«Христос - единственно здоровый среди больных...»

Беседа со священником

Новости Москвы  Миссионерская деятельность 
0
752
Время на чтение 15 минут

Прот.Андрей Ткачев- Я родился во Львове. На Украине есть три таких ярких центра притяжения: Львов, Киев и Донецк. Еще Украины не было, а Львов уже был и принадлежал в разное время полякам, австрийцам, евреям... Он цивилизационно принадлежит совершенно другому типу, отличается от всех украинских городов, поэтому оттуда идут очень многие политические веяния, в том числе и агрессивные. Идеологическая русофобия живет там, осмысленное тяготение к западу тоже рождается там. Оно, правда, поверхностное и заключается зачастую в одной фразе - «хочу жить лучше» вот и все. Остальное не важно. К сожалению, многие украинцы мало понимают чем нужно платить за хорошую жизнь, и сколько Европа шла к тому уровню жизни, которым относительно наслаждается сегодня. Мало понимают, что нужно делать, чтобы пройти этот исторический путь в более короткие сроки. И вот в этой среде, во Львове я родился, учился там в русской школе. В годы моего детства еще было много русских школ. Потом учился в суворовском училище, потом в военном институте в Москве. Но не окончил его и ушел с формулировкой «по нежеланию учиться»...

- А каким был путь в православие?

- Моим собственным. То есть это не шло из семьи, ничто меня снаружи к православию не двигало. Надо отметить, что Львов - очень религиозный город. Там много церквей, причем разных. Господствующей религией на сегодняшний момент является греко-католицизм. К нему меня никогда не тянуло - ни в ранние, ни в старшие годы.

Мой поиск христианства был обусловлен тоской и бессмыслицей, которые я остро осознавал с подросткового возраста. Крещен я был еще в раннем детстве, как и подавляющее число жителей Львова. Там крещение в зрелом возрасте всегда было большой редкостью.

Так что поиски христианства были связаны как раз с избавлением себя от тоски и целого ряда страданий, поэтому мне до сих пор понятно безумие молодого человека, заставляющее бросаться из крайности в крайность. Современный человек очень несчастен. Он специфически несчастен. И сейчас более, чем во времена моей юности. Сейчас на человека обрушивается гораздо большее число соблазнов, хватающих его за самые низменные «чакры», прошу прощения. И молодому человеку по-настоящему трудно, ведь у него нет оружия, нет защиты, он рискует стать калекой еще до обретения седин.

- Может ли православие как раз и стать неким орудием против соблазнов?

- Только оно и есть это оружие! Христианство - это вообще единственное, что исцеляет тоску, живущую под кожей у любого человека. Тем более, сытого и успешного. А православие - нечто уникальное в своей глубине. Если говорить о том, почему я выбрал православие, то гуманитарной моей любовью является русская литература. И после прочтения Достоевского у меня не было сомнений, где я буду первый раз исповедоваться: в католическом, протестантском или православном храме. После главы «Русский инок» и вообще «Братьев Карамазовых» было ясно, что это будет православный храм. Оставался вопрос: когда?

- Когда же вас рукоположили?

- 18 лет назад я принял дьяконскую хиротонию, а через полгода священническую. Это было во Львове. В сложном городе Львове. Но поскольку он родной для меня, я его люблю, нет языкового барьера, там много родственников, так что было нормально. До сих пор ко мне в Киев приезжает много бывшей паствы. Слава Богу, между городами хорошая транспортная связь. Так что мы общаемся, правда, не так активно, как раньше.

Итак, первые 12 лет я прослужил во Львове. Это были насыщенные годы, которые пришлись на время больших перемен.

И, конечно, очень важно, чтобы попались тебе на жизненном пути хотя бы один-два человека, которые уже сделали на этом пути в сторону Истины несколько больше шагов, чем ты. Хотя бы на один шаг опережают. Они помогают идти за собой. Все равно, кто это будет.

