Православное понимание человеческого благосостояния

Консервативная классика 
0
750
Время на чтение 17 минут

Ниже мы переиздаем фрагмент из очерка «Православие» Д. А. Хомякова (1841-1919) (См. подробнее о нем: К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова). 

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Хомяков Д.А. (подп. Д. Х.) Православие (как начало просветительно-бытовое, личное и общественное) // Мирный труд.- 1908.- № 3, правилам современной орфографии, с заменой (по техническим причинам) постраничных ссылок на концевые) подготовил доктор исторических наук, профессор Александр Дмитриевич Каплин. Название дано составителем. Разрядка заменена курсивом.

+ + +

 

От определения и выяснения отношений православного к государству прямой переход к таковым же отноше­ний православного к тому, что называется «социальные во­просы», т. е. - к взаимоотношениям составных элементов народа, как основам государственного здания. Учение христианское о братстве всех людей, как будто, предрешает таковой в смысле безсословности, или, по крайней мере, в том смысле, что не должно быть ни высших ни низших, а все равны. Но этому несколько противоречит то обстоя­тельство, что самые первонасадители христианства как-то очень равнодушно относились не только к вопросу о равенстве классов, но даже к такой общественной язве, каково рабство, на что охотно указывают те противники христианства, которые желают доказывать, что оно не есть нечто пропитанное само тем началом, которое оно буд­то бы кладет в основу своего строя видимого; и что им проповедуемое братолюбие есть только мираж, из которого оно само ничего серьёзного сделать не умело, а, по­жалуй, и не особенно хотело. От того, де, и история народов, именуемых христианскими, так мало представляет попыток осуществления братского равенства, до того вре­мени, когда самый девиз братство и равенство был, наконец, выдвинут анти-христианской Французской революцией и затем усвоен как незыблемое основание анти-христианским социализмом XIX и нашего веков. Эти нападки однако не могут ослабить того утверждения, что Христиан­ство вполне эгалитарное учение; то есть, что оно не допу­скает и мысли о том, что люди стоят выше или ниже одни других по их абсолютному значению перед высшим началом абсолютной справедливости; и что могут быть какие-нибудь основания для превознесения одних пе­ред другими между верующими в «братство о Христе». Но если Христианство (Православие) признает государство как неизбежное, так сказать, «природное» явление, исте­кающее из природы от века искаженного человечества, то оно же признает, что группировка людей по отношению их к созиданию и охранению государства истекает из идеи государства, как органического целого, у которого есть и различные органы, необходимые для жизни и действия этого организма. Не всем быть головами, руками или но­гами, говорить Апостол, иначе не было бы цельного орга­низма. Следовательно, группировка людей в классы, наследственность таковых и даже привилегированность од­них перед другими, не может нисколько смущать пра­вославного, если только это взаимоотношение не основано на духе превознесения и не утверждает такового, помимо непосредственной цели государственного строительства. Чи­стая привилегия, как результат «исторически приобретенных прав», не может быть терпима с той точки зрения, при которой все общество должно строиться только на основании несомых обязанностей и которые допускает права только, как средство для исполнения обязанностей. Этот взгляд в православном понимании настолько основной, что как в самой Церкви права различных степеней членов оной истекают исключительно из несо­мых ими обязанностей (право совершать таинства исте­кает из возложенной Церковью обязанности совершать таковые, что раскрывается фактом признания за мирянами способности совершать таинство Крещения, когда нет лица, специально к сему приставленного, так как тогда она делается обязанностью, за невозможностью совершить таинство иначе), так и «в мире», для православного разнообразие прав, связанное с различием в обязанностях, не представляет никакого соблазна. И посему он не мо­жет гнаться за уравнением внешним, если неравен­ство истекает из законного, по его понятию, источника; если же эти два не всегда могут быть поставлены в «строгое» соотношение одно с другим, что действитель­но не вполне возможно опять-таки по несовершенству человеческому, то таковое несоответствие оценивается им в настоящую его цену. Но, с другой стороны, право­славный никогда не возведет в принцип идею о неравенстве людей, основанном на ином начале[i], напри­мер, на наследственности исторически приобретенных прав; ибо права без обязанностей совершенно ему не понятны. Посему русскому православному народу совер­шенно не понятны законы вроде дворянской грамоты Екатерины II-й и он до последнего времени продолжал почитать дворянство в действительном смысле служилым сословием; а, напр., почетное гражданство потомственное было и осталось для него совершенно не понятным[ii]. Такое понятие особенно вытекает из общего, основного учения православного об органической внутренней связи людей, образующих из себя одно жи­вое тело. Конечно, христианство полагает эту органиче­скую связь людей между собою в начале сыновности в Боге и братства во Христе, но это есть уже завершение то­го единения органического, которое почитается главным фактором всякого общежития. Общество органическое дол­жно состоять (и состоит, ибо, где нет формальных сословий, есть группы, состояния) из членов не только единичных, личных, но и постоянных-коллективных, ор­ганически его образующих. Пока это разделение основы­вается на действительном функционировании этих органов, - частей - они вполне правильны и вовсе не противоречат учению о равенстве и братстве, хотя бы одни стоя­ли на, высшей, а другие на менее высокой ступени, сообраз­но с совершаемым делом. Но, если это разделение обра­щается в простую привилегию, только оправдываемую тем, что «наши предки Рим спасли», то эти самые орга­ны обращаются в мертвые пережитки, которые, как все мертвое, несовместимо с учением живым и животворящим и подлежит отрицательному к себе отношению всех истинно православных людей. (Древо, не творящее плода добра, посекается)... В тесной связи с неравенством общественного положения находится и другое явление общественной жизни, еще более исконное в мире, чем только что рассмотренное - это неравенство достатка, те - «бедность и богатство», «недостаток и избыток», которые особенно резко оттеняют жизнь людскую по грехопадении. Если были и есть страны, в которых сословные и классовые различия минимальны, то не было и нет страны, где бы бедность и богатство не были явлением постоянным[iii]. Это такая несомненная язва человечества, что впол­не понятно, почему испокон века не прекращались жало­бы обездоленных и малоимущих; и почему в наше вре­мя, когда неравенство в отношении стяжания достигло небывалого развития, так усилились (и даже перешли от слов к делу) учения, желающие водворить в мире ра­венство достатка путем императивной регламентации[iv]. Православный не может не признавать, что гражданское общество должно, раз оно в лице государства призвано заботиться о благе своих сочленов, устранять все условия, дающие возможность