Семья православного предпринимателя

0
712
Время на чтение 7 минут

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,

любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;

 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

[Кор. 13. 4-8]

Наиболее ярким примером экономического составляющего семьи - Китайская Народная Республика. Пусть никого не смущает то, что страна находится под управлением Коммунистической партии Китая. Конфуцианство оказывает гораздо большее влияние на жизнь китайца, чем «социальные завоевания». Так, практически полное отсутствие в самой населенной стране в мире пенсионного обеспечения. Нет пенсий -  нет ограничений для работы по возрасту. Нет пенсий -  нет пенсионных отчислений. В этой многофакторной системе понятной становится приоритетная роль и значение семьи, а не только формирование себестоимости и объясняемая ценовая конкуренция китайских товаров на международном рынке.

«Установлением корня рождается и путь. Сыновья почтительность (сяо) и уважение к старшим (ди) - это и есть корень милосердия» [1] Доведённое до абсолюта за две с половиной тысячи лет почитание родителей не смогли перевернуть коммунисты за шестидесятилетнее правление, а как мы можем наблюдать, лишь с успехом ими эксплуатируется. Обязанность родителей к воспитанию детей, обязанность сыновей к престарелым родителям не является какой-то узаконенной нормой. Это есть само содержание жизни китайца. А в экономическом осмыслении еще и объясняет устойчиво высокую рождаемость с неуклюжими попытками коммунистов ее ограничить, что приводит к чудовищным результатам: не зарегистрированных в государственных органах детей, сокращению численности девочек в семьях самыми разными способами и даже абортов, включая поздние.  Аборт грех. Но в культурно-мировоззренческом самосознании китайцев эта практика коммунистов особенно чудовищна. Китайская цивилизация исчисляет дату рождения ребенка не с момента появления на свет, а с момента зачатия, поэтому грех убийства ребенка в чреве матери так ужасен именно в Китае. То, что родители избавляются именно от девочек, объясняется буквальным следованием конфуцианскому учению, где почтительность предписана именно сыновьям.

Безусловно, не только конфуцианство может служить примером для православного предпринимателя. Господь даровал заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». [Вт. 5:16.] Аналогичной заповедью руководствуются и мусульмане:  «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». [Коран. Сура 17. аль-Исра (Ночной перенос) Аят 24]

С развитием систем пенсионного обслуживания и пенсионного страхования роль и значение семьи начали стремительно падать - в первую очередь от этого пострадала Европа, где традиции Ветхого Завета оказались особенно сильны. И не случайно появляется прямая зависимость между рождаемостью и качеством пенсионной системы в стране, как обеспеченная старость зависит не от количества и качества воспитания детей, а от страховых взносов, денег отданных «в рост» в надежде на обеспеченную старость.

Пенсионная система - не единственная проблема на пути восстановления православной семьи, православных предпринимателей.

России предстоит тяжкий путь. Гораздо тяжелее, чем странам Восточной Европы и Прибалтики. Слишком долго «призрак коммунизма» разрушал семейные ценности - в два раза дольше, чем Моисей водил евреев по пустыне.  До Октябрьской революции в России существовали множество реальных и коммерческих училищ, средних и высших учебных заведений. В них обучающиеся могли получить необходимые теоретические знания. Но передать дух предпринимательства,  опыт и традиции можно было только в семье. Может быть, от этого так тяжело восстанавливается современный отечественный бизнес. Если в образовании, культуре, науке и здравоохранении еще разрешалось работать родственникам, но во всем, что касалось экономики и управления, - следовал четкий запрет.

Впервые ограничения на совместную работу родственников были введены Декретом Совнаркома РСФСР уже 21 декабря 1922 года «Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях» [2]. Пусть молодой читатель не апеллирует к слову «государственных» - других к тому моменту уже не было, а сохранившаяся до конца НЭПа возможность предпринимательской деятельности была сильно ограничена возможностью использования наемного труда. Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 года были национализированы все предприятия, имевшие свыше 5 рабочих при механическом двигателе или 10 рабочих без механического двигателя.  Может быть, Правительство молодой советской республики - Совет народных комиссаров - уже тогда было озабочено борьбой с коррупцией, но это вряд ли, поскольку появившиеся к тому времени  «номенклатурные» работники всегда могли оказать услугу друг другу, устроив родственника на «хлебное» место.

Ограничение на совместную работу родственников в экономике и управлении просуществовало еще десять  лет по окончании коммунистического режима в России, до 2002 года и принятия Трудового кодекса. А до этого времени продолжала действовать Статья 20. Ограничение совместной службы родственников Кодекса законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 года: «Запрещается совместная служба на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».

Предприниматель, начинающий свою деятельность планирует ее не на год, не на два, не на десятилетия. Если Господу будет угодно, то на века. В России и сейчас есть предприятия, основанные православными предпринимателями в XVII - XIX веках. Промышленные, торговые, добывающие предприятия находились под управлением одной семьи на протяжении нескольких поколений. И если в начале это зачастую были малограмотные люди, то к расцвету предпринимательства в Российской Империи на рубеже XIX-XX веков их потомки стали высокообразованными людьми, закончившими лучшие высшие учебные заведения страны и мира.

