В последние годы наблюдается тенденция быстрого наращивания экономического потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и технологических инноваций, причем активную роль в этом деле играет государство. Разработка и производство современных наукоемких изделий требуют создания необходимых для этого экономических условий, подготовки соответствующих кадров и значительного роста расходов на НИОКР. К примеру, в американской компании Lockheed Martin из 125 тыс. сотрудников новыми разработками занято более 70 тыс. ученых и инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и программному обеспечению. Обнаружив в 2009 году пробелы в подготовке специалистов по стоимостному анализу и системному проектированию для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в США решили увеличить срок подготовки магистров инженерных наук до восьми лет.
Развитие инновационной экономики в России, национальной технологической базы и наукоемких производств потребует современного кадрового обеспечения. Поэтому государство должно определить перспективы подготовки для них руководителей, научных кадров, инженеров и рабочих. Следует заметить, что модернизация промышленности и развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают значительные изменения в структуре занятости. Они требуют иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными навыками. Поэтому нашей стране необходима национальная стратегия подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, в том числе ОПК, включающая переподготовку кадров для модернизации предприятий, подготовку научно-педагогических кадров мирового класса, а также подготовку рабочих, специалистов и научных работников разных специальностей.
Первая задача должна выполняться учреждениями дополнительного профессионального образования, вторая и третья задачи — силами высшей школы, научных организаций РАН и отраслевой науки, а также научно-промышленных структур.
Система профессионального образования пока не смогла устранить дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров. Наивно полагать, что рынок труда самостоятельно отрегулирует насущные кадровые вопросы. О необходимости решения этой наболевшей проблемы недавно говорил Президент России.
По мнению работников ряда ведущих машиностроительных предприятий многие выпускники инженерных вузов недостаточно подготовлены к работе на высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными методами проектирования, не чувствуют полезности той или иной информации, необходимой для развития производства. Их переход на инженерные и управленческие должности возможен только после адаптации к производству. Для этого большая часть молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих практического опыта, должна сначала потрудиться на рабочих должностях. Сегодня на инженерно-технические должности сразу могут претендовать не более половины вчерашних студентов, зарекомендовавших себя во время учебы и производственных практик, а на управленческие должности — не более 5%.
Сложность «вхождения» выпускников вузов на предприятия во многом обусловлена и тем, что их представления о перспективах трудоустройства и будущей трудовой деятельности не совпадают с реальной обстановкой и соотношением спроса и предложения на них. Недостаточная социальная адаптация молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к работе на предприятии нередко приводят к негативному восприятию выпускников вузов работодателями. Понимание этой ситуации вызвало реформирование российской высшей школы путем создания параллельных структур — федеральных и исследовательских университетов, а также инновационных компаний при вузах и научных организациях.
Вместе с тем, улучшение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей неразрывно связано с повышением эффективности их использования. Иначе хорошо подготовленные молодые люди найдут способы избежать соприкосновения с отсталой технико-технологической производственной базой и косным менеджментом некомпетентных, но зато «своих» управляющих. То же самое случится и с повышением квалификации профессорско-преподавательских и научных кадров, заинтересованных во взаимодействии с передовыми предприятиями.
К сожалению, многие ФГУПы и корпорации, владеющие полным технологическим циклом производства сложной продукции, не смогли перестроиться в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и рыночными условиями, что привело некоторые из них к тяжелым последствиям, включая деградацию качества кадров. Отказавшись от отраслевого управления, власть передала весомую часть высокотехнологичного комплекса госкорпорации «Ростехнологии» — ей подчинено уже более 500 разных предприятий и организаций, а в ее уставный фонд перечислены миллиарды рублей. Наряду с необходимостью внедрения новейших научно-технических разработок и технологий, эта разношерстная конгломерация требует высококлассного управления. Но когда управление огромной госсобственностью фактически выведено из- под контроля государства, вряд ли приходится говорить об эффективности производства.
Оснащение предприятий зарубежным современным технологическим оборудованием, приобретаемым за средства госбюджета, не ведет к росту эффективности производства. Надежда на то, что сначала мы обеспечим заводы оборудованием, а потом привлечем туда кадры, неверна из-за быстрого морального старения высокотехнологичного оборудования, отсутствия стимулов повышения производительности труда и зачастую бездарного руководства. Проблема это не техническая и даже не экономическая, а политическая.