богатеть одним в ущерб другим; должно заботиться о том, чтобы государственные тяготы падали на обывателей равномерно их достатку. Он может даже признать, что государство или всякое иное человеческое общество, властью облеченное, по суще­ству имеет право даже властно так распределить пользование всеми естественными ценностями, чтобы никто не был более другого благоприятствуем. Но он же не может в действительности допускать «таких уравнений», которые основаны были бы на начале антихристианском «отрицания последствий грехопадения», отнявших у человечества возможность быть совершенным во всех своих членах, каковым человечество вышло из рук Творца. Человек по грехопадении утратил навсегда не только фактическое личное и душевное, и умственное, и физиче­ское совершенство, но и потенциальное (на земле). Хотя искупление открыло человеку горизонты, которых оно не было удостоено, при : своем создании, тем не менее они все уже сверхмирные; а все чувственное подчинено закону несовершенства и след. неравенства, который и есть самый, так сказать, осязаемый результат утраты человечеством его первоначального блаженно-однородного земного совер­шенства. Людям теперь дана надежда на высшее, на не­бесное совершенство; земное же невозвратимо и след. не возможно никакое абсолютное качество, как напр., равноспособность к пользованию даже земными благами, вследствие безконечной разности в формальных качествах, необходимых для сего. На первом месте в понятия пра­вославного стоит вопрос: что человек делает из сво­его свободного времени, на что употребляет свои способ­ности, на что - свои средства? Так как мы знаем, что качество занятий людей вовсе не зависит от степени обеспеченности, то ясно, что для православного не может быть исключительным вопросом - достижение благ внешних. Он знает, что одному свободное время и мате­риальная независимость - полезны, другому безразличны, а третьему прямо вредны; один может вполне собой руко­водить, а другой нуждается в руководителе, иначе он впадает в такую бездну зол, что лучше бы ему нико­гда не видать никакой свободы [v]. Следовательно, православ­ное понимание человеческого благосостояния не может свя­зываться с понятием только о материальном равенстве - равенстве в имуществах; и по сему, меры, имеющие целью уравнять всех в этом отношении, для православ­ного представляются настолько фальшивыми, что он не может ни при каких условиях сочувствовать этому, хо­тя бы в принципе он вовсе не отвергал законности уравнительных мер по отношению особенно обладания тем, что не есть произведение труда, а суть ценности, природой данные. Если бы он в этом уравнении видел действительное благо общее, то ни что не могло и не должно бы препятствовать совершению такового; но он не только не верит в это, но наоборот думает, что если бы мате­риальное обеспечение равным достатком было возможно, то оно привело бы к проявлению страшной нравственной нищеты, пока прикрываемой необходимостью так называе­мой борьбы за существование. Самое неравенство материальное есть результат душевной анормальности людей, а не причина его. Чем выше стояли бы нравственно люди, тем менее они терпели бы существование абсолютной нищеты рядом с возмутительным избытком. Если они его терпят, то потому именно, что они стоят на почве абсолютного же эгоизма. Если же этого чувства не вытра­вили из душ доселе, то как же можно верить, что оно не проявится во всей силе и впредь?! И, следовательно, процесс уравнения пришлось бы повторять, так сказать, еже­часно, ибо ежечасно его подтачивал бы не вымерший человеческий эгоизм, которому главным помощником все­гда явилось бы неравенство умственное, нравственное и физическое людей. Закон неравенства проникает весь видимый наш мир. - Ужели возможно равенство в одной области, когда оно не существует ни в одной... Даже в тех естественно, так сказать, механических организациях низших животных, каковы пчелы и муравьи, при всем кажущемся уравнении входящих в них индивидуумов, неравенство проглядывает постоянно, хотя бы в том, что работа очень посильная одним, явля­ется непосильной другим. Если на это скажут, что эта непосильность происходит от того, что эти общества ос­нованы на начале максимального труда, а человеческие должны иметь основу в минимальности труда (что верно), то именно в человеческих обществах, состоящих из существ, признаваемых высшими против самых передовых насекомых, непосильность, конечно, должна проя­виться не в несении минимального труда, а в «утилиза­ции максимальной праздности». Когда Библия рассказывает, что труд был поставлен в неизбежное следствие грехопадения, то в этом надо видеть не только наказание падшему человеку, а «благодетельное» для него установление; ибо без этого труда его падшая натура пала бы еще ниже, будучи предоставлена постоянной праздности, вполне законной при условии состояния нравственного совершен­ства - райского. Из этого можно бы вывести заключение, что государство, нормированное православным пониманием, должно препятствовать установлению таких имущественных порядков, которые допускают развитие классов, поощряемых к праздности избытком богатства; и, конечно, тако­вое не будет заботиться о споспешествовании образованию излишнего, к праздности располагающего богатства; но богатых всегда менее, чем небогатых, и поэтому количество праздных (хотя богатство, в известных, редких, прав­да, случаях, не всегда влечет за собою праздность: му­скульную почти всегда, но умственную, художественную, душевную - не всегда) при строе неравномерного богатства меньшее, чем если всем людям обеспечится праздность поголовная. Хотя нельзя опасаться достижения такого со­стояния на деле, но и в принципе его нельзя делать целью, если только стоять на точке зрения православной, т. е. той, что человек «осужден на труд, для избавления от непосильного для его нравственного существа из­бытка обеспечения». Таким образом, как не выражайся в отдельных случаях строй имущественной неравности, он для этики менее вреден чем «обеспечение общей празд­ности», каковой желают достигнуть сочинители проектов материального облагодетельствования человечества. Забота о возможном улучшении положения тех, которые обреме­нены не в меру, или обделены не в меру, есть обязан­ность для общества, построенного на началах истинно пра­вославного понимания; но обращение всех в богатых, - а богатый есть именно «имеющий право на безделие», не может быть задачей тех, которые верят в слова Евангелия о том, что богатому труднее войти в Царствие, чем верблюду пройти через игольные уши. Такой взгляд на худшее, в нравственном отношении, положение богатого, против бедного, должен заставлять истинно-православ­ных людей, и особенно пастырей, более скорбеть о бога­тых и на их нравственное исправление обращать всю силу проповеди и духовного воздействия; тогда как мы, наоборот, слышим воззвания к усиленной деятельности меж­ду низшими классами, что, конечно, тоже очень желательно, но в деле домостроительства церковного несравненно ме­нее важно, чем проповедь богатым о покаянии и исправ­лении. Бедные более нуждаются в духовном утешении; но им не угрожает, как таковым, неисправимые последствия от их земного положения: тогда как богатые находятся под страшною угрозою евангельского слова и спасать их именно есть прямая задача Церкви.

