Анна Абикулова - очень молодая певица, лауреат Первого Международного фестиваля духовной песни «Невские купола» и других конкурсов. Анна поёт современные духовные песни, в том числе и собственного сочинения, романсы, произведения классического репертуара. Но, пожалуй, органичнее всего в её исполнении звучат старинные духовные канты, многие из которых были рождены на Украине. Всего за несколько лет по благословению епископа Выборгского Назария Анна Абикулова выпустила шесть альбомов духовной музыки. Она часто выступает с сольными концертами в русских и украинских городах и, кроме того, поёт в хоре Собора Владимирской иконы Божией Матери.
Анна Абикулова - это умный и открытый человек, общение с которым производит не меньшее впечатление, чем присутствие на её концертах. Создаётся впечатление, что она одарена и другими талантами, что она может делать ещё больше, чем делает сейчас - и в будущем ей предстоит раскрыться ещё полнее. Может быть, не только как певице.
- Анна, скажите, пожалуйста: когда в Вашей жизни появились музыка и поэзия?
- По рассказам моей мамы, пою я с двух лет. Я никогда не любила просто читать стихи. Не понимала, зачем их читать, если их можно сразу петь! Видимо, мне это казалось более гармоничным. И я маму всегда просила: «Ты мне не читай, ты мне лучше спой». А у моей мамы очень хороший голос. Когда она пела, мне это было очень приятно, и я начала петь вместе с ней. И с тех пор пою!
- Ваша мама - профессиональная певица?
- Нет, к сожалению. Но я уверена, что, если бы она занималась пением профессионально, то очень многого бы достигла. Потому что у неё от природы очень красивый тембр, хорошо поставленный, очень приятный голос. Я считаю, что у моей мамы голос лучше, чем у меня. Просто она никогда этим не занималась, а я училась и работала над собой. И папа у меня очень талантливый, широко образованный человек, который рассказывал мне много интересных исторических фактов. Он с детства учил меня думать, размышлять, всё анализировать. Эти два компонента - материнский и отцовский - так связались, что я не только начала петь, но и всегда придавала большое значение тому, что я пою. Меня интересовал не просто вокал, а его смысл, содержание. Думаю, эти два критерия, заложенные в детстве, и дали толчок моему дальнейшему развитию.
- И что вы с мамой пели вначале?
- Я очень любила песни из репертуара Людмилы Зыкиной. Особенно про то, как белорусская девушка спасла грузинского партизана, назвав его своим братом. Грузинский партизан забрёл в белорусскую деревню, его схватили фашисты, а он им сказал: «Да я из этой избы!». Завели его в избу, а девушка говорит: «Что же вы его забрали - ведь это мой брат!». Можно себе представить, как они были непохожи: белорусская женщина и грузинский мужчина. Но, тем не менее, фашисты им поверили... Когда мне было года четыре или пять, я очень любила петь эту песню. Мне нравился героизм этой ситуации. Вообще у Зыкиной все песни очень глубокие. Потом, когда Александр Малинин появился со своими романсами, я стала петь его песни. Потом что-то белогвардейское появилось... Каких-то простых, развлекательных песен я никогда не пела.
Я закончила музыкальную школу. Но потом мы почему-то решили, что я поступлю на филфак. Потому что я, вроде, серьёзный человек, и мне нужно серьёзное образование... Музыка делом серьёзным мне тогда не казалась: что-то слишком легкомысленное. Но, поступив на филфак, я поняла, что музыки мне очень не хватает. Я стала регентовать хором...
- Каким именно?
- Это был детский хор кафедрального собора. Мне очень нравилось работать с детьми, я и сама, можно сказать, была почти ребёнок. И параллельно я поступила в Институт культуры и искусств, который закончила как «дирижёр, солист и артист хора». Образование, которое я там получила, мне оказалось даже нужней, чем консерваторское. Может быть, в таком образовании меньше глубины - зато больше широты, которую можно углублять по мере необходимости.
Таким образом получилось, что я закончила два вуза, и не жалею об этом. Это как раз то, что мне сейчас надо. Как филолог я могу писать и редактировать тексты, а дальше обрабатывать их как музыкант. Получается, с Божией помощью, что я и музыку пишу, и тексты многие... то, что на сердце ляжет.
Начинала я работать как солистка камерного академического хора, но чувствовала, что это не то, что мне нужно. А потом приехала в Петербург...
- Подождите, а где же происходили все предыдущие события?
