«Мы - крепкий орех...»

Интервью с преподавателем сербского языка и литературы в гимназии Косовской Каменицы на Косово

Новости Косово 
0
528
Время на чтение 8 минут

Никола Антич родился 19.12.1985 г. В Косовской Каменице. В 1999 г. Вместе семьей оставил родной край ради продолжения образования. Восьмой разряд (класс) основной школы и среднюю школу окончил в Ягодине. По завершению средней школы возвратился с родителями на Космет (Косово и Метохия) в свой дом и поступил в институт. Институт окончил ТВ 2011 г. Как преподаватель сербского языка и литературы работает с 2008 г.

Никола, расскажите о городе, в котором Вы живете и работаете. В какой части Косова он находится, есть ли рядом другие сербские поселения? Чем зарабатывают на жизнь жители города?

Вначале сердечный привет всем читателям.

Живу в Речану, сербском селе в трех километрах северо-восточнее Косовской Каменицы. Косовская Каменица расположена в самой восточной части Космета, удалена от Приштины всего на 75 км, по нашим меркам - это далеко. Граничит с общинами: Гнилане, Приштина и Ново Брдо. Характеризуется наличием большого количества сел - 76, из которых 55 населяют шептары (албанцы), 27 - населены чисто сербским населением и 14 - смешанным населением. Большая часть общины - горно-равнинного рельефа, пригодного для сельского хозяйства. Сейчас люди, в основном, занимаются земледелием, скотоводством, садоводством и пчеловодством, а до 1999 г. большое количество людей занималось добычей полезных ископаемых, т.к. весь край изобилует рудами металлов.

Что речь идет о действительно богатом крае подтверждает и тот факт, что около Косовской Каменицы выросли, как сторожевые башни, три сербских средневековых города - Ново Брдо, Прилепац, родной город Св. царя Лазаря и Призренац. Затем, тут находится большое количество церквей и монастырей, наиболее известные из которых - монастырь Тамница в Речану - задужбина (т.е. основан прим. Перев.) Святого короля Милутина, сооружен в 1316 г., этот монастырь предварил возведение прекрасной Грачаницы, потом монастырь Убожац времен царя Душана, церковь в селе Ваганеш, церковь в селе Божевце и т.д. И, несмотря на все это нам говорят, что все не наше, что мы - оккупанты.

В Косовской Каменице, включая и села живут около 60 тыс. человек. 85% населения сейчас составляют шептары, а сербы и цыгане - всего 15%. Большое количество из оставшихся сербов работает в сербских государственных учреждениях - в просвещении, здравоохранении и общине. С оглядкой на то, что имеются намерения Приштины отменить и эти учреждения, можно с уверенностью сказать, как негативно отразится это на сербском населении.

Из какого центра управляется и финансируется образовательный процесс на Косово?

Сербские школы на Космете работают по учебному плану и программе Республики Сербии, которая и осуществляет финансирование. Это право гарантировано нам по «плану Ахтисаари», но нам хорошо известно, какова действительная гарантия, которая приходит с Запада. Спускаемся мы по их веревке много раз, а веревка всегда перетирается, но каким-то чудом всегда остаемся в живых, но всегда с серьезными последствиями.

Нет ли попыток со стороны Приштины воздействовать на учебный процесс в сербских школах?

Приштина, конечно, подготавливает почву, чтобы нас принять. Нам известно, что это неизбежно произойдет. Так как предшествующие переговоры Белграда с Приштиной шли только во вред косметским сербам, также по вопросу просвещения ни ожидаем ничего хорошего. Каждое движение Приштины ведет к утяжелению и так танталовой жизни сербов. Куда это ведет, ясно всем.

Есть ли поблизости от вашего города анклавы и как там организовано школьное образование?

Из анклавов посещал только Велику Хочу. Короткое пребывание там во многом мне помогло в видении здешних проблем. Научился больше ценить то, что имею и понял, что мне и этого более чем достаточно. Тамошнюю жизнь сербов невозможно описать. Не могу сказать, что это надо пережить, потому что этого не пожелаешь и врагу. Их союзник только Бог. По-другому не могли бы выжить.

