Песня Высоцкого о грядущем «Гербарии»

К годовщине смерти поэта

0
3377
Время на чтение 11 минут

В.ВысоцкийВ 1976-м году Владимир Высоцкий написал «шуточную», как он объявлял на своих выступлениях, песню - «Гербарий».

Приступая к изложению своих мыслей по поводу этой песни, должен сразу предупредить, что мне, к сожалению, не ведомо, по какому конкретному поводу она написана, и какие конкретные события и положения в ней подразумевались.

Песня поется от лица некоего персонажа, который, за свою строптивость, лежит «в гербарии, к доске пришпилен шпилечкой». Конечно, те переживания, которые испытывает упомянутый персонах, помещены поэтом, в первую очередь, в смысловые декорации советского времени - с его тотальной регламентацией, вплоть до полной «высушенности» - то есть отсутствия всякой живой жизни.

О советском времени нам напоминают встречающие нас уже в начальных строках песни и служащие неким однообразным фоном для главного ее персонажа - «лихие пролетарии (в другом варианте - даже «карбонарии»), которые - «закушав водку килечкой, спешат в свои подполия налаживать борьбу». В этих начальных строках содержится едкое издевательство Высоцкого над советской исторической версией, согласно которой пролетарии, в свое время, будто бы совершили «Великую Октябрьскую революцию» в нашей стране, после чего принялись строить в ней свое, пролетарское, государство, - тогда как, на самом деле, «водкой», «килечкой», игрой в домино и тому подобным их «революционность» и ограничивается. Сомнения поэта насчет пролетарской «пассионарности» впоследствии полностью подтвердилось тем, как легко эти будто бы «хозяева страны» сдали свое «пролетарское государство» в обмен на обещание всяких «пряников». В 90-х годах, когда это государство у них отбирали, у них не оказалось не то что «пассионарности» на то, чтобы этому противостоять, - им не хватило даже ума, чтобы, когда их водили на всевозможные выборы и референдумы, не поддерживать губительные для страны перемены послушным бросанием бюллетеней в услужливо подсунутые им избирательные урны. Именно по причине полной их инфантильности, все наши политические изменения последних десятилетий, - приведшие нас от «пролетарского государства» к нынешним «джунглям», - теми, кто на самом деле «командовали парадом», осуществлены были вполне легитимно, в рамках «демократических процессов», голосами тех самых «лихих карбонариев». К примеру, на Украине эти «пролетарии-карбонарии», после того, как всю свою жизнь копили деньги в государственной сберегательной кассе, однажды сходили на референдум, куда их хитро заманили, и, как им порекомендовали, отменили государство, в котором находилась та самая сберегательная касса с их деньгами. А после искренне удивлялись, куда подевались их сбережения, - тем самым давая повод и дальше их многократно обманывать всем, кто не стесняется им пообещать возвращения этих денег, дабы заручиться за это их поддержкой на выборах.

О «бытовых подробностях» советского времени нам живо напоминает и содержащийся в песне намек на некое «собрание трудового коллектива», на котором «труженики» - пчелы и муравьи - дружно поддержали строгие санкции руководства, направленные против своих непослушных собратьев, в том числе и главного персонажа песни:

Когда в живых нас тыкали

Булавочками колкими -

Махали пчелы крыльями,

Пищали муравьи...

К тем временам, когда мы «строили коммунизм», нас возвращает и переданная песней общая «духовная атмосфера» некоего «муравейника», устремленного к каким-то своим целям, для достижения которых отдельных строптивых членов общества признано целесообразным «пришпилить шпилечкой».

И порядки, царящие в этом обществе. К примеру, в «сверчке полузадушенном», который «вполсилы свиристел, но за покой нарушенный на два гвоздочка сел», - явно узнается какой-нибудь робко протестующий представитель советской литературы. И то, что не успел он - «вполсилы» - что-то там «изобразить», как его тут же «блоха сболтнула, гнида», после чего сразу явились «два тертых клопика из третьего подвида» и забрали беднягу куда следует...