- Все предыдущие события происходили на Украине.
- Так Вы на Украине родились! Вот почему Вы поёте украинские канты...
- В общем-то, да. Всё это я впитала с детства. Правда, с кантами духовного содержания я позже познакомилась, когда стала регентом и начала посещать святые места. В те времена уже происходило активное возрождение духовной культуры, духовного наследия. Правда, на Украине, к сожалению, это очень своеобразно происходит, с искривлениями. Там и раскол произошёл, и очень сильно наседают греко-католики и католики с запада. Католические священники приезжают и в центр Украины, и в южные регионы. Я счастлива, что здесь есть возможность это духовное наследие воплощать и частично сохранять в рамках канонической Церкви. Этой культуре нужно придать нужный оттенок, нужное духовное направление. Это же бесценное наследие наших предков! Украина - очень близкое России государство, и культурно, и духовно. Пусть это отдельный этнос, но родственный, и разорвать Украину с Россией нельзя.
- Украинские, белорусские и русские духовные песнопения похожи по характеру?
- Конечно, они и по характеру, и по содержанию похожи. Я как филолог очень рада, что Господь сподобил меня познакомиться с общеславянским фольклором, с его духовным пластом. В фольклоре есть лирические песни - «Во поле берёза стояла» и тому подобное. Есть календарные песни - «Вышли в поле косари». И есть ещё, оказывается, духовный фольклор - песни, посвящённые церковным праздникам, каким-то духовно-лирическим размышлениям, покаянные стихи. Многие из них дошли до нас в дореволюционных публикациях. После революции всё это было забыто и стало потихонечку возрождаться где-то в девяностые годы. Я немножко с этим соприкоснулась, даже собиралась кандидатскую писать на эту тему. Но не стала, потому что активно занялась пением. Читать лекции в вузе и петь, на одних и тех же связках, - это будет слишком.
- А Вы не собирали духовные песнопения по деревням?
- Немножко удалось! Я собираюсь ещё этим заняться, просто не всегда есть возможность.
Тематически русские, украинские и белорусские песнопения похожи. Но, конечно, у каждого народа есть какие-то фольклорные особенности. На Украине песни более веселого характера. Там много колядок, которые, я знаю, очень любят в Петербурге, и даже поют в храмах на украинском языке. Это очень трогательно! В Белоруссии песни более лирические. В России -вообще очень широкая палитра.
На Западной Украине, в тех краях, где Почаев, народ всегда был очень верующий, благочестивый. Там сохранилось очень много кантов духовного содержания на разные темы. И мелодика там очень своеобразная. На Западную Украину очень сильно повлияло монголо-татарское иго. Ведь многие татары осели в Карпатах и их предгорьях, образовали целые сёла и потом смешались с местным населением. Поэтому западные украинцы даже внешне похожи на татар. В их народной музыке присутствует восточная гармония, интонация. Так что все эти духовные канты, как ни странно, с небольшим восточным налётом.
- Так же, как в сербских песнопениях заметно турецкое влияние...
- Кстати, сербскую культуру я тоже начинала изучать, потому что этнически я к ней причастна. Мои предки по отцовской линии - сербы. На юге Украины, где я родилась, были большие поселения сербов и болгар, которые бежали из Сербии во время русско-турецкой войны. Поэтому сербская музыка мне тоже очень близка. В ней всё по-другому, она ближе к Европе, там слышны и европейские, и восточные интонации. Если Бог даст, я собираюсь поглубже заняться сербскими духовными песнями - они очень своеобразные, колоритные. Да и болгарские тоже. Мне уже удалось разыскать и записать сербские и болгарские песни, но хотелось бы погрузиться в эту культуру глубже. Потому что всё это родственно, всё это slavia orthodoxa - ареал православных славян.
В народном сознании глобальные духовные события отражаются очень самобытно и трогательно. Народ по-своему поёт о святых, о Божией Матери. Очень просто и очень красиво.
- А в Сербию Вы не собираетесь поехать? В сербских монастырях можно услышать потрясающие песнопения.
- Конечно, я мечтаю о поездке в Сербию! Это же родина моих предков. Когда я пою сербские произведения, мне говорят, что это звучит очень органично. Слушая записи сербских девушек, я чувствую, что у меня даже тембрально с ними что-то общее есть, я знаю, как сделать, чтобы был такой голос. Наверное, где-то на генетическом уровне мне это близко.
- Анна, так что произошло, когда Вы приехали с Украины в Санкт-Петербург?
