Давно это было, ещё до Великой Отечественной войны. В глухой далёкой глубинке - Новгородских лесных и болотистых местах расположилась деревня Быково, от железных дорог в тридцати и более километрах, да и от автомобильных тоже. На тракторе, и то не всегда, можно проехать по необходимости (например, завезти товары в сельмаг). А почва - горе одно: глина, да такая, что и ног не вытащить. Однако крестьяне выращивали на ней рожь, овёс, лён, клевер. Сенокосные угодья с обильным травостоем. Скотине раздолье 7 месяцев в году, а зимой - ароматное клеверное сено.
Рядом с деревней на пригорке - парники, где выращивалась рассада капусты. Анна Степановна Кондрашова «овощеводкой» числилась. Детей ей Бог послал много - одиннадцать было, до взрослого возраста шестеро дожили, а сейчас рядом двое - сынок 10-летний и дочь 6 годиков. Хозяйство - 2 козы, 2 овцы с приплодом, да куры. На другую скотину сил не хватает, здоровье подкачало. Когда муж во время войны на лесозаготовках умер (сердечник был), оставив её с детьми, врач сказал: «Три месяца тебе, Анна, осталось». Дед Степан охотником был - енота раздобыл или барсука (теперь уже и не знаю), сало кого-то из этих зверьков да мёд победили с Божьей помощью открытый туберкулёз, но силы-то большой уже не было. А работать в колхозе надо. Вот и поручено было овощеводство - поближе к дому и дети малые помогут. И помогали.
И запомнилось меньшей дочке удивительное дело: рядом с парниками находился участок земли около гектара, почти заросший бурьяном, но среди него торчали яблони, кривые, больные, но кое-где с яблоками. Откуда они здесь? Ведь около домов в деревне плодовых почти не было. Как потом выяснилось, был в деревне Быково плодовый сад. Идеи Ивана Владимировича Мичурина продвинуть садоводство на Север воплощались в жизнь, но суровые морозы военного времени помешали довести их до конца. Жалко было девочке видеть погибающий сад. Хорошо, что дедушка и братишка, ещё не вполне подросший, высаживали около дома найденные в лесу яблони, да прививали их взятыми от соседей черенками. Так завели антоновку, степановку, а также корнесобственную сосницкую яблоню (со сладкими яблоками). В лесу на болотах росли клюква, голубика, черника, морошка (сказочно красивая и вкусная ягода), малина, земляника. Запасались на зиму деревенские жители лесными дарами, посылая детишек разного возраста в лес, на болото. Самим взрослым не до этого было, работали от зари до зари, заготавливая сено, вначале на колхозных коров, а потом уж по кустарничкам и болотинкам то, что останется, деляночки для своей скотины.
Подросли дети. Старший стал деревенским парнем, мужичком таким, всё умеющим - от дедов научившийся. Ну, а младшенькая от мечты своей «о райском саде» не могла отказаться, направилась в «святая святых» отечественного садоводства - в город Мичуринск поступать в Мичуринский плодоовощной институт имени Ивана Владимировича Мичурина. Было это в 1958 году. А в 1963-м она уже после его окончания трудилась в Астраханской области агрономом в совхозе «Маячный», где всё росло - и овощи, и сады были, и виноградник (юг же). Но в 1966 году Мичуринск вновь позвал к себе в родной Плодоовощной институт, где 45 с лишним лет и помогает она студентам стать плодоводами и селекционерами, а значит в тысячи раз увеличивать возможность украшать родную страну садами, создавать новые сорта, внедрять новые культуры.
Особый Божий Промысел позвал меня (К.В.Кондрашову) на одно из самых святых мест на земле - остров Валаам. Да ещё на какое дело! Восстановление старинных монастырских садов, а путь этот проходил от Валдая до Валаама. Колокольчик, дар Валдая, является символом России. Колокольный звон с Валаамской колокольни - символ веры, благости, обращения к Богу. Слышен он на Сортавальском берегу, т.е. через Ладогу.
* * *
А в Быково колоколом, стоящим в самом центре деревни, на возвышении на огромном столбе пользовались нечасто, только в случае пожаров или когда что-то случалось и надо было собрать всю деревню. Но всегда один раз в году в него звонили обязательно. На Пасху. Надо сказать, что в связи с удалённостью от районных городов в нашей деревне верующие крестьяне обращались с молитвой к Богу у себя дома, молясь своей семьёй. Так заведено было со времён староверов. В каждой избе в красном углу обязательно была божница, где на специальную полочку были поставлены иконы, она была красиво украшена с любовью вышитыми рушниками.