Какой предмет Вы преподаете? Ведете ли Вы классное руководство?

Преподаю сербский язык и литературу в гимназии. Люблю свое призвание, т.к. это, прежде всего, большая ответственность. В тяжелые моменты сейчас нужно сохранять национальную идентичность сохранением языка и национального сознания. Имею счастье в этом году преподавать первый год в гимназии, в которой, кроме прочего, предпринимается развитие сербского литературного языка с IX до XIXвеков - от периода нашего духовного отца Св. Саввы до Вука Стефановича Караджича, от периода светородной лозы Неманьичей, чьи наикрасивейшие задужбины находятся именно на земле Косова и Метохии, и, которые сохранились и по сей день. Неприятель знает, что мы - крепкий орех, и нас не смогут легко сломать. Поэтому ударили по морали, традициям, «малой Церкви», т.е. семье. Руководя учеником внимательным анализом литературных произведений, учим их распознавать не ложные приманки, а настоящие моральные ценности, что им поможет противостоять всему негативному, что приходит с Запада, как зараза, прикрытое покрывалом демократии. Постоянно у меня в мыслях слова Исидоры Секулич, которая говорит: научи своего единственного сына, что Видовдан то же, что и Крестная слава или день рождения - и этого достаточно. Это и есть цель моей миссии.

Классного руководства пока не имею, т.к. только что получил разрешение на постоянную работу.

Сколько детей в вашем классе, каков социальный состав учеников?

В отделении шесть учеников. Дети положительные, сознательные и очень помогают в осуществлении образовательных целей. Дети родителей различного социального статуса, т.е. сыновья и дочери преподавателей, крестьян и тех, которые зависят только от социальной помощи.

Но что наиважнейшее - это факт, что это не влияет на их взаимоотношения.

Считается ли престижной преподавательская деятельность, часто ли встречаются учителя мужчины?

Как и другие важные и нужные профессии в Сербии, так и профессия учителя больше не престижна.

Система образования не работает, что конкретно ставит под угрозу отношения родителей с преподавателем, особенно преподавателя и детей. Нет четко определенных обязанностей, которые вменяются учителю в образовательном процессе, одновременно он должен быть родителем, работником образования, социальным работником и психологом. Из-за этого на работе очень много стрессов, и в результате нет выпускников, которые свою будущность видят в этой профессии.

Количество мужчин и женщин в числе работающих приблизительно одинаково, что приводит к лучшей атмосфере на работе и весьма существенно, т.к. есть учебные направления, где женщины лучше могут пояснить некоторые жизненные ситуации, описанные в литературе, с материнской точки зрения.

Хорошо ли развита внеклассная работа со школьниками?

Тяжело осуществлять дополнительные занятия и дополнительное преподавание, не говоря уже о внешкольной деятельности. Эта проблема особенно характерна для Косовской Каменицы. В одном здании находятся и основная и средняя школы, и ученики связаны с транспортом, т.к. в другом случае не смогут добраться домой. Если график привоза нарушен дети не приезжают в школу. Это особенно касается учеников из соседних сел. Единственное не учебное занятие - фольклор, который остался одним из культурных занятий. У детей есть большой интерес заниматься фольклором, но условия плохие, начиная от доставки детей и до финансирования. Недостаток денег не дает приобретать новые народные костюмы, оборудование, что ограничивает разучивание новых хореографических постановок. Фольклором занимаются только дети из Косовской Каменицы и дети, чьи родители могут привозить их на репетиции. Тем же ограничена возможность их участия в фестивалях на Космете и в Сербии. Но, конечно, их выступления дарят радость и счастье местной аудитории, которая имеет возможность их видеть на Пасху и Видовдан а Косовской Каменице.

Существуют ли на Косово молодежные союзы, объединения, сообщества?

Таких организаций нет. А если бы и были, не уверен, что они были бы без национального элемента, а тогда представьте сами, сколько бы такие организации в нашей ситуации просуществовали?

Есть ли в школьниках и молодежи стремление изучать русский язык? Если есть, то - чем это продиктовано?

