Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
[Кор. 13. 4-8]
Наиболее ярким примером экономического составляющего семьи - Китайская Народная Республика. Пусть никого не смущает то, что страна находится под управлением Коммунистической партии Китая. Конфуцианство оказывает гораздо большее влияние на жизнь китайца, чем «социальные завоевания». Так, практически полное отсутствие в самой населенной стране в мире пенсионного обеспечения. Нет пенсий - нет ограничений для работы по возрасту. Нет пенсий - нет пенсионных отчислений. В этой многофакторной системе понятной становится приоритетная роль и значение семьи, а не только формирование себестоимости и объясняемая ценовая конкуренция китайских товаров на международном рынке.«Установлением корня рождается и путь. Сыновья почтительность (сяо) и уважение к старшим (ди) - это и есть корень милосердия» [1] Доведённое до абсолюта за две с половиной тысячи лет почитание родителей не смогли перевернуть коммунисты за шестидесятилетнее правление, а как мы можем наблюдать, лишь с успехом ими эксплуатируется. Обязанность родителей к воспитанию детей, обязанность сыновей к престарелым родителям не является какой-то узаконенной нормой. Это есть само содержание жизни китайца. А в экономическом осмыслении еще и объясняет устойчиво высокую рождаемость с неуклюжими попытками коммунистов ее ограничить, что приводит к чудовищным результатам: не зарегистрированных в государственных органах детей, сокращению численности девочек в семьях самыми разными способами и даже абортов, включая поздние. Аборт грех. Но в культурно-мировоззренческом самосознании китайцев эта практика коммунистов особенно чудовищна. Китайская цивилизация исчисляет дату рождения ребенка не с момента появления на свет, а с момента зачатия, поэтому грех убийства ребенка в чреве матери так ужасен именно в Китае. То, что родители избавляются именно от девочек, объясняется буквальным следованием конфуцианскому учению, где почтительность предписана именно сыновьям.
Безусловно, не только конфуцианство может служить примером для православного предпринимателя. Господь даровал заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». [Вт. 5:16.] Аналогичной заповедью руководствуются и мусульмане: «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». [Коран. Сура 17. аль-Исра (Ночной перенос) Аят 24]
С развитием систем пенсионного обслуживания и пенсионного страхования роль и значение семьи начали стремительно падать - в первую очередь от этого пострадала Европа, где традиции Ветхого Завета оказались особенно сильны. И не случайно появляется прямая зависимость между рождаемостью и качеством пенсионной системы в стране, как обеспеченная старость зависит не от количества и качества воспитания детей, а от страховых взносов, денег отданных «в рост» в надежде на обеспеченную старость.
Пенсионная система - не единственная проблема на пути восстановления православной семьи, православных предпринимателей.
России предстоит тяжкий путь. Гораздо тяжелее, чем странам Восточной Европы и Прибалтики. Слишком долго «призрак коммунизма» разрушал семейные ценности - в два раза дольше, чем Моисей водил евреев по пустыне. До Октябрьской революции в России существовали множество реальных и коммерческих училищ, средних и высших учебных заведений. В них обучающиеся могли получить необходимые теоретические знания. Но передать дух предпринимательства, опыт и традиции можно было только в семье. Может быть, от этого так тяжело восстанавливается современный отечественный бизнес. Если в образовании, культуре, науке и здравоохранении еще разрешалось работать родственникам, но во всем, что касалось экономики и управления, - следовал четкий запрет.
Впервые ограничения на совместную работу родственников были введены Декретом Совнаркома РСФСР уже 21 декабря 1922 года «Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях» [2]. Пусть молодой читатель не апеллирует к слову «государственных» - других к тому моменту уже не было, а сохранившаяся до конца НЭПа возможность предпринимательской деятельности была сильно ограничена возможностью использования наемного труда. Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 года были национализированы все предприятия, имевшие свыше 5 рабочих при механическом двигателе или 10 рабочих без механического двигателя. Может быть, Правительство молодой советской республики - Совет народных комиссаров - уже тогда было озабочено борьбой с коррупцией, но это вряд ли, поскольку появившиеся к тому времени «номенклатурные» работники всегда могли оказать услугу друг другу, устроив родственника на «хлебное» место.
Ограничение на совместную работу родственников в экономике и управлении просуществовало еще десять лет по окончании коммунистического режима в России, до 2002 года и принятия Трудового кодекса. А до этого времени продолжала действовать Статья 20. Ограничение совместной службы родственников Кодекса законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 года: «Запрещается совместная служба на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».
