Владимир Высоцкий, Понтий Пилат и Моби Дик

25 января - день рождения В.С.Высоцкого

0
1127
Время на чтение 7 минут

        Выход кинофильма «Высоцкий: спасибо, что живой» практически совпал с началом президентской предвыборной кампании в России. Поэтому вполне закономерно, что все оппозиционные журналисты обрушились с резкой критикой на этот фильм, созданный проправительственным Первым каналом. Критики обвиняли авторов фильма прежде всего в том, что они наибольшее внимание уделили не творчеству, а личной жизни Высоцкого, причем выставили напоказ самую неприглядную сторону его жизни - пристрастие к наркотикам. «Те, кто любит Высоцкого, не смотрите этот фильм!» - заклинали нас критики. А я подумал: «Ага! Если они все так остервенело кричат и «лают до рвоты»[1] на этот фильм, значит, там наверняка есть что-то интересное!». И я пошел в кино посмотреть его.

          Фильм захватил меня с первых же кадров. Настоящий, живой Высоцкий (мастерство гримеров и компьютерных художников - выше всяких похвал) сразу располагает к себе и вызывает глубокое сочувствие, которое многократно усиливается той умело нагнетаемой атмосферой опасности, царящей вокруг поэта. Эта опасность двоякая - внешняя и внутренняя. Первую олицетворяет всемогущий КГБ, которому поставлена боевая задача «посадить на крючок» знаменитого барда, чтобы руководство страны было уверено в его лояльности в преддверии грядущей Олимпиады 1980 года. Вторая опасность - еще более страшная - смертельная болезнь сердца, вызванная регулярным приемом тяжелых наркотиков. КГБ узнает об этой болезни поэта и об этом его пагубном пристрастии и решает этим шантажировать его. Офицер КГБ, которому поручено это дело, является главным антиподом-антагонистом Высоцкого в этом фильме. Он обрит на лысо, как древний римлянин, и вообще всем своим внешним обликом, да и внутренним характером, очень напоминает булгаковского Понтия Пилата. Нетрудно предположить, что в конце фильма произойдет схватка - поединок Высоцкого и «Пилата», и Высоцкий одержит потрясающую духовную победу: КГБ поймал с поличным юную возлюбленную поэта, везущую ему наркотики, и «Пилат» пригрозил поэту посадить девушку в тюрьму, если он не согласится сотрудничать с КГБ. «Если я соглашусь с вами сотрудничать, вы всё равно ее посадите, я вас знаю», - возражает Высоцкий и тут же пишет «чистосердечное признание» того, что наркотики девушка везла для него и по его просьбе (хотя на самом деле он ее об этом не просил). «Это самооговор, вам никто не поверит», - возражает «Понтий Пилат». И тогда Высоцкий засучивает рукав и обнажает свою исколотую руку: он готов пожертвовать своей свободой и, главное, своей репутацией, ради спасения своей возлюбленной.

          А вот дальше начинается совершенная фантастика: «Понтий Пилат», пораженный таким самопожертвованием Высоцкого, выпускает на волю и его самого, и его возлюбленную-«наркокурьершу», и всех его друзей, и даже его администратора, который раньше согласился работать на КГБ (под страхом ареста за махинации с денежными сборами от концертов), а теперь вдруг публично отказался и покаялся перед Высоцким в намерении его «предать». Этот администратор-«Иуда» врывается в комнату как раз в тот момент, когда Высоцкий засучивает рукав и показывает следы от уколов. И это «покаяние Иуды» окончательно сразило наповал «Понтия Пилата», и он прощает и освобождает их всех, а его КГБ-шное начальство, пораженное его благородным поступком, прощает и его самого. Кажется, еще пара кадров, еще несколько минут, - и мы увидим всеобщее покаяние всего руководства СССР, превращение всей нашей правящей элиты во святых праведников и преображение всей России в то «Царство Божие на Земле», которое так страстно хотел изобразить Гоголь в третьем томе «Мертвых душ», где даже «подлец» Чичиков должен был стать святым человеком. Но Гоголь не смог осуществить этот замысел, и именно из-за этого впал в глубокую депрессию и умер, как и Высоцкий, в 42 года. Ибо еще когда он писал второй том, он почувствовал (возможно, это было ошибочное чувство), что этот процесс покаяния и преображения «подлеца» Чичикова не является художественно убедительным.