До недавнего времени русский язык был первым иностранным языком в наших школах. После 1999 года это место он уступил английскому языку. Каждый год у нас есть хотя бы один выпускник, который решил изучать русский язык. Причем, хотя все ученики с 5 разряда учат русский, не можем похвалиться, что хорошо можем пользоваться языком, т.к. кроме урока нет другой возможности применять язык, потому и все быстро забывается. Язык можно забыть, но сохраняется любовь к России и русскому народу.

Чем интересуется косовская молодежь, многие ли посещают церковь, как видят свое будущее?

Молодежь, после завершения средней школы, в основном уезжает учиться. Часть уезжает в Сербию, ища работу, и так больше и не возвращается. Небольшая часть после завершения обучения находит работу в сербских учреждениях на Космете. Часть свое будущее находит в косовских учреждениях. Это, конечно, не приводит к разделению. Не рассматриваем их, как изменников, но напротив, приятно видеть знакомое лицо и услышать обращение на сербском языке, когда нас останавливает полицейский патруль среди ночи и т.п. Вынуждены получать все двойные документы. Если бы ни сербы в косовских учреждениях, с великой бы мукой могли бы получить какой-либо документ.

Все больше детей, слава Богу, регулярно посещают богослужения, они в свой дом возвращают православный, святосавский дух, который был изгнан во время коммунизма.

Здесь говорят только о прошлом. Будущее не планируется, определенно произойдет, кому что уготовлено. Будущность не в наших руках.

Никола, нам приходилось встречаться в России с группами сербских школьников-старшеклассников из Косова. Они производят очень светлое, очень благоприятное впечатление. Просто бросается в глаза их внимательное, доброжелательное отношение друг к другу и ко всем окружающим. Как удается воспитывать такие качества у вашей молодежи?

«Малая церковь» имеет главный вклад в воспитании личности. Дети вскормлены молоком любви, понимания и сострадания. Время здесь остановилось. Современный мир от нас далек, но не жалеем о нем, т.к. кроме материального, что разъединяет людей, он не имеет настоящих ценностей. Дети очень привязаны к своей семье, внутри которой развиваются здоровые отношения, которые выходят и за рамки этого круга. Какая бы ни была тяжелая ситуация, здоровое воспитание детей со стороны родителей и наставников не прекращается, т.к. есть цель сделать из них хороших людей. Наши дети мало рассказывают. Тот, кто вглядится в них, увидит, что много больше говорит выражение их лиц - молчание красноречивее слов.

В сентябре 2011 года вы побывали в России. Каков самый главный итог этой поездки?

Россия для нас - звезда в бескрайнем круге - символ пространства, свободы. Любовь к России и русскому народу у нас врожденная. Нет серба, который бы не мечтал посетить Россию. Несколько учеников имели это счастье, благодаря Ольге Владимировне Серебровской - человеку большого сердца. Ей будем вечно благодарны. Конечно, должны поблагодарить и госпожу Наталию Коцев из Фонда единства православных народов, без чьей помощи было бы тяжело получить все необходимые для путешествия документы.

Наиважнейший результат - непосредственный контакт с россиянами. Факт, что русский народ истинно сострадает нам. За время пребывания мы убедились, что любовь между двух народов обоюдна. С момента, когда мы прилетели, русские в аэропорту показали, что нет различия между нами. Так нас в этой толпе провели через терминал для граждан Российской Федерации. Если служащие поступают так, тогда о народе нечего и говорить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Есинская
Мы должны делом засвидетельствовать свою преданность Царю
Начат сбор средств на воздвижение поклонного креста в Пскове в память о святых Царственных мучениках и всех новомучениках и исповедниках российских
12.12.2016
Героям Первой мировой от благодарной России
Об установке памятных знаков - Георгиевских крестов - в Обнинске, на Дону и на острове Лемнос
16.10.2016
«Историческая справедливость возвышает и укрепляет дух народа»
В Госдуме состоялась выставка-презентация проекта Фонда Владимира Храброго «Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны»
26.09.2014
Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны
Фонд Владимира Храброго установил в сербском Тополе памятный Крест
14.08.2014
В память о великой Войне
Поклонный Крест в Сербии, в г.Топола
15.11.2013
Все статьи Ирина Есинская
Новости Косово
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21