Драган, первый вопрос хочу Вам задать, как одному из организаторов Русского дома в Кралево: каковы его главные цели и задачи в культурном и общественном смысле?
В самом начале надо подчеркнуть, что никакого «Русского дома» - в смысле определенного помещения, официального учреждения - у нас пока нет. Русский дом в Кралево - это в первую очередь частная попытка несколько неравнодушных людей, жителей сего города, разогнать хоть немножко темноту, мусор в которых мы все живём, побудить личным примером своих сограждан, чтобы они сами, по мере собственных сил и возможностей, взялись расчищать этот мусор перед нашим общим порогом.
Тот факт, что жизнь зачинателей целого проекта главным образом связана с искусством, просвещением, - тем самым определил и поле нашей деятельности - литературной, просветительской, культурной. Знакомство, общение с российскими общественными деятелями, создание русско-сербского Братства, прекрасно совпало с нашими устремлениями: открылась возможность поработать не только на приближении родственной русской культуры к сербскому человеку, а и на продвижении собственных достижений в одной великой, к сербам более чем дружественно настроенной стране.
Итак, главные цели и задачи будущего Русского (лучше сказать: сербско-русского) дома у нас сложились давно до официальной инициативы, которую мы начали в 2010-м году. Их вкратце можно определить так: через укрепление связей с нашими русскими друзями мы стараемся прежде всего помочь самим себе - своему униженному народу, дезориентированной молодежи, затоптанной культуре и истории...
Скажем и то, что наши требования для Русского дома тогда были предельно скромными: мы только просили предоставить и помочь нам в ремонте помещения в центре города, находящегося ряд лет в полном запустении. Для ремонта по нашим расчетам нужно было не более 12-15 тысяч евро. Мы рассчитывали часть работ по ремонту сделать с помощью кралевских предприятий, недостающие средства обеспечили бы город и одно из крупных российских предприятий в Сербии. «Русский дом» представлял бы собой магазин с русскими книгами, сувенирами, музыкой - чтобы и таким образом приобретать средства для своего существования, - и офис, в котором, между прочим, наши новые русские сограждане, которые как раз в то же время начали заселяться в окрестностях Кралево, могли бы получать нужную им бытовую и деловую информацию. Остальное - выставки, литературные вечера, концерты, курсы русского языка, организовали бы по-прежнему, в сотрудничестве с остальными городскими культурными институтами, но на гораздо высшем уровне и более качественно. О причинах, из-за которых это у нас тогда не получилось, я писал в статье «Единство прочнее мира», недавно опубликованной на РНЛ.
Чего вы как организация ожидаете от русского общества?
В связи с посещением Белграда тогдашнего российского премьер-министра Владимира Путина в 2011 году сразу же возникло множество сербско-русских организаций. В обществе пробудилась надежда, что наступает период более тесных сербско-русских взаимоотношений. Только в Кралево тогда появились две новые организации, которые теперь работают под названиями «Сербско-русский дом св. Александра Невского» и Сербско-русское общество «Краљев град» («Королевский город»).
Старанием СРД «Св. Александр Невский» Кралево в позапрошлом году побраталось с Иваново. В том же году через них тоже осуществилось посещение г. Кралево редакторов РНЛ и Фонда стратегической культуры А. Степанова, П. Тихомирова и А. Филимоновой. У нас с ними тоже были попытки совместно действовать: в прошлом году организовали вторую «Неделю русской культуры» в Кралево.
«Королевский город» старается укрепить русско-сербские отношения «через бизнес», как они сами говорят. Дело в том, что в деревнях в окрестностях Кралево можно дешево купить земельные участки с домами. Поэтому за последние три года у нас уже заселилось около 20 русских семей с разных концов России, желающих заниматься сельскохозяйственным трудом или просто приобрести дачу в красивой природной среде. Несколько дней тому назад мы впервые познакомились с председателем правления этой организации Константином Митраковым, экономистом из Краснодара. Единственная связь с окружающей средой этих наших новых сограждан до сих пор шла через предпринимателя из Кралево Павла Тодоровича.
Очень важно с русской стороны повнимательнее посмотреть, разобраться в работе наших трех организации: «Славянского общества», «Св. Александра Невского» и «Кралевского города». Изучить, какую программу предлагает каждая из них, четко определить свои позиции в том, что из их деятельности русской стороне нужно, совместно с этим организациями и властями города найти подходящую модель для будущего учреждения, за чьей деятельностью могли бы следить и город, и русская сторона. Ведь речь идет уже не только о сербско-русском культурном сотрудничестве, а об улаживании вопросов в непосредственном интересе граждан Российской Федерации в Сербии. Тут нельзя принимать непродуманные решения, т.к. тогда соответствующим будет и результат. В решении этого вопроса может быть приобретен опыт, который будет можно применять и в других городах в Сербии.
