Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28)

О покаянии

0
673
Время на чтение 19 минут
Недавно по одному из телевизионных каналов показали публицистический фильм, в котором с десяток русских ученых из различных областей знания, подтвердив для начала реальность Всемирного потопа, поведали о том, какие стихийные бедствия могут на нас свалиться в уже не столь отдаленном будущем. Получился фильм-размышление на апокалиптическую тему со строго научной подоплекой. Но, в конце концов, ведь и евангельские волхвы пришли к младенцу Христу, ведомые разумом и вычислениями, связанными с астрономией и математикой...

Научная «страшилка» качественно отличалась от того, чем нас кормит кинематограф, подготавливая к тем же апокалиптическим событиям, но с другой стороны - приучая к уродству, к без-образию (нарочно разделяю это слово, подчеркивая его основу - «образ»), к грязи и смраду, дабы мы со временем принимали их как нечто родное и естественное. Кстати, перед Всемирным потопом именно так и получилось - широкое распространение греха, привычка к мерзости стерла само понятие греха, спутала понятия добра и зла, а когда растление достигло пика...

Но, как уже было сказано, ученые вопросов нравственности в фильме не поднимали, хотя и то, что они в самом начале обратились к Священному Писанию, переносит их исследования в совсем иную плоскость. От взгляда верующего человека не должна была ускользнуть география этих научных прогнозов. На передней линии предстоящих бедствий указывался мир, именующий себя «постхристианским», то есть знавший некогда Христа, но от Него отрекшийся. Под самый сильный удар попадали наиболее передовые в отречении страны - те, где свершились первые в Европе революции, где впервые были узаконены однополые браки и прочие знамения «свободы». Им учеными предрекалась судьба Содома - разве что с меньшим количеством соли. Ну а в конце фильма, когда разволновавшегося зрителя следовало бы успокоить, наука в своей попытке дать какие-нибудь полезные советы, основательно забуксовала, обнаружив свою беспомощность. Она просто не дошла до самого конца пути волхвов - не поклонилась Спасителю.

Так ли на самом деле сложен ответ на вопрос: «что делать?». Нет. Любой сельский неученый батюшка может сразу дать точный ответ: надо покаяться. И через покаяние вернуться к Богу. «Мир сегодня заполнили разного рода «безопасности», - говорил святогорский старец Паисий, наш современник, - но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей» («С болью и любовью о современном человеке» М., 2003, с.24-25). Разве можно этому возразить? Можно только добавить к беззащитности безнадежность, бессмысленность и одиночество.

Отдаление от Бога делает человека уязвимым перед силами зла. Разгул оккультизма, упадок морали и нравственности, культуры и образования, лень, грубость, эгоизм, физические болезни, наше постоянное беспокойство и страхи, метания и недовольство, равнодушие и обособленность - все это следствия нашей жизни вне Бога, выбора неверного пути. Об опасности уклонения от своего предназначения можно убедиться и на примере российской истории. Междоусобные княжеские войны закончились монгольским нашествием, увлечение французскими идеями - нашествием Наполеона, увлечение немецкой философией - войной с немцами. Клятвопреступление и присяга иноверцам в лице Лжедмитрия ввергло Русь в Великую смуту 17 века, за вторым клятвопреступлением последовала революция 1917 года. «Безбожную пятилетку», призванную добить остатки православия в России, остановила необходимость защиты Родины от фашистов. А что же решило исход событий - победу над Мамаем, Гитлером, французами, поляками? Покаяние. Искреннее и всенародное. Святые отцы Церкви говорили, что даже если антихрист будет стоять на пороге Третьего Храма, он может быть отброшен покаянным обращением народа ко Господу. Тогда история продлится ради спасения многих. Спасения - в христианском смысле этого слова. Но для покаяния необходимо различение добра и зла, умение распознавать мерзость сатанинскую, а отягощенность грехами притупляет духовное зрение вплоть до полной слепоты.

