Мышиный архиерей

Рассказ

0
1407
Время на чтение 8 минут

Вечер. С улицы зябко веет осенним холодом. День промчался солнечной птицей, оставив в душе сладкое томление, насытив ее тихими радостями. Сижу за столом в своем деревенском доме, в теле тает шум дневной работы, в узорчатые окна веранды с улицы темным бархатным занавесом наплывает прохладная осенняя грусть, наполняя сердце странным желанием созерцательного бездействия...

- Пи-пи-пи, - слышу я.

Через полуоткрытую дверь, точно уколотый холодом, стремительно заскакивает со двора полевой мышонок, взъерошенный, испуганный, оставляя за собой принесенную на щетинках редкую россыпь сухих травинок и - стремительно прячется под кушетку,

Наблюдая за мышами, можно узнать, какая будет зима. С осени они делают запасы, ищут, где залечь на зиму. Раньше мышка-полевка рыла себе норку, где под землей, как в большой квартире, у нее есть спальня и несколько кладовых. Но человек своим патологическим стремлением к комфорту растлевает даже диких обитателей. Теперь в самые трескучие морозы из ямы-помойницы сыто и довольно выглядывает хитрющая лисья мордочка - лес-то рядом. Вороватые сороки гортанными азиатскими голосами досаждают на дворе собаке, выхватывая под носом у нее лучшие куски из миски. А самостийную сельскую свалку на лесной опушке, заваленную железным, пластмассовым, бумажным, тряпичным и всяким другим хламом, лучше всякого бульдозера перепахивают поджарые и клыкастые силачи-секачи. И полевые мыши теперь с приближением холодов приходят в теплые обжитые дома, где прячутся под обои, в подполье. Они давно облюбовали мой дом и, кажется, успели произвести шумное потомство - даже в постель ко мне ночью заскочила приблудная тварь.

- Эх, управы на вас нет, - ворчу я, жалея, что увез в город домовитого и опытного кота, хозяина усадьбы, который точно не потерпел бы такого вопиющего безобразия.

Одинокая мышь пищать не будет. Суета, писк - это уже следствие каких-то мышиных социальных отношений. Так оно и есть. С темнотой начинается настоящая «мышиная возня». Это слово всегда означало мелкую, докучающую суету, часто лишенную смысла. Крохотные, с ноготок, мышата с отчаянным писком носятся друг за другом, повсюду оставляя за собой крохотные шарики мышиного помета, взбираются по занавескам, один смельчак, не очень-то обращая на меня внимание, ретиво пробегает под пальцами по клавиатурным кнопкам, глаза у него - бусинки, ясные и глупые, точно у ребенка.

Что означает эта возня у мышей: играют, что-то делят, ссорятся? Мне кажется, что эти глупые мыши-подростки радуются замечательно устроенному Богом миру: воздуху, свету, теплу и домашнему уюту, а более всего своей юной упругой ловкости, и - заходятся хохотом от неудержимой радости жизни. Ведь для детей нет более соблазнительного занятия, чем прыгать, скакать, кувыркаться и вообще - нарушать угрюмые законы взрослых.

Вот рядом у соседей две маленькие девочки живут, вечно бегают, орут, играются. И на них никто не сердится, ловушки ведь на них не ставят? А они чем отличаются? Жизнь она и есть жизнь, в какой оболочке она бы ни была, в человеческой или в мышиной. Всю свою жизнь не понимал и никогда не пойму, как можно бояться грызунов? Зачем расставлять ловушки и убивать их жестокой смертью? А если посмотреть философски, так люди поболее мышей разносят по миру всякую заразу.

Возня мышей к ночи становится настолько шумной, что от нее приходит бессонница, учащается сердцебиение, истощаются нервы. В конце концов, восстав, решаюсь что-нибудь предпринять. Вспоминаю, что владыке Антонию Сурожскому помогло избавиться от мышиных полчищ в церковном доме какое-то особое молитвенное обращение из Великого Требника ко всем тварям, которые нарушают человеческую жизнь, - как бы призыв к ним уйти. Но полного молитвослова у меня нет, поэтому я наливаю в блюдце молочка, и дожидаюсь, чтобы к нему сбежались крохотные мышата.

