Читая Сегюра

О двух изображениях и о двух верах

0
714
Время на чтение 3 минуты

В связи с двухсотлетием Отечественной войны 1812 года читал некоторые источники, посвященные тому времени. В частности, мемуары Сюгюра, одного из генералов, который был в окружении Наполеона во время его похода в Россию. И вот что мне там показалось интересным при описании Бородинской битвы.

Он описывает поведение солдат в армиях накануне сражения. Кутузов говорит речь армии перед Смоленской иконой Богоматери. После чего следует молебен. Сегюр пишет об этом с нескрываемым призрением. Речь о защите Родины он называет призывом к рабам «защищать имущество господ». При этом русских он считает народом грубым и диким, а их религию «идолопоклонничеством». Но при этом замечает, что недостатки русских солдат как раз и делают их опасными.

И вот к чему привели старания военачальников и священников и вообще молебен перед Смоленской иконой.

«...Но как бы то ни было, а это торжественное зрелище, эти речи, увещания офицеров и благословения священников окончательно возбудили их. Все, до самого последнего солдата, сочли себя предназначенными Богом защищать небо и свою святую землю...».  Он презирает русских солдат, но сам же показывает, что они были настоящими патриотами.

А что же французская армия? Во-первых, она была не совсем французской. Одной из ее проблем была многонациональность. Сегюр упоминает это среди недостатков наполеоновской армии и преимуществ российской. Но мне было более интересно другое. Что было противопоставлено молебну? Речь императора, которая была роздана перед битвой (и то не все с ней ознакомились).   

А еще Сегюр невольно противопоставил Смоленской иконе... портрет сына Наполеона. Император получил его накануне, очень обрадовался и выставил у палатки чтобы «...показать своей военной семье свою частную семью и заставить этот символ надежды засиять перед лицом великой опасности!...». Как трогательно, не правда ли? Символ надежды.

Справедливости ради должен признать, что портретом любовались только гвардейцы, а не вся армия. Но все равно получилось очень символично.

Ведь здесь речь не просто о двух образах. А о двух культах, о двух верах. Православие русских солдат с одной стороны и культ Наполеона с другой.

Тема «антирелигиозная Революция и культ личности» вообще интересна. Уже неоднократно замечено, что Французская Революция породила культ Наполеона, а наша - культ Сталина. Революционеры лишают народ религиозной веры, но без веры сложно (как революционерам, так и народу) и вскоре вместе религии появляется культ Вождя - которым становится революционер, победивший в нелегкой конкурентной борьбе.

Наполеон вроде сам стал монархом, но для многих он был больше чем монархом. Он был именно кумиром. Люди сражались за него, потому что верил в него. Не в революцию, не в монархию, а именно в Наполеона.

Но вернемся на Бородинское поле. Как описывает Сегюр состояние армии после нее?

Вроде победили. Но победа оказывается какой-то безрадостной. «Эта победа, к которой он так стремился и которая была куплена такой дорогой ценой, осталась неполной! Он ли это, всегда доводивший свои успехи до последнего предела?»

Одним из формальных признаков победы Сегюр называет многочисленных пленных. А их «не было даже восьмисот». И... «если остальные могли отступить в таком порядке, гордые и не упавшие духом, то какая польза была в том, что поле битвы осталось в наших руках?»

Сегюр пишет о том, что Наполеон тогда болел. Болезнь была одной из причин моральной подавленности императора и возможно у армии. Что-то у него было возрастное. Даже утверждается что лет семь назад (при Аустерлице) Наполеон говорил, что его еще хватит «лет на шесть». К этому можно относиться скептически, так как наполеоновские победы тогда далеко не закончились. И вообще здесь можно увидеть желание «оправдать» императора. Но, если это правда, то очень показательная.

Наполеон не был богом. Этот кумир был смертен. И потому его дело было обречено. Рано или поздно...

Если здоровье одного человека так пагубно сказалось на деле, в которое было вовлечено так много людей, то что же это за дело? Что это, если не замок, построенный на песке?

Русские же воины верили в другого Бога. И потому они морально победили на Бородинском поле. И потому Бог даровал им победу в этой нелегкой войне. Слава Богу за всё!

 Антон Кизим, студент ИФ ПСТГУ

Литература:

Сегюр Ф. Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/segyur/02.php 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Кизим
Анти-нацизм Льва Гумилева
К 106-летию со дня рождения
07.10.2018
Два дня в ноябре
О дне народного единства и дне примирения и согласия
06.11.2016
День защитника Отечества
Когда пораженцы стали оборонцами
24.02.2016
Все статьи Антон Кизим
Последние комментарии
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:18
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22