Ваше отношение к официальным белградским властям: наметились ли благие перемены по отношению общественно-культурному взаимодействию Сербии и России в нынешнем правительстве?
В конце последнего десятилетия прошлого века, у нас уже был прямой или косвенный опыт с нашими политическими деятелями, и мы очень чётко понимали, что с их стороны мы не можем ожидать серьезной поддержки. Даже наоборот: профессионалный, нравственный уровень партийных людей у нас настолько никчёмный, их национальное сознание настолько низкое, что они нередко просто не в состоянии осознавать собственную ответственность за крушение общества, в котором мы все живём. Из этого полусвета давно уже устранено почти все ценное в моральном и профессиональном смыслах. Кроме того, политическая система у нас устроена так, что не дает возможности возникновения новых, здоровых политических сил. Все игроки известны, только меняются местами. Царит полная политическая безыдейность. Вообще, в Сербии ничего дешевле идеи нет: вчера был ярым националистом, сегодня же являешься либеральным демократом - ничего странного, гуляй. Как частное лицо - вы ничтожны, вас нет. Круг замыкается.
Поэтому мы и сделались неправительственной организацией но, конечно, с прямо противоположной системой ценостей, чем подавляющее большинство других, очень влиятельных НПО, кормящийхся из фондов западных держав - чтобы как-то парировать, стать противовесом их губительного воздействия на политическую, общественную жизнь у нас. По-видимому, большинство политических деятелей в Сербии вершиной политической мудрости считает действовать в смысле «ласковый теленок двух маток сосет», убеждая при этом третью, что он - сирота. Мы такую «мудрость» считаем не только сугубо пагубной, а просто позорной.
Теперь отвечаю на Ваш вопрос: конечно, определенные положительные сдвиги есть. Например, более подходящей личности для поста посла в Москве, чем д-р Славенко Терзич трудно найти. Но мне здесь хочется поговорить о том, что, на мой взгляд, нехорошо.
Во-первых, опираться в достижении интересов своего государства только на политическую элиту страны-хозяина, по крайней мере - несерьезно. И я совсем не воображаю, что этим сказал какую-то вам неведомую, непонятную истину - ведь Россия не была бы великой державой, если у вас не знали бы о таких простых вещах.
Но русская сторона у нас кое-что делает противоположно своим же интересам, т.е. собственно российским интересам в Сербии - прежде всего, в политической, экономической, культурной, информационной сферах.
Вам наверное известно, что на сербской политической сцене есть ярые противники любого сербско-русского сотрудничества. Это в первую очередь - Либерально-демократическая партия Чедомира Йовановича, и Объединенные регионы Сербии Младжана Динкича. Объединенные региони Сербии - это переименованная бывшая НПО Г17+, в начале 2000-х переформатированная в партию. ОРС - это единственная партия, которая все эти годи беспрерывно стоит у кормила власти, управляя государственной экономикой и финансами. ОРС - это могильщики сербской промышленности, торговли, экономики, банкового дела, и невооруженным глазом видно, что они постоянно среди правительственных партий не потому, чтобы Сербии служить на пользу. Я, конечно, не политик, но мне очень любопытно, каким образом с такими «партнёрами» русские думают осуществлять свои проекты в Сербии, среди которых есть и международного значения?
Все слишком быстро забыли тот факт, что на прошлогодних сербских выборах произошла крупная выборная кража. О ней тогда говорили и теперешний министр Вучич, и президент Николич. Как только пришли к власти - все забыли. Почему? А потому, что расследование могло бы показать, как ЛДП и ОРС - не прошли ценза, и в парламенте должны сидеть, например - представители «Дверей сербских». А этого допустить нельзя. Зато развлекают народ «борьбой с олигархами». Вот нашим удалым бойцам с уголовниками даже Кустурица стал подозрительным. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Далее. Сколько средств крупные российские предприятия в Сербии бросают, чтобы рекламироваться в открыто антироссийских СМИ? И то не на сербской кирилице, а латиницей! В то же время, например, белградская телестудия АРТ, которую можно смотреть почти во всей Сербии, единственная телестудия, которая пытается популяризовать российскую продукцию - работает, благо говоря, в скромних условиях. Я недавно был там, и прекрасно знаю, о чем говорю. Впрочем - где русские СМИ? Что Россия делает, чтобы продвигать изучение русского языка? Наши с вами западные «партнёры» не жалеют средств, чтобы талантливых сербских школьников - будущую элиту страны - воспитывать в собственных интересах, к чему русская сторона тоже проявляет полное безразличие. Переводы качественной русской литературы оставлены доброй воле энтузиастов, как никому не нужная вещь. Так можно перечислять сколько угодно. Никакого действия, рассчитанного на долгий срок мы здесь не видим. Почему - вот вопрос, который для себя задает каждый из тех, кто искренно заботиться о продвижении сербско-русских отношений.