В первую очередь необходимо прекратить бесперспективное вливание огромных ресурсов во все ОАО и ФГУПы, сосредоточив усилия на селективной поддержке лишь тех предприятий, которые доказали свою живучесть в жестком соревновании с мировыми лидерами. Для них надо обеспечить опережающую подготовку и закрепление конкурентоспособных кадров. Динамику развития промышленности ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий.
Без взаимодействия с промышленным сообществом вуз не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать изменения конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг. Поэтому ведущие технические университеты в последние годы разработали программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку специалистов и кооперированное проведение исследований и разработок. Для этого создаются корпоративные образовательно-производственные структуры, позволяющие вводить студентов в профессиональную среду их будущей производственной деятельности на ранних стадиях обучения.
В условиях конкурентного рынка организации, ориентированные на успешное развитие, должны стремиться к росту эффективности деятельности, использованию ресурсов с максимально возможной отдачей, обеспечению устойчивости в условиях быстро меняющейся рыночной среды. Для предприятия выполнение указанных условий означает, с одной стороны, рентабельность, способность приносить прибыль, финансовую отдачу на вложенные ресурсы, а с другой — финансовую устойчивость и платежеспособность, возможность рассчитываться по возникающим обязательствам и сохранять возможность вести производственно-коммерческую деятельность при изменении рыночной конъюнктуры.
Отметим, что набор компетенций, которым должен обладать специалист с точки зрения работодателя, отличается от набора, который формируется у выпускников вуза в настоящее время. Поэтому оптимальный, с точки зрения всех заинтересованных субъектов, портрет специалиста требует системного взаимодействия всех сторон: предприятий, вуза, студента. Корпоративное взаимодействие вузов и предприятий является ресурсом повышения эффективности и качества образования, обеспечения практико-ориентированной подготовки специалистов. Главной целью корпоративного взаимодействия для вуза является повышение качества и эффективности образовательного процесса, научных и инновационных работ, заинтересованность рынка труда в выпускниках. Для предприятия – повышение эффективности его деятельности и уровня квалификации персонала, качества продукции, инновационной активности, снижение издержек. Для выпускника — высокая конкурентоспособность.
Опыт показывает, что корпоративное взаимодействие вузов и предприятий является экономически выгодным для всех его субъектов. Однако организация корпоративного обучения требует от партнеров значительных первоначальных вложений (оборудование учебных центров и научных лабораторий, разработка учебно-методических материалов, создание автоматизированных обучающих систем и т. д.). Вложения в развитие персонала обычно рассматривают как инвестиции.
Корпоративные структуры могут создаваться с использованием различных способов организации сетевого взаимодействия и описываться набором различных показателей, отражающих глубину интеграционных процессов. Вузы могут одновременно быть участниками нескольких корпоративных университетов, что обеспечивает возможность обмена информационными потоками, методиками обучения. Взаимодействия вузов могут быть опосредованными через совместные работы с предприятиями-партнерами, другими субъектами бизнеса в результате реализации различных программ. В результате корпоративного взаимодействия осуществляется совместная образовательная, производственная и инновационная деятельность.
К основным системным функциям таких структур относится объединение кадровых и материально-технических ресурсов, создание сетевого информационного обеспечения, корпоративная координация и управление по всем направлениям деятельности. А также повышение инвестиционной привлекательности образования, обеспечение многоканального финансирования деятельности вуза, реализация многоуровневого и многоступенчатого непрерывного образования по направлениям и специальностям подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Не следует забывать и про адаптацию образовательных программ к требованиям работодателей и современному уровню развития науки и технологии, развитие инфраструктуры профессионального образования. Повышение качества подготовки кадров можно осуществлять путем формирования адаптивной системы и программ целевой подготовки, а также при построении индивидуальных образовательных траекторий, поддержки самообразования. Причём корпоративные производственно-образовательные структуры должны способствовать росту качества профессионального образования на всех уровнях.
Корпоративное обучение предназначено для обучаемых с высокой мотивацией, основанной на осознанном стремлении к получению знаний. Оно становится особенно важным в тех случаях, когда обучаемый уже накопил достаточное количество базовых знаний и умений, получил опыт в рамках отдельных предметных областей. К этому моменту должна быть определена сфера деятельности и сформулирована целевая установка. Для формирования опыта практической деятельности необходимо, чтобы учебное содержание стало практико-ориентированным, а дидактический инструментарий учитывал условия деятельности по основным направлениям спектра профессиональных обязанностей в той сфере деятельности, в которой будет использоваться потенциал подготавливаемого специалиста.
