От Редакции. Публикуя статью профессора Курносова, мы должны оговорить, что не согласны со многими его выводами и суждениями заявленными здесь. Вместе с тем, оставаясь верными своему правилу представлять самые разные точки зрения, мы считаем, что текст будет полезен читателям РНЛ как материал для размышления и дискуссии.
«Президент Путин заявил, что России - сегодняшней и завтрашней нужна идеология» («Завтра», № 40 (985)2012).
«Путин сказал, что в мире происходит жестокая схватка идеологий, то есть видений мира, его концепций. И в этой схватке Россия оказывается почти слепой. У нее нет идеологического поводыря» («Завтра» № 40 (985)2012).
«Президент Путин заявил, что в условиях, когда нарастает угроза «большой войны», когда армии крупных держав стремительно перевооружаются, Россия обязана совершить рывок. В кратчайшие сроки воссоздать (sic!-А.К.) оборонно-промышленный комплекс и сконструировать лучшее в мире оружие» (Завтра» № 40 (983)2012).
Итак, отвечая на призыв национального лидера, т.е. В.В. Путина, патриотически настроенные «мыслители» и интеллектуалы «Изборского клуба» собрались за «круглым столом» и попытались разработать «идеологические основы сегодняшнего Государства Российского, которому вновь, как не раз бывало в русской истории, угрожают смертельные опасности» (Преамбула к передовой статье Завтра» № 37 (982)2012).
Верю, что члены «Изборского клуба» относятся к выполнению сформулированной ими задачи в высшей степени ответственно, с полным сознанием действительной возможности использования идеологического оружия в обостряющейся с каждым днем борьбе за сохранение Русской православной цивилизации,российской государственности и государствообразующего и этноконсолидирующего Русского народа.
Один из участников этого почетного собрания, профессор А.Дугин, без ложной скромности заявил; «Последний звонок для нас, патриотов, призывающий включиться в битву, которую мы ведем давно; каждый из нас имеет за плечами годы самоотверженного труда на благо патриотической идеи, на благо нашей страны. Впервые мы оказываемся в новых исторических условиях, когда можем по-настоящему на что-то повлиять и многое изменить. (Подчеркнуто мною - А.К.) («Завтра» № 40 (983) 2012).Не сомневаюсь в приверженности уважаемого профессора патриотическим ценностям, наслышаны также о его работах по евразийству. Разделяю вместе с ним и тысячами многих авторов прошлого и настоящего времени мнение о непригодности целей и идеологий западной цивилизации для России и для всего человечества. А какие конкретные цели нам нужны для нашего национального развития и спасения? Об этом А. Дугин не говорил и не говорит. Кстати, какой сокровенный смысл и выгодные преимущества дает нам в этой проблемной ситуации так называемое евразийство, то есть простая географическая данность расположения большей части ареала Русской цивилизации на суровой северо-восточной окраине Евразийского материка, подпираемого с теплого юга и юго-востока многомиллионными и даже многомиллиардными народами, обладающими своей древней оригинальной культурой и с вожделением посматривающими на малолюдные и богатые ресурсами обширные территории северного соседа?
И что подразумевает А. Дугин под «новыми историческими условиями, когда можем по-настоящему на что-то повлиять и многое изменить»? Отдельные патриоты и в пору оголтелого ельцинизма и наглого информационного диктата служащих западу предателей решались, рискуя жизнью, выступать в защиту страны, народа и его истории, Православной Церкви.
Мартиролог защитников расстрелянного Верховного Совета РСФСР пополнен многими именами героических защитников Российского Государства более поздних 90-х и 2000-х годов. Некоторые политические противники режима находятся в заключении и годами ждут своего освобождения (упомянем хотя бы В.В. Квачкова, К.Ю. Душенова, Л.В.Хабарова). Как убедительно свидетельствуют участники «круглого стола», сам по себе правящий режим как был прозападно - капиталистическим, или «либеральным», таковым он и остался. Никого не должно вводить в заблуждение потешная борьба ультралибералов (Болотная площадь и проспект А.Сахарова) против либерального правящего режима, мимикрирующего под эдакого «крутого» кентавра: западно-демократического по своей социально-экономической идеологии и «для показухи» играющего роль стойкого защитника национального суверенитета и некоторых национальных исторических традиций. В подтверждение этой констатации процитируем заявление одного из участников «круглого стола» «...Главная проблема русской цивилизации - власть в России все последние годы, все последние десятилетия действует против самой России , говоря от имени России ...А мы еще удивляемся: почему это, с одной стороны, у нас правая рука очень патриотична, а левая рука заключает международные экономические ( да разве только экономические? - А.К.) соглашения, которые ставят нашу страну в полную зависимость от глобального капитала?» (М.Шевченко, «Завтра» № 37).