Так получилось, что мне помогал старший друг - один из известных неформалов, такой хиппи из Львова. Этот человек читал Евангелие тогда, когда я еще не знал этого слова, и ездил в монастыри. Точнее, сначала он просто увлекся церковной музыкой и стал ездить в монастыри просто для того, чтобы услышать мужское хоровое пение, а потом это привело его к Богу. Он был человеком, который помог целому кругу своих друзей, в число которых входил и я. Во-первых, помог читать хорошие книги. Во-вторых, слушать хорошую музыку. В-третьих, ездить по монастырям и узнавать вещи, до которых я сам бы не додумался еще несколько лет точно.

А вторым таким человеком был один из офицеров в армии. Тогда, в советское время он был в звании майора, а сейчас я не уполномочен говорить его звание, имя и фамилию. Он тогда был дежурный по части, а я - начальник караула. Однажды этот человек пришел на проверку в караулку и мы разговорились. На столе у меня тогда лежала Бхагават Гита, я читал. Он очень мягко перевел разговор на тему Бога вообще, а потом пришел в казарму, когда я сменился и дал пару книжек. Потом я был у него в гостях и эти несколько бесед за полгода, которыми он меня одарил, стали маячками на несколько лет. Так что мы самоучки.

Вопрос только личного выбора. Согласен ли я жить по-христиански, более строго, а не в соблазнах и этот выбор, конечно, был труден. И я его сделал.

- А богословское образование?

- Если по документам, то мое - это семинария, академию я пока так и не окончил. Точнее, поступил и был отчислен за непосещение лекций. Просто на приходе много дел. Быть женатым, находиться в гуще событий и учиться - очень тяжело. Трудно сдавать сессии, писать работы. Поэтому в моем состоянии полноценное обучение проблематично.

Для нас с женой многие политические перемены 90-х прошли, будто их и не было. Просто первые четыре года у нас дома не было телевизора и даже радио. Это был сознательный шаг. Также первые лет пять я ходил везде и всегда только в подряснике, редко снимал священническую одежду, и не имел дома ничего того, что проедает мозги. Именно поэтому такие вещи, как обстрел Белого дома и другие события, всколыхнувшие общественность, прошли для меня незамеченными. Однажды я прочитал интересную фразу одного американца: «С тех пор, как я выбросил телевизор, вы, оказывается, пережили три экономических кризиса, а я даже об этом не знал». И это правда. Потому что если выключиться из так называемого информационного поля, которое вместо информирования часто занимается другими вещами, человек получает возможность обрести внутреннюю цельность и большее психическое здоровье.

- Ну а теперь вы пользуетесь современными технологиями?

- Я пишу для некоторых интернет-изданий, посылаю свои работы, рецензии. Но, например, «В контакте» и «Одноклассниках» я не бывал и пока что не планирую, у меня нет времени. Мои дети тоже не очень интернет-активны. Старшая дочь может общаться с кем-то «В контакте», остальные - нет.

Как-то так сложилось, что в определенное время у меня самого началась эра телевидения и жизнь в поездах. Ночь в поезде - в Киев, день там и обратно ночь до Львова. Так начиналась активная миссионерская деятельность, которой не чинили помех.

Понимаете, вышестоящие зачастую заслуживают максимальной похвалы не за то, что делают что-то хорошее, а за то, что не мешают другим делать что-либо хорошее.

Не могу сказать, что избрал миссионерскую позицию. Это она меня «избрала». Можно было успокоиться, что нашел свой путь и дальше храма не ходить. Я и так не ходил по инстанциям и не стучал в двери, что, мол, возьмите меня, я умею проповедовать. Этого не было. Зачастую задачей священника является согласие на предложение. Это первый мельчайший, нижайший уровень, для которого мы должны быть готовы.

Я переехал в Киев шесть лет назад и сугубо по делам телевидения. Просто утомился каждую неделю ездить туда-сюда, а моя миссионерская телепередача была востребована. Точнее, их было несколько. Самая длительная - ежедневные 10-минутные беседы на самые разные темы «На сон грядущим». День в день почти шесть лет. Физических возможностей уже не было никаких мотаться. Тем более, появилась возможность купить квартиру в Киеве, продав свою во Львове. Я переехал, не имея никакого прихода и никакого направления от начальства кроме открепительной грамоты от Львовской епархии. Прописаться в Киевской митрополии мне еще предстояло. Месяц я прожил, можно сказать, нигде. Служил у друзей в пяти или шести храмах, чтобы не надоедать никому.