Под Пасху собирался народ деревни в одной избе, где всю ночь молились вместе. Были знающие молитвенные правила старые женщины и не очень старые, но грамотные в этом деле. Они читали молитвы из книг, пели песнопения. Детишки малые сидели на печке (русской), что постарше - на приступочке у печки и слушали, тоже молились. Заканчивалось пасхальное моление, когда уже рассветало. Мы выходили и родители, показывая на солнышко, говорили, что оно так играет только на Пасху. Мы смотрели на него до слёз на глазах от сияния и переливания. Сказочное было это утро...
Детишек крестили тоже эти женщины, читая молитвы. Купелью служило озеро рядом с деревней. Конечно, если случалось выехать в Валдай, то там был небольшой, но очень красивый храм во имя свв.апп.Петра и Павла, где деревенские жители могли помолиться.
О святом месте - острове Валаам - впервые мы услышали в 1985 году. И не в связи с духовностью, а с профессиональной деятельностью - садоводством. К нам в Мичуринск в Плодоовощной институт им. И.В.Мичурина приехал представитель Карельского филиала Академии наук СССР, заведующий лабораторией охраны природы института леса Александр Александрович Кучко с целью заключить договор с учёными нашего института по возрождению садов Валаама.
Газета «Советская Россия» от 6 октября 1985 г. опубликовала призыв: «Сад - Валааму». В мае 1986 года в статье «Долгожданная весна Валаама» говорилось о просчётах генерального плана развития Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (до 2005 г.). В статье «Валаамское затишье» от 7 августа 1986 года бурно обсуждались проблемы восстановления музея-заповедника, проект генплана рассматривался на Президиуме Совета Министров Карельской АССР. Итоговым тезисом статьи было сообщение, что «институт леса Карельского филиала Академии наук СССР взял уникальные сады Валаама, точнее то, что от них осталось, под особую опеку». С Мичуринским плодоовощным институтом заключили долгосрочный договор о сотрудничестве. Учёные этого вуза специалисты-садоводы уже приехали на Валаам.
А началось это так... Привёз нам Александр Александрович Кучко выписку из публикации о садах 1870 года, где указывались сведения о сортах яблонь, высаженных в садах Валаама. О большинстве из них я и не слышала даже, хотя сортимент садов Черноземья знаю, как свои пять пальцев. Первая реакция - отказаться. Но, видимо, Божие провидение подсказало: нельзя. И вот мы, команда в составе Александра Васильевича Верзилина, Людмилы Михайловны Измайловой и меня, Капитолины Васильевны Кондрашовой, выехали сначала до Санкт- Петербурга, потом на электричке до Приозерска, а потом через Ладожское озеро на остров Валаам.
...Трудно описать волнение от поездки и от неизвестности того, что ожидает нас там. Мне, как специалисту-сортоведу (помологу) предстояло определить, деревья каких сортов там сохранились. По пути в монастырь мы видели, что цветёт черёмуха, а плодовых деревьев не встречалось. Но на остров мы попали удачно, как раз в начале цветения. И (о, радость моя и даже гордость за себя), уже по бутонам и цветению удалось узнать мне с десяток разных сортов, которые встречаются и в нашей зоне: грушовка московская, папировка, антоновка обыкновенная, анисы, коричное полосатое, штрейфлинг, боровинка.
А вот что собой представляли сады - это что-то невообразимое! - тайга, свалка мусора, сушняк, стоки нечистот в сады - всё вместе взятое. Запустение полнейшее. Что же делать? Отказаться? Но мы же - мичуринцы! Если не мы, то кто? Ведь если бы кому-то это было надо до нас... Рядом Санкт-Петербург, Петрозаводск, да и Москва ближе нас, могли бы учёные давно заняться этим...
Да! Приехать полюбоваться красотой природы, историческими памятниками (вернее, тем, что осталось от них) в качестве туристов - это одно, а «оживить» сады... Уцелевшим деревьям более 130 лет! Это одному Богу известно, как мы решились на это. Да и правда, как говорится: с Богом!
