Как уже сообщалось, 22 июня НТВ планирует осчастливить телезрителей очередным идеологическим продуктом, к/ф «Служу Советскому Союзу».
Краткое содержание фильма таково:
Главный герой картины, зэк Аверин (Донцов) валит лес. Дело происходит летом 1941 года, но о начале войны зеки узнают случайно, подобрав брошенную охранником самокрутку. Главный герой периодически вспоминает свою прошлую жизнь, в которой он был редактором газеты, имел очаровательную любовницу, певицу Гришаеву (Мещерская).
Певица Гришаева тоже мотает срок и находится в бригаде зэков-артистов. Зэки-артисты разъезжают по лагерям с концертами. Причем, согласно описываемой «клюкве», группу зэков-артистов возят в общих вагонах с обычными пассажирами под охраной двух конвойных (сидящих поблизости, на соседних полках). Дело, напомню, происходит в июле 1941-го. Странная для тоталитаристов забота о культурном досуге нескольких десятков заключенных маленького отдаленного лагеря...
Зек Аверин узнает, что в их лагерь с концертом приезжает Гришаева. Артистами руководит еврейчик со смешным сроком в 5 лет, который докладывает кому надо о том, что Гришаева на глазах у всего лагеря встречается с Авериным. Аверин попадает в карцер, а Гришаеву безуспешно домогается начальник лагеря.
В это время на лодках к лагерю подбираются гитлеровские диверсанты. НКВД-шники в панике бросают лагерь и спасаются бегством. Диверсанты лагерь не захватывают, но предлагают зекам сдаться и перейти к ним на службу.
Возникает вопрос: неужели для диверсантов не было более важных целей, нежели рядовой лагерь? Зачем группе немецкого десанта, имеющих конкретную боевую задачу: захват портовой бухты Мурманска, понадобился еще и лагерь с заключенными?
Может быть, опять обкатывается идея о попытке немцев организовать широмасштабное восстание в тылу противника? В принципе, можно было бы, наверное, снять фильм, в котором бы на протяжении всего экранного времени изображались бы разнообразные ужасы застенков «кровавой гэбни»: НКВД-шники отбирают игрушки у детей; мучают животных, занесенных в «Красную книгу»; разлучают «влюбленных» педерастов; жарят на вертелах диссидентов и т.п. А под занавес появляется катер с немецкими десантниками, которые отдаленно напоминали бы испанских конкистадоров из «Апокалипто» Мэла Гибсона, которые пришли, чтобы сокрушить Империю Зла. Эмоции зрителя, воспитанного газпромовским телевидением, гарантированно будут на стороне «конкистадоров».
Однако, вернемся к предмету разговора.
Пока длится время ультиматума, Аверин призывает зеков защищать социалистическое отечество. Воры соединяются с политическими и создают военсовет, забирают оружие из оружейной и начинают готовиться оборонять родную хату. Военсовет постановляет никому из лагеря не выходить, и устанавливают охрану. Дезертиров ловят и уничтожают. Зэки скрытно роют окопы на территории лагеря, а затем заманивают гитлеровцев белым флагом капитуляции.
Немцы приходят в лагерь, не зная, что их ждет засада, которая оказывается для них роковой. При этом обнаруживается, что часть диверсантов укрепились на господствующей высоте.
Пара десятков истощенных работой заключенных побеждает подготовленных бойцов-альпинистов специального назначения. Наверное, немцы растерялись на незнакомой территории. Да и снайперы, которые вели наблюдение за лагерем, наверное, вздремнули или же ослепли, поскольку умудрились не заметить того, что несколько заключенных покинули лагерь и пробрались к ним в тыл.
После окончательного уничтожения десанта Аверин звонит куда надо и докладывает об обстановке.
В лагерь приезжает «кровавая гэбня». Артистка Гришаева умудряется дозванивается в Кремль члену Государственного Комитета Обороны Л.П. Берии - это из приполярного-то лагеря (!). Но это не спасает ни ее, ни героических защитников ГУЛага. Более того, дабы замести следы, «кровавая гебня» сжигает лагерные постройки и уничтожает всех героев.
...Конец войны. Бывший начальник лагеря, уже в звании капитана, слушает пластинку Гришаевой и спрашивает находящегося рядом писателя-подполковника:
«- Скажи, а Бог есть?
- Не знаю, но нам в это верить нельзя».
***
В основу сюжета лег роман Леонида Менакера «Обед с дьяволом». Впрочем, как едко выразился один из комментаторов на киношном форуме, «потенциал сценария реализован не на все 100%.
Дело в том, что все чекисты в фильме почему-то трезвые. Далее - в лагере есть уголовники. Это серьезная недоработка. Ведь в то время сажали только честных граждан. Откуда там могли быть урки? Вообще лагерь маловат. Сэкономили что ли? Они что ли не в курсе, что в таких лагерях сидело по нескольку миллионов граждан в каждом? Сытые морды заключенных - так же серьезное упущение создателей фильма. В общем, недоработок - масса. Оскара, скорее всего, не дадут».
Оскара-то, может быть, и не дадут, но демократическая общественность в целом этот продукт важнейшего из искусств приветствует вполне.