Кстати, несколько представителей «Изборского клуба» называют себя консерваторами и в этом, конечно, нет ничего предосудительного, но когда речь заходит об использовании положительного опыта предыдущей Советской эпохи, то лишь некоторые (в том числе М.Шевченко и С.Глазьев) лишь мимоходом, так сказать, говорят о ценности советского опыта будь то в области государственного планирования экономики или огромных достоинств советской системы общедоступного образования.
О тупом пренебрежении и неприятии либералами и православными патриотами опыта трагически разрушенной социалистической сверхдержавы сказал в своем выступлении А. Проханов.
Весьма разочаровывающее впечатление производят слова такого видного представителя РПЦ как архимандрит Тихон (Шевкунов), который видит очевидное, что общественная мораль формально атеистического советского общества была несравненно выше той, что имеет место ныне, когда правящая либеральная хунта представляет себя народу как власть демократическая и чуть ли не правоверно-православная. Советский же Союз архимандрит Тихон, в полном согласии с западной пропагандой, называет тоталитарным, а коль он тоталитарный, то чего же с него пример брать? Не так же ли поступали и большевики, которые разделались одним махом с тысячелетней дореволюционной (1917г.) Россией, издевательски обозвав ее «тюрьмой народов»? Однако же вот ведь, несмотря на весьма критическое отношение ко всему советскому периоду истории в целом, даже сам В.В.Путин вспомнил о замечательном сталинском рывке, который был сделан Советским Союзом в экономике и культуре в тридцатые-сороковые годы. Благодаря которому стала возможной Великая Победа советского народа в битве с фашизмом в середине ХХ века. Все как заводные твердят: нужен рывок, нужен «мобилизационный проект», нужна «идеология рывка» и т.п. И хоть кто-нибудь вник в суть проблемы: что сделало возможным этот стремительный советский рывок, какова его природа, его движущие мотивы? Нет, никто. Вспомнили и о теории пассионарности Л. Гумилева. Но ведь известно, что, А. Гумилев в своих трудах так и не сказал об условиях и причинах возникновения пассионарного порыва того или иного этноса. Может быть, учитывая весьма непростые отношения этого известного ученого с Советской властью, он не захотел вскрыть, а, может быть, и не увидел причин, обусловивших мощный взрыв национальной общественной энергии в СССР 30-40-х годов ХХ века.
Конечно, проще всего сослаться на Провиденье Божие, которое, безусловно, может формировать волю и направлять действия личностей в таких направлениях, которые недоступны для прогнозирования нами, простыми смертными. Но мы не должны игнорировать те возможности эмпирических обобщений, которые нам представляет тот же всемогущий и всеведущий Бог. Не претендую на фундаментальную историографию, но, думаю, что многие согласятся с таким тезисом: пассионарный дух личности и народа может проистекать из положительных, или истинных, т.е. соответствующих Божьей воле, причин, и отрицательных, ошибочных, вредных для личности, народа и человечества.
Не вникая в глубины истории, скажем, что и Наполеон Бонапарт и А. Гитлер были пассионарными личностями, сумевшими на основе ложных целей и ложной мотивации добиться в течение одного-двух десятилетий такой высокой степени мобилизации французского и немецкого народов и такого подъема их экономической и военной мощи, перед которой не могла устоять ни одна (исключая Россию) европейская страна. В связи с 200-летием нашествия наполеоновской, практически общеевропейской, армии на Россию, этому событию и его движущим причинам посвящена значительная литература и не будем этой темы касаться вскользь
Советский же рывок 30-40-х годов прошлого века был реализован нашим народом под руководством. И Сталина на глазах еще ныне живущих (в том числе и моего) поколений и он более доступен нашему пониманию.
Один из факторов этого рывка и Великой Победы 1941-1945г.г. конечно был стойкий и мужественный характер ведущего в семье советских народов Русского народа. Об этом сказал в известной речи И.Сталин. Несомненно, характер Русского народа формировался под влиянием суровых условий внешней физической и социально-исторической среды. Несомненно, что характер государствообразующего народа был закален и облагорожен тысячелетним влиянием христианской этики и воспитанием Православной Церкви. Еще не до конца изученным и по достоинству оцененным важным фактором и субъектом этих исторических событий был сам И.Сталин, вождь Советского государства и его главный демиург. Удивительно, но этот этнически нерусский человек даже по чисто внешним данным соответствовал доминирующим симпатиям и предпочтениям рядового русского человека своей неброской внешностью, медлительностью реакций, аскетически ограниченными бытовыми потребностями и т.п.
