мог издать десятилетие. Мытарили цензоры, академики Академии Российской словесности, упрекали в расшатывании устоев власти и религии. Даль никогда никаким врагом властям не был; он, как всякий православный, был монархистом. Несправедливые упрёки вынудили его написать объяснительную записку. С горечью писал: «Академия не только признаёт печатание сборника небезопасным, но даже опасается от него развращения нравов. Один из сочленов её для большей вразумительности придумал даже для моего сборника свою собственную пословицу, сказав, что это куль  муки  и  щепоть  мышьяку. (Конечно, переделка пословицы «В бочке мёда ложка дёгтя. В.К.) Если 35-летний труд мой мог побудить почтенного и всеми уважаемого академика к сочинению и применению такой пословицы, то сборник мой очевидно развращает нравы. Остаётся положить его на костёр и предать всесожжению». Даль вспоминал тех, кто горячо поддержал: его первые публикации в 1832 году: Пушкина, Гоголя, Киреевских, Погодина, Греча. «Жуковский был как бы равнодушнее к этому, боялся мужичества». Но что, запоздало спросим Жуковского, есть Русь, как не страна мужичества? Кто же Измаил штурмовал?

Мучились собранные воедино русские слова в учёных застенках, не пускали их к печатному станку. А время шло, а Даль был далеко уже не молод. И он, желая сохранить кладовую народной мудрости, делает несколько рукописных копий сборника.

Когда всё-таки сборник был издан, успех его был не сравним ни с одной книгой того времени. Некрасов не выпускал сборник из рук, лично послал один экземпляр в русскую колонию Ниццы. Толстой просил Страхова достать для него сборник, но это было и для Страхова нелегко. В рукописях романа «Война и мир», в характеристике Платона Каратаева есть выписки из словаря Даля. Все русские классики: Островский, Салтыков-Щедрин, Чехов, Достоевский, Лесков, Шмелёв, Бунин, Шолохов - все они, конечно, и без Даля обладали знанием народной жизни, примет, обычаев, но единодушно оценили подвиг собрата по русской словесности; это было равно, может быть, труду Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». А в наше время рядом с ними, конечно, «Лад» Василия Белова. Но, несомненно, словарь Даля первый в этом ряду.

Да, «как бы жили мы без Даля?» Владимир Даль - из русских русский. Собственно русскость может быть присуща и нерусскому. Уж как любят либералы талдычить, что Лермонтов шотландец, а Пушкин эфиоп. Что ж это в Шотландии нет Лермонтова, а в Эфиопии Пушкина? А немец Фасмер - автор Этимологического словаря русского языка - он русский? Дело же в любви к народу и языку. Да и есть ли хоть в каком народе такое золото народной мудрости, выстраданное столетиями, уходящее в народ как учебник жизни. Любой ребёнок, вырастая в языковой среде, слыша ежедневно пословицы, поговорки, невольно проникался их учительной силой. Не бойся никого, только Бога одного. Свет в храме от свечи, в душе от молитвы. Кто без крестов, тот не Христов. Менять веру и совесть менять. Страшна могила без кадила. В ком есть стыд, в том и Бог. Небо - престол Бога, земля - подножие. Всем рекам река Иордан, всем городам Иерусалим-град, всем деревам дерево кипарис, лев всем зверям зверь, всем птицам птица орёл.

Да начни читать любой раздел из двух сотен разделов сборника, не оторвёшься. О жизни, о неизбежности её конца: Сегодня жив, завтра жил. Умрём - ничего с собой не возьмём. Только во сне сдалося, будто на свете жилося. Каково житьё, таково и на том свете вытьё. Кто как живёт, тот так и умирает. Собираемся жить с локоть, а живём с ноготь. И царь, и народ - всё в землю пойдёт. Родится человек на смерть, а умирает на живот. (То есть рождается в жизнь вечную). Тяжел крест, а надо несть.

А сколько о любви, о семье, детях, о труде, о жадности и лености. Сколько о грехах: Церковь близко, да ходить склизко. Обрящешь кротость, найдёшь и мудрость. Тихая вода берега подмывает. Да любое место открываешь, любое, и везде не мука, а вперёд наука: Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Ждать да догонять - хуже нет. Не ищи царства земного, ищи небесного. Смирение побеждает гордыню как Давид Голиафа. Есть большие разделы житейских правил: С собакой ляжешь, с блохами встанешь. Вяжись лычко с лычком, ремешок с ремешком. Материнское сердце в детях, детское в камне. Батька нажил горбом, а сынок прожил горлом. Коли внуков маю, так и сказку знаю. Спать долго - встать с долгом. Домашняя гривна крепче заезжего рубля. Излишние порядки доведут до безпорядков. Не потопаешь - не полопаешь. Не для Иисуса, а ради хлеба куса. (Что-то делается). И наоборот: Для Иисуса, а не ради хлеба куса. И каждая пословица - это пища уму, повод к размышлению, к взрослению разума.

