Николай Васильевич Гоголь писал: «Не мое дело говорить о Боге. Мне следовало говорить не о Боге, а о том, что вокруг нас, что должен изображать писатель, но так, чтобы каждому самому захотелось бы заговорить о Боге...» Гоголь определил задачу каждого художника-христианина. Писатель, живописец, режиссер не обязаны говорить о Боге в книгах, фильмах, писать на холстах купола храмов. Главное, чтобы после их произведений людям хотелось о Боге думать и говорить.
После демонстрации фильма «Чудо» известного режиссера Александра Прошкина, снятого по сценарию Юрия Арабова, многие зрители выходили из зала в подавленном состоянии. Некоторые даже называли его «православным фильмом ужасов». В основу фильма было положено знаменитое «Зоино стояние», или «Caмарское чудо», о котором хорошо было известно всем православным. В свое время из уст в уста передавали свидетельства о чуде, явленном в Самаре в 1956 год.
В советское время нельзя было кинематографистам говорить о Боге. Но даже Римский папа назвал в те годы самыми христианскими фильмами советские ленты «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Отец солдата». И сегодня все, кто смотрят эти картины, всегда испытывают чувство нравственного очищения. Никаких спецэффектов, черно-белое кино, а душа как будто омыта живой водой.
И вот наступило время, когда о явленных чудесах Божиих снимают художественные фильмы. А многие люди после просмотра выходят из зала кинотеатра оглушенными и подавленными! Общее впечатление большинства зрителей от фильма «Чудо» - мрачное настроение, тяжесть на душе. Фильм стал не свидетельством о чуде Божием, а очередным мрачно-гротескным обличением советской жизни в 50-е годы. Многие зрители искренне возмущены явным искажением реального события, появлением Хрущева, странным образом малодушного священника, к тому же домашнего тирана, обилием пошлости и грязи в фильме. Но сценарист и режиссер оправдывают свои фантазии правом на художественный вымысел и творческой задачей, которую сами себе поставили. Они утверждают, что фильм не о чуде, а о реакции людей на это чудо и беспросветной жизни в безбожном обществе. Но ведь картина построена на реальных событиях, которые произошли в разгар хрущевских гонений на Церковь. Православные знают, что икону из рук Зои принял известный всей России молитвенник - старец Серафим (Тяпочкин).
Я помню, какое впечатление в советские атеистические времена на людей производили устные свидетельства о «Зоином стоянии», или «Барнаульском чуде» - чудесном возвращении к жизни умершей Клавдии Устюжаниной в 1964 году. Люди воспринимали эти чудеса, как свидетельство милосердия Божия. Понимали, что Господь являет чудеса не для наказания и устрашения людей, но чтобы привести к покаянию и спасению души.
В фильме о «Зоином стоянии» ничего не напоминает о милосердии Господа, но внушается мысль о карающей Божией деснице, заставляя испытывать чувство страха. Своим мрачным настроением фильм скорее отталкивает людей от Церкви. Не случайно верующие люди своим знакомым после просмотра настоятельно советуют прочитать подлинную историю Зоиного стояния, чтобы убрать тяжелое впечатление.
В прошлом году на экраны вышел очередной фильм по сценарию Юрия Арабова «Орда», посвященный чуду исцеления святителем Алексием Тайдулы. Режиссер-постановщик картины Андрей Прошкин, сын Александра Прошкина. И вновь от многих приходится слышать, что просмотр фильма оставляет весьма тягостное впечатление, хотя отмечают удачную актерскую работу Максима Суханова. Почему же вновь после рассказа о чуде Божием, явленном по молитвам святого митрополита Московского Алексия, на душе зрителей остается тяжесть?
Кстати, заметим, что это первый фильм, созданный в России о русском святом и одновременно великом государственном деятеле, которым был святитель Алексий.
В советское время можно назвать два фильма, в которых запечатлены святые Русской Православной Церкви - «Александр Невский» и «Федор Ушаков». И хотя о глубокой вере святого благоверного князя Александра и непобедимого адмирала святого праведного Федора Ушакова в фильме ничего не сказано, но эти советские киноленты можно смотреть всем детям, даже младшего возраста. Фильм же о святителе Алексие я бы не рекомендовал смотреть даже детям старшего возраста.
