Никола Антич родился 19.12.1985 г. В Косовской Каменице. В 1999 г. Вместе семьей оставил родной край ради продолжения образования. Восьмой разряд (класс) основной школы и среднюю школу окончил в Ягодине. По завершению средней школы возвратился с родителями на Космет (Косово и Метохия) в свой дом и поступил в институт. Институт окончил ТВ 2011 г. Как преподаватель сербского языка и литературы работает с 2008 г.
Никола, расскажите о городе, в котором Вы живете и работаете. В какой части Косова он находится, есть ли рядом другие сербские поселения? Чем зарабатывают на жизнь жители города?
Вначале сердечный привет всем читателям.
Живу в Речану, сербском селе в трех километрах северо-восточнее Косовской Каменицы. Косовская Каменица расположена в самой восточной части Космета, удалена от Приштины всего на 75 км, по нашим меркам - это далеко. Граничит с общинами: Гнилане, Приштина и Ново Брдо. Характеризуется наличием большого количества сел - 76, из которых 55 населяют шептары (албанцы), 27 - населены чисто сербским населением и 14 - смешанным населением. Большая часть общины - горно-равнинного рельефа, пригодного для сельского хозяйства. Сейчас люди, в основном, занимаются земледелием, скотоводством, садоводством и пчеловодством, а до 1999 г. большое количество людей занималось добычей полезных ископаемых, т.к. весь край изобилует рудами металлов.
Что речь идет о действительно богатом крае подтверждает и тот факт, что около Косовской Каменицы выросли, как сторожевые башни, три сербских средневековых города - Ново Брдо, Прилепац, родной город Св. царя Лазаря и Призренац. Затем, тут находится большое количество церквей и монастырей, наиболее известные из которых - монастырь Тамница в Речану - задужбина (т.е. основан прим. Перев.) Святого короля Милутина, сооружен в 1316 г., этот монастырь предварил возведение прекрасной Грачаницы, потом монастырь Убожац времен царя Душана, церковь в селе Ваганеш, церковь в селе Божевце и т.д. И, несмотря на все это нам говорят, что все не наше, что мы - оккупанты.
В Косовской Каменице, включая и села живут около 60 тыс. человек. 85% населения сейчас составляют шептары, а сербы и цыгане - всего 15%. Большое количество из оставшихся сербов работает в сербских государственных учреждениях - в просвещении, здравоохранении и общине. С оглядкой на то, что имеются намерения Приштины отменить и эти учреждения, можно с уверенностью сказать, как негативно отразится это на сербском населении.
Из какого центра управляется и финансируется образовательный процесс на Косово?
Сербские школы на Космете работают по учебному плану и программе Республики Сербии, которая и осуществляет финансирование. Это право гарантировано нам по «плану Ахтисаари», но нам хорошо известно, какова действительная гарантия, которая приходит с Запада. Спускаемся мы по их веревке много раз, а веревка всегда перетирается, но каким-то чудом всегда остаемся в живых, но всегда с серьезными последствиями.
Нет ли попыток со стороны Приштины воздействовать на учебный процесс в сербских школах?
Приштина, конечно, подготавливает почву, чтобы нас принять. Нам известно, что это неизбежно произойдет. Так как предшествующие переговоры Белграда с Приштиной шли только во вред косметским сербам, также по вопросу просвещения ни ожидаем ничего хорошего. Каждое движение Приштины ведет к утяжелению и так танталовой жизни сербов. Куда это ведет, ясно всем.
Есть ли поблизости от вашего города анклавы и как там организовано школьное образование?
Из анклавов посещал только Велику Хочу. Короткое пребывание там во многом мне помогло в видении здешних проблем. Научился больше ценить то, что имею и понял, что мне и этого более чем достаточно. Тамошнюю жизнь сербов невозможно описать. Не могу сказать, что это надо пережить, потому что этого не пожелаешь и врагу. Их союзник только Бог. По-другому не могли бы выжить.
Какой предмет Вы преподаете? Ведете ли Вы классное руководство?
Преподаю сербский язык и литературу в гимназии. Люблю свое призвание, т.к. это, прежде всего, большая ответственность. В тяжелые моменты сейчас нужно сохранять национальную идентичность сохранением языка и национального сознания. Имею счастье в этом году преподавать первый год в гимназии, в которой, кроме прочего, предпринимается развитие сербского литературного языка с IX до XIXвеков - от периода нашего духовного отца Св. Саввы до Вука Стефановича Караджича, от периода светородной лозы Неманьичей, чьи наикрасивейшие задужбины находятся именно на земле Косова и Метохии, и, которые сохранились и по сей день. Неприятель знает, что мы - крепкий орех, и нас не смогут легко сломать. Поэтому ударили по морали, традициям, «малой Церкви», т.е. семье. Руководя учеником внимательным анализом литературных произведений, учим их распознавать не ложные приманки, а настоящие моральные ценности, что им поможет противостоять всему негативному, что приходит с Запада, как зараза, прикрытое покрывалом демократии. Постоянно у меня в мыслях слова Исидоры Секулич, которая говорит: научи своего единственного сына, что Видовдан то же, что и Крестная слава или день рождения - и этого достаточно. Это и есть цель моей миссии.
Классного руководства пока не имею, т.к. только что получил разрешение на постоянную работу.
Сколько детей в вашем классе, каков социальный состав учеников?
В отделении шесть учеников. Дети положительные, сознательные и очень помогают в осуществлении образовательных целей. Дети родителей различного социального статуса, т.е. сыновья и дочери преподавателей, крестьян и тех, которые зависят только от социальной помощи.
Но что наиважнейшее - это факт, что это не влияет на их взаимоотношения.