Но к этому надо заметить, что проповедь между бо­гатыми гораздо труднее вести, чем между бедными и за­дача эта менее благодарна и более рискованна: бедный в крайнем случае, только глух к проповеди истины, а бо­гатый, всегда почти надмевающийся богатством, ответит проповеднику не одним затыканием ушей и невниманием. Особенно острым является в деле имущественного нера­венства вопрос о пользовании землею. Конечно, все выше­изложенное относится и к поземельному делу; но в этом деле есть особый фактор усложнения - это несомненное «естественное право» на землю «каждого земнородного». Нельзя не признавать за человеком, без его спроса по­ставленного в земную обстановку, возможности работать на земле, - ставить между ним и землею преграды. Но это право, если постараться его осуществить в пределах из­вестной ограниченной области, прямо не осуществимо иначе, как если бы ежегодно переделять землю, да и это только возможно в воображении, если, конечно, проводить эти по­ложения неукоснительно в подробностях. Всякое же применение его только приблизительно уничтожает самое основание, или опять возникает вопрос, какая приблизитель­ность терпима, какая нет; и в конце концов станет ясно, что если теперешнее неравномерное отношение к земле, но восполняющее свой основной недостаток некими побоч­ными, для обойденных, выгодами, - заменить мнимо правильным применением принципа, но в сущности тоже не совершенным и к тому же уничтожающим все побоч­ные выгоды от заработков, технических запросов и т. д., то получится обратное ожидаемому. Но все эти возражения не изменят основного положения: к земле доступ должен быть открыт всем, но путем не внезапно-насильственного передела уже занятых земель (хотя, конечно, вполне желательно усиленное же содействие к уничтоже­ние латифундий), а путем заселения пустых земель, коих на свете еще весьма достаточно.