Но как тороплива жизнь, как жестоки достижения науки и техники к народному говору. Стал исчезать крестьянский двор, труды в поле и лесу, и огромный пласт пословиц, поговорок, загадок ушёл в прошлое. И ушли из жизни девушек зимние вечера, подготовка приданого. Заменили спицы и коклюшки, иглы клавиатуры. Что это? Бычок кованый, хвост верёвочный, Сам железный, хвост портяной, Конь стальной, хвост льняной, Волк железный, хвост конопляный, Зверок с вершок, а хвост семь вёрст...? Да это иголка с ниткой, это малая о них часть загадок. А это? На яме сто ямок. Или: Бежит свинья из Питера, вся истыкана. Это уже не угадать, это напёрсток. Два борова дерутся, промеж их пена валит. И это не угадать, это мельничные жернова. Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. Что это? Пила. Кланяется, кланяется, придёт домой, растянется. А это что? Топор. И о топоре, и о любом инструменте десятки уже умерших и похороненных в памяти загадок. Ведь и работать было интересно. Весь мир окружающих человека вещей был жив.

Невозможно оторваться. Вновь и вновь листаю словарь Даля. Он у меня весь в пометках, в подчёркиваниях. Даже много и дописывал в него. Это мой язык, мои правила жизни. Нет, писателям ещё расти да расти до народного языка. Может, уже и не вырасти - уходит язык. Уходит. Горе-горькое. Давит, оглушает шаблонная трескотня политиков, засыпает серой пылью полчище уголовных жаргонов, забивает мозги интернетская англоязычная смесь и спесь. Да ведь, сам не видел, думаю, что и в интернет уже загнали словарь, приручая его к новым порядкам. Но это дело безполезное. Нет, словарь Даля, сборник пословиц надо держать в руках, надо листать, надо бродить в нём, как в золотом осеннем лесу. Такие тебя встречают поляны, такое небо над тобой, так легко дышится. Нет, сломает зубы интернет о Даля, сломает.

В сборнике пословиц слово Бог везде напечатано с маленькой буквы. Это пигмеи замахивались на солнце. Но как от него ни заслоняйся, оно же есть. В конце восьмидесятых переиздали, наконец, и словарь Даля, но там были такие купюры, такие выдирки, чтоб лучше и не позорились.

К 200-летию Владимира Ивановича Даля, в 2001-м году, были всё-таки свершены издания его трудов, была даже отчеканена юбилейная медаль. Это заслуга нашей Государственной библиотеки. И всё-таки нет ещё такого, чтобы далевские словарь и сборник, его сказки были непременной настольной книгой в каждой русской семье и у тех, кто пытается постичь загадочную русскую душу.

Владимир Даль был прекрасным военным хирургом. Особенно прославился тем, что возвращал зрение, искусно удаляя катаракту с глаз. Так и его словарь - возвращает нам национальное зрение.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. 11. Андрей Карпов : Ответ на 9., электрик:

"Не очень правильная, на мой взгляд, позиция. В принципе, логика её кажется правильной: мир катится к концу. Стоит законсервировать лучшее, чтобы на подольше хватило... Однако не получается. Как только от живых форм переходим к законсервированным, получается, что теряем больше, чем рассчитывали." Это верно, но до поры. А заключение ума релятивистского: - эта пора не наступит завтра,точно. И будет ,как написано: как во дни Ноя развивались, в своем роде прогрессируя, так будет и перед Пришествием Сына. То есть ,будем развиваться до конца,не понимая ,что это развитие приближает,формирует, призывает этот конец. Я начинаю понимать,Андрей, почему наш Игорь Бондарев прибегает к такому своеобразному языку. Обычный язык - язык слишком умных людей...
электрик / 11.09.2013, 17:28

11. Ответ на 9., электрик:

надо постараться удержать то, что имеется, ибо ЛЮБОЕ движение - к концу.

