«Мы - крепкий орех...»

Интервью с преподавателем сербского языка и литературы в гимназии Косовской Каменицы на Косово

Новости Косово 
0
538
Время на чтение 8 минут

Никола Антич родился 19.12.1985 г. В Косовской Каменице. В 1999 г. Вместе семьей оставил родной край ради продолжения образования. Восьмой разряд (класс) основной школы и среднюю школу окончил в Ягодине. По завершению средней школы возвратился с родителями на Космет (Косово и Метохия) в свой дом и поступил в институт. Институт окончил ТВ 2011 г. Как преподаватель сербского языка и литературы работает с 2008 г.

 

Никола, расскажите о городе, в котором Вы живете и работаете. В какой части Косова он находится, есть ли рядом другие сербские поселения? Чем зарабатывают на жизнь жители города?

Вначале сердечный привет всем читателям.

Живу в Речану, сербском селе в трех километрах северо-восточнее Косовской Каменицы. Косовская Каменица расположена в самой восточной части Космета, удалена от Приштины всего на 75 км, по нашим меркам - это далеко. Граничит с общинами: Гнилане, Приштина и Ново Брдо. Характеризуется наличием большого количества сел - 76, из которых 55 населяют шептары (албанцы), 27 - населены чисто сербским населением и 14 - смешанным населением. Большая часть общины - горно-равнинного рельефа, пригодного для сельского хозяйства. Сейчас люди, в основном, занимаются земледелием, скотоводством, садоводством и пчеловодством, а до 1999 г. большое количество людей занималось добычей полезных ископаемых, т.к. весь край изобилует рудами металлов.

Что речь идет о действительно богатом крае подтверждает и тот факт, что около Косовской Каменицы выросли, как сторожевые башни, три сербских средневековых города - Ново Брдо, Прилепац, родной город Св. царя Лазаря и Призренац. Затем, тут находится большое количество церквей и монастырей, наиболее известные из которых - монастырь Тамница в Речану - задужбина (т.е. основан прим. Перев.) Святого короля Милутина, сооружен в 1316 г., этот монастырь предварил возведение прекрасной Грачаницы, потом монастырь Убожац времен царя Душана, церковь в селе Ваганеш, церковь в селе Божевце и т.д. И, несмотря на все это нам говорят, что все не наше, что мы - оккупанты.

В Косовской Каменице, включая и села живут около 60 тыс. человек. 85% населения сейчас составляют шептары, а сербы и цыгане - всего 15%. Большое количество из оставшихся сербов работает в сербских государственных учреждениях - в просвещении, здравоохранении и общине. С оглядкой на то, что имеются намерения Приштины отменить и эти учреждения, можно с уверенностью сказать, как негативно отразится это на сербском населении.

 

Из какого центра управляется и финансируется образовательный процесс на Косово?

Сербские школы на Космете работают по учебному плану и программе Республики Сербии, которая и осуществляет финансирование. Это право гарантировано нам по «плану Ахтисаари», но нам хорошо известно, какова действительная гарантия, которая приходит с Запада. Спускаемся мы по их веревке много раз, а веревка всегда перетирается, но каким-то чудом всегда остаемся в живых, но всегда с серьезными последствиями.

 

Нет ли попыток со стороны Приштины воздействовать на учебный процесс в сербских школах?

Приштина, конечно, подготавливает почву, чтобы нас принять. Нам известно, что это неизбежно произойдет. Так как предшествующие переговоры Белграда с Приштиной шли только во вред косметским сербам, также по вопросу просвещения ни ожидаем ничего хорошего. Каждое движение Приштины ведет к утяжелению и так танталовой жизни сербов. Куда это ведет, ясно всем.

 

Есть ли поблизости от вашего города анклавы и как там организовано школьное образование?

Из анклавов посещал только Велику Хочу. Короткое пребывание там во многом мне помогло в видении здешних проблем. Научился больше ценить то, что имею и понял, что мне и этого более чем достаточно. Тамошнюю жизнь сербов невозможно описать. Не могу сказать, что это надо пережить, потому что этого не пожелаешь и врагу. Их союзник только Бог. По-другому не могли бы выжить.

 

Какой предмет Вы преподаете? Ведете ли Вы классное руководство?