Конечно, этого разные страны могут достигать не оди­наковыми путями. Одни могут и должны заселять свои пу­стыри, другие колонизировать земли пустые в чужих странах, и, конечно, на начале воспособления пропорционально уступке права на подручную землю в пользу первозахватчиков. Пока это понятие нигде не усвоено народами самы­ми культурными и, наоборот, чем страна внешне культурнее, чем она богаче, тем менее в ней желают спо­собствовать утверждению такого естественного понятия о за­конности прав на землю, главным образом потому, что так называемая внешняя культурность есть вместе покло­нение золотому тельцу, а таковое тесно связано в наше время с образованием и поддержанием пролетариата, как дающего капиталу рабов-рабочих, при других порядках имеющих от него ускользнуть.

Если бы большая часть, ныне государствами изводимых, средств были употребляемы на колонизацию, то, наверное, лучше бы людям жилось во всем мире. Но не следует ли опасаться скорого иссякания земельного мирового фонда? Человечество, де, все умножается, а земля не умножается. Это возражение очень слабое: чем дольше допус­кается существование мира, тем менее можно признать это возражение основательным. Если даже при 7000-летней жиз­ни человечеству не удалось заселить всю землю, то, конеч­но, предполагая таковую бесконечно более долгой, опасность заселения в мгновение ока становится всё фантастичнее. Не будь в видах Промысла уравнивать среднее количе­ство обитателей земного шара (также точно как Промысел полагает предел размножения животных), то вероятно уже давно на земле стоять было бы негде. Мы же видим из истории, что центры населенности движутся с места на место. Ныне заселенные густо земли были некогда пустынны, а некогда заселенные обратились в пустыни. Расы очень плодущие в одной стране, теряют плодовитость в других странах[vi]; болезни, войны, катаклизмы умеряют размножимость, а без этого будущность всего рода человеческого должна бы представляться в ужасающем виде. Оставляя общую мировую нормировку человечества на всеблагую волю Промысла, доселе явно оную строго блюдущего, можно смело сказать, что на обязанности человеческих обществ, в лице старших поколений, завладевших землями подручными, лежит обязанность пристраивать новые поколения на новые земли (конечно наблюдая, чтобы и на старых местах не было бы неравномерности сверх неизбежной) и этим пу­тем разрешать все более и более обостряющуюся поземель­ную ненормальность, которая как все «земное несовершен­ство» неустранимо радикально, при искаженности самого человека; но оно должно быть сознано «как таковое» и умеряемо всеми возможными средствами, доступными людям. Хотя, конечно, вовсе не одним поземельным распорядком определяется благосостояние, а таковое составляет, конечно, цель земного благоустроения, но ничто так наглядно не представляет ложность всего земного строя, как неравномерное распределение землепользование. Личная, абсолютная земельная собственность по существу своему нелюба истин­но-православной душе: и как таковой - душе русской; от того она так крепко льнет к общинному строю, который, - правильно понятый, есть ничто иное, как попытка, более или менее совершенная, совместить устойчивое пользование землею, даже наследственное[vii], с отрицанием ее закрепощения в абсолютную собственность.