Таким образом, время кончины мира всецело зависит от духовного состояния человечества, и, выходит, что мы сами творим наш завтрашний день. Забывая или попросту не зная, что без Бога человек способен только разрушать. Что грех каждого разрушает не только его самого - его душу и тело, он разрушительно отражается на его семье, его народе и на человечестве в целом. Именно поэтому каждый из нас ответственен перед всеми. И когда в Прощеное воскресенье мы просим прощения у людей, которым не сделали ничего дурного, в этом есть глубокий, хотя и непонятный многим смысл.

Что же такое грех? В массовом, поверхностном представлении грех - нарушение этической нормы, нехороший поступок. В действительности нехороший поступок - это уже следствие греха. В глубине своей грех - явление духовное, метафизическое. Его сущность в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой человек сотворен и к которой он призван. Каждый совершённый нами грех - это измена Богу, своему Создателю, противодействие Божией воле - всеблагой и всесовершенной, отвержение Бога и союз с демоническими силами. Конечно, я даю себе отчет насколько все это абстрактно для современного человека, поэтому напомню читателю о важнейших событиях Библейской истории.

***

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится не только о душе как образе Божием, но и о Божией благодати. Вот что писал об этом русский религиозный мыслитель В.Н. Лосский со ссылкой на св. Григория Богослова: «Душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие - М., 1991, с. 239).

Благодать Божия, обитавшая в Адаме, была основой его общения с Богом в раю. Согласно церковному преданию, сотворив человека, Бог вложил в него начатки всего сотворенного Им ранее. Так человек, венец творения, единственное духовно-телесное существо во Вселенной, согласно Божественному Замыслу должен был объединять в себе телесный и духовный миры, царствовать над материальным миром и, неся в себе божественное начало, одухотворять материю. Через Адама все творение было призвано к радости бытия в любви и единении со своим Творцом. Именно это единство было разрушено в грехопадении. Был нарушен богоустановленный порядок. Все пребывало в полной гармонии лишь при условии связи человека с Богом. Когда грехопадением эта связь прервалась, все пришло в состояние расстройства, борьбы и разделения, в мир пришло зло и его следствие - страдание как противоположность блаженству и смерть как противоположность жизни.

Бог сотворил мир - духовный и материальный - совершенным, предназначенным для вечного нетленного бытия. Он не сотворил зла. Христианство категорически не приемлет дуализма - утверждения о равновеликости добра и зла. Добро, тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог. Зло же, не будучи сотворенным, не имеет сущности, оно только искажение Божественной гармонии мироздания, отступление от добра. Так тьма является лишь отсутствием света, а не чем-то бытийно самостоятельным. Добро невозможно без свободы выбора, иначе оно потеряло бы свое моральное содержание. Так же как без свободы не может быть любви. Таким образом, зло - это результат злоупотребления свободой. Сначала, как мы знаем, от Бога отпала часть сотворенных Им ангелов. Встав на путь самоутверждения, они превратились в злых духов, бесов и своей поврежденной природой стали постоянным источником зла. Первородный грех так же был свободным актом человека. Преступив заповедь о невкушении плодов от древа познания добра и зла, человек сам выбрал путь, не совпадающий с Божией волей. В стремлении стать независимым от Бога, он исполнил волю дьявола, чем предал своего Творца и отказался от определенной Им цели жизни - богоуподобления. Он захотел стать как бог самостоятельно и сразу, но, не имея в себе самом источника жизни, стал тленным и смертным. «Ибо грехом своим люди перенесли центр жизни своей во вне-Божию реальность, из бытия в небытие, из жизни в смерть, отринулись от Бога и заблудились в мрачной и беспутной дали фиктивных ценностей и реальностей, так как грех отбросил их далеко от Бога» (Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Библиотека сайта pravbeseda.ru).

