В канун современного государственного праздника - Дня народного единства - монархическая Россия отмечает День восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая ΙΙ Александровича 21 октября/2 ноября 1894 года. Восходя на крест Царского служения, будущий святой мученик за Христа и Россию заявил прямо и твердо: «В этот скорбный, но торжественный час вступления нашего на прародительский престол принимаем священный обет перед Лицом Всевышнего всегда иметь единственной целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроения счастья всех наших верноподданных».
Через восемнадцать лет, отмечая День восшествия на престол Государя Николая ΙΙ Александровича, Императорская Россия готовилась к юбилейным торжествам по случаю 300-летия воцарения Династии Романовых. Священноначалие с церковных амвонов и печатных страниц разъясняло народу грандиозный смысл приближающегося события. Ныне эти Слова и Проповеди выглядят в ином свете, приобретают дополнительное значение. Мы, скорбные жители на переломе веков и тысячелетий, знаем, что это такое - жить без Царя, без крепкой государственной власти, служащей внешней оградой для Матери-Церкви. Однако опыт прошлого и горькое знание настоящего, в сравнении с нашими предками, делают нас сильнее, дают нам шанс не повторить их ошибок - не отдать Россию «на растерзание вандалам».
Для пользы духовной предлагаю вниманию боголюбивых читателей РНЛ публикацию Слова провинциального священника Василия Сокольского. В 1912-1913 годы он был рядовым преподавателем Астраханской духовной семинарии. Тем не менее, его яркое и глубокое Слово в день восшествия на престол Императора Николая ΙΙ Александровича напечатал главный церковный официальный орган - «Прибавления к Церковным Ведомостям» (№ 43. 1913. С. 1965-1970), выражавший позицию Святейшего Синода. Автор рассматривает природу царской власти, взаимоотношения Церкви и Государства в России на фоне широкомасштабного исторического контекста. Верю, что чтение этого духоподъемного образчика проповеднического искусства принесет всем нам неоценимую пользу. А также поможет лучше осмыслить приближающийся юбилейный год 400-летия воцарения Династии Романовых.
Предисловие и публикация Андрея Хвалина
* * *
СЛОВО
в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 21 октября 1913 г.
(Об отношении Государства к Церкви)
По примеру призвавшаго вас Святаго и сами
будьте святы во всех поступках (1 Петр. 1, 15).
Святая Русь празднует ныне высокоторжественный день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. Граждане и власти и все православное духовенство нашего города собрались в сей радостный день в кафедральный храм Богоматери, конечно, затем, чтобы сотворить молитвы, прошения, моления и благодарения за Царя и за всех начальствующих (1 Тим. 2, 2), ибо это можно было сделать (и сделано) в любой приходской церкви, а для того еще, чтобы торжественно и публично засвидетельствовать о неразрывном единении нашего православного государства с православной Христовой Церковью.
Ныне, братие, истина эта подтверждается самым решительным образом историческим ходом событий. Промысл Божий соединил в знаменательную для России годину, после всевозможных политических неурядиц начала XX в., два великих юбилейных дня: 13 февраля трехсотлетие Царствующего Дома Романовых и 14 сентября - 1600-летие Миланского эдикта, думаем, с тою ясною целию, чтобы показать «Россиянам» непреложность Божественного определения, касающееся Верховной власти на святой Руси и тем возвысить Своего Помазанника, да познают все, что царство его скрепляется крепкими узами любви граждан к Алтарю и Трону, а душа Его царства - Церковь Православная светло празднует о Царе Своем.
В мире есть Высшая Сила, чем гений человечества, и есть высший путь развития государств, ведомых этою силою, чем те пути, которые изобретаются человеческим разумом, столь склонным к заблуждению, что ему часто приходится возставать против себя самого... Единственный и естественный путь развития нашего русского государства состоит в подчинении этой Высшей Силе, в неуклонном следовании заветам Церкви Православной, глава которой есть Сам Небесный Царь-Христос, дабы достигнуть нам святости жизни, ибо мы избраны в Нем (т.е. в Иисусе Христе) прежде создания миpa быть святыми и непорочными пред Ним в любви (Ефес. 1, 4), так чтобы древнее старорусское название нашего отечества - святой Русью - оправдываемо было нами не на словах лишь, а на деле. Ведь самое наше всемирное предназначение тесно связано с этою задачею. Уповаем, что именно Святая Русь призвана стоять на страже в деле созидания того единого духовного царства, основанного на единении веры и истины, которое не от миpa сего, но которое должно осуществляться в душах народов, именно того Царства Божия, которое должно одушевлять царства Кесарей. И вот, чтобы утвердиться в этих убеждающих ум и пленяющих сердце мыслях, мы должны, братия, не только умом, но и сердцем восприять внутреннюю связь указанных двух юбилеев со днем восшествия на престол Возлюбленного Монарха нашего, а затем раскрыть величие замысла Константина Великого, заложенного в Миланском эдикте, и осуществление этой идеи в государственной жизни святой Руси во все время Царствования богоизбранного Дома Романовых.