Существует ли у Русского дома в Кралево связь с Косово? Как она осуществляется?
Нет. В первую очередь - по причине нашей несостоятельности. Безработица, полная нищета в народе сильно возрастает. Вот парадокс: те, у которых есть нужная профессия охотно едут работать в сербские части Космета, потому что там государство все-таки старается обеспечить как-никак достойные зарплаты. В «неоккупированной» части Сербии в той сфере царит полное беззаконие: народ работает - если работает - за гроши, и те гроши нередко не платят.
Хотелось бы узнать о других Русских домах в Сербии, есть ли между ними взаимодействие?
Сербское общество чрезвычайно раздробленно. Я знаю, что в некоторых городах есть Русские дома, но настоящего взаимодействия между ними нет. Недавно тоже организована сеть сербско-русских обществ, но мы пока не видим смысла принимать участия в этом.
Какие мероприятия запланированы в Кралево в связи с побратимством с белорусским городом Гродно?
Не знаю. Говорят общие вещи, о сотрудничестве в сферах экономики, образования, промышленности. По-видимому, представители новых городских властей тоже не считают нужным серьезно пользоваться опытом посторонних лиц и организаций.
Когда я 5 лет тому назад их предшественниками упомянул о возможности установлении связей с Белоруссией, они мне смеялись в лицо. Интересно, что тогда городом тоже правили представители «патриотических» партий.
Расскажите о вдохновляющих примерах таких побратимств. Очень важно, чтобы побратимство было не только на бумаге, но в делах, чтобы оно рождало серьезные перспективные инициативы.
Вдохновляющих примеров нет. Их можно найти только на уровне частных лиц или гражданских организаций. Кралево, например, много лет назад побраталось с Зеленой Горой из Польши, Марибором из Словении... Ничего конкретного или действительно полезного из этих побратимств не видно. Почему? А потому, что никогда не была дана возможность людям действительно заинтересованным в этих делах внести свой вклад. Опасаюсь, чтобы такое не случилось и в случае с Иваново и Гродно. Выходит, что до сих пор все инициативы о побратимствах лишь только служили для развлечения народа и прогулки политиков.
Драган, группа из Кралево в начале февраля побывала на международном фестивале «Братья» в Гродно, где встречались представители братских славянских народов. Что было, на Ваш взгляд, самым важным и значительным на фестивале? Каковы его итоги?
С организаторами фестиваля «Братья» Славянское общество сотрудничать с 2007 года. До сих пор удалось устроить две поездки молодежи из Сербии и Черногории на фестиваль - в 2008 и 2009 году. На этот раз нам помог факт, что фестиваль проходил в Гродно, с которым г.Кралево побратался в ноябре прошлого года. Мы обратились с просьбой к администрации города с предложением: организовать поездку для несколько лучших учеников средних учебных заведений, послать своего представителя и там непосредственно поработать на укреплении связей с братским городом. Они согласились. Так как у города финансы в действительно плачевном состоянии, решили, что оплатят расходы за поездку 9 человек: 6 учеников, представителей города, Славянского общества, и водителя. С предложением послать своих представителей мы обратились и к нашей епархии, но там не успели организоваться.
Вот как пишет Анна Вулович, ученица выпускного класса средней медицинской школы на недавней пресс-конференции в Кралево:
«Самый красивый опыт в моей жизни! Я никогда еще не видела такого уважения и радушия к моей стране и народу. Я поняла так много о жизни, о настоящих ценностях, осознала то, в чем ошибаюсь, что нужно исправить. Эта поездка навсегда останется в моей памяти. И буду помнить только хорошие вещи - а их было так много. Благодарю всех, кто мне дал возможность познакомиться с нацией такой непохожей, а в душе такой же, как моя».