Так произошла глобальная катастрофа, поразившая не только праотцев наших, но и всех их потомков, а также весь сотворенный мир. В человеке нарушилось единство сил души - они пришли в состояние болезненного разлада. Человеческий разум помрачился и утратил прежнюю мудрость, прозорливость и размах, из богоцентричного он стал эгоцентричным. Поврежденность воли привела к тому, что она стала грехолюбивой и склонной более ко злу, нежели к добру. Загрязненное и оскверненное грехом сердце предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. Образ Божий в человеке был глубоко поврежден, помрачен и изуродован. Весь мир после грехопадения уже не мог быть прежним. И вместе с человеком весь сотворенный мир стал жить вне Бога и поэтому страдать. Еще раз повторю, что страдание создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. А также напомню то, о чем многие забыли: свобода предполагает ответственность.

Предвижу вопрос: неужели нельзя было простить грехопадение? Даже при том, что Адам не захотел взять на себя ответственность за совершенное и пытался свалить свою вину на Еву, а через нее - на Самого Бога. Ведь мы знаем, что Божия милость безгранична. Здесь нужно предостеречь читателя от попыток толкования своим разумом того, что лежит за пределами не только человеческого, но и ангельского разумения. Видимо, для человека, наделенного свободной волей, прощения было недостаточно. Ведь искупление не могло быть насильственным, механическим. Для устранения последствий грехопадения и восстановления утраченного единства было необходимо воссоединение воли человеческой с волей Божией. И падение, и спасение начинается с воли. Человек должен был получить возможность перерождения из падшего состояния в новое, возможность выбора, который определил бы его вечную жизнь. И эту возможность он получил. Вместо потерянного рая Господь отворил для всех нас врата Царства Небесного.

Искупление - это величайшая и непостижимая тайна Божией любви. Любовь Божия не могла допустить, чтобы мир существовал в отпадшем состоянии. Но для искупления требовалась такая жертва, которая по степени достоинства превосходила бы всю Вселенную и, вместе с тем, по природе своей была быть подобной тем, за кого она приносилась. Такую жертву принес Богочеловек Иисус Христос, заменив всех и каждого человека Собой. Будучи безгрешным, Он принял наказание (крестные страдания) за наши грехи и оправдал нас Своей правдой, сняв с нас проклятие греха. Была восстановлена возможность соединения с Богом через жизнь в Боге. Господь дал нам средства борьбы со злом, указал путь к спасению и всей Своей земной жизнью показал нам пример истинной любви. Он основал на земле Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христос воскрес, победив смерть, и теперь нас так же ожидает всеобщее воскресение, «жизнь будущего века». Но эта жизнь - не продолжение и не повторение земной жизни, а преображение, переход в другое бытие, где воскресшее тело обретет новые свойства и будет подобно телу воскресшего Христа Спасителя. В воскресении встретятся родные и близкие люди - все, кого в этой земной жизни соединяла любовь. В Царстве Божием не будет разлук, страданий и смерти, исчезнет время, а пространство не будет преградой для человеческого тела.

Но пока процесс земной жизни продолжается по-прежнему, мир во зле лежит, телесная смерть, как следствие греха, осталась, и через нее должен пройти каждый человек. И в процессе этой земной жизни каждый человек, обладатель свободной воли, должен сделать выбор между вечной жизнью или вечной смертью, определиться, с кем он будет в вечности - с Богом или с дьяволом. С Богом - через веру в Иисуса Христа, становясь участником искупления, сопричастником Креста, Голгофы и Воскресения. С дьяволом - через свои грехи, ибо «своими грехами мы обновляем тот союз с демоном, в который вступил наш праотец. Господь искупил нас от греха, но благодать искупления мы должны принять добровольно. Поэтому наша земная жизнь - это выбор, путь и борьба» (Архимандрит Рафаил (Карелин). Статья «В чем истинная жизнь». Сайт: karelin-r.ru). Хорошо запомните: выбор, путь и борьба. И не откладывайте надолго.