Людей, которые как-то связаны с садами, мы нашли на острове очень немного, но тем ценнее они оказались. Во-первых, нам подсказали, что есть энтузиаст природы, работница лесхоза (созданного в 1985 году), которая и садами тоже интересуется, - Мария Васильевна Порфоева. Отыскали, познакомились. Повезло нам. Она сказала, что в сад приезжала учёный из Петрозоводска Ирина Васильевна Ильина. И они вместе пытались провести учёты деревьев, но работа была приостановлена. Так что пришлось нам начинать с нуля. Хотелось хоть как-то учесть, что в садах есть, составить план, определить и занумеровать деревья по рядам. Но и ряды трудно было определить ввиду огромного числа выпадов, а ещё из-за сушняка и бурьяна. За первый приезд 1986 году провели инвентаризацию, пронумеровали деревья и кусты, поставили задачу очистки сада и скалы над ним от неплодоносящих зарослей.
На острове после Великой Отечественной войны был организован интернат для инвалидов войны. Контингент проживающих на острове был разный... Но надо отметить трудолюбие, даже таких, не совсем здоровых людей. В результате хозяйство вполне успешно процветало. Садоводами дома-интерната А.А.Никифоровым, А.П.Виноградовым и А.М.Митрофановой проводилась посадка и обновление ассортимента.
«Как рассказывают те, кто ещё помнит послевоенные времена первая партия поселенцев в новом доме состояла из 500 человек. Это были инвалиды войны с ужасающими увечьями - без рук, без ног, ослепшие и оглохшие. Привезли и самых тяжелых, их в интернате называли «самоварами» - фронтовиков, потерявших и руки и ноги. Этот сад был единственным развлечением для этих людей. Местом их «прогулок». Сюда привозили их на тележках и подвешивали в мешках на яблоневые ветки. Так они и висели здесь целый день разговаривая друг с другом, ссорились и мирились, плакали и смеялись», - рассказывал старожил острова Евгений Кузнецов. В 1974 году художник Геннадий Добров сделал потрясающую галерею портретов обитателей дома-интерната для инвалидов войны на Валааме. Смотрю на портрет Александра Подосенова, который был ранен пулей в голову на вылет. Кавалер двух Георгиевчских крестов, которые получил на Первой мировой войне. Михаил Казанков закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам. Спеленутый человеческий обрубок лежал на кровати и смотрел на художника чистыми ясными глазами... «Кто это», - спросил Добров санитара, - «Неизвестный. После ранения потерял и слух и речь, а документов при нем не было».
«Неизвестный» - так и назвал художник свой рисунок. На картинах Доброва запечатлено ничем не прикрытое человеческое страдание, преодолевать его этим удивительным людям помогали сады Валаама, где они могли общаться друг с другом, наслаждаться природой.
По приезду на остров нам удалось встретиться с удивительными людьми, замечательной семьёй. Это Александр Александрович Садыков и его жена Зинаида (северная жительница с добрым русским лицом). Он - по национальности, кажется, узбек, был в то время на острове пекарем. Какой же Божий дар был у этого человека! Вкусней хлеба не приходилось встречать ранее. Как драгоценный подарок везли мы буханку белого хлеба с острова друзьям или семье. Его можно было со всей силы сжать, затем отпустить и он принимал прежнюю форму.
Кроме того, эта интернациональная семья была примером трудолюбия, взаимоуважения и любви. Я пришла к ним с целью пообщаться, узнать о садах, как и кто работал в них во время нахождения на острове дома инвалидов. Александр Александрович очень дружелюбно встретил меня, всё рассказал о садоводах интерната и познакомил со своим личным хозяйством. А было оно на удивление очень интересным. Отгорожен небольшой участочек около леса и спуска с горы, но в нём произрастали зеленные (укропчик, петрушечка), огурчики с помидорчиками и несколько яблонек. А в углу «скромненько» приютился куст красной смородины, такой урожайный, что, по словам Александра Александровича, ягодами лакомились внучата всё лето, да хозяйка 3-4 подойничка собирала.
В сарае было место для коровушки, и каждый раз, когда мы впоследствии приезжали на остров, нам перепадало молочка, так как, конечно же, мы заходили мы к этим добрым людям пообщаться, обменяться новостями, и сами привозили в подарок какие-нибудь саженцы из наших мест. Далее они вынуждены были переехать на материк, а нам, проходя мимо окон их бывшей квартиры, становится невыносимо грустно.