В фильме «Орда», как мне кажется, можно явно обнаружить стилистику арт-хаус, вперемешку с историческим фэнтези. Арт-хаус - авторское кино, направление современного кинематографа в котором представлены работы совершенно непохожих друг на друга режиссеров. Среди артхаусных работ есть ленты настоящих мастеров и огромное множество подделок. Такое кино принято называть «некоммерческим» и противопоставлять лентам «большого стиля» и фильмам, созданным для массового зрителя. Арт-хаус представляет собой очень неоднородное направление. Но во многих работах этого направления можно заметить пренебрежение реальностью, натурализм и стремление вызвать у зрителя шок. При этом отметим, что натурализм не имеет никакого отношения к реализму в кино, а шок не обязательно вызывает у зрителя чувство глубокого сопереживания героям, скорее наоборот.
«Я так вижу»
Прошкин и Арабов предложили нам собственное прочтение жития святого. Оказалось, что «как каждый интеллигентный человек», режиссер и сценарист не могут верить в «благочестивые сказки». И это понятно. Не может же интеллигентный и просвещенный режиссер и сценарист в ХХI веке верить в то, что принимали на веру темные бабушки, для которых были написаны церковниками разные жития святых. Неужели могло быть так просто: помолился, поехал в Орду, опять помолился, покропил водой Тайдуллу - ханша и прозрела? Пусть бабушки верят в эти сказки. В конце концов святитель Алексий тоже был интеллигентом ХIV века (как святитель Филипп у Лунгина в его фильме «Тzar»). А интеллигентный человек не может не понимать, что Бог не творит чудеса по заказу. Особенно, если этого требует власть в лице князя. По мнению авторов фильма, митрополит Алексий должен сомневаться, терзать свою душу «проклятыми вопросами», как это пристало нормальному российскому интеллигенту. Кто это придумал, что свеча во время молебна в Успенском соборе перед поездкой святителя в Орду зажглась сама собой? Кому нужны эти сказки, когда ученый протодиакон в «МК» ясно объяснил, как возжигаются свечи Благодатным огнем на Пасху - все дело в зажигалке в кармане иерусалимского патриарха.
Прочтение жития святителя Алексия Прошкиным и Арабовым оказалось весьма своеобразным. В своих многочисленных интервью режиссер и сценарист объяснили, что о ХIV веке нам мало что известно, и как все было на самом деле никто не знает. А потому они имеют полное право на свое изложение. Знаменитое кредо творческой личности: «Я так вижу».
Беда только в том, что иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих нельзя изображать, руководствуясь девизом «Я так вижу». Канон позволяет полную свободу творчества при одном условии - должен сохраняться смысл изображенного праздника и правда о святом. Нельзя писать какую-то андреевскую Дзенту-свентану, или рериховскую Праматерь Мира и утверждать: «Я так представляю Пресвятую Богородицу». Икона Богородицы может быть выполнена великим мастером, или не очень умелой рукой, но это должен быть образ Пресвятой Богородицы, а не плод «творческого поиска». На чтимой иконе святителя Алексия изображается исцеление Тайдулы. И мы верим, что на иконе изображена правда о совершенном чуде, так же, как в клеймах на иконе святителя Николая правдиво изображено одно из чудес святого - явление во время морской бури погибающим морякам. И весь православный народ не сомневается в том, что именно так и было. А вот сомневающемуся интеллигенту поверить в чудо сложно. Как это Тайдула могла прозреть после молитвы святителя Алексия?
Не могут Прошкин с Арабовым поверить, что святитель Алексий приехал и, помолившись, исцелил Тайдулу. «Бог не творит чудеса по заказу. И митрополит это хорошо знает». - утверждают режиссер и сценарист. И потому святитель должен мучиться сомнениями, отправляясь в Орду, не веря в возможность совершить чудо. В «благочестивой житийной сказке» святитель говорит князю: «Это прошение и дело выше моей меры; но однако верую, что если кому слепому от рождения даровано Богом прозрение и если кто с верою просит, не отвергнет его Бог. И так пошел в церковь со всем причтом церковным и начал петь молебен». Но, конечно же, как может режиссер в ХХI показывать зрителю этот вымысел церковников! Кто из зрителей поверит в подобные небылицы?
Бог слышит молитвы святых
Странно, что Андрей Прошкин и Юрий Арабов берут на себя смелость фантазировать о том, как Господь совершил чудо исцеления Тайдулы. По их мнению, это чудо могло произойти только после страданий, которые пришлось претерпеть святителю в Орде. Но не нам судить, когда и каким образом совершаются чудеса по молитвам святых угодников.
Бог не творит чудеса по заказу тех, кто требует чуда по своему маловерию. Но слышит молитвы святых, обладающих великим даром любви. Святой Иоанн Кронштадтский не успевал прочитывать телеграммы с просьбами помолиться о болящих и страждущих. Эти телеграммы ему приносили на подносе во время богослужения в алтарь. Святой возлагал на них руки и горячо молился. И во время молитвы праведного пастыря, за тысячу верст от Кронштадта происходило исцеление безнадежно больного ребенка. Если святой молился о лютеранах, мусульманах или иудеях, то не просто исцеления происходили, но иноверцы принимали крещение, а инославные переходили в Православие. По молитвам святого не только Господь тело исцелял, но и душе даровал возможность обрести правую веру.