Однако, помимо всех, столь узнаваемых, советских декораций, в образах песни Высоцкого явственно проступает иной, грядущий «Гербарий», где все будет устроено еще более жестко, еще более «по-научному». Достаточно хотя бы сравнить возможности прежних, советских, «органов», у которых досье на «неспокойных граждан» хранились во множестве пыльных папок, - с теми возможностями, какие предоставит будущим «органам», действие которых развернется уже во всемирном масштабе, развитие систем электронного контроля. Что же касается будущих «кадров» для деятельности этого рода, то вряд ли стоит надеяться, что степень их «богобоязненности», со временем, изменится к лучшему - скорее наоборот. Да и, вообще, «динамика» такова, что в нашем вовлекающемся в глобализацию мире, все больше утверждается отношение к отдельному человеку именно как к насекомому.

Кстати, некоторые исследователи творчества поэта ломали копья по поводу того, почему Высоцкий назвал положение пришпиленных насекомых (среди которых томится главный персонаж песни) - «гербарием». Ведь «гербарий» - это собрание засушенных растений. (И, видимо по этой причине, сочтя такое название ошибкой, некоторые составители стихотворных сборников поэта озаглавили это стихотворение - «Невиданный доселе»). Однако именно словом «гербарий» как нельзя лучше выражается прозрение поэта о той грядущей реальности, где жизнь высших по развитию существ будет помещена в формы, предназначенные для существ низших (в песне же - наш персонаж, который «сапиенсом был», помещен к насекомым, и он же, вместе с насекомыми, засушен, подобно растениям в гербарии). Слово «гербарий» очень удачно характеризует такую жизнь, в которой все пришпилены, все засушены, и вынуждены влачить более примитивное существование в сравнении с тем, которое им предназначено свыше.

Персонаж песни «пришпилен шпилечкой» - то есть, лишен свободы. Примерно такой же «шпилечкой» - тотальной электронной слежкой - в наши дни все больше «пришпиливаются» обитатели планета Земля, будто бы для их же удобства и пользы - для борьбы с терроризмом, для предотвращения коррупции и уклонения от уплаты налогов и так далее, - но на самом деле - для тотального за ними контроля.

И этот процесс невозможно остановить отказом, например, от принятия ИНН или от других технических новшеств и «благ цивилизации», порожденных нынешним временем. Ведь, на самом деле, все подобные «блага» - лишь очередные «ступеньки в преисподнюю», куда мы, шаг за шагом, опускаемся каждый день. Мы ступаем на них всякий раз, когда в жизни своей уповаем не на волю Создателя, а на свой испорченный разум, порождающий - «к нашим услугам» - всевозможные «технические средства». В той или иной степени, мы ступили на эти ступеньки уже давно, и даже очень давно. Например, когда принимали паспорта или когда, вместо икон, наладились каждый день по несколько часов смотреть телевизор, который нам «авторитетно» и незаметно для нас объясняет, как следует «правильно» относиться к тому, что происходит у нас перед глазами. Или, еще раньше, когда соблазнились возможностью быстрого перемещения по направлению «где нас нет» и, вместо того, чтобы идти пешком или скакать на лошади «на все четыре стороны», покрыли нашу землю сетью железных и автомобильных магистралей, по которым «нечистая сила» перемещает нас в железных коробках по жестко заданным направлениям. Причем характер этого перемещения, по мере «крепчания» прогресса все больше напоминает те условия, в каких гонят энергоносители по трубопроводам... А нечестивые гаишники, поджидая нас в разных местах упомянутых автомагистралей, норовят цинично растоптать жалкие остатки той свободы, которой наделил нас Господь... Или еще раньше: когда, например, соблазнились - опять же для удобства - пользоваться деньгами... И так - вплоть до того времени, когда рука нашей прародительницы Евы потянулась к запретному плоду, сулящему соблазнительные возможности...

Однако когда сам Господь однажды сошел на землю - то не стал отвлекаться на изобретенные к тому времени безумным человечеством технические средства - на те же, например, деньги, а сделал упор на лечении человеческих душ...

Поэтому, не уделяя излишнего внимания тем или иным отдельным ступеням нашего поступательного продвижения по известной наклонной плоскости, перенесемся во времена «близкие к завершению» этого пути - где и обитает описанный Высоцким «пришпиленный шпилечкой» персонаж.

Из песни мы узнаем, что подобному положению всеобщей «пришпиленности», когда:

Под всеми экспонатами -

Эмалевые планочки, -

Все строго по-научному -

Указан класс и вид... -

предшествовала ситуация, когда: «...с этими ребятами <...> в стеклянной баночке, дрались мы...»