- Вкушайте и слушайте, - крещусь сам и крещу все собравшееся серое племя.

И тогда очень серьезно и доходчиво говорю им, что мне неприятно, когда они возмущают своим шумным поведением размеренное течение моей жизни и своими нечистотами загрязняют мое жилище. Но я не хочу расставлять мышеловки, потому что мне их жалко, и не хочу бросать им кусочки хлеба с отравой, и вообще мне по духовному сану не положено проливать ничью кровь, да и войну вести противно Божьим заповедям. А они вынуждают меня совершить грех кровопролития, и я очень бы не хотел, чтобы через них произошло мое нравственное падение...

Мышата прислушиваются к моему голосу, все меньше суетясь и толкаясь вкруг чашки. Я крещу их снова и говорю:

- Ступайте с миром и расскажите всем своим братьям и сестрам!

Проходит неделя, и я опять возвращаюсь в пустующий загородный дом. Отпираю дверь, ожидая увидеть следы мышиного погрома, захожу и смотрю: вот так штука! Мышей - как ветром смело. Помета нет. Однако вместо них другой гость появился! Из-под комода важно выдвигается, как рукавица мехом наружу, крупный серый комок. Пришелец, увидев меня, не испугался, выпятил животик и стал столбиком, принюхиваясь - свой ли? Весь свой мохнатый бок испачкал в пыли.

- Ты откуда пришел, из каких местностей? - спрашиваю я вслух, смутно догадываясь, что серые грызуны привели ко мне на постой не простую мышь, а своего правителя, как бы мышиного архиерея.

А мышь эта стоит важно, выпятив белую грудку, и длинными горизонтальными усищами шныряет носом с горбинкой - вылитый митрополит, и еще лапки на животе складывает, как для проповеди. И глаза у него внимательные, хитрые, архиерейские.

- Ну, давай знакомиться, владыка, - говорю ему и протягиваю гостю кусочек сыра. Тот по-человечески хватает корочку своими маленькими коготками, повертел немного и съел ее. Съел и принюхивается - видно, обожает деликатесы, и еще хочет.

И потом съел еще четыре корочки. А затем подошел к моим валенкам и обнюхал, - словно с благодарностью благословил. И так ему, видно, тут понравилось, что согласился совсем жить у меня. А я и рад. Вдвоем куда веселее. Зимой в селе не с кем поговорить, а теперь я стал разговаривать с новым жильцом, шутливо именуя его «владыкой». Раньше правило один совершал, а теперь владыка стал на молитву вместе со мной выходить. Вечером, возжигая лампадку, говорю:

- Ну, как, владыченько, не пора ли нам правило сотворить, - ведь, пожалуй, скоро темно будет? Не будем соборно молиться - земля наша опустеет, голод и потоп настанут, самолеты упадут, теплоходы на мель сядут. Люди станут горды, самонадеянны и жестоки - и вам, мышам, нелегко тогда будет. Да и людям тоже.

А владыка сидит под столом и будто уставщик за благочестием правит.

С этим крошечным животным установилась у меня какая-то особенная и доверчивая дружба. Я не только заботился о нем, кормил и поил, но подолгу мы сидели напротив друг друга: я говорил, а владыка внимательно и сосредоточенно слушал. И ведь замечено, что животные тонко чувствуют духовное состояние окружающих людей - мне даже иногда кажется, что видят они мир сил бесплотных.

Спаситель одарил нас мудрым уставом отношений с «большими братьями», сказав великие слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6,31). И лезвие этого спасительного скальпеля, отсекающего метастазы человеческого недоверия и ненависти, тщательно шлифуется на «братьях меньших» - чтобы каждый, стремящийся к праведности, не ожесточал своего сердца и старался всячески «облегчить жизнь скота своего», даже невзирая на бытовые неудобства и опасность инфекций.

Иногда мой усатый сожитель исчезал на время - по-видимому, уходил разбираться в суете поднадзорной серенькой мелкоты: надо же когда-то посещать задворки мышиной епархии, напоминая вассалам о верховной власти. Из своих отлучек владыка всегда возвращался взъерошенный и усталый, словно хорошую взбучку кому-то задал.