***

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Мы живем в мире, насквозь пропитанном ложью. Ложь проникает даже в церковную ограду. Это было и раньше. Но наше время особенно опасно тем, что из сознания людей стирается само понятие греха, даже смертного. Широкая пропаганда вседозволенности, ложно выдаваемая за свободу, привела к тому, что грех приобрел особую дерзость, размах, перестал скрываться и едва ли не приравнялся к доблести. В крайнем случае его называют «иным стилем жизни», «нетрадиционной ориентацией», но, опять же, непредосудительной. Смертные грехи, содомский грех, как и любые другие называют чем угодно, только не грехами.

Святые отцы Церкви говорили, что наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Так по мере стяжания благодати человеку открывается его падение. Нам представляется странным, что святые подвижники считали себя великими грешниками и непрестанно плакали о своих грехах - казалось бы: какие у них грехи? Хотя все знают, что в лучах солнечного света хорошо видна каждая пылинка, а в темноте не видно даже самой ужасной грязи. Святые подвижники, сподобившиеся от Бога дара духовного видения, могли рассказать человеку о его неисповеданных грехах во всех подробностях. Это свидетельствует о том, что грех - это реальная грязь, входящая в душу. Не смытая покаянием, она остается в душе и переходит с ней в вечность.

Любой человек непрестанно грешит и поэтому должен непрестанно каяться. Но многие ли знают о том, что они непрестанно грешат? Вряд ли, если учесть, что «клинические случаи» полной безгрешности - увы, не такое уж редкое явление. Между тем, самый тяжелый недуг - это уверенность в своем добром духовном здравии. Кстати, если вам попадется человек, утверждающий, что он не нарушал Божиих заповедей, попросите его их назвать и убедитесь, что редкий «праведник» знает больше четырех. Но даже четыре он не сможет верно истолковать. Это о десяти заповедях Ветхого Завета. В Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, по которым мы должны строить свою жизнь. И если мы их не знаем, то это наша беда, но никак не наша безгрешность.

Один опытный духовник как-то высказал мысль, что если высветить и показать как на экране все то, что происходит в сердце и в мыслях так называемых «порядочных людей», то мы увидим тех же духовных змей и спрутов, что и у очевидных грешников. Иногда человек «порядочен» лишь по причине невозможности реализовать свои страсти (в народе это называется «бодливой корове Бог не даёт рога»), зато в мыслях своих и фантазиях он «пускается во все тяжкие», отнюдь не считая себя грешником и даже частенько напоминая окружающим: «я - порядочная женщина!» или «я - честный человек!».

«Ничто так легко не совершается, но и ничто так трудно не понимается, как грех» - говорил живший конце 17- начале 18 веков святитель Илия Минятий (Слово об исповеди в третью неделю поста. Сайт: pravoslavie.ru). И если на серьезные падения наша совесть еще способна отозваться, то по поводу сопутствующих нам едва ли не ежечасно так называемых «мелких грехов», она уже не беспокоит. А что говорит Евангелие о наших любимых занятиях - осуждении и сплетничании или о непрощении обид? Говорит: чтобы не быть судимым Богом, нужно самому никого не осуждать, чтобы быть прощенным Богом, нужно самому всех прощать. Покрой грехи брата твоего и Господь твои грехи покроет. Но мы не привыкли смотреть на себя в свете Евангелия. Обычно мы сравниваем себя с другими людьми, и в этом едва ли не все становится похожим на самодовольного евангельского фарисея. Болезнь фарисейства, имеющая несколько степеней тяжести, особо опасна не только своей широкой распространенностью, но и тем, что она протекает незаметно для зараженного ею, делая его неспособным к истинному покаянию. Вспомним еще раз эту притчу: человек даже в храм приходит, чтобы осудить, унизить, обесчестить других и оправдать себя своими добрыми делами. Духовный плод, который он приносит Богу - сатанинская гордыня.