А потом был звонок от одного священника, которому прихожане посоветовали взять меня на службу в день Петра и Павла. Я приехал, мы вместе отслужили, потом он спросил, где я служу и пригласил к себе. Вскоре я получил разрешение и от митрополии быть клириком этого храма - храма Агапита Печерского. Потом этот священник, отец Александр, сильно заболел и умер. Но еще при его жизни мы подали прошение и меня сделали настоятелем. Тогда мы служили в больничном помещении, в заброшенном морфокорпусе, храм считался больничным. Собственно, церковь представляла собой больничный коридор, а пономарка и часть алтаря - одна из комнат. Было очень тесно. Тогда мы решили строить деревянный храм, занимались оформлением земли. Вот уже четыре с половиной года служу в нем.

А рядом - огромный каменный храм. Ему только два года. Он пока расписывается, но в выходные и праздничные дни мы там служим. Планируем закончить роспись к Рождеству 2012 года.

Главную тяжесть финансирования взял на себя один человек, которого я давно знаю. На храме есть небольшая доска в память о его маме Иулии, а его имя он просил не называть. Именно мама всегда его просила построить храм и вот, после нескольких неудачных попыток в других местах, он сделал это нам.

- Отец Андрей, а с чего все-таки начался миссионерский опыт?

- У меня был интересный период в жизни, когда я работал год учителем в школе. Во Львовской области был эксперимент и меня пригласили преподавать христианскую этику. Львовские власти на уровне региона инициировали преподавание Закона Божьего, назвали это этикой и этот предмет не совсем то, что сейчас называют Основы православной культуры. Ведь регион очень религиозный и для того, чтобы снять противоречия между конфессиями, программу по христианской этике вырабатывали представители всех главных конфессий региона. Православные принимали участие, хотя главную скрипку играли греко-католики. И потом мы стали ходить по школам. Русские школы, естественно, были заинтересованы, чтобы к ним ходили русские священники, гороно закрывало глаза на то, что у нас нет педагогических дипломов, главное, что мы были согласны у них работать. И вот с 5 по 11 класс я в течение года преподавал христианскую этику. Это был интересный опыт внутреннего роста, многие вещи я понял по-новому.

Тяжелейший труд, на самом деле. Но я обеими руками «за» преподавание христианских, культурообразующих дисциплин в школе, хотя понимаю, что процент тех, кто может этим заниматься, крайне невелик.

- Это должен быть человек в сане?

- Необязательно. Но он должен обладать большим опытом воцерковления, качественно прожить в церкви много лет, знать церковь с ее славных и слабых сторон, не смущаться грехом, который маскируется под ее одежды. Он должен знать церковь и любить ее несмотря ни на что. Но это не должен быть неофит, который восторжен, который попискивает от радости и прыгает на месте. Это должен быть серьезный, основательный человек, который очень любит церковь, зная при этом о ней очень много, в том числе и негативного. Здесь вопрос не только в стяжательстве или каких-то сексуальных грехах, вопрос в том, что многие люди просто устают и ломаются от усталости на середине жизненного пути, а потом уже приходят грехи тяжкие, как следствие отчаяния. Это тоже нужно понимать. Это первая характеристика.

Вторая характеристика - это должен быть человек с педагогическим чутьем. Неважно, откуда оно возьмется - от спецобразования, хороших родителей или собственной многодетности. Может, просто у него талант от Бога слушать, понимать, терпеть, подбирать нужные слова. Должно быть достаточно много знаний, превосходящих по объему программу преподавания. Принцип, как в армии: чтобы сдать норматив на 10 подтягиваний, нужно уметь подтягиваться хотя бы 15, чтобы потом и в самом уставшем состоянии свои 10 отдать. Если хочешь хорошо пробежать километр - почаще бегай три. Поэтому человек должен знать больше, чем он преподает, и он должен любить то, что преподает.

Третья характеристика - характер преподавания христианской дисциплины должен быть диалогичным. Как в аристотелевской академии. Тут нет четкой системы вопрос-ответ, должна быть дискуссия, метод нащупывания нити для диалога. Именно разговорный жанр присутствует. Нужно общаться с человеком, как старший с младшим в режиме сострадания. Надо почувствовать себя старшим. Иначе просто долдонить какие-то постулаты, не будучи уверенным, очень опасно.

