Как сообщала РНЛ, протоиерей Геннадий Беловолов с православной школой «Лужки» совершил паломничество в Сербию, в ходе которого Патриарху Сербскому Иринею был преподнесен образ Августовской иконы Пресвятой Богородицы. Сегодня мы начинаем публиковать путевые заметки о.Геннадия об этой поездке.
В конце августа вернулся из Сербии, где я был с группой детей, педагогов и родителей православной школы «Лужки», которая расположена в одноименном селении нашей епархии. Я хорошо знаком с директором этой школы - диаконом Максимом Константиновым и был духовным руководителем этой поездки.
Мы ездили по приглашению Сербской Церкви. Была составлена большая интересная программа для нашей группы. Одним из пунктов программы было принесение в Сербию списка иконы Божией Матери «Августовская победа».
Идея привезти в Сербию эту икону у меня возникла еще в 2008 году, когда я побывал там в трагические дни отделения Косово. Тогда, 17 февраля 2008 г., мы приезжали по приглашению митрополита Амфилохия, исполнявшего обязанности заместителя Патриарха Сербского Павла, и привезли в дар образ Божией Матери «Благодатное Небо».
Нас принимал секретарь Нишской епархии Деян Накич, с которым мы подружились. Тогда не раз приходилось слышать слова о том, как дорога для сербов духовная поддержка русских. Также сербы высказывали сожаление, что Россия в период НАТОвских бомбардировок не предоставила им современные средства ПРО. Несколько наших установок С-30 кардинально изменили бы геополитику Балкан.
Вернувшись в Россию, я узнал, что 2 марта Патриарх Алексий своим указом прославил икону Божией Матери «Августовская Победа». «Вот эта икона сейчас больше всего нужна братской Сербии», - подумал я тогда. Ведь этот образ явился в самом начале той войны, в которую Россия и вступила из-за Сербии, а указующий жест Матери Божией на иконе есть благословение русскому воинству в защиту Сербии. Эта икона казалась тем более уместным даром, что на ней были изображены русские христолюбивые воины.
Эту икону у нас традиционно пишут в живописном, академическом стиле, который в Сербии в церкви практически не употребляется. Поэтому написать образ для Сербии я попросил петербургского иконописца Ростислава Мартиновича Гирвеля, который работает в византийско-балканском стиле. Перевод академической иконографии в каноническую потребовал определенных творческих усилий. Работа длилась более года, тем более, что икона была задумана большая, храмовая, высотой - 1,5 метра. К тому же нужно было найти и средства для написания образа.
В 2009 году икона была готова. И тут вышло «благочестивое искушение». Когда я увидел эту икону, то она мне сразу очень понравилась, и я подумал, что такая большая икона, да к тому же, первая Августовская икона в каноническом стиле, обязательно должна быть и в России. Конечно, оставить эту икону я уже не мог. И тогда возникла мысль - написать еще одну точно такую же икону и оставить ее у нас. Мысль мне самому очень понравилась: две одинаковых иконы в Сербии и в России, перед которыми мы будем взаимно молиться друг о друге. Нужно было только найти средства на написание еще одной иконы. И здесь Матерь Божия явила Свою чудесную помощь.
Одной рабе Божией по имени Вера, страдавшей тяжелой болезнью, посоветовали помолиться пред Августовской иконой, предназначенной для Сербии. Она не просто помолилась, но пришла и дала пред ней обет: в случае исцеления написать точный ее список. Каково же было ее удивление, когда после молебна у иконы на очередном осмотре врач не обнаружил никаких признаков болезни. Она исполнила свой обет, и иконописец Ростислав Гирвель написал точный список этого образа. В нашем храме оказались две одинаковых иконы Августовской Богоматери.
Встал вопрос о доставке. Но здесь возникли неожиданные проблемы. Осенью 2009 года преставился Сербский Патриарх Павел. Наступил период подготовки к выборам нового. В 2010 году Патриархом Сербским стал архиепископ города Ниша Ириней, с секретарем которого у нас уже установились теплые отношения. Ему я изложил свою идею и послал фотографию написанного образа. Патриарху икона понравилась, и он благословил принести ее в Сербию. Однако по разным техническим причинам это удалось совершить только в 2012 году. Эта задержка тоже была промыслительной, потому что за это время икона побывала в нескольких храмах, участвовала в крестных ходах и стала известной в Петербурге.
Одна из причин состояла в самих размерах иконы - будучи высотой 1,5 метра, вместе с упаковкой она уже была негабаритным грузом для аэрофлота. В салон ее невозможно было пронести, а в багаж сдавать икону, очевидно, тем более - невозможно. Прямого поезда СПб-Белград не существует, в легковую машину также не поместишь. Оставался только один вид транспорта - автобус. Но найти автобус на рейс Санкт-Петербург - Белград с пребыванием в Сербии было делом непростым. Вот здесь-то и пришла на помощь православная школа, у которой в автопарке есть микроавтобус. Мы получили приглашение от Сербской Церкви и получили в епархии официальное благословение на эту поездку.
8 августа, в день моего рождения, я совершал молебен на предстоящую поездку. В нашем домовом храме были поставлены две больших иконы Августовской Божией Матери рядом. Было и радостно, и немножко грустно, видя это расставание двух образов.
Поездка продлилась почти 2 недели. Мы проехали с детьми всю Европу: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Сербия. Об этом я и расскажу в ближайших постах. Первая наша остановка была в том самом Августовском лесу, где явилась Божия Матерь.
27 августа 2012 года
Впервые опубликовано в дневнике протоиерея Геннадия Беловолова