Петербургский священник Алексий Мороз в одной из своих книг приводит основные психологические типы людей, встречающиеся на исповеди, первый из которых - человек с самодовольной совестью. «Для людей этого типа, независимо от их интеллектуального уровня, характерна духовная малосознательность и, как следствие ее, - религиозное самодовольство, ложное ощущение своего духовного благополучия. Эти люди не стараются задумываться над духовными проблемами и вообще их мало что тревожит помимо ежедневных мирских дел. В храм они приходят по традиции, а не по зову сердца... Потребности в духовной жизни у них нет, а все свое внимание они сосредотачивают обычно на внешнем и при том второстепенном. Например, во время центрального места Литургии, евхаристического канона, когда требуется наибольшая молитвенная сосредоточенность, люди подобного типа ставят или передают свечи, стремятся приложиться к иконам, расталкивая и отвлекая других молящихся».

(Покаяние и исповедь на пороге XXI века, СПб, 2004, с.464). От себя добавлю немного из местной специфики: а еще будто нарочно дожидаются молитвы о сошествии Святого Духа на Св. Дары, чтобы шумно рыться в сумочках, шуршать пакетами, пересчитывать наличность своего кошелька и т.п.

Противоположный тип - люди с мнительной совестью - тоже многим хорошо знаком: эти люди буквально раздавлены сознанием своей греховности. Страх впасть в грех и ввести ближнего в какое-нибудь искушение заставляет их шарахаться от людей. «Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное - от бесов, сказал преподобный Пимен Великий» (Св. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Минск, 2001, с. 186).

Но вернемся к евангельской притче: что там противопоставляется самодовольной совести фарисея? Смирение и покаяние. Мытарь не находит себе оправдания, он знает, что не имеет никаких заслуг перед Богом, поэтому рассчитывает только на Его милосердие. И по смирению своему оправдывается. В отличие от фарисея, имеющего массу заслуг, обесцененных гордыней. Спасти можно только погибающего, вопиющего о помощи. А на свои добрые дела лучше не рассчитывать. Нужно всегда помнить: то, что мы считаем добром, в очах Божиих таковым может и не быть. На Страшном Суде «будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многие правды их осудятся правдою Всесовершенною» (Св. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. с. 118).

***

Во время работы над этой статьей в моей семье произошли события, заставившие еще глубже прочувствовать освещаемую тему. Одно за другим как гром грянули известия о тяжелом заболевании двух моих родственниц. Есть такие диагнозы, которые мгновенно останавливают всю нашу суету и возвращают подлинные ценности на свое законное, почетное место. В одном из писем, присланных мне в эти дни, рассказывалось о приемном отделении областной онкологической больницы. Огромная очередь больных, долгое - не менее шести часов - ожидание. «В обычной поликлинике - писалось в этом письме- уже бы все переругались, а здесь больные терпеливы и очень внимательны друг к другу».

Болезнь лишает земных иллюзий. Она заставляет оторвать свой взор от телевизора, ярких витрин, от недостатков своих знакомых и обратить его к небу. Для начала нужно, как евангельскому блудному сыну, прийти в себя. Потому что состояние греха - это состояние безумия. Сравнение может показаться слишком сильным, но как иначе назвать предпочтение лживого и жестокого дьявола милосердному Богу? Да и кто по своему опыту не знает, на какие безумства толкает страсть, кто не видел, насколько люди, поддавшиеся страсти, похожи на сошедших с ума в самом прямом, медицинском, смысле этого слова?

И вот скорбь становится средством для прозрения, для возвращения в себя. Тогда лучше не останавливаться, а продолжать идти, ибо дальнейший путь лежит уже к Богу. «Блудный сын под тяжестью стыда и страха идет медленно. А любящий отец - бежит навстречу ему. Пусть он виноват и заслуживает наказания. Пусть он грязный и пахнет еще свиньями, которых он пас, - отец обнимает его и прижимает к груди. Так дороги Богу те, кто истинно кается. Отец целует своего сына. Это не просто поцелуй приветствия. Это печать полного прощения и любви» (прот. Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о блудном сыне. Сайт: pravoslavie.ru). «Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Это - необходимое для прощения и мира исповедание греха. Святитель Феофан Затворник в своем Слове в Неделю о блудном сыне говорит, что возвращение грешника в состояние оправданности и Богоусыновления « исполняется тогда, когда он, решившись исправиться, исповедует грехи свои и, получив разрешение от духовного отца и прощение от Господа, причащается святых пречистых и животворящих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную» (О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. 1909, с.33).