Я считаю, что среди самых нужных людей в обществе и церкви - врачи, юристы, представители силовых структур и ученые. Так вот, когда в армии появляется верующий офицер, тогда в армии может появиться и священник. В нужное время в нужном месте. Капеллан. Может, просто местный батюшка, живущий по соседству с частью, который может прийти с каким-то назиданием. Также и в школе появится священник тогда, когда повысится процент верующих учителей. Тогда он будет в школе уместен, полезен и органичен. Но мне кажется, это очень сильно зависит и от самих регионов, их специфики, территории.

Вы же понимаете, что Украина тоже большое, пестрое, многонаселенное государство. Например, львовянин может не понимать жителя Закарпатья, житель Полтавы - приехавших из Луганска и т.д. Но у нас достаточное количество христиан, которые работают врачами, преподавателями и относятся к служению, как настоящие христиане. Это важно. Доктора-христианина никакой священник и никакие реформы здравоохранения не заменят.

В этом смысле, имя нашего святого покровителя Луки Крымского очень помогает. Оно и сегодня миссионерствует лучше всех нас. И светские книги «Очерки гнойной хирургии» и «Регионарная анестезия», и духовные труды читаются, изучаются. А когда будущие доктора знакомятся с его жизнью, у них отвисает челюсть и пробегают мурашки по коже. Как можно не влюбиться в такого человека и не ужаснуться той пропасти, разделяющей "таких" врачей от "не таких"? Как можно не захотеть быть похожим на Луку? Это невозможно для человека, имеющего совесть.

Наш святитель Лука своей жизнью и церковным почитанием, которое ему сегодня оказывается, совершает величайшее дело. Это жизнь, как проповедь. Ведь до сегодняшнего времени зафиксированы сотни случаев его вмешательства в операции, в лечение. Он до сих пор посещает больницы по всему миру в епископском облачении и белом халате. Его видели в клиниках Германии, Японии, Греции. Дело в том, что посмертная слава и почитание Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (святителя Луки Крымского) характеризуются в том числе и его посмертной деятельностью. Он является к больным с хирургическими инструментами, помогает врачам у операционного стола. И это не один факт, который можно приписать к экзальтированному воображению, а это сотни фактов. Это столько спасенных жизней! Он командует ходом операции, а потом исчезает. Очень много чудес по сей день...

- Николаю Японскому и Макарию Алтайскому удавалось воцерковлять целые народы в одиночку, а сейчас вроде бы и политика государства на это направлена и все силы, но не очень-то получается. Чего не хватает?

- На Украине, как и в России это тоже огромная проблема. Нам хочется почивать на исторических лаврах, как говорится, лизать сметанку, не доя коровку. Мы зачастую считаем, что вправе хвалиться православием, даже не понимая сути и не укрепляя ее. Это хорошо иллюстрирует басня Крылова про гусей. Когда пастух хлыстом гнал гусей на кухню, а они ему говорили: как ты смеешь, ведь мы же Рим спасли! На что он сказал: так это те спасли, а вы-то что в своей жизни сделали? Вас только на кухню и гнать. И погнал дальше.

Вот также и мы - те гуси, которые пытаются надувать щеки и выпячивать грудь в разговорах о православии ничего, собственно, для православия не сделав. И это позорное явление охватывает большое количество людей, хотя появилась тенденция к снижению самохвальства и попытки анализа ситуации. Ведь никакой творческой работы быть не может без трезвого анализа ситуации. Пока мы будем надувать щеки и говорить: «Мы православные!» и при этом мало читать, думать и нетрезво оценивать свои силы, остается только написать покаянный канон и страдать о своем ничтожестве. А если будет трезвый анализ и трезвые слова - это и будет миссионерство. Нужно суметь сказать себе, что и ты, и епархия и твой приход ничтожны, признать это, встряхнуться и действовать. Сказать в оправдание: я не умею проповедовать бывает проще, чем начать это делать.

- Не пришло ли, на ваш взгляд, время законодательно объединить церковь и государство, чтобы как раньше «за веру, царя и Отечество»?