Преподаю сербский язык и литературу в гимназии. Люблю свое призвание, т.к. это, прежде всего, большая ответственность. В тяжелые моменты сейчас нужно сохранять национальную идентичность сохранением языка и национального сознания. Имею счастье в этом году преподавать первый год в гимназии, в которой, кроме прочего, предпринимается развитие сербского литературного языка с IX до XIXвеков - от периода нашего духовного отца Св. Саввы до Вука Стефановича Караджича, от периода светородной лозы Неманьичей, чьи наикрасивейшие задужбины находятся именно на земле Косова и Метохии, и, которые сохранились и по сей день. Неприятель знает, что мы - крепкий орех, и нас не смогут легко сломать. Поэтому ударили по морали, традициям, «малой Церкви», т.е. семье. Руководя учеником внимательным анализом литературных произведений, учим их распознавать не ложные приманки, а настоящие моральные ценности, что им поможет противостоять всему негативному, что приходит с Запада, как зараза, прикрытое покрывалом демократии. Постоянно у меня в мыслях слова Исидоры Секулич, которая говорит: научи своего единственного сына, что Видовдан то же, что и Крестная слава или день рождения - и этого достаточно. Это и есть цель моей миссии.

Классного руководства пока не имею, т.к. только что получил разрешение на постоянную работу.

 

Сколько детей в вашем классе, каков социальный состав учеников?

В отделении шесть учеников. Дети положительные, сознательные и очень помогают в осуществлении образовательных целей. Дети родителей различного социального статуса, т.е. сыновья и дочери преподавателей, крестьян и тех, которые зависят только от социальной помощи.

Но что наиважнейшее - это факт, что это не влияет на их взаимоотношения.

 

Считается ли престижной преподавательская деятельность, часто ли встречаются учителя мужчины?

Как и другие важные и нужные профессии в Сербии, так и профессия учителя больше не престижна.

Система образования не работает, что конкретно ставит под угрозу отношения родителей с преподавателем, особенно преподавателя и детей. Нет четко определенных обязанностей, которые вменяются учителю в образовательном процессе, одновременно он должен быть родителем, работником образования, социальным работником и психологом. Из-за этого на работе очень много стрессов, и в результате нет выпускников, которые свою будущность видят в этой профессии.

Количество мужчин и женщин в числе работающих приблизительно одинаково, что приводит к лучшей атмосфере на работе и весьма существенно, т.к. есть учебные направления, где женщины лучше могут пояснить некоторые жизненные ситуации, описанные в литературе, с материнской точки зрения.

 

Хорошо ли развита внеклассная работа со школьниками?

Тяжело осуществлять дополнительные занятия и дополнительное преподавание, не говоря уже о внешкольной деятельности. Эта проблема особенно характерна для Косовской Каменицы. В одном здании находятся и основная и средняя школы, и ученики связаны с транспортом, т.к. в другом случае не смогут добраться домой. Если график привоза нарушен дети не приезжают в школу. Это особенно касается учеников из соседних сел. Единственное не учебное занятие - фольклор, который остался одним из культурных занятий. У детей есть большой интерес заниматься фольклором, но условия плохие, начиная от доставки детей и до финансирования. Недостаток денег не дает приобретать новые народные костюмы, оборудование, что ограничивает разучивание новых хореографических постановок. Фольклором занимаются только дети из Косовской Каменицы и дети, чьи родители могут привозить их на репетиции. Тем же ограничена возможность их участия в фестивалях на Космете и в Сербии. Но, конечно, их выступления дарят радость и счастье местной аудитории, которая имеет возможность их видеть на Пасху и Видовдан а Косовской Каменице.

 

Существуют ли на Косово молодежные союзы, объединения, сообщества?

Таких организаций нет. А если бы и были, не уверен, что они были бы без национального элемента, а тогда представьте сами, сколько бы такие организации в нашей ситуации просуществовали?

 

Есть ли в школьниках и молодежи стремление изучать русский язык? Если есть, то - чем это продиктовано?

До недавнего времени русский язык был первым иностранным языком в наших школах. После 1999 года это место он уступил английскому языку. Каждый год у нас есть хотя бы один выпускник, который решил изучать русский язык. Причем, хотя все ученики с 5 разряда учат русский, не можем похвалиться, что хорошо можем пользоваться языком, т.к. кроме урока нет другой возможности применять язык, потому и все быстро забывается. Язык можно забыть, но сохраняется любовь к России и русскому народу.