Корпоративное обучение предполагает систематизацию накопленного опыта, формирование практических навыков его применения и развитие личного опыта за счет изучения чужого опыта деятельности. При организации такого обучения студентам необходимо выработать личное отношение к процессу обучения, осознать потребность в самостоятельности и осмысленности обучения, которая обеспечивает мотивацию, понять практическую направленность обучения и создать систему личных способов организации собственной познавательной деятельности.
Отличительной чертой корпоративного образовательного процесса является усиление практико-ориентированной составляющей подготовки, ее нацеленность на получение конкретных умений и навыков. Одним из эффективных инструментов решения этой задачи становится погружение обучаемых в профессиональную и квазипрофессиональную среду на всех этапах траектории развития личности в единой многоуровневой системе непрерывного образования.
Присутствие на рынке порождает не только конкуренцию, но и партнерские отношения, а также обмен методической и научно-технической информацией. Опыт взаимодействия вузов и предприятий показывает, что даже крупный ведущий вуз, как правило, не может обеспечить формирование у студентов всего комплекса необходимых профессиональных знаний и навыков. Поэтому наряду с корпоративным взаимодействием с предприятиями нужна межвузовская интеграция. Ее главная цель — координация усилий образовательных учреждений в сфере подготовки специалистов путем внедрения инновационных образовательных технологий. Некоторые вузы пошли по пути объединения своих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов. Организационно межвузовские объединения сейчас реализуются в виде ассоциаций, ресурсных центров коллективного пользования, корпоративных университетов и др. Совместная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных и педагогических технологий снизит финансовую нагрузку на каждый вуз, приведет к формированию унифицированной информационно-образовательной среды, повысит качество и доступность образования.
При организации корпоративного взаимодействия необходимо учитывать, что процесс подготовки специалистов осуществляется в условиях динамического приращения информации за счет появления новых знаний в сфере науки, производства, общественных отношений. Это требует отбора необходимых для обучения информационных массивов. Он может быть произведен при коллегиальном формировании информационных ресурсов. Помимо большей обоснованности решений при отборе это приведет к созданию корпоративных межвузовских образовательных ресурсов. Следующим шагом должна быть совместная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных и педагогических технологий. Это снизит финансовую нагрузку на отдельный вуз, приведет к формированию унифицированной корпоративной информационно-образовательной среды, повысит качество и доступность образования.
Согласованные действия способны обеспечить инновационный и адаптивный характер образования, сформировать систему комплексной оценки качества, развивать региональные структуры и системы непрерывного образования. Опыт показывает, что межвузовские объединения служат эффективным инструментарием повышения качества, доступности и эффективности.
Для обеспечения российских высокотехнологичных предприятий (в первую очередь, ОПК) специалистами предлагается создать общегосударственную систему подготовки современных кадров. При создании важно реализовать принципы системы, которыми являются:
- • ориентация на результат, обеспечивающий достижение главной цели;
- • оценка степени достижения цели, мониторинг эффективности расходования средств на выполнение поставленных задач;
- • программно-целевой подход в создании и развитии инфраструктуры высшего и дополнительного профессионального образования ОПК по специальностям (направлениям подготовки), критически важным для развития оборонных отраслей промышленности;
- • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах государственной поддержки подготовки кадров и дополнительного профессионального образования ОПК;
- • государственное планирование подготовки кадров и дополнительного профессионального образования специалистов ОПК, основанное на учете текущих и перспективных потребностей кадрового обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ;
- • поддержание необходимого уровня материально-технической базы вузов и учреждений дополнительного профессионального образования;
- • концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов в наиболее «продвинутых» вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования для организации опережающей подготовки кадров и создания инновационных структур на ключевых направлениях развития высокотехнологичных производств оборонных предприятий;
- • максимально возможная интеграция вузов, учреждений дополнительного профессионального образования и предприятий ОПК для формирования кадрового потенциала, выполнения научно-технических разработок и инноваций с целью оперативного управления полученными положительными результатами и тиражирования их для создания конкурентоспособных вооружений и гражданской продукции;
- • сетевая организация взаимоотношений учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образования кадров;
- • соответствие узлов организации местам концентрации и развития предприятий ОПК и регионов;
- • поддержание пространственной диффузии в системе подготовки кадров и дополнительного профессионального образования для ее саморазвития.