- Я мало понимаю в политике, но уверен, что такие вещи делать поспешно не надо. Из-за каких-то формальных вещей не стоит усложнять себе жизнь. Мне нравятся слова отца Андрея Кураева о том, что «церковь не должна быть государственной, но она должна быть народной». Это разные вещи. Есть гражданское общество, а есть государство, властные структуры и контролирующие органы. И наши чрезмерные заискивания с властью, несмотря на то, что мы не должны быть полностью индифферентны или оппозиционны, являются нашим грехом.

Церковь не должна быть властной. Она должна быть народной, то есть нужной всем: интеллигенту, крестьянину, рабочему, юноше, девушке, старику, больному, здоровому, спортсмену, только что родившемуся и готовому умирать. То есть она должна быть интересна абсолютно всем и везде и присутствовать везде органично и полезно. Как солнышко, которое проникает лучами везде и всюду... А вот когда начинается симбиоз с властями - это сомнительные дела, двусмысленные.

Но, понимаете, с другой стороны, оппозиция - это тоже не дело церкви. Мы не можем быть безучастными к судьбе страны, которая культурно и исторически является и нашей страной.

Поймите, каждый из нас не живет только своей жизнью. У Льюиса есть такая фраза: «каждый сперматозоид содержит всю историю человечества и половину личной истории будущего человека». То есть за нашей спиной тысячи людей, оставивших нам свой опыт и вложивших его в нас, мы его неосознанно носим под кожей.

Знаете, кто абсолютно индифферентен к власти и политике? Эмигранты первого поколения. Когда люди приезжают из своей страны на чужбину, которая становится для них новой родиной, которая принимает их и позволяет жить и зарабатывать на хлеб. Но эти люди самые молчаливые и индифферентные, они никто, самые спокойные. А вот уже во втором поколении они имеют право избирать и избираться, их дети осваивают язык, могут выйти на демонстрацию с требованиями.

Так вот. Если мы, православные христиане, будем вести себя в СВОИХ странах, как эмигранты первого поколения и будем бояться рот раскрыть, то это будет означать, что эта страна не наша. Мы имеем право и мы обязаны говорить, что, например, это нехорошо, с точки зрения истории и традиции, с точки зрения психологического портрета жителя нашей страны, с точки зрения верующего человека. За народным движением и гражданским обществом, на самом деле, большое будущее. Хорошо, что теперь народ все громче и громче высказывается, не хочет молчать. Социальные сети позволяют делиться мнениями, поэтому нужно понимать, что за этими вопросами - будущее.

- Осталось лишь заполнить их христианскими истинами?

- Федор Михайлович Достоевский писал, что «я соглашусь, скорее, быть без истины, если мне математически и непреложно докажут, что истина и Христос - это не одно и то же. Я буду с Христом, а не с вашей математической истиной». Это то, что я прочел в юности, и что дало мне понимание, что если я встану когда-нибудь на колени перед Евангелием и буду каяться в своих грехах, то это будет только в православной церкви, потому что православная церковь родила русскую культуру. А русская культура обладает для меня полной внутренней самоочевидностью. Это самое очевидное свидетельство истины в лучших своих проявлениях - музыкальных, философских, поэтических.

Для меня русская литература - самый очевидный плод Евангелия, самое дорогое его дитё. Я в это верю и это чувствую. Если есть русская культура, значит, Христос воскрес! Для меня это очевидно стало еще в юности. С этим может спорить только дурак, а с дураками я не люблю разговаривать. Только русская культура выходит на всечеловеческую орбиту, украинская до вселенского масштаба не дотягивает. Русская культура будет давать новые имена в кинематографе, балете, настоящей литературе еще очень долго, сколько Господь даст. И нельзя говорить, что на 19-м веке все закончилось. Нужно радоваться и каждому человеку с нерусской фамилией, который считает Россию своей родиной, а не обсуждать, что Бродский и Кушнер были евреями. Это же и уникально: люди с совершенно другой химией крови готовы были за Россию горло перегрызть! Человек может быть с другими корнями и фамилией, но его нужно любить, это драгоценный человек. Это так же, как с приемным ребенком. Ему всегда лучший кусок, все лучшее. Если своего можно взять за ухо, то приемного не стоит. Может и неправильно, но мы не имеем право. Не надо чувствовать дистанции по крови. С культурой тоже самое.