То есть, можно предположить, что имеется ввиду эпоха некоего «дикого капитализма», без правил, и демократии, переходящей в анархию, в разгул терроризма, в войну всех против всех...

Еще, о прежней своей жизни, «двуногий» персонаж, попавший к насекомым, сообщает следующее:

Я «homo» был читающий,

Я сапиенсом был... -

то есть, эта прежняя его жизнь представляла собой некий пик того развития нашей «разумности», начало которого было положено эпохой Просвещения, его закономерный итог и полновесный плод. И теперь - из читающего «сапиенса» и через драки в «стеклянной баночке» - наш персонаж неожиданно для себя угодил в пришпиленное состояние.

Этот «пришпиленный» - из тех, кому не очень-то по душе новое его положение. И потому он на плохом счету. Поэтому, видимо, и пришпилен.

Другие же - более покладистые и смирные. Им за это предоставлена относительно бОльшая степень свободы:

Ко мне с опаской движутся

Мои собратья прежние -

Двуногие, разумные, -

Два пишут - три в уме.

Они пропишут ижицу -

Глаза у них не нежные, -

Один брезгливо ткнул в меня

И вывел резюме:

"Итак, с ним не налажены

Контакты, и не ждем их, -

Вот потому он, гражданы,

Лежит у насекомых.

Мышленье в ем не развито,

И вечно с ним ЧП, -

А здесь он может разве что

Вертеться на пупе".

«Пришпиленный» персонаж, оказавшись в новом своем положении, поначалу не верит своим глазам: он решает, что «ошибка это глупая» - и надеется, из насекомых, попасть «в подгруппу <...> хотя бы обезьян». Ведь - «рыба ищет где глубже, а человек (тем более - «человек разумный»!) - где лучше»...

Но после все-таки сознает:

Нет, не ошибка - акция

Свершилась надо мною, -

Чтоб начал пресмыкаться я

Вниз пузом, вверх спиною, -

О том обществе, куда попал наш герой, мы также узнаем, что в нем царит некое концентрированное «общественное мнение»: «жужжат шмели солидные, что надо подчиниться», «бабочки хихикают», «личинки мерзко хмыкают», «куколки язвят» - и все это сливается в сплошной, давящий на сознание, гул.

Кроме того, для этого общества характерно, что в нем «оводы со слепнями питают отвращение к навозной голытьбе», «паук», похоже, вполне легально, «зарится» на чужой мозг, и «клопы кишат - нет роздыха» (те самые, которые арестовывали сверчка).

О культурном же состоянии этого социума сказано: «чванливые созданьица довольствуются сплетнями»...

Однако - «всюду жизнь», - и наш персонаж пытается найти привлекательные стороны и в своем положении, уповая на то, что «все слюбится да стерпится». И ему уже «даже стали нравиться молоденькая осочка и кокон-шелкопряд», - тем более, он обнаруживает, что среди ос «бывают особи и с талией осиной». И он надеется, что:

... вдруг из кокона

Родится что-нибудь

Такое, что из локонов

И что имеет грудь...

Кстати, вся «отрасль», связанная с «удовольствиями», касающимися упомянутой сферы, если судить по сегодняшнему «заделу», в недалеком будущем обещает явить невиданный прежними эпохами «размах». И, похоже, что именно такого рода «удовольствия» очень скоро приобретут значение того «пряника», которым будут награждать послушных, и того «компота», которого будут лишать несговорчивых. На это указывает и нынешнее, прямо таки в срочном порядке, «переформатирование» института семьи.

Как об этих же временах писал Достоевский в «Великом инквизиторе»: «Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру <...> О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. <...> Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей - всё судя по их послушанию - и они будут нам покоряться с весельем и радостью». [1]

Однако, несмотря на обнаруженные приятные стороны своего нового положения, наш персонаж не удовлетворен такой жизнью и начинает роптать. Кстати, на приближенность происходящего к «последним временам» указывает и то, что мечты о своем избавлении - «пора уже, пора уже напрячься и воскресть!» - наш герой выражает в терминах «воскресения», а не, например, «освобождения». Правда, слово «напрячься» все-таки предательски изобличает в нем человека с «советским» мироощущением. Поэтому неудивительно, что вместо «воскресения», в конце концов, получается - «как всегда» - нечто похожее на революцию.