- Около пяти лет назад я приехала в Петербург и пришла в Святодуховский центр, чтобы посмотреть концертный зал, узнать, какие тут концерты проходят. У меня уже был достаточно большой репертуар, я как солистка выступала. Всякие арии пела, романсы. Но чувствовала, что всё это не моё. Я просто не знала, что ещё можно петь. Ничего более серьёзного я не знала.
В Святодуховском центре как раз готовились к фестивалю «Невские купола». И Елена Петровна Ларионова, директор зала, мне сказала: «А Вы поучаствуйте в конкурсе». «Да я не знаю даже, что петь. Такого репертуара у меня нет». Мне подарили диски Ирины Скорик, я их послушала и тут вспомнила, что я знаю старинные украинские канты. Тогда я выучила очень красивый кант, посвящённый иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», сочинённый на Волыни. Мне его подарил священник, родом с Волыни - отец Игорь Голуб. Я этот кант подготовила, мне сделали очень красивый мужской хор...
- Вы имеете в виду песнопение «Благословенна будь, Неопалима Купино»?» Я слышала его на Украине во время крестного хода...
- Да, его там поют во время праздников. Этот кант посвящён не только иконе «Неопалимая Курина», он вообще обращён к Пресвятой Богородице. Председателем жюри фестиваля был Олег Евгеньевич Погудин. Ирина Скорик тоже была в жюри, Владыка Назарий являлся духовником фестиваля... Так получилось, что перед тем, как петь, я очень сильно напереживалась. У меня в жизни произошёл ряд событий, которые заставили меня попереживать, поплакать. А страдания, переживания всегда очищают, улучшают духовное состояние. И я в каком-то очень правильном, покаянном состоянии пришла на этот фестиваль, спела - и это, с Божией помощью, произвело впечатление. С этих пор всё и началось. Я пришла на приём к Владыке Назарию, поговорила с ним, сказала, что мне очень интересно заниматься этим жанром. И он меня благословил. Потихонечку начали рождаться песни...
- А до этого Вы песен не писали?
- Я писала песни, даже немного занималась в детстве композицией. Но, конечно, в таких масштабах - нет. А после этого дело пошлó, потому что я поняла, что хочу именно на эту тему писать. Уже были знания и небольшой опыт. За время юности я просто пропиталась церковными песнопениями...
- У вас церковная семья, родители водили Вас в храм?
- Я бы не сказала, что мои родители очень воцерковлённые люди. Но они научили меня мыслить, и я задумывалась о смысле жизни. Так что всё равно благодаря им я пришла в храм... Начиная с подросткового возраста, человек задумывается над своим местом в этом мире - и не может не придти к выводу о существовании Высшего Начала.
Моё воспитание, внутрицерковная закалка, регентование - всё это воплотилось в том, что у меня стали появляться эти песни. Но я себе отдаю полный отчёт в том, что всё это, в общем-то, не моё. Так Господь управил. У меня просто есть определённые знания, определённый набор инструментов - для того, чтобы сочинять и петь.
- Анна, а сейчас Владыка Назарий продолжает помогать Вам духовно?
- Да! Для меня это большая радость, большая честь - что я могу придти к Владыке, посоветоваться с ним. Он всегда даёт очень мудрые советы и ещё ни разу не ошибся. Например, он говорит: «Нет, вот на эти гастроли ты не поедешь. Потому что - не поедешь». Я говорю: «Но всё-таки я постараюсь...» «Ну, хорошо, давай, старайся». Но всё получается так, как он сказал. С ним можно посоветоваться абсолютно по любому вопросу! Например, он редактирует тексты моих песен. Или бывает, что я напишу песню, а название придумать не могу. А Владыка может!
Когда я в первый раз пришла к Владыке Назарию на приём, он сказал мне одну важную вещь. Сначала я в неё не то чтобы не поверила... но удивилась, как это может быть. Он сказал: «Сейчас ты начнёшь заниматься этим жанром, и в других музыкальных жанрах работать уже не сможешь. Тебя к другому не будет тянуть совершенно». А я в то время собиралась работать ещё и в стиле «латина». И после слов Владыки подумала: «Почему? Что тут такого? Буду петь и эти, и другие песни...» Ничего подобного! Начинаешь работать с этим материалом, углубляешься в него и, действительно, всё так мельчает по сравнению с этим! О чём ещё можно петь, если поёшь об этом!