Забота о детях и родителях - не менее важная задача, чем забота о процветании собственного дела современного православного предпринимателя. И было бы странно, если  то, что делают родители с любовью и интересом, не вызвало любви и интереса у их детей. Только собственным примером современный православный предприниматель сможет восстановить, казалось бы, прерванную связь времен и поколений.

Надо ли жить отдельно от престарелых родителей? Надо ли отселять молодые семьи детей? Да, советская власть сделала все, чтобы бабушки и дедушки не принимали участия в воспитания детей. Да, советская власть сделала все, чтобы на «кухне двум хозяйкам было тесно». Борьба с дошкольным образованием, нежелание отдавать детей сызмальства под общественное воспитание  приводили православных мирян и священников в сталинские концентрационные лагеря и под расстрел. Борьба за «раскрепощение советских женщин» в конечном итоге свелась к разрушению традиционных устоев православной семьи. Вовлечение женщин в «общественное производство» привело к тому, что мужчина, даже обладающий кое-какой квалификацией, потерял возможность один содержать семью.

Любое дело, даже самое малое, содержит в себе стратегию расширения. Если предприятие не расширяется, оно обречено на потерю рынков в конкурентной борьбе. Чтобы дело успешно расширялось, предприниматель использует метод делегирования полномочий. Однако вместе с делегированием полномочий делегируется и ответственность. При делегировании полномочий из сферы прямого управления (функция организации) предпринимателя «выпадают» такие важнейшие составные, как кадры, деньги, поставщики и подрядчики.  Кто и как может поручиться, что вместе с делегированием полномочий работник будет делать все добросовестно? Или на определенном этапе такой работник, который практически все знает о вашем деле, не решит: «Сколько можно работать на хозяина!»  После чего либо подменит вас, либо у вас вдруг появится конкурент, состоящий из ваших бывших работников, оказывающих услуги вашим бывшим клиентам, приобретающий комплектующие у ваших бывших поставщиков? Где в современном мире, полном лжи и обмана, мира, где «балом правят деньги», найти такого человека, таких людей, как не в семье? Семья: люди, воспитанные в одних правилах с вами. Люди, думающие как вы. Люди, стоящие на тех же принципах, что и вы. Люди, веточки и листочки одного ствола, которыми вы являетесь, и исходящие из одного корня.

Участие детей в вашем деле уже с самого малого возраста, исходя из их знаний и умений, позволит вам не только привить общий интерес и любовь к делу, но и позволит больше общаться - воспитывать собственным примером.

В заключении главы, посвященной семье, позволю дать себе несколько советов для православных предпринимателей - женщин.

К сожалению, я не смогу привести исторические примеры того, что раньше какая-то женщина начала свое дело. Но история знает достаточно много примеров, когда женщина, унаследовав какое-то имущество, с успехом им управляла. Причем, это связано именно с русским православием. Наверное, это связано с особым почитанием Пресвятой Богородицы на Руси. Может быть, поэтому женщины во власти и бизнесе не вызывают такого неприятия  как это было в других странах мира до начала эпохи эмансипации. А примеры у нас замечательные: Святая Равноапостольная Княгиня Ольга, Марфа-посадница, боярыня Морозова, Императрица Екатерина II Великая,  О.П. Карпова, О.И. Ижболдина и множество-множество других.

Предназначение женщины - рождение детей. И если Бог даровал какой-то из вас ещё и талант предпринимателя, то постарайтесь реализовать его не в ущерб главному. Благо, что современные средства коммуникаций и транспорта позволят вам это. Бог вас любит.  И даровал вам ваши таланты, чтобы любви в мире стало больше.

Ерастов Виктор Сергеевич, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Сарапульского политехнического института, Вице-Предводитель Удмуртского отделения Союза потомков Российского Дворянства - Дворянского Собрания Удмуртии

[1] Чукас Е.А. Влияние Конфуцианской философии на семейно-бытовые отношения в Китае // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск, 2002. С. 439.

[2] СУ РСФСР, 1924, №1, ст.8

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Семья православного предпринимателя

Спасибо автору, всё правильно.
РоманС / 09.08.2012, 10:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Сергеевич Ерастов
«Профессионалам» русской культуры, не знающим отечественной классики
Богатство современного русского языка позволяет крайне широко трактовать понимание того, что означает сделать интерпретацию «по мотивам»
12.03.2015
70-летие ликвидации Сарапульской епархии
Экскурсия по памятным местам, связанным с жизнью и служением Сарапульских епископов
18.11.2013
Снова о «Страстях по Чапаю»
Шаблоны современного кинематографа
28.02.2013
Все статьи Виктор Сергеевич Ерастов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
13.11.2024 15:21
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02