Предприниматель, начинающий свою деятельность планирует ее не на год, не на два, не на десятилетия. Если Господу будет угодно, то на века. В России и сейчас есть предприятия, основанные православными предпринимателями в XVII - XIX веках. Промышленные, торговые, добывающие предприятия находились под управлением одной семьи на протяжении нескольких поколений. И если в начале это зачастую были малограмотные люди, то к расцвету предпринимательства в Российской Империи на рубеже XIX-XX веков их потомки стали высокообразованными людьми, закончившими лучшие высшие учебные заведения страны и мира.
Забота о детях и родителях - не менее важная задача, чем забота о процветании собственного дела современного православного предпринимателя. И было бы странно, если то, что делают родители с любовью и интересом, не вызвало любви и интереса у их детей. Только собственным примером современный православный предприниматель сможет восстановить, казалось бы, прерванную связь времен и поколений.
Надо ли жить отдельно от престарелых родителей? Надо ли отселять молодые семьи детей? Да, советская власть сделала все, чтобы бабушки и дедушки не принимали участия в воспитания детей. Да, советская власть сделала все, чтобы на «кухне двум хозяйкам было тесно». Борьба с дошкольным образованием, нежелание отдавать детей сызмальства под общественное воспитание приводили православных мирян и священников в сталинские концентрационные лагеря и под расстрел. Борьба за «раскрепощение советских женщин» в конечном итоге свелась к разрушению традиционных устоев православной семьи. Вовлечение женщин в «общественное производство» привело к тому, что мужчина, даже обладающий кое-какой квалификацией, потерял возможность один содержать семью.
Любое дело, даже самое малое, содержит в себе стратегию расширения. Если предприятие не расширяется, оно обречено на потерю рынков в конкурентной борьбе. Чтобы дело успешно расширялось, предприниматель использует метод делегирования полномочий. Однако вместе с делегированием полномочий делегируется и ответственность. При делегировании полномочий из сферы прямого управления (функция организации) предпринимателя «выпадают» такие важнейшие составные, как кадры, деньги, поставщики и подрядчики. Кто и как может поручиться, что вместе с делегированием полномочий работник будет делать все добросовестно? Или на определенном этапе такой работник, который практически все знает о вашем деле, не решит: «Сколько можно работать на хозяина!» После чего либо подменит вас, либо у вас вдруг появится конкурент, состоящий из ваших бывших работников, оказывающих услуги вашим бывшим клиентам, приобретающий комплектующие у ваших бывших поставщиков? Где в современном мире, полном лжи и обмана, мира, где «балом правят деньги», найти такого человека, таких людей, как не в семье? Семья: люди, воспитанные в одних правилах с вами. Люди, думающие как вы. Люди, стоящие на тех же принципах, что и вы. Люди, веточки и листочки одного ствола, которыми вы являетесь, и исходящие из одного корня.
Участие детей в вашем деле уже с самого малого возраста, исходя из их знаний и умений, позволит вам не только привить общий интерес и любовь к делу, но и позволит больше общаться - воспитывать собственным примером.
В заключении главы, посвященной семье, позволю дать себе несколько советов для православных предпринимателей - женщин.
К сожалению, я не смогу привести исторические примеры того, что раньше какая-то женщина начала свое дело. Но история знает достаточно много примеров, когда женщина, унаследовав какое-то имущество, с успехом им управляла. Причем, это связано именно с русским православием. Наверное, это связано с особым почитанием Пресвятой Богородицы на Руси. Может быть, поэтому женщины во власти и бизнесе не вызывают такого неприятия как это было в других странах мира до начала эпохи эмансипации. А примеры у нас замечательные: Святая Равноапостольная Княгиня Ольга, Марфа-посадница, боярыня Морозова, Императрица Екатерина II Великая, О.П. Карпова, О.И. Ижболдина и множество-множество других.
Предназначение женщины - рождение детей. И если Бог даровал какой-то из вас ещё и талант предпринимателя, то постарайтесь реализовать его не в ущерб главному. Благо, что современные средства коммуникаций и транспорта позволят вам это. Бог вас любит. И даровал вам ваши таланты, чтобы любви в мире стало больше.
Ерастов Виктор Сергеевич, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Сарапульского политехнического института, Вице-Предводитель Удмуртского отделения Союза потомков Российского Дворянства - Дворянского Собрания Удмуртии
[1] Чукас Е.А. Влияние Конфуцианской философии на семейно-бытовые отношения в Китае // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск, 2002. С. 439.
[2] СУ РСФСР, 1924, №1, ст.8
1. Re: Семья православного предпринимателя