Но главное не в этом. Сталин и его сторонники стояли на распутье. После разрушительных революционных событий 1917-1918г.г. и многолетней Гражданской войны, страна была обескровлена и разделена, декларированное большевиками социалистическое общество существовало лишь в качестве начального и яростно дискутируемого в партийных верхах проекта. В начале 30-х годов в стране разразился жестокий голод. В этой драматической ситуации ослабленная Советская Россия реально могла стать военной целью для оправившегося после Первой мировой войны и сопряженных с нею революционных волнений капиталистического мира. Запад готовил и науськивал против «совдепии» фашистского зверя. Советскому Союзу необходимо было в течение 10-15 лет: механизировать и наладить эффективную работу наспех построенной системы коллективного сельского хозяйства; повысить дисциплину труда и эффективность работы действующей промышленности; развить старые и создать целые новые отрасли промышленности и стратегически важные территориально-производственные комплексы на севере, востоке и юге страны; выучить и воспитать новое поколение управленческой, научно-технической, культурной и военной интеллигенции и сделать не только грамотность, но и среднее и высшее образование повсеместно доступным (и даже обязательным) для самых широких масс.
И это еще не все. Чрезвычайно важная задача для правящих партии и правительства предстояла в области идеологического воспитания и подготовки народа, повышения его морального духа и уверенности в непреходящей высокой общечеловеческой ценности основных целей социально-экономического развития советского государства, естественной солидарности и братской дружбы всех трудящихся, борющихся за осуществление социалистических идеалов.
Искренность «веры» и желания власти и «вождя народов» в победу и достижимость высоких идеалов подтверждала действительным и постепенным повышением уровня и качества жизни, как в предвоенные, так и в послевоенные годы сталинского руководства. Люди воочию убеждались, что новая идеология государства действенна и реалистична: их жизнь из года в год становится лучше, а экономическая и военная мощь государства быстро и заметно прирастала и даже частично использовалась для помощи обездоленным и угнетенным за рубежом.
Удивительное дело: в памяти народа того времени естественно и чуть ли не на подсознательном уровне сохранялись и жестокости ВЧК, ОГПУ, НКВД разных и особенно ранних революционных периодов, и эксцессы коллективизации, и актуальная возможность по лживому обвинению или клеветническому доносу попасть на Соловки, Беломор-балтканал и в разные прочие «лаги».
В области пропаганды и образования сохранялись рудименты вульгарно- классового подхода к оценке прошлого и настоящего, полного отрицания некоторых важнейших культурно-исторических традиций и оголтелого (особенно в предвоенные годы) атеизма.. Но беру на себя смелость утверждать, чти в целом мегазадача воспитания нового поколения стойких борцов и защитников социалистического Советского государства правящие партия и правительство, руководимые Сталиным, решили успешно. Конечно, из песни слова не выкинешь ошибочность некоторых исходных принципов создания СССР, включая пресловутый «марксизм-ленинизм» и деление единой страны на национально-административные образования, были минами замедленного действия, которые в свое время способствовали разрушению первого в мире социалистического государства
Люди нашего поколения, рожденные в 20-ые годы ХХ века, могут с полной ответственностью свидетельствовать о небывалом трудовом и морально-политическом подъеме в настроении населения СССР 30-х и 40-х годов. Огромные масштабы Стахановского движения и социалистического соревнования; массовое стремление к образованию, в том числе профессионально-военному; тысячи добровольцев, желающих разведывать и осваивать новые и малообжитые районы страны; неподдельная всенародная слава, сопутствовавшая не только выдающимся рабочим и крестьянам, перекрывавшим в десятки раз прежде установленные трудовые нормативы, но и героическим летчикам, исследователям (челюскинцы, папанинцы и т.п.), воинам и пограничникам, отличившимся в защите границ СССР и оказании интернациональной помощи борцам с фашизмом за рубежом - далеко неполный перечень показателей того невиданного энтузиазма граждан Советской страны, порыва вверх и на пользу общества и государства. Несмотря на наличие тех омрачающих факторов, о котором говорилось выше, подавляющее большинство народа было убеждено, что советская власть открывает перед каждым членом общества неограниченные высоты личностного роста - только учись, трудись и дерзай; именно в советском социалистическом обществе полностью искоренили безработицу и частную собственность на средства производства, на деле был реализован принцип «один за всех и все за одного». Этот энтузиазм и неподдельный советский и социалистический патриотизм, основанный на чувстве хозяина земли и непосредственного строителя ее будущего, сделали возможными не только рывок в советской экономике 30-х годов ХХ века, но и победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. и восстановление в рекордные сроки разрушенного войной народного хозяйства страны, и создание мощного отечественного ВПК в ответ на военный шантаж мирового агрессивного капитализма.
