Ред.: Владимир Михайлович! Две недели назад Вы написали: «Последнее, что осталось от Советского Союза, - это образование и наука. Но тренд есть тренд. Он требует разрушения и пока сохраняющегося советского образования и науки. Карфаген должен быть разрушен! Он будет разрушен! А что взамен? - Скорое всего, Болонский процесс и Сколково. А это те вещи, куда качественное массовое образование и наука не вписываются по определению».
Прошло несколько дней и Д.В.Ливанов и Я.И.Кузьминов заявили на Санкт-Петербургском экономическом форуме, что «российская система высшего образования - это слепок с советского образования, который должен быть реформирован». Ваш комментарий и прогноз.
В.М. Комментарий очень простой. Повторяется уже до боли знакомый сценарий. Советское сельское хозяйство плохое - его надо уничтожить. Советская промышленность плоха - ее надо уничтожить. Что в результате? Все знают!
Теперь новый виток разрушения: советское образование плохо. Оно должно быть разрушено, и оно будет разрушено. В этом нет никаких сомнений. Разрушено в форме организационных мероприятий. Ведь за счет организационных мероприятий нельзя существенно улучшить образование. А если можно, то приведите хотя бы один случай из истории образования, когда бы это удалось сделать. И неужели в самом деле, если мы сольем вместе медуниверситет и сельскохозяйственную академию, назвав новое учреждение госуниверситетом, мы получим МГУ? Не получим! Потом будем их разделять. Но пока мы будем заниматься слиянием-разлиянием, будет упущено историческое время. А в результате этих административных манипуляций будет разрушена интеллектуальная сфера нашей страны, ноосфера, говоря языком Вернадского.
А это приведет к тому, что через 10 лет наше образование будет разрушено настолько, что нам придется завозить специалистов из-за рубежа.
Ред.: Значит, Вы против реформы образования?
В.М.: Безусловно, нет. Ведь уже с конца 70-х гг. советская система образования нуждалась в реформировании. Это прекрасно понял Ю.В.Андропов. И он начал реформу образования, которая, к сожалению, из-за его смерти оказалась неосуществленной, что обрекло нашу страну на бесконечное реформирование образования, ни одно из которых не вывело образование на качественно новый уровень его развития. Так что сегодня потребность в реформе перезрела. Но ведь реформа не осуществляется путем разрушения.
Ред.: Неужели российское образование неизбежно ждет разрушение?
В.М.: На этот вопрос сегодня не ответит, видимо, ни один человек. Самая сильная тенденция развития современного российского общества такова, что советская система образования будет разрушена. Вместо нее появится нечто, что можно назвать - «болонским» образованием. Если определить его предельно точно, то это система образования, заточенная под формирование «культурного потребителя». Такова тенденция.
Можно ли изменить ее? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что в обществе действует какой-то свой, особый объективный ход событий. Уже с древних времен люди это прекрасно понимали. И называли это по-разному. Рок, судьба, промысел Божий, «логика обстоятельств». Сегодня это называют «трендом». И этот ход событий сильнее отдельной личности.
Ред.: Получается, что люди разрушают образование, и они здесь не причем? Тренд такой сегодня!!!
В.М. Безусловно, нет. Никто и никогда с человека не снимает ответственность за то, что он творит. Господь Иисус Христос говорит своим ученикам о своей скорой смерти: «Не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть». Но он говорит и о своем предателе: «Но лучше бы этому человеку не родиться, через кого будет предан Сын Человеческий» (Мф. 26: 24).
Ред. Но ведь для них слово - Суд Божий - пустой звук.
В.М. Конечно. Но может, им будет понятнее суд народный? А суд народа и есть суд Божий. И именно этот суд определяет и героев, и антигероев. У русского народа есть герои. И есть антигерои, то есть предатели, разрушители, проходимцы. Этот список хотя и небольшой, но есть. Начиная со Святополка Окаянного. В их числе Гришка Отрепьев, Бирон, Власов и др. 90-е годы значительно расширили этот список. Теперь у Ливанова и Кузьминова есть все шансы попасть в этот список. Причем в качестве его особых знаковых фигур, потому что интеллектуальную сферу в нашей стране еще никто не разрушал.
Ред.: Но неужели у страны нет шансов вырваться из этой тенденции, этого «тренда»?
В.М.: Есть. Но для этого страна должна сменить тренд развития образования. А для этого определяющим в общественном сознании должно быть не либеральное, а созидательно-конструктивное сознание. Да, представляю возмущение либерального сообщества, привыкшего считать себя креативным классом, этими словами. Но... В том и дело, что либеральное сознание не выводит, а намеренно вбрасывает наше образование в этот тренд. Почему? Да потому, что современное либеральное сознание ничего, кроме слепого следования Западу, предложить не может. И растерзает любого, что предложит иную идею. А массовое современное западное образование - это и есть образование, формирующее «потребителя».
Однако следуя этим курсом, мы не только не создадим лучшее образование в мире, даже в пространстве «болонского процесса», но и погубим существующее. А если мы хотим вырваться из нынешнего тренда, мы должны разрабатывать другую модель образования, и это даст нам шанс иметь лучшее образование в мире.
Ред.: Ну вот опять - лучшее в мире. Опять «Россия - родина слонов».
В.М.: В том то и дело, что если страна хочет быть в чем-то первой, она должна быть «родиной слонов», то есть создавать что-то свое, которое дает возможность превзойти другое. Мы хотим быть чемпионами мира по футболу? - Очень хотим. Даже обещали нам это! Но если мы хотим быть чемпионами, тогда не надо везти массу тренеров и футболистов из «самых жарких стран», а надо всего-навсего создать российский футбол. Советский Союз хотел быть чемпионом мира по хоккею. И он создал советский хоккей! Можно спорить, какой хоккей был лучше: канадский или советский, но по большему счету это были две великие хоккейные команды, независимо от того, кто выиграет сегодня, кто завтра.
Значит, и Россия, если она хочет быть лучшей в мире, должна создавать российское образование. Так, как создал советское образование СССР. Можем ли мы сказать, каким должно быть новое российское образование? Можем. Это должно быть инновационное образование. Может ли Россия создать такое образование? Да, может. Страна до сих пор имеет колоссальный интеллектуальный и педагогический потенциал.
Однако сможет ли страна использовать этот потенциал? Это большой вопрос. Чтобы вполне понять весь ужас будущего образования России, надо осознать всю призрачность надежд на реализацию проекта инновационного образования в нашей стране. В этой связи я хочу напомнить, что совсем недавно сообщили, что создан Общероссийский народный фронт. И сообщили о его важнейших проектах в области образования: ОНФ предложил ввести школьную форму и единый учебник по истории России. С ума сойти от масштаба педагогических проектов Фронта! Ведь это даже не гора родила мышь, а Эверест родил горошину. Но ведь все остальные движения и партии даже такую горошину родить не могут. А если не могут, то сам тренд общественного развития России автоматически превратит советское образование в болонское образование. Ну а качество болоньевых, т.е. болонских, плащей, надеюсь, еще не все забыли.
4. Ответ на 3., рудовский:
3. Re: Может ли Россия вырваться из болонского образования?
2. Re: Может ли Россия вырваться из болонского образования?
1. Re: Может ли Россия вырваться из болонского образования?