От редакции: Недавно РНЛ опубликовала статью протоиерея Владимира Чугунова, посвященную важнейшей теме соборности церковной жизни. Некоторые экстравагантные идеи автора статьи, например, возвращение к практике избрания епископов из белого (женатого) духовенства, что в последнее время практиковали только обновленцы, вызвали справедливые нарекания как в адрес автора, так и в адрес редакции. Однако сама по себе проблема выстраивания здоровых отношений между архиереями, духовенством и мирянами, несомненно, заслуживает внимания. Особенно актуальна она в нынешнее время, когда в результате разделения епархий число епископата существенно увеличивается. Делается это по мысли Священноначалия для приближения епископа к народу. Однако, решится ли эта проблема простым увеличением числа епископата? Как отклик на статью о. Владимира Чугунова нам прислал свою статью еще один священник, наш давний автор, пожелавший в данном случае выступить под псевдонимом. Статью предваряло письмо батюшки.
* * *
Предлагаю к обсуждению на РНЛ статью по весьма актуальной и в то же время очень болезненной теме - о проблемах отношения пастырей и паствы. Статья эта написана со слов разных священников и мирян, от которых приходилось слышать много неприятных вещей о церковной жизни. Из нее видно, что в Церкви накопилось немало опасных перекосов, которые усиливают эффект от нападок ее врагов. В условиях информационной атаки на Церковь не хочется «подливать масло в огонь», но вопросы, на мой взгляд, в ней подняты столь важные, что не замечать их, значит усугублять болезнь. Не будет ли наше дальнейшее молчание предательством?
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. (Ин. 9: 34)
Фарисеи сказали им:... этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7: 46-49)
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13: 26-27)
Не так давно мы все с радостью наблюдали за грандиозным молебном у храма Христа Спасителя, возглавляемом Святейшим Патриархом Кириллом. В эти часы по всей России на приходах служились молебны о защите веры и поруганных святынь, об утверждении православной веры на Русской земле. А накануне было опубликовано обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, где в частности говорилось:
«Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым.... Подключаются различные средства, разворачивается планомерная и системная дискредитационная работа. Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод.... Не следует исключать новых громких обвинений и заявлений со стороны врагов веры. Опасность используемой против Церкви тактики состоит в том, что, в соответствии с правилами манипуляции общественным мнением, ложь соседствует с реальными фактами, умалчивается то, что невыгодно, делаются циничные заявления, вызывающие гнев, страх, зависть, негодование, злобу. В ход идут все приемы черной риторики: умалчивание части фактов, изменение смысла происходящего, прямое введение в заблуждение аудитории, обман.
... В этих условиях всем нам важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации, учиться воспринимать критически сомнительную информацию о Церкви, не спешить с реакцией, с публичными и частными заявлениями. В то же время противостояние Церкви со стороны ее недругов необходимо учитывать в каждодневной церковной деятельности».
Прекрасные слова, точно отражающие ситуацию, сложившуюся в обществе. И война против Русской Церкви идет давно, только теперь она более активизировалась. Действительно, на Церковь и священство везде нападки, кампания развернулась широкая,- противостояние идет не на жизнь, а на смерть. И правильно сказано в Обращении, что мы, православные христиане, особенно пастыри, должны явить и стойкость, и ревность, и мудрость, и единомыслие.
Собственно, единомыслие является естественным и необходимым признаком принадлежности к Церкви. В своей известной работе «Церковь одна» А.С.Хомяков дал прекрасное определение единства Церкви: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Покоряющихся благодати, значит стремящихся всегда разуметь и исполнять волю Божию. В этом сила нашей Церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми человеческими и псевдорелигиозными организациями.
Однако, этой силой, которую стяжал и даровал нам Христос, надо еще воспользоваться. И если человек живет не стараясь «покоряться благодати», то положение его шатко и надежда слаба. Единство в Церкви, таким образом, достигается и тем, что церковное управление базируется на принципе, противоположном руководству любой светской организации. В миру долг начальника добиться, чтобы все совершалось по его воле. В Церкви же предстоятель должен действовать так, чтобы ничего не совершалось по его воле, ибо все должно совершаться по воле Божьей.
Но, как многие неравнодушные священники и миряне, я с тревогой вижу в Церкви серьезные проблемы с единством и следованию благодатной правде Божьей. Соответственно, неизбежны и большие проблемы в исполнении обращения ВЦС РПЦ, если кроме правильных слов не будут предприняты конкретные и неотложные меры по укреплению в Церкви высокой духовно-нравственной атмосферы.
Да, против Православной Церкви, как мощного духовно-нравственного основания России развернута информационно-психологическая война. И для победы в этом духовном противостоянии, нужно, чтобы организм Церкви имел достаточную жизненную силу. Известно, что ослабленный и больной организм менее способен отражать атаки вирусов и бактерий. Подобно и Церковь, имея внутренние немощи и неустройства, более уязвима перед лицом ненавистников. Можно сказать так - наша кровь это правда, даруемая благодатью Святаго Духа. А где нет «покорения» благодати, там царит неправда - и эта неправда в Церкви как рак крови. По нашей же вине враги находят поводы для дискредитации Церкви. В том числе применяется коварный прием разделения священноначалия и паствы. Мол, «церковники все разжирели, погрязли в корыстолюбии, карьеризме и интригах. А вот мы, простой народ, все истинно верующие, на обман не поддадимся, а будем жить сами, без церкви».
Конечно, речь идет не о том, чтобы нам «спасать Церковь», ибо хорошо знаем, что и «врата адовы не одолеют Её» (Мф. 16: 18). Но Церковь - это мы все, православные христиане, и именно мы должны быть стойки, мудры и единомысленны. Тем не менее, многие пастыри и, к великому сожалению, даже архипастыри еще не осознают всю полноту возложенной на них Богом ответственности за спасение вверенной им паствы. Уж слишком часто стало извращаться одно важное предназначение Христовой Церкви - быть надежным оплотом любви и справедливости. Вместо этого в церковном управлении и в среде священства часто берет верх ложь, лицемерие, корысть и даже жестокость. Люди приходят в храм за исцелением душевных ран, за утешением, укреплением и очищением помраченного страстями духа. И когда их никто не хочет слушать и тем более помочь, то им уже идти некуда!
Поэтому, не могу не разделить тревогу многих честных пастырей о болезненных ранах на теле Церкви, наносимых возгордившимися и развратившимися пастырями и архипастырями. А пастырь является лишь посредником между Богом и вверенной ему паствой. Увы, часто мы наблюдаем совсем иную картину. Получив священный сан, некоторые клирики считают, что все, что они делают - свято и непорочно! Уже много говорилось о младостарчестве, которое ещё не исчезло совсем, и порою приносит свои горькие плоды. Но более страшно, когда подобная болезнь начинает развиваться в среде архипастырей, только в более тяжелой форме. В их деятельности явно начинает проявляться этакий фарисейско-саддукейский комплекс: высокомерие и глубокое неуважение к священству и к народу, при очень вольном отношении к канонам и догматическому учению Церкви. Можно привести конкретные имена, но не хочется давать еще один повод к нападкам на Церковь.
Поэтому привожу примеры без имен. У священника в семье трагедия: в результате аварии у невестки сломан позвоночник, маленькая дочурка, младенец, требует постоянной заботы, но свекровь лежит с инфарктом и инсультом одновременно, молодой отец разрывается между женой, дочкой, работой и матерью, а старый отец не может помочь, т.к. отправлен служить, как водится, за тридевять земель от родного дома. Он обращается к архиерею через благочинного с просьбой, перевести поближе, но получает решительный отказ. Тогда, думая, что его многослезная просьба просто не дошла до архиерея, он, пользуясь случаем, обращается напрямую на епархиальном собрании. И получает холодный ответ: «этого никогда не будет, потому что у нас принцип - не назначать священника близко к дому».
И подобных случаев немало, они свидетельствуют о внедрении в Церковь неких новых принципов, которые восприняты не от апостолов и святых отцов. Но есть гораздо более серьезные проблемы.
Теперь в некоторых епархиях начинают руководить не только «принципы», но и «их королевское величество» Деньги. Деньги нагло вмешиваются во все процессы, извращая и искривляя благодатное устроение церковной жизни. Во-первых, все священники объявляются ворами. Создается система тотального контроля за каждой копейкой, сложнейшая бухгалтерия, КРГ (контрольно-ревизионная группа) с безграничными правами (опытные бухгалтеры из мира порою просто в шоке от требований, т.н., КРГ). Советская система квитанций за все церковные «услуги» теперь благосклонно принята архиереями и постоянно совершенствуется. Иные приходы не могут открыться из-за того, что не могут найти и оплатить бухгалтера. Поднимаются цены на книги, на утварь, на требы, на свечи, вводятся строжайшие законы о закупках товара, взвинчиваются налоги, приходы обираются до нитки, и за малейшее нарушение следует жестокая расправа. Тем временем приходская жизнь в большинстве приходов едва теплится.
Вот священник не сумел вовремя заплатить налог, т.к. едва хватило на оплату труда служителей церкви. И тотчас батюшку переводят на худший приход, а осиротевший прикрепляют к соседнему приходу. Бывают и беспричинные переводы, имеющие цель поставить на богатые приходы «своих, избранных», а «второсортными» заткнуть какую-нибудь дыру. А как же осиротевшая паства? Как же чада, духовничество, традиции, устоявшиеся отношения с властями, незавершенные проекты, и прочее? Отца походя вырывают из духовной семьи, и страдания людей никого не интересуют. Это очень похоже на своего рода «ювенальную юстицию» в отношении приходской семьи. Впрочем, теперь приход, видимо, не рассматривается как семья. Скорее как «производственный станок», к которому можно поставить любого «работника». Одних к хорошему станку, других похуже - якобы для смирения. Явилось нечто новое и странное - молодой, но послушный священник назначается благочинным трех благочиний и 5-8 храмов! А это значит, что все они реально будут сиротствовать.
В строительстве и отделке храмов руководит не целесообразность, не эстетика и не благоразумная расчетливость, нет - только деньги! Будут расписывать не те, кто берет дешевле, и не те, которые делают лучше всех, а те, кого назначит владыка, исходя из расчета, урвать часть в кассу епархии за счет раздувания сметы. Манипуляции с деньгами, абсолютизированные как высшая задача любой затеи, наполняют все церковные отношения ложью. Это очень плохо сказывается на искомом единомыслии и стойкости. А иные священники четко улавливают общий дух руководства и ловко направляют ручейки доходов в свой карман. С бумагами ведь всегда можно «договориться», бумага все стерпит. А вот с совестью не договоришься, она не подкупна. Но о совести никто не спрашивает, потому голос ее слабеет. А что такое пастырь без совести? Кого он упасет, какого тут можно ждать единомыслия и стойкости?
Главным критерием успешности приходского пастыря стала его способность добывать и своевременно платить деньги, умение строить - быстро и евро-эффектно. О молитве и духовности речи нет, какая там еще духовность, это из древних книг и проповедей. Обедни, молебны и панихиды служит, и ладно - они же доход приносят! А то, что по уставу пастырь должен постоянно быть в молитве, строго исполнять ежедневное правило, состоящее из чтения канонов, кафизм и акафистов, на это у пастыря уже не хватает времени. Духовность пастырей неизбежно падает в таких условиях, снижается качество их служения, становятся бессодержательными или вообще оставляются проповеди. Пастыри превращаются в наемников, их служение становится сухо, безблагодатно. Конечно, если богослужение совершается по чину, благодать молящимся всё же подаётся, но только сам пастырь бывает ее лишен и причащается в суд и осуждение.
А ведь именно благодать и есть самое драгоценное сокровище Церкви, которое не имеет цены в денежном эквиваленте. Но благодать действует не сама по себе, а только через тех, кто ищет ее и покоряется ей. Она и дает Церкви силу побеждать, ибо сила Церкви в безупречной правде, которую очень хорошо видят и свои, и чужие. Ее боятся бесы, потому что она разрушает их козни. Но удивительно, этой правды боятся и некоторые архиереи! За правду можно моментально попасть в запрет или под каток доступных репрессий со стороны пастыреначальников.
Итак, как нам исполнять призывы Обращения ВЦС РПЦ, если так много кругом неправды? Думаю, что пора что-то предпринимать, а то далеко может зайти...
6. Ответ на 3., свщ Алексий Бачурин:
5. Ответ на 3., свщ Алексий Бачурин :
4. Re: Наша сила в правде, бессилие в неправде
3. Мое частное мнение.
2. История учит
1. История вопроса