          Я очень далек от мысли сравнивать с Гоголем авторов последнего фильма про Высоцкого, но то, как они показали покаяние «Иуды» и преображение «Понтия Пилата», - выглядит очень убедительным. И вот в этом-то и заключается сила искусства и его главная задача: не «отражать действительность» такой, какая она есть, а изображать тот идеальный мир, в который мы должны стремиться преобразить наш реальный мир. И поэтому совершенно не важно, могла ли такая история с Высоцким произойти на самом деле, или это чистая выдумка, фантазия создателей фильма.

          Гораздо важнее другой вопрос: можно ли сравнить Высоцкого - с самим Иисусом Христом? А такая аналогия в фильме видна очень ясно, взять хотя бы кульминационный момент фильма - клиническую смерть и внезапное воскресение Высоцкого, которое его лечащий врач счел просто чудом.

          Принципиальное отличие Высоцкого (как и всех других людей) от Христа заключается в том, что Высоцкий был человеком грешным, о чем очень хорошо спел другой знаменитый бард - Булат (Иоанн[2]) Окуджава:

Говорят, что грешил,

Что не к сроку свечу затушил...

Как умел, так и жил,

А безгрешных не знает природа [3].

Но Высоцкий не просто грешил, а, как и многие творческие люди, считал своим долгом грешить, вменял грех чуть ли не в свою святую обязанность. И здесь очень уместно вспомнить стихотворение другого знаменитого поэта, который тоже любил кичиться своей «грешностью», -Сергея Есенина:

           Шум и гам в этом логове жутком,

           Но всю ночь напролет, до зари,

           Я читаю стихи проституткам

           И с бандитами жарю спирт.

           Сердце бьется все чаще и чаще,

           И уж я говорю невпопад:

           "Я такой же, как вы, пропащий,

           Мне теперь не уйти назад"[4].

Под этими стихами Есенина сам Высоцкий мог бы подписаться обеими руками. В его репертуаре десятки (если не сотни) песен, посвященных таким вот «пропащим» людям, и в каждой песне он настолько сочувствует, сопереживает, сострадает своим героям, что буквально перевоплощается в них (подобно тому, как он перевоплощается в волка в своей самой сильной песне - «Охоте на волков»).

И вот в этом главное отличие обоих поэтов от Христа: Он пришел к грешникам, чтобы исцелить их, а не заразиться их болезнями. А Есенин с Высоцким, будучи не в силах исцелить больных, из сострадания к ним заражались их болезнями, и это признак того самого бессилия, в котором Высоцкий кощунственно обвинял Христа:

Когда я вижу сломанные крылья,

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа[5].

В знаменитом романе Германа Мелвилла «Моби Дик» есть один эпизод, когда герой- христианин, подружившись с дикарем-язычником, поклоняется вместе с ним его языческому идолу. Причем делает это из христианской любви. И призывает всех нас поступать так же. Видите ли, мы, христиане, должны уважать верования язычников, и если они попросят, то мы - из христианской любви, из христианского снисхожденья, из христианского уваженья к чужим убежденьям - должны поклоняться их языческим идолам[6]. Вот как Мелвилл понимал христианскую любовь! И не отсюда ли пошла вся современная западная «толерантность»? Интересно, а если эти язычники попросят нас принести человеческие жертвы? Зарезать ребенка перед этим идолом? Мы и тогда - из христианской любви, из христианского снисхожденья, из христианского уваженья к чужим убежденьям - должны согласиться с ними и принять их предложение и зарезать этого ребенка? А ведь от простого поклонения идолам до человеческих жертвоприношений - всего один шаг! Когда в некоторых европейских странах «однополым парам» разрешают усыновлять детей - разве это не то же самое, что зарезать ребенка перед статуей Ваала или Молоха? И вообще - ведь для нас, христиан, язычники - это заблуждающиеся, и мы должны отвращать их от их заблуждений, а не потакать им в их заблуждениях! Для нас они - больные, а мы - их врачи. А врачи должны лечить болезни, а не заражаться от больных их болезнями! Ведь сам Христос проповедовал Царство Божие блудницам, то есть проще говоря - проституткам, ел и пил с ними, но ведь никогда не занимался же с ними блудом! Потому что для Него блудницы - это тяжело больные женщины, и Он лечил их от их тяжкого недуга. И под влиянием Его проповеди они каялись и изменяли свой образ жизни. А Мелвилл этого не понимает! Мелвилл предлагает нам вместе с блудницами заниматься блудом, вместе с идолопоклонниками поклоняться идолам, вместе с наркоманами - принимать наркотики, вместе с ворами - воровать, вместе с убийцами - убивать! И это он называет христианской любовью! И именно так эту «христианскую любовь» понимали Есенин и Высоцкий! И не только они одни, но, пожалуй, и вся современная европейская культура...