Это не пустые слова. Чувства Анны Вулович полностью разделяют остальные ученики. Для меня было настоящей радостью снова смотреть, как у наших ребят от общения со сверстниками из православных славянских стран резко меняется поведение к лучшему, как они задумываются над тем, что увидели. Все они, как талантливые ученики, уже побывали в разных западных странах, и к поездке готовились как к очередной, обыкновенной тусовке, какими являются экскурсии печального сербского «просвещения» и образовательных учреждений западных стран. Поэтому на их лицах вначале можно было заметить легкое разочарование - комнаты не очень роскошные, питание не то, к кому привыкли... Потом подружились с сверстниками - какие замечательные ребята! - стали по мере своих сил углубляться в очень богатую программу (только один из них понемножку понимал по-русски) - как интересно!.. Если скажу Вам, что половина из них впервые в жизни исповедовалась и причастилась, - думаю, что этим все сказано. Таких образовательных мероприятий у нас просто нет.
Православный молодежный международный фестиваль «Братья» - вот настоящий российский «брэнд»! Очень хочется в будущем организовать этот фестиваль в Сербии. Но со стороны других сербско-русских организаций и СПЦ мы до сих пор не нашли никакого внимания к этой идее.
Возможно, неожиданный, но, согласитесь, небезразличный для славянского мира вопрос: каковы Ваши впечатления, реакция сербского общества на отречение Папы Римского Бенедикта XVI от престола?
Реакции примерно такие, как у вас. Для некоторых отречение - это шаг, которым Бенедикт XVI проявил свои высокие нравственные качества. Другие думают, что папа отрекся под шантажом. Третые - что он этого сделал под давлением тех кардиналов, для которых Бенедикт XVI был слишком «консервативным». Некоторые говорят, что отречение - плод заговора, упоминают «пророчество о папах», выбор черного папы...
Мне особенно любопытным показалось мнение, по которому Бенедикта XVI заставили отречся, чтобы папа все-таки мог присутствовать на центральной церемонии торжеств по поводу Миланского эдикта в октябре с.г. в Нише. Загвоздка в том, что Сербская Православная Церковь для этого требует от папы сначала извиниться перед жертвами системы концлагерей Ясеновац, где хорватские усташи убили около 800.000 сербов, в чем активно участвовали католические священники. И вот, европейские кардиналы додумались: сбросим консервативного Бенедикта XVI, выберем папу-африканца, это теперь очень модно иметь черных вождей, пусть он поклонится перед перерезаными сербскими жертвами, и все прекрасно: от нас не убудет, и папа наконец ступит ногой на сербскую землю. Но даже если бы такой фантастический сценарий оказался верным, я не убежден, чтобы его посещение Сербии верующий народ воспринимал радушно.
В эти восемь лет я не очень замечал деятельность Бенедикта XVI. Это значит, что я не заметил его вредных, вражеских действий в отношении Сербии. Ватикан все еще не признал «Косово». Большего проявления «дружественных» чувств со стороны римского понтифика нам ожидать нельзя. Поэтому я не понимаю радость тех, кто в отречении Бенедикта XVI видят что-то положительное.
Приближаются две очень важные для Сербии даты: 2013 год - столетие победоносной Балканской войны за освобождение от турецкого владычества, и 2014 год - столетие начала Первой мировой войны. Что предпринимается в Сербии для увековечения памяти этих событий со стороны власти и со стороны общественности?
2013 год - столетие Второй балканской войны - позорной войны Болгарии против Сербии, Греции, Черногории... Столетие освобождения после Первой балканской войны отметили в прошлом году. А как отмечали этот юбилей? Горемычно - так же, как и столетие Первого сербского восстания в 2004-м. Поэтому о юбилейной дате 2014 году пока никто не упоминает. В сербским обществе царить дух пораженчества. Зато в 2013 году церковные и государственные власти считают очень нужным роскошно отметить 1700-летие Миланского эдикта; о начале мероприятия уже объявили, пик торжеств будет в сентабре-октябре. Ведь в Миланском эдикте нет ничего «националистического», «европейскую ценность» отмечаем...
Как даты этих судьбоносных событий предполагает отметить Русский дом в Кралево?