Отчасти эта цитата может служить ответом на часто задаваемый вопрос: а может ли человек покаяться перед Богом сам? Может. Но этого не достаточно. Господь дал особую власть разрешать грехи апостолам и их преемникам (епископам и пресвитерам). «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Явившись апостолам после Своего воскресения, Господь сказал им: «... мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23). Церковь данной ее иерархии властью разрешает (освобождает) от грехов не только в меру принесенного покаяния, а в значительной степени в долг, снимая всю тяжесть греха полностью. Так восполняется немощность нашего покаяния, наша слепота относительно самих себя. Но в Таинстве Покаяния происходит не только прощение и разрешение, а еще и воссоединение человека с Церковью. Ведь грех разлучает человека с Богом и Его Церковью. Восстановление единства с Церковью может дать только сама Церковь.

Таинство Покаяния приносит исцеление, совершаемое действием Божией благодати и устраняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии (за исключением случаев, когда совершение тяжких грехов требует продолжительной подготовки или епитимии). Все таинства Церкви имеют своим источником и основанием Воплощение Господа Иисуса Христа. «Таинственные» действия Церкви суть не что иное, как живое продолжение и непрестанное распространение Воплощения во времени и пространстве. Именно таинства обеспечивают постоянное и динамичное присутствие Воплощенного Христа среди народа Божия. Говоря словами св. Льва Великого, «Тот, Кто был видим как наш Искупитель, ныне сокрылся в таинствах». Таинства дают Божественную благодать всему человеку и освящают всего человека. Но поскольку душа человека облечена в телесность, то и таинства Церкви состоят из видимого и невидимого. Так в Крещении вода омывает тело, а душа очищается Духом. Так в Евхаристии плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы душа могла воспринять Бога. Материя, вещество становятся в таинствах проводниками Духа. Этим подчеркивается и ценность материи, в частности, человеческого тела.

Согласно святоотеческому преданию, истинный совершитель каждого таинства - Сам Господь Иисус Христос, невидимо, но действенно присутствующий посредством Святого Духа. Вот что говорит об этом св. Иоанн Златоуст: «Именно Отец, Сын и Святой Дух все совершают. Священник лишь предоставляет своя язык и свою руку». Во время Святого Причастия «рука Самого Христа простирается к тебе». «Причастие, которое Христос дал Своим ученикам, тождественно тому, что преподают священники. Последнее никоим образом не меньше первого, ибо освящают его не люди, но Тот, Кто освятил первоначальную жертву».

Стоит ли отказываться, когда Сам Господь простирает к тебе руку и Сам причащает тебя Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью? Это каждый решает для себя сам. Господь подает исцеление всем. Неисцеленным остается только тот, кто сам не хочет исцелиться.

***

Свою деятельность на ниве православного просвещения я начинала в качестве организатора катехизаторских бесед, лично присутствуя на каждой. Нестандартные вопросы - такие, как, скажем, был ли у Адама пуп - задавались довольно редко. В основном возникали одни и те же, повторяясь в различных аудиториях. Один из них: неужели действительно Господь всё может простить? Проводящий беседу отвечал: «Да, конечно, милосердие Божие безгранично, нужно только покаяться». Дальше всё и всюду развивалось по одному сценарию с нарастанием возмущения: « А-а-а, значит, и убийцу простит! Значит, кто-то может нагрешить, покаяться и опять отправляться грешить!..» и т.п. Вообще-то в аудитории, состоящей в основном из женщин «за 30», ожидаешь большей снисходительности. Хотя бы потому, что не причастных к убийству (абортам) в ней, предположительно, меньшинство. Но по моим наблюдениям, «недостатки» в Евангелии, в Церкви и мироздании ищут именно те, кто не собирается каяться. Здесь речь о поисках не истины, а оправдания своей нераскаянности. Но действительно ли можно безоглядно грешить, коснеть в грехах в расчете на то, что Бог все простит? Нет. Господь предупреждает: «иди и впредь не греши» (Ин. 8:11), «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего» (Ин. 5:14).