Алла Гербер, член Общественной палаты, президент Межрегионального благотворительного общественного фонда содействия созданию музея «Холокост»:
«- Я не видела фильма «Служу Советсткому Союзу», поэтому не могу говорить о том, уместна ли его трансляция 22 июня или нет. Но если этот фильм позволяет посмотреть с другой точки зрения на Советский Союз, если этот фильм антисталинский, если он показывает всё уродство, весь ужас советского режима; если он честно, не боясь никаких нареканий, говорит о Советской политике, когда человек ни в грош не ставился, то я за показ этого фильма. Неважно, художественный ли это фильм, важно показать сам дух, художественно вскрыть и причины, и суть того времени. Ведь «время Сталина» не закончилось с падением Союза, он живёт, он с нами. Он не только на портретах, он в сознании людей - агрессивном, имперском сознании. Гены того имперского азарта проникли в наших сегодняшних соотечественников, и не случайны эти автобусы с портретами Сталина, не случайна эта постоянная тоска по империи, не случайны эти обыски.
Фильм «Четыре дня в мае» я видела на фестивале в Чебоксарах, он прошёл с колоссальным успехом, и я не увидела там ничего, что было бы противопоказано здоровью нашего общества. Скорее даже наоборот. Знанием и честностью нравственное здоровье только укрепляется. И мне очень жаль, что фильм сняли с вещания. Прогрессивная и умная общественность (та, которая идёт на Болотную и не боится высказывать своё мнение) должна была бороться за своё духовное здоровье и настоять на том, чтобы фильм транслировали». [1]
«В настоящее время блогеры инициировали массовую петиционную кампанию: на электронную почту и в интернет-приемную Министерства культуры поступает множество посланий с требованием отреагировать на попытку показа в День Памяти и Скорби по телеканалу НТВ фильма «Служу Советскому Союзу». Точное число таких обращений определить невозможно, однако о их массовости может свидетельствовать «падение» электронного ящика Минкульта, отказавшегося принимать письма еще накануне вечером.
Почему объектом петиционной кампании избран именно Минкульт - сказать сложно». [2]
Во всяком случае Министр культуры Владимир Мединский высказался о фильме резко отрицательно:
«Ночью посмотрел прошедший по укрТВ фильм "Служу Советскому Союзу!" План-ся на НТВ 22.06 Да...Просто нет слов. "Штрафбат" отдыхает.. Интересно, кто финансировал фильм "Служу Советскому Союзу"? Хочется просто посмотреть человеку в глаза».
Следовательно, многочисленные петиции были отправлены не по адресу.
Не к министру культуры надобно обращаться, а туда, где регулируется деятельность телеканалов.
«...Деятельность телеканалов регулирует Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. На самом телеканале НТВ есть служба закупки фильмов, служба, определяющая сетку вещания. Они подчинены руководству телеканала, которое, в свою очередь, отчитывается перед холдингом «Газпром-Медиа», которому принадлежит НТВ.
В конце концов, уместно задать вопрос и «Газпрому» - «народному достоянию», если верить рекламе: почему один из его медийных активов раз за разом занимает позицию, которую в сети прямо называют антинародной?
Почему входящий в холдинг «Газпром-Медиа» телеканал пытается эпатировать публику показом подобных кинофильмов именно в святые для каждого жителя нашей страны даты?», вопрошает автор исследований черных мифов о Сталине, публицист «Правды.ру» Дмитрий Лысков. [2]
Потому что речь идет не о происках Аллы Гербер или какого-нибудь лидера болотной оппозиции, но о государственной политике, последовательно воплощаемой в жизнь совсем другими людьми.
Послесловие
С одной стороны, политика «десталинизации», проводимая «партией и правительством», пока что приводит лишь к тому, что антисоветчина, доведенная до абсурда, вырабатывает у людей реакцию отторжения любых форм проявления этой самой антисоветчины, точнее, кое-как замаскированной русофобии.
Это, вроде бы, и неплохо. Ибо информационные снаряды, вроде, попадают мимо цели. Но возникает другая опасность: отторжение агрессивной пропаганды, «впариваемой» населению «партией и правительством», вовсе не приводит к оформлению трезвого взгляда на смысл трагического для России ХХ века.
Спокойного разговора, увы, не получается. Взвешенные книги и фильмы, созданные людьми, исповедующими православное патриотическое мировоззрение - например, документальный многосерийный фильм Виктора Правдюка [3] или книга Николая Коняева о А. А. Власове [4] - оплевываются, либо попросту не замечаются.
В результате выходит так, что альтернативой демшизофреническим мифам, существующим во многом благодаря Газпрому, стала разновидность советского патриотизма - как реакция на «власовщину» и русофобию.
Это - повторюсь - с одной стороны.
С другой стороны, напрягает то, что интенсивность деятельности «десталинизаторов» никак не ослабевает.
Что ж. Если попытаться во всем с нами происходящем - в том числе и в информационной политике «князей и сынов человеческих» - научиться усматривать духовный смысл, то нам остается лишь оставить суетные надежды на тех, в ком «несть спасения».
Ну, сколько же еще «сволочей» нужно потребить, чтобы перестать обманывать самих себя?!
[1] http://www.odnako.org/blogs/show_19053/
[2] http://www.pravda.ru/politics/parties/other/15-06-2012/1118104-0/
[3] «Вторая мировая. День за днем». 96 серий по 26 минут.
[4] Коняев Н.М. Власов. Два лица генерала - М.: Вече, 2003
7. Ответ на 6., Евгений Агафонов:
6. Re: «Газпром-Медиа» обеспечил новую порцию помоев для «быдла»
5. Буря в стакане воды
4. Re: «Газпром-Медиа» обеспечил новую порцию помоев для «быдла»
3. Re: «Газпром-Медиа» обеспечил новую порцию помоев для «быдла»
2. Re: «Газпром-Медиа» обеспечил новую порцию помоев для «быдла»
1. Re: «Газпром-Медиа» обеспечил новую порцию помоев для «быдла»