67 лет назад наши отцы, деды, прадеды отстояли нашу страну в Великой Отечественной войне и спасли мир от фашизма. Сегодня же нуждаются в защите они сами, их честь и достоинство. Ибо набирает обороты новый жанр: «военно-историческое фэнтэзи». Жанр, произведения которого, целенаправленно пропагандируют тему «советских зверств в Германии».Так буквально накануне Дня Победы был выпущен фильм «4 дня в мае», несомненно, оскорбляющий память победителей.
В центре повествования - советский капитан (Алексей Гуськов), командующий подразделением разведчиков, наблюдающих за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в здании приюта для девочек-сирот. Разведчики обнаружили немецкий отряд, ожидающий транспорт для эвакуации в Данию. Обе стороны, понимая, что войне конец, в бой вступать не торопятся.
8 мая 1945 года в приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которую входит разведгруппа. Майор напивается и пытается изнасиловать одну из сирот. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Затем майор - дабы уничтожить свидетелей - обманывает своих бойцов, объявляя, что в здании приюта засели переодетые власовцы. Начинается штурм. Для защиты детей от «плохих» советских солдат на помощь «хорошим» советским разведчикам приходит не сдавшаяся немецкая часть.
Теперь у гитлеровцев появляется мотив для продолжения борьбы. Совместно им удаётся обеспечить безопасный отход сирот на рыболовецком баркасе в Данию.
Победила дружба.
Эти небезобидные сказочки, всё то, что можно отнести к пропитанному русофобской антисоветчиной «военно-историческому фэнтези» вошло в один смысловой ряд с популярными, увы, кинопроизведениями, сфабрикованными в других жанрах.
Жанров, конечно, негусто, все больше, с позволения сказать, юмор.
«Юмор» нео-российского кино можно условно разделить на целый ворох подвидов, выделим те, в рамках которых были сфабрикованы «свежие» картины:
1. «Грустные» комедии («Zолушка» и «Шапито-шоу»);
2. «Идиотские» комедии («Поручик Ржевский против Наполеона»);
3. «Любительские» комедии (к примеру, хит бурятского проката «На Байкал!», за гроши снятый туземными КВН-щиками).
Через запятую, как уже говорилось, идет жанр «военно-исторического фэнтези». Этот перспективный жанр, сложившийся в последнее десятилетие, имеет уже свои каноны и заслуживает рассмотрения как отдельный феномен.
Виктор Мараховский зафиксировал основные характеристики этого жанра:
1. В основе сюжета - полностью измышленные события, выдаваемые, однако, за реальные.
2. Эти события изображают русскую армию в виде крайне подлой, кроваво преступной и сатанински тупой формации, мерзость которой оттеняется изредка встречающимися нормальными людьми.
3. На фильм выделяются большие деньги.
4. Постфактум авторы сюжетов признаются, что «реальные исторические события» - враньё. [1]
***
«Четыре дня в мае» основаны на лжи.
В основе фильма лежит статья некоего «историка Дмитрия Фоста», которую в 2005 году услышал Гуськов. Гуськов не только сыграл командира «хороших» советских солдат, но еще и продюссировал фильм.
Фост ссылается на ряд «источников», к которым относит якобы существовавшие устные рассказы маршала К. С. Москаленко и «выдержки из донесений начальника политотдела 2-й ударной армии».
Во-первых, в указанное Фостом время генерал-полковник Москаленко находился вовсе не в Померании, а в Чехословакии.
Во-вторых, «137 танкового батальона 90 стрелковой дивизии», о котором повествует Фост, просто не существовало в природе. В 1945 году в составе советских стрелковых дивизий не существовало отдельных танковых батальонов.
Военный историк Алексей Исаев на круглом столе «Есть ли место цензуре в истории?», прошедшем 7 сентября 2006 года на Московской международной книжной ярмарке, припёр Фоста к стене тем, что вся его история про героическую защиту немок Рюгена держится на «документе» несуществующего подразделения.
Борис Соколов, рассуждая о возможности описанного Фостом сражения на острове Рюген, высказал следующие соображения:
«Кроме того, в состав отдельного полка входили не только танковые подразделения, но и рота автоматчиков, так что картина боя должна была быть совсем иной: не танки против пехоты, а танки с пехотой против пехоты, и в таком случае разведчики вряд ли бы смогли продержаться до подхода немецкого подкрепления.