Он находит таких же «угнетенных» - и призывает их к «солидарности»:

Мы вместе горе мыкали -

Все проткнуты иголками, -

Забудем же, кем были мы,

Товарищи мои!

И дальше, после призыва: «За мною - прочь со шпилечек, сограждане жуки!» - происходит некое протестное действие, описанное поэтом так:

И, как всегда в истории,

Мы разом спины выгнули, -

Хоть осы и гундосили,

Но кто силен, тот прав, -

Мы с нашей территории

Клопов сначала выгнали

И паучишек сбросили

За старый книжный шкаф.

Но, так как это была не более чем «солидарность угнетенных», то дело, в итоге, окончилось тем, что:

... я тешусь ванночкой

Без всяких там обид.

Жаль, над моею планочкой

Другой уже прибит.

Эта «победная» концовка рисует то максимальное достижение, которого, по духовным своим возможностям, способны добиться наши, все еще советские люди: когда им плохо, они могут еще «разом спины выгнуть» (особенно если им это кто-нибудь организует извне). Однако, даже при столь удачном развитии событий, они, по советскому своему воспитанию, не желающие знать о законах Божьих, рано или поздно обречены возвратиться к прежнему положению.

Тем самым песня дает нам подсказку: если наши попытки исправить положение будут мотивированы всего лишь «солидарностью угнетенных», представляя собою некое «восстание эгоизмов», то все у нас, в конце концов, снова пойдет по кругу и закончится тем, что вместо одних «пришпиленных», «пришпилены» будут другие...

Неизвестно, думал ли на самом деле Высоцкий при написании этой песни о «последних временах». Но эти «последние времена», видимо, с опережением срока, наступили в его душе. И в том-то и гениальность поэта, что в ту пору, когда всякие «жуки-навозники», кишащие в советском Союзе писателей, - безмятежно купались в прелестях «развитого социализма», даже не подозревая, что их благоденствие может когда-то закончится, Высоцкий, живущий, как и подобает поэту, «год - за два», на себе явственно ощутил черты того общества, которые наступит в «последние времена» и написал для нас актуальную песню.

Ссылка:

1 - Ф.М.Достоевский, Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 9, стр.292, Ленинград, «Наука», 1991 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18., Сергий Агапов:

Вот вам атмосфера тогдашних «властителей» совковой богемы. Я думаю, что вы не обидитесь здесь на столь неприятный вам термин. А как еще их прикажете назвать, советская, социалистическая богема? Иудейская?

Куда нам, краснопузым, чай пить, тем более, "хороший английский"! Не говоря уже о "хорошем немецком кофе". Меня вообще удивляет Ваша, тоже меня извините, партийная узколобость. Прочитайте роман Ивана Шевцова "Тля" - только из-за типичной "истинно православной" канадско-аргентинской антисоветской узколобости можно не знать об этой вещи. Естественно, я не утверждаю, что это какой-то художественный шедевр, - в первую очередь это роман, который в литературной форме как раз и раскрыл суть "советской, социалистической богемы? Иудейской?". Знаю, что в Иркутске эту книгу по поручению кагала скупали в магазинах, чтобы потом уничтожить. Вы удивитесь, насколько это невинная вещь по нынешним представлениям, но тогда даже такой тихий, но твёрдый укор вызвал бурную агрессию со стороны "советской, социалистической богемы? Иудейской?". Если Вы искренни, то у Вас явно искаженная картина того, что было в советское время.

18. Ответ на 13., Потомок подданных Императора Николая II :

Вообще-то, Высоцкий ничуть не хотел быть антисоветчиком - его в этот угол загнали соплеменники.