Считается ли престижной преподавательская деятельность, часто ли встречаются учителя мужчины?
Как и другие важные и нужные профессии в Сербии, так и профессия учителя больше не престижна.
Система образования не работает, что конкретно ставит под угрозу отношения родителей с преподавателем, особенно преподавателя и детей. Нет четко определенных обязанностей, которые вменяются учителю в образовательном процессе, одновременно он должен быть родителем, работником образования, социальным работником и психологом. Из-за этого на работе очень много стрессов, и в результате нет выпускников, которые свою будущность видят в этой профессии.
Количество мужчин и женщин в числе работающих приблизительно одинаково, что приводит к лучшей атмосфере на работе и весьма существенно, т.к. есть учебные направления, где женщины лучше могут пояснить некоторые жизненные ситуации, описанные в литературе, с материнской точки зрения.
Хорошо ли развита внеклассная работа со школьниками?
Тяжело осуществлять дополнительные занятия и дополнительное преподавание, не говоря уже о внешкольной деятельности. Эта проблема особенно характерна для Косовской Каменицы. В одном здании находятся и основная и средняя школы, и ученики связаны с транспортом, т.к. в другом случае не смогут добраться домой. Если график привоза нарушен дети не приезжают в школу. Это особенно касается учеников из соседних сел. Единственное не учебное занятие - фольклор, который остался одним из культурных занятий. У детей есть большой интерес заниматься фольклором, но условия плохие, начиная от доставки детей и до финансирования. Недостаток денег не дает приобретать новые народные костюмы, оборудование, что ограничивает разучивание новых хореографических постановок. Фольклором занимаются только дети из Косовской Каменицы и дети, чьи родители могут привозить их на репетиции. Тем же ограничена возможность их участия в фестивалях на Космете и в Сербии. Но, конечно, их выступления дарят радость и счастье местной аудитории, которая имеет возможность их видеть на Пасху и Видовдан а Косовской Каменице.
Существуют ли на Косово молодежные союзы, объединения, сообщества?
Таких организаций нет. А если бы и были, не уверен, что они были бы без национального элемента, а тогда представьте сами, сколько бы такие организации в нашей ситуации просуществовали?
Есть ли в школьниках и молодежи стремление изучать русский язык? Если есть, то - чем это продиктовано?
До недавнего времени русский язык был первым иностранным языком в наших школах. После 1999 года это место он уступил английскому языку. Каждый год у нас есть хотя бы один выпускник, который решил изучать русский язык. Причем, хотя все ученики с 5 разряда учат русский, не можем похвалиться, что хорошо можем пользоваться языком, т.к. кроме урока нет другой возможности применять язык, потому и все быстро забывается. Язык можно забыть, но сохраняется любовь к России и русскому народу.
Чем интересуется косовская молодежь, многие ли посещают церковь, как видят свое будущее?
Молодежь, после завершения средней школы, в основном уезжает учиться. Часть уезжает в Сербию, ища работу, и так больше и не возвращается. Небольшая часть после завершения обучения находит работу в сербских учреждениях на Космете. Часть свое будущее находит в косовских учреждениях. Это, конечно, не приводит к разделению. Не рассматриваем их, как изменников, но напротив, приятно видеть знакомое лицо и услышать обращение на сербском языке, когда нас останавливает полицейский патруль среди ночи и т.п. Вынуждены получать все двойные документы. Если бы ни сербы в косовских учреждениях, с великой бы мукой могли бы получить какой-либо документ.
Все больше детей, слава Богу, регулярно посещают богослужения, они в свой дом возвращают православный, святосавский дух, который был изгнан во время коммунизма.
Здесь говорят только о прошлом. Будущее не планируется, определенно произойдет, кому что уготовлено. Будущность не в наших руках.
Никола, нам приходилось встречаться в России с группами сербских школьников-старшеклассников из Косова. Они производят очень светлое, очень благоприятное впечатление. Просто бросается в глаза их внимательное, доброжелательное отношение друг к другу и ко всем окружающим. Как удается воспитывать такие качества у вашей молодежи?
«Малая церковь» имеет главный вклад в воспитании личности. Дети вскормлены молоком любви, понимания и сострадания. Время здесь остановилось. Современный мир от нас далек, но не жалеем о нем, т.к. кроме материального, что разъединяет людей, он не имеет настоящих ценностей. Дети очень привязаны к своей семье, внутри которой развиваются здоровые отношения, которые выходят и за рамки этого круга. Какая бы ни была тяжелая ситуация, здоровое воспитание детей со стороны родителей и наставников не прекращается, т.к. есть цель сделать из них хороших людей. Наши дети мало рассказывают. Тот, кто вглядится в них, увидит, что много больше говорит выражение их лиц - молчание красноречивее слов.
В сентябре 2011 года вы побывали в России. Каков самый главный итог этой поездки?
Россия для нас - звезда в бескрайнем круге - символ пространства, свободы. Любовь к России и русскому народу у нас врожденная. Нет серба, который бы не мечтал посетить Россию. Несколько учеников имели это счастье, благодаря Ольге Владимировне Серебровской - человеку большого сердца. Ей будем вечно благодарны. Конечно, должны поблагодарить и госпожу Наталию Коцев из Фонда единства православных народов, без чьей помощи было бы тяжело получить все необходимые для путешествия документы.
Наиважнейший результат - непосредственный контакт с россиянами. Факт, что русский народ истинно сострадает нам. За время пребывания мы убедились, что любовь между двух народов обоюдна. С момента, когда мы прилетели, русские в аэропорту показали, что нет различия между нами. Так нас в этой толпе провели через терминал для граждан Российской Федерации. Если служащие поступают так, тогда о народе нечего и говорить.