Система будет включать следующие подсистемы:
Межотраслевые и отраслевые корпоративные вузы создаются путем интеграции национальных исследовательских университетов и других ведущих инженерных вузов с профильными промышленными предприятиями, например, в виде консорциума. При этом преследуется цель подготовить разработчиков сложных систем, специалистов по их стоимостному анализу, руководителей высокотехнологичных предприятий и научных кадров, а также проводить научных исследования и внедрение инноваций. Срок обучения специалистов и магистров в таких вузах — не менее 6-8 лет, соотношение преподавателей и студентов — ¼, объем выполняемых научных и инновационных работ — не менее объема финансирования образовательной деятельности. Число вузов, входящих в подсистему, – не более 50. Подсистему уже сегодня можно организовать на основе федеральных и национальных университетов и части ведущих вузов, участвующих в выполнении государственного плана подготовки кадров для оборонных предприятий.
Внутрифирменные вузы создаются передачей соответствующих технических вузов в состав крупных промышленных объединений. При этом преследуется цель подготовки рабочих и инженерных кадров, которая должна проводиться по программам начального и среднего профессионального образования, используя советский опыт образования «завод-вуз». Число передаваемых технических вузов, по оценкам, может составить до 30-40. Подготовка по программам начального и среднего профессионального образования возможна включением в вузы соответствующих образовательных центров предприятий и учреждений.
Региональные научно-образовательные промышленные кластеры, ядро которых составят корпоративные технические вузы, объединенные с профильными учреждениями начального и среднего профессионального образования. Такие вузы, взаимодействуя в рамках консорциумов с промышленными предприятиями в регионах и центрами дополнительного профессионального образования, смогут оперативно обеспечивать кадровые потребности при создании перспективных разработок и тиражировании новых изделий.
Федеральные научно-образовательные центры высоких технологий создаются на базе ведущих институтов РАН и государственных научных центров. При этом преследуется цель подготовки научных кадров — магистров, кандидатов и докторов наук, проведение научных исследований и инновационная деятельность. Такие центры вместе с высокотехнологичными предприятиями смогут организовать межотраслевые консорциумы, что активизирует работу конструкторско-технологических и научных организаций РАН и государственных научных центров.
Сеть дополнительного профессионального образования, которые наряду с вузами являются структурными элементами, обеспечивающими решение образовательных задач, кадрового сопровождения, разработки и производства высокотехнологичной продукции.
Важным элементом общегосударственной системы является кадровое агентство(центр), как организационный институт прогнозирования, планирования, мониторинга и координации, обеспечения регионального, отраслевого и межотраслевого сотрудничества в развитии кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей, например, ОПК. Оно обеспечит также обязательность и четкость взаимных отношений в подготовке кадров между государством, вузами, предприятиями и студентами, которые обучаются за счет бюджетных средств. Каждая из сторон должна будет выполнять свои обязательства в полном объеме, невыполнение должно предусматривать возмещение ущерба. Это изменит психологический настрой студента, его понимание своей востребованности, перспектив роста, ответственности и т.д.
Ведущие технические вузы и региональные власти уже осознали необходимость ориентированной на производство подготовки специалистов. Например, национальный исследовательский университет МАИ при поддержке Департамента промышленности Правительства Москвы организовал в вузе обучение своих студентов рабочим профессиям, которые пользуются большим спросом. Такое взаимодействие усиливает участие, роль и ответственность региональных властей за кадровое обеспечение предприятий, работающих в регионе.
Остановимся подробнее на организации обучения во внутрифирменных вузах высокотехнологичных предприятий. Нужно разработать для них систему государственных образовательных стандартов, в которой начальное профессиональное образование станет обязательной частью стандарта среднего профессионального образования, а тот — частью стандарта высшего профессионального образования. Такие технические вузы смогут принимать на обучение практически всех желающих, сдавших ЕГЭ.
Обучение будет проводиться по следующей схеме. После окончания первого курса студенты получат документ о получении рабочей профессии, и из них по результатам экзаменов отберут способных для дальнейшего обучения. После окончания второго (третьего) курса выдается диплом техника и проводится отбор на право получения инженерного образования. Те, кто не прошли отбор, будут работать на предприятии в должностях, соответствующих освоенной профессиональной образовательной программе. При этом они смогут продолжить обучение по очной (после двух лет работы), очно-заочной или заочной форме. Получить высшее образование можно будет за 5 лет, при этом предприятия решат кадровую проблему путем обязательного трудоустройства и закрепления у себя хороших выпускников.
В предлагаемой системе создаются возможности открытого доступа к идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения, ориентированного на повышение качества образования и конкурентоспособности. Задачи развития инновационного потенциала и обновления технического образования будут решаться совместно. А взаимодействие с предприятиями и научными учреждениями сделает вузы субъектами реального сектора экономики.
Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты вместе с федеральными научно-образовательными центрами высоких технологий возьмут на себя основную часть функций межрегиональной и межотраслевой координации подготовки кадров. Должно быть предусмотрено обязательное участие вузов в выполнении федеральных целевых и научно-технических программ и НИОКР в определенном размере от общего объема их финансирования. Это позволит создать организационно-технологические основы для роста инноваций.
Требуют решений правовые, финансовые и экономические вопросы создания и развития внутрифирменных вузов. Предлагаемый вариант передачи профильных технических вузов в состав ведущих промышленных объединений может сопровождаться соответствующим увеличением в них доли государственной собственности или передачей ее в доверительное управление.
Увеличению ресурсного обеспечения таких вузов будет способствовать принятие новых для них правовых норм в налогообложении и ценообразовании. Например, включение затрат на обучение в структуру цены изделий, производимых в рамкахгосударственного оборонного заказа и поставляемых на экспорт, увеличение доли таких затрат, учитываемых в налогообложении, установление льготного налогообложения имущественного комплекса, используемого в образовательном процессе и др.
Внутрифирменный вуз и предприятие должны быть экономически заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов научной и активной инновационной деятельности.
Создание предлагаемой системы образования потребует соответствующих изменений в структуре государственного управления. В частности, представляется целесообразнымреорганизовать Министерство образования и науки РФ и Министерство промышленности и торговли РФ с созданием при Правительстве России Федерального агентства (Министерства) высоких технологий и инноваций в ОПК, сочетающего в себе функции прежнего Миноборонпрома и американского агентстваDARPA.
Агентство (министерство) должно обладать широкими полномочиями для организации разработок и внедрения инноваций в высокотехнологичных отраслях экономики. Ему надо будет передать в управление технические национальные исследовательские университеты и вузы, осуществляющие подготовку кадров для оборонной промышленности, и государственные пакеты акций высокотехнологичных предприятий.
Тесное взаимодействие предприятий с вузами поспособствует модернизации производственного потенциала и повышению конкурентоспособности отечественной экономики.
Очевидно, что современный путь развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса должен идти путем формирования сетевых структур, нормативное правовое закрепление их роли, функций, прав и ответственности. Федеральные университеты в округах и национальные исследовательские университеты, выполняющие государственный план по подготовке кадров для ОПК, вместе с федеральными научно-образовательными центрами высоких технологий, кадровым агентством, учреждениями дополнительного профессионального образования могут взять на себя основную часть функций органов межрегиональной и межотраслевой координации в кадровой сфере ОПК. Взаимодействие вузов и предприятий в формате корпоративных и внутрифирменных университетов ОПК следует рассматривать как один из важных ресурсов повышения качества образования. Кроме того, такое взаимодействие обеспечит практико-ориентированную подготовку специалистов ОПК, создаст инновационную среду в вузах и на предприятиях. Дополнительные системные механизмы горизонтальной сетевой интеграции могут быть задействованы при развитии сети.
Сетевое взаимодействие корпоративных университетов и открытые инновации в системе приведут к мультипликативному эффекту. Это позволит многократно увеличить возможности оперативного маневра инновационными ресурсами, их комбинирования и усиления эффекта интеграции, что, безусловно, приведет к новому качественному состоянию, как самой системы, так и ее элементов. Специфика образовательной, научной и инновационной деятельности предопределяет актуальность создания сетевой структуры.
Многоконтурная горизонтально-сетевая схема организации образовательной, научно-технической и инновационной деятельности ОПК дополняет вертикально-иерархические схемы российских оборонных предприятий.
Во-первых, она предоставляет возможность распространения открытых инноваций в специфических для оборонных предприятий условиях ограниченного информационного обмена.
Во-вторых, создание и развитие горизонтально-сетевой структуры приведет к ускорению образовательных, научно-технических и производственных инноваций, генерации мультипликативных эффектов.
Наконец, качественно новые эффекты сетевой кооперации за счет удачного комбинирования разнородных ресурсов, совместной работы над проблемами, созданием «двойных» технологий и их реализацией в других областях, получением новых инновационных результатов представляют собой важный стимул для оборонных предприятий к созданию сети.
Борис Виноградов, экс-замминистра образования, заслуженный деятель науки РФ
Впервые опубликовано: http://pereformat.ru/2012/01/kadry-dlya-vysokih-tehnologij/
2. "Система профессионального образования пока не смогла устранить дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров."
1. Re: Кадры для отраслей высоких технологий