Ваши рассуждения, уважаемый Владимир показались мне интересными и довольно убедительными, разумеется, за исключением вашей обычной брани в адрес антикоммунистов, ну тут я тоже особой дипломатичностью не отличаюсь. Да, ужасный век, как говорил Александр Сергеевич, ужасные сердца. Возьмите хотя бы вопрос о крещении Владимира Семеновича. Вроде бы друзья даже заказывали, как это теперь называется якобы «заочное отпевание», но ни один из них так и не знает, был ли он крещен или нет. О том, что он вставал на молитву еще можно найти какие-то сведения, а о крещении нет. Все его окружение, тысячи и тысячи людей даже и не заинтересовались никогда духовной жизнью поэта. А только водка, бабы, наркотики. Вот вам атмосфера тогдашних «властителей» совковой богемы. Я думаю, что вы не обидитесь здесь на столь неприятный вам термин. А как еще их прикажете назвать, советская, социалистическая богема? Иудейская? Так куда же тогда Фурцева глядела? С уважением Сергий.
Сергий Агапов / 26.07.2013, 06:59

17. Re: Песня Высоцкого о грядущем «Гербарии»

Да, забыл... Есть ещё один тезис. 7. Вл.Семенович - дитя посталинской эпохи. Поэтому в нём большой заряд антисталинской энергии.
Андрей Карпов / 26.07.2013, 06:47

16. Re: Песня Высоцкого о грядущем «Гербарии»

Несколько тезисов по фигуре В.С. Высоцкого. 1. Высоцкий, прежде всего, поэт. Большой, оригинальный. С собственным методом - подачи материала "от персонажа". В корпусе его творчества (ок. 700 песен) можно найти всякое для подтверждения очень многих суждений. 2. Высоцкий, без сомнения, патриот. Патриот СССР. Он укоренен в советском строе, он проникнут его духом. При этом Высоцкий - есть авторефлексия советского строя. 3. Рефлексия Высоцкого ведется с позиций интеллигенции. Советская интеллигенция - единственная страта, которая была способна на рефлексию. Высоцкий вышел из этой среды, он сохранил её родовые черты (как хорошие, так и плохие). 4. Высоцкий решил задачу, которая недоступна многим. Он - будучи плоть от плоти интеллигенции - заговорил с народом так, что народ его воспринял и принял. Высоцкий был реальным массовым воздействием на сознание советского человека. 5. Высоцкий был системным (а не антисистемным) фактором. Он не был запрещён. Более того - он был разрешен. Конечно, Высоцкий не пропагандировался на уровне ЦК КПСС, но ему оставляли достаточно каналов для воздействия на народ. Он был необхолдим и системе и людям, жэту систему воплощающим. Высоцкий спасал советский строй от формализма. 6. Багажом Высоцкого нельзя пользоваться, не учитывая упомянутую выше специфику. Кургиняновцы могли бы считать Владимира Семеновича полностью своим, а мы - нет.
Андрей Карпов / 26.07.2013, 06:43

15. Ответ на 14., В. Белоусов:

А песни к спектаклю об Алисе, мне кажутся детскими

"...сорви-голов и оторви- голов видал, В глазах - огонь, во рту - ругательства и кляпы, Но были, правда, среди них такие шляпы Что я на них и даже шляп не одевал..." "..нет, нет у народа - не трудная роль, Упасть на колени - какая проблема? За всё отвечает король. А коль не король - ну, тогда королева..." "...Понапрасну время попрекали ленивые, Без причины время убивали ленивые..." Ничего седе - "детские" стишки.
Лебядкин / 26.07.2013, 06:01

14. Ответ на 10., Лебядкин:

Что Вы, что Вы, я вовсе "не в обиду" - просто интересно было бы узнать причины, по которым "сказочный" цикл не попал в Ваш перечень?

Я не задавался специально этим вопросом по сказочному циклу. Видимо, по эстетическим мотивам исключил их из прослушивания. А песни к спектаклю об Алисе, мне кажутся детскими.
V Belouz / 26.07.2013, 04:42

13. Ответ на 12., Сергий Агапов:

Друзья, не будем проклинать Владимира Семеновича. Во-первых, мы все почти в середине семидесятых не сильно воцерковленные были. Во-вторых, его песни на военную тематику ценили даже фронтовики, к слову сказать, тоже не сильно боговерующие. Ну, а в-третьих, и Александр Сергеевич, как мы знаем, также гнусностью по отношении к Матери Божией отметился.