И немцам, которые искали убежища в Дании и в занятых западными союзниками германских портах, в ночь на 8 мая не было никакого смысла близко подходить к Рюгену, давно уже занятому советскими войсками, и тем более идти на риск высадки там десанта в условиях, когда 7 мая вермахт уже капитулировал в Реймсе и 8 мая должен был прекратить боевые действия. Немецкие корабли шли на большом расстоянии от Рюгена, чтобы услышать шум начавшегося там боя». [2]
Когда Исаев буквально припёр Фоста к стенке, тот заявил, что специально придумал эту историю, «чтобы укрепить «русско-германскую дружбу»! [3]
На самом деле не об укреплении немецко-русской дружбы пекся Фост, но вносил свою лепту в подлое дело дегероизации Победителей. Фабриковал очередной «черный миф», злорадно тиражируемый украинскими СМИ:
«В этом (факте нападения русских солдат друг на друга уже в мирное время) кроется формула современных взаимоотношений наших северных соседей, у которых словно вовсе отсутствует любовь и уважение к человеку. Здесь показывается, что с такой же самоотверженностью, как немцы готовы защищать каждого своего ребёнка, русские готовы убить своего соотечественника. Разве эта безумная жестокость не присутствует и сегодня - в самое, что ни есть мирное время...» [4]
***
За клеветническую выдумку Фоста уцепился актер и продюсер Алексей Гуськов. Услышав эту сказку, он загорелся идеей и начал работу над фильмом. Фильм был снят при активной поддержке «немецких друзей». Что понять, в принципе, можно. Потомки тех, кто воевал в войсках нацистской Германии, помогали снять фильм, унижающий память тех, кто победил их родственников.
Непонятно другое: почему в финансировании этой попытки исторического реванша участвовало Министерство культуры Российской Федерации, тратя на него наши деньги?! А на подходе «Сталинград» Бондарчука [5]. И конца этому не видно.
Настроение, впрочем, несколько улучшается, когда узнаешь о коммерческой провальности «военно-исторического фэнтези». На кино потратили $5,6 млн., а выручка по России - $28 тысяч. Это хорошо. Изрядно отупевшая от «кинокомедий» аудитория, все-таки на такое не клюет. В Германии кино тоже собрало всего $ 90 тысяч.
Еще одно приятное известие: снятие кинофильма с эфира, намеченного телекомпанией НТВ на 7 мая. Благодаря волне негодования, поднявшейся в российском обществе, практически в последний момент, 5 мая (!), удалось добиться снятия фильма с эфира. [6]
Одержанная победа, увы, пока лишь частична.
Фильм получил восторженные комментарии в прессе, ему был присвоен специальный приз жюри «За смелость и гуманизм» и приз «Золотая ладья» в программе «Выборгский счёт» кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг, 2011 год).
«Выполненный в традициях старого советского кино, только с невозможным для него сюжетом, фильм оказался любопытным жанровым экспериментом», писал, к примеру, «Коммерсант». [7]
Впрочем, чтобы там не писали, важно понять то, что бороться с пропагандой лжи о нашем прошлом не только необходимо, но и вполне реально.
В этой связи заслуживает внимания инициатива Общественного Движения «Суть времени» [8]
Активисты Движения собирают подписи под заявлением, в котором осуждается возможная демонстрация фильма «4 дня в мае» в российском прокате.
Министру культуры РФ А. А. Авдееву
г. Москва, Малый Гнездниковский пер.,
д. 7/6, стр. 1,2
от группы граждан Российской Федерации
Заявление
Мы, нижеподписавшиеся, выражаем свой протест против демонстрации фильма «4 дня в мае», который представляет собой клеветническую выдумку, порочащую нашу историю. Мы считаем, что такого рода фильмы являются оскорблением памяти наших предков, сражавшихся и победивших в Великой Отечественной войне. Кроме того, демонстрация таких фильмов является также и оскорблением всего многонационального народа России, всех тех, для кого Великая Отечественная война была, есть и будет важной частью нашей истории. Будучи потомками воинов, победивших в Великой Отечественной войне, мы заявляем, что:
- Демонстрация фильма «4 дня в мае» опорочит живущих ветеранов и оскорбит наши честь и достоинство как потомков вернувшихся с Победой или погибших на Великой войне, защищая Отечество, советских воинов.
- Мы рекомендуем Министерству культуры воздержаться от выдачи разрешения на показ этого фильма.
- Мы опасаемся, что показ данной исторической фальсификации является инструментом манипуляции общественным сознанием, в том числе подрастающего поколения. Трансляция данного фильма по федеральным телеканалам и в широком кинопрокате может нанести ущерб историческому сознанию нашего народа и, отняв знание о великом прошлом, лишить Россию достойного будущего.
В случае, если демонстрация фильма, вопреки нашему предупреждению, всё-таки будет проведена, мы оставляем за собой право действовать в соответствии с нормами законодательства против искажения истории и надругательства над памятью поколений.
[1] http://www.odnako.org/blogs/show_16297/
[2] http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2576&n=126
[3] http://shurigin.livejournal.com/335911.html
[4] http://www.okino.ua/film/mv113062/
[5] http://www.nakanune.ru/articles/15804
[6] http://www.ntv.ru/novosti/295326/
[7] http://www.kommersant.ru/doc/1694440
30. Re: Очередные киномерзости
29. Re: Очередные киномерзости
28. Ответ на 26., Павел Тихомиров:
27. Павел Тихомиров (17): "Было приятно познакомиться!"
26. Ответ на 22., Косьма:
25. 24. Косьма :
24. Re: Очередные киномерзости
23. Ответ на 14., Александр Б.:
22. Re: Очередные киномерзости
21. !