От редакции: На днях мы получили письмо от философа и публициста Александра Евгеньевича Молоткова. Он пишет: «Здравствуйте, Анатолий Дмитриевич! Давно не посылал на РНЛ свои материалы, но сегодня, кажется, есть повод. Дело в том, что я в какой-то степени являюсь участником Движения «Русский лад» (был на учредительном съезде в Москве), и Ваша публикация о прошедшем собрании СПб отделения «Русского лада» вызвала во мне определенный резонанс. Я вполне согласен с Вами в оценке этого начинания как неоднозначного в силу слишком неоднородного состава его участников, но в том и идея этой организации, чтобы искать пути примирения. По впечатлениям о московском съезде я написал небольшую статью («Об идеологической платформе Русского лада»), которая была опубликована на сайте Движения, и которую надеюсь, опубликуете Вы. Не столько ради рекламы Движения, сколько ради поиска «объединяющей идеологической платформы», так необходимой сегодня русским патриотам».
Мы имеем обыкновение публиковать разные точки зрения по спорным современным проблемам. Поэтому предлагаем вниманию читателей статью А.Е.Молоткова.
Но необходимо сказать о принципиальной ошибке автора. Он пишет: «Так, чтобы и современный русский язычник в расшитой косоворотке, и русский православный священник в длиннополой рясе, и атеистически настроенный русский коммунист в строгом костюме, и даже редко встречающийся русский либерал, взаимно воспринимались абсолютно равноправными представителями Русской цивилизации, отражающими ее мировоззренческую глубину и историческое величие. Такова принципиальная исходная точка нового русского единства (Русского лада), которая должна быть принята в качестве очевидной патриотической аксиомы». На мой взгляд - такой подход тупиковый. Идеология - это не арифметика, и если сложить эти четыре измерения Русской цивилизации по Молоткову, в итоге получится не симфония, а какофония. Получится не «Русский лад», а «Русский разлад», поскольку попытка уравнять неравное губительная. Основа Русской цивилизации - Православие. Это должны признать все, и только после этого можно пытаться договариваться.
Анатолий Степанов.
Русский мир в разные периоды своей истории существовал в нескольких идеологических ипостасях, исповедуя различные системы миропонимания - от древнего славянского язычества и православного христианства средневековья, до коммунистических идеалов Советской эпохи и либерально-демократических ценностей современности. Вплоть до того, что можно говорить о разных цивилизациях: древнеславянской Руси, православной имперской России и советской социалистической России, с той лишь разницей, что последняя просуществовала по историческим меркам не очень долго и, возможно, еще продолжит свое развитие. Тем не менее, Русский мир (Русская цивилизация) - это безусловно единое историческое явление и соответственно все его типологическое мировоззренческое содержание должно иметь единое интегрированное прочтение. Так как исторический генезис любой самобытной цивилизации происходит по определению органично, как бы вытекая из самого себя в непрерывном историческом становлении, с учетом изменяющихся внешних геополитических и исторических обстоятельств, где каждый последующий этап органично включает и вмещает в себя предыдущий по принципу «русской матрешки».
В этом плане можно говорить о том, что древнеславянская Русь явилась колыбелью Русской цивилизации, вобравшей в себя особую специфику восточного славянства в его пограничном евразийском масштабе, определившей архетипические черты русской нации; что православная Россия заявила себя в истории как восходящая восточно-христианская государственность (Святая Русь), сформировавшая мировоззренческие ценности и духовный строй русского человека; и что, наконец, Советская Россия стала вершиной Русской цивилизации, открыв миру новую ступень социально-экономической организации, реализовав в истории качественно новый тип справедливого (коммунистического) общества. Очевидно, что во всей этой многовековой ретроспективе присутствует вполне определенная субъектно-цивилизационная целостность, становящаяся и разворачивающаяся в истории; что все сущностные черты и элементы русского цивилизационного типа (открытый характер, глубокая духовность, сознательный коллективизм и т.д.) органично присутствуют во всех этапах этого становления, проникая, поддерживая и вытекая одно из другого. Так что сегодня нет повода противопоставлять одни идеологические эпохи русской истории другим в качестве актуального идеологического конфликта, но наоборот, надо увидеть их в органической целостности и непрерывно развивающейся исторической перспективе. Идеологические внутренние конфликты и болезненные разрывы, бывшие в русской истории надо рассматривать в диалектическом аспекте, как неизбежные моменты качественного перехода от одной модели мировоззренческой самоорганизации к другой, более масштабной и универсальной, позволяющей русской цивилизации адекватно существовать и развиваться в истории. При этом ни одна из ступеней мировоззренческого исторического опыта не отрицается и не исчезает, но лишь переходит на внутренний (имманентный) цивилизационный план, становясь неотъемлемым элементом русского цивилизационного типа.