Не лишне добавить, что не только члены Сталинского Совета народных комиссаров (т.е. министров по современной терминологии), но и все другие руководители самых различных рангов несли строгую ответственность (вплоть до потери карьеры, свободы, а иногда и жизни) за успешное решение поставленных перед ними задач. Это вам не нынешние «пустоплясы», которые берутся, по желанию верхов, за руководство отраслями и объектами хозяйства, в которых они не смыслят, как говорится, «ни уха ни рыла», и, провалив вся и все, с гордостью уходят в почетный руководящий резерв с неистребимым до конца желанием: чем бы еще «порулить», чтобы им еще пореформировать и развалить до основания.
Только безнадежному мистификатору может прийти в голову утверждать, что подобный рывок в сознании и делах нации может быть осуществлен в стране с искусственно разделенной территорией, с разделенным не только общим населением, но и государствообразующим народом (великороссами, белорусами, украинцами); с народным хозяйством, отданным в руки абрамовичей, дерипасок, мордашевых, вексельбергов, чубайсов и т.п.; с невиданным даже в капиталистическом мире разделением населения по уровню жизни; с населением, опущенным в зловонное болото безработицы, наркомании, пьянства, преступности, миграционного беспредела и чуть - ли не ежедневных технических и экологических аварий и даже катастроф. В стране, где власть, подобно приказчикам ярмарочных лавок прошлого времени, без устали зазывает в РФ иностранных инвесторов, а доморощенные «бизнесмены» так же без устали ежегодно вывозят за рубеж десятки миллиардов долларов, добытых в нашей стране за счет примитивной эксплуатации людских и природных ресурсов.
Важно отметить, что участники «Изборского клуба» не только не придали серьезного значения, но практически даже не упомянули о таком важнейшем элементе Русской идеологии, как о воссоединении государствообразующего Русского народа - белорусов, великороссов, украинцев в едином государстве, без которого шансы на победу Русского суперэтноса в непрерывно ведущейся геополитической борьбе с глобальным противником становятся проблематичными. Много говорится о евразийстве и других интересных вопросах, но ведь нельзя забывать простой истины, что обширные территории Российского государства надо защищать. И что, несмотря на огромные успехи механизации, электронизации и роботизации, людские ресурсы были и будут оставаться самым ценным и самым революционным элементом производительных сил страны. Эту истину хорошо понимали русские цари и полководцы, канцлер Бисмарк и современные немецкие лидеры, а также многие другие государственные и общественные деятели. Хорошо, что на эту тему откликнулись некоторые авторы из «Русского вестника» (см.№ 20(856)2012). Нельзя оставлять эту важную задачу только на ответственность удельных князьков разделенной в 1991г. Великой России, а также фашиствующих сепаратистов и западных реализаторов планов Даллеса-Бжезинского.
Говоря о действующих факторах «идеологии рывка», в том числе об объединении народа действительно общими высокими целями и идеями и восстановлении рассеченного тела Великой Руси, интеллектуалам круглого стола нельзя забывать о том брутальном заявлении национального лидера, которое в пику заявлениям последних дней было сделано несколько лет тому назад. Повторяю его не дословно (извините за вульгарную лексику): «Пусть соплями умоются те, кто думает о восстановлении Советского Союза и социализма». Как говорится, ежу понятно, если верховный главнокомандующий Руси будет в час решающей битвы или в чрезвычайно ответственный период подготовки к ней (реализация «мобилизационного проекта») придерживаться подобных убеждений, то заведомо можно сказать, что нас ничего не ждет кроме окончательного и позорного поражения и гибели Российского Государства».
В целом считаю обмен мнениями по теме разработки и претворения в жизнь Русской национальной идеологии, даже если в ходе этого обмена речь идет, в том числе о повторении известных и забытых истин, вполне актуальным и полезным. Попутно хочу напомнить, что и автор этих строк, не претендуя на изобретательское авторство и на принадлежность к некому интеллектуальному элитному клубу, несколько раз обсуждал эту тему в своих публикациях (см., в частности, работу «Да воскреснет Бог...», Новый ключ», М.2007, статью «О русской национальной идеологии» (РНЛ,12.03.2011г. ruskline.ru и некоторые другие).
Анатолий Михайлович КУРНОСОВ, профессор, доктор технических наук, ветеран тыла Великой Отечественной, б. декан экологического ф-та Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова