Наша сила в правде, бессилие в неправде

Отклик на статью о.Владимира Чугунова «О природе церковной власти»

Проблемы церковной жизни 
0
784
Время на чтение 9 минут

От редакции: Недавно РНЛ опубликовала статью протоиерея Владимира Чугунова,  посвященную важнейшей теме соборности церковной жизни. Некоторые экстравагантные идеи автора статьи, например, возвращение к практике избрания епископов из белого (женатого) духовенства, что в последнее время практиковали только обновленцы, вызвали справедливые нарекания как в адрес автора, так и в адрес редакции. Однако сама по себе проблема выстраивания здоровых отношений между архиереями, духовенством и мирянами, несомненно, заслуживает внимания. Особенно актуальна она в нынешнее время, когда в результате разделения епархий число епископата существенно увеличивается. Делается это по мысли Священноначалия для приближения епископа к народу. Однако, решится ли эта проблема простым увеличением числа епископата? Как отклик на статью о. Владимира Чугунова нам прислал свою статью еще один священник, наш давний автор, пожелавший в данном случае выступить под псевдонимом. Статью предваряло письмо батюшки.

* * *

Предлагаю к обсуждению на РНЛ статью по весьма актуальной и в то же время очень болезненной теме - о проблемах отношения пастырей и паствы. Статья эта написана со слов разных священников и мирян, от которых приходилось слышать много неприятных вещей о церковной жизни. Из нее видно, что в Церкви накопилось немало опасных перекосов, которые усиливают эффект от нападок ее врагов. В условиях информационной атаки на Церковь не хочется «подливать масло в огонь», но вопросы, на мой взгляд, в ней подняты столь важные, что не замечать их, значит усугублять болезнь. Не будет ли наше дальнейшее молчание предательством?

 

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. (Ин. 9: 34)

 

Фарисеи сказали им:... этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7: 46-49)

 

Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13: 26-27)

 

Не так давно мы все с радостью наблюдали за грандиозным молебном у храма Христа Спасителя, возглавляемом Святейшим Патриархом Кириллом. В эти часы по всей России на приходах служились молебны о защите веры и поруганных святынь, об утверждении православной веры на Русской земле. А накануне было опубликовано обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, где в частности говорилось:

«Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым.... Подключаются различные средства, разворачивается планомерная и системная дискредитационная работа. Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод.... Не следует исключать новых громких обвинений и заявлений со стороны врагов веры. Опасность используемой против Церкви тактики состоит в том, что, в соответствии с правилами манипуляции общественным мнением, ложь соседствует с реальными фактами, умалчивается то, что невыгодно, делаются циничные заявления, вызывающие гнев, страх, зависть, негодование, злобу. В ход идут все приемы черной риторики: умалчивание части фактов, изменение смысла происходящего, прямое введение в заблуждение аудитории, обман.

... В этих условиях всем нам важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации, учиться воспринимать критически сомнительную информацию о Церкви, не спешить с реакцией, с публичными и частными заявлениями. В то же время противостояние Церкви со стороны ее недругов необходимо учитывать в каждодневной церковной деятельности».

Прекрасные слова, точно отражающие ситуацию, сложившуюся в обществе. И война против Русской Церкви идет давно, только теперь она более активизировалась. Действительно, на Церковь и священство везде нападки, кампания развернулась широкая,- противостояние идет не на жизнь, а на смерть. И правильно сказано в Обращении, что мы, православные христиане, особенно пастыри, должны явить и стойкость, и ревность, и мудрость, и единомыслие.

Собственно, единомыслие является естественным и необходимым признаком принадлежности к Церкви. В своей известной работе «Церковь одна» А.С.Хомяков дал прекрасное определение единства Церкви: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Покоряющихся благодати, значит стремящихся всегда разуметь и исполнять волю Божию. В этом сила нашей Церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми человеческими и псевдорелигиозными организациями.

Однако, этой силой, которую стяжал и даровал нам Христос, надо еще воспользоваться. И если человек живет не стараясь «покоряться благодати», то положение его шатко и надежда слаба. Единство в Церкви, таким образом, достигается и тем, что церковное управление базируется на принципе, противоположном руководству любой светской организации. В миру долг начальника добиться, чтобы все совершалось по его воле. В Церкви же предстоятель должен действовать так, чтобы ничего не совершалось по его воле, ибо все должно совершаться по воле Божьей.

Но, как многие неравнодушные священники и миряне, я с тревогой вижу в Церкви серьезные проблемы с единством и следованию благодатной правде Божьей. Соответственно, неизбежны и большие проблемы в исполнении обращения ВЦС РПЦ, если кроме правильных слов не будут предприняты конкретные и неотложные меры по укреплению в Церкви высокой духовно-нравственной атмосферы.

Да, против Православной Церкви, как мощного духовно-нравственного основания России развернута информационно-психологическая война. И для победы в этом духовном противостоянии, нужно, чтобы организм Церкви имел достаточную жизненную силу. Известно, что ослабленный и больной организм менее способен отражать атаки вирусов и бактерий. Подобно и Церковь, имея внутренние немощи и неустройства, более уязвима перед лицом ненавистников. Можно сказать так - наша кровь это правда, даруемая благодатью Святаго Духа. А где нет «покорения» благодати, там царит неправда - и эта неправда в Церкви как рак крови. По нашей же вине враги находят поводы для дискредитации Церкви. В том числе применяется коварный прием разделения священноначалия и паствы. Мол, «церковники все разжирели, погрязли в корыстолюбии, карьеризме и интригах. А вот мы, простой народ, все истинно верующие, на обман не поддадимся, а будем жить сами, без церкви».

Конечно, речь идет не о том, чтобы нам «спасать Церковь», ибо хорошо знаем, что и «врата адовы не одолеют Её» (Мф. 16: 18). Но Церковь - это мы все, православные христиане, и именно мы должны быть стойки, мудры и единомысленны. Тем не менее, многие пастыри и, к великому сожалению, даже архипастыри еще не осознают всю полноту возложенной на них Богом ответственности за спасение вверенной им паствы. Уж слишком часто стало извращаться одно важное предназначение Христовой Церкви - быть надежным оплотом любви и справедливости. Вместо этого в церковном управлении и в среде священства часто берет верх ложь, лицемерие, корысть и даже жестокость. Люди приходят в храм за исцелением душевных ран, за утешением, укреплением и очищением помраченного страстями духа. И когда их никто не хочет слушать и тем более помочь, то им уже идти некуда!

Поэтому, не могу не разделить тревогу многих честных пастырей о болезненных ранах на теле Церкви, наносимых возгордившимися и развратившимися пастырями и архипастырями. А пастырь является лишь посредником между Богом и вверенной ему паствой. Увы, часто мы наблюдаем совсем иную картину. Получив священный сан, некоторые клирики считают, что все, что они делают - свято и непорочно! Уже много говорилось о младостарчестве, которое ещё не исчезло совсем, и порою приносит свои горькие плоды. Но более страшно, когда подобная болезнь начинает развиваться в среде архипастырей, только в более тяжелой форме. В их деятельности явно начинает проявляться этакий фарисейско-саддукейский комплекс: высокомерие и глубокое неуважение к священству и к народу, при очень вольном отношении к канонам и догматическому учению Церкви. Можно привести конкретные имена, но не хочется давать еще один повод к нападкам на Церковь.

Поэтому привожу примеры без имен. У священника в семье трагедия: в результате аварии у невестки сломан позвоночник, маленькая дочурка, младенец, требует постоянной заботы, но свекровь лежит с инфарктом и инсультом одновременно, молодой отец разрывается между женой, дочкой, работой и матерью, а старый отец не может помочь, т.к. отправлен служить, как водится, за тридевять земель от родного дома. Он обращается к архиерею через благочинного с просьбой, перевести поближе, но получает решительный отказ. Тогда, думая, что его многослезная просьба просто не дошла до архиерея, он, пользуясь случаем, обращается напрямую на епархиальном собрании. И получает холодный ответ: «этого никогда не будет, потому что у нас принцип - не назначать священника близко к дому».

И подобных случаев немало, они свидетельствуют о внедрении в Церковь неких новых принципов, которые восприняты не от апостолов и святых отцов. Но есть гораздо более серьезные проблемы.

Теперь в некоторых епархиях начинают руководить не только «принципы», но и «их королевское величество» Деньги. Деньги нагло вмешиваются во все процессы, извращая и искривляя благодатное устроение церковной жизни. Во-первых, все священники объявляются ворами. Создается система тотального контроля за каждой копейкой, сложнейшая бухгалтерия, КРГ (контрольно-ревизионная группа) с безграничными правами (опытные бухгалтеры из мира порою просто в шоке от требований, т.н., КРГ). Советская система квитанций за все церковные «услуги» теперь благосклонно принята архиереями и постоянно совершенствуется. Иные приходы не могут открыться из-за того, что не могут найти и оплатить бухгалтера. Поднимаются цены на книги, на утварь, на требы, на свечи, вводятся строжайшие законы о закупках товара, взвинчиваются налоги, приходы обираются до нитки, и за малейшее нарушение следует жестокая расправа. Тем временем приходская жизнь в большинстве приходов едва теплится.

Вот священник не сумел вовремя заплатить налог, т.к. едва хватило на оплату труда служителей церкви. И тотчас батюшку переводят на худший приход, а осиротевший прикрепляют к соседнему приходу. Бывают и беспричинные переводы, имеющие цель поставить на богатые приходы «своих, избранных», а «второсортными» заткнуть какую-нибудь дыру. А как же осиротевшая паства? Как же чада, духовничество, традиции, устоявшиеся отношения с властями, незавершенные проекты, и прочее? Отца походя вырывают из духовной семьи, и страдания людей никого не интересуют. Это очень похоже на своего рода «ювенальную юстицию» в отношении приходской семьи. Впрочем, теперь приход, видимо, не рассматривается как семья. Скорее как «производственный станок», к которому можно поставить любого «работника». Одних к хорошему станку, других похуже - якобы для смирения. Явилось нечто новое и странное - молодой, но послушный священник назначается благочинным трех благочиний и 5-8 храмов! А это значит, что все они реально будут сиротствовать.

В строительстве и отделке храмов руководит не целесообразность, не эстетика и не благоразумная расчетливость, нет - только деньги! Будут расписывать не те, кто берет дешевле, и не те, которые делают лучше всех, а те, кого назначит владыка, исходя из расчета, урвать часть в кассу епархии за счет раздувания сметы. Манипуляции с деньгами, абсолютизированные как высшая задача любой затеи, наполняют все церковные отношения ложью. Это очень плохо сказывается на искомом единомыслии и стойкости. А иные священники четко улавливают общий дух руководства и ловко направляют ручейки доходов в свой карман. С бумагами ведь всегда можно «договориться», бумага все стерпит. А вот с совестью не договоришься, она не подкупна. Но о совести никто не спрашивает, потому голос ее слабеет. А что такое пастырь без совести? Кого он упасет, какого тут можно ждать единомыслия и стойкости?

Главным критерием успешности приходского пастыря стала его способность добывать и своевременно платить деньги, умение строить - быстро и евро-эффектно. О молитве и духовности речи нет, какая там еще духовность, это из древних книг и проповедей. Обедни, молебны и панихиды служит, и ладно - они же доход приносят! А то, что по уставу пастырь должен постоянно быть в молитве, строго исполнять ежедневное правило, состоящее из чтения канонов, кафизм и акафистов, на это у пастыря уже не хватает времени. Духовность пастырей неизбежно падает в таких условиях, снижается качество их служения, становятся бессодержательными или вообще оставляются проповеди. Пастыри превращаются в наемников, их служение становится сухо, безблагодатно. Конечно, если богослужение совершается по чину, благодать молящимся всё же подаётся, но только сам пастырь бывает ее лишен и причащается в суд и осуждение.

А ведь именно благодать и есть самое драгоценное сокровище Церкви, которое не имеет цены в денежном эквиваленте. Но благодать действует не сама по себе, а только через тех, кто ищет ее и покоряется ей. Она и дает Церкви силу побеждать, ибо сила Церкви в безупречной правде, которую очень хорошо видят и свои, и чужие. Ее боятся бесы, потому что она разрушает их козни. Но удивительно, этой правды боятся и некоторые архиереи! За правду можно моментально попасть в запрет или под каток доступных репрессий со стороны пастыреначальников.

Итак, как нам исполнять призывы Обращения ВЦС РПЦ, если так много кругом неправды? Думаю, что пора что-то предпринимать, а то далеко может зайти...

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 3., свщ Алексий Бачурин:

Что-то Вы все в одну кучу наворотили, отче, чтобы обвинить РНЛ. Прямо конспирология какая-то. Я знаю, что автор - священник, Вам этого достаточно, чтобы поверить. Публиковать текст под псевдонимом - это его просьба и его право, если он считает, что может подвергнуться прещению. Автор не называет имен и мест, но пишет о реальных проблемах, которые существуют в церковной жизни. Это нормально, как еще освещать эти проблемы? У нас аудитория в основном церковная, мы не Московский комсомолец, наш читатель все поймет правильно. Если бы в тексте содержались обвинения в чей-то адрес, мы бы его не стали публиковать под псевдонимом, поскольку тогда все претензии были бы в наш адрес, а нам нечего было бы ответить. Ситуация с о.Васькиным была совсем иной, там за его спиной было послано письмо архиерею, мы просто предали это гласности. Вот и все. И что Вам так Путин не нравится. По-моему лучший вариант из ныне возможных, а Вы все с ним боретесь. Неправильно это.

5. Ответ на 3., свщ Алексий Бачурин :

Если Вы не имеете сил на это, лучше смиренно молчать, осуждая себя за трусость и честно испонять требы. Бог не осудит.

Экак Вы за Бога, отче, ответили... Вот Вы, например, не очередной ли клон г-на Шахматова? Если нет, то, будьте так любезны, предоставьте в комментарии ваши паспортные данные со ссылкой на фоторграфию.
М.Яблоков / 22.06.2012, 03:35

4. Re: Наша сила в правде, бессилие в неправде

Все правильно батюшка пишет. Так оно и есть.
М.Яблоков / 22.06.2012, 03:21

3. Мое частное мнение.

Думаю, неправильно публиковать подобную статью без указания ее авторства. Получается, что эта статья - редакционная, так как Редакция отказывается назвать имя автора, но ручается за то, что автор - священник. Таким образом Редакция берет на себя ответственность за приведенные в ней факты. Но уточнить и узнать подробности без автора невозможно, оспорить их - тоже, значит, вывод, который остается сделать читателю, напрашивается только один: в Церкви НЕБЛАГОПОЛУЧНО. То-есть, нынешние критики Церкви НЕ ТАК УЖ НЕПРАВЫ! Вырисовывается любопытная картина: наша православно-патриотическая Линия этой публикацией фактически льет воду на мельницу проклинаемых ею оранжевых разрушителей. Позиция такова: НЕ ТРОНЬТЕ НАШЕГО ПУТИНА - А О ЦЕРКВИ МЫ ЗДЕСЬ ТОГДА ЕЩЕ ПОГОВОРИМ. Обращаю внимание читателей, что это уже вторая попытка в этом направлении - первая было в связи с "жалобой" некоей Марии на священника Васькина, направленной ею в адрес его священноначалия. Редакция по какому-то, самочинно присвоенному самой себе, праву, решила выступить в качестве "ювенального" посредника между отцом и чадом: между Его Высокопреосвященством - и Его Преподобием. Более того: не дожидаясь какого-либо решения по делу, Редакция оповестила о страшной опасности, нависшей над священником-патриотом, всему честнОму народу. Я тогда же написал здесь несколько комментариев по этому поводу, пытаясь обьяснить невозможность такой ситуации для людей, называющих себя членами Православной Церкви. Сейчас происходит опять что-то очень похожее. Позволю себе задать вопрос: это новая линия Русской Народной Линии? Автору же этой публикации я хочу сказать: Господь призывает нас к исповедничеству, а не анонимному доносительству. Если Вы не имеете сил на это, лучше смиренно молчать, осуждая себя за трусость и честно испонять требы. Бог не осудит.

2. История учит

Церковь побеждает не отвлеченно, а в лице верных чад. Кризисы в Церкви произрастают на почве духовной лени и теплохладности. Не мало случаев в истории церкви, когда именно верность паствы оказывалась неодолимой стеной на пути ересей и отступничества. Если человек ощущает себя членом церковного организма, он чувствует боль ее ран и не может быть равнодушным. И вопрос оздоровления Церкви при кризисном состоянии – это ключевой вопрос всех проблем России – и экономических, и политических, и социальных, и демографических и проч.
Свящ.Владимир / 21.06.2012, 13:13

1. История вопроса

Правота автора не вызывает сомнений, но прежде чем мы кинемся все менять, давайте задумаемся, откуда это все пришло? Легко сослаться на сервильные настроения советского периода, но кто станет спорить, что разделение паствы и пастырей началось еще до революции. Здесь возникает ссылка на петровские синодальные реформы, но из чего тогда проистек Раскол? А там уже возникает трагическая судьба Царьграда, бесконечные интриги и заговоры не только светской, но и духовной власти. Что говорить, если Св. Василий Великий считал худшими людьми на свете православных архиереев! И вряд ли это касалось только арианской ереси. И мы вдруг с ужасом понимаем, что Церковь на протяжении всей своей истории находилась в кризисе, всегда вокруг нее толпились враги и обновленцы, всегда бурлило разномыслие, сребролюбие и любоначалие. Но каким-то немыслимым чудом Церковь продолжает существовать, хотя Ее уже столько раз хоронили, что со счету сбились. И это постоянно действующее чудо должно сдержать наш порыв к реформам, трезво осмотреться, и начать преодоление зла с самого себя. Да, мир вокруг лежит во зле, но когда он был другим? Но свет Христов по-прежнему освещает всех, и если мы будем обращены к Нему, то злокозненные исхищрения мира уже не будут нам казаться столь нестерпимыми, и если мы воспримем себя на Кресте, вместе с Господом нашим, то Его близость поможет нам стерпеть все эти искушения, помолиться о неведающих, что творят, и взойти в Царство Небесное. А уж там эти переживания покажутся нам даром Божиим, давшим нам возможность проявить свое христинаство.
Писатель / 21.06.2012, 08:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31