- Есть ли такая песня, которую Вы хотели бы спеть, но знаете, что не сможете? Например, от переизбытка чувств...
- Я как-то не задумывалась над этим, честно говоря. В песнях не бывает переизбытка чувств. Льётся - и всё. Бывает, конечно, что поёшь и плачешь, но всё равно поёшь. Песня - это своего рода эмоция. Ты даже можешь слезами этими петь, и это даже правильно. Конечно, надо постараться, чтобы совсем не расплакаться...
- В вокальном искусстве очень важно дыхание. Скажите, пожалуйста: слова «дыхание» и «дух» только кажутся похожими, или в них есть смысловое единство?
- Да, конечно, это связано. Голос идёт от души, и песню ты согреваешь своим теплом. Можно просто стоять и красиво, правильно петь - но это будет не то. В таком пении не будет истины. А вот когда ты поёшь душой, осознаёшь каждое слово, умиляешься этому тексту - и дышишь одновременно, согреваешь песню своим теплом... Конечно, нужно знать какие-то технические стороны этого процесса. Но главное - не дыхание, а вдохновение. Вдохновляешься и поёшь, берёшь эти долгие ноты, поёшь не на дыхании, а на вдохновении... Сколько бы ни было у тебя дыхания и технических возможностей, «вышколки» какой-то - всё равно, если нет духа, души, тепла, всё это будет пусто.
- Балеринам постоянно приходится сидеть на диете, чтобы быть в форме, некоторые из них даже детей не рожают. Иконописцы постятся, когда пишут иконы. А певцу, который поёт духовные песнопения, нужно чем-то жертвовать?
- У меня в жизни так получается, что, даже если я забываю чем-нибудь пожертвовать, Господь посылает мне такие ситуации, благодаря которым я могу немножко пострадать, попереживать, поплакать, попоститься, похудеть... А потом опять всё хорошо. Слава Богу! Но по большому счёту, конечно, надо чем-то жертвовать. Надо достойно нести сосуд, в который Богом вложено всё, что у меня есть. Нужно, конечно, соблюдать посты. По мере возможности молиться, посещать службы обязательно. Наверное, как-то хранить язык от ненужных, лишних слов. Избегать не очень хорошо влияющих обществ, компаний - это я очень остро на данный момент чувствую. Не потому, что я не люблю людей, как-то превозношусь - ни в коем случае! Но иногда попадаешь в какое-то общество и чувствуешь, что теряешь что-то, и нужно уходить, идти туда, где на тебя могут хорошо повлиять.
И, наверное, в личной жизни приходится чем-то жертвовать. Я очень много раз слышала: «Как всё хорошо, но вот если бы ты ещё не пела!..» А ведь это моя сущность! Это самое дорогое, смысл моего существования, я с этим иду по жизни.
- Анна, я заметила, что вы очень много поёте о Божией Матери. Конечно, это очень личный вопрос, но всё-таки: как Ваша жизнь связана с Ней?
- Наверное, жизнь любого православного человека очень тесно связана с Божией Матерью. Я очень почитаю различные чудотворные иконы Божией Матери и стараюсь при любой возможности молиться у них. Когда я бываю в Киеве, то всегда стараюсь заехать во Введенский монастырь, к чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение». А здесь я каждую службу около Владимирской иконы - это такое счастье! Первое время я даже не могла в это поверить: поёшь в храме - и тут же чудотворная икона, ты свободно можешь к ней подойти. Здесь, в Лавре, икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» - тоже такое чудо! Со всеми этими иконами моя жизнь связана очень тесно. Хотя, конечно, я и ко многим святым обращаюсь в молитвах - по крайней мере, стараюсь, по мере сил.
Так складывается, что я всю жизнь пою в Богородичных храмах: собор Рождества Богородицы, Благовещенский храм, сейчас - собор Владимирской иконы Божией Матери.
Этот собор - настоящее чудо! Там великолепный регент - матушка Людмила Герасимова. Она прекрасно ведёт службы, очень мудрый православный человек, глубоко верующий. Я стараюсь учиться у неё мудрости, простоте. А насколько современно матушка Людмила мыслит! Это лишний раз доказывает, что Православие - достойный компонент в сознании современного человека. Если кто-то думает, что Православие архаично, то это неправда. Оно абсолютно современно и вписывается в любые условия жизни. Я вообще не представляю, как без Православия можно жить. Это же пусто и бессмысленно.
1. Re: «Главное - не дыхание, а вдохновение»