Миланским эдиктом 313 г. было брошено «горучишно» зерно, внутренней органической связи государства с Церковью, зерно, которое разрослось на святой Руси в многоветвистое дерево, благодаря непосредственному действию Промысла Божия в развитии и охранении христианских начал государственности. Константин Великий первый из государей открыто заявил о своем избрании Богом для охранения Церкви Христовой, после видения небесного знамения Креста. И вся его последующая жизнь была ничем иным, как свидетельством неразрывной связи жизни Церкви и государства, под знамением Креста. Его участие в первом вселенском соборе, его заботы о благосостоянии святых Божих церквей, его эдикты и рескрипты, направленные всецело к благу Церкви Христовой, - красноречиво свидетельствуют о том, что царь Константин сознавал себя избранником Божиим для защиты веры Христовой и Церкви в своем государстве. Продолжая политику Константина Великого, последующие Византийские императоры не иначе восходили на престол, как получив благословение Церкви чрез святое миропомазание, в торжественном обете признавая себя поборниками православной веры, как внутренней основы государственного строительства. Та же идея государственного строительства на началах веры православной лежит и в основе деятельности Царствующего Дома Романовых. Трехсотлетний юбилей Воцарения Дома Романовых явился неопровержимым свидетельством прочного господства этой идеи в продолжение всего царствования богоизбранного рода, так что и празднование самого дня восшествия на Престол русского Царя есть не что иное, как признание безусловной необходимости для правильного развития государственности крепкой неразрывной связи государства с Церковью.
Величие мысли св. Константина особенно откроется пред нами, братия, при вдумчивом рассмотрении христианизации основных начал государственности вообще и в частности - русской.
Государство в его целом есть жизнь народа, объединяемого под единою властью, направляемого этой властью на основании законов к общей гармонии и осуществлению высших задач человеческой (земной) культуры. Церковь же есть такая таинственная организация, в которой каждый член, сочетаваясь в таинствах Христу, как своему Главе, Искупителю и Учителю, возрождается в жизнь новою и святую, становится во Христе новою тварию, чрез которую, следовательно, образуется новый род возрожденных людей, составляющих духовное Царствие Божие. Главное в Церкви - это претворение людей, искупленных страданиями Сына Божия, их возрождение благодатию Божиею, это новая жизнь и передача этой жизни из рода в род. Поэтому отделение Церкви от государства, какими бы священными и высокими интересами ни прикрывалось, повредит этой новой возрожденной жизни в государстве, а, главное, приведет к расстройству самого государства, ибо, если и в соединении с Церковию жизнь государства представляет много бедственного и ненормального, то, конечно, еще хуже, должно быть, когда государство будет действовать только одним внешне-юридическим принудительным аппаратом. Посему мы, в сей знаменательный день, должны особенно благодарить Господа за то многовековое единение государства с Церковию, на коем зиждется наше государственное строительство. Это единение вошло существенным элементом в наше народное самосознание. В сердцах народа русского живет непоколебимая вера, животворящая законы по их внутреннему значению, как исходящие от православного Царя - Помазанника Божия. Haрод русский всегда видит в своем Царе верного защитника и всесильного покровителя, как в делах святой Церкви православной, так и в государственных мероприятиях, потребных для отечественного преуспеяния. Особенно вера эта укрепилась за время трехсотлетнего царствования Дома Романовых, когда предки наши под руководством Церкви совершали множество духовных и патриотических подвигов и возрастали «от славы в славу». Промышлением Божиим самое призвание Михаила Феодоровича Романова на царский престол совершилось, как известно, под руководством Церкви. Божиим милосердием именно во времена царствующего Дома Романовых наша Русь из Московского государства разрослась в обширнейшую Русскую Империю, занимающую шестую часть суши земного шара. Явно, что Господь благословил успехом труды благочестивейших государей из этого Дома, воздвигнутого, укрепляемого Божественною помощью. История учит, что только та власть оказывалась наиболее крепкою и благотворною, на которой лежала печать божественного благословения. Божественное избрание царствующего Дома Романовых ознаменовано было особым знамением, явленным 17 октября 1888 г., когда около станции Борки произошло крушение царского поезда, и ужасы разрушения и смерти витали над Царствующим Домом. В то время, когда массивные вагоны обращены были в щепы, железо смято, как олово, на шпалах и насыпи лежали убитые жертвы крушения, Помазанник Божий со всей Царственной Семьей Промыслительной Десницею Царя Царствующих был сохранен невредимым... Минувшего 17-го октября исполнилось 25 лет со времени этого чудесного события. Дивное совпадение юбилейных воспоминаний!