Об исцелениях слепых. В Одессе жил всемирно известный хирург-офтальмолог Владимир Петрович Филатов. Академик Филатов был глубоко верующим православным человеком и перед каждой сложной операцией отправлял пациентов взять благословение в храме Божием. Однажды, это было в середине 20-х годов, к Филатову привезли восьмилетнего слепого мальчика. После осмотра Владимир Петрович объяснил родителям, что медицина в данном случае бессильна. Но посоветовал обратиться к протоиерею Ионе Атаманскому. К святому праведному Ионе Атаманскому в то время съезжались все страждущие со всей Новороссии. Отец Иона благословил родителям и мальчику ночевать в храме. Мальчик спал на лавочке у иконы Пресвятой Богородицы. Отец Иона исповедовал сотни людей, совершал богослужения, и в каждую свободную минуту подходил к слепому мальчику и вместе с ним на коленях молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Нам восьмой день мальчик прозрел на глазах десятков людей. Отца Иону тогда увезли в ЧК - «за распространение слухов о чудесах». И Филатов с документами в руках доказывал в суде чекистам, что случай был совершено безнадежный, и произошло настоящее чудо.
В наше время людьми засвидетельствованы чудеса исцелений, совершенных при земной жизни святителем Иоанном Максимовичем. Немало известно исцелений по молитвам современных старцев, которые недавно отошли ко Господу - протоиерея Николай Гурьянова и архимандрита Иоанна Крестьянкина.
Но современному российскому интеллигенту все это кажется неубедительным. И потому святитель Алексий в фильме чуда совершить не может: «По заказу чудеса не совершаются». И потому в фильме его с позором, ободрав с «русского колдуна» ризы изгоняют из Орды. И лишь вернувшись в Орду в «зраке раба», сойдя в ад ордынской кочегарки, собирая лошадиный навоз вместе с русскими рабами в грязи и унижении святитель приносит ту жертву, которая делает возможным совершение чуда. Русские рабы в ордынских зинданах, ожесточившись сердцем, над ним насмехаются. А мстительный хан приказывает на его глазах каждый день убивать по одному русскому рабу. При этом Джанибек требует от своих слуг, чтобы святитель Алексий остался жив. Хан желает, чтобы русский «главный поп» увидел, как ордынцы сравняют с землей Москву. Удивительно, что святитель Алексий, по воле авторов фильма, в полном отчаянии чуть не устраивает в кочегарке акт самосожжения. Что, кстати, является величайшим грехом. Но, спасенный рабами и выброшенный на землю святитель, в момент полной богооставленности под страшным ливнем, обожженный и избитый, в грязи и глине вопиет ко Господу и чудо совершается - Тайдула прозревает. Режиссер и сценарист, а также некоторые православные кинокритики увидели в этом величайшую правду - святой обретает возможность творить чудо, только после того как принесет жертву - в подражание Христу Спасителю. Конечно, каждый святой идет узким путем, несет скорби и страдания ради Христа. «Дай кровь - прими Дух». Но чаще всего эти страдания невидимы миром. И святитель Алексий Московский нес в годы своего архипастырского служения свой крест. Как нес свой крест святой патриарх Тихон, не спускаясь в кочегарки и не оказавшись на лесоповале в лагере, как многие архиереи в то время. Кстати, в аду Гулага русские святители своей непрестанной молитвой часто преображали даже уголовников.
Надо заметить, что ад кочегарки, где русские рабы топят печи навозом, показан выразительно. Чувствуется, что когда приходится изображать сцены беспросветного ужаса, снимать грязь и навоз, то авторы испытывают чувство особого вдохновения. Что ж, чернуха в российских кинолентах в последние десятилетия изображалась в таком количестве, что на изображении различных ужасов руку набили. Такое впечатление, что российских режиссеров все эти годы заставляли совершенствовать свое мастерство в изображении различных мерзостей и грязи. Как будто творческое задание ставили выпускникам ВГИКа - «изобразить в курсовой работе свинцовые мерзости и беспросветный мрак русской жизни на материале тоталитарного советского прошлого середины ХХ века». Или, скажем, то же задание выполнить на материале второй половины ХVI века, или начала ХIХ столетия.