- Не иначе паству свою вразумлял, чтобы доходы от своего архиерея не утаивали? - иронично спрашиваю я. - Вот у нас, у людей, редко кто, имея возможность взять три рубля, берет только один. Правда, попадаются и иные. Бывает даже, отдают другим людям последний рубль. Но таких мало, и не они, к сожалению, определяют нашу жизнь. Они только помогают своим ближним оставаться людьми, когда это трудно и почти невозможно.

Впрочем, крупных архиерейских соблазнов за владыкой я не замечал - он явно не роскошествовал на достояния своих серых подданных, не обременял свое чрево на излишества. Не знал, что ему надобно блистательно выситься - что должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать ему дорогу и расступаться пред ним, как перед диким зверем.

В тесной коммуналке трения между жильцами неизбежны: отказываясь от себя, мы должны учиться терпеть привычки, голос, запах своего соседа - и только через такое преодоление себя может родиться практический опыт любви. Не всегда и у нас был мир и согласие. Хоть и подкармливал я своего дружка, но как-то уличил его воровато грызущим желтоватый ломоть сочного малороссийского сала, оставленного на столешнице еще с рождественского хлебосолья.

- Може, тобi ще й горiлки налiти? - притворно-сердито вопрошаю я, подмигивая, - Гандзю моя, Гандзю мила, чим ти мене напоiла...

Владыка, услышав «рiдну мову», сентиментально утирает глазки лапкой. Но ни горилки, ни иных заморских вин я не держу, и тогда вежливо замечаю, что, проявляя те или иные телесные немощи, отдельные представители высшего мышиного сословия не всегда соответствуют представлениям об идеальном архипастыре и никак не способствуют духовному совершенству и преуспеянию вверенной ему «паствы». И это дает мне повод к его осуждению. А поскольку осуждение архипастырей всегда считается грехом, то прошу его помочь мне уврачевать этот грех и более не искушать меня...

Но своего культового влечения к салу мой владыка так и не смог пересилить. Что ж, и у человеческих архиереев бывают свои слабости... Мышам проще - они «желтой» прессы не знают и телегипноз на них не действует. Хотя и в их сером племени тоже, наверное, немало любителей злословить святительский сан?

Мы, высокомерные хозяева жизни, в действительности мало что знаем о мелкой братии, живущей рядом с нами. Мыши пьют часто и много - физиологические процессы у них форсированы, жизнь коротка и неугомонна - многое надо успеть за короткий мышиный век. Догадываясь об этом, я всегда, уезжая в город, наполнял водой своему жильцу мисочку, но один раз очень спешил - и забыл. А владыку, видно, так жажда замучила, что, как неустрашимый скалолаз, он вскарабкался на самый край оцинкованного ведра да не удержался, свалился внутрь - и захлебнулся.

Я очень жалел, что так неосторожно погубил моего пушистого сожителя. Было грустно; хотелось рыдать навзрыд, словно выцвело на одежде души яркое пятно и осталось грязное полусгнившее белье, засоренное разным бесцветным хламом.

Весна запоздала в том году. Томительной скукой веяло от огромных снежных сугробов - прикрытые ноздреватой коростой, они долго лежали безотрадным напоминанием севера, откуда уныло и лениво дышит сердитый, холодный ветер. Зимние синеватые облака стирали тусклыми тенями пробивающиеся пестрые краски весны - под ними тишина, поглощающая всё, как смерть. Холодно на земле, в душе тоже - холодное безразличие. Земля во дворе мерзлая и заснеженная, поэтому ямку для погребения владыки, как в могильном склепе, я ископал в подвале.

Бьются в сердце разные мысли, тепло и холодно от веяния их крыльев - в печали отчуждения от родной земли ждешь, что животные произнесут человечьими голосами какой-то правдивый укор, и хочется спросить кого-то, кто может ответить честно и просто: на земле людей и зверушек много - найду ли я еще сомолитвенника душе моей?

Услышь нашу смиренную молитву, Господи!