Не очень правильная, на мой взгляд, позиция. В принципе, логика её кажется правильной: мир катится к концу. Стоит законсервировать лучшее, чтобы на подольше хватило... Однако не получается. Как только от живых форм переходим к законсервированным, получается, что теряем больше, чем рассчитывали. Пусть мир и трескается под ногами, не сверзиться в эти трещины можно, если ты - динамический объект. Живое способно сопротивляться, "отлитое в камне" - нет.
Андрей Карпов / 11.09.2013, 16:25

10. Ответ на 3., Миргор:

Это моя настольная книга с 1994 года, как только приобрёл 4-хтомник, воспроизводящий издание 1955 года, который в своё время был набран со второго издания 1880-1882гг.

В советских изданиях словаря было исключено слово "жид".
Лебедевъ / 11.09.2013, 15:34

9. 8. Андрей Карпов : Ответ на 6., электрик:

"Плохо тем, что гасится творческий потенциал нации. Нация стареет (эмоционально), утрачивает некую энергию (пассионарность)." Понятно. Выходит, вы в душе сторонник цикличности истории, а не линейности, и не можете допустить сегодня достижения определенной точки в этой линейности, когда уже и в языковой сфере надо постараться удержать то, что имеется, ибо ЛЮБОЕ движение - к концу. Помню, мне кто-то когда-то на нечто подобное возразил , мол, что вы! у Нострадамуса есть предсказания до 3000-го года!
электрик / 11.09.2013, 15:13

8. Ответ на 6., электрик:

Так это же хорошо!Или кому-то мало "динамики",особенно сегодня?

И хорошо и плохо. Хорошо, прежде всего, тем, что зажим диалектообразования сохраняет языковое единство народа, то есть сам народ. М.б. также хорошо, что снижается восприимчивость к давлению сос стороны других языков. Плохо тем, что гасится творческий потенциал нации. Нация стареет (эмоционально), утрачивает некую энергию (пассионарность). Также плохо и тем, что собственный тезаурус перестаёт обновляться. Начинается период утрат. Слова-понятия выпадают из употребления. А обновление происходит за счет понятий из тезаурусов других языков. Мы начинаем мыслить не по канонам своего языка...
Андрей Карпов / 11.09.2013, 13:32

7. Ответ на 5., Метафора:

Все языки - ровесники

Это как? Из современных языков четыре первых на вскидку: английский - 16-й век, немецкий - 17-й век, новогреческий - 18-й век, румынский - 19-й век
Андрей Карпов / 11.09.2013, 13:26

6. 2. Андрей Карпов :

"Но есть и другая сторона. Фиксация языка в словаре - это как лёд, сковывающий море. Свободная стихия языка получает жесткие рамки." Так это же хорошо! Или кому-то мало "динамики",особенно сегодня? Во всем мире в воздухе только "динамика". Шире шаг в счастливое завтра, дивный новый мир...
электрик / 11.09.2013, 12:21

5. Ответ на 2., Андрей Карпов:

ериод взрослости языка (он же - начало старения).

Все языки - ровесники. Кроме, конечно, лингва-франка. Какое же старение?
Lucia / 11.09.2013, 11:33

4. Re: «О, как бы жили мы без Даля?»

Замечательная статья! Даль, Афанасьев - как мало еще мы о них знаем, мало знакомы с их трудами.
Анатольева / 11.09.2013, 07:34

3. Тема мне очень близка

Словарь Даля неисчерпаемый кладезь премудрости русского народа. Никем ничего и никогда не было больше создано подобного. Это моя настольная книга с 1994 года, как только приобрёл 4-хтомник, воспроизводящий издание 1955 года, который в своё время был набран со второго издания 1880-1882гг. Несколько раз в неделю открываю произвольно любую страницу и просто читаю. Также часто пользуюсь при поиске слов. Без этого словаря считаю, что русский язык человек знает не вполне :). Без него русский человек обладает языковой близорукостью. Спасибо автору за статью и любовь к русскому языку.
Миргор / 13.08.2013, 09:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
«Введенье ломает леденье»
Без этого дня не было бы явления в мире Сына Божия
04.12.2024
Серый вечер, мокрый снег...
Классики и современники
25.11.2024
Два рассказа
Тарзан и Жучка. Доставка пиццы
21.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.12.2024 20:24
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
08.12.2024 20:08
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Волков
08.12.2024 19:55
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
08.12.2024 18:53
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2024 18:15
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2024 17:55
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2024 16:58