Такой интегрирующий идеологический подход и должен стать главным методологическим принципом «Русского лада», позволяющим свести все мировоззренческое многообразие и богатство русской цивилизации к общему объединяющему патриотическому знаменателю. Так, чтобы и современный русский язычник в расшитой косоворотке, и русский православный священник в длиннополой рясе, и атеистически настроенный русский коммунист в строгом костюме, и даже редко встречающийся русский либерал, взаимно воспринимались абсолютно равноправными представителями Русской цивилизации, отражающими ее мировоззренческую глубину и историческое величие. Такова принципиальная исходная точка нового русского единства (Русского лада), которая должна быть принята в качестве очевидной патриотической аксиомы.
Тем более, что сегодня, в условиях очередной исторической смуты, всей распавшейся русской цивилизационной совокупности противостоит очень сплоченная когорта захвативших власть западно-мотивированных «реформаторов», озабоченных скорейшим демонтажем русской цивилизации во всех ее проявлениях - духовном, культурном, социально-экономическом и государственном. Противопоставить этому необходимо в первую очередь Новое русское цивилизационное единство, в котором все внутренние (неактуальные) идеологические противоречия снимаются перед задачей спасения русского народа как субъекта истории и продолжения Русской цивилизации на следующем витке эволюции. Выйти на этот очередной этап исторического развития мы можем лишь по новому развернув на идеологическом и политическом уровне весь комплекс собственной цивилизационной идентичности: силу национального духа, глубину национального самосознания, высоту национальных идеалов, решимость национальной воли - соединив все это в мощный пассионарный импульс, как утверждение безусловного права на продолжение собственной истории.
Переход в будущее находится там, где прошлое заканчивает свой цикл. При этом цикл предстает как целое, в котором все элементы имеют свое собственное закономерное место. В этом отношении и русские мировоззренческие этапы взаимно не противоречат, а наоборот последовательно дополняют друг друга, как относящиеся исторически к различным модусам (проявлениям) русской цивилизации.
Язычество - это первичное природное основание, биологическая энергетика и мировоззренческий инстинкт русского духа - то, что сформировало русский национальный характер на генетическом уровне.
Православие - осознанная духовно-мировоззренческая матрица, оформившая самосознание русского народа, определившая духовно-культурные идеалы русской цивилизации и нравственный облик русского человека.
Коммунизм (социализм) - органичная русскому духу и русскому самосознанию социально-экономическая форма справедливого государственного бытия, реализованная в русской истории лишь частично, и требующая своего завершения на новых принципах гармонизации национального духа, самосознания и культуры.
Такова на наш взгляд равновесная идеологическая формула «Русского лада», позволяющая непротиворечиво и прямо смотреть на русскую историю любым субъектам русской идентичности, не отрицая и не умаляя при этом ни один из этапов ее становления.
Более того, данный идеологический консенсус не просто примирительная призма для рассматривания прошлого, в то же время это необходимая ступень для мировоззренческого перехода в Будущее. Ибо только новый синтез главных мировоззренческих ценностей прошлого Русской цивилизации может стать основой для аутентичной модели Русского будущего. В построении этой модели мы не ошибемся только тогда, когда главные компоненты русской цивилизационной идентичности будут гармонично представлены и раскрыты на новом уровне исторического развития. Для этого нет необходимости постоянно оглядываться назад, бесконечно перекладывая камни прошлого; опираясь на эти камни, надо думать о новой (восходящей) идеологии Русского возрождения, только эта идеология по-настоящему актуальна.
В заключение следует добавить, что говоря о Русской цивилизации в категориях русской идентичности, мы имеем в виду в первую очередь стержневой каркас Русского мира, его сущностное духовно-мировоззренческое ядро. Помимо него Русский мир (как космос) изначально включал в себя множество своих «цивилизационных спутников» - малых народов и народностей, вер и верований. Все многообразие этно-национального, культурного и конфессионального содержания Русского мира сохранило в веках свою самобытность и органично присутствует на культурном, геополитическом и историческом пространстве Русской цивилизации, умножая ее внутреннее содержание и богатство. Такова изначальная модель Русского мира в его безразмерном евразийском контексте. Тем не менее, важно помнить и понимать, что существовать это цветущее многообразие Русского мира может лишь при условии сохранения и укрепления его центрального, несущего, структурно-образующего ядра - Русского народа как творческого субъекта истории. Всестороннее восстановление этого субъекта в своих исторических правах, новое собирание его созидательной воли и есть сегодня главная задача исторического момента.
3. Re: Об идеологической платформе «Русского лада»
2. Об идеологической платформе «Русского лада»
1. Re: Об идеологической платформе «Русского лада»