Первоначально познакомила нас Мария Васильевна Порфоева, на остров она попала в 1972 году с отцом. Василий Матвеевич был инвалид войны. Мария Васильевна очень любит сады, человек она грамотный, педагог по первому образованию, но работала в лесхозе и уделяла внимание садам. В первый приезд именно к ней нас направили встретившиеся по дороге люди. Сведений о сортах нам удалось получить не очень много, но она проявляла заботу и постоянное сопровождение при обходе садов не только в центральной усадьбе, но и на скитах. Мария Васильевна служила нам экскурсоводом при первом знакомстве с островом Валаам.
А картина была весьма неприглядная. За время нахождения турбазы на острове многие храмы оказались значительно повреждёнными, в том числе и пожарами. Мы забирались на колокольни, чтобы познакомиться с местностью, откуда был великолепный обзор. Это спустя двадцать лет, в скит Всех Святых женщинам не позволено входить на территорию кроме одного дня в году - на праздник Всех Святых, в этот день разрешено и женщинам войти в скит и помолиться в храме. Позже и мы, восстанавливая сады и ягодники около этого скита, не имели права пройти внутрь на трапезу. Нам выносили покушать за пределы скита, а мужчины, работающие с нами (студенты и преподаватели) помогали монахам. А в то время (1986 год), проходя по острову, мы видели надписи, высеченные на скалах, когда построена та или иная дорога, поклонные кресты, дренажные канавы и удивлялись, как раньше здорово было всё устроено монахами на этом святом месте. Я закрывала глаза и пыталась представить, как здесь когда-то работали монахи и не могла предположить, что совсем скоро (через три года) шестеро монахов в декабре 1989 года вступят на эту святую землю. И с этого момента возродится монашеская жизнь на острове.
Постепенно Церкви передавались земли, владения, и возобновилось интенсивнейшее строительство. Мы не уставали удивляться быстрым переменам при очередном приезде на остров. Реставрирован не только главный комплекс, восстановлены разрушенные скиты, но и построен новый храм Владимирский и Александра Невского.
Перемены были и в состоянии садов. По экономическим причинам (не было средств у нашего института, да и монастырское начальство экономило, тем более, что там выпускнику нашего института Александру Елисееву дали послушание быть агрономом садов). С 1997 по 2003 год мы не выезжали на остров.
...Душа рвалась в сады, было переживание даже на расстоянии. И Промысл Божий опять дал возможность попасть на любимый, уже наш остров.
Мария Васильевна сообщила о предстоящей Второй Международной научной конференции, посвящённой духовным традициям, истории, культуре Валаамского монастыря; на которую я молниеносно собралась. Сделав два доклада о садах, а в перерывах обежав сады, обнаружила, что в скиту Всех Святых зайцы и лоси «продегустировали» нами посаженные сорта яблонь, груш, слив и вишен, требовалось срочно их спасать. Послушание агронома поручено было отцу Григорию, который был очень доволен, что мичуринцы готовы опять помогать восстанавливать сады.
С 2004 года и по настоящее время возобновились поездки на Валаам. На смену и помощь старшему поколению пришла дочь Кондрашова Ирина Владимировна которая взяла на себя основные работы и руководство студентами, выезжающими на остров, выполнять наиболее трудные и специфические работы (обрезка, окулировка, уход за растениями, опрыскивание и т.д.).
Ну это уже совсем другая и не менее интересная история, о которой Ирина Владимировна может сама многое поведать (См. «Молитва за сады Валаамские...» на РНЛ. - Ред.)
Справка
Капитолина Васильевна Кондрашова, - кандидат с./х. наук, профессор кафедры биологии растений и селекции плодовых культур. С 1995 г. -почётный профессор Мичуринской Государственной сельскохозяйственной. 6 сентября 2005г.награждена почётной грамотой Министерства сельского хозяйства за многолетний плодотворный труд в системе агропромышленного комплекса, большой вклад в развитие садоводства России, а также серебряной медалью «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России». Вручал министр с/х Гордеев А.В. За многолетнюю плодотворную работу, подготовку квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса Тамбовской области ей была присуждена премия Тамбовской области им. И.В.Мичурина. В октябре 2012 года Кондрашовой К.С. присвоили звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». Автор многочисленных научных статей и публикаций как в советской, российской и зарубежной прессе.
Впервые опубликовано в журнале «Духовно-нравственное воспитание», 2012
1. Re: Пути Господни неисповедимы...