Высшая политическая мудрость не может указать другой последней цели государственной организации, как свободное и мирное развитие народа без всяких насильственных кризисов и катастроф, потрясающих основы человеческого общежития, проливающих потоки крови и часто ради какого-то будущего счастья повергающих народы в бездну страдания и горя. Но тихое и безмолвное житие, без разных выражений недовольства, мятежей и революций, заповедует нам, конечно, Святая Церковь. Апостол Павел пишет к Тимофею: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу... (1 Тим. 2, 1-3). В наше время новые политики склонны забывать эту заповедь. В наше время не только учение о восстаниях, о «праве революций», о праве насильственных переворотов проповедуется и внушается народам открыто, но уже и осуществляется на деле, обагряемое потоками крови. Церковь же устами апостола Петра внушает совершенно противоположное: Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2, 13-16). Всякая душа да будет покорна высшим властям, - пишет апостол Павел, - ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противляющийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея, ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель наказания делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Римл. 13, 1-5). Таким образом, мы видим, что Церковь укрепляет начало власти, как орудие Божия промышления для мирного и безмятежного жития человеческого и для торжества добра над злом, и на самую власть налагает долг служения Господу чрез служение добру, а не злу. Но укрепляя и освящая начало власти, Церковь вопреки анархистам укрепляет государство, как принудительный аппарат, необходимость которого предусмотрена Божественным Промыслом в самом строе земных вещей, дабы осуществлялось в человеческих общежитиях добро и побеждалось зло. Таков идеал Церкви. Разве государство может остаться к нему равнодушным? Не значило ли бы это идти против своей собственной природы, не значило ли бы это в конечном результате разрушать самого себя, по крайней мере, в душах своих подданных. И мы видим, что именно под сению святой Церкви в царствование Дома Романовых крепло в устоях, развивалось и ширилось наше государство.
Современное культурное государство почитает своею обязанностью заботиться о воспитании и образовании или просвещении своих граждан. Но истинно просвещенным гражданином может быть назван только христианин, на всякое дело благое уготован (2 Тим. 3, 17); кто ходит пред Богом, как Авраам, зрит Его пред собою выну (Пс. 14, 8), как Давид; чем чаще возносится духом к Отцу Светов, тем более ум его возвышается, светлеется, совершенствуется; у такого гражданина сердцу веселящуся и лице цветет (Притч. 15, 13). Всякому человеческому начальству он повинуется для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Петр. 2, 13-14). Отнимите же эти черты истинного просвещения у любого образованного гражданина - интеллигента и... государству потребуется военная сила для охранения спокойствия мирных граждан. Несомненно, что в XX в. развитие народов ушло далеко вперед во всех областях научно-материалистического знания, и русский гражданин, видя телеграфы и грамофоны, слыша о военных и воздушных флотах, читая об успехах электричества, икс-лучах, взрывающих порох на расстоянии, не желает останавливаться на пути прогресса. Этого и не нужно. Следует идти вперед и не отставать от западных соседей в добром, но следует также помнить, что история знает слишком много крушений, знает главным образом то, что и при развитии культуры и цивилизации в силе остается древне-русская народная мудрость - без Бога не до порога. Подтверждение этому находим в гибели знаменитого «Титаника» - колоса-гиганта, оборудованного по всем правилам научного знания. Гениальное произведение человеческого ума встретилось с обыкновенной ледяной горой. Последняя ушла с разбитым краем, а вызывавшее изумление всего света судно-чудо техники погибло в морской пучине, унося с собою 1.600 человеческих жизней и сотни миллионов рублей. Значит, человек не так силен, как ему кажется. И когда успехи века полагаются исключительно в одних открытиях и изобретениях, без всякой заботы о нравственном совершенствовании, т.е. когда цивилизация становится в роковое противоречие с культурой духа, тогда христианин должен стараться привести и то и другое в гармонию чрез подчинение материального духовному, дабы сохранить правду, мир и радость о Дусе Святе. Открытия и изобретения прогрессивно будут улучшаться, а жизнь без Бога и идеалов отметится на страницах истории, как нечто мрачное и тяжкое. Будет записано, как в XX веке, гордившемся просвещением и обольщенным прогрессом, кипели страсти, свирепствовали братоубийственные войны и мятежи, гибли миллионы человеческих жизней, разрушались устои семейного и нравственного счастья, веками освященного, и царствовали ажиотаж и алкоголизм.