В этом году тоже - 200-летие крушения Первого сербского восстания. Вот этот юбилей Славянское общество готовиться по-своему отметить. В Кралево пригласим своих друзей - сербских поэтов. Любой из нас напишет стихотворение в честь некоторых из многочисленных великих героев Первого сербского восстания, и устроим творческий вечерь. Тоже пытаемся собрать средства, чтобы напечатать монографию о докладе барона Ивана Ивановича Дибича. Барон был отцом Ивана Ивановича Дибича, графа Забалканского. Тогда Дибич еще был полковником квартирмейстерской части, позднее же стал фельдмаршалом. Доклад этот писан на немецком языке, и его сербский перевод мы нашли в 5-м номере альманаха «Голубица» 1844 г. Об этом докладе хочется подробнее рассказать, случай с Бароном Дибичем для нас имеет символическое значение.
Барон Дибич в Сербии побывал в первой половине июня 1811 года, по распоряжении русского военного министра Барклая де Толли, чтобы рассмотреть жалобы сербов на российских чиновников. Многие из тогдашних российских представителей на сербских повстанческих вождей вообще смотрели свысока из-за их «непросвещенности» и простоты в обхождению, и своими действиями принесли огромный ущерб как сербской войне с турками, так и сербско-русским взаимоотношениям вообще. Дибич в своем докладе дал описание тогдашней Сербии, разоблачил деяния некоторых русских чиновников, высоко оценил потенциалы сербского воинства и указал на ошибки российской дипломатии в отношении Сербии. Он прекрасно подружился с повстанческими воеводами, они его очень полюбили, верховный вождь Карагеоргий вообще был воодушевлен Дибичем, особенно его планами в связи с продолжением войны с Османским царством. К сожалению, этого честного дворянина и способного офицера сплетнями тех же русских чиновников срочно удалили из Сербии «за превышение полномочий» - такое решение Дибичу сообщил генерал Засс именно здесь, в Кралево (тогда Карановце). Дибичу даже не позволили забрать попутно свою жену в Белграде - сохранилось тоже его письмо от 15 июля 1811 г. к секретарю Совета Мияилу Груевичу, где Дибич просит о том, чтобы обеспечить судно, на котором его супруга могла бы доплыть до Бухареста. Два года спустя рухнуло и Первое сербское восстание.
Очень хотелось эту монографию напечатать на обоих языках - сербском и русском.
Каким Вы представляете будущее всего православного славянского мира?
По-моему, ради простого выживания, историческая необходимость - в образовании некоего плотного государственного союза православных славянских, и некоторых неславянских стран - Румынии, Греции, Грузии, - в главе с Россией. Не добьемся этого - не будет ни нас, ни Православия, ни России. Несмотря на свою огромность, одна Россия не одолеет губительных процессов в мире, ее не станет. С другой стороны, православные государства без ключевой роли России никак не смогут объединиться, одно за другим они погибнут.
Касательно неправославных славян, - для их полноценного сосуществования в таком союзе я пока не вижу возможности, кроме как в виде некоего «внешнего кольца» православной «сверхдержавы»; ведь слишком они прижались к «западным ценностям», к чужому укладу жизни в духовном и бытовом смысле. Кроме того, православным государствам сначала придется решить существующие проблемы в собственных взаимоотношениях - болгаров и греков с македонцами, русских с украинцами и грузинами, сербов с болгарами...
Что бы Вы добавили к вышесказанном на тему сербско-русских отношений?
Сербское и русское общество страдают от одного же недуга - совсем не православной разобщенности. Слишком мало вслушиваемся друг в друга, слишком много тех, кто не готов пожертвовать зёрнышком собственного удобства ради общих целей. Довольствуемся пустыми фразами, лозунгами, тостами. Многие из нас «воюют» за сербско-русское братство думая в первую очередь о своих мелких интересах - это другое лицо, изнанка вышеупомянутого возникновения огромного количества «обществ сербско-русской дружбы» у нас. Очень много случайных людей - ведь на «патриотизме» тоже можно хорошенько нажиться.
У мелких людей - мелкие и результаты. Выходить, что вполне справедливо у наших врагов дела идут удачнее, чем у нас: они в своего «бога» больше верят, нежели мы в нашего.
Потому мне так и неприятны пышные лозунги, тосты, «братские объятья», что чувство самодовольства считаю своим главным врагом. Все страдания нашего народа - это прямое следствие нашего ощущения самодовольства. Надо всегда помнить о евангельской притче о двух лептах (Мк. 12:38-44): вот этой притчей я всегда и лечусь, и утешаюсь.
2. Re: Горькие плоды разобщенности
1. Убийство Слободана Милошевича