Когда выводят экономисты различные доводы против общины, то все они почерпнуты из фактов, взятых из состояния той искалеченной общины, какая осталась в России от сорокалетнего ее терзания; но даже экономические доводы утратили бы всю свою силу, если бы принять во внимание не формы искаженного общинного строя, а его орга­ническую схему, бывшую в силе до 1861 года. Вопрос об отношении к земле не только экономический: он имеет в себе глубоко-этическую основу; поэтому, так называе­мые, славянофилы придавали ей именно такое значение. Они могли, конечно, и ошибаться в этом своем понимании; но оно показывает, однако, что есть тесная связь в этом во­просе, как и во всех вопросах, как будто бы самых отдаленных от вопросов веры и истекающей из нее этики, с основной верой и этикой народной, с душою на­родною. Если допустить, что народу присуще чувство христианского братства, то естественно, что он будет стараться вносить его и во весь свой обиход житейский. Н.П. Семенов говорит, что русская община разрешила на деле задачу самого равномерного, к потребностям житейским приспособленного, распределения земли (конечно, община не искаженная)[viii]. А в этой задаче, конечно, в основе лежит «нравственный запрос». Если допустить (с большими ого­ворками), что общинное владение было некогда у всех народов и даже у не христиан, то, во-первых, никто не бу­дет же отрицать у человека и не возрожденного христианством прирожденных этических запросов; а, во-вторых, здесь важно не то, что в младенчестве у всех народов были общие черты (опять с оговорками относительно тожде­ства), а то, что одни народы сохранили эту черту или черты и в зрелом возрасте, а другие утратили оные. В развитии отдельных лиц мы видим, что не все равномерно сохраняют младенческие черты с годами; а также видим, что некоторые сохраняют такие черты, которые желательно было бы видеть утраченными. Желательность сохранения детской и юношеской непосредственности в вере закреплено еван­гельскими словами: «Если не будете как дети - не можете войти в Царствие Небесное»[ix]. Блаженны народы, сохранившие «младенческую веру» в желательность и возмож­ность уравнения в пользовании земными благами, каковое, в сущности, возможно только при умалении до крайних пределов начала личной собственности на то, что «дано природой», а не создано непосредственно трудом людей. Здесь очень уместно остановить внимание на том обстоя­тельстве, что в понятиях православного человека, ни один акт житейский не изъят от начала нравственного, хотя бы в минимальной степени (конечно, акты волевые). В то время, когда даже христиане, но утратившие православную основу, учат, что познание высшей правды независимо от нравственного уровня познающего (папская непогрешимость), русский народ чутьем христианства истинного утверждает, что всякое малейшее несовершенство в деле вовсе не этического свойства, причастно началу этическому. Оттуда слово «погрешность, огрех» и т. п., не переводи­мый на языки тех народов, которые не имеют этого представлений. Действительно -недосмотр, невнимание, не­брежность свойственны только природе греховной и их вышеназванные проявления, поэтому самому, причастны греху: они не ошибки только, а - погрешности, грехи. Неправильное распределение земли -есть погрешность и исправление оной есть нравственная обязанность.