- Традиционный вопрос - о планах на будущее.

- Знаете, мой знакомый мальчик, когда его спрашивали: «Ты хорошо будешь учиться в школе?» искренне отвечал «А я будущего не знаю!».

- Но менее активным с годами не становитесь?

- Что-то нет. И книгоиздательство, и телевидение, и службы... Боюсь, как бы не перегореть. Но! «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» (смеется). Пока покой нам только снится, и усталости от жизни я не чувствую.

Мне совершенно непонятны священники, которые не проповедуют, а таких, к сожалению, много. Отслужили, как на работу сходили, и все. Я хотел бы не понимать этого до конца дней. Потому что, если человеком овладела немота в отношении Господа нашего Иисуса Христа, если ему неинтересно говорить с людьми о Христе - это уже не священник. Молчать об этом - преступление. Я не понимаю, когда священник может рассуждать о рыбалке, о политике, о видах и сортах чего-то, а в отношении Христа его уста запечатаны...

Понимаете, Христос - это самый интересный, единственно здоровый среди больных и, вообще, как можно его не любить?! Церковь - самая красивая, самая умная, самая прозрачная, самая хрустальная, самая сладкая, самая глубокая, такое разноцветье... Как можно ее не любить? Лучше разбить голову об угол дома и не жить даром.

АВТОРСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИНТЕРВЬЮ

Анатолий Егоренков вместе с членами Студенческого научного общества им. А. Киселя проводит общеуниверситетские семинары на медико-этические темы. Частый гость и участник этих семинаров - о. Андрей. В этой связи хочется выразить искреннюю благодарность людям, благодаря которым студенты-медики приобщаются к ценностям православного миропонимания медицины, к православной биоэтике. Это, в первую очередь, ректор НМУ - академик НАМН Украины, д.м.н., проф. В.Ф. Москаленко и первый проректор - член-корр. НАМН, д.м.н., проф. А.П. Яворовский.

Дай им Бог сибирского здоровья на ниве Божьей и на ниве Знаний!

Беседовала Мария Стрыгина, журналист издательского дома «Алтайпресс», (г. Барнаул, Алтайский край), представитель федеральной демографической программы «Святость материнства» специально для «Украины Православной»

Впервые опубликовано: http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=40474

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: «Христос - единственно здоровый среди больных...»

«Христос - единственно здоровый среди больных...» Замах на рубль, а удар, к сожалению, на копейку. Замечательный "миссионерский" заголовок, обещающий открыть здоровье (телесное и нравственное) Православия через Христа, так и не раскрытый соскальзывает на путь околоцерковной, не хочется говорить болтовни, но не знаю, как мягче сформулировать. Христос потому единственно и здоров, что Он истинно духовен - т.е. вечен, безгрешен и бессмертен. А наше новое "грамотное" "миссионерское" духовенство всё больше сдает Православие мирским заблуждениям - эволюционизму и пр. материалистическим "знаниям". Священники ТВ-миссионеры озабочены перед камерой, правильный ли у них ракурс и наклон головы. И думают, что наглое лицемерное проповедничество их может кого-то склонить к "православной" вере? Один простой вид афонского старца Ефрема больше сделает, чем все вместе взятые эти горе-миссионеры. Они только отвращают своей ложью и бездуховностью от чуда Православия. Западные "богословы" все евангельские дела Христа - как воскрешение мертвых, хождение по воде, воскресение и вознесение - призывают понимать как метафоры. Вот до чего доводит вера в материю и предательство Духа. Мы уже забыли Св.Отцов, которые поучали молодых послушников:"не верь своим глазам, если видишь, что брат ворует, это дьявол тебе внушает, Христос не может воровать". Вот веры в эту неразрушимость Божией Правды и Образа Божиего в человеке и безосновность зла не достает нашему новому "образованному" духовенству.
Адриан Роум / 03.02.2012, 19:26