Известное нам из русского и болгарского языков слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя», означающего «изменение ума». Какое изменение здесь имеется в виду? Изменение по сути - онтологическое, а не этическое. Мало покаяться, нужно изменить свою жизнь, изменить себя. Метанойя - это процесс исцеления, это стратегия и духовный путь. Не прогресс, а преображение. Только преображенный человек сможет обитать на преображенной земле. Не самоутверждение в земной жизни, а спасение для вечной. Это «процесс, противоположный греховному распаду, которому подверглась первозданная чета, а именно - восстановление падшего человека, возвращение к потерянному внутреннему единству, освящение и гармонизация его разрозненных и диссонирующих сил. Здесь центробежной энергии греха противостоит центростремительное, волевое движение души к Богу. Это восстановление в человеке образа Божиего, помраченное грехом, подобно реконструкции поврежденного храма» (Архим. Рафаил (Карелин). Статья «О внутреннем преображении». Сайт: karelin-r.ru)

Сложность такой задачи может быть и не столь очевидна для тех, кто не пытался за нее браться. Тем же, кто уже начал «восстановительные работы», сполна ощутил свою немощь. Устоять в заповедях без Божией помощи невозможно. Наша поврежденная природа мешает осуществлению добрых намерений, поэтому любое наше доброе дело в большей или меньшей степени подпорчено. Это особенно хорошо заметно со стороны - иные добрые дела так сильно приправлены тщеславием и настолько неискренни, что бывает неприятно на них смотреть. Да и принимать добро хочется далеко не от всех. Однако, «порча» в добрых делах может быть и не такой явной.

Внутреннее созидание - процесс медленный, постепенный, трудоёмкий. Оно требует огромных усилий, огромного терпения и сотрудничества человека с Богом - синергии. В этом невозможно обойтись без Церкви и таинств - этих «каналов» благодати. С другой стороны, есть немало людей, которые ходят в храм долгие годы, регулярно исповедуются, причащаются и не меняются. Иногда даже становятся хуже, чем были. Очень часто люди ищут в Церкви душевное, а не духовное утешение, общение с людьми, помощь в житейских трудностях, силу, чтобы перенести несчастье, но не ищут Самого Бога и не воспринимают веру как новую жизнь. Для некоторых интеллектуалов православие стало настоящей «золотой жилой» - уж они-то (в отличие от «средненормального» обывателя, видящего в нем лишь скуку) оценили невероятную красоту и необъятность православного мировоззрения. Но многие ли из них стали рабами Божьими, перестав быть рабами мира с его постоянным самоутверждением?

Метанойя - это тесный путь полный опасностей. Стоит ли говорить, что с Богом ничего не страшно? Преследующий нас страх смерти подспудно связан с нашими грехами, дающими власть над нами бесам. Но человек все время повторяет ошибку праотцев - не верит Богу и верит дьяволу, действующему если не через змея, то через гадалку, «целителя», астролога, лживую газету, продажного политика, слухи, сплетни и т.д. В этом недоверии к Богу он все время пытается совместить несовместимое - крест на груди со знаком зодиака или с «глазом от сглаза» и продолжает искать путь покороче и полегче. Человек все время ищет счастья и покоя там, где их нет и быть не может.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:27-30). Только духовный опыт и глубокое признание себя обремененным грехами может помочь приблизиться к пониманию этих слов, чувствованию их изнутри. Иго заповедей Христовых - благо, оно обновляет и преображает нас. Бремя Христово легко, потому что нести его помогает Сам Господь. Сам Господь несет наши немощи и утешает нас. Дает покой душам нашим, истинную радость, полноту жизни. Если мы откликаемся на Его зов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Янина Алексеева
Все статьи Янина Алексеева
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05