 

Чем интересуется косовская молодежь, многие ли посещают церковь, как видят свое будущее?

Молодежь, после завершения средней школы, в основном уезжает учиться. Часть уезжает в Сербию, ища работу, и так больше и не возвращается. Небольшая часть после завершения обучения находит работу в сербских учреждениях на Космете. Часть свое будущее находит в косовских учреждениях. Это, конечно, не приводит к разделению. Не рассматриваем их, как изменников, но напротив, приятно видеть знакомое лицо и услышать обращение на сербском языке, когда нас останавливает полицейский патруль среди ночи и т.п. Вынуждены получать все двойные документы. Если бы ни сербы в косовских учреждениях, с великой бы мукой могли бы получить какой-либо документ.

Все больше детей, слава Богу, регулярно посещают богослужения, они в свой дом возвращают православный, святосавский дух, который был изгнан во время коммунизма.

Здесь говорят только о прошлом. Будущее не планируется, определенно произойдет, кому что уготовлено. Будущность не в наших руках.

 

Никола, нам приходилось встречаться в России с группами сербских школьников-старшеклассников из Косова. Они производят очень светлое, очень благоприятное впечатление. Просто бросается в глаза их внимательное, доброжелательное отношение друг к другу и ко всем окружающим. Как удается воспитывать такие качества у вашей молодежи?

«Малая церковь» имеет главный вклад в воспитании личности. Дети вскормлены молоком любви, понимания и сострадания. Время здесь остановилось. Современный мир от нас далек, но не жалеем о нем, т.к. кроме материального, что разъединяет людей, он не имеет настоящих ценностей. Дети очень привязаны к своей семье, внутри которой развиваются здоровые отношения, которые выходят и за рамки этого круга. Какая бы ни была тяжелая ситуация, здоровое воспитание детей со стороны родителей и наставников не прекращается, т.к. есть цель сделать из них хороших людей. Наши дети мало рассказывают. Тот, кто вглядится в них, увидит, что много больше говорит выражение их лиц - молчание красноречивее слов.

 

В сентябре 2011 года вы побывали в России. Каков самый главный итог этой поездки?

Россия для нас - звезда в бескрайнем круге - символ пространства, свободы. Любовь к России и русскому народу у нас врожденная. Нет серба, который бы не мечтал посетить Россию. Несколько учеников имели это счастье, благодаря Ольге Владимировне Серебровской - человеку большого сердца. Ей будем вечно благодарны. Конечно, должны поблагодарить и госпожу Наталию Коцев из Фонда единства православных народов, без чьей помощи было бы тяжело получить все необходимые для путешествия документы.

Наиважнейший результат - непосредственный контакт с россиянами. Факт, что русский народ истинно сострадает нам. За время пребывания мы убедились, что любовь между двух народов обоюдна. С момента, когда мы прилетели, русские в аэропорту показали, что нет различия между нами. Так нас в этой толпе провели через терминал для граждан Российской Федерации. Если служащие поступают так, тогда о народе нечего и говорить.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Борисовна Есинская
Мы должны делом засвидетельствовать свою преданность Царю
Начат сбор средств на воздвижение поклонного креста в Пскове в память о святых Царственных мучениках и всех новомучениках и исповедниках российских
12.12.2016
Героям Первой мировой от благодарной России
Об установке памятных знаков - Георгиевских крестов - в Обнинске, на Дону и на острове Лемнос
16.10.2016
«Историческая справедливость возвышает и укрепляет дух народа»
В Госдуме состоялась выставка-презентация проекта Фонда Владимира Храброго «Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны»
26.09.2014
Светлой памяти русских и сербских героев Великой войны
Фонд Владимира Храброго установил в сербском Тополе памятный Крест
14.08.2014
В память о великой Войне
Поклонный Крест в Сербии, в г.Топола
15.11.2013
Все статьи Ирина Борисовна Есинская
Новости Косово
Звенеть кимвалом или все-таки покаяться?
Заметки из Косово и Метохии
05.10.2024
Займись собой, не грози Небу
Заметки из Косово и Метохии
17.09.2024
Пагубная многовекторность: почему власти Сербии раз за разом проигрывают в Косово
Север отторгнутого края становится по факту албанским
17.09.2024
«Это вызов всем христианам»
Святейший Патриарх Кирилл осудил кощунственную акцию косовских албанцев на развалинах древней Ульпианы
16.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08