Мы молим за всех наших друзей - зверей,

Особенно за тех, кто страдает,

За всех, на кого охотятся, кто потерялся,

Кого бросили, кто напуган или голоден;

За всех, кто должен быть усыплен.

За всех убиваемых ради употребления в пищу,

становящихся жертвами охотников,

гибнущих в лабораторных испытаниях.

Сжалься над ними, будь милостив!

А тем, кто должен о них заботиться,

Даруй сердца, полные сострадания,

Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова.

Да будем мы истинными друзьями для зверей!

Да разделим с ними милость твою и благодать!

Боже! Прости нас и помоги им!

Защити, заступись, обереги!

Аминь!

Альберт Швейцер

А мыши у меня теперь не живут - хоть и заходят, но надолго не остаются... Конечно, время от времени в природе случаются «мышиные годы» - существуют даже извлечения из летописей о таких бедствиях. Может быть, и тот год был причислен зоологами к таким же. Но мне хочется думать, что эти маленькие хлебоеды тайно поклоняются мощам своего серого архипастыря и что дом, где жил и погиб их владыка, стал для них ныне почитаемым всемышиным мемориалом.

А, может быть, все проще - они заботливо хранят резиденцию, пока не родится среди них достойнейший?

Протодиакон Сергий Шалберов, с.Шапки

Великий Пост, 2012

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Никосу

Когда у вас будут дети и появится нужда в примере доброго отношения к животным, тогда вы поймете ценность этого рассказа.

6. Ответ на 5., Никос:

Кота явно не хватает на эту мышиную возню в неплохо написанном рассказе.

Кот в этом хорошо написанном рассказе просто банальность. Главная суть рассказа в том,что хозяин, будучи верующим человеком, пытался избежать всячески кровопролития и не хотел расправляться с мышами всеми известными методами. Приведи он кота в дом,и рассказа не было бы. Перед героем рассказа можно в некотором смысле склонить голову,его вера и молитвы помогли избавиться от мышей,никого не убивая,если не считая того несчастного случая,когда серый большой мыш утонул в ведре. ***Вспоминаю, что владыке Антонию Сурожскому помогло избавиться от мышиных полчищ в церковном доме какое-то особое молитвенное обращение из Великого Требника ко всем тварям, которые нарушают человеческую жизнь, - как бы призыв к ним уйти.*** Интересно,что же это за особое молитвенное обращение ко всем тварям?! Хорошо бы о нём знать! Скоро нужно ехать на дачу,и хотя мышей там не наблюдается,но год на год не приходится. Мало ли что!:) А я такой выдержкой и добротой не обладаю,как Автор,к сожалению.
Ева / 03.05.2012, 08:58

5. О равновесии в природе

"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!". Ничем, кроме мышей, здесь не пахнет. Кота явно не хватает на эту мышиную возню в неплохо написанном рассказе.
Никос / 03.05.2012, 06:28

4. Спаси Господи

Замечательный, глубокий и духовный рассказ-притча. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Георгий / 28.04.2012, 19:21

3. Re: Мышиный архиерей

***Всю свою жизнь не понимал и никогда не пойму, как можно бояться грызунов? *** К сожалению,боялась,боюсь и буду бояться грызунов. А рассказ просто изумительный.Спаси Бог!
Ева / 28.04.2012, 10:43

2. Re: Мышиный архиерей

А рассказ действительно неплохой.

1. Re: Мышиный архиерей

Автор не из Ассизи случайно? Да и духа "флорентийского диктатора" не лишен! Помоги Господи!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Сергий Шалберов
«Воскреснет Святая Русь и народ наш»
В адрес редакции РНЛ поступают поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения
15.04.2023
Предпримем особые усилия к исправлению нашей жизни
Будет ли в наступающем году достигнуто дно и сможем ли потом как-то переродиться?
02.01.2023
«Люди сегодня ищут чудес, как развлечений»
А было ли явление святого праведного Иоанна Кронштадтского на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге?
30.03.2021
«Почему же "потерялся" о.Андрей?»
О лишении сана протодиакона Андрея Кураева
01.01.2021
Все статьи Протодиакон Сергий Шалберов
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40