Но именно такой человек, как Высоцкий, больной всеми заблуждениями своего времени, не способный исцелить свой народ от его болезней, но зато способный из сострадания заболеть вместе с больными, - именно такой человек должен был поступить в точности так, как показано в фильме. Уж если невозможно освободить любимую девушку из тюрьмы, так я сам сяду в тюрьму! Безумие? Пожалуй. Но именно это безумие сыграло роль тех «горящих угольев»[7], которые растопили душу «Понтия Пилата». Ибо ради этого безумного сострадания любимой девушке Высоцкий готов был пожертвовать не только своей жизнью и своим добрым именем, но и жизнями тех миллионов своих поклонников, которые наверняка начали бы подражать своему кумиру, узнав, что он принимает наркотики. Другой, более разумный и холодный человек, наверняка стал бы рассуждать и задал бы себе вопрос: а что если пожертвовать одним человеком ради спасения многих? Что если пожертвовать этой несчастной глупенькой девочкой ради того, чтобы эти миллионы людей, любящих меня и готовых подражать мне во всем, - чтобы они не узнали о моей наркомании? Разумный человек наверняка задал бы себе этот вопрос. Но безумный Высоцкий не задумывался об этом ни на секунду! И в этом своем безумии он, как ни странно, оказался ближе ко Христу, чем сонмы праведных мудрецов.

 

Примечания:

[1] В. Высоцкий. Песня «Охота на волков».

[2] Не задолго до своей смерти Булат Окуджава крестился и был наречен Иоанном.

[3] Б. Окуджава. Песня «О Володе Высоцком».

[4] С. Есенин. Стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата...»

[5] В. Высоцкий. Песня «Я не люблю».

[6] Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит. Глава 10: Закадычный друг. (Melville H. Moby-Dick; or, The White Whale. Chapter 10: A Bosom Friend).

[7] Рим. 12:20. Притч. 25:21-22.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. На 17. остров72

Честное слово, даже не представляю, к какому ограниченному "меньшинству" нужно принадлежать, чтобы ставить имя всенародного любимца, как выразился один известный поэт, - "шансонье всея Руси", рядом с такой мразью, как БМ... Владимир ВЫСОЦКИЙ был в "совке", подобно Александру Пушкину в свое время, самым свободным по духу человеком, однако никогда не был "диссидентом". Жизнь его была сплошным горением, полетом и служением ... Но, рожденные ползать, оценить подобное не в состоянии по определению.
антикиллер / 27.01.2012, 14:27

17. на 16 антикиллеру

Для меня, совка, оставшегося без Отечества, бытовавшие некогда диссиденты на сегодняшний безыдейный момент - просто сексуальное меньшинство. И хорошо, что Высоцкий умер в благоприятное время! Может быть, сегодня он пел и прыгал бы в дуэте с Борисом Моисеевым.
остров72 / 26.01.2012, 18:08

16. На 12. В.М. - свинья грязь найдет...