Все возражения сделаны с огромной натяжкой. Скажу прямо - сердце кондовых антисталинистов затронуто новым поворотом темы "совка". Вообще-то, Высоцкий ничуть не хотел быть антисоветчиком - его в этот угол загнали соплеменники. Он не раз обращался к ним с просьбой содействовать изданию своих стихов, но в планах "борцов с тоталитаризмом" ему было отведено другое место. И если Солженицын к работе разрушения СССР подключился добровольно, то Высоцкого буквально насильно втащили в ряды этих "борцов". Известно, как Высоцкий обращался к Евтушенко (Гангнусу) с унизительной просьбой помочь напечатать сборник стихов, но Евтушенко ему отказал. Неудивительно - в конце перестройки Евтушенко в форме майора израильской армии под Иерусалимом демонстративно грозил кулаком в сторону Советского союза перед объективами корреспондентов. Теперь-то понятно, что кукловоды учитывали бесспорную талантливость и потенциал воздействия творчества Высоцкого на тех советских людей, кто в соответствии со своими вкусами готов слушать его. Кроме того, в нём было заложено многое из того, что требуется для формирования истинного "борца с тоталитаризмом" и вообще русскостью. Например, разве Рубцов мог бы написать что-то подобное "Песне о вещем Олеге" Высоцкого? Естественно, такую вещь мог написать только хазарянин, генетически не любящий русских людей, хотя бы такой выисканной мелкой издёвкой думающий отомстить нашему великому предку за разгром Хазарского каганата. И "Песня плотника Иосифа" тоже не случайна. Если у Пушкина его кощунственное сочинение могло появиться (если оно вообще было на самом деле) под влиянием масонскокого окружения и масонских идей, то у Высоцкого это органическое следствие талмудического воздействия родственников и друзей, выразившееся в виде типичной талмудической хохмы. Но самое интересное, что кондовые антисталинисты-"монархисты", "истинно православные" во всех других случаях, а также готовые порицать любого за малейший признак "любви к жиду", в данном случае всё прощают "ради страха сталинистского".

12. Re: Песня Высоцкого о грядущем «Гербарии»

Друзья, не будем проклинать Владимира Семеновича. Во-первых, мы все почти в середине семидесятых не сильно воцерковленные были. Во-вторых, его песни на военную тематику ценили даже фронтовики, к слову сказать, тоже не сильно боговерующие. Ну, а в-третьих, и Александр Сергеевич, как мы знаем, также гнусностью по отношении к Матери Божией отметился. Да, правда, совсем разные смерти. Но и сравнить время Святителя Филарета с нашим тоже нельзя. Вспомним, кто молился за Александра Сергеевича, а кому молиться за Высоцкого? Членам ВКПб? Помню, объявили у нас в заводском клубе выступление Высоцкого. Народ собрался, но Владимир Семенович не явился. Мы расстроились, то ли начальство соврало, то ли слух был ложный, то еще что. Погоревали и успокоились. Видно не по нам Высоцкий. А он возьми да явился. Не забыл работяг, приехал и пел пролетариату. Так-то. А вы его уже в ад определили. Да весь советский народ любил и почитал Владимира Семенович. Неспроста же это. Сейчас я совсем по-другому воспринимаю его песни. И многое уже чуждо мне и не интересно. Но и пинать его не могу и не хочу.
Сергий Агапов / 25.07.2013, 20:06

11. Ответ на 9., Лебядкин:

судя по тексту бесы его вдохновители,да вообще плевать мне на такую поэтику где ГОСПОДА моего оскорбляют.Эту у Вас поэтика,вот поэтому ворог топчет русскую землю
боец / 25.07.2013, 17:45

10. Ответ на 8., В. Белоусов:

По-моему, Вы совcем зря упустили из виду "сказочный" цикл, включая "Алису..."Уважаемый господин Лебядкин, в моем списке я не претендую на всеохватность творчества В. Высоцкого, каждый может составить свой список любимых или, наоборот, нелюбимых песен.

Что Вы, что Вы, я вовсе "не в обиду" - просто интересно было бы узнать причины, по которым "сказочный" цикл не попал в Ваш перечень?
Лебядкин / 25.07.2013, 17:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Сидоренко
О нашем противостоянии с Западом
По мотивам песни Владимира Высоцкого «Честь шахматной короны»
24.07.2023
Наказ Василия Шукшина
Ко дню памяти писателя (25.07.29 – 2.10.1974)
30.09.2022
Третий Рим
Из цикла «Записки эмигранта»
04.02.2019
Все статьи Сергей Сидоренко
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45