Иллюстрация: картина Г.В. Васильева (Сороки) (1823-1864)

 



[i] Полезно познакомиться с трактатом Паскаля Sur 1е réspect que l'on doit aux grands. Все, что мы излагаем здесь, как православный взгляд, вытекает, конечно, лишь из отрицательной стороны Православия, а не из положительной; и потому вполне может совпадать с понятиями, разделяемыми и не православны­ми. Дело в том, что для не православных и иные взгляды и понятия возможны, а для православного эти понятия, так сказать, императивны, не потому что бы они были православны сами по себе, а потому, что другие понятия противны православному мировоззрению.

[ii] Любопытно и достойно примечания, что в старой Руси да­же наименее проникнутое русским духом служилое сословие, в законе о местничестве выработало нечто твердо построенное на понятии о правах как истекающих из обязанностей и падающих от «не несения» таковых, ср. Д. А. Валуев. Симбирский Сборник 1844 г.

III В одном только древнем Царстве инков (Перу) была сделана и осуществлена попытка социалистического государства, но результат выразился - несостоятельностью государства сего.

[iv] В прежние времена богатство было - достояние людей власть имевших, и составляло в глазах народа естественную оных при­надлежность: оттого не было такого, как теперь, отношения к богатству самому по себе. В Англии до сих пор богатство лордов представляется связанными с их государственной ролью и поэтому, оно им не ставится в вину, а самое лордство на столь­ко народное нечто, что Гладстон (либерал) говорил, что при выборе между лордом и простым человеком, ceteris paribus, англичане всегда выберут лорда. Если бы богатство и теперь бы­ло неким атрибутом власти, - власть есть общественно-служебная сила - то не было бы к нему отношения такого, какое ныне господствует, говорить Карлейль, которому и принадлежит замечание, с которого начинается это примечание.

[v] Кто не знает как мало людей способных вынести испы­тание богатства?! От того в Евангелии и сказано, что - «удобее есть вельбуду сквозь иглины ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити». Можно ли пожелать всем богатства после этого?! Конечно, денежное богатство уже потому не может быть всеобщим, что оно этим себя бы упразднило само. Но абсолютное обеспечение, при бесконечно малой обязательной работе, сделало бы людей богатыми праздностью, а это еще опаснее богатства денежного, ибо, собственно, деньги лишь дают - право на праздность. А она то и губит.

[vi] Напр., в Северной Америке очень замечают неплодови­тость европейских колонистов. На это обстоятельство было обращаемо внимание властей и интеллигенции Сев. Ам. Штатов и т. д.

[vii] Истинная исконная  форма землепользования общинного чужда позднейшей системы переделов, которая есть результат прекращения Правительством переселений. Истинная община осно­вана на тягловой системе со скидкой и накидкой, а нынешняя есть бездумная казенная эволюция первоначального типа, в котором переделы были не нужны по избытку земли, когда опустелые дво­ры и участки всецело переходили новым работоспособным семь­ям. Недостаток земли подручной должен был бы восполняться содействием к переселениям.

[viii] В записке о крестьянском землевладении, представленной С. Ю. Витте в особое совещание о сельскохозяйственной промы­шленности говорится, что община искажена вмешательством правительственным. Это признание заведомого антиобщинника весьма важно. Но хотя мы - апологеты общины, и противники многих правительственных актов при эмансипации и после нее, но должны сказать, что при упразднении переселенчества (в этом, конечно, правительство виновато) даже и без вмешательства властей - об­щина не могла бы долго устоять. Точно так же и крестьянское землеобеспечение не общинное, ибо то и другое есть явление живое, а не мертвый, кристаллизованный институт. Вместе с ростом населения должна расти и отводимая ему земельная площадь. Общи­на есть форма землепользования, а не компания для землеприобретения. Она отвечает на вопрос как использовать, по возможности равномерно, землю, а не как и где бы ее заполучить.

[ix] Но до конца, среди волнений трудных

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень сердца не угас!

Он «сохранил» и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и в жизнь иную.

(Лермонтов на смерть Одоевского).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Алексеевич Хомяков
Народность: с «живой» точки зрения и «отрицательной»
Ко дню памяти православного мыслителя
15.03.2013
Граф Л.Н. Толстой
Предисловие к рассказам Мопасана
19.11.2012
Все статьи Дмитрий Алексеевич Хомяков
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45