Высочайший уровень в изображении «темного прошлого» «этой страны» задал своим шедевром «Тzar» Павел Лунгин. В короткое экранное время Лунгин сумел вылить невиданное количество клеветы, лжи и грязи на государя Иоанна Васильевича Грозного, русский народ и русскую историю. Вряд ли, кто-то сумеет переплюнуть Лунгина. От всей души постаравшись, плюнул Лунгин на «тоталитарное прошлое» России. Но в стилистике изображения Москвы ХIV века Андрей Прошкин явно подражает старшему мастеру.
«Там убогие стаи избенок...»
В своих интервью Арабов и Прошкин убеждают нас, что о том, как жили на Руси в ХIV веке почти ничего не известно, а потому они были совершено свободны в своем творчестве. Как представили в своем воображении Москву ХIV века, так и изобразили. «Я так вижу». Представили же они Москву в соответствии со строками Андрея Белого «Там - убогие стаи избенок. Там - убогие стаи людей».
Вот и едут два каких-то замызганных степных пастуха-бродяги мимо покосившихся изб-развалюх, из-за заборов лают собаки. Два кочевника-оборванца, оказывается, изображают послов хана Золотой Орды Джанибека. Москва, к которой они подъезжают, напоминает заброшенную полувымершую деревню на среднерусской возвышенности после нашествия Чубайса. Посреди этой деревни стоят две юрты со скучающими киргизскими гастарбайтерами, которые должны изображать, по воле режиссера и сценариста, двор ордынских послов в московском Кремле. Два пастуха-посла прямо на лошадях заезжают в Успенский собор во время богослужения. А затем с московским князем, который щелкает орешки, угощая послов, весело «перетирают» в стиле братков из какого-нибудь «Бумера». Послы-оборванцы объясняют, что «главный русский колдун» должен отправиться в Орду, иначе хан сожжет этот город. После «стрелки» с послами князь на митрополичьем дворе долго «уламывает» митрополита совершить чудо и исцелить Тайдулу. А старец в этот момент парит ноги в отваре шишек. Тогда князь угрожает обратиться к бабкам-ворожеям и даже некому «банному духу». Но сам святитель, как и положено средневековому интеллигенту, что-то не очень верит в возможность вымолить чудесное исцеление. В чудеса должен верить «темный народ», который, к огорчению либеральной церковной интеллигенции, и через 700 лет будет в силу своей темноты и обрядоверия часами стоять к Поясу Пресвятой Богородицы в ожидании чуда. Князь, надо заметить, особой симпатии не вызывает. Отправляя митрополита на смерть, тут же передает его посох другому священнику, что, вероятно, должно подчеркнуть: в чудо и князь не очень верит.
Государю Иоанну Васильевичу в год взятия Полоцка, т.е в то время, о котором рассказывает фильм Лунгина, было 30 лет с небольшим, и иностранцы описывали русского царя как красивого человека высокого роста, крепкого сложения, с проницательным взглядом голубых глаз, с величественными манерами. Лунгин изобразил в фильме Государя беззубым сгорбленным бомжом. Стало быть, и Прошкин имеет полное право изображать московского князя Ивана Красного так, как пожелает. Надо заметить, что правнука Александра Невского, внука Даниила Московского, сына Иоанна Калиты называли не только Красным - т.е. Красивым, но и Иваном Добрым, или Иваном Кротким.
А как выглядела Москва в то время нетрудно представить, если бы режиссер и сценарист попробовали почитать источники, ознакомится с реконструкциями историков. При Иоанне Даниловиче Калите город был опоясан дубовыми стенами с мощными башнями, которые стояли на высоком валу, окружен рвом. Все это подтверждается археологическими раскопками. Память о строительных работах Калиты надолго осталась у потомства. «Постави князь великий Иван Данилович Калита град древян Москву, тако же и посады в ней украсив, и слободы, и всем утверди».