7. на 4 Александра Б

Но если говорить образно, то ноутбук - это Библия, читаемая новыми языками, духовными очами, аллегорическими ушами. Если сделать разрез Земли, будут видны слои, и самый ценный - огненное ядро. Григорий Сковорода эти библейские слои и пласты исследовал. Для того, чтобы их созерцать, важно не время, а единая жизнь в Боге.
остров72 / 03.02.2012, 16:20

6. на 4 Александра Б

Ноутбук, а также планшет, айфон, айпад - это новый блокнот, новая книга, огромные возможности внедрения в культурные коммуникации. А почему Вы у меня спрашиваете, а не в браузере, допустим, в Яндексе? Не думаю, что Ваше доверие ко мне больше, чем к информационной корпорации.
остров72 / 03.02.2012, 16:00

5. 3. острову

Я Вам уже ответил. P.S. А что такое ноутбук?
Александр Бутов / 03.02.2012, 15:27

4. на 2 Александра Б

Тот, кто держит ноутбук в руках и говорит, что это очень нужная и хитромудрая вещь, но не умеет и не желает ею пользоваться, что проку в его заверениях?!
остров72 / 03.02.2012, 14:20

3. острову и Дорогой Редакции

Отец Андрей, в силу своей сильной занятости (думаю, Вы понимаете, какой) вряд ли сможет ответить Вам. Но всё может быть. Позвольте мне очень коротко ответить Вам по сути: Шестоднев и 7521-й год, с одной стороны, и сотни миллионов лет, с другой стороны, - когда-нибудь да состыкуются. Пока же это не получается. И поэтому не надло подгонять-подзуживать, а терпеливо дожидаться ответа на сей парадигматический "нонсенс". При этом полезно помнить, что вне зависимости от того, узнаем ли мы (человечество) когда-нибудь этот понятный для нас ответ или не узнаем, тысячи и десятки тысяч православных святых (не говоря уже о ЕЖЕГОДНОМ схождении Благодатного Огня) как были, так и будут являться доказательством ИСТИННОСТИ именно ПРАВОСЛАВНОГО вероучения, а никакого иного. Простите, кратко не получилось... :о) Большое спасибо РНЛ за размещение ею этого материала у себя на сайте!
Александр Бутов / 03.02.2012, 13:36

2. Хороший миссионер!

У Льюиса есть такая фраза: «каждый сперматозоид содержит всю историю человечества и половину личной истории будущего человека»... Хороший миссионер, что тут стажешь... все по святым отцам...
М.Яблоков / 03.02.2012, 11:56

1. Re: «Христос - единственно здоровый среди больных...»

"Вот вслед за «научной мыслью» мы исчисляем этапы земной истории: карбон, кембрий, палеозой, мезозой, и прочая, и прочая... вот они: миллионы лет! А что обо этом говорит Писание? «И был вечер, и было утро: день шестый. Так совершены небо и земля и всё воинство их.» - и больше ничего. И ничего большего и искать не надо. Всё остальное - душевредная ложь." Отче Андрей! Выше на Вашей комментаторской ветке я привёл цитату из священника Алексия Бачурина, который опубликовал сегодня на РНЛ статью "Бобок" последнего времени". Комментировать свои мысли читателям РНЛ священник, видимо, отказал - возможности такой нет. Хотя Вы и не смотрите телевизор, но поскольку родились на Украине(или в Украине), не можете не знать о малороссийском страннике-мудреце Григорие Саввиче Сковороде. Чтобы много не писать, сориентирую Вас на третью главу диалога Сковороды ПОТОП ЗМИИН. Это произведение можно прочесть в интернете. Философ утверждает, что творение Божье всегда было и будет, как тень Творца и высмеивает исторических христиан, буквальных, обрядовых богословов, которые так опошлили христианское знание, что опустились ниже язычников. Обратите внимание, что даже писатель и общественный деятель, подвизающийся на РНЛ, Леонид Евгеньевич Болотин, клянётся, что он живёт в 7521 году от сотворения мира. Да что там Болотин, когда сам Епифан Затворник попытки палеонтологов приблизится к истине называет геологическими бреднями! Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть - не меня и ещё раз не меня! - выдающегося христианского мыслителя Григория Сковороду?
остров72 / 03.02.2012, 08:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Новости Москвы
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 01:05
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24