Рассудим далее. Без сомнения, труд есть основа благосостояния государства. И мы знаем, что чем трудоспособнее граждане, тем могущественнее государство. Но труд, взятый сам по себе, не всегда составляет благословение гражданина, а наоборот, весьма часто его «проклятие», как это сказано было Господом нашим прародителям при изгнании их из рая. Мы с восторгом любуемся грандиозными сооружениями человеческого труда, но не можем забыть и того обстоятельства, что эти сооружения стоили не только пота и крови, но и самой жизни рабочего люда. Кроме того, жизнь требует от человека целую массу труда, прямо отталкивающего: уход за заразными больными, служба в анатомических театрах, работа в шахтах и каменоломнях. Такой труд людей, работающих из-за куска насущного хлеба, в изнурении падающих каждую ночь на свою жесткую постель, чтобы с рассветом снова приняться за то же, не может удовлетворить человека, если только он не одухотворен каким-либо особым сознанием и высшим освещением нравственным. Святая Церковь и в этом приходит на помощь государству. Она открывает рабочему классу великие перспективы утешения. Она переносит мысль их к первым дням христианской эры и указывает на благословляющую руку Богочеловека, в поте лица касающуюся пилы и топора плотника. Она приводит им в пример Галилейских рыбаков, с мозолями на руках, день и ночь мокнущих и зябнущих в воде заветного Геннисаретского озера, чтобы добыть себе кусок насущного хлеба. И если материальные плоды труда составляют человеческое состояние, то внутренняя духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и крепости государства. Пред нами древний Рим. Он погиб оттого, что потерял всякий смысл в труде и предался праздности и изнеженности. «Не трудящийся пусть не ест», - вот христианский завет святого апостола Павла, который видел в труде не только заработок, и средство к существованию, но и безусловную необходимость для достижения истинно-человеческой цели в жизни - быть совершенными, как совершен Отец Небесный. Без личного труда никакое совершенствование, по учению святой Церкви, невозможно, что санкционировано было даже до падения: первозданному человеку было поручено Богом - возделывать и охранять рай. Да и после искупления - царство Божие нудится и нуждницы восхищают е (Мтф. 11, 12).
Устанавливая истинный взгляд на труд, Церковь установляет истинный взгляд и на богатство. Согласно притче Спасителя о неправедном домоправителе, святая Церковь учит, что богатство есть достояние Божие, данное человеку, как приставнику Божию, обязанному приобретать себе таких друзей от мамоны неправды, которые могли бы приобресть для него «вечные кровы», т.е. употреблять богатство человек должен не забывая о «вечных кровах». Трудно богатому войти в царство Божие, но не невозможно... Значительную часть своего богатства он должен сложить с себя, как складывали часть тюков с верблюда, имеющего пройти в «игольные уши», т.е. узкие торговые ворота Иepycaлима. Этот христианский взгляд на богатство создал многочисленные храмы Божии, странноприимницы, богадельни, приюты, ясли и многое множество других благодетельных для человека установлений, включая сюда и заботу об учащейся молодежи учреждением стипендий того или другого имени, как например, в самое недавнее время - имени аскета-подвижника, горячо любимого всеми Астраханцами преосвященного епископа Феофана при православной духовной семинарии. Несомненно, и «среди зде стоящих» есть граждане, уделяющие свои средства на «Божьи дела».
Итак, мы видим, братие христиане, что гармоническое отношение между государством и Церковью способствует как Церкви, так и государству идти по правильному пути нравственного развития, умственного прогресса и социального строя. Знаем также и то, что возлюбленный Монарх наш всемерно заботится о славе Церкви и о благе своего государства. Самое искреннее его желание, не раз высказанное во всемилостивейших рескриптах, охранять чистоту веры православной, чтобы подданные его нравственно преуспевали в добре.
Исполнить завет Матери нашей святой Церкви - быть святыми во всех поступках - и пламенное желание Нашего Государя, - мы, граждане Российские, можем единственным путем: на самом деле быть, а не казаться только лучшими, оставаясь в том звании, в каком кто призван. А быть лучше - это и значит приближаться к идеалу святости и укреплять себя в надежде на полное блаженство в Небесном Царстве, потому что, по непреложному учению Св. Церкви, блаженство человека тождественно с святостью. Быть святым должен и может каждый христианин при вседействующей благодати Божией, если только он всеми силами будет к тому стремиться и в жизни своей как частной, так и государственной, будет подражать великим подвижникам-патриотам, ибо нет ни одного святого, который не любил бы родины.
В нашей деятельности нам, астраханцам, примером может служить мученически-убиенный Святитель Иосиф, митрополит Астраханский. Его честные останки и опаленная власяница ясно свидетельствуют о том, что претерпел он мученичество, как верный сын Церкви и неподкупный гражданин родины.
Будем же и мы, братие, верными cынами Церкви и неподкупными гражданами родины, чем воистину возвеселим сердце Благочестивейшего Царя нашего и приблизимся к Небесному Отечеству - к Царству Отца Светов, Ему же со Безначальным Его Сыном и Всесвятым Духом честь и слава во вся роды века веков. Аминь.