«Близ града Москвы» было два монастыря - Даниловский и Богоявленский. В Даниловском в 1282 году был поставлен каменный храм в честь Даниила Столпника. При Иоанне Калите в московском Кремле были построены каменный Успенский собор и каменный храм Иоанна Лествичника, вместо обветшавшего возведен новый храм Спаса на Бору, заложен Архангельский собор. При Симеоне Гордом соборы расписывали русские и греческие мастера. Каменные храмы были окружены деревянными княжескими и боярскими теремами, а не покосившимися избами. Иван Данилович отдал свой двор под двор митрополита, который переехал в Москву из Владимира, а себе построил новый, рядом с деревянной церковью Благовещенья. Княжеские и боярские терема в то время состояли из ряда хором, связанных сенями, крыльцами и переходами, украшались затейливой деревянной резьбой. Считают, что ансамбль Соборной площади Кремля сложился уже в то время. Сколько всего церквей было в Москве мы не знаем, но летопись сообщает, что во время пожара в 1339 году «погоре 18 церквей», которые стояли в слобода х на московском посаде. На пристани Москве-реки стояли ладьи купцов, которые съезжались на торг в большой и богатый город, которым стала Москва при Иване Даниловиче Калите. В эти годы в Москве живут купцы-сурожане, т.е торгующие в Суроже в Крыму, регулярно появляются фряжские гости - генуэзцы. На посаде слободы ремесленников - кузнецы, оружейники, гончары, бронники,
При Иоанне Калите в Москву переселилось множество обедневших бояр из соседних земель, но на службу Великому князю Московскому приходили и бояре с многочисленными дружинами воинов, переселялись знатные и могущественные боярские фамилии из тверского, нижегородского, суздальского княжества, и даже черниговского и волынского княжества. Вокруг Москвы рос посад, появлялись новые слободы ремесленников и купцов. При Иоанне Даниловиче в Москве не только строят каменные храмы, но и льют колокола. Московских мастеров приглашают даже в славный своими умельцами Господин Великий Новгород. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «Архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других русских городов. Великие князья Московские поддерживают тесную связь с Константинополем. Симеон Гордый посылает деньги в Царьград на реставрацию храма святой Софии после землетрясения.
Не только Москва в то время вовсе не напоминала жалкую деревню, изображенную Прошкиным в фильме «Орда». Стольный град Великого княжения Суздальско-Нижегородского Нижний Новгород был большим и красивым, многолюдным городом со множеством храмов. Прекрасной белокаменной резьбой были украшены старые, построенные при Юрии Всеволодиче, Спасский и Архангельский соборы. В 1350-1352 годах, в Нижнем Новгороде был возведен величественный белокаменный Спасо-Преображенский собор. Расписывал храм знаменитый Феофан Грек. Створы ворот собора были выложены листами меди с наведенным золотом рисунком. В городе было много умелых ремесленников и мастеров, отливали замечательные, звонкие колокола для церквей. По благословению епископа Дионисия, в Нижнем Новгороде инок Печерского монастыря Лаврентий, собирая уцелевшие старинные рукописи, создает летописный свод - Лаврентьевскую летопись.
Не менее красивым городом была Тверь - главный соперник Москвы.
Но неужели режиссер Прошкин, вместе с художником-постановщиком не могли узнать, как выглядела Москва при Иоанне Калите? Неужели из 12 млн долларов, которые составили огромный бюджет фильма невозможно было выделить деньги на макеты и декорации древнерусского города? Кстати, прозвучало гордое сообщение, что для съемок «Орды» было изготовлено 3 000 предметов реквизита, пошито 4 000 костюмов, на которые ушло 4 000 метров ткани. (Странно, по метру на костюм, что ли) Но всего этого великолепия и масштаба в исторической ленте «Орда» не замечаешь. Все затмевает глина, грязь и навоз в кочегарке ордынской бани.
Во всяком случае, Москву времен Ивана Калиты с мощным дубовым Кремлем, каменными соборами и княжескими теремами нам решили не показывать.
По-видимому, совершенно другая задача была поставлена постановщиками фильма. Русь должна выглядеть убого и жалко. У Лунгина ведь тоже мы не видим прекрасные белокаменные соборы, возведенные при Грозном Царе, на экране все черно-серое, грязное и уродливое. Такая сверхзадача. «Я так вижу». К тому же эстетика арт-хауса не предполагает масштабных исторических полотен.
Впрочем, и Золотую Орду режиссер Прошкин и сценарист Юрий Арабов тоже изобразили в соответствии с авторским замыслом весьма оригинально. Но здесь в кинокартине появляются элементы триллера. Изображение Золотой Орды в фильме выдержанно в стиле чернушного исторического фэнтези. В США фильмы этого жанра обычно повествуют о мире после ядерного армагеддона. В этом мире царствуют законы зла, и остатки выжившего человечества находятся под властью свирепых тиранов-садистов.
(Продолжение следует)
25. Ответ на 24., Иванович Михаил:
24. Ответ на 21., Потомок подданных Императора Николая II:
23. Ответ на 9., ерусалимецъ:
22. Re: Арт-хаус по мотивам жития Святителя
21. Ответ на 17., Иванович Михаил:
20. Ответ на 18., Адвокат:
19. Ответ на 11., Иванович Михаил:
18. Ответ на 9., ерусалимецъ:
17. Ответ на 14., Потомок подданных Императора Николая II:
16. Re: Арт-хаус по мотивам жития Святителя