Владимир Высоцкий - великий сын русского народа, которого вполне можно поставить в один ряд и с Пушкиным и тем более, Есениным. Не понимать это могут либо недавно вылупившиеся желторотики, не жившие в его время, либо враги русского народа, либо недоумки... Других категорий нет. Упомянутая ранняя песня единственная подобная в творчестве Высоцкого, и наверное, ошибочна, если можно так выразиться. Зато сложно даже посчитать количество его обращений в песнях к Богу, начиная с "вот только жаль распятого Христа" и употребления таких например слов, как "каюсь, каюсь, каюсь..." В плане же конкретно человечности и отзывчивости Высоцкий является примером, для многих христиан практически недостижимым.
антикиллер / 26.01.2012, 17:22

15. 11. антикиллер : Крещен он, отец, крещен, не переживай.... Всех могут забыть из времени в котором он жил. Его же не забудут, да, разве еще ... Гагарина.

У меня есть, чего переживать, хватает. .. я вот боюсь того часа, когда помрет Пугачева! (если не я раньше).
дед пенсионер / 26.01.2012, 16:00

14. Ответ на 11., антикиллер :

Крещен он, отец, крещен, не переживай.... Всех могут забыть из времени в котором он жил. Его же не забудут, да, разве еще ... Гагарина.

вот-вот, куда там русскому парню Гагарину до великого Высоцкого. "Разве еще" вспомнят, а, может, если опять будет единый концлагерь, и нет. В общем, как монета ляжет.

13. Re: Владимир Высоцкий, Понтий Пилат и Моби Дик

Я не понял, к чему понадобилось сравнивать Высоцкого со Спасителем? Как пишет тот же Г. Мелвилл в упомянутой 10-ой главе "Моби Дика", идол язычника - лишь кусок дерева. Так и Высоцкий - идол давно ушедшей эпохи. Что он по сравнению со Всемогущим Господом Богом? Прах, и в прах обратился. Я также не понял, к чему сравнивать Высоцкого с национальным русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Стихи Есенина - отражение души моего родного края - Рязанского. А сам Рязанский край давно претендует именоваться душой России. Зачем вообще Высоцкого с кем-то сравнивать? Ну был он, и был. Должна же была быть какая-то культура у совпартноменклатуры. Странно лишь одно: с чего это канал Константина Эрнста вдруг решил стирать грязное белье своего национального поэта? Не иначе, чтобы таким вот негативным действом вернуть внимание народа к творчеству Высоцкого.

12. антикиллеру и прочим поклонникам Высоцкого

Этот еврей был крещенный, говорите? Среди прочих, поди, песенку о девушке Марии и плотнике Иосифе то же любите? Преступление этого человека перед Богом и людьми состоит не в том, что он глумился над Святым Духом и Богородицей. Это в наше время стало обыденным явлением. За это каждый святотатец ответит пед Господом. Преступление состоит в том, что силой своего таланта Высоцкий заставил разделить свой смертный грех многие миллионы руских людей, не знавших Благой Вести. Я до сих пор чувствую стыд, что тогда смеялся вместе с ним. Имя этого человека в христианском мире должно быть забыто.
В.М. / 26.01.2012, 06:36

11. 9. дед пенсионер

Крещен он, отец, крещен, не переживай.... Всех могут забыть из времени в котором он жил. Его же не забудут, да, разве еще ... Гагарина.
антикиллер / 25.01.2012, 22:39

10. на 9 деда пенсионера

Я задал Ваш вопрос Яндексу. Ответы неоднозначные. Но протоирей Михаил Ходанов, влюблённый в Высоцкого даже будучи семинаристом, уверяет, что его кумир крещён в 1970 году.
остров72 / 25.01.2012, 19:29

9. 3. ГОЛУБКОВА :Упокой, Господи, душу раба Твоего Владимира!

А я вот не знаю, к своему стыду, был ли он крещен.
дед пенсионер / 25.01.2012, 18:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Иванович Линник
Православные дружины как лекарство от экстремизма
О примирении русских пассионариев
08.10.2012
Страшный сон славянофила
Откуда в Европе страх перед сильной Россией?
19.01.2012
Все статьи Юрий Иванович Линник
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06